На главную страницу отчёта

Назад, к кичик-алайской части похода

3.2. Заалайская часть похода

День 13. 03.08.06.

Ф.72. Движение п пер.Лыбидь

Ф.73. Ночевки над слиянием истоков.

Выход затянулся до 9.00, поскольку надо было отдохнуть и уложить изрядно потяжелевшие рюкзаки. Выходим на дорогу в сторону Заалайского хребта (ф.72). Вскоре выходим в зону пастбищ, где разбросано большое количество юрт. Гостеприимство местных жителей не знает границ, в отличие от наших животов. В конце-концов начинаем обходить юрты стороной, но эта тактика срабатывала не всегда. Жители жалуются на необычайно засушливое лето и действительно – трава совершенно сухая. Значит, наш перевал будет исключительно ледовым. Но это видно и так. Движемся в левый по ходу угол верховий реки Кара-су, спускаемся и поднимаемся через травянистые отроги. Далее траверсируем правый ор. склон вдали от реки, постепенно приближаясь к воде. Воды для питья нигде не видно. Поэтому приспускаемся к месту впадения в р. Кара-су правого притока, который даже в обед можно было перебродить немного выше устья и поднимаемся вверх по травянистому мыску над слиянием. Бивак (ф.73). Вода в правом притоке, чистая с утра, к обеду становится мутной..

Перевал Лыбидь, 3А, 4860м

Расположен в центральной части главного Заалайского хребта. Ориентация - север - юг. Соединяет долину реки Кара-Суу (с севера) и ледник Чакманташ (с юга). У перевала несколько мало отличающиеся по высоте седловины, растянутые по хребту более чем на километр. Мы считаем наиболее безопасной ближайшую к западу от вершины Узловая.

Впервые пройден киевскими туристами (Верпатов) в 1988г.

День 14. 04.08.06.

Ф.74. Панорама цирка лед.Кара-су и выбранный маршрут на пер.Лыбидь.

Выход в 8.00. Реально в этот день удалось пройти три коротких перехода. От места ночевки начинать подъем на перевал было тактически неправильно- надо было подтянуться к нему вплотную и определиться с местом и способом его прохождения. Пройдя через верхнюю часть травянистого мыска, продолжаем движение слева по ходу от холма-террасы, затем – по неявно выраженной травяной ложбине с камнями – на верхнюю часть перегиба. Начинается постоянный набор высоты. Лучше всего идти придерживаясь линии между двумя истоками ледника, не выходя на неудобные для передвижения склоны правого притока с живой осыпью. В верхней части подъема по осыпям выходим к середине цирка Кара-су и становимся на бивак над бараньими лбами, покрытыми средней осыпью у кромки ледника. От лагеря раскрывается панорама цирка лед. Кара-су (ф.74), в котором нам предстоит выбрать приемлемый путь на для выхода на обледенелый гребень Заалайского хребта. Практически не сыпет камнями только участок, примыкаемый к вер. Узловая(ф.74,75). К тому же там низко и, кажется, можно подойти повыше без перил. Отправляем на детальную разведку и провеску всех 3-х веревок часть группы во второй половине дня. С поставленной задачей она справилась. Продолжаем отдыхать, лечить желудки после киргизов, и наблюдать за склонами и готовиться к штурму перевала.

Ф.75. Путь на гребень

Ф.76. Перила на склоне.

Ф.77.Станция в верхней части склона

Ф.78. Движение по перилам в верхней части

Ф.79.Провеска 13- й веревки

День 15. 05.08.06.

С утра подтягиваемся за 30 минут по пологой, местами закрытой части ледника (идем строго по вчерашним следам) к началу провешенных верёвок. За весь рабочий день провешиваем ещё 11 верёвок перил до выхода на седловину, причем первые 12 из 14 веревок - преимущественно голый лед средней крутизной 40-45 град.(ф.76-79). Под конец дня голеностопы уже выворачивает. Под верхом крутизна склона возрастает до участков в 50 градусов, но появляется фирн. Здесь уходим из под карнизов на гребне левее, на макушку серака. Наиболее сложная –13 веревка, где крутизна достигает 50 град. Под верхом нас застаёт кратковременная пурга, но после выхода на седловину распогодилось. Две последние веревки крепятся на ледорубах. Перевал Лыбидь – длинное снежное плато с выходами осыпей. Тура не обнаружено. На ближайших камнях выкладываем площадки под палатки (ф.80), невдалеке от ночевок обнаруживается вода даже на такой высоте. Как на ладони – Алайская долина; видно Памирский тракт и село Ачиксу. День выдался тяжелый и вполне возможно, что без навешанных накануне перил мы бы могли оказаться в сложном положении, с выходом на перевал в полной темноте.

