Отчёт о водно-пешем путешествии по рзыбь 3 с эл. 5 к.с.

Картографические материалы (931КБ в pdf)               Фотографии                    Фильм "Бзыбь выше Решевие"(0.93ГБ mpg)

Схема района путешествия

4,1

3:05

1.08.07

Стапель, разведка рзыбь до п.Решевие

3,2

1:35

пешком, авто

Солнце 31°С

Итого пешком: 60,6 км                Итого на катамаране: 19км             Всего: 79,6 км

*Примечание: протяжённость разведок и радиальных выходов приведены в таблице для одного направления (без пути назад).

3        ПОДЪЕЗДЫ   И   ОТЪЕЗД   С   МАРШРУТА

ПОДЪЕЗД      Из Москвы в Адлер/Сочи можно добраться поездом или самолётом. В день ходит 8 поездов. Время в пути 24-35 часов в зависимости от поезда. Все поезда из Москвы прибывают в Адлер с утра до 11 часов. Рейсов самолетов из Москвы около 20, время в полете 2-2,5 часа.

От аэропорта Сочи (гдлер) до пограничного поста Псоу сегодня уже можно доехать на маршрутке. Стоимость проезда 170-200 рублей с человека. Время проезда до границы занимает около 30 минут. Оно сильно зависит от загрузки автотрассы Сочи-Сухум.

От ж/д вокзала можно доехать на маршрутке №105 до Казачьего рынка. От рынка до КПП Псоу около 1 км.

Проход через КПП и проверка документов при въезде заняло около 2 часов, при выезде не более 1 часа. Время прохода КПП сильно зависит от выходных дней и пика курортного  и мандаринового сезонов. Для прохода КПП достаточно российского паспорта. Дополнительно пришлось заплатить «страховые сборы» из расчёта по 10 рублей за день пребывания в Абхазии.

От КПП Псоу до Гагр, Пицунды, Нового Афона и Сухума  ходят маршрутные такси и небольшие автобусы. Жёсткого расписания нет – движение по мере заполнения транспорта. Время проезда до Пицунды 50 минут, стоимость проезда около  200 рублей.

Несколько участников заранее выехали из Москвы в Пицунду на автомобиле. На автомобиле они привезли сплавное снаряжение и газовые баллоны. Это сильно облегчило проезд участников, летевших самолётом. Время в пути на автомобиле вместе с прохождением границы заняло 36 часов.

В Москве мы заранее созванивались с авиадиспетчерской Сухума по организации авиазаброски в район Псху-Решевие-устье Грибзы. В день приезда, как было оговорено, мы позвонили из Пицунды в авиадиспетчерскую Сухума, чтобы подтвердить наш полёт на следующий день. Однако на следующий день все рейсы вертолёта были уже расписаны техническими полётами и заброской группы спелеологов на Бзыбский хребет. В результате забронировали рейс в Решевие на 10  часов утра через день. За 3000 рублей автомобиль типа «Газель» за 3 часа довёз нас из Пицунды в Сухумский аэропорт. В аэропорту подготовили и передали список с паспортными данными всех участников. Такой список лучше иметь заранее, чтобы не терять времени на его оформление. Стоимость рейса вертолёта МИ-8 в Решевие 40 000 рублей. Время полёта составило 25 минут. Кроме 5 участников на экскурсию на вертолёте набралось ещё 10 человек. В итоге стоимость вертолётной заброски для участников похода значительно уменьшилась.

ОТЪЕЗД             К устью Геги мы пришли к 11:30. В это время  дня  машину удалось найти быстро. На «Газели» с нашими большими рюкзаками проезд в Пицунду нам обошёлся 2000 рублей за рейс. Через 50 минут мы были в Пицунде.

Обратный отъезд из Пицунды в Адлер зеркальное отображение приезда. С учётом начала времени регистрации на авиарейс выезд из Пицунды был организован за 5 часов до вылета самолёта.

4            ПЕШАЯ   ЧАСТЬ   МАРШРУТА

4.1           ПОДХОД   К   НАЧАЛЬНОЙ   ТОЧКЕ   СПЛАВА   ВЕРХНЕЙ   БЗЫБИ

Итак, 25 минут полёта на вертолёте МИ-8 и после шумного и жаркого черноморского побережья мы оказались в тихой и тенистой долине Бзыби. Ощущение, что попали в другой мир. И это действительно оказалось так. Сверху из вертолёта видели великолепную панорама окружающих гор. /Ф1-3/.

День 1  (30 июля ) / 5,6 км, общее ходовое время (ОХВ) 6:30, чистое ходовое время (ЧХВ) 3:00/

Вертолёт высадил нас на поляне у хутора Решивие /Ф4-5/. Здесь живет большая гостеприимная семья. Нас угостили мёдом и сыром, показали свою мини ГЭС /Ф6-8/. Они сами её соорудили на небольшом притоке в 200м от дома. Зимой она тоже работает. Хутор находится высоко и вдали  от реки. Он закрыт от неё небольшим холмом. Ближайшая точка спуска к Бзыби в 0,5км ниже хутора. На хуторе небольшой сад с фруктовыми деревьями и огород. Пришедшие с рыбалки хозяева были с уловом форели. Нам рассказали, что через 4 км пути будет пасека. До неё идёт хорошая тропа. Выше пасеки ходят редко и тропа там хуже.

0:00 окраина поляны верхнего хутора Решивие (ур. по GPS 660м) /Ф9/. Хорошая пеше-конная тропа с небольшим уклоном идёт вверх по долине Бзыби вдали от реки. Через 200м небольшой овраг с родничком. Тропа идёт вверх вдоль оврага. Через 8 минут тропа пересекает этот ручей уже с сухим руслом.

0:17 тропа спускается на терассу с ручьём. Преобладает буковый лес, встречаются кусты орешника лещины.

0:23 тропа выходит к обрывистому берегу реки в 30-40м над рекой. Далее спуск на пологую террасу /Ф10-11/.

0:40 долгожданный ручей с водой. Вдоль ручья большой овраг.

0:45 развилка тропы. Левая тропа ведёт к пасеке на верху, правая идёт траверсом по склону, стороной обходя пасеку.

0:50 русло пересохшего ручья

1:00 тропа спускается на пологую террасу и близко в 15-20м подходит к реке. Это оказалось последнее место до конца дня, где река так близко подходит к реке. Дальше тропа уходит от реки и практически до 2 водопада идёт на высоте 800-870м по склону примерно в 150м над рекой.

1:05 русло пересохшего ручья, через 100м ещё одно русло пересохшего ручья с проложенным небольшим каменным мостиком через него.

1:30 русло пересохшего ручья, через 150м долгожданный ручей с водой.

1:40 русло пересохшего ручья

1:50 русло пересохшего ручья, через 200м бурелом на тропе /Ф12-13/

2:20 небольшой ручеёк!

2:40 после сложного бурелома /Ф14-16/ и прохода через  него  (через «нору кролика») тропа спускается к ручью с хорошо разработанным руслом (ур. 880м) /Ф17/. Если спуститься вниз по руслу этого ручья, то оказываешься напротив 2 водопада. На подъёме из русла ручья тропа теряется. Она появляется ниже брода тропы. Через 150м идут два сухих овражистых распадка. Тропа понемногу спускается вниз и выходит к берегу реки Бзыбь.

3:00 тропа вывела на ровную террасу в 4-5м над рекой (ур. 850м). Здесь долина Бзыби расширяется. Река разбивается на две протоки с большим 500-700м островом. Основная протока правая, в ней 90% всей воды. Чтобы поставить здесь базовый лагерь пришлось около 15 минут расчищать место для стоянки от поваленных деревьев. Чуть подольше от берега реки есть родничок, который через 20-30м становиться пересохшим и до реки не дотекает. Чтобы спускаться за водой к Бзыби немного обвалили участок правого обрывистого берега и повесили для страховки верёвку. Растительность здесь на высоте 850м уже иная – появилась пихта, осина, ольха, заросли папортника. Несмотря на вечер и нашу высоту здесь очень жарко +30°С. Палатку решили не ставить, ограничились одним тентом. С заходом солнца вылезла мошка. Мы были к ней готовы. Попрыскались средством – помогло. Но только на час. Через час опять пришлось прыскать. Спали плохо. Под утро все чесались от укусов мошки. К утру стало прохладнее +25°С.

