На главную страницу сайта

.

ОТЧЁТ

О ВОСХОЖДЕНИИ НА ВЕРШИНУ МУЗТАГ-АТА (7546) ПО ЮЖНОМУ ГРЕБНЮ

(второе прохождение)

 

Москва, Турклуб МАИ, 2005

 

1. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Район: Хребет Конгур-Музтаг (Китайский Памир).

Ущелье: Калаксонг, номер раздела по классификационной таблице 2001 года - 11.3

2. Наименование вершины: Музтаг-Ата.

Название маршрута: по южному гребню с ледника Калаксонг.

3. Предлагается - 5А кат. сл.

4. Характер маршрута: снежно-ледовый.

5. Перепад высоты маршрута: 1500 м. (по альтиметру)

Протяженность маршрута: 3928 м.

Протяженность участков: V к.с. – 1200 м., VI к.с. - 0м.

Средняя крутизна: 24 град., основной части маршрута - 30 град.

6. Использовано крючьев на маршруте: 0

7. Ходовых часов команды: 24 ч. 30 мин., 3 с половиной дня.

8. Руководитель: Лебедев Андрей Александрович (Москва), МСМК (туризм), 1 р. (альпинизм)

Участники:

Каган Владислав Евгеньевич (Минск), 1 р. (альпинизм),

Таракановская Марина Анатольевна (Новосибирск), 1 р. (туризм),

Чижик Дмитрий Владимирович (Москва), 1 р. (туризм),

Юдин Пётр Владимирович (Новосибирск), КМС (туризм),

Янчевский Олег Зигмонтович (Киев), КМС (туризм).

9. Тренер: Лебедев Андрей Александрович.

10. Выход на маршрут: 9ч. 00 мин. 02.09.2005г.

Выход на вершину: 12ч. 05 мин. 05.09.2005г.

Спуск к поляне Субаши до летовки (4116): 14ч. 30 мин. 06.09.2005г.

Восхождение осуществлялось в рамках спортивного горного похода 6 к.с., заявленного на чемпионат России по туризму. Маршрутная книжка N 1/3-603, утвержденная 29.06.2005 МКК ФТ Москвы, см., также, отчёт о походе [1].

Восхождение проводилось в альпийском стиле, на вершину взошли в 12.05 на четвёртый день восхождения (на 38-й день похода).

. 

2. ФОТО ВЕРШИНЫ

На фотографиях с запада (со стороны подходов) южное ребро Музтаг-Аты, как правило, не видно. Поэтому мы приводим фотографии вершины в 3-х проекциях: с юга, с запада и с востока, предоставляя, тем самым, исчерпывающую информацию.

Ф.1.1. Музтаг-Ата с юга. Фото А.Машенина с северного ребра пика Коскулак, снято в августе 2005г.

1-маршрут по южному гребню, 2-маршрут по восточному гребню (Д.Мазур, 2000г.).

Ф.1.2. Музтаг-Ата с запада. Фото Александра Ершова с поляны Субаши. Снято 03.06.2005г.

1-верхняя часть маршрута по южному гребню, 3-маршрут по южному краю западного склона (китайская экспедиция 1959г.), 4-маршрут по северному краю западного склона (Е.Белецкий, 1956г.).

Ф.1.3. Музтаг-Ата с востока. Фото А.Лебедева с южной ветви ледника Коксель. Снято в августе 2002г.

1- маршрут по южному гребню, 2-маршрут по восточному гребню (Д.Мазур, 2000г.).

3. ФОТО ПРОФИЛЯ МАРШРУТА

4. РИСОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

Ф.2. Вид на южный гребень Музтаг-Аты с востока с плато южной ветви ледника Коксель (фото А.Лебедева, август 2002г.). Красными цифрами отмечены концы соответствующих номерам участков маршрута, см. табл. 2.

Чёрными цифрами пронумерованы концы участков маршрута, см. табл.2. Красными цифрами пронумерованы GPS-точки, см. табл.3.

 . 

6. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РАЙОНА ХРЕБТА КОНГУРМУЗТАГ

3.1. Орография и классификация подрайонов. Хребет Конгурмузтаг находится на юго-востоке Памира и простирается от ущелья Гёздарьи на севере до долины Ташкургана на юге. С запада он ограничен долиной Кенгшиберсу – правого истока Гездарьи, а с востока – истоками Хантерексу. Хребет Конгурмузтаг имеет два крупных восточных отрога. Первый ответвляется от узловой вершины Караяйляк (7245). В основании отрога расположена высочайшая вершина Памира - Конгур (7719). Второй отрог ответвляется от безымянной узловой вершины 5411. Таким образом, горный район делится на участки:

Схема хребта Конгурмузтаг

1). Хребет Конгуртаг. Это участок хребта Конгурмузтаг, простирающийся от слияния Моджису и Кенгшиберсу до узловой вершины Караяйляк (7245). В этот же участок естественно включить вершину Конгур (7719), которая является восточным плечом грандиозной стены хребта Конгуртаг, которая смотрится как единое целое. Хребет Конгуртаг разделяет бассейны Гездарьи и Кенгшиберсу.

2). Горы Агалистан. Так называется восточный отрог Конгура (7719). Он начинается сразу за седловиной ~5770 между Конгуром и вершиной 5975 (пик В.Николаева) к северо-востоку от Конгура. Высота хребта не превышает 6000, его самые высокие вершины превосходят 5900. Горы Агалистан разделяют бассейны рек Гездарьи и Хантерексу.

3). Меридианальный участок хребта Конгурмузтаг, который простирается от узловой вершины Караяйляк до узловой вершины 5411. Этот участок разделяет бассейны Кенгшиберсу и Хантерексу.

4). Восточный отрог 5411, разделяющий бассейны Хантерексу и Ташкургана.

5). Южный участок хребта Конгуртаг, простирающийся от узловой вершины 5411 на востоке до Музтаг-Аты (7546) на западе и разделяющий бассейны Кенгшиберсу и Ташкургана.

3.2. Погода в районе хребта Конгурмузтаг определяется не только атлантическими циклонами. В отличие от Бадахшанского Памира, который прикрыт с юга высокими хребтами Гиндукуша, сюда проникают муссоны с Индийского океана (с юга по долине Инда и перевал Худорабад) и с Тихого океана (с юго-востока Китая). Поэтому погода здесь менее устойчива и приближается к погоде в районе пика Победы. Продолжительных антициклонов здесь практически не бывает. В среднем погода меняется каждые 3-4 дня. Как следствие, в районе мало открытого льда, глубокий снежный покров, лавиноопасно. Снежный покров особенно тяжёл для передвижения на высотах 5200-6000 м. Выше снег уплотняется сильными ветрами и частично сдувается.

3.3. Общее описание Музтаг-Аты. В переводе с тюркского Музтаг-Ата означает “Отец ледяных гор”. Это третья по высоте после Конгура (7719) и Конгур-Тюбе (7595) вершина Памира. Музтаг-Ата расположена на западном краю южного участка хребта Конгур-Музтаг и “вырастает” из равнины практически без предгорий. Западный склон вершины полого спускается и плавно переходит в чукуры. Ещё западнее простирается плоская равнина – “поляна” Субаши, по которой с севера на юг проходит Каракорумское шоссе (Кашгар-Ташкурган-Гилгит). От дороги до ледников Музтаг-Аты не более 10 км.

5. ФОТОПАНОРАМА РАЙОНА

Ф.3.1. Музтаг-Ата, Калаксонг, Коскулак, пик 6849 с запада (фото А.Машенина, август, 2005)

Ф.3.2. Пик 6849, Коскулак, Калаксонг, Музтаг-Ата и Куксай с востока (фото А.Лебедева, 20.08.05)

В центре западного склона вершины имеется гигантский провал, в который падает лёд и питает стекающий по этому провалу ледник Картамак. Соответственно слева и справа от провала на вершину поднимаются два “классических” маршрута. Северный маршрут проложили первовосходители 1956 г. (маршрут Е. Белецкого), в настоящее время он наиболее популярный и массовый, прямо к базовому лагерю можно доехать на джипе. Южный маршрут прорисован на китайской карте как маршрут первовосходителей, по-видимому, это маршрут китайской экспедиции 1959 года.

С севера к Музтаг-Ате примыкает пик Куксай или Северная Музтаг-Ата (7184), отделённый от южного соседа перемычкой 6875. Именно Куксай доминирует над озером Каракуль и заслоняет Музтаг-Ату с севера и северо-запада. С перемычки 6875 к вершине Музтаг-Аты ведёт крутое редко посещаемое техническое ребро.

