На главную страницу сайта

.

Отчет о проведении туристического спортивного похода 3 категории сложности по району Кичик-Алай.

Руководитель - Геров Илья Валерьевич

Маршрутная книжка № 18/3-314

.

1. Справочные сведения о походе.

Вид туризма - горный.

Сроки проведения (Москва-Москва) - 20.07.98 - 04.08.98

Количество ходовых дней - 13

Протяженность - 150 км.

Количество перевалов - 5 (наименования перевалов даны в порядке их прохождения):

Из них:

  1. Джумас (1А, 4250м.);
  2. Стрекоза (2А, 4500м.) первопрохождение;
  3. Б/Н (н/к,3950 м.);
  4. Гезарт Ложный (1Б, 4455 м.);
  5. Высоцкого (2А, 4700м.).

.

Состав группы

Участник

Должность

Опыт

Геров Илья Валерьевич

руководитель

Кавказ 5к.с.У; Хибины 1к.с.Р

Анисимов Алексей Юрьевич

.

Кавказ 5к.с.У; Кавказ 2к.с.Р

Амирханян Наталья Владимировна

завхоз

Хибины 1к.с.У; Кавказ3к.с.У

Дмитриев Алексей Владимирович

фотограф

Кавказ 3к.с.У

Ефимова Анна Алексеевна

медик

Приполярный Урал 1к.с. У; Кавказ 3к.с.У

Лаврентьев Павел Игоревич

.

Кавказ 3к.с.У; Кавказ 3к.с.У

Панюкова Жанна Вениаминовна

.

Кавказ 3к.с.У

Усов Анатолий Егорович

.

Терскей 3 к.с. У

Шалов Андрей Анатольевич

.

Кавказ 2 к.с. Р

Хван Владислав Аркадьевич

ремонтник

Кавказ 3к.с. У

.

Подъезды в район проведения похода (Сведения на 1998 год).

Самолет Москва - Ош. Рейс один раз в неделю по вторникам. Вылет из Москвы в 11. Время в полете 4 часа. Разница во времени +2 часа.

От аэропорта до Оша можно доехать на маршрутном такси или автобусе до автовокзала (20 мин).

В район проведения похода рейсовым автобусом Ош - Ноокат. Далее на машине или автобусе до Янгиноуката или, если позволит состояние дороги, до кишл. Акарт.

Дополнительная информация.

Курсы валют на июль- август 1998 г.:

1 доллар = 17 сомов

1 руб. = 3,3 сомов

1 доллар = 6,3 руб.

Деньги лучше менять в обменном пункте на городском рынке напротив автостанции.

Для экономии веса багажа в самолете и денег часть продуктов можно закупить в Оше. Там же следует закупить бензин. Цены на все товары ниже, чем в Москве.

Список продуктов, закупленных на месте:

сахар, рис, гречка, все сухофрукты, соль, чай, специи, макаронные изделия.

Примерная стоимость проезда:

аэропорт - автостанция - такси 20 сом, маршрутка 3 сома;

рейсовый автобус Ош - Ноокат - 10 сомов на человека;

машина Ноокат - Янгиноукат - 10 сомов на человека.

Примерно за 15 долларов на человека можно нанять частный автобус на автостанции сразу до конечного пункта.

Ночевать можно в гостинице "Алай" недалеко от автостанции или в гостинице при городском стадионе(спросить любого местного). Двухместный номер в гостинице "Алай" стоит 6 долларов в сутки.

Рюкзаки так же можно бросить в сквере около автостанции или в городском парке напротив автостанции через реку.

Мойте руки перед едой!!!

.

Схема района и маршрут группы. См., также, полную схему Кичик-Алая со списком перевалов [4]

2. Описание маршрута.

22 июля.

Прибыли в Янгиноукат в 18.00. Дальше нас не повезли, так как дорога до Акарта была размыта дождями и рекой. От Янгиноуката по грунтовой дороге через очень узкое ущелье мы вышли в долину. Пройдя по дороге около 8 км., мы встали на ночь на берегу реки в 22.00.

