На главную страницу отчёта

К заалайской части похода

3.1. Кичик-Алайская часть похода

Ф.6.Подготовка заброски в Оше.

21.07.06. Около 7 утра самолет авиакомпании Сибирь совершил посадку в аэропорту г.Ош. Жара ощущается даже утром. Контроль затягивается но, наконец, нас забирает водитель от Лады и мы едем заселяться в гостиницу и знакомиться. Восточное гостеприимство и неподдельное радушие Лады произвело на недокормленных авиакомпанией мужчин должный результат. Жара, хочется спать, но надо докупать продукты, формировать заброску и продукты на первую часть, искать хороший бензин, заниматься на автовокзале поиском водителей для заброски продуктов в Алайскую долину (Чон Алай(Большой Алай) – как называют ее местные киргизы) и для заезда в сел. Шанкол. Шофер “Волги” согласился доставить 3 мешка нашей заброски в Сарымогол Алайской долине за 17,5 у.е. + 12,5 у.е. мы договорились заплатить хозяйке, у которой оставляем груз, благо она ехала с водителем. Хороший бензин по совету водителей мы купили на заправке казахской компании “Дениз-оил”. Газель до сел. Шанкол можно попытаться сторговать и за 1000сомов(25 у.е.), но мы заплатили немного дороже, договорившись, что водитель заедет за нами завтра утром.

День 1. 22.07.06.

Ф.7. Старт маршрута за сел. Шанкол

Затарившись на городском рынке фруктами и пирожками, около 9 утра мы выехали в сторону Наукатской долины. Дорога по пути преодолевает невысокий автомобильный перевал и спускается в зеленый оазис долины. Повернув с трассы на Наукат, дорога становится плохой, водители часто выспрашивают направление движения. Наконец, после петляний, моста мы въезжаем в небольшой аул Шанкол и поднимаемся вдоль реки еще несколько километров(ф.7). В принципе машина может ехать дальше, но водители не были уверены, что смогут развернуться. Но и это к лучшему – больше пройдем до перевала. Реку Шанкол здесь можно без труда перейти в любом месте. У воды – тополиные рощи с фруктовыми деревьями. После доедания арбуза начинаем движение по дороге. Жарко. Набор высоты практически отсутствует. К середине второго перехода на безлесых склонах начинает появляться арча. Вскоре пейзаж оживляют видимые вдалеке заснеженные вершины верховий ущелья (ф.8). Более зеленый противоположный от дороги склон ущелья, вероятно меньшую часть дня освещаемый солнцем. Жара нешуточная, а поскольку мы толком не спали вторую ночь – самое время расположиться на обед. Что мы и сделали в тени большого тополя напротив мостика к киргизской летовке через реку. Невдалеке от этого места на склоне над дорогой святое место – мазар в виде ниши. Вскоре дорога минует полузаброшенные фермы и переходит по мостку на другой берег. Впереди видна стрелка слияния истоков р.Шанкол (ф.9) с характерными редкими тополями.

Ф.8. долина р.Шанкол

Ф.9. Стрелка слияния истоков Шанкола

Основное ущелье продолжается прямо, а нам пора заворачивать налево, к перевалу Таш-Мачет, что означает “мечеть-камень”. Свернув от Шанкола налево мы постепенно втягиваемся в ущелье реки Кууганды. Нижняя часть последнего очень лесиста и красива, с чистой водой. Затяжной подъем правым берегом выводит к среднюю часть долины. Впереди видна летовка и рядом с ней мост на другую сторону реки. Переходить по мосту на левый (орг.) берег Кууганды не нужно. Но только там в тени большого камня у дороги можно было укрыться от солнца. Здесь начинается заход в короткое ущелье собственно Таш-Мачет (ф.10). Вернувшись по мосту на правый берег Кууганды начинаем по тропе траверсировать склон ущелья, выбирая из троп верхнюю. Ущелье Таш-Мачет в нижней части носит V-образный характер и тропа вначале забирается метров 40 от воды, затем без сброса высоты пересекает поток на левый берег и вскоре выводит в среднюю, раскрывающуюся часть долины (ф.11). Здесь начинаются огороды местных жителей и редкие дома-летовки. Подошедшие местные жители показывают место, где была “каменная мечеть” - небольшая площадку в скалах под склоном отрога, разделяющего истоки Таш-Мачета. В более мощном левом истоке вверху находится довольно крупное озеро. Но времени на экскурсии нет. Наш перевал лежит в верховьях правого истока реки. Двигаясь по тропам в направление границы леса, минуем видимые в стороне дома местных жителей и над слиянием двух основных притоков подбираем место для лагеря. Вскоре нас окружают дети местных жителей.