Не пройденная восточная 2-километровая стена Музтаг-Аты и Куксая крута (55 град.) и скалиста. С юга она упирается в восточный гребень Музтаг-Аты, по которому в 2000г. команда Д.Мазура проложила новый маршрут на вершину. Так же крута и не пройдена 2-километровая стена Музтаг-Аты между её восточным и южным гребнями. Подход к Музтаг-Ате с востока осуществляется от озера Каракуль вдоль Кенгшиберсу и далее вдоль ледника Коксель (3-4 дня пути).

Южным соседом Музтаг-Аты является впервые покорённый летом 2005 года пик Коскулак (7028). Он отделён от Музтаг-Аты перемычкой 6081. На восток эта перемычка обрывается 900-метровой 55-градусной стеной, а с запада с этой перемычки спокойно стекает ледник Калаксонг, по которому проходит самый простой путь к южному гребню вершины.

Южное плечо Музтаг-Аты (7277) отделено от основной вершины седловиной 7215 и обозначается на карте как вершина Калаксонг. К перемычке между Калаксонгом и Музтаг-Атой как раз и подходит южный гребень вершины.

В ходе восхождения на Музтаг-Ату наша команда насквозь (с юга на запад) прошла перемычку 7215, зафиксировав за ней в документах Федерации туризма России название – перевал Калаксонг. Трое из нашей команды В.Каган, Д.Чижик и П.Юдин поднялись дополнительно на вершину Калаксонг (7277), что можно было бы считать “первовосхождением”, будь Калаксонг самостоятельной вершиной.

7. КАРТА РАЙОНА МАРШРУТА

(232 КБ)

Подход к южному гребню Музтаг-Аты удобно начинать из базового лагеря Коскулака. Пологий западный склон пика Коскулак на высоте около 4600-4800 метров плавно переходит в высокогорное плато. Здесь на высоте 4515 имеется озеро, к которому с запада с Каракорумского шоссе подходит грунтовая дорога. К озеру можно подойти также по вьючной тропе с северо-запада, начиная движение с караваном в юго-восточном углу (3850) поляны Субаши. Вода в озере, из-за обилия пасущегося рядом скота, для питья не пригодна. Поэтому базовый лагерь Коскулака целесообразнее организовать в 2,5 километрах северо-восточнее озера у чистого ручья на высоте 4700. Отсюда удобно выходить на маршруты по западному склону Коскулака, по его северной стене и по южному гребню Музтаг-Аты.

От базового лагеря Коскулак следует подняться по осыпному склону Коскулака до высоты 5100-5200 и спуститься на север на ледник Калаксонг выше его мощного ледопада. 7-километровый путь по пологому леднику практически без взлёта выводит на седловину 6081 к основанию южного гребня Музтаг-Аты.

  .

8. ГРАФИК ВОСХОЖДЕНИЯ

 Табл. 1. Дневные переходы

Дата

Ходовое время [часы, минуты]

набор высоты[м]

Перепад высот [м]

Наименование дневного перехода

02.09

8:00

509

5844-6353

Ледник Калаксонг – участки 1 и 2

03.09

8:00

511

6353-6864

Участки 3-9

04.09

6:00

351

6864-7215-7210

Участки 10-13

05.09

2:30 вверх + 3.00 вниз

336

7210-7546-7210-6372

Участок 14, начало спуска по зап. склону

06.09

4:30

0

6372-4116

Спуск до летовки

.

9. СХЕМА МАРШРУТА

(1:10000)

10. РАЗМЕТКА МАРШРУТА ПО УЧАСТКАМ

Табл.2. Участки маршрута

N

Характер участка

Высота начала [м]

Высота конца [м]

Техн. слож-ность

Слож-ность с учётом высоты

Длина [м]

Средняя крутизна [град.]

1

Взлёт сн.-лд. гребня

6046

6242

3

5

336

36

2

Траверс сн.-лд. гребня с карнизами и короткими взлётами

6242

6353

3

5

420

15,5 (по пути)

30-35 (вбок влево)

3

Взлёт сн-лд. гребня

6353

6406

3

5

80

43

4

Широкий сн. гребень

6406

6464

1

3

200

17

5

Взлёт сн.-лд. гребня

6464

6539

3

5

98

50

6

Сн.-лд ребро

6539

6648

2

4

200

33

7

Разрушенные скалы

6648

6700

2

4

72

46

8

Широкий сн.-лд. гребень

6700

6808

2

4

217

30

Ф.4. Участки. Вид с плато юж. ветви лед. Коксель (фото А.Лебедева, август, 2002г.)

