Ф  Р  А  Г  М  Е  Н  Т       О   Т   Ч   Е   Т  А*

 

     о водном путешествии с эл. 5 к.с. по р.р.Юпшара-Гега-Бзыбь, совершённому на катамаранах

с 30 августа по 9 сентября 2005г. группой из г.Москвы под руководством Боброва А.В.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

  1. Выбор и обоснование маршрута   ……………………. …………………………….………стр.1
  2. Подъезды и отъезды с маршрута                        ….……………………………………….…стр.2
  3. Характеристики рек Юпшара-Гега-Бзыбь………  …………………………………….……стр.2
  4. Лоция рек Юпшаоа-Гега-Бзыбь ………………… …………………………………….…… стр.3
  5. Выводы и рекомендации по маршруту ..…………….………………………………….….. стр.8

6.      Схема р. Юпшара-Гега-Бзыбь (масштаб 1см-500м)    (134 КБ в pdf) (232КБ в jpg)... стр. 10

Версия для печати в pdf 447КБ

 

1. ВЫБОР   И  ОБОСНОВАНИЕ   МАРШРУТА

 

Одной из задач путешествия было сплавиться по р.р.Юпшара-Гега-Бзыбь и дать оценку и техническое описание этих рек. Технических отчетов и описаний по этим рекам в библиотеке и сайтах Интернета найти так и не удалось. Есть лишь отдельные разрозненные фото и фрагменты фильмов и те без каких-либо комментариев. Год назад мы ездили на Рицу и видели речки из окна автомобиля. Было решено на следующий год по ним сплавиться.

 В наши сроки путешествия расход воды в реках невелик. Гарантированный сплав прогнозировался нами только от слияния Юпшары и Геги. Так и оказалось. Начали сплава по Юпшаре в 3 км от стрелки с Гегой. Выше русло Юпшары оказалось вообще сухим, но об этом чуть позже.

Маршрут имеет красивое и логичное окончание на Черном море в устье Бзыби под Пицундой. Здесь после похода можно хорошо расслабиться и отдохнуть.

 

 

2. ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗД С МАРШРУТА

ПОДЪЕЗД:

Из Москвы в Адлер можно добраться поездом или самолётом. В день ходит 8 поездов. Время в пути 28-36 часов в зависимости от поезда. Рейсов самолетов около 20, время в полете около 2,5 часов. Кроме одного участника, все воспользовались услугами авиации.

От аэропорта Сочи (г.Адлер) до пограничного поста Псоу рейсового автосообщения нет. Только на двух перекладных маршрутках можно доехать до погранпоста. Сначала из аэропорта до ж/д вокзала можно доехать на одной маршрутке, а у ж/д вокзала пересесть на вторую маршрутку №105 до Казасьего рынка. От рынка до КПП около 1 км. Проход через КПП и проверка документов заняли около 1 часа. Другой вариант на такси из аэропорта  сразу до Казачьего рынка. Стоимость такси в аропорту 500 руб, рядом с аэропортом можно договориться за 250-300 рублей. От КПП Псоу можно найти маршрутное такси и доехать до места.За поездку на Рицу на КПП берут экологический сбор по 150 рублей с человека  и 100 рублей с машины.

 

ОТЪЕЗД:

Из Пицунды до Гагр 4-5 раз в день  ходит рейсовый автобус до Гагр. От Гагр на маршрутном такси можно доехать до КПП Псоу. Это долго, но обойдется в 50 рублей. Можно договориться с такси и доехать сразу до Псоу. Наплыв отдыхающих сдеал свое дело – цены по сравнению с прошлым годом на такси выросли. До КПП Псоу проезд уже 500 рублей на человека. Обратно через КПП таким же путем, как и описан подъезд. Можно пытаться уехать с реки раньше от моста через Бзыбь на автотрассе Сухуми-Псоу  если не хватает времени.

 

*Полный отчет о путешествии с пешей частью на верхнюю Бзыбь находится в библиотеке МГЦКТ (ул.Б.Коммунистическая 17)

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕК   ЮПШАРА, ГЕГА, БЗЫБЬ.

 

ЮПШАРА

 

Река Юпшара берет начло из озера Рица. Общая длина реки 12,6км, средний уклон реки 48,7 м/км. Длина спортивной сплавной части – 9,1км, средний уклон спортивной части 30,5 м/км. Модуль стока 41,8. Площадь водосбора 170 км2.