Перевал Таш-Мачет, н/к, 3000м.

Перевал расположен в отроге, разделяющем реки Утор и Таш-Мачет(бассейн р.Шанкол). Ориентация северо-запад/юго восток.Травянисто-осыпной. Перевал хорошо известен местным жителям, однако мы не располагали никакими сведениями о перевале и прошли его по карте в режиме первопрохождения.

Ф.10. Поворот в ущелье р.Таш-Мачет

Ф.11. В средней части долины Таш-Мачет

Ф.12. На пер.Таш-мачет.

Ф.13. Спуск с пер.Таш-Мачет

Ф.14. Долина р.Утор

Ф.15. Кош в верхней части долины Утор

День 2. 23.07.06.

Выходим рано, почти в 7 утра по Бадахшанскому времени (на час раньше местного). До перевала нам предстоит набрать 600 м высоты и желательно это сделать до наступления жары. По тропам в альпийских лугах подходим к основанию отрожка, отходящего от перевального хребта правее по ходу от перевальной седловины. От этого места забираем налево и входим в короткий сай с ручьем из под перевала. После привала начинаем крутой подъем по травянисто- осыпному склону 25-40 градусов. Явной удобной тропы мы не нашли и идем серпантином, периодически используя скотопогонные тропы. Под верхом, минуя арчевое редколесье, выходим на перевал (ф.12). Здесь к нам подъезжает на лошади пастух, вокруг пасутся коровы. По хребту тянется хорошая тропа вверх. С перевала начинаем траверсировать направо вначале без сброса высоты склон перевального хребта (ф.13) затем, понемногу спускаясь проходим арчевое редколесье и сбрасываем высоту без явной тропы к видимому внизу левому притоку р.Утор. Перейдя этот приток, без набора высоты траверсируем по хорошей тропе невысокий отрог, разделяющий этот приток от р.Утор и переваливаем в главную долину Утор. “Утор” или точнее “Уу-тор” вероятно означает “Ох и стена, тупик!”. Долина практически безлесая, вдоль реки тянется грунтовая дорога. Дойдя до дороги, идем какое-то время по ней, минуем одну летовку, а возле второй останавливаемся на привал(ф.15). Гостеприимная хозяйка выносит айран, лепешки, каймак. В верховьях долины виден поворот к основному истоку реки. Нам туда. Но сил идти так быстро, как хотелось бы нет. Постепенно уходя от реки, ложбиной между склоном и травянистым холмом поднимаемся на тропу по вершине последнего. Донимает солнце и после второго короткого перехода руководитель принимает решение: а) устроить обед и б) после обеда никуда больше не идти, а устроить полудневку – акклиматизации полноценно работать в такую жару явно не хватает даже на 3000м. Невдалеке от слияния истоков Утора среди крупных блоков располагаемся на бивак и отдых.

Ф.16. Водопад Утора

Ф.17. Озера на границе альпийских лугов

Ф.18. Панорама ледника Утор.

День 3. 24.07.06.

Выход в 7.20. За полперехода подходим под живописную нижнюю ступень водопада Утор, стекающую каскадом с “бараньих лбов”(ф.16) и обходим ее справа по тропе, которую желательно не терять. С первой террасы тропа косым траверсом справа налево приближается к реке, текущей в крутом сае, серпантином поднимается по его левому борту и переваливает через простой скальный отрог в уютную верхнюю террасу р. Утор(ок.3300). Здесь среди зарослей дикого лука возможно расположиться лагерем. Дальнейший путь вдоль реки, коротких прижимов, обходя справа “бараньи лбы” выводит в следующую террасу, с каскадом красивых озер (ф.17). Самое большое – верхнее, до 150 м в диаметре. От озер видна большая боковая морена ледника, но сам ледник пока еще не виден. Обойдя озеро, по траве и осыпям выходим на моренные отложения и идем в направлении неявного

понижения в гребне морены. За ним попадаем в карман левобережной морены ледника Утор. Набирая по средней осыпи и участкам снежников высоту, выходим к его верхней части. Отсюда, открывается панорама всего ледника Утор(ф.18)- самого крупного глетчера Шанкольского узла. К нашей радости, имеется седловина в нужном нам месте. К тому же обнаруживается дублирующая седловина явно проще – но немного в стороне. После обеда выходим на открытый ледник и продвигаемся его левым краем и осыпями до места, где он закрывается снегом. Связываемся и выходим на ледник. Держим путь на осыпной островок невдалеке от левого борта ледника. При подходе попадаем в “снежное болото”. На островке становимся на бивак.