23 июля.

Выход в 7.30. Дорога несколько раз пересекает реку. Везде переправа по мостам. Пройдя 4 перехода по 40 мин., мы встали на обед в 11.30. До обеда прошли примерно 15 км. Далее дорога отходит от реки и идет примерно 150 м. над рекой. Два перехода нет воды.

Через километр после обеда дорога "раздваяется". На Акарт следует идти правой верхней дорогой.

Пресекая реку по мосту, дорога проходит через кишлак Акарт. Сразу за Акартом следует повернуть на правую, хорошо проторенную дорогу - дорогу, идущую резко в гору. Она выводит в долину р. Гезарт. За Аакартом два перехода не будет воды. Если возникнут проблемы, любой местный житель подскажет, как пройти "на Гезарт".

На ночевку встали в 19.00., пройдя 27 км., набрав при этом 800 м.

От Янгиноуката до Акарта 35 км.

24 июля.

Выход в 8.20. Хорошо проторенная дорога идет первые 10 км. по правому орографическому берегу р. Гезарт. Не доходя правого притока (р. Баркалак) напротив вершины, перешли на левый берег по мосту и продолжили путь вверх по течению. Обед в 12.30 напротив притока после 4 переходов.

Через 2 км. дорога уходит вправо и вверх на склон. Далее вдоль реки идет конная тропа. Встали на ночь, не доходя 1 км. до лед Гезарт, в 17.30 (хорошие места для стоянок).

25 июля.

Акклиматизация. Легкие прогулки по живописным окрестностям. Легкая эйфория, переходящая в головокружение. Высота 3800м.

Отнесли заброску на ледник Гезарт. В боковые морены под вершину 4880 м. на высоту 4200 м. Подъем на ледник левее основного языка по боковым моренам не представляет сложности. Время, затраченное на заброску (лагерь-лагерь), - 10 часов. При хорошей видимости просматривается почти весь ледник, но перевал Гезарт не виден.

26 июля.

Выход в 8.00. Подъем под перевал Джумас (1А, 4250) (фото 1).

Ф.1. Перевал Джумас, вид с востока

Подход под перевал по левому орографическому берегу реки Гезарт по тропе до ледника Гезарт. Отсюда направо по травянистому склону тропа под перевал. Она заканчивается на ледниковых моренах. Далее подъем по морене. Под перевальным взлетом можно найти места для ночевок.

Видимость резко ухудшилась, пошел снег с дождем. Решили переждать непогоду и пообедать (11.30-12.30).

Подъем на перевал по осыпному склону, крутизной около 30 град. Перевальный взлет примерно 300 метров. Подъем лучше осуществлять по скально-осыпному ребру, находящемуся по центру осыпного склона. Перевал имеет две седловины. Обе со стороны подъема имеют небольшие снежные карнизы (при подъеме по ребру обходятся).

На перевале были в 13.30. Записку в туре не обнаружили. Видимость 50 м.

Спуск с перевала - осыпной склон 30 град. имеет несколько локальных снежников. Склон выводит на ледник Джумас, покрытый мореной. Спуск с перевала практически по прямой. Следует немного забирать вправо по ходу. При выходе на ледник следует держаться правого его борта. После выхода на зеленку спуститься к реке Джумассу (примерно один переход от седловины). Есть хорошие места для ночевки.

Встали на ночь в 17.30. Высота 3880 м.

27 июля.

Ф.2. Ледник Кууганды - путь с севера к пер. Спартакиады. 1- район перевала?

Выход в 7.40. Спуск в долину Тегермач.

Вдоль правого борта долины идет тропа. Ниже она пересекает в дорогу. Далее спуск по дороге до поворота в долину Тегермач. Отсюда начинается подходы под перевалы Стрекоза 2А, Кюри 2Б, Тгермач 1А. Переправу через реку Джумассу лучше осуществлять до слияния с рекой Тегермач напротив пастушьего коша (он хорошо виден издалека).

