Отчет о траверсе вершины Манарага (1663)

"Кто, если не мы?"
Дмитрий Чижик

"Манарага-это вещь в себе."
Сергей Стрыгин

Справочные сведения

Проводящая организация: Спортклуб МАИ

Район: Приполярный Урал, хребет Восточные Саледы

Наименование вершины: Манарага

Маршрут: траверс с северо-востока на юго-запад

Категория трудности: 3Б альп.

Характер маршрута: скальный

Сроки восхождения: 18.03 - 20.03.06

Участники восхождения: Жданов Иван, Романенков Сергей, Тимошенков Алексей, Чижик Дмитрий

Карты и схемы

Общее фото вершины

Карта района вершины

Зубья Манараги

Схема маршрута

Описание участков восхождения

R0 - R1

Подъем по северо-восточному гребню на 1-ую вершину Манараги, по маршруту 1Б к.тр. Скалы гребня сильно разрушены, присыпаны снегом. Перед выходом на вершину 5 метров перил на скальную стенку 60-70 градусов.

R1 - R2

Спуск с вершины по пути подъема на 10-15 метров и по скальной полке вправо обойти 1-ую вершину.

R2 - R3

Дюльфер с полки на перемычку между 1-ой и 2-ой вершиной 5-7 метров по плите 70-75 градусов.

R3 - R4

С перемычки, в обход 2-й вершины, по полке справа выход на гребень, ведущий к перемычки между 2-й и 3-й вершинами. На полке участок скал 3 метра 70 градусов, проходится лазанием.

R4 - R5

С гребня по широкому внутреннему углу выход на предвершину 2-й башни со стороны р. Косью, 50 метров 60-70 градусов. Далее 15-20 метров по простому гребню на 2-ю вершину.

R5 - R6

Спуск со 2-й вершины на гребень, ведущий к 3-й вершине, по пути подъема. Дюльфер 50 метров в сторону 3-й башни по стене 75-80 градусов до скального уступа. От уступа косой дюльфер вправо 40 метров 70-75 градусов до засыпанной снегом полки. По полке 15-20 метров до перемычки между жандармом и 3-й вершиной.

R6 - R7

С перемычки по крутым заснеженным скалам 100-120 метров до гребня 3-й башни (Лопата) в районе вершины.

R7 - R8

С вершины косой дюльфер 80-90 метров на перемычку между 3-й вершиной и жандармом "Тройка".

R8 - R9

Траверс по засыпанной снегом системе полок под 4-ую (Парусник) башню. Выход на гребень 4-й башни. Во время движения по полкам перильная страховка.

R9 - R10

Подъем на 4-ую башню.

R10 - R11

По скальному гребню подъем на 5-ую башню, 80 метров, 55-65 градусов. Встречаются 3-5 метровые участки 80-90 градусов.

R11 - R12

R12 - R13

C вершины дюльфер 80-85 метров на перемычку между 5-й башней и большим жандармом.

R13 - R14

С перемычки по полке справа 25-30 метров в обход жандарма.

R14 - R15

Дюльфер 60 метров, 80-90 градусов, на широкую полку.

R15 - R16

По полке пешком, обходя жандарм, на гребень, ведущий к отрогу Медвежья Лапа.

Описание подходов и восхождения

18.03.06
Подъем на 1-ую вершину Манараги (1663). Траверс до перемычки перед 3-й вершиной.

Утром хорошая погода. На небе ни облачка, холодно. Из балка на р. Косью выходим в 5.10. От домика уходим сразу в лес, в направлении отрога, ведущего к в. Медвежья лапа (см. карту района вершины). Лес в основном редкий, лиственничный, встречаются полянки. Снег глубокий, тропим по очереди.

Примерно через час выходим к границе зоны леса и поднимаемся на отрог. Здесь намечаем место, куда, через несколько дней, группа поддержки должна будет поднести траверсантам лыжи. Скатываемся с отрога, и, огибая вдоль зоны леса следующий отрог, попадаем в цирк вершины Манарага. Наконец-то показались все зубья вершины. Далее поднимаемся на отрог, замыкающий цирк с северо-востока. Сверху отрог плоский, снег здесь сменяется фирном. Снимаем и оставляем лыжи, одеваем кошки.

Впереди отрог плавно переходит в северо-восточный гребень Манараги. За полчаса, от места, где оставили лыжи, поднимаемся на гребень. Гребень широкий скально-осыпной, между камнями плотный фирн, местами лед. Поднимаемся по верхней и левой (по ходу) его части, справа крутые обрывы в сторону р. Капкан-Вож. Уклон гребня постепенно возрастает, и он переходит в вершинную башню 1-ого зуба Манараги. Крутизна башни до 50 градусов, длинна крутого участка 250-300 м. Вверх поднимаемся по cкальным полочкам, преодолевая 1.5-2 метровые скальные стенки. Перед выходом на вершину, вешаем 5 м перил на 60-70 градусную стенку, залитую льдом. Подъем от выхода на северо-восточный гребень до вершины занял 1.5 часа. На вершине мы в 13.10, здесь триангуляционный пункт, сложен тур, много мемориальных плиток. Видна вторая башня, а также жандармы-перья между 2-й и 3-й вершинами.