Ф.80. Лагерь на пер.Лыбидь

Ф.81. Привал на лед.Чакманташ

Ф.82. По леднику Чакманташ

Ф. 83. Сход в левый рантклюфт ледника

День 16. 06.08.06.

С утра погода пасмурная, но без снега. Выход в 8.00. Идем вдоль гребня в поисках тура и вскоре обнаруживаем метрах в 300 от ночевок тур с запиской 1989 г от мурманских туристов, которые обозвали этот перевал Павел, 2Б. А что остается делать группе, ходившей тогда поход 4 к.с.? Ледник Чакманташ совсем рядом, спускаемся к нему по пологим заснеженным осыпям склона в.Узловая. Связываемся, поскольку трещин на леднике предостаточно и продолжаем движение снежно осыпным склоном над левым рантклюфтом ледника. В конце второго перехода перед левым притоком ледника с пер.Узловой, мы спускаемся в рантклюфт, входим в разрывы у края ледника и выбираемся на ровное место, где можно отдохнуть и одеть кошки(ф.81). Двигаемся дальше по леднику, забирая к его средней линии и даже чуть правее – здесь меньше трещин. И все равно их хватает(ф.82). Постепенно начинаем смещаться вновь к левому краю Чакманташа. К концу следующего перехода выходим к зоне больших трещин – справа чуть ниже впадает ледовый приток, там дороги нет. Крупные трещины преграждают движение и у левого края ледника. Поэтому аккуратно спускаемся в левый рантклюф (ф.83), где развязываемся и снимаем кошки. Ещё через полперехода по ранклюфту становимся на большой обед на осыпях рядом с ручьём, текущим из-под пер.Татьяна. Погода налаживается.

Ф.84.Движение вдоль ледника

Ф.85. Спуск вдоль лед.Чакманташ

Ф.86.Вид на лед.Чакманташ.

Ф.87. Бивак на моренных терассах над Чакманташем

После обеда переходим ручей по камням и двигаемся еще полперехода по ранклюфту, рядом с со следами свежих обвалов, стараясь держаться от них подальше (ф.84), затем поднимаемся на пологие левобережные морены ледника (ф.85,86). Несколько раз приходится спускаться в глубокие промоины для брода через очередные потоки, стекающий из под пер.Конституции. По пологим осыпным склонам начинаем постепенно заворачивать в сторону пер. Валентина. Открывается черная пирамида пика Инвалидов, слева от которого расположен невидимый пер. Киевская Русь, 3А*. Находим среди моренных увалов озерко с чистой водой, где нетрудно подготовить площадки под палатки(ф.87). В принципе хорошо бы подойти поближе под перевал, времени всего 17.20, но выше таких удобных площадок уже не будет. Решаем хорошо отдохнуть, с тем чтобы завтра набрать 1200 м до пер.Валентина.

Перевал Валентина, 2Б, 5280м

Расположен в южном отроге центральной части Заалайского хребта, между п.Инвалидов (5885) и вер.5493. Ориентация - запад - восток. Соединяет язык ледника Чакманташ и р.Кузгун невдалеке от устья. Западная сторона – снежно-ледовая, восточная - с комбинированным рельефом

День 17. 07.08.06.