Отсюда начинается подъем под перевал Стрекоза 2А.

От коша подъем вверх по правому орографическому берегу реки Тегермач по тропе. Примерно через километр мост (плохо заметен). Далее тропа идет по левому берегу реки. В верховьях долины тропа сворачивает направо к оз. Тегермач. Здесь обед в 13.15. Отсюда идти следует вверх по селевому выносу, образовавшемуся после взрыва плотины озера под перевалом Кюри. Примерно 3 перехода нет мест для ночевки, так как долина завалена камнями.

Не доходя до бывшего озера 1 км. поднялись на правый по ходу борт долины до горизонтальных террас и там заночевали в 18.45 (высота 3900 м.).

28 июля.

Выход в 7.40. Подъем под перевал Стрекоза (2А, 4500) (первопрохождение, фото 3).

Ф.3. Перевал Стрекоза. Вид с севера

От котловины бывшего озера, находящейся сразу за селевым выносом, следует идти правее вершины, находящейся напротив озера, ориентир снежно-ледовая стена на юге. По морене выход на ледник. С ледника, в направлении на юго-запад, видна ярко выраженная седловина перевала Стрекоза. Она находится между вершинами 4540, на востоке, и 4521, на западе. Пересекать ледник в указанном направлении. Практически весь покрывает морена. Напротив перевала есть ледниковое озеро (не указано на карте). Около него хорошие места для ночевок (высота около 4100 м.). От озера под перевал идет открытый ледник. Под перевальным взлетом ледник закрытый. Отсюда группа продолжила движение в связках.

Под перевальным взлетом в 11.30.

Перевальный взлет - снежный склон 30-35 градусов в нижней трети подрезан бергом. Берг засыпан снегом. Движение в связках, прохождение берга с попеременной страховкой (фото 4).

Высота перевала 4420 м. Перепад высоты от седловины до ледника примерно 250 м. На перевале были в 13.50 (фото 5).

Спуск с перевала - осыпной склон 30 град. (южная экспозиция).

Обед по перевалом в 15.00.

Далее вниз по долине реки Анделай. В верхней части река течет в узком каньоне, который в конце непроходим (водопад). В нижней части каньона следует выйти на левый осыпной склон и продолжить спуск по козьим тропам.

Хороших мест для стоянки мало. Встали на ночь в 18.30 примерно 1 км ниже каньона.

29 июля

Ф.4. Подъём по северному склону на перевал Стрекоза

Ф.5. На перевале Стрекоза. Вид на запад

Выход в 7.45.

Подход под перевал Гезарт Ложный через перевал Б/Н (н/к, 3950).

От мест ночевок продолжаем движение вниз по реке Анделай.

В нижнем течении река имеет несколько прижимов. С утра переправы через реку не представляет сложности. Перед слиянием с рекой Кичик-Алай можно выйти на конную тропу, которая идет по правому борту долины Кичик-Алай. Из ущелья вышли в 9.00.

Выйдя на тропу, пошли вверх по течению до первого притока. Примерно три перехода не было воды. Не доходя притока, тропа поворачивает налево и ведет на перевал Б/Н (н/к, 3950 м.). Около брода через реку под подъемом на перевал в 12.30. остановились на обед.

Не доходя примерно 100 м. по высоте, тропа выводит на плато и поворачивает налево, минуя перевал. По плато можно значительно сократить путь подхода под перевал Гезарт Ложный. При спуске с плато в долину можно заложить траверс, что мы и сделали. При плохой видимости могут возникнуть трудности с ориентированием на плато!

Спустившись в долину, мы встали на ночь в 18.30 (высота 3980 м.), хорошие места для стоянок.

30 июля

Ф.6. Вид с юга на перевалы Гезарт Ложный (1), Гезарт (2) и Авантюра (3) (фото из похода 2)

Ф.7. Вид с ледника Гезарт на перевалы Гезарт Ложный (1) и Гезарт (2) (фото из похода 1)

Выход в 7.20. Подход под перевал Гезарт Ложный (1Б, 4455).