 

Характеристики р.Юпшара

Место наблюдения / Расстояние от устья

Среднемесячный расход воды (м3/с)

Паводок

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Расход

Дата

Исток из Рицы / 0

1,7

0,94

1,77

16,4

29,6

12,9

6,2

1,94

3,74

4,26

6,15

6,04

58,9

16.5

 

Через Юпшару построено 11 мостов, которые являются хорошими ориентирами определения места положения на реке. Условно реку можно разбить на 3 участка.

Верхний участок длиной 3,3км от истока из Рицы до моста №1 имеет средний уклон 102м/км и спортивного интереса не представляет

Средний участок длиной 2,3км от моста №1 до моста №4 имеет средний уклон 50,9 м/км. Здесь сосредоточены наиболее сложные и интересные пороги (при наличии достаточного расхода воды).

Нижний участок длиной 7км имеет средний уклон 22,9 м/км. От Юпшарских ворот до железного моста №11 на реке несложные шиверы и пороги  Перед слиянием с Гегой на реке сложный порог, переходящий в Гегу

 

ГЕГА

 

Рега Гега берет начало на высоте около 1640м. Общая длина реки 25,6км, средний уклон реки 59 м/км. Длина спортивной сплавной части нижней Геги 5,1км, средний уклон нижней Геги – 28,4 м/км. Модуль стока 49,4. Площадь водосбора 421 км2.

 

Место наблюдения / Расстояние от устья

Среднемесячный расход воды (м3/с)

Паводок

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Расход

Дата

В 6,2 км выше Юпшары /6,2

2,5

2

3,5

14,8

23,4

12,2

7,53

3,8

4,1

4

5,6

7

69

27.4

Около устья (ур. 127м) /0,1

12,7

13,4

19,2

44,5

72,8

55,8

29,3

17,4

13,7

17,1

19,8

18

80,8

17.5

 

Место наблюдения

Среднемесячная температура

tmax

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Около устья (ур. 127м)

7,3

7,3

7,7

8,2

8,5

10

12

12,8

11,9

10,6

9,2

7,6

15,5

 

 

Реку можно разбить на две части. Верхняя Гега от истока до Юпшары длиной 20,5км имеет средний уклон 66,8 м/км. Нижняя Гега от Юпшары до устья длиной 5,1км имеет средний уклон 28,4 м/км.

 

Верхнюю Гегу можно разбить на 3 части.

Верхний участок длиной 15.8км от истока до моста №1 через Гегу имеет средний уклон 70,9 м/км и спортивного интереса, скорее всего не представляет из-за большого уклона.

Средний участок длиной 3.3км между мостами №1 и №2, имеет средний уклон 18.5 м/км, пригоден для сплава.

Нижний участок длиной 1.4км от моста №2 до Юпшары имеет средний уклон  135м/км!!! Для сплава этот участок однозначно непригоден.

 

Нижнюю Гегу тоже можно разбить по характеру уклону на 3 части.

Первый участок длиной 1.2км от слияния с Юпшарой до моста №12, имеет средний уклон 58м/км представляет очень сложный участок сплава.

Второй участок длиной 2,1км между мостами №12 и №13, имеет средний уклон 19 м/км, содержит сложные и интересные пороги. Это наиболее интересный участок реки.

Третий участок длиной 1,7км от моста №13 до устья, имеет средний уклон 20,5 м/км, содержит несложные пороги т шиверы. В отличии от второго участка уклон распределен очень равномерно и сложных локальных порогов не имеет.

 

БЗЫБЬ

 

Река Бзыбь берет начало на высоте около 2614м. Общая длина реки около 110км, средний уклон реки 23,8 м/км. Длина спортивной сплавной части  реки около 90км, средний уклон сплавной части 10,9 м/км. Модуль стока 61,7. Площадь водосбора 1510 км2.

 

Место наблюдения / Расстояние от устья

Среднемесячный расход воды (м3/с)

Паводок

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Расход

Дата

1 км перед Решавой /70

7,44

7,49

9,34

34,8

64,2

56,7

39,8

22,1

17,6

24,9

15,6

12,4

165

16.5

0,8км до впадения Геги /32

17,6

23,8

25,4

76

122

82,8

56

37,3

52

97

60

51

289

16.5

с.Джирхва (ур. 74м) /22

39

41,4

57

154

236

200

120

69

57,3

68,7

70

57,7

1050

27.7

с.Алахадзе /2

46,3

43,6

98,5

173

253

194

104

49

45

28

26

75

600

20.12

 

 

Место наблюдения

Среднемесячная температура

tmax

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

с.Джирхва (ур. 74м)

5,8

6

6,9

8,1

9,9

10,2

12,3

13,7

12,3

9,7

7,9

6,5

16,2

 

Всю Бзыбь можно условно разделить на 6 участков.