Ф.88. Подъем по леднику Валентина

Ф.89. Обход разрывов ледопада лед.Валентина

Ф.90. Выход на пер.Валентина

Ф.91. Маршрут на пик Инвалидов

Выход ранний, в 7.10 утра. Погода хорошая. По моренным увалам правого (ор.) борта ущелья за один короткий 20-минутный переход приближаемся до языка ледника из под пер. Валентина. Одеваем кошки и сходим на открытый ледник(ф.88). Поднимаемся по леднику до поворота ледника. Обходим зоны разрывов посредине ледника. Идется почему-то тяжело – выше 4500 становится жарко, как на сковородке. Делаем длинные привалы с переодеванием. Еще два перехода и мы становимся на обед там, где появляется снеговая линия. Впереди открывается вид на следующую ступень короткого ледопада лед. Валентины (ф.89). Постепенно появляется фирн. Делаем связки. Обходим ступень неприятных разрывов ближе к правому ор. краю ледника, смещаясь затем под склоны вер.5493. Оттуда забирая налево, преодолеваем очередной взлет и попадаем в верхний цирк ледника. Отсюда уже виден перевал (ф.90). Продолжаем движение в связках по закрытому леднику с трещинами. Под конец дня идется тяжело, поскольку рюкзаки не очень легкие, высота в походе –новая, а объем работы проделан - большой. Наконец, в 19 часов поднимаемся на широкую осыпную седловину пер. Валентина (ф.91) и устраиваемся на ночлег, затратив немного времени на выравнивание площадок. Воды на перевале нет, а тур находится на другой седловине, ближе к пику Инвалидов. Некоторое беспокойство вызывает состояние участника с малым высотным опытом, плохо шедшего последние переходы. Вечером наблюдаю за ним: особой тревоги он не вызывает. Скорее всего, происходит знакомство с новой высотой, да и мы определенно переработались. Для профилактики даем ряд препаратов (каппилар – 2 табл, кардонат - 1 капс, нимесулид – 1 табл, диакарб –1 табл.). Сейчас главное – хорошо отдохнуть и выспаться перед планируемым радиальным восхождением на пик. Инвалидов.

Ф.92. Начало подъема

Ф.93. Выход на вершинный гребень

Пик ИНВАЛИДОВ, 3А, 5885 м, с юга, радиально, второе восхождение.

Маршрут по южному склону с пер. Валентина, характер – снежно-ледовый. Расположен в южном отроге Заалайского хребта, отходящем от узловой вершины 5860 м (западнее перевала 50 лет МАИ). Доминирует в этой перемычке, между ледниками Чакманташ и Кузгун. Впервые пройден 7.08.2003 группой московских туристов (Д.Зеленцов)

День 18. 08.08.06.

Дал группе поспать на час больше, чем обычно. Смысл в раннем подъеме отпадает, поскольку планируем ночевать здесь же. С лагеря на перевале хорошо виден южный склон пика Инвалидов и маршрут подъема (ф.91): по осыпному гребню, затем снежно-ледовому склону с выходами разрушенных скал на юго-восточный гребень, и далее – на саму вершину.

Выходим в 8.20. За 20 минут от места ночёвки по разрушенным скалам и осыпям подходим к снежному склону в. Инвалидов. Связываемся, одеваем кошки. Один переход вверх по некрутому склону до 25-30 градусов (ф.92) с крутым взлётом протяженностью ок. 50 м, до 45 градусов. Здесь двигаемся с попеременной страховкой через ледорубы, не допуская слабины связочной веревки. Далее снег покрыт ветровыми застругами и позволяет уверенно себя чувствовать даже на 40-45 градусном склоне (ф.93). По пологому, до 35 град. склону один переход одновременно в связках до выхода на гребень(ф.94). По левой стороне гребня один переход до снежной мульды под вершиной, отсюда короткий крутой взлёт – идём попеременно – к туру на скалах южного склона(ф.95). Собственно говоря, никакого тура нет – мы его сложили сами. От тура около 40- 50 м вверх по 45- градусным фирновым застругам на ледовый купол вершины. На самой вершине большие карнизы(ф.96), поэтому к самому краю не приближаемся. С высоты 5885м открывается обзорная панорама на Памир (ф.97). К сожалению, облачность не дает увидеть два семитысячника – Коммунизма и Корженевской.

Ф.94. Выход к вершинному гребню

Ф.95. Место тура под вершиной

Ф.96. На пике Инвалидов

Ф.98. Вид на пер.Валентина с востока

Ф.97.Панорама с пика Инвалидов на Памир

Спускаемся по пути подъёма. Внизу на крутом участке вешаем одну верёвку перил на ледобурах. Последний спускается с нижней страховкой через промежуточные буры. Возвращение в лагерь происходит в 15.30. Оставшуюся часть дня отдыхаем и чиним снаряжение. Как оказалось в дальнейшем, это было верное решение, поскольку до самого пер.Шамиля удобные места ночлега отсутствуют. Да и делать два напряженных дня подряд – это неправильно.

День 19. 09.08.06.

