К отчёту 

.

5.6. Особенности материального обеспечения

Основной задачей перед походом стояло уменьшение веса рюкзаков, при сохранении необходимой для такого протяженного похода функциональностью. В связи с этим каждый участник старался максимально оптимизировать свои вещи. Правда в связи с климатическими условиями этого года все равно не все вещи оказались востребованными. Тем не менее, можно сделать некоторые выводы.

Личное неспециальное снаряжение. Естественно у каждого человека свой тепловой порог. Но большинство членов группы сошлись на одинаковом виде одежды до высот вплоть до 5800м. Ветровочные штаны, термофутболки с длинным рукавом, ветровочно-штормовая куртка от ветра, полар на утепление по-необходимости, шляпа с полями (теплая шапка при холоде). Материалы штормовых вещей у всех разные от авизента или мембраны, до нейлона. В принципе, для данного похода это роли не играло, куда полезнее была функциональность самих вещей и удобство ношения. Полезны были теплые куртки из разных утеплителей, но вполне возможно было ее заменить 2 теплыми поларами. Внимательно стоит отнестись к выбору рукавиц, верхонок, запасных перчаток на высотах > 5000м.

Куда больше внимания стоит уделить обуви. Четверо из шестерых имели пластиковые ботинки Scarpa Vega. Наверное, это один из самых удобных по колодке видов пластиковых ботинок, доступных на украинском рынке. Участники в пластиковой обуви очень уверенно чувствовали себя на технических участках перевалов Кош-Майнок, Лыбидь, Дзержинского, а так же на рыхлом снегу ледников. Но все остальное время ботинкам было суждено лежать в рюкзаке. В то время как их хозяева бороздили просторы Памира в кроссовках или легких трекингах. Двое участников ходили с “кожаными” ботинками + бахилы. Один вариант – легкий трекинг + бахила (при ходьбе по глубокому снегу), позволяет не менять обувь при смене рельефа и фактически 95% маршрута чувствовать себя комфортно. Правда, современные трекинги производятся сейчас с очень низким голенищем и вырезом сзади, что слабо фиксирует голеностоп. Это было причиной вывернутых ног у обоих их владельцах. Еще в таких ботинках очень сложно ходить продолжительные ледовые склоны на подъем – меньшая уверенность, усталость голеностопа и икр. Второй вариант “кожаных” ботинок – Boreal Pamir 2006. Верхняя часть их изготовлена из синтетической ткани, усиленной кевларом. Это дает хорошую прочность и относительно малый вес. А высокая и продуманная голень с жесткой подошвой неплохие характеристики на крутом льду. Одно только непонятно, почему их хозяин никак не снимал с ботинок бахилы, а предпочитал переодеваться сразу в кроссовки? Т.е. носил в рюкзаке 2 кг мертвого груза. Очень хорош гортекс для обуви, потому что позволяет очень быстро высушивать обувь, и практически всегда иметь сухие ноги. По запасной обуви все проще – она должна быть надежная (если есть пластики), чтобы не пришлось коротать вечера с иголкой в руках. Огромным плюсом можно считать наличие обычных тапочек для бивуаков. В идеале, комплект обуви на подобное мероприятие – хорошие современные “кожаные” ботинки. Бахилы с колошей, которые обрезаны по минимуму и с легкой тряпкой, для экономии веса (все равно после похода выкинете). И трекинговые тапки для бивуаков. При этом лучше иметь 1-2 человека в пластиках для крутого снежно-ледового рельефа, если он планируется идтись на подъем.

Личное специальное снаряжение. Здесь как бы все понятно, но стоит пройтись по пунктам.

Кошки, без нормальных кошек в этом походе делать было бы не чего. Никакие ВЦСПС не годятся и близко, т.к. очень много при памирских масштабах проходится на индивидуальной технике. Основные производители Camp, Cassin, Petzl, Charlet, нареканий почти никаких.

Каски, стоит брать так же толковые, т.к. строительные есть желание снять при первой же возможности. А зачем носить каску в рюкзаке, если она удобная?

Личные системы – уже давно пришло время заменить все усы из основных веревок на стандартные петли для оттяжек и Дейзи-чейны, которые кроме удобства дают возможность уменьшить вес на системе с усами в 2 раза, и вдвое сэкономить объем ее в рюкзаке. Так же удобны системы, которые могут полностью распускаться для удобного одевания/снимания с минимумом движений, о которых на высоте думаешь постоянно. Еще хотелось бы сказать про верхнюю систему. Она нужна там, т.к. много закрытых ледников, а рюкзаки совсем недетские. Но дышать полной грудью верхняя система и блокировка мешают. Естественно все пытаются их максимально расслабить. Вот только стоит помнить, что на расслабленной блокировке вполне возможно придется висеть. Потому лучше этому вопросу уделить время заранее.

По карабинам, самая большая проблема скорее в технике, чем в количестве карабинов. Нужно уметь работать 2 карабинами на системе (усы, пристежки, самострахи и т.д.) и остальные карабины(3шт) развесить на рабочие ледобуры, плюс еще один карабин, по желанию, на рюкзак. Этого хватает выше головы.