9

Сн.-лд. склон

6808

6864

3

5

80

45

10

Сн.-лд. склон

6864

6900

3

5

50

46

11

Снежно-осыпной гребень

6900

7120

1

3

600

21,5

12

Сн-лд. склон

7120

7215

3

5

135

45

13

Сн. Плато

7215

7180

0

2

145

- 4

Ф.5. Космический снимок района с нанесёнными на него концами участков маршрута. Красная линия – путь подъёма на вершину, лиловая – путь спуска.

14

Сн. склон

7180

7546

1

3

1295

15,2

.

Средняя крутизна маршрута - 24 град.

Средняя крутизна основной (участки 1-12) части маршрута – 30 град.

Протяжённость маршрута – 3928 м

Протяжённость основной (участки 1-12) части маршрута – 2488 м.

Общая протяжённость участков 5 кс – 1200 м

.

 Табл. 3. GPS-точки (СК WGS-84)

(Длина минуты широты - 1850 м. Длина минуты долготы - 1450 м)

N

Широта

Долгота

Высо-та

Название

Дата прибытия

Длина отрезка

L

0

38 15 013

75 07 315

6046

Начало маршрута (тчк. 0)

02.09.05

 

0

1

38 15 343

75 07 110

6353

Бивуак (точка 2)

02.09.05

680

680

2

38 15 459

75 06 957

6539

Конец уч. 5 (точка 5)

03.09.05

310

990

3

38 15 596

75 06 822

6761

Привал на уч. 8

03.09.05

320

1310

4

38 15 661

75 06 775

6864

Бивуак (точка 9)

03.09.05

135

1445

5

38 15 809

75 06 676

7001

Привал на уч. 11

04.09.05

310

1755

6

38 15 889

75 06 644

7073

Привал на уч. 11

04.09.05

155

1910

7

38 15 954

75 06 616

7120

Конец участка 11

04.09.05

125

2035

8

38 15 998

75 06 599

7201

Привал в мульде перед взлётом к точке 12

04.09.05

85

2120

9

38 16 063

75 06 530

7207

Бивуак (точка 13)

04.09.05

160

2280

10

38 16 541

75 06 970

7538

Вершина (точка 14)

05.09.05

1250

3530

 .

 

11. ТЕХНИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ МАРШРУТА

Карта южного гребня с нанесёнными на неё GPS-точками

Ф.6. Вид на южное ребро Музтаг-Аты с северного ребра Коскулака (фото А.Машенина, август 2005г.). Красными цифрами отмечены концы соответствующих номерам участков.

.

12. ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ

Ф.7. На участке 2.

Ф.8. Вид сверху на карнизы 2-го участка.

Ф.9. На участке 4

Ф.10. На очередном взлёте южн. гребня

Ф.11. На участке 8. Справа внизу видны карнизы 2-го участка.

Ф.12. На вершине Калаксонг (7277) (южное плечо Музтаг-Аты) (снимает Д.Чижик)

Ф.13. На вершине Музтаг-Аты (снимает О.Янчевский)

Ф.14. А.Лебедев и О.Янчевский на вершине Музтаг-Аты

.

.

13. ССЫЛКИ

1. А.Лебедев. Отчёт о горном походе 6 к.с. по Китайскому Памиру 2005г.

  .

14. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСХОЖДЕНИЯ

  1. Восхождение проводилось в рамках Комплексной горно-спортивной экспедиции СК МАИ на Китайский Памир, которая проходила с 25.07.2005 по 13.09.2005.
  2. Фотографии выполнены участниками экспедиции А.Лебедевым, А.Машениным, М.Таракановской и О.Янчевским.
  3. Организации экспедиции содействовали: Авиакомпания S7 (Сибирь), СИТЭС-Центр, ГлобалТел.

75-ЛЕТИЮ МАИ И 70-ЛЕТИЮ ГОРНОЙ СЕКЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ!

.

На главную страницу сайта

.

Экстремальный портал VVV.RU