Вверх по долине по центральному потоку. Вдоль потока выходим на ледник Гезарт. Перевал имеет две практически равнозначные по сложности седловины. Справа в хребте хорошо видна восточная седловина перевала. Южный склон осыпной, крутизна 30град. Спуск представляет собой снежный склон 30-35 град. Высота склона примерно 150 м.

Западная седловина имеет такую же высоту, как и восточная. Подъем на нее правее ледникового лба вдоль скал. Движение в кошках. Во второй половине дня камнеопасно.

Поднялись на западную седловину в 12.00. Тур не обнаружили и сложили новый.

Спуск на ледник Гезарт - снежный склон 30 град. в средней части. В начале и конце спуска выполаживание. При плохой видимости или рано утром (склон подморожен), возможно, потребуются перилла (2 х 50 м.). Высота склона 100 м.

Движение по леднику Гезарт в связках, так как ледник закрытый. По центру ледника движение во второй половине дня невозможно!!! В это время он представляет из себя сплошное "болото" из снега и воды. Подход под пер. Высоцкого по правому борту ледника вдоль хребта. Не следует близко подходить под стену - камне- и лавиноопасно!

Ф.8. Перевал Высоцкого, вид с запада (фото из похода 3)

В 13.30 подошли к месту заброски. Обед и разборка заброски примерно 2 часа.

Далее, после заброски, подошли под перевал Высоцкого вдоль левого борта ледника. Здесь ледник открыт - движение без связок. Встали на ночевку в 17.30.

Важная информация!!! Перевал Гезарт Сев. (1Б), указанный в классификаторе между ледниками Гезарт и Баркалак, по сути не существует. Хребет, в котором должен находится перевал, обрывается на юг четырехсотметровой скально-ледовой стеной. Места для спуска мы не нашли.

31 июля

Выход в 7.10. С утра потеряли около трех часов на разведку пер. Гезарт Сев.

Подошли под Перевал Высоцкого (2А, 4700) в 10.30 (фото 8).

Подход под перевал по леднику Гезарт. Ледник закрытый, движение в связках. Перевал находится в восточной части ледника между вершинами 4876, на севере, и 4814, на юге. Ориентирован перевал Восток-Запад. Перевальных седловины две они хорошо видны с ледника.

Подъем на перевал осыпному склону 30 град. 300м. Подъем лучше осуществлять по снежникам, разбросанным по склону.

На перевале были в 12.30.

Ф.9. Перевал Высоцкого, вид с востока. Спуск группы - зелёный трек

Спуск с перевала на ледник Акарт (фото 9). Ледник закрытый, движение в связках. В верхней части спуск представляет собой снежный склон крутизной около 30 град. Далее выход на плато. Справа плато обрывается скальными сбросами. По центру, левее скального острова, ледопад. Заход в ледопад по центру, проход слева на право. Выход из ледопада на снежный склон 35-40 град. левее скального острова. Далее спуск на открытый ледник. Слева ледопад обходить не рекомендуется - крутизна снежного склона 45 град. и во второй половине дня камнеопасно. Спуск в долину по левому борту ледника. Сразу за ледником на правом берегу реки хорошие места для ночевок.

Встали на ночевку в 18.30.

1 августа

Выход в 9.00.

В верхнем течении переправа на правый берег не представляет трудности, ниже будет сложнее. По правому берегу реки идет тропа. Примерно за 4 км. до поселка Акарт через реку мост на левый берег. Тропа разветвляется и петляет по склону. Со склона мост плохо заметен. Ниже моста правый берег реки поджимается скальным отрогом так, что мост лучше не прозевать, иначе придется возвращаться. Далее, по левому берегу, идет наезженная дорога.

За поселком Акарт встали на ночь примерно в 17 часов.

2 августа

Весь день занял путь до Янгиноуката. В Акарте с транспортом плохо, так, что весь день топали пешком. Описание отходов - смотри подходы (22 и 23 июля). Заночевали на доходя 1 км. до ущелья, выводящего в Янгиноукат, на берегу реки в 16 часов.