Ледобуры, шли в ход все, но в среднем достаточно по 2,5 шт на человека при этих условиях похода.

Прусики и стремена. Стремена -то понятно, их нужно иметь всегда сверху на леднике. А вот к прусикам как всегда скептическое мнение. Но стоит заметить, что как только пошел мокрый снег, и все жумары начали скользить на перилах, те кто умели пользоваться нехитрым устройством – завязал его и чувствовал намного себя увереннее.

Жумары – два альтурсовских, один Pezl, один Camp, два альтурсовских кроля. Нареканий нет, кроме работы на веревке в мокром снегу, фактически снег забивает механические части и жумары всех производителей не держали. Рекомендуется иметь такие усы, к которым бы крепился бы жумар без карабина, для экономии.

Лавинные ленты не пригодились, но вероятность их использования была достаточно реальной на пер. Дзержинского или, в более снежный год, в других потенциально опасных местах.

Важным так же является выбор очков. Пора бы уже забыть про сварочные, т.к. минимум треть похода проводишь в очках. И вполне возможно, что неудобная конструкция из резинок и выпадающих стекол может вывести из себя кого угодно, а это может стать причиной проблем на опасном участке.

Ледорубы, большинство участников ходило с ВЦСПС, и это вполне оправдано. Вес удовлетворительный, функциональность хорошая, надежен. Конечно, можно подыскать и полегче, лишние 150-200 г в руке и в рюкзаке – зачем? Кстати у многих современных инструментов нет замечательного отверстия в штычке, которое можно использовать для ледорубного креста. А жаль, удобно. Хотелось бы отметить инновацию одного из участников похода (Геллера О.) – удлинитель на ледоруб. Это овального сечения труба из алюминия, нижний край которой превращен в ледорубный штычек, а в верхний вставляется ледоруб. Получается полутораметровая конструкция, которая удобна при спусках и траверсах осыпных склонов. По идее удлинитель, получивший научное название “дрын”, можно использовать во многих местах. Например, как снежный пикет, или как альпеншток и т.д. Но как все универсальные вещи, он не очень удобен в частностях. У него нет удобной ручки, как для альпенштока. В собранном состоянии ледорубо-дрын не удобен на снежных склонах. Т.к. им очень сложно зарубиться из-за длины штычка. Как посох, собранный дрын может быть опасен, т.к. клюв ледоруба как раз напротив шеи или груди. Но тем не менее разработка достаточно интересная, и ее вполне можно использовать для короткого ледового инструмента. Т.к. страховка через айсбайль на снегу еще боле эфемерна, чем через ледоруб.

Трекинговые палки. Достаточно удобно при подходах, но это зависит от привычки. Очень удобно оказалось ходить по сложному рельефу открытого ледника Красина, да и в других местах, в комбинации ледоруб в одной руке и треккинговая пака в другой. Особенно на высоте. Опоры в руках разгружают ноги и поддерживают равновесие, а ледоруб всегда можно использовать на крутых участках.

Общественное не специальное снаряжение. Тут оно важно, причем важен как вес, так и функциональность. Ведь с ним - жить.

Палатки. У нас были две палатки, в каждой жило по три человека. Одна – Полюс-3 производства киевской фирмы SEC(Синицины). Она тяжелая, долго ставиться, ей тоже нужны растяжки, т.к. расстояние между тентом и внутренней палаткой маленькое, а нейлоновый тент от влаги растягивается, у нее всего один вход с маленьким на троих тамбуром. Но у нее есть одно преимущество, которое оставляет за собой остальные конструкции: при хорошей ветроустойчивости палатка высокая и просторная. В ней может собраться 6 человек без особых проблем, а это важно для длительных походов, в условиях, где не комфортно на биваке находится вне палатки. И очень важно, что в этой палатке комфортно собраться вместе. Вторая палатка – Vaoode Explorer. Качественно пошита, и достаточно продумана. Ставиться за пару минут благодаря внешним дугам. Хорошо держит ветер и снег. Но имеет недостаток – на троих с большими рюкзаками тесновата, чуть хуже дышит. Одного входа мало, а обитаемость для троих впритык. При этом рюкзаки обычно ночевали снаружи палатки.

Спальники. Мы рассчитывали на то что может быть очень холодно на высоте. Потому были выбраны две сшивки одна из Баск(-17, 1,7кг), вторая Campus Polar(-14, 2кг) и PanAlp Bivak (-17, 2,1кг). Реально такой теплоты спальники можно сказать с трудом что понадобились при ночевке на пер. Дзержинского(5800м). Но спать нужно в комфорте и мало ли как ситуация сложится.