Перевал Утор, 2А, 4350 м, первопрохождение.

Расположен восточнее вершины Шанкол в основном хребте. Соединяет верховья рек Утор и Чугам Ориентация север-юг. Северная сторона – снежно –ледовая, южная – осыпная.

До похода мы располагали не очень удачной фотографией южной стороны перевала и вершины и неплохой топокартой.

День 4. 25.07.06.

Ф. 19.Перевал Утор от ночевок на 4000м

Ф.20. На перевале Утор.

Вышли в 8 -00 в связках по закрытому леднику в направлении перевальной седловины (ф.19). Утром наст держит хорошо, но при подходе к перевальному взлету приходится обходить зону трещин, используя попеременную страховку. Крутизна склона около 40 градусов, местами тропежка. Седловина широкая осыпная, является прекрасной панорамной точкой (ф.20). Вдали виден Заалайский хребет с пиками Ленина и Дзержинского. Тура не обнаруживаем – складываем свой. Оставляем рюкзаки и выдвигаемся в сторону соседней вершины. Судя по А.Ф. Наумову, единственное восхождение на Шанкол маршрутом 3А совершено северным контрфорсом северо-восточного гребня в 1979 г. Исходя из снятой фотографии похода 2001 года был запланирован казавшийся много проще путь по юго-восточному гребню.

Пик Шанкол, 2А, 4630 м по юго-восточному склону, первопрохождение, радиально

Проходит по осыпным террасам юго восточного склона и разрушенным скалам.

Первоначальная идея идти с седловины прямо по гребню была отброшена из-за неоправданной сложности. Поэтому пройдя немного по гребню мы свернули налево и начали траверсировать юго-восточный склон (ф.21, 22) по осыпным террасам, пересекая несколько снежных кулуаров. Рельеф позволяет уверенно передвигаться без страховки(ф.23). Важно только обойдя вершину с юга, найти место поворота на маршруте, серия скальных полок за которым приводит к выходу на южный гребень. Это ключевое место маршрута (ф.24). Здесь мы провесили около 30 м перил по 45- 50- градусным скалам к жандарму на гребне. Обойдя его, остается около 50 м по снежнику , затем по осыпному гребню на вершину (ф.25). Здесь мы обнаруживаем сохранившийся тур, занесенный альпинистами. Спуск вниз на перевал занял около 45-50 мин. Спуск с перевала Утор на юг представляет собой живую 35-40 градусную осыпь длиной не менее 350- 400 м, с участками снежников (ф.26). Спустившись к маленькому моренному озерку правого борта южного цирка, располагаемся на обед. Сброс высоты до 4000м сразу сказывается на самочувствии участника с наименьшим высотным опытом. И это обнадеживает: быстрая реакция организма даже на небольшие высоты говорит о его способности к быстрой перестройке, пластичности к высоте.

Ф. 21. Маршрут на Шанкол. Вид с юга.

Ф.22. Характер рельефа при подъеме

Ф. 23. Средняя часть маршрута

Ф.24. Ключевое место под вершиной

Ф.25. На вершине Шанкол

Ф.26. Южный склон пер.Утор

Ф.27.Средний цирк на спуске с перевала Утор

Спуск к реке Чугам проходит через короткую висячую долинку(ф.27). Затем, забирая налево траверсируем правый склон сая- небольшого каньона с ручьем. Спустившись ниже к ручью, идем вдоль него, проходим зону альпийских лугов и по серпантину пастушьих троп спускаемся к палатке пастухов Но здесь с угощением туго, поэтому продолжаем короткий спуск в реке, переходим Чугам по камням на тропу правого берега, которая преодолев плечо отрога, приводит нас к одному из правых притоков Чугама. Здесь, рядом с арчевой рощей, выше по ручью мы подобрали место для бивака, немного поработав ледорубами.

Ф. 28. Вид на в.Курган и Плечо Кургана с пер.Утор

Ф. 29. Движение в цирк лед С.Курган.

Ф.30. Панорама ледника Сев.Курган.

Пер. Плечо Кургана, 4400, 2А, первопрохождение, радиально

Расположен западнее в.Курган, между безымянным ледником у северного подножия этой вершины и ледником Курган. Сквозное прохождение перевала может быть неоправданно опасным камнепадами.

День 5. 26.07.06.