1 верхний участок длиной около 20км от истока до правого притока Ю.Псыш со средним уклоном 57 м/км для сплава не пригоден .

2 участок – «верхний бзыбский каньон» длиной 9 км от Ю.Псыша до правого притока Грибза со средним уклоном 34 м/км был пройден в октябре 1984г группой под руководством С,Крюкова. В середине каньона есть водопадный участок, требующий обноса. Для сплава этот участок не рекомендуют.

3 участок длиной около 15км от Грибзы до подвесного моста (в 1км выше левого притока Решава) со средним уклоном 26 м/км содержит интересные препятствия. В 5 км выше подвесного моста есть 300м непроходимый участок с перепадом около 35м, где река на  S-образном участке делает прорыв. Это место еще называют вторым водопадом. Чуть ниже есть непроходимый порог-затычка, так называемый третий водопад, перепад около 3м.

4 участок длиной 13,6км от подвесного моста до начала нижнего каньона (7 км ниже правого притока Бавю) со средним уклоном 12м/км не имеет сложных локальных порогов, но требует внимания из-за «расчёсок» и возможных завалов из деревьев. В 300м ниже подвесного моста в основной правой протоке  был такой завал (по нашему низкому уровню воды). При низком уровне воды такое место может оказаться ни единственным на реке.

5 участок реки длиной около 25км - «нижний  бзыбский каньон» до устья Геги со средним уклоном 11 м/км содержит очень сложные пороги, расположенные в узком скальном каньоне. В начале каньона непроходимый порог «Турбинка», требующий обноса. Других принципиально непроходимых участков в каньоне нет. Более подробное описание препятствий этого каньона можно найти в отчете  С.Крюкова  №4868 библиотеки МГЦКТ и в Интернете.

6 участок реки длиной 26км от Геги до устья со средним уклоном 4.8 м/км содержит несложные прижимы и шиверы.


 

 

 

4.ЛОЦИЯ РЕК ЮПШАРА, ГЕГА, БЗЫБЬ

 

    Индексы, характеризующие сложность препятствий:

·         С – несложный порог, возможноть безаварийного прохождения сходу.

·         Т – порог средненй сложности 4 к.с., требующий предварительного просмотра для безаварийного прохождения.

·         ТТ – сложный порог  5к.с., обязательный просмотр, организация страховки.

·         ТТТ – очень сложный порог 6 к.с., решение  о попытки прохождения порога дело строго индивидуальное, обязательная страховка с дублем.

 

ЮПШАРА  /9,1км/

Ю1 ТТ – сложный порог длиной около 500м с большим уклоном расположен между 1 и 2 мостами. Порог начинается практически от 1 моста (фото 1) и расположен на прямом участке реки. В конце порога после слабого ПП после скального участка ЛБ есть 20м участок плёса (фото 2). Через 100м от него второй мост (фото 3). Это конец порога Ю1.

Ю2 ТТ – сложный порог длиной около 800м расположен  между 2 и 3 мостами через Юпшару, состоит из 2-х ступеней. Первая ступень порога начинается через 30-50м от порога Ю1 в 70м от 2 моста. Перед 2 мостом в русле валяется правая опора от старого моста и осложняет вход в порог. Через 80-100м от моста крутой ЛП, за которым ПБ переходит в скальный.  От ЛП река с обилием больших камней в русле круто падает на прямом участке до острова. Это конец 1 ступени. Перед островом река чуть успокаивается и можно организовать чалку на любой берег. Вторая ступень длиной около 350м является прямым продолжением предыдущего участка. Правая протока прямая, круто падающая, но без больших камней в русле. Левая протока обходит остров по дуге. В конце левой протоки на дне русла валяется металлическая ферма. Перед мостом протоки сливаются и единым потоком устремляются под мост. Через 50м после моста №3 крутой правый поворот, после которого уклон реки уменьшается и порог заканчивается, а через 70-100м впереди виден ЛП. Это уже начало следующего порога.