Переходим на северную седловину перевала (следы группы Зеленцова), отсюда аккуратный спуск вниз по осыпному склону до скальных сбросов. Здесь одеваем кошки, выходим слева на лёдовый склон до 25 градусов (склон камнеопасный!), по которому спускаемся на закрытый ледник под склонами в.5493. Поэтому делаем привал и связываемся. Ледник закрытый и рваный. Следующим переходом проходим ледник к началу подъема на пер.Шамиля. Движения по леднику осуществляли следующим образом: сход на ледник у его левого края, пересечение его в обход зоны разрывов – к правому краю. Затем - снова постепенное смещение к левому борту и выход на на левобережную морену ледника. Здесь развязываемся, снимаем кошки (ф.98). И пытаемся определить расположение в гребне следующего перевала – Шамиля. Кстати говоря, не стоит пытаться с пер.Валентины “траверснуть” без сброса высоты на пер.Шамиля – “скупой платит дважды”. Достаточно посмотреть на ф.98.

Ф.99. Вид на пер.Шамиля с пер.Валентина

Ф.100. Подъем на пер. Шамиля

Ф.101. На пер. Шамиля

Ф.102. Вид с пер.Шамиля на массив пика Дзержинского

Ф.103. Ключевое место спуска с перевала

Перевал Шамиля, 2А, 5040 м.

Расположен в южном отроге Заалайского хребта, в восточном гребне пика Инвалидов и ведет с ледника, стекающего с перевала Валентина в соседнюю боковую камеру правого борта долины р. Кузгун. Ориентация север-юг. Северная сторона – снежно–ледовая, южная – разрушенные скалы.

От левобережной морены ледника, куда мы спустились с пер. Валентина, хорошо виден перевальный гребень, где должен располагаться пер.Шамиля(ф.100). Мы выбрали путь подъема по ближайшей ложбине и не прогадали - перевал оказался именно там, на стыке гребня с коротким южным отрогом. Будет ли удобнее путь левым неявным кулуаром с крупной осыпью? Трудно сказать, но группу вымотали противные живые осыпи верхней половины подъема. А весь подъем с короткими переходами и поджиданием отстающего на жаре участника занял до 2,5 часов. На широкой седловине мы около 13.00 (ф.101). Отсюда открывается вид на юго-восточный склон пика Инвалидов. В другую сторону виден массив пиков Дзержинского-Ленина и долина Кузгуна(ф.102).На перевале - удобные ночевки. После обеденного привала связываемся, одеваем кошки и начинаем спуск в сторону Кузгуна. Для этого вначале надо пройти по самому гребню метров 50 в сторону р.Кузгун. Затем начинаем спуск косым траверсом справа налево, обходя трещины и крутые участки ледника. Приспустившись к левому краю ледника, движемся вдоль скального гребня вниз. В нижней части спуска – ключевое место – 30-градусный лед (ф.103). Делать перила не хочется, поэтому идем аккуратно, переходя со льда на осыпь.

Ф.104. Движение по лед. Шамиля.

Ф.105. Переправа через приток Кузгуна.

Ф.106. Вид с береговой террасы на р.Кузгун.

Ф.107.Дневка в долине р.Кузгун

По открытой пологой части ледника после короткого привала продолжаем идти в связках до самого конца ледника Шамиля (ф.104). На краю концевой морены – развязываемся и снимаем кошки. Продолжаем спуск вдоль потока с ледника, затем поднимаемся на осыпи левого берега и спускаемся по ним. Движемся, траверсируя осыпные и конгломератные склоны борта небольшого каньона ручья, держа общее направление влево-вниз. Затем уходим от ручья налево в гущу моренных валов, пересекаем моренное плато, и по травянистому склону слева от плато спускаемся к ручью-реке, текущей из под пер.Абрис. (В принципе спешить со сбросом высоты к этой реке не нужно, поскольку дальше ожидает неприятное движение по конгломератным прижимам). Перейти реку во второй половине дня не совсем просто, а вода в ней красно бурого цвета малопригодна для питья. Дальнейшее движение правым берегом реки проходит у воды и чередующимися участками неприятных конгломератных прижимов. Наконец, в раскрывшемся части ущелья на некрутом осыпном правом склоне, поросшем травой, располагаемся на ночлег, привычно приготовив площадки. Под большим камнем у реки есть родник с чистой водой(ф.105).

День 20. 10.08.06.