День 2   (31 июля )  / 4,1 км, ОХВ 5:30, ЧХВ 3:05/

Это место стоянки было выбрано не случайно /Ф18/ . Сергей Крюков, который первым прошёл этот участок Бзыби, посоветовал нам встать в районе 2  водопада и налегке просмотреть, оценить верхний участок Бзыби до Грибзы, чтобы принять окончательное решение о начальной точке сплава.

После завтрака пошли в радиалку на верхний участок Бзыби.

0:00 базовый лагерь. Наш правый берег в виде ровной террасы очень сильно завален большими упавшими деревьями. Похоже, это результат смерча, прошедшего в долине Бзыби в 1985г, о котором говорил Н.Д.Бондарев. Даже высоко на противоположных склонах можно увидеть большие участки поваленных деревьев. Через 200м от лагеря вышли к началу острова. Вдоль обоих берегов и в русле Бзыби много поваленных деревьев.

0:09 небольшой правый приток. Идём по слабой тропочке в 15-25м от реки.

0:16 небольшой правый приток

0:19 впадает правый приток Лопуховка. Расход в притоке не более 1,5 м3/с.

0:25 правый приток, впадающий в сухую протоку Бзыби.

0:34 начало сухой протоки и родничок. Дальше тропа теряется. Идём по береговым камням вдоль Бзыби

0:42 сложный участок сплошного порога длиной около 400м с участками непроходов

1:00 левый поворот долины Бзыби, правый берег реки становится высоким обрывистым. От самого поворота, а может и чуть раньше идёт сложный сплошной порог тоже с участками непроходов. Характер реки нам ясен  /Ф19-30/ и совпадает с данными отчёта. В отчёте С.Крюкова здесь описан сплошной 3км участок порогов до острова. Несмотря на расход воды в реке 18-20 м3/с сплавляться по этому верхнему участку Бзыби не имеет смысла по следующим причинам:

·        большая протяжённость сложного порога,  с участками непроходов, завалами из деревьев.

·        недостаточный расход воды. Нужен расход хотя бы 25-30 м3/с, чтобы прикрыть водой фрагменты непроходов.

·        из-за большой протяженности порога трудно организовать надёжную страховку на всём участке.

·        2 водопад требует обноса. На тропе для обноса такой бурелом, что речь может идти только о второй постройке.

Было принято решение о прекращении дальнейшего просмотра реки и возврате в базовый лагерь.

В 250м ниже базового лагеря в основной правой протоке непроход – бревно перегородило всю реку /Ф31/. Ещё через 150м перед слиянием проток сложный порог /Ф32-34/ в правой протоке, который продолжается и после слияния проток. После слияния проток русло реки сужается. Река делает правый поворот, на котором лежат большие валуны, осложняющие прохождение . С берега не понятно, а можно ли между валунами проплыть. Обзор реки закрывает 6м валун под правым берегом. Спустившись по берегу, и пройдя за правый поворот, предстаёт неописуемая картина – впереди под левым берегом на 8-10м валуне правильной формы растут две высокие ели, а справа от него река, которая не имеет продолжения русла! /Ф35-37/.Впереди через 70-80м перед самым сливом водопада с правого берега впадает знакомый правый приток с хорошо разработанным, в виде канала, руслом. На картах место впадения притока показано не  точно. Координаты 2 водопада зафиксированы по GPS приёмнику. Чтобы увидеть основной слив водопада необходимо немного подняться вверх по ручью, а затем вылезти ещё вверх на обрывистый правый берег. Через 100м по поваленным деревьям спуститься на удобную площадку вниз напротив языка водопада.

Водопад по наклонной ~50° плите шириной около 6м падает на 7м вниз, после чего вода сваливает влево и на ближайших видимых 250-300м продолжается  крутым порогом среди больших валунов /Ф38-40/.

1:30 вернулись в базовый лагерь. После обеда решили с вещами идти назад до места, где тропа будет близко подходить к реке. Сняли базовый лагерь, и пошли по тропе назад.

1:41 Вышли по тропе к правому притоку с разработанным руслом (ур. 880м). Отсюда группа налегке по притоку спустилась на экскурсию ко 2 водопаду.

1:50 небольшой ручей. Тропа пошла на спуск.

2:02 участок бурелома, опять пришлось искать продолжение тропы

2:10 русло пересохшего ручья

2:15 русло пересохшего ручья

2:20 ручей с водой

2:22 сухое русло

2:30 русло пересохшего ручья с проложенным небольшим каменным мостиком через него

2:32 русло пересохшего ручья

2:35 тропа спускается на терассу и идёт в 15-20м от реки (ур. 700м). Здесь решили поставить второй базовый лагерь. Место спуска к реке здесь оказалось очень удобное. В оставшееся время разведали реку на 350м вверх. С левого берега виден небольшой приток. В 300м выше нашего лагеря порог с габаритными непроходами. Ниже базового лагеря просмотрели на 0,5км. Первые 350м шиверы очень напоминали шиверу на Мзымте сразу за мостом нарзанного источника. За шиверой несложный порог. Решили, что река вполне пригодна для сплава и начали с утра стапельные работы.

День 3   (1 августа )  / 3,2 км, ОХВ 3:30, ЧХВ 1:40/

К 16 часам катамараны были собраны. Пошли организовывать съёмку и страховку за первым порогом перед прохождением. В пороге навал на валун в воротах из камней. Возникла дискуссия. Есть ли отбой от последнего валуна в этом пороге? Решили сразу же посмотреть место страховки за этим порогом. И тут мы увидели продолжение этого порога!!! Вторая ступень порога была техничнее и сложнее. А дальше на  слабом левом повороте порог ещё больше усложнялся и перешёл в непроход с глыбовым завалом. Это обстоятельство заставило нас отказаться от начала сплава и провести полную разведку реки до 3 водопада.

Примерно в середине проток  в Бзыбь впадают одновременно левый и правый притоки. Причём правый приток впадает в большом и глубоком овраге, в конце которого всё тот же завал из больших валунов. Решили в овраг не спускаться, а обойти его по верхней тропе. Поднялись вверх до тропы (ур. 760м) и через 200м вновь спуститься к реке. На выходе из порога  также был виден непроход. Дальше прошли вдоль правого берега Бзыби около 1км, отметили для себя ориентиры и препятствия. Через 1км впадает небольшой ручей справа. За ним склон правого берега становится настолько крутым, что пройти вдоль реки оказалось невозможным, и мы поднялись вверх вдоль русла притока. Было ещё пару попыток спуститься к Бзыби. Но, увы! Очень круто и высоко. Без верёвок делать нечего. Попалась слабая тропочка, по которой вышли на тропу, ведущую к хутору Решевие. Дошли до хутора Решевие, пообщались с жителями и по тропе вернулись назад в базовый лагерь к судам.

Из нескольких вариантов решений по обносу непрохода с глыбовым завалом были выбраны два:

Вариант 1 – сплав до середины порога  и дальше проводка/обнос судов через глыбовый завал порога по правому берегу.

Вариант 2 – обнос всего порога. Поскольку катамараны в базовом лагере были рядом с тропой, то более удобно организовать обнос судов по тропе до ручья с оврагом и затем спустить к месту окончания порога.

