На главную страницу сайта

.

Отчёт о восхождении на пик Энгельса (6507) по восточному гребню команды Спортивного клуба МАИ (август 2006)

 

1. ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

  1. Район: Юго-западный Памир
  2. Ущелье: Киштиджероб (Шахдаринский хребет)
  3. Номер раздела по классификационной таблице 2001 года: 4.11
  4. Наименование вершины: пик Энгельса (6507м)
  5. Название маршрута: по Восточному гребню
  6. Подтверждается – 6А кат.сл.
  7. Характер маршрута: комбинированный
  8. Перепад высот маршрута: 1210м.
  9. Протяженность маршрута: 2400 м.
  10. Протяженность участков: V кат сл. - 550м. VI кат сл. - 350м.
  11. Средняя крутизна: Основной части маршрута - 69 град.
  12. Оставлено "крючьев" на маршруте: всего - 7, шлямбурных - 0
  13. Использовано крючьев на маршруте: шлямбурных стационарных: 47 шт., в т.ч. ИТО 40 шт., шлямбурных съемных: 0 в т.ч. ИТО: 0
  14. Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО): 45
  15. Ходовых часов команды: 101,5 часов, 8 дней
  16. Руководитель: Волков Михаил Евгеньевич - КМС
  17. Участники: Воробьев Александр Илларионович – 1сп.раз., Машенин Андрей Александрович – 1сп.раз., Панков Максим Анатольевич - КМС, Петров Андрей - КМС
  18. Тренер: Карпов Анатолий Владимирович
  19. Выход на маршрут: 8 час.00 мин., 18.08.2006
  20. Выход на вершину: 17 час.00 мин., 25.08.2006
  21. Возвращение в БЛ: 12 час.00 мин., 27.08.2006

.

2. ГРАФИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

.

 

Карта района

Панорама ущелья Киштиджероб

Общее фото вершины

Профиль маршрута

 Технические фото маршрута

Рисованный профиль маршрута

Схема в символах УИАА

График прохождения маршрута

 

3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ПО УЧАСТКАМ

R0–R1. Снежно-скальный гребень (III к.сл., 360м., 10-200). Движение одновременное.

R1–R2. Скальная стенка, нависающий внутренний угол (V-VI к.сл, 50м, 90-950). Страховка через крючья и закладки. Организованы перила.

R2–R3. Снежно-скальный гребень (IV к.сл., 150м., 450). Страховка через крючья и закладки, ледобуры. Организованы перила. Ночевка на скальном выступе.

R3–R4. Острый снежно-ледовый гребень. Страховка через ледобуры (III к.сл., 50м., 300).

R4–R5. Обледенелая скальная стенка. (V к.сл, 50м, 70-800). Страховка через крючья и закладки. Организованы перила.

R5–R6. Снежно-скальный гребень (III-IV к.сл., 150м., 45-500).

R6–R7. Скальная, местами нависающая в левой части, стенка (V-VI к.сл, 45м, 90-950).

R7–R8. Снежно-скальный гребень (IV- V к.сл., 200м., 700). Организованы перила. Ночевка на наклонной снежно-ледовой полке под основанием “Серого пояса”.

R8–R9. Скальная стена “Серого пояса” (VI к.сл, 100м, 90-950). Лазание с использованием ИТО. Страховка через крючья и закладки.

R9–R10. Снежно-ледовый склон, под основание первого “Рыжего пояса” (III к.сл., 30м., 350). Страховка на ледобурах.

R10–R11. Скальная стена первого “Рыжего пояса” (V-VI к.сл, 100м, 70-900). Сложно организовать надежные точки страховки, порода крошиться. Лазание с использованием ИТО на шлямбурах и скальных крючьях.

R11–R12. Заснеженная скальная стена (IV-V к.сл, 100м, 700). Движение вправо вверх. Страховка на скальных крючьях. Выход на наклонную снежно-ледовую полку. В правой части стены контрольный тур. Сидячая ночевка.