Сегодня намечена дневка на р.Кузгун, но до нее еще надо дойти. С утра переходим по камням заметно ослабевший поток из под пер.Абрис (ф.105). Поднимаемся по крутому склону на высокий левый борт ущелья по мелкой осыпи. После еще ряда спусков и подъемов на осыпном склоне начинаем траверсировать травянистую террасу между пройденной рекой и Кузгуном. Наконец, мы выходим на береговую террасу над р.Кузгун (ф.106). На самом деле правильным будет искать приемлемый спуск к р.Кузгун ниже этого места. Спуск к реке в этом месте показался нам неприятным и мы ошибочно пошли по турьей тропе, траверсирующей склон в надежде сойти к реке косым траверсом. Наконец, после неприятных траверсов по конгломерату мы смогли подойти к к месту, где стал возможен сход вниз к пойме реки Кузгун, лежащей метрах в трехстах ниже. Не без труда спустившись по конгломератным осыпям крутизной до 40, местами –45 градусов к пойме реки, мы не стали подходить к самой воде, а продолжили движение на некотором удалении от реки по осыпной террасе. В месте, где со склона течет ручей с чистой водой, мы расположились на полудневку как раз напротив языка ледника Кузгун(ф.107).

Ф.108. Слияние притоков лед. Кузгун и линия нашего движения

Ф.109. Пересечение левого притока лед.Красина

Перевал ДЗЕРЖИНСКОГО 3А*, 5700 м

Расположен в центральной части главного Заалайского хребта, в северном плече пика Дзержинского (между вершинами Дзержинского и Красина). Соединяет Алайскую долину (ледник Коман) с долиной реки Сауксай через ледник Красина (восточный исток ледника Кузгун). Ориентация: северо-восток – юго-запад. Определяющие обе стороны. Снежно-ледовый.

День 21. 11.08.06.

Выход в 8.10. Не приближаясь к реке, первый переход делаем по ложбине между склоном и высокими моренными отложениями отступившего ныне ледника. За 40 мин. доходим до ледника и движемся вдоль его правого ранклюфта. Ледник производит впечатление масштабами и похоже – активно меняется. Некоторые прижимы удобнее пройти по осыпному склону ранклюфта, в других случаях разумнее спуститься на дно рантклюфта, рядом со льдом. В одном месте надо было сделать 3-4 метровые перила для спуска с терассы на край потока – вместо этого совершили трудоемкий облаз прижима по конгломератному склону. Дальше движемся по слабовыраженному моренному карману до места, где характер ледника позволяет зайти на него. Выходим на среднюю осевую линию ледника Кузгун и движемся вдоль нее по сравнительно удобному для подъема участку. В месте, где выше начинаются разорванные участки – заворачиваем направо и выходим в левый рантклюфт ледника. В месте впадения в рантклюфт ручья со склона становимся на обед и снимаем кошки. Поднявшись после обеда около 100-150 м по ручью вверх, выбираемся на осыпную террасу левого борта Кузгуна (ф.108). Впереди виден черный частокол ожившего ледника Красина, представляющего на сегодняшний день сплошной ледопад. По террасе над ледником довольно удобно двигаться к месту поворота ледника направо, втягиваясь постепенно в карман левобережной морены уже ледника Красина. Идти по нему удобно, в нижней части есть ручей. В конце кармана выходим на гребень морены, идем по ней, затем спускаемся в рантклюфт (ф.109).Нам необходимо пересечь крупный приток ледника Красина, который берет начало со склонов вершины 6305 в массиве Дзержинского. Но это оказывается весьма затруднительно. Наконец после разведки удается найти место, где стал возможен сход на ледник. Наиболее сложные - несколько десятков метров от ратнклюфта. Дальше двигаемся без набора высоты по открытому леднику, покрытому большей частью сланцевой плиткой в направлении противоположного борта. Не доходя метров 100 до его рантклюфта, выкладываем из камней площадки под палатки – на сегодня достаточно, а будет ли дальше вода - неизвестно.

Ф.110. Сход на лед. Красина

Ф.111.На леднике Красина.

Ф.112. Движение по леднику Красина

Ф.113. Нижняя ступень ледопада Красина

Ф.114. Подход под верхний край ледопада

Ф.115. Движение в ледопаде

День 22. 12.08.06.