Горелки. Выбор пал однозначно на бензин, т.к. покупать газ Оше втридорога и тянуть его 29 дней – не серьезно. У нас было две основных горелки: проверенный временем Primus Himalaya, и новенький MSR Dragon Fly. В качестве запаса взяли Primus Omni Fuel, без топливного бачка. По результатам испытаний в Киеве и на Казбеке в мае Primus Himalaya был бы признан полной безнадежностью, если бы не уверенность в нем руководителя группы. А MSR Dragon Flу – горелкой всех времен и народов. Но жизнь на высоте расставила все по своим местам. На Primus Himalaya была поставлена форсунка для дизельного топлива, и он заработал так, что остальные горелки были уже не нужны. Благодаря примитивной конструкции, чистится горелка легко, и не ломается почти. MSR Dragon Flу, благодаря своей усложненной конструкции, подчиниться мог только своему хозяину, но все равно уступал. Да и конструкция у него переусложнена, что нередко приводило в ступор ситуацией “почему-то не работает, а почему – не понятно?”. Единственной рекомендацией по эксплуатации этой горелки можно сказать то, что если она почему-то не работает, то нужно ее остудить, полностью разобрать, почистить, собрать, правильно прогреть, потом только поджигать. Если что-то не получилось – начинайте с начала, обязательно тщательно пройдя все операции. Про Omni Fuel в целом те же проблемы, что и с MSR Dragon Flу.

Бензин. Поскольку от работоспособности горелки зависит жизнедеятельность группы, мы решили не поскупиться и выяснить где в Оше самый лучший 76 бензин – казахской компании Deniz-oil. В результате заправились на дорогой (по местным меркам) заправке, и не имели больших проблем из-за качества бензина в походе. Мораль - “не экономьте на заварке”(с).

Посуда. Автоклав, ценой своего незначительного перевеса относительно кастрюли, решает массу проблем. А именно. Можно брать обычные продукты и экономить бензин – т.е. экономия на продуктах и берутся более натуральные продукты. Нет проблемы с недоваренной пищей. Кроме того, в нем можно оставлять еду в горячем виде на продолжительное время (на ночь), если это понадобиться. Автоклав был изготовлен севастопольскими мастерами. Выглядел как два бидона, сваренных горловинами, с герметичной крышкой на барашках. И манометр, который может выполнять роль клапана. Стравливать избыток давления нужно вручную. Из особенностей использования – следить что был герметично закрыт, и не перебирал давления. Очень полезная вещь в высотных походах. Фактически рецепт быта в подобном походе: удобная и надежная палатка, сухой и теплый спальник, стабильно работающая горелка, хорошее топливо, автоклав. Тогда все тылы закрыты. Кастрюлю и остальное описывать нет смысла, т.к. Все довольно стандартно. Разве что нужно упомянуть 0,5 л спирта для разогрева горелок, что бы не коптил и не забивал их до разжигания. Особенно актуально для прихотливых горелок.

Ремнабор использовался только для зашивания и мелкого ремонта. Использовали плоскогубцы, нитки, иголки, наперсток, скотч, надфиль, запасную пряжку-самосброс. Не хватало швайки(шило с крючком для обуви).

Видеокамера вела себя замечательно. Два комплекта выносных аккумуляторов(0,7кг) на каждую часть похода дали возможность снимать до 4 часов видео, без постоянной дрожи о садящихся батареях.

Групповое специальное.

Веревки, которые мы брали с собой статика 3шт по 50м 10мм, бухта весит 2,5 кг. Производство киевской фирмой ТВМ. Ее особенность – не дубеет, правда после нескольких намоканий и высыханий, она начинает динамить. Это чувствуется на конце перил 50м. В остальном нареканий нет. После похода были выгодно проданы местным в МАЛе, т.к. не было смысла везти обратно их в самолете и переплачивать за перегруз. . Лавинные лопаты были нужны для выравнивания площадок. Friskas удобен для работы с мелкой осыпью и был очень полезен. Ortovox teleskop использовался для набора снега в котлы, и чистка от снега. Наверное, такое сочетание лопат и их функциональности оправдано.

Лавинный лист не использовался по назначению, хотя мог быть и снежным якорем, и пилой. Но а результате из него вышла неплохая подставка под горелки. Правда упаковывать ее в рюкзак не удобно, не очень он габаритный.

Снежные якоря-косынки не пригодились, но это возможно и погодные условия и направление преодоления ключевых участков роль сыграло.

Ледовый молоток был неплох, т.к. не короче айсбайля, но хотелось бы что-то полегче и удобнее.

Скальные крючья и закладки не понадобились, хотя была вероятность их использования. Ледобур-сверло 27см диаметром 30мм предназначался для проушин при большом количестве перил на спуск. Реально таких мест не оказалось. И использовали его 3-4 раза больше для опыта, чем по необходимости. Выводы: не всегда получается попасть вторым отверстием в первое, сложно закрутить более чем на 20-23см. Реально изготовление проушины занимает, при тренировке, 2-4мин. Долго думали перед походом брать ли айс-фифи. И абсолютно правильно решили не брать, ведь они могли пригодиться на 0,5% маршрута, зато на 29 дней лишние 500 грамм.

.

К отчёту