На главную страницу сайта

.

КИТАЙСКИЙ КАРАКОРУМ ИЛИ ПАМИР В КВАДРАТЕ

Андрей Лебедев

(Продолжение, начало здесь)

.

Отчёт о походе (общие сведения о маршруте, карта и многое другое)

.

На леднике Северный Скианг

 

В КОТЛАХ БЕЙ-СКИАНГА

5. Рождение идеи. Хребет Бей-Скианг, исключительно крутостенный и скалистый, простирается от реки В.Скианг на северо-запад. Его восточные и северные отроги образуют левый борт долины Шаксгама. На западе этот хребет короткой перемычкой соединяется с расположенной в водораздельном хребте вершиной Скианг-Кангри (7545).

Привязанная пара - карта и космический фотоснимок. Для привязки аффинному преобразованию подвергнут объект, первоначально обладавший более мелкими пикселями, т.е. карта.

Благодаря изрезанности скал, остроте и мелкости форм рельефа ("альпийский" ландшафт) в хребте Бей-Скианг трудно найти перевалы, которые бы соответствовали интуитивному представлению о "разумных" перевалах. Говоря о поиске, я имею в виду поиск перевалов по карте или космическому фотоснимку. Иначе говоря, хребет, по имевшейся до похода информации, выглядел, как непреодолимая преграда. При этом к западу от Скианг-Кангри простирается запрещённая для нас территория Пакистана. Таким образом, любой маршрут от Гашербрума к К2 и обратно почти "обязан" войти и выйти через описанную выше перемычку, как через игольное ушко. Этого очень хотелось избежать или, хотя бы, максимально избежать. Пришлось поднатужиться и, всё же, найти перевал в хребте Бей-Скианг, который позволял раздвинуть друг от друга точки входа в район К2 и выхода из него. Этот перевал мы потом назвали Карнизным (6003).

Почти на пределе мы перебродили разбушевавшийся Скианг

Надо признать, что китайская топографическая карта в районе перевала 6003 не соответствует космическому фотоснимку. Поэтому я не понимал отчётливо, какой там рельеф, и пребывал в неуверенности относительно сложности этого перевала. "Было бы лучше, прийти к нему технически размявшись", - подумал я и присобачил перед ним перевал 5564 (в последствии перевал Баррикадный) с обходом ледопада через перевал 5580, см. карту и космический снимок. Дело в том, что ледопад в таком узком горлышке может оказаться непроходимым, а вот ледовая стенка северного склона перевала 5580 преодолима и это гарантировано. Впрочем, обходом этим мы не воспользовались, поскольку ледопад оказался, в действительности, вполне проходимым.

10 июля после разнесения забросок в акклиматизационных и разведочных выходах мы начали свой спортивный маршрут. Уже с утра в Восточном Скианге было полно воды. Первая переправа не удалась. Пока мы со страховкой переходили первые две протоки, третья уже вспучилась, и загрохотали валуны. Почва вымывалась из-под ног, валуны грозили раздавить пальцы… Короче, стало страшно, и мы повернули назад.

Обеспокоенные, мы пошли вниз к Шаксгаму, пока не приметили с высокого берега пригодное для переправы место. Река здесь тоже разливалась на три рукава, но вода была поспокойнее. Почти на пределе мы со страховкой перебродили на левый берег разбушевавшегося Скианга.

Перевал Моховой (4938, 1А, N35 57,7810 E76 40,7200) расположен в северном отроге вершины 6150, ориентирован с востока на запад и соединяет долину Шаксгама с ледником южного цирка перевала Баррикадного (5564). Описание даётся с востока на запад в обход устьевого каньона спускающегося с перевала ручья (факт труднопроходимости этого каньона не установлен).

От русла Восточного Скианга идти на север по левому берегу Шаксгама до второго по счёту ледника левого борта долины. Сразу за ручьём с этого ледника следует подняться на осыпной контрфорс, ведущий к южному краю плато 4433. Поднявшись на плато, пересечь его на север и спуститься к ручью. По ручью следует подняться до развилки (N35 56,9450 E76 41,6470 H4776), образованной его южным истоком и сухим руслом западного истока.