Вышли в 8.00. Дошли до правого рантклюфта ледника, спустились на его дно и немного прошли вдоль него, выбирая удобный выход на моренный гребень. По нему, затем по карману прошли до поворота в карман левобережной морены лед. Красина. Отсюда по осыпному склону спуск метров 50-70 в карман. Здесь течет ручей и можно подобрать неплохие места для ночевок. Еще полперехода можно идти по карману. Карман оканчивается красивым озерцом с чистой водой. С гребня морены открывается впечатляющий вид на ледник Красина (ф.110), представляющий сплошной ледопад. Откуда такие берутся на ровном месте – непонятно. Одеваем кошки, каски, системы.

Аккуратно спускаемся по конгломерату на мертвом льду в рантклюфт. Здесь для ускорения спуска полезно повесить веревку. В рантклюфте идти невозможно –пробуем идти на ледник. Единственно приемлемая линия движения – по границе между свежими ледовыми разломами и старым льдом черного цвета. Темп движения мал, но что делать? Дальше разрывы уменьшаются, и идти становится намного легче (ф.111). После нескольких переходов ледник заворачивает направо и в месте поворота образуются мощные разрывы. Став на обед, мы сделали короткую разведку дальнейшего пути. Прямо по ходу виден пер.Красина, из под которого спускается весьма впечатляющий ледопад, превративший некогда безобидный и относительно простой перевал в небезопасную 3А. Выше от пер.Красина по одноименному леднику угадывается мощный ледопад (ф.112,113). Выбрав линию движения по средней оси ледника с дальнейшим смещением к правому (ор.) краю, продолжаем подъем. Постепенно крутизна ледника увеличивается, разрывы – тоже. Пока еще возможно одновременное движение в кошках с прохождением коротких крутых ледовых взлетов на передних зубьях (ф.114,115). Однако дальше мы оказываемся в зоне ледовых “котлов”, со столбами сераков 15-20 м высотой и глубоким трещинами под ними.. Место крайне неприятное и опасное.

Ф.116. Спуск на ледовую перемычку

Ф.117. Ключевое место нижнего ледопада

Ф.118. Перила на “ключе”

Ф.119. Лагерь на 4900 над ледопадом

Ф.120 Средняя ступень ледопада

Существует ли выход наверх близким отсюда правым бортом? Разведка не дала положительного ответа на этот вопрос. Не увенчалась успехом и попытка пробиться наверх справа по ходу. Похоже, что это – финальный разлом нижнего ледопада и наверху - выположение. Начинаем спуск из-под серака на ледовую перемычку по коротким, до 5 м, перилам(ф.116). Здесь, на некотором удалении от серака чувствуешь себя спокойнее. Но главное – имеется следующая узкая ледовая перемычка под основание финального разлома, не менее 20 высотой. Первый участник по 80- градусной стенке со скалывающимся льдом пролез это место, завинчивая буры через 3 м. Для снятия перил с перемычки использовали ледовую проушину. Прохождение этого участка затягивается, но главную задачу – уйти из “котла” засветло – мы решили. Потому что именно в момент резкого изменения температуры воздуха вероятность подвижек льда – увеличивается. Под конец дня погода портится – идет слабый снег, но наверху на леднике имелись почти ровные места под палатки для ночлега (ф.119).

День 23. 13.08.06.

Ночью ощущали подвижки ледника и хотя понимаешь, что это в стороне, чувствуешь себя крайне неуютно. Утро встретило нас хорошей погодой. До перевала остается 800- метровый набор высоты. Надеемся, что дальше ледопады будут попроще. От бивака идем на среднюю, все еще открытую часть ледника, обходя зону разрывов правого борта (ф.120). Делаем в одном месте короткие перила для спуска с разлома. Дальнейший подъем осуществляется ближе к левому борту ледника и склонам массива Дзержинского(ф.121)., совершая многочисленные рейды с обходами. Когда ледник становится закрытым – связываемся. После короткого обеда преодолеваем некрутой взлет, подходим под другой, более мощный, с разрывами. Второй взлет преодолеваем, совершив по леднику обход к правому (ор.) борту. Крупные разломы проходим по мостам. Втягиваемся в перевальный цирк, пересекаем большое снежное поле перед последним взлетом на перевальное плато. Последним переходом преодолеваем некрутой (250) затяжной взлет, двигаемся по перевальному плато и метрах в 800 от седловины становимся на ночевку (ф.122), следя чтобы лагерь не оказался в зоне фирновых обвалов с пика Дзержинского.

Ф.121. Подход к пер.седловине

Ф.122. Лагерь на пер. Дзержинского.

Ф.123. Вид на пик Дзержинского с перевала.