Ю3 ТТ – сложный порог длиной около 250м начинается  в 100м ниже моста №3 через Юпшару  на крутом ЛП. На ЛП уклон резко возрастает, в русле большие камни (фото 4),  определяющие сложность порога. После ЛП участок крутого падения русла с обилием небольших валунов в русле. Через 150м после ЛП уклон реки уменьшается, скальный ЛБ заканчивается. Это конец порога. Далее слабый ПП, от которого начинается следующий порог.

Ю4 Т – чуть менее сложный порог длиной около 350 м начинается  на слабом ПП в 130м от моста №4. На ПБ ПП  около реки домик-летник. Впереди, справа от дороги перед мостом №4 впадает небольшой водопадный ручей. Перед мостом на прямом участке уклон возрастает, в русле небольшие камни. Под мостом река чуть успокаивается. В 100м ниже моста ЛП со скальным ПБ. После поворота прямой участок реки с  большим уклоном. Через 150м  перед ПП порог заканчивается.

Ю5 Т – порог длиной около 100 м начинается  на ПП реки. Впереди на ЛП реки с ЛБ произошёл оползень дороги с бетонными ограждениями, на который идёт навал  воды (фото 5) . Далее идет ПП со скальным ПБ. Со скал свисают лианы в реку. Где-то в этом месте часть воды в реке уходит под землю, так как после этой скалы расход воды с 4 куб.м/с уменьшился до 2 куб. м/с. Возможно по большой воде это будет совсем незаметно, но по нашему расходу это оказалось именно так. Далее более простой  400м участок сплава до Юпшарских ворот. Перед Юпшарскими воротами виден крутой ПП, высокие скальные берега рек сужаются (фото 6) . По большой воде на ЛП возможен прижим к ПБ. После ЛП  у скал Юпшарских ворот воды в реке осталось не более 1 куб. м/с. Часть воды опять ушла под землю. В 80-100м ниже Юпшарских ворот мост №5, дорога переходит на ПБ реки. В 100м моста ниже на ПП долины ларек с вином и сувенирами для туристов. Справа от дороги есть платная смотровая лестница. Между 5 и 6 мостами около 300м.

Ю6 С –порог длиной около 100 м начинается  на ПП реки в 50м от моста №6. Через 70м ниже моста после ЛП порог заканчивается. Через 220м от моста №6 расположен мост №7.

Ю7 С  50м участок мощной шиверы перед мостом №7. В 50м ниже моста №7 расположен ПП. Здесь Юпшарские ворота заканчиваются.  Река выходит из скального каньона в чуть более широкую долину. Далее через 250м после ЛП река делится на 2 протоки. Правая основная. В неё с ЛБ выступает бетонное береговое укрепление, в которое идет навал струи. Через 600м от острова воды в русле не осталось совсем. Вся река ушла под землю!!!  Дальше через 220м еще один остров, основная протока левая. Через 100м после слияния проток по большой воде будет бой в 5м валун  выступающий с ПБ. Справа от валуна должно быть небольшое улово. Основная струя  валит в центр на валун и от него левее в основную часть русла. Через 250м мост №8 через Юпшару. Дорога переходит на ЛБ (фото 7). За мостом остров. По нашей воде обе протоки были сухие и равнозначные по ширине. Левая протока лучше просматривается с дороги. Через 200м в правую протоку с ПБ из под земли вливается большой поток воды. Почти одномоментно расход воды в реке из нуля вырастает до 6 куб м/с!!! Возвращаясь с пешей части маршрута на авто мы ошибочно поначалу приняли это место за приток Гегу. Но водитель сказал нам, что Гега впадает чуть ниже. Была версия, что это крупный правый приток Юпшары необозначенный на карте. При исследовании это оказался выход подземных вод с ПБ. Также здесь на ПБ удалось обнаружить небольшой лаз, уходящий под землю.

Далее через 600м небольшой остров. Основная протока правая. За ним через 50м тросик через реку и небольшой прижим на ЛП. Через 450-500м на некрутом Z-образном повороте длиной около 150м расположен несложный порожек, который заканчивается у моста №9 через Юпшару. Дорога переходит на ЛБ.

Между мостами №9 и №10 около 1,5 км, встречаются несложные короткие шиверы (фото 8). На участке два острова с . У первого острова основная протока правая, у второго – левая. В 200м ниже моста №10 небольшой остров.  Между мостами №10 и №11 около 750м, сложных препятствий нет. Мост №11 через Юпшару последний, по нему отходит дорога на Гегу к Гегскому водопаду, который расположен примерно в 7 км от этого моста.

