.

На главную страницу сайта

Оглавление

Назад

Вперёд

 .

 2.4. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ГАШЕРБРУМУ

.

Гашербрумы II (8034) и III (7946)

 .

10. И снова Скианг. Утром 24 июля мы устремились к простенькому (судя по карте и космическому снимку) перевалу с ледника Восточный Чогори на ледник Скианг. На зарубежной орографической схеме через него даже трек нарисован. Лично для меня день начался не удачно - недалеко от лагеря, в самом начале пути я провалился по грудь в трещину и разбил GPS-приёмник, который лежал в нагрудном кармане. Удивительно, как прочен человек! Etrex Legend - маленькая непробиваемая коробочка с толщенным стеклом, а я раздавил его грудью о лёд и ничего не почувствовал. У прибора треснул экран. От проникшего под стекло воздуха на экране появились какие-то паразитные точки. Лёша сказал, что это жидкокристаллический экран теряет инертный газ. Я очень расстроился. Точек становилось всё больше и больше. Лишь на обеде я догадался заклеить трещину прозрачным скотчем, и к вечеру эти точки исчезли. Прибор сохранил свою работоспособность.

Перевал Северный Скианг (5549, 2Б, N35 57,2630 E76 32,7910) расположен в северном отроге вершины Скианг-Кангри, который разделяет бассейны ледников Чогори и Скианг. Перевал находится южнее вершинки 5568, ориентирован с запада на восток и соединяет ледник Восточный Чогори (на западе) с левым притоком ледника Скианг (на востоке). Описание даётся с запада на восток.

По леднику Восточный Чогори подойти под перевальный взлёт (N35 57,2500 E76 32,5550 H5390) и подняться по некрутому ледовому склону взлёта на седловину (около часа от подножия перевала). На широкой седловине возможен бивуак, карнизов нет.

Спуск с перевала на левый приток ледника Скианг проходит по 320-340 метровому ледовому склону средней крутизны (~35 град.). Под тонким слоем снега лёд, ступени не формируются, движение без страховки опасно.

Под восточным склоном перевала имеется озеро. Здесь на почтительном расстоянии от скал возможен бивуак, но не следует забывать, что берега этого озера обстреливаются камнепадами. Спуск по левому притоку ледника Скианг производится по центру вдоль ручья.

Если далее планируется движение вверх по леднику Скианг, то целесообразно заблаговременно пересечь ручей, так как внизу он становится очень бурным. После переправы лучше держаться правого борта ледника, но на морену не подниматься, так как ледник около устья принимает справа приток, стекающий с северного склона вершины 6194. За притоком следует пересечь стекающий с него ручей и подняться на чёрную моренную гряду, спускающуюся к леднику Скианг. На чёрной морене имеются маленькие озёра, около которых возможен бивуак (N35 59,2600 E76 33,6670 H5057). На леднике Скианг повернуть направо, пересечь гряду кальгаспоров (они здесь не очень круты) и выйти на спокойный центр ледника.

Расположение перевала Северный Скианг

Западный склон перевала, вид из верхнего цирка ледника Восточный Чогори

Подъём по западному склону

Спуск по восточному склону

Восточный склон перевала

Вид на восточный склон перевала с центра левого притока ледника Скианг

За один переход мы резво подошли к подножию перевала, одели кошки и за час поднялись по пологому ледовому склону на перевал. Тура на седловине нет, однако глупо предполагать, что мы совершили первовосхождение. Такой логичный перевал в северном гребне Скианг-Кангри вряд ли до си пор не пройден, тем более, что через него на схеме проведен трек. Для определённости мы дали ему название Северный Скианг.

На восточном склоне перевала нас ожидал сюрприз - длинный 35-40 градусный ледовый склон. Был бы снег - спустились пешком, но по льду без страховки не обойдёшься. Пришлось кинуть семь верёвок перил. Четыре самых крутых из них мы продёрнули через репшнур в проушинах, а там, где склон поположе, проушины не сверлили - последний спускался с нижней страховкой. На перекусе под склоном долго судачили - 2А этот перевал или 2Б. Потом сравнили с Эльбрусом, где за лёд на 5500 полагается 2Б. Значит и здесь 2Б. Однако сомнения всё равно остались.

