Туристско-спортивный союз России
Сибирский Федеральный округ

ОТЧЕТ

о велосипедном походе V категории сложности по Китайскому Памиру, Каракоруму, Гималаям, совершенном в сентябре 2005 года

Руководитель:    Маслобоева О.Е.

7. Обоснование категории сложности
8. Итоги, выводы, рекомендации
9. Приложения

Спортивный поход пройден группой велотуристов Сибирского Федерального Округа в соответствии с заявленным маршрутом. Требования, предъявляемые к походам пятой категории сложности, выполнены. По итогам прохождения маршрута поход засчитан руководителю и всем участникам.

Каракорумское шоссе - главная достопримечательность Пакистана - одна из уникальных дорог мира. Построенная немногим более двадцати лет назад трасса открыла для европейцев этот труднодоступный и неизведанный ранее район. Грандиозные природные ландшафты, памятники природы, религии и культуры делают этот район перспективным именно для велотуризма. А близость высочайших вершин мира позволяет планировать комбинированные маршруты, органично включая пеше-горные участки.

Высокий темп движения нашей группы на маршруте обусловлен хорошей физической подготовкой участников, наличием достаточного как горного, так и высотного опыта и предварительной акклиматизацией. Это позволило принять решение о возможности прохождения треккинга в таком интенсивном темпе. Следует также отметить, что для походов в этом районе участникам и руководителю желательно иметь горный опыт, так как потенциальные опасности напрямую связаны с горным рельефом.

Климат, погода

Погода на протяжении всего похода была сухой. Из четырех недель похода дважды шел кратковременный дождь, один раз – затяжной дождь с низкой облачностью, около недели была переменная облачность, два раза мы попали с песчаную бурю, случались и обвалы на дорогах.

При планировании дневных переходов надо учитывать уменьшение длительности светового дня. Ночь наступает очень быстро.

В условиях жаркого климата, низкой влажности воздуха с ветром серьезную проблему представляет обезвоживание и обессоливание организма в результате интенсивного потоотделения. Необходимо соблюдать питьевой режим, иметь достаточный запас питьевой воды, желательно использовать солекомпенсирующие препараты.

Снаряжение

Велосипеды прошли поход весьма успешно. Механик регулярно проверял их состояние. Основные проблемы – проколы камер, вызванные шипами колючих растений.

Пуховые спальники обеспечили полноценный отдых. Несмотря на низкие ночные температуры (-10°) не возникало необходимости закрывать внутреннюю палатку. Ночью очень сухо, конденсат испаряется практически сразу, разница между дневными и ночными температурами достигает 40°.

На высоте при низких утренних и вечерних температурах (около 0°) с ветром удобно ехать в одежде из материалов Windbloc и Windstopper.

В условиях жаркого климата хорошо зарекомендовали себя в качестве основной обуви спортивные сандалии на толстой нескользкой подошве. В качестве основной обуви для треккинга надо иметь высокие треккинговые ботинки, обеспечивающие хорошую фиксацию голеностопа.

Закрытая одежда - отличная защита от палящего солнца, к тому же этого требуют и мусульманские правила. Также необходимо иметь солнцезащитные очки с высоким коэффициентом поглощения, крем от загара с высоким защитным индексом, гигиеническую губную помаду.

Дороги, ориентирование, общение

Описание дорог дано на настоящий момент! Сейчас в Китае развернуто гигантское дорожное строительство, при планировании путешествия следует узнавать текущее состояние дорог.

В Пакистане - левостороннее движение. Движение по дорогам Пакистана, за исключением пограничной зоны, свободное. На границе районов требуется занести паспортные данные в книгу регистрации иностранцев.

Для посещения пограничной зоны требуется специальное разрешение и сопровождающий. В погранзоне на каждом КПП требуется оставлять ксерокопии пропуска, которыми надо заранее запастись в достаточном количестве.

На входе в Национальный парк (даже в случае сквозного проезда) иностранцы должны заплатить сбор 4$, а на выходе показать квитанцию об оплате.

Необходимо отметить, что названия многих объектов варьируются в широких пределах не только по написанию, но и по произношению. Более того, один и тот же перевал, например, может называться совершенно разными именами в двух деревнях, расположенных по разные его стороны.