За 70-100м до этого железного моста на левом берегу слева от дороги есть большая поляна с чистым ручьём.

Ю8 ТТ – сложный порог длиной около 150-200 м начинается  от моста №11 (фото 9). Порог требует обязательного предварительного просмотра. По ЛБ длинный тоннель. Через 30м от железного моста №11 в русле остатки старого бетонного моста, с которого и начинается заход в порог. На ЛП реки уклон реки возрастает, в русле обилие различных по размеру камней. В середине порога впадает Гега, расход воды удваивается (фото 10). Следующие 70-100м порога идут с крутым падением (фото 11), а затем река немного успокаивается. Здесь на плавном ПП необходимо организовать страховку и обеспечить 100% чалку, так как через 100м на Геге начинается очень сложный и опасный порог!!!

 

 

НИЖНЯЯ  ГЕГА /5,1км/

 

            Г1 ТТ!!! – очень сложный и опасный порог длиной около 1 км расположен на участке между мостами №11 и №12. Перепад высот на этом участке реки 60м., средний уклон получается 50м/км! Порог условно можно разделить на 3 ступени.

 1 ступень длиной около 200м начинается в 200м ниже слияния Геги и Юпшары (фото 12). На прямом участке реки русло реки сужается до 7-8м, уклон возрастает, большие валуны в русле формируют сложный слаломный участок с каскадным падением. Это наиболее технически сложный и опасный участок реки (фото 13, 14, 15). Просмотр  порога несколько осложнён нагромождением больших валунов вдоль ЛБ. Через 200м перед слабым ПП река чуть успокаивается и есть возможность зачалиться к ЛБ.

2 ступень длиной около 600м начинается от ПП, а ПБ становиться скальным. На ПП река очень круто падает из под ЛБ к высокому скальному ПБ. Линии движения с воды практически невидно. Это осложняет выбор правильного захода во 2 ступень. Далее крутое каскадное падение около 300м продолжается до ЛП и окончания скального ПБ. Локальный уклон на этом отрезке около 80м/км!!! Перед ЛП уклон уменьшается, а за ЛП еще 150м участок с крутым падением русла. Далее река делиться на 2 протоки. В левой круто падающей протоке бревно, в правой протоке  150м участок мощной шиверы  с коротким участком плёса в конце после небольшой скалки ПБ. За ними трос через реку – это конец 2 ступени порога.

3 ступень порога длиной около 300м. Через 100м ниже троса на ЛП расположен остров длиной около 150м. Обе протоки имеют очень крутое падение.  Порог заканчивается после слияния этих проток за 70-100м до моста №12.

У нас  из-за малой воды в этом пороге был ряд непроходимых мест – начало 1 ступени (фото 13)   и начало 2 ступени (фото 16), а также и конец 3 ступени. Было принято решение об обносе всего порога. Поздно вечером катамараны были обвезены на автомобиле и спущены к реке в густом самшитовом подлеске сразу за мостом №12 с ПБ. На самом деле здесь два моста, один новый, второй чуть дальше в 10м – старый.

По большой воде этот порог пройден на каяках (фото 17). О прохождении его на катамаранах нам неизвестно.

Г2 ТТ-  сложный  и техничный порог длиной около 150м начинается от старого моста 100м участком шиверы (фото 18). Через 100м на ПП реки слив через камни через всё русло реки. За ним через 8-10м обломок скалы в середине русла, на который валит почти весь поток (фото 19). Слева и справа от него есть габаритные проходы, но попасть в них очень сложно – основной поток идет в центр на скалу! Через 30м после этого скального обломка река успокаивается и есть короткий 10-15м участок плеса. За которым 200м участок простой шиверы. Сложность порога определяют два важных  момента.

·  Слив достаточно широкий. Однако левая часть слива падает в камень сразу через 1м после слива и попадать сюда крайне опасно!!!  Правая часть слива идет по небольшой дуге и наваливает на камни ПБ, что может привести к оверкилю, да и зайти после ПП под ЛБ достаточно непросто – слишком мало времени и места для маневра. Единственный вариант – центральный 2м язык слива отвесно падающий через обливной камень. Отклонение от него чуть лево-право приведет к аварии.

·  Расстояние от пенной ямы после слива до скального обломка в центре русла не более 5 м. Сделать маневр на таком коротком отрезке, находясь в пенной яме, практически нереально. То есть успех прохождения зависит от высокой точности захода в слив и положении корпуса судна в момент его падения в слив.