Далее повернуть на север и перевалить через моренный вал к следующему (стекающему с ледника) ручью. За ручьём траверсом осыпных склонов подойти к восточному склону пер. Моховой и по нему подняться на перевал.

Седловина перевала широкая, в 50 метрах к западу от неё имеется ручей с чистой водой. Короткий спуск с перевала по осыпи выводит в карман ледника южного цирка перевала Баррикадного. Возможность спуска с этого ледника в долину Шаксгама не установлена (возможны каньоны).

Расположение перевала Моховой (4938,1А)

Подход к восточному склону перевала через плато 4433

Восточный склон пер. Моховой, вид с северного края плато 4433

За переправой мы пошли на север по долине Шаксгама. Чистой воды здесь нет, нещадно палило солнце, короче, путь наш был весьма утомительным. После обеда у крохотного и мутноватого ручейка мы начали взбираться на юго-восточный край плато, северный край которого отмечен на карте точкой 4433. Затем пересекли плато на север и спустились к ручью с чистейшей водой. Ночевали на развилке, где сливаются южный исток ручья и сухое русло западного истока (N35 56,9450 E76 41,6470 H4776).

На следующий день мы перевалили через осыпную гряду под ледник к большому ручью, а потом траверсом склона вышли под перевал 4938, ведущий к леднику южного цирка перевала Баррикадного (5564). Весь этот хитроумный путь через плато 4433 мы затеяли для обхода подозрительно узкого устьевого каньона ручья, стекающего с хребта Бей-Скианг. На восточном склоне перевала 4938 мы обнаружили много моховых кочек, поэтому и назвали его Моховым (1А).

Короткий осыпной спуск с перевала на ледник оказался несложным. Да и сам ледник около оси был на удивление ровным, совсем не таким, как Гашербрум или Восточный Скианг. К вечеру мы подошли к подножию ледопада. Он был очень красивым и вполне проходимым. Мы сразу решили, что лезть на обходной перевал 5580 глупо, поскольку это связано не только с потерей времени, но и с потерей ярких ощущений. Ночевали прямо на льду, подальше от склонов, опасных обвалами камней или льда.

Справа ледопад перевала Баррикадного, левее северный склон обходного перевала 5580

Пока пешком…

Разведка

На прогоне

Ледопад становится круче

Прохождение ледовой стенки

6. В царстве льда. Утром 12 июля мы вошли в ледопад. Это был стандартный ледопад, каких много на Памире. Внизу он идётся в связках одновременно, потом, местами, с попеременной страховкой, наконец, при подходе к перегибу на плато требует на взлётах перил. Ну а потом начинаются котлы - финальные разломы, засыпанные обломками льда. Это настоящее царство льда. Здесь всё зыбко, подвижно. Ледовые стены состоят из спрессованных кусков - этакий ледовый конгломерат. Воображение поражают причудливые ледяные фигуры, сверкающие острые иглы, зияющиё черные дыры. Иногда встречаются гроты и, даже, проходы подо льдом. В одном месте мы воспользовались такой дырой и пролезли сквозь тонкое лезвие ледового гребешка. На прохождение каждого котла обычно требуется от получаса до часа. Для ледопадов 3А к.с. таких котлов, обычно, не более 3-х, а в ледопадах 3Б к.с. их может быть 5 или более. В нашем ледопаде мы прошли три котла.

В котлах

Движение в ледопаде мы начали вблизи оси ледника. Далее шли по центру, иногда приближаясь к орографически левому борту. После полутора часов подъёма подошли к высокой (40м) и крутой (местами до 70 градусов) стенке. Её пролез Лёша с молотком и ледорубом, без рюкзака. Остальные участники влезли на неё по перилам. За стеной мы попали в первый котёл. Основным направлением здесь мы выбрали движение от центра ледника вверх и наискосок к орографически левому борту. Наконец, за третьим котлом мы попали в рандклюфт. Он помог нам обойти ещё пару котлов. Однако выход из рандклюфта был затруднён бараньими лбами с опасным нагромождением над ними камней. Пришлось снова войти в ледопад и воспользоваться длинным ледовым гребешком. Этот гребешок трансформировался в блок между разломами и выводил на плато выше ледопада. На плато мы завернули направо к моренным валам около левого борта ледника. Там на камнях мы встали на обед.