Изначально нами планировалось пересечение хребта в этом месте для прямого попадания к леднику Турпачаты из верховий Чугама. Обнадеживала это одна фотография. На самом деле, к лед. Турпачаты можно попасть только через ледник Курган перевалом Цвиллинга 2А*-2Б, описанным у Наумова.

Выйдя в 8.10 с бивака, начинаем набирать высоту травянистыми склонами правого борта ручья, переваливая к соседнему более крупном потоку. После чего движемся постепенно приближаясь к воде. Вторым переходом срезаем поворот ущелья путь и переваливаем в среднюю часть долины под северным склоном в.Курган. Тропа идет вдали от воды, траверсируя левобережный склон, затем преодолев моренный взлет, выводит на удобные площадки, где возможен бивак. Здесь около 3700 м, есть вода. Видимые в гребне напротив нас седловины (ф.30) оптимизма не внушают, превышая заявленную 2А. Поэтому продолжаем движение в самый дальний цирк, за поворотом. Пройдя свежие моренные отложения из крупных камней на льду, выходим на край ледника и движемся по снежникам левого борта.

Заворачивая с набором высоты налево, выходим в верхний цирк ледника Сев.Курган и располагаемся на обед (ф.31). Часть группы сходила на разведку на несложный, ок 1А* перевал справа, которым можно было перевалить на лед. Курган и рассмотрела сбоку заход на намеченный перевал. Было принято решение подняться как можно выше и заодно провесить с вечера перила. Держа направление по снежнику к разрушенным скалам правого борта висячего ледника, подходим к ним и начинаем набор высоты по некрутым (30-35 градусов) живым осыпям и разрушенным скалам до предполагаемого бивака на 4200 (Ф.32). Подготовив бивак, часть группы вышла на разведку предстоящего пути и навеску перил. Всего было навешано 3 веревки по открытому льду около 30град(Ф.33).

Ф.31. Панорама верхнего цирка лед.С.Курган. Отмечено место лагеря.

Ф.32. Ночевки под Плечом кургана.

Ф.33. Навеска перил при выходе на ледник

Ф.34. Движение к седловине

Ф.35. Последний взлет к седловине

Ф.36.Панорама с Седла Кургана

День 6. 27.07.06.

Выйдя около 8 утра, быстро проходим три веревки перил. Вешаем еще полверевки: далее на льду появляется снег, позволяющий делать ступени. Переходим на одновременное движение в связках. Преодолев взлет, выходим в среднюю мульду-цирк ледника. Здесь начинается тяжелая (но к счастью- недолгая) тропежка в сторону левого по ходу верхнего края ледника. Дальше продолжаем двигаться вверх к уже видимой седловине (ф.34). За следующим взлетом открывается последний подъем на Седло Кургана( Ф.35). – по некрутому до 30 градусов снежно-ледовому склону. Выйдя на седловину – прекрасную панорамную точку, понимаем, что она выводит на ледник Курган(ф.36). Можно ли пройти отсюда на ледник Турпачаты через гребень вершины Курган? Разведка не дала положительного ответа на этот вопрос. Спуск прямо вниз на ледник Курган не просматривался и проходил по крутой живой осыпи все возрастающей крутизны и далее – по снежному кулуару, над которым нависают разрушенные скалы. Но даже спустившись на ледник, нам предстояло преодолеть еще одну видимую седловину, не ниже 2А* с лед. Курган на лед Турпачаты. Это не было запланировано в маршруте и могло выбить нас из графика.. Поэтому было принято решение спускаться по пути подъема вниз и переходить на запасной вариант выхода к реке Восточный Кичик-Алай через пер. 1А - Торпо. Быстро спустившись вниз, мы пообедали на крупной осыпи борта верхнего цирка лед. Сев.Курган. За следующие полтора перехода мы спустились примерно до 3500. Перейдя реку С.Курган по камням ниже на правый берег, по одной из скотопрогонных троп траверсом склона выходим на осыпную седловину около 3600м (Ф.29) в коротком северном отроге массива Курган, соединяющую верховья рек Чугам и Кызыл-Кум. Еще около полтора перехода по коровьим тропам по траве и осыпям, траверсирующим практически без сброса высоты протяженные склоны с многочисленными отрогами верховий Кызыл-кума – и мы поднимаемся на зеленые площадки, за которыми в неглубоком каньоне течет ручей и ставим лагерь(Ф.37). Над лагерем в скальном цирке не просматривается ни одна доступная седловина в сторону Турпачаты.

Ф.37. Бивак в верховьях Кызыл-Кума.

Ф.38. Вид на пер. Торпо с севера с пер.Утор.