Ф.124. Подъем на пик Дзержинского

Ф.125 На склоне пика Дзержинского

Ф.126. Северный склон перевала Дзержинского (лед.Коман)

Ф.127. Перевальный склон на лед.Коман

Ф.128. Начало спуска с пер.Дзержинского

День 24. 14.08.06.

В этот день мы предприняли попытку подняться на пик Дзержинского, которая не увенчалась успехом из-за погоды.

Пик ДЗЕРЖИНСКОГО (плечо до 6400 м), 2Б

Маршрут: по северному гребню с перевала Дзержинского. Характер: снежно-ледовый. Расположен в Заалайском хребте, между ершиной Раздельная и пиком Красина

С утра облачно, слабый ветер. Из лагеря хорошо виден массив пика Дзержинского с северным ребром слева по ходу (ф.123). З лагеря. Выходим из лагеря около 9 утра двумя связками по три человека. По расчету времени

подъем на вершину займет не более 6 ч, спуск – 1,5-2 ч. Итого –8 ч и предполагаемое время возвращения – не позже 17.00. Движемся по перевальному плато в сторону перевала Дзержинского, не доходя до которого начинаем заход на неявно выраженный гребень вершины. Подъем проходит по снежному склону с выходами мелких осыпей на льду(ф.124). Вскоре руководитель не чувствует себя в форме и принимает решение на 6100 м возвращаться вниз с частью группы(ф.125). В оставшейся связке назначается старший и оговариваются контрольные сроки и взаимодействие. В верхней части гребня постепенно переходим на снежный склон. Местами приходится тропить в снегу до 40 см, местами наст держит. По возможности используем осыпи.

Погода портится и контрольный срок поджимает – передовая связка поворачивает назад. За это время повернувшая раньше связка разведала спуск с перевала.(ф.126) и натоптала следы. Пожалуй, это был единственный день в походе, когда погода испортилась надолго.

Ф.129. Серак в средней части

Ф.130. Бергшрунд в середине спуска

Ф.131. Завершение спуска с перевала на морену

Ф.132. Панорама цирка Коман

День 25. 15.08.06.

С утра ясная погода, холодно. Вышли с бивака в 8.40.В связках по трое практически без набора высоты выходим за 15-20 мин на широкое перевальное плато пер.Дзержинского (ф.126). Тура нет. Спуск с перевала проходит по слабо выраженному продолжению северного гребня одноименной вершины (ф.127). Этого направления надо строго придерживаться. Сразу под гребнем – небольшой бергшрунд, сужающийся налево. Перейдя его, Спускаемся вдоль ребра перевала по снежному склону (30-35є) (ф.128). Местами глубина снега до 50см, местами – наст. Пересекаем косым траверсом строго по следам два лавиноопасных участка. (в снежный год спуск надо начинать ближе к пику Дзержинского метров на 100-150, чтобы спускаться строго по линии падения воды). Трещины в глубоком снегу преодолеваем ползком, особенно неприятны продольные. Ниже слой снега уменьшается, можно двигаться быстрее, однако путь преграждают разломы. Делаем там перила 10 м на ледорубном кресте (ф.129). Далее спуск по снежно-фирновому склону, выбираем путь среди нечастых разломов. Обходя разломы ниже, забираем вправо, а затем возвращаемся на среднюю часть ставшего широким перевального склона. Вешаем через невысокий бергршурнд поперек склона на крутом участке 40м перил (ф.130). Далее спуск по снежно-ледовому, затем и открытому ледовому склону (30є) до морены ледника Коман (ф.131). Спускаемся не спеша, контролируя каждый шаг. Весь 1400-метровый сброс высоты с перевала до левобережной морены лед. Коман (4300м) занял у нас 5 ч 15 мин. Располагаемся на обед. Сжигаем мусор предыдущих групп.

Верховья ледника Коман очень живописны, но здесь нет простых перевалов (ф.132). Еще со спуска мы приметили на противоположном склоне ледника среди осыпей крупное (не менее 150 м длины) живописное озеро. Идем туда ставить лагерь. От края морены находим место подъема на ледник, присыпанный обломочным материалом; рельеф позволяет передвигаться без кошек. Прямо пройти к противоположному борту не позволяют разрывы, поэтому смешаемся направо по ходу, забирая в верховья ледника. Перейдя к правому борту ледника, спускаемся в его широкий, местами разорванный рантклюфт. Какое-то время идем по нему, затем поднимаемся по мелкоосыпному склону рантклюфта на террасу правого борта ледника и ставим лагерь рядом с озером на старых площадках альпинистов. Вечером принимаем решение выходить в Ачикташ более простым вариантом.