После обеда мы завернули за угол скалы направо (на северо-запад) и вошли в заваленный ледовыми обломками цирк перевала Баррикадного. Прижавшись к правому по ходу борту (подальше от ледосбросов основного хребта) мы подошли к подножию осыпного перевального взлёта. Высота взлёта около 100 метров. В верхней части на осыпи лёд. Он коварно прикрыт снегом, и мы, не разобравшись, по началу выскочили на него без кошек. Такое часто встречается в этих горах. Лежит на осыпи маленький снежник, выходишь на него в ботинках, а там лёд. Вот и начинается рубка ступеней до ближайшего камня, на котором можно сбросить рюкзак и надеть кошки.

Рандклюфт

Плато над ледопадом

Подъём на седловину пер. Баррикадного

В мульде на пер. Баррикадном мы провели 3 дня и 4 ночи

Седловина перевала широкая, снежная. В 20 метрах ниже на северном склоне имеется удобная мульда для бивуака. В ней то мы и встали на ночлег. Спускаться на ледник было опасно - он узкий и над ним ледосбросы.

Это оказалось на редкость удачным решением. Ночью пришёл циклон. Погода испортилась на три дня. Уже на второй день загрохотали лавины. Мы опасались идти в снегопад по узкому леднику, зажатому в крутых и высоких стенах. В тумане не видно, откуда ждать лавин и как обходить лавиноопасные места. Поэтому мы сидели на месте и терпеливо ждали улучшения погоды.

Терпению нашему способствовали три MP3-плеера, набитые самой разнообразной музыкой от хитов Тату до прелюдий Скрябина. Была там и духовная хоровая музыка, и даже Новый завет. Ещё мы часто играли в крокодила (шарады) и двойные ассоциации. И музыки и книг у нас было в три раза больше, чем в 2005 году. Теории упругости Ландау и Лифшица на этот раз не было, зато присутствовали томик Джека Лондона, сборник статей по квантовой гравитации и Феймановские лекции по квантовой механике. Эти три книжки ни разу не побывали в забросках и прошли все перевалы нашего похода! Тащили их Рустам и Дима. Рустам зачитывался физикой (это его хобби), а Дима читал Джека Лондона. По вечерам ребята просили его почитать вслух. Ещё у нас были маленькие шахматы. А вот карт не было.

На улице было тепло и сыро. Ночью мело, днём падали крупные хлопья или просто стоял туман. Выходили редко, в основном, чтобы подкрасить снежок, потягивались, разминая косточки, и с беспокойством озирались на нависающую в 700 метрах над нами ледовую шапку, которая грозила нам в разрывах тумана с самой маковки близлежащей вершины 6242. Выглядела она очень неприятно, но логика успокаивала - лёд упадёт на западный край седловины, по горизонтальному гребню перевала обломки не полетят, а значит мы в безопасности.

Перевал Баррикадный (5564, 3А, N35 56,6980 E76 38,7820) расположен в северо-восточном отроге хребта Бей-Скианг, который ответвляется от узловой вершины 6242. Седловина перевала зажата между стенами вершин 6242 (на юго-западе) и 6064 (на северо-востоке). Перевал ориентирован с юго-востока на северо-запад и соединяет цирки 4-го и 5-го ледников северо-восточного склона хребта Бей-Скианг. Основную сложность перевала составляет ледопад юго-восточного (по отношению к перевалу) ледника. Категория сложности от цирка до цирка 1Б.

Перевал имеет форму завала в проходе между вершинами 6242 и 6064 или баррикады, благодаря чему он получил своё название. Описание даётся с юго-востока на северо-запад.

От подножия западного склона перевала Мохового выйти на ледник, повернуть на юг и по зачехлённой центральной полосе ледника или по чистой ледовой дорожке слева от неё подняться к подножию ледопада (3 перехода).

Ледопад проходить по центру до крутой стенки (40м, местами до 70 градусов), требующей провески перил. За стенкой начинаются финальные разломы (котлы). Возможная рекомендация здесь - движение вверх наискосок от центра ледника к орографически левому борту. Выход в рандклюфт вблизи плато может помочь обойти один или два финальных разлома.