Ф.39. Участки траверса под Торпо

Ф. 40. Группа на перевале Торпо.

Пер.Торпо, 1А, 3900. Туристское первопрохождение спуском по р.Торпачаты

Соединяет долины рек Кызыл-Кум – Чугам с долиной реки В.Кичик-Алай в районе впадения в нее р.Торпачаты. Пройденый нами спуск вдоль реки Турпачаты включает серию переправ и требует хороших навыков пешеходного туризма.

День 7. 28.07.06

С места бивака видно, казалось бы, уже явное понижение в гребне, отвечающее возможной седловине перевала(Ф.38). Однако выйдя туда коротким переходом стало ясно, что это очередное понижение в северном отроге, после которого предстоит очередной траверс осыпными склонами к настоящей седловине (Ф.39). По теряющейся в живых осыпях тропе следующим утомительным переходом мы выходим на широкую седловину перевала Торпо (Ф.40). Прямо вниз нет никаких намеков на тропу, что не может не насторожить. Поэтому переходим траверсом на восточную седловину. Здесь тропы есть, но большинство из них поднимаются еще выше по южным отрогам непонятно куда. Принимаем решение уже здесь

Ф.41. Начало каньона при спуске прямо вниз с перевала.

Спускаться вниз, по линии падения воды в сторону неглубокого сая. Вскоре в нем появляется ручей, трава. Запасаемся на обед диким луком. Появляется явная тропа. Двигаясь по ней, вдоль левой стороны ручья по лугам, минуем слева характерный останец, от которого тропа траверсирует осыпной склон вдали от воды. Впереди- слева по ходу видно характерное “плечо”- седловинка в соседнее ущелье южного склона. Но туда еще надо набирать высоту по живой осыпи, что нам кажется противоестественным. Поэтому спускаемся дальше, приближаясь к руслу исчезнувшего ручья. Впереди – настораживающий скальный прижим (Ф.41). Разведка показала, что здесь начинается настоящий каньон, круто падающий к р. Торпочаты. Каньон очень интересен: при ширине 3-5 метров представляет чередование коротких скальных ступенек и нескольких каминов до 15-25 м – в нижней части. Т.е. препятствие можно оценить как хорошее скальное 2А-2А*.

Ложе и стены каньона сложены прочными скалами. Однако эти сложности явно не вписываются в препятствие перевала 1А. Тем более, что один из участников подвернул стопу на камне, спрятанном в траве. Надо возвращаться на тропу, с которой мы сбились – начинаем набирать высоту травянистым склоном левого склона по сурьим тропам. За два коротких 20–25 минутных перехода поднимаемся на плечо отрога (Ф.42). Пройдя отсюда в сторону р. Торпочаты, оказываемся над каньоном (ф.43). Слева от него за отрожком виден осыпной кулуар, более приемлемый для спуска, которым мы в конце-концов воспользовались. Это тоже было ошибочным решением, поскольку настоящая тропа с “плеча” приспустившись в следующий цирк, вновь уходит вверх за следующий левый отрог. На спуске руководитель с участником, видевшим тропу, не поняли друг. Широкий кулуар выводящий к р.Торпочаты оказался преиму-щественно сцементированным конгломератным склоном, неприятным для спуска. В месте, где сходятся наш спусковой кулуар и каньон справа до реки остается 10-15 мин ходу по крупным осыпям выполаживающейся части кулуара(Ф.44). Перейдя реку Торпочаты по ряду рукавов, располагаемся на заслуженный обед в зарослях правого берега(ок 3000м). Ущелье Торпочаты очень лесисто: вокруг встречаются арча, береза, рябина, смородина, шиповник, барбарис, облепиха. После обеда начинаем спуск к р.В.Кичик-Алай по осыпному склону правого борта (Ф.45).

Ф.42. Южная сторона пер.Торпо – вид с плеча

Ф.43. Вид на каньон с тропы на “плече”