А ещё на перекусе мы спорили идти или не идти на следующий по плану перевал 5780 (~3А). Этот перевал расположен в северном отроге Скианг-Кангри, который отходит от вершины немного восточнее. Мнения в группе разделились. Лично я, будучи руководителем, старался дистанцироваться от обеих сторон.

Моя главная задача в тот момент - оградить мой решальник (приборчик по принятию решений) от паразитных воздействий (или шумов, как принято говорить в радиотехнике) и добиться стандартных для него условий работы. Тогда он будет принимать решения в естественных для него условиях. И решения его будут зависеть только от его настроек, от величины сопротивлений и емкостей, которые установились и сохраняются практически неизменными в течение многих лет. Всю эту совокупность настроечных параметров я называю стилем хождения руководителя. Поскольку приборчик выдаёт случайные решения, то качество стиля можно оценить лишь статистически. Достоинства моего решальника, судя по большому количеству уже пройденных замечательных походов и малому количеству несчастных случаев, меня вполне устраивают.

Вот тут важно отметить, что решальник у руководителя может ошибаться, ведь его решения носят случайный характер. Но торжествовать, типа, "вот видишь, я оказался прав", или спорить с руководителем - большая ошибка. Во-первых, если бы этот спорщик всё время принимал решения, то он, скорее всего, ошибался бы чаще. И его апостериорная правота в отдельно взятом случае в большом статистическом ряду никакого значения не имеет. А во-вторых, это нечестно, поскольку, записываясь в группу, он доверял решальнику руководителя и был осведомлён, сколько у него замечательных походов и сколько несчастных случаев. И ему работа этого решальника очень нравилась, и он стремился оказаться в этом статистическом ряду. Так какого хрена теперь возбухать по поводу его отдельных ошибок?

Лагерь на леднике Восточный Чогори

Вид с ледника Восточный Чогори на Бейфенг-пик (7174) и К2 (8611)

Скальная башня Бейфенг-пика (7174)

Вид с перевала С.Скианг на север, на левый приток ледника Скианг

В итоге мой решальник принял решение обойти перевал, но вовсе не с той мотивацией, которая была у сторонников этого решения. Сторонники обхода спешили на "большую гору". А я понял, что группа устала. Ещё вчера мы натерпелись страха под свистящими камнями на восточной стороне перевала Скрытного, сегодня опять семь веревок перил, и в прохождении на следующий день перевала 3А я чувствовал какой-то подвох: "А ну его нахрен, целее будем".

Опытные туристы хорошо знают, что такое решальник и как его в походе надо беречь. Поэтому всё, что здесь написано - это для молодёжи. Вопрос об устойчивой работе решальника настолько важен, что его следует обозначить в программе туристских школ, включив для этого, как обязательную, тему "Этика взаимоотношений в туристской группе". С попытками зашумления решальника я не сталкивался со времён детства моей первой команды (тогда этим грешил Серёжа Ткачев - мой добрый друг, участник всех наших походов 1982, 1985 - 1989 гг.) И вот теперь, впервые за долгие годы, у меня появились участники, пытавшиеся на него воздействовать. Вот поэтому я и решил, что не мешало бы о нём напомнить.

После перекуса мы вышли в центр ледника, заблаговременно пересекли ручей и пошли вдоль него, поближе к правому борту, но, не поднимаясь на морену. Я знал, что морена очень скоро оборвётся, так как ледник перед своим устьем принимает приток справа. Ниже этого притока ледник становится очень неровным (большие заструги, почти кальгаспоры). Поэтому мы спустились направо к стекающему с притока ручью, пересекли его и поднялись на ползущую по леднику чёрную морену. В конце морены перед выходом на ледник Скианг мы встали на ночлег (N35 59,2600 E76 33,6670 H5057).