Из рандклюфта вылезти на плато или по бараньим лбам (осторожно, сверху камни) или по ледопаду. На плато повернуть направо на северо-запад. Здесь на повороте имеются моренные отложения, на которых возможен безопасный бивуак. На прохождение ледопада может потребоваться 6-7 часов.

Цирк перевала перебивается ледовыми обвалами с вершины 6242, идти по нему следует быстро и, прижавшись к орографически левому борту. 100-метровый подъём на седловину перевала производится по крутой осыпи, в верхней части которой имеется скрытая под тонким снегом наледь (кошки).

Седловина перевала широкая, пригодная для бивуака. Но лучше установить бивуак в более защищённой от ветра мульде в 20-30 метрах к северу от седловины перевала. Спуск с перевала на ледник пологий и в описании не нуждается.

Расположение перевала Баррикадного (5564,3А)

Общий вид ледопада

Преодоление стенки

В котлах

Юго-восточный склон седловины

Северо-западный склон седловины

Продукты приходилось экономить. Сначала мы объединяли пары одинаковых круп, например, рис на два ужина, и делили их на три варки. А потом докатились до того, что варки начали делить пополам.

Отсидка на 5550 продолжалась 3 дня и 4 ночи. Лишь утром 16 июля погода позволила нам покинуть перевал. К этому моменту мы отставали от идеального графика уже на неделю, и перед нами встал непростой выбор - поход или "большая гора". К горе надо спускаться в долину Шаксгама. Это проще, и там еда. Возможно, что и цель такая престижнее. Но мы, как истинные туристы, отправились на следующий перевал.  К чёрту Шаксгам, будь он хоть трижды красив! Вперёд, на встречу с новыми пейзажами. Картинки должны меняться ежечасно, иначе нет гармонии в туристской душе…

7. Мои туристские страхи. Укомплектовав, половинками круп ближайшие два дня, мы двинулись к перевалу Карнизному (6003,3А) через основной (водораздельный) хребет Бей-Скианга. За ним на перевале Восточный Скианг лежала наша заброска.

По перебитому лавиной простому склону мы быстро спустились в "розетку" ледника (5450) и начали подъём в снегоступах по длинному ледопаду перевала Карнизного.

Ледопад был не сложным - крупные разломы по центру обходились, как правило, по ходу справа, но мне было страшно - почти горизонтальные участки перемежались с 30-градусными длинными склонами и 40-градусными взлётами - "идеальные" показатели для лавиноопасного склона. Впрочем, досок мы не почувствовали и сосредоточились на опасности точечных лавин. Уже к 11 утра установилось пекло, жара усиливалась маревом тумана, который периодически окутывал нас. То справа, то слева от нас скатывались снежные улитки, и перед очередным 40-градусным взлётом мы распустили лавинные шнуры. Признаться, без снегоступов мы весь этот подъём вряд ли бы осилили, по крайней мере, в течение дня.

Преодолев последний взлёт, мы оказались в маленьком снежном цирке. Впереди, совсем рядом, громоздился огромный карниз нашего перевала, а левее за острой скальной вершиной был виден ещё один перевал (~3А), который не читался по космическому фотоснимку. Для удобства изложения назовём его Ложный Карнизный.

Путь к перевалу проходил через желобок с лавинным следом

Место ночёвки на гребешке. Слева желобок, направо вниз спускается скальный отрог, образующий левый борт ледопада южного склона перевала Карнизный

Наш лагерь 5868 на гребешке

Вид с бивуака на пик 6436 - высочайшую вершину хребта Бей-Скианг

Мы двинулись к нашему карнизу и неожиданно оказались на перегибе склона. Рельеф преподнёс нам сюрприз. Мы думали, что скальный отрог, который ограничивал на подъёме ледопад справа по ходу, простирается до правого (северного) края седловины перевала Карнизный. А он неожиданно повернул налево к скале, разделяющей перевал Карнизный от Ложного. Теперь нам предстояло спуститься в желобок или траверсировать этот желобок, и только после этого мы попадали на перевальный взлёт под карниз. Желобок этот был шириною около 70 метров, имел крутизну до 25 градусов и через 100 метров обрывался головокружительным сбросом на долинный ледник.