День 4  (2 августа )  / 1,8 км пешком и 2,7км сплав, ОХВ 9:00, ЧХВ 2:30/

С утра за 15 минут подняли суда по тропе до ручья (около 600м). Затем сходили за рюкзаками и отнесли их за порог. Заодно уточнили место спуска судов к реке. В течение дня сплавились до 3 порога-водопада. Разведали путь обноса порога-водопада для катамаранов и вещей. К 20 часам обнесли вещи и суда за 3 водопад. В 20 часов начался дождь, который продолжался всю ночь.

День 5   (3 августа )

До 16 часов дня продолжался дождь. Температура упала до +26°С. Вода поднялась. Получилась днёвка. К 17 часам катамараны спустили на верёвках ниже порога с 3 водопадом – сразу за левым поворотом. К 19 часам вода в реке поднялась настолько, что затопило узкие 0,8м сливы 3-го водопада, а и их ширина достигла  2,2м! Порог водопад по такой воде стал вполне проходимым. Высота водопадного слива 3-3,5м.

День 6   (4 августа )  / 2,9 км пешком и 16,3км сплав, ОХВ 9:30, ЧХВ 7:10/

С раннего утра по относительной прохладе провели разведку по левому берегу реки от 3 водопада до левого притока Решевие. Обнаружили на этом 4км участке два интересных порога.

После завтрака продолжили сплав по Бзыби. К 19:30 закончили сплав в 2км от начала Бзыбского каньона. Своё более точное место положение на реке определили по координатам с GPS приёмника.

4.2           ВЫХОД   С   РЕКИ  ОТ  НАЧАЛА   БЗЫБСКОГО   КАНЬОНА

День 7   (5 августа )  / 8,0 км, ОХВ 8:30, ЧХВ 3:25/

С утра досушивали сплавные вещи, поэтому вышли на маршрут поздно - в 11 часов по сильной жаре.

0:00 конечная точка сплава и начало пешей части по выходу с реки (ур. 460м). Тропу нашли с вечера. Она проходит здесь в 25-30м от берега Бзыби. Тропа идет недалеко от реки по самшитовую и буковому лесу, поросшими сказочным мхом.

0:20 серая скала по правому берегу

0:25 большой валун  в центре русла Бзыби образовал порог. Чуть дальше развилка троп, пошли по  прямой. Правая тропа уходит куда-то вверх на склон.

0:40 вышли на большую поляну, поросшую высокой травой и кустами ежевики. Тропа сначала чуть обходит эту поляну, а потом идёт через неё. Раньше здесь была «1пасека», описанная в книге Н.Д.Бондарева. Сейчас от неё ничего не осталось.

0:47 в конце через поляну протекает правый приток. Выше по течению на этом притока есть водопадный участок. Это один лучших ориентиров начала Бзыбского каньона. Второй ориентир начала Бзыбского каньона  глобальный левый поворот реки на юг. От этого места начинается подъём тропы вверх по правому склону /Ф98/. У ручья стоит запастись водой. Следующая вода будет не скоро - только на «2 пасеке».

1:00 тропа поднимается высоко над рекой и выходит к открытому пространству со скальным обрывом (ур. 560м) /Ф99/. Далеко внизу видна Бзыбь /Ф100/ . В этом месте уйти с реки и подняться на тропу уже нельзя.

1:15 развилка троп (ур. 460м). Слабая тропочка ответвляется вправо, основная отходит чуть влево. После разведки обоих троп пошли по левой тропе.

1:30 начало крутого подъёма. Развилку тропы, ведущей к Дзышре, мы не увидели. В одном похожем по описанию месте лежала поваленная ель поперек тропы. Возможно, это была развилка, и  за ней  было продолжение тропы на Дзышру. От места поваленной ели тропа крутым серпантином начала набирать высоту – это начался так называемый участок «33 зигзага». Тропа здесь круто поднимается примерно на 300м. Участок очень выматывающий /Ф101-102/.

2:45 тропа привела на «2 пасеку» (ур. 880м). На пасеке сад с фруктовыми деревьями и долгожданный ручей. Хозяев на пасеке не оказалось. От этой пасеки дальше начинается достаточно крутой  и продолжительный спуск.

2:57 тропа пересекает русло сухого ручья.

3:07 небольшой домик в 150м от тропы на небольшой террасе. Дальше на пути до «3 пасеки» тропа пересекает ещё два сухих ручья.

3:25 тропа привела нас на «3 пасеку» (ур. 560м). Рядом с пасекой 100м поляна округлой формы со скошенной травой и отдельной вершиной-холмом. Рядом с пасекой один дом /Ф103/. Выйдя на эту поляну, мы испытали незабываемые ощущения от увиденного. Высокие скалы каньона со всех сторон окружают цирком эту поляну /Ф104/. Во главе этих скал высокая скала серебристого цвета, подсвеченная вечерним золотым солнцем – это геребрянная. Изумительное зрелище – подарок нам после тяжёлого ходового дня! На серверной стороне цирка скал на высоте около 15-20м видна пещера и свитая лестница, ведущая к ней /Ф105/. На пасеке были хозяева – двое пасечников Михаил и Сергей из Псху и монах с ними. Мы расположились на ночлег на поляне без палатки и тента под открытым небом. Небо было чистое и  ничего не предвещало дождя. Хозяева занимались откачкой мёда и переработкой воска. Не смотря на высокую занятость, они гостеприимно приняли нас и угостили мёдом, сыром, напоили чаем. Мы тоже поделились своими запасами. Воды рядом с пасекой рядом нет. За ней надо спускаться через поляну вниз по тропе к скале. Там стоит накопительный сосуд, в который по капельке набирается вода.

Мы надеялись, что на открытой поляне мошки будет меньше, но это не оправдалось. Ночью слышали уханье совы. О том, что на этой пасеке кричат по ночам совы, упоминается ещё в отчёте №1359 за 1962 год.

Кричала одна сова, и ей отвечало эхо, или это две разных совы между собой перекликались с разных мест – нам понять не удалось. Впервые за поход над нами был относительно большой участок открытого неба. Ночью великолепный вид на Млечный путь звёздного неба и августовский звездопад.

День 8   (6 августа )  / 5,3 км, ОХВ 8:00, ЧХВ 4:10/

С утра хозяева  угостили сыром, свежеиспечённым хлебом и медовой чачей. Сергей согласился показать нам кратчайшую дорогу к «Каменному мосту», описанного в книгах Е.Е.Холодовского и Н.Д.Бондарева. Местные жители называют это место «Природным мостом».

0:00 от южной окраины поляны по тропе  начался спуск среди сказочного самшитового леса.

0:12 тропа пересекает сухое русло ручья

0:15 вышли по тропе к «Каменному балагану» (ур. 500м) /Ф106/. Напоминает каменную беседку в высокой скале прямо на тропе. Под навесом балагана на ровной площадке 2х3м можно разместиться на ночлег. Здесь мы оставили свои рюкзаки с вёслами и отправились к «Природному мосту». От «Каменного балагана» начали спуск вниз и чуть влево по слабо заметной тропочке и пересекли сухое русло ручья. Затем тропа становиться более заметной /Ф107/, пересекает 20м участок светлой осыпи. В одном месте с тропы вправо открывается вид на каньон и виден участок реки в каньоне /Ф108/.

0:26 тропа выводит на 2,5-3м перемычку между высокими береговыми скалами с поросшими на мосту небольшими деревцами. Это «Природный мост» (ур.420м) /Ф109/. Река внизу абсолютно не видна /Ф110/. Даже попытка найти рядом другие точки обзора не дали результата. На другой стороне «Каменного моста» в каньон влево и вниз спускается слабая тропочка. Основная тропа на другой стороне моста заворачивает чуть вправо и уходит на левый берег. Дальше тропа идёт по левому берегу Бзыби далеко от реки и потом спускается к Дзышре и Бзыби.