На следующий день мы вышли на ледник Скианг, повернули направо, пересекли несложную гряду кальгаспоров и вышли в центр ледника, там он спокоен. К обеду мы поднялись к заброске (N35 57,5080 E76 36,7210 H5349) у подножия перевала Карнизного. Пообедав и разобрав продукты, мы двинулись к перевалу на ледник Восточный Скианг. Этот перевал мы в последствии назвали Солнечным. Он параллелен перевалу Восточный Скианг, но сложнее, находится западнее в непосредственной близости от восточного ребра Скианг-Кангри и соединяет другие истоки ледников Скианг и Восточный Скианг.

Перевал Солнечный (5718, 2Б, N35 56,0300 E76 36,3170) расположен в перемычке, соединяющей хребет Бей-Скианг с вершиной Скианг-Кангри (7545). Перевал находится между вершинами Скианг-Кангри (7545) на западе и 6068 на востоке, ориентирован с севера на юг и соединяет южный исток ледника Скианг (на севере) с северным истоком ледника Восточный Скианг (на юге). К востоку в непосредственной близости от перевала нет высоких вершин, благодаря чему северный склон перевала освещается солнцем уже с самого рассвета. Это и определило название перевала. Описание даётся с севера на юг.

Подъём по южному истоку ледника Скианг до перевального взлёта прост и в описании не нуждается. Северный склон перевала представляет собой короткую (120 м), но крутую (55-60 град.) ледовую стену, над которой нависает карниз. Линия подъёма на гребень определяется наличием разрыва в карнизе наверху и снежного конуса над бергшрундом внизу.

Спуск с перевала проходит по 320-метровому ледовому склону средней крутизны (35-40 град.). Бергшрунд под склоном незначительный.

Далее целесообразно идти по желобку вблизи левого борта северного истока ледника Восточный Скианг. В районе перегиба ледника выйти на центр (здесь много опасных трещин, для преодоления их, возможно, потребуется попеременная страховка) и за перегибом спуститься наискосок от центра ледника к его правому борту. Наиболее сложная часть ледопада при этом останется слева.

На леднике Восточный Скианг повернуть налево и выйти к желобку в центре ледника, здесь трещин меньше.

Расположение перевала Солнечный

Вид с ледника Скианг на юг, на перевалы Восточный Скианг (5579) и Солнечный (5718)

Вид на перевал с севера из цирка южного истока ледника Скианг

Северный склон перевала

Вид с перевала на восток, видны карнизы и стена под ними

Южный склон перевала

Вид с ледника Восточный Скианг на Скианг-Кангри и поворот к перевалу

Очень скоро ледник стал закрытым, и мы надели снегоступы. К вечеру мы поднялись в цирк южного истока ледника Скианг и встали на ночлег (N35 56,3570 E76 36,2620 H5524) на безопасном расстоянии от перевального взлёта. После установки лагеря Лёша и Рустам провесили до седловины перевала две с половиной верёвки перил по крутой ледовой стене (55-60 град.).

Утром 26 июля по растянутым с вечера перилам мы резво поднялись на перевал Солнечный. Его седловина достаточно широкая, и при желании на ней можно организовать бивуак. На север с седловины свисает карниз.

Спуск с перевала такой же, как с перевала Северный Скианг - шесть с половиной верёвок перил по ледовому склону средней крутизны (35-40 град.). Тем не менее, из-за крутого северного склона этот перевал тянет на весьма солидную 2Б.

Потом мы вошли в закрытый ледопад северного истока ледника Восточный Скианг, поплутали среди разломов и обошли нижнюю самую сложную часть ледопада, спустившись наискосок от центра к правому борту.

Ледник Восточный Скианг в верхней части ровный и простой. До обеда, пока снег не раскис, мы поспешили спуститься к открытому леднику и встали на обед у первой заполненной водой трещины.

На привале мы занялись зарядкой всевозможных аккумуляторов от солнечной батареи и метеорологическими наблюдениями. Несмотря на то, что Алексей выдувал классные прогностические пузыри, грядущий муссон нам предсказать не удалось. А ещё мы играли в шахматы.