По нашему уровню воды порог был на грани проходимости. Было решено идти порог опытным экипажем. Сразу за сливом была организована страховка «морковкой», а через 30м выставлен катамаран для страховки с воды.

 Всё вроде было учтено,  и заход был выполнен достаточно точно, однако в центральной части слива в пенной яме оказался еще один большой подводный камень, в который и  уткнулся носом катамаран. В результате катамаран перевернуло в сливе, а дальше, как и прогнозировалось судно навалило на обломок скалы в центре русла. Пока судно застряло на этом обломке, весь экипаж выбрался на катамаран и помог судну уйти в левый проход. Страховка «морковкой» успешно отработала и страховка с воды вторым катамараном уже не потребовалась (фото 20).

Г3 ТТ-  сложный  порог длиной около 400м расположен через 200м от предыдущего порога на некрутом ЛП. Чалка перед поворотом к ПБ. Порог требует обязательного просмотра. Перед ЛП в русле нагромождение больших камней в русле, уклон ощутимо возрастает. После крутой горки на ЛП река наваливает сильно на береговую скалу ПБ (фото 21). После неё 15-20м участок более спокойной и ровной воды, а затем опять горка, за которой большие валуны делят реку на два прохода. В правую часть русла попасть легко, но через 80-100м через всю правую часть русла 2м слив с негабаритными проходами! В левую часть русла можно зайти приложив некоторые усилия и манёвр (фото 22) . Здесь через 150м крутой горкой левая протока сливается с правой. Это конец порога.

После просмотра порога была выставлена береговая страховка в правом проходе и принято решение об обносе экипажем выходной горки левого прохода из-за большого перепада и малого количества воды.

При прохождении наиболее сложным оказался первый участок на ЛП. Перепад на повороте был настолько большим, что с воды не было видно, в какую часть русла в какие ворота судно заходит. После первых ворот мы чуть подсели на полуобливной камень и смогли за счет паузы получше разглядеть и правильно выбрать дальнейшую линию движения. От навала на скалу ПБ удалось уйти, но на выходе всё же чуть-чуть задели окончание скалы и судно раскантовало. Ко 2 горке судно развернули и на выходе из неё успешно ушли в левый проход. Но здесь оказалась та же проблема, что и на входной горке на ЛП -  с воды не видно направления основного падения русла. Береговая команда подавала нам знаки и мы  ушли в нужную часть русла, а потом решили рискнуть проехать выходную горку. В середине горки судно застряло, его раскантовало и кормой вперёд мы съехали оставшуюся часть горки (фото 23). Воды в реке маловато и чистое прохождение здесь невозможно, приходится ехать по камням.

Через 450м через реку натянут трос. До троса сложных порогов на реке нет.

Г4 Т- порог длиной около 250м расположен в 100м ниже троса на левом повороте реки. На заходе на ЛП 100м участок шиверы. В конце ЛП сильный навал на камни ПБ, за которыми 20м участок плеса и еще 150м участок каменистой шиверы (фото 24). После просмотра порог идется легко.

Г5 С- красивый порог длиной около 150м расположен в 400м ниже предыдущего порога на ЛП реки. На заходе 100м участок каменистой шиверы, на ЛП навал на большой береговой валун ПБ (фото 25). Далее выходная короткая шивера.

Г6 С- порог длиной около 250м расположен в 100м ниже предыдущего порога на ЛП реки (фото 26) с ПП в конце. На ПБ видны бетонные  укрепления дороги. На ЛП русло сильно забито камнями, уклон несколько возрастает. Через 60м после ЛП навал на невысокие камни ПБ (фото 27).  Впереди за береговым 4м валуном плавный ПП реки. За ним начинается следующий очень серьёзный порог.

Г7 ТТ- сложный  порог длиной около 600м расположен зигзагообразном участке реки после плавного ПП реки. После плавного ПП необходимо сразу зачалиться к ПБ для просмотра порога. Впереди  в 100м виден крутой 900 ПП реки со скальным ЛБ на повороте(фото 28) . В начале даже кажется, что река упирается в каменный мешок (фото 29) . Порог можно условно разбить на 3 ступени.