Ф.44. Выход из каньона к реке Торпочаты

Ф.45. Тропа по Торпочаты

Тропа минует ряд прижимов и вскоре окончательно спускается к воде. Впереди открывается прижим, который проходится прямо по воде (Ф.46). Через 150-200 м находится место первого брода на левый берег(Ф.47). Вскоре тропа упирается в непроходимы прижим левого берега: здесь наиболее сложная переправа на правый берег; мы делаем ее с помощью веревки(Ф,48). Тропой правого берега идем вниз, переходим первым рукотворным мостиком на левый берег, хорошо сбрасывая высоту и…снова упираемся в переправу. Ее удалось пройти шеренгой по трое через два основных рукава реки. До выхода из ущелья остается около полкилометра, поэтому решаем стать на бивак вдали от жилья на пожалуй единственном во всем ущелье Торпочаты ровном месте на роскошной траве(Ф.49). Вечером нас навещают местные жители, мягко журя за нежелание гостить у них и утаптывание травы, которой здесь мало. Они рассказали, что река Торпочаты (“тор”тупик, стена, “чаты” - угловой) у них имеет еще название Кыз-Курган(“девушка-холм”). Оказывается здесь после войны, 60 лет назад, прятались от местных банд бандитов девушки всей долины Восточного Кичик-Алая….

Ф.46.Вдоль прижима

Ф.47.Первый брод на левый берег

Ф.48. Перильная переправа

Ф.49. Вид входа в ущ.Торпочаты.

Перевал Кош-Мойнок, н/к, 3220.

Соединяет долины рек Минг-теке и сел Кызыл-чара с урочищем Кош-мойнок одноименной реки.

День 8. 29.07.06.

За 15 мин спускаемся до устья р.Торпочаты. Здесь небольшой, на десятка два хозяйств, поселок. Заходим в гости в киргизскую семью, фотографируемся. По хорошей дороге движемся вверх по долине р.В.Кичик-Алай в направлении села Кызыл-Чара (“красная глина”) – столицы этой долины; до него 2,5 км. Пройдя селение, по тракторной дороге начинаем подъем на перевал. Поджидаем тяжело идущего по жаре участника, неторопливо набираем высоту по набитым тропам (ф.51), минуя юрты местных жителей, которые есть даже на перевале. С широкой травяной седловины перевала за один переход спускаемся в красивое урочище Кош-Мойнок (“взлет за взлетом”,) где постоянно кроме зимы живут киргизы(ф.52). На склонах под характерной скалой – арчевый лес, которому не одна сотня лет. Реку здесь нетрудно перейти вброд. Вода чистая, однако вечером пробившись сквозь галечники, приходит фронт грязевой ледниковой воды. После установки лагеря у нас начинается полудневка, сопровождающаяся тесным общением с местными жителями. По-русски хорошо говорит только один киргиз, служивший в армии – Бек. По его словам, сюда периодически захаживают на экскурсии иностранцы – клиенты коммерческих туров. Бывают и московские гости, но не горные туристы. Остаток дня стираемся, отдыхаем.

Ф.50. Мост к с.Кызыл-Чара

Ф.51. Подход к пер.Кош-Мойнок, н/к

Ф.52. Спуск с пер.Кош-Мойнок н/к в одноименное урочище

День 9. 30.07.06.

С учетом прощального захода в гости к киргизскому семейству, выход на маршрут состоялся около 9.00. Движемся вначале левым ор. берегом реки, вскоре теряющейся в галечной долине. За переход поднимаемся тропой на моренный вал древней левобережной морены на повороте ущелья. Впереди открывается средняя часть ущелья, с красивой вершиной 4706 м (Ф.53). Воды и реки в этом ущелье в первой половине дня не будет почти до самого ледника. Поэтому движемся по средней части галечного русла. За очередным поворотом ущелья виден язык ледника Кош-Мойнок (ф.54). Приваливаем напротив стада пасущихся яков. Здесь уже можно найти воду. Третьим большим переходом подтягиваемся к конечной морене языка ледника и среди крупноблочных камней на лугах располагаемся на обед. Мощность потоков с ледника растет на глазах.

Ф.53. Средняя часть ущ.Кош-Мойнок

Ф.54. Верхняя часть ущ.Кош-Мойнок

Ф.55. Ледник Кош-Мойнок

После обеда начинается заметный набор высоты по моренным осыпям в направлении ор. левого края языка ледника. В верхней части, напротив впадения правого притока ледника –неприятное движение по “живым камням” на льду. Наконец, выбираемся на выположение ледника. Особенностью лед. Кош-Мойнок является отсутствие выраженных боковых морен и карманов. Дальше двигаемся по краю левого борта ледника(ф.55). Ледник ровный, без разрывов и ледопадов. Впереди открывается главная вершина ледникового цирка – куполообразная снежная гора, высотой ~ 4850м. Вершина узловая: на юг от нее отходит короткий отрог, разделяющий истоки р.Кун. Поскольку вершина не обозначена почему-то на картах, мы назвали ее “Карлы-тау” - Снежная гора (кирг.). Выйдя перед впадением левого притока на среднюю открытую часть ледника, на подходящем моренном островке делаем площадки и располагаемся на ночлег. Внимательно рассматриваем цирк ледника. Первоначально намеченная дома левая седловина ок.2А на ф.56, при ближайшем рассмотрении оказалась проще 2Б, но с длинным склоном и разрушенными, потенциально камнеопасными на гребне скалами. Дальше в Алайском хребте между Карлы-тау и 4824 просматривалось несколько седловин, но в одном случае нас насторожил крутой лед под
гребнем после следов схода свежих лавинок, в другом - сложный разрыв под верхом (ф.56).