После обеда мы продолжили спуск по желобку в центре ледника, а потом вдоль вытекающего из него ручья. Поравнявшись с ледником перевала Восточный Скианг, мы перебрались поближе к правому борту на чёрную моренную полосу. Эта полоса параллельна серой, по которой мы спускались с перевала Восточный Скианг, и отстоит от неё метров на 200-300. Выбор "правого ряда" был продиктован необходимостью поворота направо к нашему следующему перевалу 40-летия МИЭТ. В переходе до этого поворота мы расчистили на зачехлённом леднике площадки и встали на ночлег (N35 54,6260 E76 38,7440 H5051).

Прогноз погоды по мыльным пузырям помогал нам подстроить ритм похода под ритм погоды (видео 1,42 МБ). А ещё мы играли в шахматы

11. Парад гигантов. Утром 27 июля мы спустились до поворота на второй (сверху) правый приток ледника Восточный Скианг. Этот приток стекает с перевала 6143, который мы выбрали в качестве нашей "тройки Б" и после прохождения по просьбе Алексея назвали перевалом 40-летия МИЭТ.

Кроме него в нашей маршрутной книжке были прописаны ещё две альтернативы - траверс пика 6785 с севера на юго-восток через плечо 6530 и перевал 6140 в верховьях первого (сверху) правого притока ледника Восточный Скианг.

От траверса мы отказались ещё во время радиального выхода с заброской на перевал Восточный Скианг. Тогда нам очень не понравился спусковой юго-восточный гребень вершины 6785. Это был протяженный, острый, с обеих сторон скальный гребень, с карнизами, возможно, двусторонними. Да и маршрут подъёма с севера выглядел весьма внушительным. В целом, весь траверс составлял самостоятельную масштабную задачу, которая плохо сочеталась с целью взойти под конец похода на "большую гору".

Что касается перевала 6140 в истоках первого притока ледника Восточный Скианг, то он выглядел сложнее нашего 6143 и, прежде всего, из-за отсутствия приемлемого обхода нижней ступени ледопада. В ней можно было застрять на пару дней и, при наличии накопленного отставания от графика, распрощаться не только с "большой горой", но даже и с "младшим братом большой горы". Здесь надо отметить, что к "большой горе", кроме естественных мотивов, нас подгоняла ответственность перед теми людьми, которые помогали организовать нашу экспедицию, иначе говоря, мы выполняли "информационный заказ". К тому же у нас заканчивались продукты. Поэтому мы выбрали наиболее утилитарный вариант - перевал 40-летия МИЭТ (6143) в истоках второго правого притока ледника Восточный Скианг.

Вид с северо-востока на вершину 6785 и на её юго-восточный гребень

Вид на южную стену вершины 6785 и её юго-восточный гребень

Вид с севера на путь подъёма по ленточному ледопаду к плечу 6530. Справа - ведущий в Кашмир перевал Скианг(5925)

Профиль ленточного ледопада. Вид с востока с ледника Восточный Скианг

Панорама правого борта ледника Восточный Скианг, перевал 40-летия МИЭТ (6143), параллельный ему перевал 6140 и вершина 6785

Вечернее отражение

Миниатюрный карман левой морены ледника, ведущего к пер. 40-летия МИЭТ

Повернув во второй правый приток, мы вошли в миниатюрный карман орографически левой морены и по нему поднялись к первой ступени ледопада. Эта ступень обходится по карману ледника. Главным препятствием здесь была 10-метровая ледовая пробка, её надо было пролезть. Выше пробки начинается нудный подъём за перегиб ледника по крутому (40 град.) и камнеопасному осыпному склону. За перегибом мы пообедали.

После обеда мы вышли из кармана на ледник выше первой ступени ледопада и по разорванному леднику, перепрыгивая через метровые трещины и огибая широкие разломы, поднялись на плато у подножия устрашающей второй ступени ледопада. В центре плато подальше от опасных обвалами склонов встали на бивуак (N35 53,3490 E76 38,2650 H5439).