3 августа

Пройдя ущелье, вышли в Янгиноукат. На площаде перед мечетью сразу поймали машину и за 20 сомов с человека доехали до Нооката. От Нооката до Оша регулярно ходят рейсовые автобусы (10 сомов с человека). К обеду мы были в Оше.

В Оше переночевать можно в гостинице "Алай" (дорого), в гостинице авиаторов около аэропорта, в сквере перед аэропортом.

Регистрация на рейс до Москвы начинается рано утром, поэтому два последних варианта наиболее приемлемы.

.

Ссылки:

1. А. Лебедев. 5 с эл. 6 к.с., Кичик-Алай и Северный Памир, 1998 г. (без фото). >>> - Пос. Янги-Наукат - р.Чиле - пер. Гезарт ложный (1Б,4500,п.п.) - пер.Кичик-Алай (н.к.,4103) - пер. СК МАИ (1Б,4680,п.п.) - пер. Кокджар (н.к,4150) - пер. Дамджайлоо (2Б,4650,п.п.) - озеро 4100 - сев. цирк пика Скобелева - рад. пик Скобелева по сев. стене (3А,5051,п.п.) - пер. Скобелева (2А,4750,п.п.) - р. Кашкасу - с.Кашкасу ( в Алайской долине ) - переезд - с. Швее - пер.Швее (н.к.,3666) - пер.Фронтовиков зап.(3Б,5340) - рад. пик Казак (5460) - л. Сурхангоу - пер. Сурхангоу (2Б,5252) - пер. Кызылкуль (1А,4273) с.Швее.

2. П. Рыкалов. 4 к.с., Баркалак, Гезарт, Скобелева, Сары-Магол, 2000г. (фото не подписаны). (без фото) >>> - Пос. Согат - р. Чиле - пос. Акарт - пер. Ю. Баркалак (1Б*,4320,п\п) - л. Баркалак - пер. С. Гезарт (1Б,4300,п\п) - л. Гезарт - рад. пер. Спартакиады (2А,4700) - рад. пер. Разведовательный (1Б,4700) - пер. Авантюра (2Б,4600,п\п) - пер. 4150 (н.к.) - пер. Обходной (1А,4220,п\п) - пер. Спартак (2А,4650) - оз. Дамджайлоо - пер. Дамджайлоо (2Б,4650) - пер. Седло Скобелева (2Б*,5000) + пик Скобелева (5051) - р. Кекджар - р. Кашкасу - пер. Киндык (1А,4472) - р. Киндык - пер. З. Курумды (2А,4620,п\п) - пер. Курумды Озерный (4300,п\п) + пер Ц. Курумды (1Б,4600,п\п) - оз. Сары-Могол - пер. Сары-Могол (1А,4303) – р. С. Сары-Могол - р. В. Кичик-Алай - р. Акбура - пос. Бидене.

3. А. Лебедев. 3 к.с., Дамджайлоо, Тегермач, Гезарт, 2002г. >>> - Алайская долина – с. Кашкасу – р.Кашкасу – пер. Киндык (4472,1А*) – р.Киндык – пер. Рототаева (4820,2А) – л. Кумтор – пер. Вост. Дамджайлоо (4660,2А,п.п.) – озёра Дамлжайлоо – пер. Спартак (4650,2А) – пер. Зап. Карасиль (4610,1Б,п.п.) – р.Тюзашу – р.Зап.Кичик-Алай – пер. Тегермач (4541,1Б) – р.Тегермач – пер. Разведовательный (4710,1Б,п.п.) – л.Гезарт – пер. Высоцкого (4680,2А) – р.Акарт – р.Чиле – с.Янгинаукат.

4. А.Лебедев и О.Янчевский. Перечень перевалов Кичик-Алая с привязкой к карте

5. Список отчетов о горных походах по Кичик-Алаю

6. Фотогалерея перевалов Кичик-Алая

.

На главную страницу сайта