Ф.56. Панорама средней части ледника Кош-Мойнок

Ф.57. Пер. Ц.Кош-Мойнок, 2Б с севера

Ф.58. Подьем на пер. Ц.Кош-Мойнок.

Перевал Центральный Кош-Мойнок, 2Б, 4700м, первопрохождение

Расположен в главном Алайском хребте в западном плече главной вершины цирка ледника. Соединяет центральную часть лед.Кош-Мойнок с первым от устья правым притоком р.Кун. Ориентация север-юг. Северная сторона – снежно-ледовая; южная – осыпная. Определяющая сторона - северная

День 10. 31.07.06.

Выход в 7.30. За пол-перехода по центру открытой части ледника(ф.56,58), поднимаемся на невысокий взлет, минуя левый приток ледника и выходим на осыпной остров в месте появления снеговой линии невдалеке от перевального склона (ф.57). Здесь связываемся. Пройдя пологую часть ледника, местами с тропежкой по колено, начинаем подъем в направлении плеча Карлы-тау, слева от верхних разрывов(ф.57). Первую половину склона удается пройти без перил. Дальше снега становится меньше, а склон круче. Провешиваем 6 веревок перил по снежно ледовому склону (ф.59,60) с бергршрундами по снежным мостам. Страховка на ледобурах; в верху – с использованием сблокированных ледорубов. Последние перила - слева - направо, в обход разрывов, выводят в перевальную седловину – ледовую мульду с лужей(ф.61). Здесь при желании можно ночевать, подготовив над мульдой в снегу площадки. Складываем тур с запиской и одна связка совершает короткую разведку гребня в сторону в.Карлы-тау: на саму вершину требуется еще около 3-4 веревок перил.

Ф.59. Перила верхней части взлета

Ф.60. Провеска перил

Ф.61. На перевале Ц.Кош-Мойнок

Ф.62. Вид с перевала Ц.Кош-Мойнок на юг

С перевала на юг открывается округлый ледник, лежащий в глубоком каре(ф.62). Вниз к леднику уходят осыпные кулуары. Более удобный для спуска кулуар расположен ближе к Карлы-тау. После обеда на пер.Ц.Кош-Мойнок, сняв кошки и развязавшись, спускаемся плотной группой по “живой”, около 35-40 градусной осыпи длиной до 250 м, забирая по ходу спуска еще левее (ф.63). Сход на ледник требует

аккуратности: сразу приходится связываться, посматривая вверх, откуда могут прилететь камни. Пройдя немного в связках правым бортом ледника, выходим на открытую его часть. Наиболее удобно оказывается спускаться и дальше правым краем ледника, поскольку посередине – настоящее снежное болото. Ближе к языку ледника его крутизна увеличивается, одеваем кошки и развязываемся (ф.64). Сойдя с ледника на первую осыпную террасу с ручьем, делаем привал. Пора думать и о ночлеге, но внизу обнаруживается заманчивое моренное озеро с висячим над ним квадратным ледничком(ф.65). Спешим туда по осыпям, через моренные увалы и на его нижнем краю расчищаем площадки под палатки. С места ночевок открывается панорама южного цирка пер. Кош-Мойнок (ф.66) с в.4824 .

Ф.63. Южный склон пер.Ц.Кош-Мойнок

Ф. 64.Спуск с перевала Ц. Кош-Мойнок

Ф. 65. Место лагеря после спуска с перевала

Ф.66. Панорама верхнего цирка пер.Ц.Кош-Мойнок

Ф.67. Панорама долины Кун.

День 11. 01.08.06.