1 ступень длиной около 150 расположена на крутом ПП реки. За 60м до ПП уклон возрастает, в русле большие валуны осложняющие заход в прижим к скальному ЛБ. После ПП река чуть успокаивается. Это конец 1 ступени. Через 80м виден крутой левый поворот с крутой горкой на заходе. Это начало 2 ступени. Перед ЛП по малой воде можно зачалиться к ПБ.

2 ступень длиной около 100м расположена на левом повороте. Это технически наиболее сложная часть порога (фото 30). Перед ЛП уклон возрастает, в русле двое ворот из камней, после которых струя валит в камень в середине русла. За этим камнем идет левый поворот реки, через 7-8м от которого мощный 2м слив в сужении русла реки. После слива мощный поток валит на камни ПБ, за которыми еще один 1,3м слив и короткий 10м участок плеса. Здесь была организована береговая страховка. Это конец 2 ступени. Далее идет плавный ПП реки.

3 ступень длиной около 300м начинается на плавном ПП реки. Уклон в русле возрастает. Русло поджимается большими валунами по обоим берегам реки, образуя габаритные ворота с 2,5м-3м горкой- сливом (фото 31). Через 40м вторая крутая горка-слив. Дальше река зажимается высокими скальными берегами до 4-5м на ПП, а через 8м в центре русла обломок скалы (фото 32). Навал на обломок несильный, так как после ПП уклон уменьшается. Далее до моста №12 ПП реки с несложной шиверой (фото 33). После моста ЛП. Шивера продолжается еще около 150м (фото 34). Мост №12 –два рядом расположенных моста- один новый, другой старый. Это конец порога. Далее сложность препятствий на реке упрощается. Участок реки до стрелки с Бзыбью реку можно идти сходу.

Г8 С – 400м участок шиверы на плавном ПП (фото 35) начинается в 200м ниже моста №12 и заканчивается  большим плесом перед крутым ЛП.

Г9 С – 300м участок шиверы расположен на прямом участке реки после ЛП. В начале шиверы по ЛБ видно два тоннельных входа. Шивера заканчивается в конце тоннеля.

Г10 Т порог длиной 200м расположен на плавном ПП после окончания тоннеля. На ЛБ у дороги небольшая полянка. На ПП реки уклон возрастает и река крутой горкой сваливает из под ЛБ под скальный ПП с прижимом к этой стенке (фото 36). Далее 100м участок плеса вдоль скал ПП. Через 200м старый разрушенный подвесной мост. Далее 400м участок несложной шиверы до моста №13 перед стрелкой с Бзыбью. Мелководным перекатом Гега впадает в полноводную Бзыбь (фото 37) . На ПБ Бзыби в устье Геги есть удобные места стоянок. От Юпшары до Бзыби удобных стоянок на Геге нет!

 


 

 

БЗЫБЬ  /26 км/.

 

Сплав по нижнему участку Бзыби до устья занял 5,5 часов сплава. Препятствия здесь не выше 2 к.с. На участке интересные шиверы и несложные прижимы (фото 38). После пересечения автотрассы и ж/д моста перед Гагрским молокозаводом установлены отводные сооружения. Здесь образовался 1м слив через всю реку. Его ориентиром может служить разрушенная башня на ПБ. Прохождение требует внимания. Несмотря на низкий сезонный уровень воды в реке мелководных перекатов и разбоев на реке практически нет (фото 39). Впадение реки в Чёрное море  (фото 40) украшает окончание маршрута. В устье есть удобные места стоянки и много плавника. Устье реки расположено на окраине Пицунды. Здесь можно хорошо расслабиться и отдохнуть после похода.

 

 

5.ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРШРУТУ

 

1.        Расход воды в Юпшаре при выходе из озера Рица оказался таким, как нами и прогнозировался –около 4 м3/с. Тем не менее здесь есть одна загадка. Дело в том, что перед Юпшарскими воротами расход воды уже не превышал 1 м3/с, а через пару километров русло вообще было сухим! Вся вода ушла под землю! Также неожиданно из-под земли с правого берега в 200м ниже моста №8 вода вновь появилась в реке, причём с несколько большим расходом, чем в истоке – около 6  м3/с! Чуть ниже, между мостами №8 и №9, мы начали сплав по Юпшаре. Повторный просмотр р.Юпшары через несколько дней ещё раз подтвердил вышеописанное.