Путь, которым мы поднимались на вершину, возможно более длинный, чем традиционный через пер. Студенческий, но в ходе подъема мы просмотрели возможный спуск до балка после прохождения траверса и определили место встречи с группой поддержки, которая должна будет поднести лыжи траверсантам.

Сфотографировавшись и написав записку, спускаемся по веревке на скальную полку под вершиной. Отсюда четверо человек уходят вниз к лыжам и до балка, оставшиеся четверо продолжают траверс Манараги.

По полке огибаем справа 1-ую вершину Манараги и спускаемся 5-7 метров по скальной плите 70-75 градусов на перемычку между 1-й и 2-й вершинами. С перемычки по широкой полке обходим 2-ую башню со стороны р. Капкан-Вож. Полка выводит на гребень между 2-й и 3-й вершинами. Отсюда по широкому внутреннему углу выходим на предвершину 2-й башни со стороны р. Косью, 50 метров 60-70 градусов. Далее 15-20 метров по простому гребню на 2-ю вершину. Станции в основном организуем на станционных петлях, в качестве промежуточных точек страховки используем френды и закладки. Крючья стараемся не бить, на морозе это отнимает много времени и сил.

На второй вершине фотографируемся, находим тур. Отсюда видна 3-ая башня.

Спускаемся со 2-й вершины по пути подъема. Далее дюльфер в обход жандармов в сторону 3-й башни по стене 70-80 градусов до скального уступа. Станция здесь получается полу-весячая, встать некуда. От уступа косой дюльфер вправо 40 метров 70-75 градусов до засыпанной снегом полки. По полке проходим 15-20 метров до перемычки между жандармом и 3-й вершиной. Веревки продергиваем через расходные петли и крючья.

На перемычку спускаемся в 20.30. Стемнело. Пока ребята сдергивают веревки, успеваем провесить 50 м на следующий зуб. Площадку под палатку частично вырубаем, частично достраиваем. Место хорошо защищено от ветра скальным уступом. Наша каркасная палатка уместилась с трудом. Спим фактически друг на друге. В 9 вечера пускаем сигнальную ракету, внизу, около балка, видны фонарики. Радиосвязь работает без сбоев.

19.03.06
Траверс 3-й и 4-й вершин Манараги, начало подъема на 5-ую вершину.

За ночь погода испортилась. Видимость упала до 50 м, идет снег. Но обратного пути уже нет. Двое одеваются и идут провешивать веревки, оставшиеся двое собирают лагерь и выходят в 6.00 вслед за ними.

От перемычки по крутым заснеженным скалам со стороны р. Капкан-Вож провешиваем 3 веревки до гребня 3-й башни (Лопата). Ярко выраженной вершины здесь нет. С вершины две веревки косого дюльфера на полку, выводящую к перемычке между 3-й вершиной и жандармом “Тройка”. Перемычка ровная и большая, здесь можно ночевать даже в шатровой палатке. Погода не улучшается, метет. Между собой общаемся с помощью радиостанций, из-за ветра и снега ничего не видно и не слышно.

Обходим жандарм справа и по системе полок, засыпанных снегом, выходим на гребень 4-й башни (Парусник). На полках перильная страховка. По крутой стенке 10-15 м поднимаемся на вершину. Тура нет, его находим чуть дальше на гребне 4-й вершины. С вершины спускаемся по пути подъема.

С гребня дюльфер на перемычку между 4-й и 5-й башней 50 метров, 90-100 градусов. Очень круто, почти на всем спуске веревка не касается скал. Веревку продергиваем через петлю.

Перемычка маленькая и острая, ночевать здесь нельзя. Провешиваем 50 м веревки на 5-ую вершину. По пути пролезаем 5 метровый отвесный камин. На последней трети веревки, не далеко от вершины 5-й башни, находим приемлемую площадку под палатку. Выравниваем ее, строим некое подобие стенки. На ночевку встали в 20.00.

20.03.06
Траверс 5-й вершины. Спуск в балок на реке Косью.

Собираемся и в 6.30, и по заранее провешенной веревке, поднимаемся на 5-ую вершину Манараги. По сравнению с предыдущим днем погода улучшилась. Видимости по-прежнему нет, но нет ветра и тепло.

С вершины спускаемся лазанием 25-30 метров вниз по гребню, далее дюльфер на перемычку между 5-й и 6-й вершинами 50 м по скалам средней крутизны.