Выходим в 8.00. Погода продолжает радовать. Спускаемся по конгломератно- осыпному склону моренного вала под озером вниз и идем вдоль левого края древней морены. Делаем первый привал на берегу удивительно красивого озерца с травяным пляжем и снежником с другого края. Продолжаем спускаться по травянисто-осыпным склонам в долину Куна –“Солнце” (кирг) (вероятно это может быть связано с восточной ориентацией устья со стороны р. Ю. Сары-могол) (ф.67). Поскольку никто ранее из туристов не посещал эти места, решаем сделать короткую разведку в верхнюю часть долины. Ее левый борт надвигается террасами на галечную пойму мелководной здесь реки-ручья, теряющегося в камнях. Пройдя около 2,5-3 км вверх по долине, поднимаемся на древние моренные террасы левого борта и снимаем панораму (ф.67).К сожалению, времени пройти дальше и отснять ледник Кун нет. Зато по найденной консервной банке, можно предположить, что сюда заходят охотники, а значит- имеется тропа снизу. Это не может не радовать. Вернувшись к месту спуска из-под перевала (ф.68) продолжаем движение вниз правым берегом реки. Вскоре появляются наметки тропы. Постепенно тропа отходит от воды на 50, затем - на100 м, и траверсируя осыпные склоны, выходит с небольшим набором высоты над устьевым каньоном (ф.69). Отсюда с 3700 м начинается обход каньонов рек Кун и Сары-Могол по широкой дуге левого склона р.Ю.Сары-Могол по конной тропе. Подойдя к текущей отдельными рукавами в широкой пойме р.Ю.Сары-могол, мы без труда перебродили на ее правый берег, поросший ревенем и расположились на обед.

Ф.68. В долине Куна

Ф.69. Обход каньона Куна

Преодолев после обеда по тропе небольшой взлет плечика правого борта р.Сары-могол, спускаемся к обрывистому берегу напротив каньона Куна на короткий привал-экскурсию. Приспустившись дальше по тропе к реке, переходим ее вброд стенкой из трех человек на тропу левого берег. Здесь надо отметить, что в связи с дальнейшей необходимостью через 2 км снова осуществлять брод обратно, первую переправу можно не делать: пройти этот участок берега реки вполне возможно. Дальнейший путь проходит по грунтовой дороге в альпийских лугах (ф.70). Ниже появляются пастушьи юрты. Особенно много их после поворота долины налево. Как всегда, гостеприимны киргизы. Сделав от поворота еще два перехода, находим между дорогой и рекой родники, где разбиваем лагерь.

День 12. 02.08.06.

До села Сары-Могол в Алайской долине остается около 7 км. Поэтому в хорошем темпе двигаемся к цивилизации и заброске. По пути у реки видим палатки и туристов. Подходим, знакомимся: польские студенты путешествуют по Средней Азии. Консультируем по доступным перевалам. Следующим переходом доходим по Памирского тракта и с.Сары-Могол. Без труда находим возле местного рынка хозяина нашей заброски, расплачиваемся с ним, подкупаем в дорогу помидоры, яблоки и арбуз. Находим дом, где имеется телефонная связь и общаемся с Украиной.

Ф.70. В долине Ю.Сарымогола.

Ф.71. Переезд к с.Ачиксу.

А вот с транспортом для переезда в сел. Ачиксу оказались некие проблемы. Транспорта по тракту после обеда ходит крайне мало. Короче: за 1000 сомов можно было соглашаться сразу J , но хотят больше. Но большого выбора с транспортом почему- то в тот день не было. Поэтому с радостью втиснулись в проходящую маршрутку- Мерседес из Оша до Дараут-Коргана за 600 сомов за всех до моста через Кызыл-Су у устья Сынар-Джара, откуда до села Ачиксу еще около 14 км. На перекрестке мы рисковали застрять надолго. Но тут нам повезло: по параллельной грунтовой дороге из Дараута-Коргона показался грузовик. Удалось договориться с шофером за 500 сомов сделать крюк в Ачиксу. Забросав в кузов рюкзаки, через несколько минут мы уже ехали к с. Ачиксу под Заалайским хребтом (ф.71). Самая низкая седловина в хребте – несомненно пер.Лыбидь – пока не внушал оптимизма. Приехав на окраину села, мы выгрузились. Зажиточное село Ачиксу являет разительный контраст с полубесхозным Сары-Моголом. Оно вытянулось на добрых полтора-два километра одной улицей вдоль одноименной реки. Вода в ней красно-рыжего цвета – ачик-су (“приметная вода”), поэтому за питьевой водой жители ходят далеко за село. Оставив участника с грузом, мы сделали челнок за 1-1,5 км за селение, где имеются пригодные места для ночлега. у родников со склонов. От местных жителей здесь особо не спрячешься, впрочем, они не слишком навязчивы. Остаток вечера посвятили разброске грузов.

Далее, к описанию заалайской части похода