R12–R13. Вправо вверх по нависающему внутреннему углу. Лазание с использованием ИТО на скальных крючьях и закладках (V-VI к.сл, 100м, 70-900).

R13–R14. Следующая часть стены - под основание ледовой нависающей сосульки с карниза, сильно разрушено, местами точки страховки держат только статическую нагрузку (VI+ к.сл., 55м., 90-1000). Лазание с использованием ИТО. Местами крючья (шлямбура) предыдущих восходителей. Стенка вверху заканчивается наклонной полкой. Сидячая ночевка.

R14–R15. Траверс 20м вправо II к.сл. Ледовый каскад (30м., M5, 70-800). Очень тонкий натечный лед, трудно организовать страховку. Выход в основание снежно-ледового гребня.

R15–R16. Снежно-ледовый гребень (IV к.сл., 200м., 35-400). Страховка на ледобурах.

R16–R17. Снежно-ледовый взлет (II к.сл., 100м., 200).Движение одновременное.

R17–R18. Снежно-скальный предвершинный гребень (IV-V к.сл.800м.) очень острый, с ледовыми ножами, карнизами, жандармами. Иногда сложно организовать надежную страховку из-за состояния снежно-ледового склона. Страховка на ледобурах и закладках. Подход под нависающий “клювом” жандарм. Дюльфер 50м. на северную сторону (вправо по ходу).

R18–R19. Движение траверсом (50м., III к.сл., 400) вправо вдоль гребня, без набора высоты, в основание разрушенных скал.

R19–R20. Вверх по скалам и льду к перемычке слева (по ходу) от вершины (110м., IV к.сл., 600). Выход на гребень.

R20–R21. По гребню не сложный снежно-ледовый взлет, выводящий на вершину (30м., IIIк.сл., 400). Вершина! Спуск по маршруту Кавуненко (5А).

4. ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ КОМАНДЫ

В соответствии с тактическим планом команды, был осуществлен подход к ночевке под перемычкой восточного гребня (перевал Неспар) между п.Энгельса и п.Чюрлениса. Ночевка под перевалом на снежном плато цирка (5400м)

18.08.06. В 8.00 команда вышла на маршрут. Погода отличная, очень холодно. Подъем на перемычку, далее по восточному гребню. Движение в связках независимое, одновременное (комбинированный рельеф, III к.сл., R0-R1). Выход к вертикальной стене, (V-VI к.сл., 45м, 90-950, R1-R2). На этом участке и в дальнейшем движении организованы перила. К 17.00 подходящее место для ночевки на скальном выступе. Шлямбурный крюк предыдущих восходителей подтверждает наш выбор. Обработка двух следующих веревок, одна из которых – напряженное лазание по местами обледенелым скалам V к.сл. (R4-R5).

19.08.06. Прохождение ранее обработанных веревок. Движение по гребню (R5-R6). Всюду движение по перилам. Хорошо идут закладки и ледобуры. Подход под вертикально-нависающий участок (45м., R6-R7), обход и прохождение его слева (V-VI к.сл.). Далее гребень сильно “встает”. Скальные участки крутизной 60-700 (R7-R8). Выход под один из ключевых участков маршрута – “серый пояс”. Ночевка в левой части полки под “серым поясом”. Обработка 40м стены.

20.08.06. Работа на “сером поясе” ИТО еще 50м (V-VI к.сл., R8-R9). Линия маршрута постоянно простреливается падающим льдом и снегом. Выход на наклонную снежно-ледовую полку (R9-R10) в основании первого “рыжего пояса” скал. Ночевка на старом месте.