0:43 вернулись по тропе обратно к «Каменному балагану». Решили спуститься к реке к месту выхода Бзыби из каньона. Е.Е. Холодовский упоминает о такой возможности в своей книге. Спуск начался вдоль правого борта того же распадка сухого ручья.

1:01 спустились к Бзыби к месту выхода реки из каньона «Каменный мост». Зрелище впечатляющее /Ф111/. Здесь оказывается можно спуститься к реке, как по правому, так и по левому берегу. Но это очень короткий участок берега реки 70-80м. Через 80 м река входит в следующий каньон «Метро» /Ф112/. На противоположном берегу виден плавник, показывающий уровень реки в паводок. Впечатляет! Представить реку в каньоне по такому расходу воды очень сложно. Прошли по правому берегу начала каньона «Метро» около 250м до места впадения правого притока /Ф113-118/. В месте впадения притока в каньон небольшой скальный выступ в русле реки с левого берега. За ним река делает левый поворот и исчезает в каньоне. Именно это место просматривалось с тропы, ведущей к «Природному мосту». Удалось найти место в каньоне, откуда можно увидеть перемычку «Каменного моста».

1:25 вернулись к своим рюкзакам у «Каменного балагана» и продолжили путь по тропе вдоль Бзыбского каньона.

1:35 едва не проскочили эту развилку троп (ур.475м). Вправо отходит тропа в сторону переправы через Пшицу и выходу к лесовозной дороге. Прямо продолжается тропа, которая выводит к устью Пшицы. Свернули на правую тропу. По ней начинается подъём.

2:08 тропа выводит на верхнюю точку подъёма (ур.650м). От этого места начинается спуск к Пшице. На участке спуска к Пшице тропа исчезает. Продолжили спускаться интуитивно в том же направлении, что и раньше. Перед самым руслом Пшицы тропа опять появилась и уже по крутому склону спустилась к притоку.

2:50 неглубокий брод через Пшицу (ур.570м). Расход воды в притоке не более 2 м3/с. Было уже 16 часов. Здесь устроили большой привал с обедом /Ф119/.

Сергей рассказал, что к лесовозной дороге есть другая  более пологая тропа. Она выводит сначала не на лесовозную дорогу, а на её тупиковое ответвление. А дальше по нему можно выйти на основную лесовозную дорогу. Указанная на старых картах тропа до лесовозной дороги имела достаточно крутой подъём, поэтому мы согласились воспользоваться новым предложенным вариантом.

За первые 20 минут подъёма от Пшицы набрали 40м по высоте. Здесь тропа затерялась среди завалов. Провели поиски. Сразу не нашли и решили продолжить путь вдоль правого склона Пшицы без потери высоты. Очередной завал заставил нас сбросить высоту и спуститься на небольшую террасу. Опять провели поиск тропы. Через некоторое время нашли тропу, уходящую с небольшим подъёмом в Ю-З направлении. Решили разведать эту тропу. В итоге нашли место выхода тропы на тупиковый отвод лесовозной дороги, после чего дорога меняла направление на С-З. Этот факт нас обнадёжил.

4:10. Однако надвигались сумерки. Решили до утра дальше никуда не ходить, так относительно ровных мест для стоянок рядом не было. Успели до темноты сходить к Пшице за водой.(ур.620м)

День 9   (7 августа )  / 23,2 км, ОХВ 12:30, ЧХВ 8:50/

0:00 вышли со стоянки в 6:50 без завтрака, пока не наступила жара. Пошли по разведанной с вечера тропе в Ю-З направлении.

0:30 вышли на тупиковое ответвление лесовозной дороги, и пошли по нему в С-З направлении.

0:57 дорога проходит через небольшую осыпь

1:14 большой завал деревьев на дороге

1:18 поворот серпантина дороги

1:25 поворот серпантина дороги

1:42 маленький ручеёк на стрелке с основной лесовозной дорогой (ур.885м). Дальше пошли по основной лесовозной дороге в сторону Бзыби. Путь до Геги по лесовозной дороге отсюда 27,5км. Дорога сильно поросла травой и ежевикой. Через каждые 25-30м на дороге завал из упавших со склона деревьев. Темп движения сильно упал.

2:10 дорога делает поворот на запад. От этого места крутой наклонный лесной склон прекращается и переходит в обрывистый скальный. Дорога выходит из леса на открытое пространство /Ф120/. Серьёзные завалы от этого места прекращаются. Дополнительным свидетельством прекращения завалов служит след на дороге от заезжавшего сюда недавно автомобиля. От этого места дорога выходит из леса, и солнце щедро освещает лесовозную дорогу.

2:36 дорога поворачивает на север и уходит с открытого пространства (ур.1040м) /Ф121/. По дороге справа на склоне видели стоянку лесорубов. Родничок здесь оказался пересохшим, и мы продолжили путь до ближайшей воды.

3:25 небольшой правый приток Бзыби на изгибе лесовозной дороги (ур.1230м). Здесь устроили большой привал с завтраком и обедом.

3:34 правый поворот серпантина дороги

3:48 левый поворот серпантина дороги. Здесь есть разветвление лесовозной дороги. Судя по свежим спилам на брёвнах лес отсюда периодически вывозят и дорогой пользуются.

4:26 дорога проходит мимо небольшого распадка

4:28 дорога проходит мимо небольшого распадка

5:20 конец подъёма до верхней точки дороги  (ур.1545м).

5:35 дорога выходит на хорошую обзорную точку  (ур.1480м)/Ф122/ . Чуть мешают небольшие кусты. Но поднявшись на 4-5м над дорогой на склон, обзору  уже ничего не мешает.

5:55 небольшой родничок

6:20 вторая обзорная точка на лесовозной дороге с большим скальным балконом (ур.1366м). Отсюда открывается великолепная панорама Бзыбского каньона /Ф123/. На заднем плане виден Птышский ледник, массив Чедым, как на ладони Бзыбский хребет /Ф124-125/. В 150м ниже по дороге есть родничок. При необходимости здесь можно заночевать. Видны остатки костра.

7:20 дорога пересекает левый исток небольшого правого притока Бзыби. Здесь тоже можно найти удобное место стоянки.

7:33 дорога пересекает правый исток небольшого правого притока Бзыби. Удобного места для стоянки здесь нет. Дальше дорогу каждые 5 минут пересекают небольшие ручейки-родники.

8:20 дорога пересекает последний ручей. Но мы тогда этого ещё не знали и решили в сумерках пройти ещё немного.

8:50 дошли до развилки дорог (ур.765м). Основная дорога к устью Геги идёт прямо и вниз,  а отходящая – вправо вверх на хребет. Здесь на развилке удобное ровное место для стоянки чуть в стороне от главной дороги. За день прошли 20,7км лесовозной дороги.

День 10   (8 августа )  / 6,8 км, ОХВ 3:20, ЧХВ 1:35/

С утра пришлось за водой возвращаться к последнему ручью.

0:00 развилка дорог

0:10 от лесовозной дороги отходит вниз дорога к пасеке

0:16 слева около дороги появляется первая опора старой ЛЭП (ур.638м). Далее опоры ЛЭП до устья Геги встречаются часто.

0:45 от лесовозной дороги отходит дорога вниз в сторону Бзыби (ур.423м)

1:10 дорога проходит через ворота между отдельной скалой и скальным склоном на правом повороте

1:30 после двух зигзагов серпантина дорога выходит на большую поляну перед устьем Геги (ур.138м)

1:35 стрелка Геги и Бзыби. Конец пешей части. Здесь мы были в 12 часов. В это время удалось достаточно быстро найти машину и уехать в Пицунду.

5           ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ БЗЫБЬ.

Река Бзыбь берет начало на высоте около 2300м под перевалом Аданге. Общая длина реки около 112км, средний уклон реки 23,8 м/км. Длина сплавной части  реки около 89км, средний уклон сплавной части 10,9 м/км. Модуль стока 61,7. Площадь водосбора 1510 км2.