На следующий день раннего выхода не получилось. С утра было туманно, шел небольшой снег. Размышляя на тему, "быть или не быть", мы потеряли около часа. Наконец, мы поняли, что погода будет только улучшаться, и вышли на маршрут. Тогда мы еще не знали, что в это утро впервые заявил о себе новый - муссонный стандарт погоды. За несколько дней он разовьётся, приобретёт свои характерные черты и установится до середины августа, до самого конца похода. Но об этом чуть позже. А пока вернёмся к прохождению перевала.

На перевале 40-летия МИЭТ

Вид на пик 6436 в хребте Бей-Скианг

Лагерь на перевале, вдали Чогори

Чогори (8611), два взгляда через полчаса

Вид на Гашербрумы II (8034), III (7946) и IV(7932)

В тот день перед нами стояла трудная задача - во что бы то ни стало подняться на седловину, преодолев 700-метровый подъём (с 5440 до 6140) по второй и третьей ступеням ледопада и на перевальном взлёте. Точку для промежуточной ночёвки было трудно представить. На всём пути до седловины перевала глазу не за что зацепиться, всюду или очень круто или небезопасно от обвалов и лавин. На обходе первой ступени мы попадали под лавины от обвалов перманентно разрушающегося карниза на вершине 6404, край плато между второй и третьей ступенями пробивался с того же склона вершины 6404, а середина плато была незащищённой от крупной лавины с перевального взлёта. Что касается промежутка между третьей ступенью ледопада и перевальным взлётом, то он вообще напоминал чашу, собирающую лавины со всех сторон.

Немного забегая вперёд, отмечу, что нам удалось реализовать, быть может, единственный разумный план - обход второй ступени ледопада закончить до того, как успеет прогреться карниз и склон вершины 6404, подъём по третьей ступени завершить до массового схода лавин в чашу под перевальным взлётом, а сами эти лавины переждать в чаше на обеде под сераком. И только ближе к вечеру, когда начнёт холодать, выйти из укрытия и преодолеть перевальный взлёт. Реализация такого плана требовала от нас работы с большой мощностью и готовности идти до темноты.

Хоть план то мы и выполнили, но без помарок не обошлось. Вторую ступень обошли по орографически левому краю ледопада. На этом участке мы забирали то влево на лёд в ледопаде, то уклонялись вправо на снежный склон. Уже на последней трети пути по склону понеслись "снежные ручьи". Остерегаясь отрыва от карниза особенно большого куска, и как следствие, особенно большой лавины, последняя связка всю эту треть была вынуждена пролезать по краю ледопада.

При выходе на плато между ступенями ледопада пришлось "перебродить" непрерывный и весьма мощный снежный поток, который стекал со стены и исчезал в глубоком разломе.

Третью ступень ледопада мы также прошли в связках. На 8-12 метровых взлётах ледовой лестницы использовали попеременную страховку. А крупные разломы в верхней части ледопада или переползали ползком по хлипким мостам или обходили, закладывая далёкие галсы в сторону орографически правого борта. В итоге, нам всё-таки удалось вылезти в чашу над ледопадом до пика в сходе лавин. Здесь под ближайшим сераком мы устроились на обед.

Расслабиться на обеде не удалось. То слева, то справа шуршали снежные потоки. Наконец, они начали обтекать наш серак с обеих сторон, угрожая снести рюкзаки и людей. Тогда мы вкрутили в серак буры, прикрепили верёвку, прицепили к ней рюкзаки и пристегнулись сами. Когда очередной поток въехал в половину группы, то все были к этому уже готовы, и никто не пострадал.

Панорама с пер. 40-летия МИЭТ на юго-запад: слева Гашербрум-2 (8034), Гашербрум-3 (7946) и Гашербрум-4 (7932), по центру Броуд-пик (8051), правее седловины пер. Селлы (6063) между главами (6824 и 6928) Карабас-пика возвышается пирамида Чогори (8611).