6-ая вершина представляет собой большой жандарм. Она сильно ниже остальных 5-ти вершин, подъем на нее не представляет технической сложности. Мы решили на нее не подниматься а, обходя ее справа, выходить на отрог, ведущий к вершине Медвежья Лапа.

С перемычки уходим по узкой скальной полке вправо от жандарма. Через 25-30 метров полка заканчивается и стеной обрывается вниз. Отсюда вешаем 50 метров перил в направлении большой полки. Веревки не хватило, приходится надвязывать. Всего до полки повесили около 60 м дюльфера по отвесным скалам.

Дальше идем пешком 50-60 м до южного гребня, переходящего в отрог Медвежьей Лапы.

К 10.30 вышли на отрог. Траверс окончен. Облака рассеялись, показалась Манарага. Связались по рации с группой поддержки, ребята с лыжами уже вышли нас встречать. Дальнейший путь спуска проходит по верхней, достаточно плоской части отрога. Идем в кошках, участки фирна сменяются участками с глубокой тропежкой.

На границе зона леса встречаемся с группой поддержки. С этого места до балка идет протропленная и хорошо накатанная лыжня. К балку спускаемся в 12.30. Сегодня решили дальше не идти, устраиваем полудневку.

Выводы и рекомендации

Траверс прошли за 3 дня, первый из которых был ясным, в следующие два отсутствовала видимость, и постоянно шел снег.

Двигались все время в кошках, скальные полки и пологие участки засыпаны снегом и покрыты льдом. Кроме того, даже крутые участки скал часто были покрыты слоем изморози.

Для облегчения веса использовали 8 мм веревки. Станции в основном делали на станционных петлях и френдах. В качестве промежуточных точек страховки использовали закладки и френды. Крючья использовали редко, так как на морозе это отнимало много времени и сил. На спусках веревки продергивали через расходные петли и крючья, иногда спускались лазанием со страховкой. Из-за изрезанности гребня и большого количества уступов веревки часто продергивали по частям. На маршруте работали связками двойками: одна двойка провешивает веревку, другая сдергивает. Первый участник, даже на скальных участках, часто при лазании использовал ледовые машинки или фифы.

На траверсе два раза ночевали на скальных полках. Всего мест для возможных ночевок около 6-7 (см. схему маршрута). Мы ночевали в 4-х местной каркасной палатке, но при этом полностью ее уместить на площадку и растянуть ни разу не удалось. В палатку умещались с трудом, ночевали лежа, но фактически друг на друге.

Теоретически возможно прохождение траверса и с шатровой палаткой. На седловине между 3-й вершиной и жандармом "Тройка" есть подходящая для ночевки площадка. Но для того, чтобы успеть дойти туда за день, ночевать перед траверсом нужно на пер. Студенческий или ближе к 1-й вершине Манараги.

При планировании траверса нужно учесть что после спуска на перемычку перед 3-й вершиной пути обратно практически не будет. Пролезть обратно вверх 100-метровую 70-80 градусную стенку будет очень тяжело.

С перемычки перед 3-й вершиной есть достаточно безопасный спуск в сторону реки Капкан-Вож по ледовому кулуару. Этот вариант спуска требует провески от 200 до 400 метров перил по крутому льду. Спуск с середины траверса в сторону реки Манарага практически не возможен из-за большой протяженности крутых участков склона и огромной лавинной опасности.

На траверсе для общения между собой использовали радиостанции, так как в отдельные моменты полностью отсутствовала видимость, а докричаться из-за сильного ветра было невозможно.

Во время траверса, в балке на реке Косью нас ждала группа поддержки. Ее наличие в какой-то степени обеспечивало нашу безопасность. С ней была установлена постоянная радиосвязь. Ребята не только поднесли нам лыжи, но и постоянно поддерживали нас, а в случае аварийной ситуации готовы были помочь или вызвать спасателей.

Фотографии

Ф.1. Подъем по с-в гребню в.Манарага

Ф.2. Верхний участок подъема на 1-ую вершину (снято на спуске)

Ф.3. Группа на 1-й вершине Манараги

Ф.4. 3-ая вершина Манараги. Внизу река Косью.

Ф.6. 2-ая и 3-ая вершины Манараги. Фото с 1-й вершины

Ф.7. Перед выходом на 2-ую вершину. Внизу пер. Студенческий

Ф.8. На 2-й вершине Манараги. На заднем плане 1-ая вершина

Ф.9. 3-ая вершина

Ф.9. Место ночевки перед 3-й вершиной

Ф.10. Спуск с 3-й вершины

Ф.11. Спуск на перемычку перед жандармом "Тройка"

Ф.12. На перемычке между зубьями. С обеих сторон отвесные стены.