Начальный участок Бзыби длиной около 20км от истока до правого притока Ю.Псыш со средним уклоном 57 м/км для сплава не пригоден. «Верхний Бзыбский каньон» длиной 9 км от Ю.Псыша до правого притока Грибза со средним уклоном 34 м/км был пройден в октябре 1984г группой под руководством С.Крюкова. В середине каньона есть водопадный участок, требующий обноса. Для сплава этот трудоёмкий участок реки не рекомендован.

Сплавную часть Бзыби можно удобно разделить на 7 участков.

1 участок длиной около 7,5-8км от Грибзы до 2 водопада имеет средний уклон около 16 м/км. В малую воду до 12 м3/с он практически непроходим. При расходе от 25 м3/с сплав возможен. 3 км участок выше острова будет представлять сложнейший 3км каскад непрерывных порогов. Порог перед самым 2 водопадом при этом ещё больше усложниться. 2 водопад для сплава не пригоден. Требует обноса.

2 участок от 2 водопада до левого притока Решевие длиной около 8км, средний уклон около 30м/км. 2км участок ниже 2 водопада мы не просматривали и ничего по нему сказать не можем. Общий перепад этого 2км участка вместе со 2 водопадом около 100м! На оставшемся 6км участке несколько сложных интересных порогов 4-6к.с., два из которых имеют участки с непроходами. По большой воде теоретически появляется возможность их прохождения.

3 участок длиной около 8км от левого притока Решевие до правого притока Бавю интересных спортивных порогов не имеет – сплав на уровне 2 к.с.

4 участок длиной около 5км от правого притока Бавю до начала Бзыбского каньона имеет пороги 4 к.с., которые идутся сходу.

5 участок длиной около 8км от начала Бзыбского каньона до правого притока Пшица со средним уклоном 12 м/км  содержит очень сложные и уникальные пороги в труднодоступной части Бзыбского каньона. В том числе и порог «Турбинка». Прохождение этих порогов даже для очень опытной группы всегда будет оставаться под большим сомнением из-за чрезвычайной сложности организации надёжной страховки при сплаве, а также фото-видео съёмки.

6 участок длиной около 20км от устья Пшицы до устья Геги со средним уклоном 11 м/км содержит сложные пороги 5-6 кс. в труднодоступной части Бзыбского каньона.

7 участок от устья Геги до моря длиной около 22км со средним уклоном 4.8 м/км содержит интересные шиверы и прижимы 2-3 к.с. На этом участке устраивают сплав на рафтах и катамаранах для отдыхающих на море.

Расход воды в р. Бзыбь

Место наблюдения / Расстояние от устья

Среднемесячный расход воды (м3/с)

Паводок

20.12

6           ЛОЦИЯ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ  РЕКИ  БЗЫБЬ

Индексы, характеризующие сложность препятствий:

·        Т – порог средней сложности 4 к.с., требующий предварительного просмотра для безаварийного прохождения.

·        ТТ – сложный порог  5к.с., обязательный просмотр, организация страховки.

·        ТТТ – очень сложный порог 6 к.с., решение  о попытки прохождения порога дело строго индивидуальное, обязательная страховка с дублем.

На первых 3км от устья Грибзы на Бзыби сложных препятствий нет. Встречаются лишь отдельные перекаты, шиверы, порожки. Возможны завалы из бревен. Постепенно уклон реки растет, начинают попадаться более сложные пороги. Чем дальше вниз по течению, тем больше уклон, сложнее пороги и выше их концентрация. Наиболее сложный участок на 5-6 км от Грибзы. Здесь требуется сплошная разведка реки.

1.1 ТТ На 1,5км отрезке река представляет собой сплошной порог, в котором можно выделить более слабые места. Возможно поэтапное прохождение порога, каждая ступень которого может быть описана отдельно, но в целом пороги отрезка однотипны и имеют следующий характер. Река течет в сравнительно широком русле с большим уклоном. В русле разбросаны камни размером 1-3 м, большие глыбы-скалы отсутствуют. Камни разбивают реку на много параллельных сливов и проходов. Основная струя выражена слабо. Мощных элементов водного потока из-за слабой концентрации струи нет. Ширина проходов между камнями составляет, как правило, 1.5 - 2 м. В большинстве случаев катамаран двухметровой ширины может туда протиснуться, но все же иногда через особо узкие сливы его приходится проводить на ребре. В целом участок идется. Линия движения в порогах запутанная и извилистая. Чисто пройти проблематично. По большему расходу воды сложность препятствия может возрасти. При расходе воды меньше 10-12 м3/с порог будет совсем непроходимым.

Протяжённый, около 400м, порожистый участок также начинается ниже правого притока Лопуховка и заканчивается у начала большого острова. Сходу его идти не рекомендуется, чтобы не влететь под брёвна, разбросанные здесь по обоим берегам Бзыби. Дальше остров делит реку на две протоки. На 90% вода уходит в правую протоку. Через 250м в правой протоке после слабого левого поворота в русле лежит бревно, перегородившее реку. Это место надо заранее просмотреть, чтобы наметить чалку перед бревном для обноса судов. Либо попытаться спилить это бревно.

1.2 ТТ  «Предводопадный» сложный порог длиной около 200м начинается в конце правой протоки за 50-70м до слияния проток. На крутом участке русла косая гряда камней перегораживает протоку и образует горку со сложным потоком. Через 30-40м слияние проток. На правом берегу 6м валун загораживает обзор продолжения порога за поворотом. Весь поток устремляется в нагромождение валунов на правом повороте. За поворотом 70-80м продолжение  порога. Ещё через 40-50м 8м слив 2 водопада. Прохождение порога возможно только при организации надёжной страховки перед водопадным участком.

1.3 – Н!!! Непроход! 9м водопад шириной около 6м. Вода по наклонной 50° плите спадает вниз и сразу поворачивает влево. Далее на 150м идёт достаточное крутое падение русла среди отдельных валунов с небольшим правым поворотом.

Последующие 2км реки нами просмотрены не были. Тропа обходит водопад с последующим за ним 2км участком  высоко над рекой. Этот участок С.Крюков рекомендует обнести со спокойной совестью.

Этот верхний участок реки после просмотра посчитали нецелесообразным для сплава по нашей воде. Слишком много непроходных участков. Высокая трудоёмкость обноса 2 водопада по тропе с буреломом. В итоге вернулись назад на 2км ниже 2 водопада к месту напротив левого притока Бзыби. Здесь был установлен лагерь и собраны катамараны для сплава /Ф43/ В этом месте тропа близко подходит к реке после спуска. Удобен подход к реке.

2.1 Н!!! В 350м выше базового лагеря на прямом участке реки короткая горка-порог. Поперёк в русле с левого берега торчит бревно /Ф41/, не позволяя безопасно пройти этот участок порога.

Далее через  50м левый поворот, за которым через 80м 5-6м валун правильной формы в центре русла и ряд отдельных валунов рядом с ним образуют ворота с проходами не более 1,5м. Возможно по большей воде проходы станут шире и порог будет проходим /Ф42/.

Далее 350м участок шиверы на прямом участке реки  /Ф44/ от базового лагеря до слабого правого поворота. В районе поворота в центре русла 5м валун в центре русла. Долина реки немного расширяется впереди 80-100м островок. Вся вода по нашему уровню сваливает в правую протоку, в конце которой гряда камней по косой перегораживает всё русло. Весть поток валит через эту гряду /Ф45/. После слияния проток необходимо зачалиться для просмотра следующего порога.

2.2 Н!!! Опасный порог «Засада» длиной около 300м расположен на Z-образном участке реки.