К концу обеденного привала то ли снега на склонах поубавилось, то ли просто похолодало, короче, лавин стало меньше. Около четырёх часов дня мы вылезли из-под укрытия и поспешили к перевальному взлёту. Подъём по градиенту осложнялся высокой отвесной стеной бергшрунда, к тому же он шел по желобку и был особенно лавиноопасен. Поэтому мы уклонились по ходу вправо на склон, спускающийся с гребня вершины 6404. Первая технически трудная верёвка перил прошла по ледовой лестнице и закончилась на склоне выше 5-метрового сброса. Отсюда мы пошли наискосок вверх и влево поближе к перевалу. На этом косом траверсе по 35-градусному ледовому склону мы провесили пять верёвок перил. Лавин мы не боялись, поскольку шли на ледобурах. Единственной забота - успеть на перевал до темноты. Работали быстро, собранно и с полной отдачей сил. На каждую из десяти верёвок, пройденных на перевальном взлёте, потратили, в среднем, по 25 минут. Последние четыре верёвки прошли уже по линии падения воды по 45-50 градусному ледовому склону. На седловину перевала вылезли засветло, в девятом часу.

Солнце ещё не зашло и освещало маковки высочайших вершин планеты. Это был настоящий парад гигантов. Слева пылало золотом соцветие Гашербрумов: Гашербрум-2 (8034), Гашербрум-3 (7946) и Гашербрум-4 (7932). По центру тёмной громадой упирался в небо Броуд-пик (8051). Правее за седловиной перевала Селлы (6063) между главами (6824 и 6928) Карабас-пика возвышалась пирамида Чогори (8611). Мы стояли как завороженные, и только жужжание фотоаппаратов нарушало тишину.

Генерация духа Джека Лондона на леднике Кхарут

Устье ледника Кхарут, справа Гашербрумы II (8034) и III (7946)

Утром 29 июля мы начали спуск с перевала 40-летия МИЭТ. С юго-запада под седловиной перевала имеется плато (5800) длиною около километра и шириною метров 500. Спуск на плато проходит по крутой (50-55 град.) и жесткой ледовой стене. Здесь мы провесили пять с половиной верёвок перил. Последняя верёвка спустилась с отвесной двухметровой стенки бергшрунда и закончилась на пологом склоне, плавно переходящем в плато.

По плато мы подошли к его левому нижнему краю, чтобы перевалить через его борт на левый приток ледника Кхарут. Спуск по центру плато очень труден, так как проходит по сложному ледопаду. Наши ожидания оправдались. У левого нижнего края, там, где борт плато "сходит на нет" (N35 52,2470 E76 36,8280 H5730), имеется проход к склону над ледником. Здесь мы провесили 4 с половиной верёвки перил (лёд, 45-40 град.) и спустились на пологий ледник. Для поиска этого места при движении в обратном направлении следует ориентироваться на характерную скалу в орографически правом борте ледника. Скала здесь одна, и сразу за ней начинается подъём на плато.

Спуск по притоку ледника Кхарут до перегиба осуществлялся по центру, а при входе в устьевой ледопад мы уклонились вправо и, блуждая между трещинами, спустились наискосок к правому борту. Здесь мы обнаружили сравнительно спокойный спуск на основной ледник. На леднике Кхарут мы повернули на юг и через 400 метров у подножия ледопада пройденного нами притока ледника обнаружили озеро, на берегу которого расположились на обед (N35 51,8310 E76 35,9740 H5306). Отсюда открывался красивый вид на ледник Гашербрум и одноименные вершины Гашербрум-2 (8034) и Гашербрум-3 (7946).

На обеде мы сушили спальники, Чижик читал вслух Джека Лондона, а Рустам и Лёша опять сражались на шахматной доске.

В течение первого послеобеденного перехода мы спустились до начала высокой левой морены ледника Кхарут. Затем мы повернули налево, поднялись на морену и по её гребню спустились до поворота на ледник Гашербрум. Здесь в кармане морены мы встали на ночлег на берегу полноводного и чистого ручья (N35 50,7760 E76 37,0440 H5014).  

Перевал 40-летия МИЭТ (6143, 3Б, N35 52,9380 E76 37,3350) расположен в юго-восточном отроге вершины 6785, разделяющем бассейны ледников Восточный Скианг и Гашербрум, между вершинами 6404 (на севере) и 6648 (на востоке). Перевал ориентирован с северо-востока на юго-запад и соединяет второй сверху правый приток ледника Восточный Скианг (на северо-востоке) с левым притоком ледника Кхарут (на юго-западе, Кхарут - крупнейший левый приток ледника Гашербрум). Описание даётся с северо-востока на юго-запад.