21.08.06. Погода портится, идет снег. Движение по провешенным веревкам. Передовая двойка работает на первом “рыжем поясе” (R10-R11). Сложно организовать надежные точки страховки, порода крошиться. Движение по шлямбурным “ориентирам” предыдущих восходителей. Надежности в старых крючьях нет! Через 60-70м., выход на наклонную снежно-ледовую полку. Организовать “станцию” страховки крайне сложно. Далее движение вверх и чуть вправо по сильно разрушенным скалам второго “рыжего пояса” 60-700 IV-V к.сл (R11-R12). Место под сидячую ночевку под основанием нависающего внутреннего угла в правой части стены.

22-23.08.06. Погода испортилась. Идет плотный снегопад, туман. Плохая видимость. Работа на третьем “рыжем-сером поясе” (R12-R13). Рельеф сложен, местами сильно разрушен, после первой местами нависающей веревки (55м) хорошая станция на шлямбурах, далее нависающий внутренний угол выводящий на полку (50м). Хорошее место станции, полка, шлямбура. (V-VI к.сл). Следующая часть стены - под основание ледовой нависающей сосульки с карниза, сильно разрушено, местами точки страховки держат только статическую нагрузку. 55м.(VI+) (R13-R14). Местами крючья (шлямбура) предыдущих восходителей. Выход на осыпную полку под сильно нависающей стеной. Вытягивание рюкзаков. Траверс 20м вправо II к.сл. Обработка ледового каскада (30м., М5, 70-800, R14-R15). Ночевка сидячая, места для палатки нет.

24.08.06. Погода переменная, временами снег, туман,к вечеру видимость осложняется. Прохождение провешенной веревки, выход на “крышу” начало ледового гребня. Снежно-ледовый гребень (IV к.сл., 200м, R15-R16). Движение по перилам. Страховка на ледобурах. Далее взлет выполаживается до 200 (R16-R17) и движение осуществляется независимыми связками под основание предвершинного гребня. Обработка трех веревок гребня (Vк.сл). Ночевка в бергшрунде, в основании гребня.

25.08.06. Погода солнечная. Прохождение ранее обработанных веревок. Движение по снежно-скальному вершинному гребню (800м, IV-Vк.сл., R17-R18). Иногда сложно организовать надежную страховку из-за состояния снежно-ледового склона, карнизы. Подход под нависающий “клювом” жандарм. Хорошее место для ночевки. Но...Дюльфер на северную сторону, далее движение (50м., III, 400, R18-R19) вправо вдоль гребня, без набора высоты, в основание разрушенных скал. Вверх по скалам и льду к перемычке слева (по ходу) от вершины (110м., IV, 600, R19-R20). Выход на гребень. По гребню не сложный снежно-ледовый взлет, выводящий на вершину (IIIк.сл., 30м, R20-21). Вершина! Спуск, (маршрут Кавуненко 5А) начало с вершинного плато в сторону п. К.Маркса, потом сильно уход вправо к гребню. Дюльфер 50м к характерной перемычке. Далее движение по крутому 50-600 склону, дюльфером в сторону п. К.Маркса. Страховка на ледобурах. Ночевка на снежном плато перед ледовыми сбросами.

26.08.06. Спуск по снежно-ледовым сбросам ледопада с уходом на левый (по ходу) склон гребня с дальнейшим выходом на одну из его перемычек ближе к перевалу между п. К.Маркса и п. Энгельса. Два дюльфера выводят нас на плато идущее от подножья перевала Зугванд 5400м. Подъем на перевал. Ночевка.

27.08.06. Спуск с перевала в базовый лагерь.

.

5. ФОТОГРАФИИ

.

 

Ф.0. п. Энгельса снизу

Ф.1. R0-R1

Ф.2. R1-R2

Ф.3. Ночевка 18-19.08

Ф.4. R4-R5

Ф.5. R7-R8

Ф.6. R7-R8 (вид сверху)

Ф.7. R8-R9

Ф.8.R10-R11

Ф.9. Ночевка 23-24.08

Ф.10. R14-R15

Ф.11. R17-R18

Ф.12. Вершина пика Энгельса

.

На главную страницу сайта