Через 30-40м после слияния проток в русле 3 больших валуна. Первые два валуна формируют 4м входные ворота, а третий валун расположен сразу за ними, разбивая поток на два прохода. Правый проход достаточно узок для прохождения, левый – около 2,5м. Вся сложность в том, что на выходной валун идёт мощный навал /Ф46-47/. Сразу за выходом из этих ворот основной поток уходит под левый берег, а затем, обогнув ряд больших валунов, поток возвращается по косой под левый берег. В центре русла большой валун, справа от которого косой 2м слив, сразу за которым навал на полуобливной камень /Ф48/. Через 70-80м слабый левый поворот реки, на котором река делится на две короткие протоки с непроходимым глыбовым завалом /Ф49/. В середине проток с обоих берегов впадают левый и правый приток. Причём правый приток впадает в глубоком овраге, в устье которого также глыбовый завал. Никаких вариантов прохода. Такая же картина наблюдается и на выходе из порога /Ф50/. Возможно, что по более высокой воде часть валунов будет затоплена и тогда может появиться возможность прохождения этого порога.

После долгих споров и обсуждений порог был обнесён. Суда подняли по тропе от базового лагеря до правого овражистого притока, затем спустили к реке и занесли к концу глыбового завала.

2.3 Т порог длиной 250-300м. Начинается сразу за порогом 2.2 после слияния проток и глыбового завала. Порог носит слаломный характер со сложной линией движения. Первые 150-200м порога расположены на прямом участке реки. Затем идёт некрутой правый поворот, за которым река делится на две протоки. Основной поток валит в правую протоку.  В правой протоке нужно заранее до слияния проток зачалиться к правому берегу для просмотра следующего порога. После просмотра прохождение этого порога  /Ф51-53/ затруднений не вызывает.

2.4 ТТ сложный порог длиной около 400м начинается в правой протоке перед слиянием проток 2м сливом перед правым поворотом /Ф54-55/. За поворотом большие валуны в узком 7-8м русле образуют сложную трассу прохождения /Ф56-58/. В конце слаломного участка выставили береговую страховку. После просмотра прошли порог без проблем. Далее идёт 300м участок шиверы до левого поворота /Ф59-60/. Идётся сходу. Прижима на левом повороте нет. В этом месте тропа идёт высоко над рекой. Сразу за левым поворотом необходимо зачалиться к левому берегу для просмотра следующего порога. После поворота долина реки немного расширяется.

2.5 Т двухступенчатый порог длиной около 400-500м начинается сразу после левого поворота реки /Ф61/. При меньшем уровне воды сложность порог может возрасти, а при большем – превратиться в шиверу. В широком 30м русле разбросано большое число валунов в русле. Река просачивается через 200м участок с валунами в русле до правого поворота. Затем можно зачалиться на любой берег для просмотра второй ступени за правым поворотом. Вторая ступень полная копия первой – 200м. Участок реки также сильно захламлён валунами. Страховка была организована в конце каждой ступени. После просмотра прошли без проблем. Порог прошли с промежуточной чалкой /Ф62-65/.

Далее 250-300м участок простой шиверы, за которым идёт левый поворот, и река вообще успокаивается /Ф66/. Широкое 20м русло с небольшим уклоном, плавное течение, надводных камней в русле нет совсем. Как будто это и не Бзыбь. Но мы рано расслабились. 5-7минут всего такого сплава и Бзыбь снова показала свой порожистый характер.

2.6 ТТ сложный порог длиной около 150-200м на участке реки с небольшим правым поворотом  /Ф67/. После спокойного участка русло реки опять сужается, уклон на глазах резко возрастает, впереди плавный правый поворот. Перед ним необходимо зачалиться для просмотра. Просмотр по любому берегу, но удобнее по левому берегу. На правом повороте русло ещё больше сужается до 3-4м. В середине русла огромный валун. Струя сильно наваливает на этот валун. Основной проход справа от валуна, в котором 1,5м слив и через 4-5м навал на большой валун под правым берегом. Первый, более опытный экипаж, из-за «расслабухи» влетел в этот порог без просмотра, но вышел из порога с честью. Сразу же были выставлены сигнальщики для второго катамарана. После просмотра со 2 катамарана отвязали вещи и прошли порог без вещей с организованной береговой страховкой за порогом /Ф68-69/. После этого порога впереди  виден  правый поворот, на котором река разбивается на две протоки /Ф70/. Длина острова около 250м. Плыть можно по любой протоке. В левой протоке воды несколько меньше, чем в правой протоке. Но она в отличие от правой протоки в ней всё  просматривается. Скоро на реке должен быть 3 водопад. Чтобы уменьшить риск решили плыть по левой, хорошо просматриваемой протоке. Интуиция не подвела на этот раз. Чалиться пришлось уже в конце левой протоки ещё до слияния проток. Впереди от слияния проток увидели ориентиры 3 водопада: угадывается по долине правый поворот, в русле большие валуны, перегораживающие как бы всё русло. На слиянии проток под правым берегом валун, на котором застряли 3 бревна и частично перегораживают русло. Продолжения русла реки за валунами не видно. Впереди 3 водопад /Ф71-72/.

2.7 Н!!! (ТТТ) очень сложный и красивый порог «3 водопад» с непроходимым (по малой и средней воде) водопадным участком. Длина порога около 350м. Сначала идёт 100м заходной слаломный участок между больших валунов до водопадного слива, расположенного на правом повороте реки /Ф73-74/. На повороте река тремя узкими рукавами прорывается 3,5м водопадом среди огромных валунов /Ф75-77/. В самый правый проход шириной около 1м устремляется 60% потока. На выходе из него струя сразу бьёт большой валун не оставляя никаких шансов на прохождение ни по какой воде. В самый левый проход уходит не более 10% воды, ширина прохода не более 0,4м. Зайти в этот проход невозможно из-за выше расположенных валунов. Остаётся только центральный проход с 35-40% потоком воды. В нашу воду ширина прохода центрального водопадного слива была около 0,8м. На левый валун, который ограничивает этот центральный проход слева можно вылезти и оценить слив в упор. На выходе из центрального слива чистый пенный котёл. После правого поворота идёт сложный 200м участок с большим уклоном и сложной линией потока среди валунов до самого левого поворота /Ф78-80/. На левом повороте сложный 1,5м слив через гряду валунов /Ф81-82/. За ним ещё несколько небольших сливов, идущих друг за другом. После левого поворота порог заканчивается.

Мы зачалились в левой протоке перед порогом на левый берег. Левый берег здесь относительно ровный и пологий, поросший папортником. При необходимости здесь можно поставить лагерь. Мы зачалились в 16:30 и пошли на просмотр порога и поиск пути для обноса судов.

Сначала суда на 30-40м пронесли вдоль берега, затем подняли на 7-8м на небольшую террасу, перенесли суда через ручей и по крутому склону 20-25м в лоб подняли вверх до тропы, идущей по долине выше.

Через 120-150м на тропе завал из наклонных деревьев. Суда перекинули через верх, а сами пролезли снизу. Через 100м вышли на основную тропу, уходящую вверх на перевал Доу. Далее по этой тропе понесли суда вдоль реки вниз. Перенесли суда через левый приток, и вышли на большую буковую поляну. К 19 часам суда и все вещи были перенесены. Спускать суда к реке сразу не стали, а оставили их на поляне /Ф83/. После этого пошли смотреть порог. В 20 часов начал накрапывать дождь, который потом лил всю ночь и с небольшими перерывами весь следующий день до 16 часов! Река вспухла, расход воды увеличился вдвое, цвет воды с прозрачно-голубой изменился на мутно-коричневатый.

Найти место для спуска судов оказалось не просто. Правый берег здесь высокий, обрывистый, осыпной, готов обвалиться в любой момент сам по себе. Даже близко подходить к нему опасно. Левый приток в 250м ниже поляны тоже оказался непригодным для спуска судов – он течёт в глубоком овраге с обрывистым правым берегом. В итоге спустили суда в 70м ниже левого поворота реки сразу за порогом через кусты с обрывистого берега /Ф84/.

