На главную страницу сайта

 

Калужская областная федерация спортивного туризма

 

ОТЧЕТ

.

о горном походе четвертой категории сложности по Кичик-Алаю совершенном с 05 по 20 августа 2006 г.

 .

Маршрутная книжка №20/06

руководитель группы Довженко С.В.

 

 

Оглавление

Информационная карта

Введение

1. Состав группы

2. График движения группы заявленный

3. График движения группы реальный

4. Топографическая карта района

5. Орографическая схема района и маршрут группы

6. Перечень перевалов к орографической схеме района

7. Техническое описание маршрута

8. Выводы и рекомендации

9. Материальное обеспечение группы

10. Записки с перевалов

11. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Информационная карта

Вид туризма

Горный

Категория сложности

Четвертая

Время проведения

05-20 августа 2006г

Район путешествия

Кичик-Алай

Маршрут

г. Ош – р.В.Кичик-Алай - пос. Сары-Могол – пер.Сары-Могол (1А*, 4303) – пер.N74 (1Б, 4720, первопрохождение – пер.Гранта Генженцева) – пер.N63 (2Б*-3А, 4700, первопрохождение – пер.Большой Трамплин) – пер.N62 (2А-2Б, 4630, первопрохождение – пер.Дмитрия Собянина) – пер.Скобелева Зап.(2А-2Б-в варианте с северо-восточной ветви лед.Кумтор через ледопад, 4750) – пик Скобелева (1Б альп, радиально с юга) - пер. Кокджар (4150, н/к) – пер.Дамджайлоо (2Б, 4650) – пер.N120 (1Б*-2А, 4650, первопрохождение – пер.Кашка-Джол) – р.Карагай – пос.Будайлык – г.Ош

Протяженность маршрута

182км – всего

160км – в зачет

Число ходовых дней

16

Маршрутная книжка

20/06

 

ВВЕДЕНИЕ

Разрабатывая маршрут по Кичик-Алаю, группа преследовала следующие цели:

1.Маршрут должен быть тактически безупречен;

2.Маршрут должен быть достаточно сложным технически для похода четвертой категории сложности;

3.Маршрут должен иметь максимум новизны в спортивном смысле и внести значительный вклад в освоение Кичик-Алая за счет нескольких разработанных группой первопрохождений;

4.Маршрут должен охватывать как Алайский хребет, так и Кичик-Алай, чтобы участники могли получить максимально полное представление о районе;

6.Поход должен способствовать восстановлению исторической справедливости – предании гласности и увековечении имени выдающегося русского полководца – Михаила Дмитриевича Скобелева. В этой связи команда запланировала совершить восхождение на пик Скобелева и установить на вершине мемориальную доску. Цель акции – сохранить память о заслугах полководца по укреплению единства России, освобождению от турецкого ига и объединению славян и его дальновидной политике по отношению к народам Средней Азии, положившей конец внутренним междоусобицам. Пик Скобелева расположен на территории одной из самых лояльных по отношению к России и благополучных в геополитическом смысле республике – Кыргызстане. Поток туристов и альпинистов в эту страну значительно растет с каждым годом. Пик Скобелева и впредь будет достойно нести свое имя на картах мира, и мемориальная доска будет наполнять сущностью это имя для всех последующих восходителей всех стран. Не откладывая в конец отчета, выражаем нашу благодарность Дмитрию Константиновичу Ильковскому, члену Скобелевского комитета, руководителю Муниципального округа “Петровский” (Санкт-Петербург), помогшему осуществить этот замысел.

Считаем, что группе удалось выполнить все поставленные задачи.

На представленных в отчете панорамах косвенно сохранена информация о числе “сшитых” снимков, так как на наш взгляд это более полно говорит об угле охвата панорамы. Каждое фото перевала сопровождается фрагментом топографической карты и пояснительным текстом, делающим фотоссылку самодостаточным информационным блоком по перевалу. В электронной версии отчета все фото приведены с очень высоким разрешением.

Группа не стала отягощать отчет техническими снимками прохождения веревок участниками. Району типичны либо осыпные, либо снежно-ледовые склоны перевалов. Организация перил на снежно-ледовых склонах, особенно на спуске, не отличается оригинальностью и такие снимки с висящими на перилах участниками лишь утолщают отчет. В качестве доказательства прохождения маршрута всеми участниками приводятся реперные снимки всей группы на ключевых участках маршрута.

При неоднозначном заключении о категории сложности впервые пройденного перевала в тексте отчета используется сдвоенная категория, например “1Б-2А”, а в приведенных к фотоматериалам комментариях указана высшая граница сложности, чтобы исключить вероятность выхода на перевал неподготовленной группы.