Ф.133. Вид на Разведывательный с хребта между р.Коман и Таш-Кюнгей

День 26. 16.08.06.

Выходим в 9.00. Погода хорошая, рюкзаки –легкие. Пройдя вдоль ручья, вытекающего из озера, спускаемся по крупной осыпи в правобережный рантклюфт лед. Коман и идем по нему. Но мы рано расслабились: неожиданно со склона начался камнепад, с приличными “чемоданами”. О том, что глупо смеяться над людьми, которые снимаю каски, лишь закончив маршрут, пришлось убедиться еще раз в последний день похода, когда один участник на ровном месте зацепился ногой за каменный выступ и со всего маху ударился головой о камни. Благо, что на голове была каска. Носите каски! Движение по рантклюфту продолжалось два перехода. Постепенно он выполаживается и мы выходим в зону альпийских лугов. Мы начинаем уходить от ледника к правому склону долины. Появляются сурки, яки; ниже видны пастушьи юрты. Чтобы попасть в соседнюю долину р.Таш-Кюнгея, на четвертом переходе начинаем подниматься по склону травянистого отрога к вершине 4196 (поскольку в Таш-Кюнгей отсюда сбрасывать добрых 300 м высоты, более правильно из долины Коман спуститься на 1,5-2 км ниже, чтобы не набирать лишней высоты). С хребта между р. Коман и Таш-Кюнгей хорошо видна долина последнего и наша цель - пер.Разведывательный (ф.133). Спускаемся вниз до левого притока р. Таш –Кюнгей сначала по травянистому склону, затем осыпному саю – к самой реке. Перебраживаем ее по камням на правый берег и располагаемся на обед.

Ф.134. Средняя часть долины р.Таш-Кюнгей

Ф.135. Лагерь под пер.Разведывательный

Ф.136. На пер.Разведывательном

Ф.137. Восточная сторона пер.Разведывательного

Ф.138. В МАЛе на Луковой поляне: маршрут окончен.

Поднявшись от реки по травянистому склону на верхние луга долины идем, огибая слева отрог между двумя истоками Таш-Кюнгея. Не спускаясь к реке, идем траверсом, постепенно приближаясь к воде. От места привала открывается панорама левого(ор.) борта долины, граничащего с лед. Ленина(ф.134). Наш путь продолжается вдоль реки в сторону еще невидимого перевального цирка. Тропы почти нет, идем по камням по руслу ручья, пересекая несколько крупных притоков справа по ходу. Коротким взлетом входим в V- образное русло ручья из под пер.Разведывательный. Прижимы проходим у воды, аккуратно проходим лавинный снежник в русле. Дальше идти по руслу становится совсем неудобно. По крутой осыпи в ложбинке справа по ходу набираем высоту и на левобережной террасе с травой высоко над ручьем располагаемся на ночлег(ф.135). Воду здесь можно брать у снежников выше по склону.

Перевал РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ 4550 м, 1Б

Расположен в северном отроге Заалайского хребта, идущем от вершины Раздельная, в южном плече вершины Разведывательная и ведет с ручья Таш-Кюнгей в долину ручья Путешественников (к Луковой поляне). Характер: снежно-осыпной. Ориентация: запад – восток

День 27. 17.08.06.

Выход с бивака в 8.00. За час по осыпям перевального цирка поднимаемся на перевал. Особенно трудны дались последние 100 м подъема – противная “живая” осыпь, к тому же камнеопасна Такие перевалы надо ходить на спуск. Сам перевал – широкая перемычка в сланцевом гребне. Имеется тур с запиской московской группы Д.Зеленцова от 16.08.2003.

Спуск с перевала приятный, по мелко и среднеосыпным склонам, затем - вдоль русла ручья по камням, переходя несколько раз с берега не берег(ф.137). За один переход спускаемся до тропы в альпийских лугах под перевалом Путешественников. Здесь налегке поднимаемся по серпантину тропы в конгломератном склоне на пер.Путешественников, откуда прекрасно виден пик Ленина. Затем, по широкой натоптанной тропе, за неполный переход спускаемся на до верхних юрт МАЛ на Луковой поляне (ф.138). Поход завершен!