Пошли опять смотреть порог. Нашли место на водопадном участке порога, с которого просматривается хорошо заходной участок, водопадный слив и следующий прямой участок после правого поворота. Вчера эту удобную точку нам найти не удалось. Удалось даже спуститься под водопадный слив. Это уже означало, что обносить суда можно сразу в это место ниже водопадного слива.

Дождя уже не было 3 часа, а вода всё продолжала прибывать. К 19 часам вода в реке поднялась ещё выше. Пошли опять посмотреть порог. Теперь воды прибавилось столько, что затопило большой валун, разделяющий главные водопадные сливы. В результате ширина центрального слива с 0,8м увеличилась до 2,2м, а перепад слива не стал больше. Этот участок порога стал проходим! Расход воды с 20 м3/с со вчерашнего дня сейчас увеличился по нашим оценкам до 50 м3/с. За ночь расход воды в реке вернулся практически к начальному уровню.

Рано утром в 5:30 ушли просматривать реку ниже по течению. К 8 часам вернулись в лагерь. Обнаружили на реке ещё два порога.

От конца порога 2.7 до левого притока 250м участок шиверы-порога /Ф85/. Чалка за ним к левому берегу в устье левого притока для просмотра следующего сложного порога.

2.8 ТТТ сложный порог длиной около 150-200м расположен на прямом участке реки  в начале правой протоки, которая начинается сразу за левым притоком. На крутом участке падения русла 3 гряды камней в русле образуют сложную линию движения потока воды с навалом в конце горки на валун в правой части русла /Ф86/. Обнесли второй катамаран по сухой левой протоке за порог и организовали страховку катамараном с воды. Экипаж из наиболее опытных участников проходил этот порог после тщательного просмотра. На заходе всё прошло по запланированному сценарию – прошли под правым берегом в заданные габаритные ворота, зашли удачно в слив через вторую гряду камней. В пенной яме после этого слива боковая струя слева развернула корпус судна на 90°!!! Катамаран при таком положении корпуса, как следствие через 5м уткнулся правым баллоном в береговой камень и моментально раскантовался. В результате в выходную горку судно зашло кормою вперёд и кормою немного зацепило выходной валун в конце порога. За сливом судно раскантовалось и зачалилось рядом со страховочным катамараном /Ф87-89/.

Дальше за порогом идёт 250-300м участок шиверы, после чего река успокаивается. Дальше поплыли тандемом. Река выходит в широкую долину, по левому берегу большие открытые поляны.

Через 7-8 минут сплава проплыли под остатками старого подвесного моста, а затем и под подвесным мостом через Бзыбь. За мостом начинается остров /Ф90-91/, правый берег становиться высоким обрывистым. На острове видны бревна от паводка. Основная протока правая. Нужно зачалиться на правый берег под мостом для просмотра этого участка, так как здесь возможен и завал. Впереди после острова виден крутой правый поворот реки. Следующий порог находится сразу за этим поворотом. Поэтому кроме разбоев стоит просмотреть заодно и следующий порог. Здесь река делает петлю и для просмотра порога можно подняться на высокий берег и пройти по нему, срезав эту петлю реки.

2.9 ТТ сложный разбойный порог длиной около 250м начинается уже на правом повороте реки, а не за ним. На повороте река делится сначала на две протоки. Потом левая протока делится ещё несколько раз на протоки, уходя на всё более крутой и мелководный перекат. Правая протока тоже сильно забита камнями. За порогом спокойный участок реки. Порог шли после просмотра по правой протоке, прижимаясь к острову. Оба катамарана не смогли чисто пройти эту протоку и раскантовались на заходе в неё /Ф92-93/.

Дальше до устья левого притока Решевие на реке препятствий нет. Решевие впадает в Бзыбь двумя рукавами, расход около 2-3 м3/с. От устья притока открывается великолепный вид на гурецкая шапка.

На участке от устья Решевие до устья Бавю порогов нет /Ф94/, однако встречаются «расчёски» и брёвна после паводка. Поэтому на сплаве надо быть очень внимательным. Домики Битаги с реки не видны. Видны лишь изгороди огородов. Долина реки стала очень широкой /Ф95/.

После устья Битаги подвесной мост через Бзыбь. Похоже, в этом месте раньше был водомерный пост. Расход в Битаге около 2-3 м3/с.

Ещё один старый подвесной мост проплыли перед устьем Бавю. Здесь мы устроили поздний обед.

После впадения Бавю мощь реки заметно возросла, расход в Бзыби по нашим оценкам стал около 40 м3/с.

От Бавю до Бзыбского каньона очень интересный спортивный участок сплава. В реке встречаются пороги 4 к.с. – в основном это 1,5-2м валы и сливы среди отдельных валунов в русле. Чётких ориентиров для них указать сложно. Пороги идутся сходу. Катамараны сплавляются тандемом, страхуя друг друга. Впадение левого притока Сереябрянный в Бзыбь не заметили, а вот его водопадный участок выше на склоне был виден хорошо. После этого притока долина Бзыби начинает сужаться, чувствуется приближение каньона. Проплыли за второй холм с высотой 802м, поросший лесом по правому берегу и решили зачалиться на галечную отмель правого берега. Впереди был виден правый поворот, за которым долина дальше не просматривалась. Зачалились. Поискали береговую тропу вдоль Бзыби. Нашли её быстро. Она здесь идёт в 20-30м от берега. Рядом нашли родничок. Сплав от Бавю до этого места занял у нас около 2 часов времени. Можно было попытаться проплыть ещё немного вперёд, но для этого надо было разведать, что там за правым поворотом, а время было уже 19:30. Солнце садилось и обычно к 20 часам начинались сумерки, а в 21:00 уже полностью темно. Не хватило немного светового времени, поэтому здесь решили завершить сплав /Ф96-97/. На галечной отмели разобрали суда. По GPS приёмнику уточнили своё место положение на реке. В итоге, как подтвердил следующий день, мы закончили сплав в 2км выше начала Бзыбского каньона. То есть при наличии светового времени мы могли бы ещё проплыть 2км.

Началом Бзыбского каньона считаем место, где река делает крутой левый поворот на юг. Это точка более ранняя, чем описывает С.Крюков. Здесь впадает правый приток с высокого распадка горы. Место впадения в Бзыбь этого притока с воды мало заметно, а вот его водопадный фрагмент выше в распадке склона рядом с вершиной 1984м виден очень хорошо. Перед левым поворотом на правом берегу серая скала и порог с большим камнем в центре русла. Тоже хороший ориентир при сплаве. В месте, где правый приток впадает в Бзыбь, на правом берегу большая поляна. Раньше на ней была «1 пасека». Ниже по течению от этой поляны тропа резко уходит вверх на склон высокого правого берега. От этого места пройти по правому берегу вдоль реки становиться очень проблематично, поэтому это место мы считаем уже началом Бзыбского каньона. Здесь есть последняя возможность уйти с реки по тропе.

7           ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАРШРУТУ

1.      Маршрут, несмотря не небольшую протяжённость, оказался очень напряжённым. С учётом подходов и выхода с реки потребовалось 10 дней. Протяжённость пеших подходов к реке в несколько раз превысила протяженность сплава. И это при большом световом и ходовом времени с 5:30 до 20 часов.

2.      Наш вариант вертолётной заброски на верхнюю Зыбь в пешевие оказался самым оптимальным. Правильным также следует считать вариант заброски через псху. А при сплаве только верхнего участка от 2 водопада до устья Решевие потенциальным вариантом остаётся заброска через перевал Доу.

3.      Вертолётный вариант заброски на поляну в среднем течении Грибзы рассматривать не стоит. По данным Н.Д.Бондарева пройти Грибзинский каньон можно только опытной группе с альпинистским снаряжением. Это очень непростой участок.