2.        При расходе воды в Юпшаре от 8-10 м3/с сплав можно начинать от моста №1. Наиболее интересный спортивный участок расположен в верхней части реки от моста №1 до Юпшарских ворот. Здесь можно выделить 4 очень сложных порога Ю1-Ю4 при  среднем уклоне реки около 50 м/км. Пятый сложный порог Юпшары - Ю8 раположен в 100м от устья, сразу за мостом №11. Эти пороги требуют обязательного просмотра и организации страховки при прохождении.

3.        Гегский водопад находится совсем не рядом с утьем Юпшары, а в 6-7км от устья. Более того, этот 20м водопад расположен не самой Геге, а на её правом притоке. Тем, кто планирует пешую прогулку к водопаду, должны настраиваться на 14км переход и заложить на это соответствующее время.

4.        Гега для нас оказалась полным сюрпризом. Первый же порог Геги – «Г1» нас очень сильно впечатлил.. Просмотр всей  остальной Геги после него мы провели очень тщательно. После впадения Юпшары расход в Геге был уже около 13-14 м3/с, а воды для прохождения порога Г1 всё равно оказалось мало. Очень большой локальный уклон. Это супер порог, порог-прорыв! При нашем расходе воды в пороге было 2 места с непроходами. Мы не стали пытаться пройти его фрагментами и  обнесли целиком. На каяках по майской воде этот порог был пройден.

5.        На оставшемся участке Геги оказалось еще три очень сложных интересных порога – Г2, Г3 и Г7. Они доставили нам большой спортивный интерес. Прошли эти пороги усиленным составом.

6.        Хочется отметить интересный момент. При сплаве по Геге всё время шёл дождь. Но воды в реке нисколько заметно не прибавилось. Воды в реке у нас просто оказалось маловато. Это значительно усложнило препятствия. Лучшим временем для сплава можно рекомендовать период с конца июня до начала августа. Тепло, воды достаточно для спортивного сплава. В майские праздники в реке пик паводка и в это время сплав просто опасен и ни так интересен. Можно сходить на реку в середине апреля, когла расход в реке не достиг пика.

7.        На 14км участке р.р.Юпшара-Гега расположено 9 сложных порогов 5 к.с. Один из этих порогов – Г1 в зависимости от уровн воды в реке может усложниться до 6 к.с. К этому надо быть готовыми.

8.        Характер и вид порогов Ю8 и Г1, расположенных около стрелки Юпшары и Геги, может меняться от года к году. После сильных паводков могут образовываться или исчезать валуны в русле. Здесь расположен самый большой локальный уклон сплавной части рек.

9.        По ассоциации, набор технических препятствий Юпшары и Геги можно сравнить с осенним набором препятствий связки Сандалаш-Чаткал.

10.    Для полного прохождения Юпшары и Геги на катамаранах необходимо планировать не менее 4-5 сплавных дней и 1 день на нижнюю Бзыбь. В чуть более высокую воду чем у нас эти реки будут очень интересны. А вот по большой воде многие пороги упростятся и будут менее интересными, а некоторые перейдут в разряд очень опасных. Лучше сплавляться в более оптимальную воду в начале апреля или в конце июля, но не на «майские праздники» в пик паводка.

11.    Найти место стоянки на Юпшаре несложно, а вот на Геге их просто нет. От устья Юпшары мы перенесли базовый лагерь к устью Геги на правый берег Бзыби. Здесь много удобных мест для стоянки.

12.    Оставлять суда на реке без присмотра не стоит. Порыбачить на реку  приезжает немало рыбаков.

13.    Для приготовления пищи использовали газовую горелку. Очень удачное решение, так как на Юпшаре и Геге, кроме плавника никаких дров не найти.

14.    Материала для строительства катамаранов на Юпшаре найти сложно. Лучше всё привозить с собой, благо дорога подходит прямо к реке.

15.    Вдоль Юпшары и Геги всегда идет дорога и при необходимсти уехать можно с любого места реки, но поймать свободную машину не так просто.

16.    Вся водная часть маршрута пройдена на разруженных судах. На Юпшаре по причине малой воды, на Геге  - из-за технической сложности, а в устье Геги попалась машина, на которой решили завезти почти все вещи в Пицунду и налегке доплыть до моря. В устье Бзыьи есть удобные стоянки. Ощутима разница температуры в реке и море. Забавно наблюдать, как река растворяется в море.

17.    Маршрут получился очень разнообразным и богатым по впечатлениям. Окончание похода на тёплом Чёрном море тоже очень и очень  привлекательно.

18.    Приглашаем на сплав по Юпшаре и Геге в оптимальную воду и желаем удачи!