В Китае с местным населением общались "на пальцах", с уйгурами - с помощью общеупотребительных тюркских слов, известных еще по горным походам в Средней Азии. В Пакистане - на английском и с помощью отдельных слов таджикского языка. Пакистанский английский претерпел существенные изменения, как в грамматическом, так и в фонетическом отношении. К произношению собеседника необходимо привыкнуть, а последовательность слов в предложении может быть любая, как и русском.

Питание

Для профилактики желудочно-кишечных заболеваний необходимо употреблять только обеззараженную воду (в нашем случае бутылированную), которую можно купить в продуктовых лавках. Прежде чем заказать блюдо в придорожных закусочных, лучше пройти на кухню и посмотреть на условия приготовления пищи.

В дневное время на трассе по территории Китая можно хорошо пообедать в придорожных закусочных, приуроченных к населенным пунктам. Большой выбор мясных блюд уйгурской кухни, порции большие. Вкусные лепешки, а то и самсу, можно найти в пекарнях.

На территории Пакистана по трассе в дневное время все придорожные закусочные, ресторанчики при гостиницах закрыты. Питьевой водой необходимо запасаться с утра и на весь день. Однако, вечером в населенных пунктах можно хорошо поужинать. В меню, в основном, цыплята, реже блюда из баранины, порции большие. Мы предпочитали китайскую кухню, так как эти блюда приносят с пылу, с жару, меньше вероятность получить кишечную инфекцию.

Утром в некоторых гостиницах можно заказать и «континентальный» завтрак, но уже через час возникает чувство страшного голода. Как показала практика, завтрак целесообразно готовить самостоятельно на примусе. При соблюдении мер предосторожности работа с примусом остается незамеченным.

Фрукты на базарах дешевы и доступны по всей трассе, кроме высокогорных участков. Очень вкусны абрикосы, виноград, яблоки, дыни и, конечно, персики.

Опасности

Социально-политическая обстановка в регионе вполне стабильная, тем не менее, существует список неблагоприятных районов (Индус Кухистан, районы Северо-Западной Провинции, граничащие с Афганистаном), которые иностранцам не рекомендуется посещать. Население приветливое, готовое прийти на помощь.

Мост через р.Так Гах Нала (Thak Gah Nala) около Чиласа печально известен детской забавой: киданием камней в проезжающих велосипедистов.

Интересно, но в Пакистане собаки, одна из потенциальных опасностей для велосипедистов, не встречались.

Прочее

В Китае не во всех банках меняют валюту. Возможен обмен небольшой суммы в магазине крупного города. В Пакистане на маршруте нам так и не удалось поменять валюту в банке. В крупных торговых точках возможна оплата мелкими долларовыми купюрами, сдачу при этом дают в местной валюте.

Сотовая связь оператора МТС на маршруте была доступна в радиусе около 50км от Кашгара, Исламабада и Карачи. Международная телефонная связь в горных районах возможна в приграничных населенных пунктах (в нашем случае, Ташкурган, Суст) и районных центрах (Гилгит, Каримабад, Скарду, Чилас).

Благодарности

Хочется поблагодарить всех, кто принимал участие в подготовке и проведении этого уникального путешествия.

Особую благодарность команда выражает авиакомпании "Сибирь" в лице коммерческого директора Еремина Антона Валентиновича за предоставленные скидки на авиабилеты и провоз багажа.

Хочется поблагодарить турфирму "Астревел", г.Москва, которая оперативно сделала нам китайскую визу.

Огромное спасибо хочется сказать Плюснину Юрию Михайловичу за координирование и решение визовых вопросов в посольствах в Москве.

Не один год мы сотрудничаем и фирмой "Турателье", г.Новосибирск, Рябов Павел Борисович, тел/факс 8-383-332-36-52, www.turatelie.ru, turatelie@ngs.ru. И на этот раз удачно зарекомендовали себя предоставленные фирмой велорюкзаки, за что выражаем большое человеческое спасибо.

Далее >>

Веб. дизайн: Маслобоева О.Е.