С ледника Восточный Скианг повернуть в долину его второго сверху правого притока и войти в карман его орографически левой морены. По карману подойти к первой ступени ледопада, перелезть через 10-метровую ледовую пробку и по крутому осыпному желобу между ледопадом и склоном (осторожно, камни!) подняться за перегиб выше ледопада. По трещиноватому леднику, перепрыгивая через метровые трещины и обходя широкие разломы, выйти на плато перед второй ступенью ледопада. В центре плато на почтительном расстоянии от опасных обвалами склонов встать на бивуак (N35 53,3490 E76 38,2650 H5439).

Вторую ступень ледопада обходить рано утром по его орографически левому краю. Осторожно, с прилегающего к ледопаду склона вершины 6404 возможен сход лавин. Третью ступень ледопада с короткими (8-12 м) ледовыми стенками (до 60 град.) проходить почти по центру, чуть ближе к орографически левому борту. Подъём по этой ступени желательно завершить до обеда, до массового схода лавин в чашу над ледопадом. Осторожно, лавины вытекают из чаши и могут сбросить связку в ближайший разлом третьей ступени ледопада.

Перевальный взлёт подрезан бергшрундом с высокой (4-7 м) задней стенкой. Подъём из чаши на перевал осуществляется по протяжённому (до 500 м, в зависимости от точки преодоления бергшрунда) ледовому склону. Крутизна взлёта сильно зависит от пути подъёма и может варьироваться от 35 градусов (на траверсе склона вершины 6404) до 60 градусов на сбросах в центре склона. Типичный набор участков: 1 верёвка по ледовой лестнице (местами до 80-90 град.) за бергшрунд + 5 веревок косого траверса (35 град.) от точки преодоления бергшрунда до стенки под седловиной перевала + 4 верёвки вертикально вверх (45-50 град.) на седловину перевала. На седловине бивуак.

Спуск с перевала проходит в два этапа. Сначала спуск на промежуточное плато (5800) по крутой (50-55 град.) и жесткой 270-метровой стене. В нижней части стена подрезана бергшрундом с 2-метровой стенкой. По плато подойти к его левому нижнему краю (N35 52,2470 E76 36,8280 H5730) и левее скального выхода по 220-метровому ледовому склону (45-40 град.) спуститься на левый приток ледника Кхарут.

По центу притока подойти к перегибу ледника и обойти ледопад, двигаясь вниз и наискосок к его правому борту. По широкой ложбине между ледопадом и скалами правого борта спуститься на ледник Кхарут.

На прохождение перевала от ледника Восточный Скианг до ледника Кхарут требуется 3-4 дня. В виду высокой лавиноопасности на северо-восточной стороне, перевал не рекомендуется идти во время (или сразу после) снегопада, а также в тумане.

Расположение перевала 40-летия МИЭТ (лиловый трек - план траверса)

Вид на перевал с северо-востока

Обход первой ступени ледопада по карману ледника

Преодоление ледовой пробки в кармане

700-метровый перепад второй, третьей ступеней ледопада и перевального взлёта (от 5440 до 6140) желательно преодолевать за один день

Подход к "лестнице" - началу 3-й ступени ледопада

В верхней части 3-й ступени ледопада

Обед под сераком был усложнён постоянно атакующими то слева, то справа лавинами

Впереди перевальный взлёт

Выход через сброс на перевальный взлёт

Прохождение взлёта

Спуск с перевала по ледовой стене на промежуточное плато

Вид с промежуточного плато на юго-западный склон перевала

Путь по промежуточному плато к точке спуска (5730)

Спуск с промежуточного плато на левый приток ледника Кхарут

Последний участок - спуск по ложбине около правого борта на ледник Кхарут

 .

Фото А.Жарова и И.Жданова

.

Оглавление

Назад

Вперёд