Передовая связка из Димы и Лёши уже вышла на траверс желобка, как вдруг в моей голове возникла такая картинка - на седловине перевала или на скальном пике слева от неё отрывается кусочек карниза. Он падает в желобок, увлекает попутный снег, и вся эта масса сбивает связку и сносит её на сброс. Картинка казалась очень реальной, особенно при взгляде на следы уже сошедших по желобку лавин. Эти следы не останавливались в желобке и доходили до самого сброса.

Перевал Карнизный (6003, 3А, N35 57,8870 E76 37,5550) расположен в водоразделе хребта Бей-Скианг, являясь 2-й седловиной к северу от вершины 6082. Перевал ориентирован с юга-востока на запад и соединяет 5-й ледник северо-восточного склона хребта Бей-Скианг (на юго-востоке) с первым правым притоком ледника Северный Скианг (на западе). Описание даётся с юго-востока на запад.

От цирка 5368 5-го ледника северо-восточного склона хребта Бей-Скианг подниматься на северо-запад по длинному ледопаду. Крупные разломы в ледопаде обходить справа по ходу. На перегибе в основании отрога, который образует орографически левый борт ледопада, возможен безопасный бивуак (N35 57,7600 E76 37,6600 H5868).

За перегибом спуститься в желобок (осторожно, лавиноопасно), пересечь его и по 200-метровому снежному склону (от 35 до 45 град.) подняться на широкую седловину перевала с длинным карнизом. Карниз лучше преодолевать в его восточной части, где он не высок (около полутора метров).

На седловине возможен бивуак. Спуск по льду с центральной части седловины (150м, 50 град.) выводит на пологий заснеженный склон ледника. По леднику повернуть на юго-запад. Устьевой ледопад обойти слева по ходу по заснеженному карману между ледником и скально-осыпным склоном. Этот карман выводит к морене правого борта ледника Северный Скианг. На морене удобный бивуак (N35 57,5080 E76 36,7210 H5349).

Расположение перевала Карнизного (6003,3А)

Схема перевала: 1- седловина перевала, 2- точка выхода на карниз, 3- пер. Ложный Карнизный, 4- разделяющий перевалы скальный пик, 5- желобок, 6- сброс, 7- ледопад южного склона

Юго-восточный склон перевала. 1- пер.Карнизный, 2- пер. Ложный Карнизный

Начало подъёма по ледопаду юго-восточного склона

На взлётах юго-восточного склона

Вид из-под карниза назад: 1-желобок, 2-место ночёвки, 3- сброс

Вид с места ночёвки на запад: 1- седловина пер.Карнизный, 2- точка преодоления карниза, 3- пер. Ложный Карнизный, 4- разделяющий перевалы скальный пик, 5- желобок

Вид с запада с ледника С.Скианг: 1- пер.Карнизный, 2- пер. Ложный Карнизный

На стене западного склона

Спуск с перевала по западному склону. 1- точка преодоления карниза, 2- начало спуска

Обход ледопада при спуске на ледник С.Скианг.. 1- пер.Карнизный, 2- пер. Ложный Карнизный

"Ты не боишься этого?" - крикнул я Чижику и описал возможный сценарий. "Боюсь…, что делать будем?" - ответил он. Действительно, что делать? Страховка на ледорубах здесь не поможет. Ведь даже маленькие лавины, срывая связки, легко выкорчёвывают воткнутые по головку ледорубы. До льда не докопаться, копать придётся метра два. Быть может, надо просто быстро "перебежать"? Но это не входило в сценарий. В том ролике мы медленно ползли как осы на морозе. Иного и не могло быть, ведь мы были утомлены тропёжкой на долгом подъёме, неистовой жарой и новой для нас высотой (почти 5900).