4.      Аварийный пеший выход с верхней Бзыби может быть через перевал Доу (1300м н/к) в Сухум или переход до Псху и запрос борта в Сухум. На машине из Псху не уехать.

5.      2 водопад Бзыби в этот раз удалось найти, он оказался очень красивым и интересным природным объектом.

6.      Участок Бзыби  от 5км от устья Грибзы и до 2 водопада содержит сложные спортивные пороги с большим количеством непроходов и завалов по нашему уровню воды. Его прохождение можно рекомендовать только по более высокому уровню воды, например в июле, но не по максимальной паводковой воде. При нашем уровне воды 20м3/с и чуть меньше сплав по верхней Бзыби рекомендуем начинать после 2 водопада. При этом рекомендуем обязательно сходить в радиальный выход ко 2 водопаду.

7.      На участке от 2 водопада до устья Решевие можно мы выделили 9 порогов. Из них два порога 2.2 «Засада» и 2.7 «3 водопад» имели по нашему уровню воды непроходы. Эти пороги были обнесены. В походе нами не был рассмотрен вариант обноса выходной части порога с глыбовым завалом по левому берегу. Возможно, этот вариант мог оказаться лучшим. По большему уровню воды эти пороги могут оказаться проходимыми, но сложность их будет не ниже 6 к.с. Особенно красив и эффектен порог  «3 водопад».

8.      Наиболее сложным из пройденных порогов является порог 2.8 «Решевие». Он был пройден усиленным экипажем. При прохождении порога была обеспечена страховка вторым катамараном с воды.

9.      Остальные пороги по нашей воде можно оценить 4-5 к.с. Такую же оценку сложности можно дать участку от Бавю до начала Бзыбского каньона.

10.  Участок Бзыби от Решевие до Бавю не сложнее 2 к.с., но надо быть внимательными – встречаются расчёски и отдельные брёвна после паводка.

11.  Наиболее удобными для сплава по верхней Бзыби считаем катамаран «двойку».

12.  Похоже, что участок от «3 водопада» до Псху был пройден группой впервые.

13.  Место нашего выхода со сплава на основную тропу оказалось удобным. Стоит заканчивать здесь, но можно попытаться проплыть ещё 2км.

14.  При планировании маршрута мы учли затраты времени на разборку судов и просушку водного снаряжения после сплава. Это надо учитывать в своём графике.

15.   Картина, открывающаяся с поляны «3 пасеки» просто изумительная. Это обязательно стоит увидеть.

16.  Удалось спуститься к месту выходу Бзыби из каньона «Каменный мост». Рядом, через 70м уже начинается каньон «Метро». Очень красивые и необычные места.

17.  Спуститься к порогу «Турбинка» от развилки тропы не удалось. Похоже, упавшая ель перегородило место развилки троп, и мы оказались на участке подъёма «33 зигзага». Можно было ещё сходить «от 3 пасеки» к «Турбинке» через «Природный мост» и Дзышру по левому берегу Бзыби.  Этот вариант с возвратом назад за 1 день не пройти. Нужно планировать 2 дня.

18.  На участке спуска к броду через Пшицу и последующего выхода от неё на лесовозную дорогу тропа местами сильно завалена деревьями и часто теряется. Рекомендуем сделать предварительную разведку налегке, чтобы не ломиться с тяжёлыми рюкзаками. Блудливость и теряемость тропы в районе Пшицы отмечают многие.

19.  Лесовозная дорога с места поворота и  выхода в долину Бзыби в достаточно хорошем состоянии. До этого места на лесовозной дороге через каждые 25-30м завал из упавших со склона деревьев. Судя по следам на дороге,  перед нами  к этому месту заезжала машина. Для легковых машин дорога не доступна. Перепад высот от Пшицы до верхней точки перегиба дороги составляет около 1000м. Перепад на спуске до устья Геги ещё больше – около 1400м. Несмотря на ранний выход за день пройти лесовозную дорогу нам с нашими 35кг рюкзаками не удалось. На спусковом участке дороги очень сильно стёрли ноги. В 7км от начальной и конечной точек лесовозной дороги воды нет. На среднем участке дороги c водой  проблем нет – часто встречаются небольшие роднички и ручейки. У каждого участника была 2л бутылка для воды. Это позволяло избегать попадания в цейтнот с водой.

20.     На лесовозной дороге есть пару великолепных обзорных точек Бзыбского каньона. С них просматриваются даже ледники ГКХ и массив гедым. Как на ладони южный склон Бзыбского хребта. При сильном увеличении можно разглядеть внизу Бзыбь. Разумно остановиться на ночлег на лесовозной дороге у 2-ой обзорной точке на уровне 1366м. Есть небольшая площадка и рядом вода. В этом случае можно по вечернему и утреннему солнцу полюбоваться красками каньона.

21.  В Псху проживают в основном русские. Народ здесь гостеприимный, трудолюбивый. В округе также проживают монахов, ведущих отшельнический образ жизни.

22.  Оптимальным временем для путешествия на верхнюю Бзыбь считаем начало июля - август. Когда достаточно воды для сплава. В более ранние сроки в пик паводка сплавляться будет опасно, а вот посмотреть 2 водопад по большой воде было бы очень интересно.

23.   Необходимо планировать 2-х дневный запас времени на отсидку в случае дождевого паводка.

24.  Температура выше 30°С в течение всего похода для нас оказалось неожиданной. Может быть, это  было аномально жаркое лето. Как следствие наша капроновая палатка для такой температуры оказалась не пригодной. За весь поход её так ни разу не ставили. Обходились одним тентом. Нужна простая марлевая палатка, пропускающая хорошо воздух и не пропускающая мошку и комаров.

25.  Большой неожиданностью в августе было снимать с себя клещей. Отработали хороший способ их вытаскивания. Ватку смачивали в бензине. Через минуту пинцетом он легко извлекался.

26.  Возможно, из-за аномальной жары многие притоки и даже родники оказались пересохшими. Поэтому в отчёте ручьям с водой уделено особое внимание.

27.  Для приготовления пищи использовали газовые горелки. Очень удобно, экономит силы, сокращает время на приготовление пищи, да и экологически чище. С 2004 года ходим с газом. Уже проверено не одним походом – просто, удобно и можно готовить в любом месте.

28.  Росы по утрам на траве не было всё время, кроме одного дня. В этот день мы ночевали без тента под открытым небом. Над нами не было ветвей деревьев, которые здесь и перехватывают всю росу.

29.  GPS-приёмник  Garmin GPSMAP 60Cx, который мы использовали на маршруте, показал уверенную работу в узких ущельях и каньонах Бзыби! В Москве перед выездом были большие сомнения на этот счёт. Кроме координат приёмник показывает уровень высоты. Очень полезная информация для горного района. Высотные измерения в режиме трека по факту получились более точными, чем при одноразовом измерении. Повторные измерения тех же точек в разные дни  не дали абсолютно точного совпадения измерений координат, но их погрешность на местности не превышает 15м по горизонту и около 40м по высоте. На участке лесовозной дороге различие в показаниях высоты GPS-приёмника и альтиметра не отличались более чем на 30м. Для класса бытового прибора это совсем неплохой  результат. Условия работы GPS-приёмника были в глубоких теснинах, поросших лесом. В долине Пшицы, когда возник спорный вопрос при ориентировании, он чётко показал, как мы прошли последнюю ходку и заложили дугу. Сразу стало понятно, в каком направлении надо двигаться, чтобы компенсировать отклонение от заданного пути. При подготовке картографических материалов для этого отчёта были использованы данные, полученные GPS приёмником.

30.  Маршрут получился необычайно богатым по полученным впечатлениям. По окончании маршрута ещё пару дней отдохнули на море.

31.  Всё посмотреть за один даже такой напряжённый поход не удалось. Нужно больше времени. Хочется снова сходить на Бзыбь. Место уникальное.