"А ну их в баню эти лавины! Давай остановимся на ночлег", - ответил я. Меня давно достало нестабильное поведение снега, с которым в той или иной форме я сталкиваюсь каждый год. А после срыва связки-тройки в 2004 году и её благополучного 700-метрового полёта я стал особенно боязлив. Ох, как бы я хотел, чтобы мои страхи хоть чуточку перешли к молодым бойцам. Так ведь не переходят. Не учатся они ни черта и предпочитают набивать себе шишки. Вот также и с акклиматизацией. Писал-писал, писал-писал, как надо правильно её делать, и всё без толку. Никто это не читает, и делают всё наоборот. Примеров куча и последствий тоже…

Признаться меня несколько напрягало бесстрашие моей команды. Однажды произнесённый тост "за победу в горах" я полностью проигнорировал и даже демонстративно не выпил. "Ну что это за идея - побеждать горы?" - удивился я. "Ведь стоит им только захотеть, и они раздавят вас половинкой мизинца. С горами не надо сражаться, их надо почитать, любить и чувствовать. И если они не пускают, то сохранять дистанцию и ждать. А вот если пускают, то надо брать всё, что можно, в соответствии со своим опытом и силами. И главная задача - это оказаться в форме, чтобы не упустить этот момент!". Тогда тамада пошёл на попятную: "Я только имел в виду - за победу над собой в горах!" Час от часу не легче, ну как тут не вспомнить, как закалялась сталь! "Зачем себя побеждать? Твой тост ведь означает, что ты стремишься идти на пределе и даже преодолеть этот предел. Но это чудовищная ошибка. Запас прочности, которого ты хочешь лишиться, является почти единственной панацеей от несчастного случая при той чудовищной автономии, в которой мы находимся. Ходи в соответствии со своими силами и получай удовольствие. Тогда и настроение будет хорошее. А побеждать себя нужно только в роли Мересьева, когда не осталось сил для спасения себя или своего товарища". Впрочем, два самых опытных участника меня поддержали, а остальные слушали, раскрыв рты от столь беспардонной попытки разрушения любимого альп-романтического стереотипа. Что касается Мересьева, то хорошей интернет-ссылки я не нашёл, зато нашёл ссылочку о 5-дневном голодном переходе Анри Гийоме через Анды (см. по ссылке подраздел 2 части 2).

Возможно, кое-кто поморщится, зачем писать такие банальности, ведь это вечный вопрос, всё это тысячу раз пройдено, тысячу раз написано. Так нет, писать это надо вновь и вновь, как и банальное "не переходите улицу на красный свет".

Гм…, один из членов МКК нас не хотел пускать на "большую гору". Ведь что удивительно, уж, сколько лет меня выпускает, уж, сколько отчётов моих прочитал, а всё не понял, как надо ходить в горы. Он думает, что мы обязательно должны ломиться на гору во что бы то ни стало. А я на защите в МКК лишь раздвигал оперативное пространство, освобождая его от формальных ограничений. Я просто стелил соломку, готовился к тому благоприятному случаю, когда горы благосклонно пригласят нас, а мы поймём это и пойдём до конца…

Однако вернёмся к перевалу Карнизному. Заночевали мы тут же на перегибе гребешка перед входом в желобок (N35 57,7600 E76 37,6600 H5868). На следующее утро мы пересекли желобок и поднялись на перевал. На полутора метровом карнизе повесили кусочек перил.

Выход на карниз

Вид сверху и снизу для тех, кто по закрытым ледникам не всегда ходит с натянутой верёвкой

На леднике С.Скианг. Вдали перевал В.Скианг (5579)

Для спуска с перевала мы перешли на центральную часть седловины. Отсюда 3 верёвки перил по крутому льду (50 град.) до полки под бергшрундом. По полке обошли сброс и в связках одновременно спустились на ледник. Устьевой ледопад ледника перед впадением его в ледник Северный Скианг обошли слева по карману. На моренах правого борта ледника Северного Скианг установили лагерь (N35 57,5080 E76 36,7210 H5349), пообедали остатками наших продуктов и сходили в радиалку за заброской на перевал Восточный Скианг (5579). В этой прогулке мы опять столкнулись с коварством многочисленных трещин этого перевала.

Продолжение

Фото А.Жарова и И.Жданова

.

Отчёт о походе (общие сведения о маршруте, карта и многое другое)

.

На главную страницу сайта