Термины “левый”, “правый” используются в орографическом смысле.

Группа пользовалась при подготовке похода и на маршруте топографической картой масштаба 1:100 000 квадрат J-43-2, любезно предоставленной Валерием Кожиным, за что за что приносим ему свою благодарность. В электронном варианте отчета картографический материал приведен с исходным высоким качеством. Орографическая схема взята из отчета Андрея Лебедева [10]. Список перевалов к этой схеме дополнен результатами нашего похода. Вместе с имеющимися отчетами этого оказалось вполне достаточно, чтобы и подготовиться к походу и пройти маршрут. Спасибо всем туристам и особенно туристам МАИ, выложившим на сайты Интернет информацию о своих походах по данному району.

1. Состав группы

N

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Место работы

Обязанности в группе

Туристский опыт

1

Довженко Сергей Валентинович

1954

Калуга, ЗАО “Коралл”, начальник отдела

руководитель

6р-трижды, МСМК

2

Порода Наталья Игоревна

1960

Калуга, ЗАО “Коралл”, зам. нач. отд.

кассир

6у-дважды, КМС

3

Довженко Дмитрий Сергеевич

1986

Калуга, студент

фотограф

5у, 1 разряд

4

Покревская Светлана Дмитриевна

1986

Москва, студентка

хронометрист

5у, 1 разряд

5

Федулова Светлана Игоревна

1983

Калуга, Калужский городской роддом, операционная медсестра

медик

5у, 1 разряд

6

Капустина Елена Александровна

1983

Калуга, ЗАО “Коралл”, менеджер

отв за продукты

5у,1 разряд

7

Васюкова Елена Михайловна

1979

Калуга, ООО “Работа для Вас”, менеджер

участник

5у, 1 разряд

8

Ливанов Алексей Евгеньевич

1964

Калуга, ООО “Компания “Ньютон”, технический директор

снаряженец

6у, 4р, КМС

9

Ильин Дмитрий Иванович

1977

Воротынск, ООО “Стройполимеркерамика”, загрузчик

участник

5у-дважды, КМС

.

2. График движения группы заявленный

3. График движения группы реальный

.

4. Топографическая карта района

5. Орографическая схема района и маршрут группы

863 КБ

1.44 МБ

.

6. Перечень перевалов к схеме района

7. Техническое описание маршрута

8. Выводы и рекомендации

Группа полностью прошла заявленный маршрут. Максимальное отклонение реального графика движения группы от заявленного не превысило половины ходового дня (в сторону опережения), то есть, практически группа прошла заявленный маршрут без отклонения от заявленного графика.

Набор пройденных перевалов выглядит следующим образом:

- 2Б*-3Акс – 1 (первопрохождение, пер. Большой Трамплин);

- 2Бкс – 3 (из них 1 – первопрохождение, пер. Дмитрия Собянина);

- 1Б*-2Акс – 1 (первопрохождение, пер. Гранта Генженцева);

- 1Бкс – 1 (первопрохождение, пер. Кашка-Джол);

- 1Акс – 1;

- н/к – 1;

- вершина 1Б альп – 1.

Таким образом, из 9 пройденных препятствий маршрута 8 – категорированных, из которых 4 – пройдены впервые. Это говорит об огромных туристских возможностях региона.

Окончательно, оценка участниками сложности впервые пройденных перевалов выглядит следующим образом:

Перевал Гранта Генженцева – в условиях малоснежного сезона - классическая 1Б, независимо от направления движения. В снежный сезон на западном склоне вероятнее всего будет лежать снег. В этом случае, при наличии наста сложность перевала поднимется до 2А, независимо от направления движения.

Перевал Большой Трамплин – наиболее противоречивый. С одной стороны постоянный глубокий снег вблизи седловины создает иллюзию технической простоты склона. С другой стороны, склоны крутизной 50…55° с лежащим на них глубоким снегом, и все это над мощными ледовыми сбросами, накладывает серьезную ответственность на участников по обеспечению надежной страховкой. По набору технических приемов, необходимых для безопасного прохождения этого перевала, Большой Трамплин требует очень грамотной группы. Изменчивость ледовой обстановки в районе сбросов предполагает необходимость разведочных маневров, что также повышает требования к группе. Видимо, наиболее адекватной будет двойная оценка: на спуск 2Б*, на подъем – 3А к.с.

Перевал Дмитрия Собянина – сложность перевала лежит между 2А и 2Б. Считаем, что в условиях малоснежного года, когда весь перевальный склон оказывается рассеченным бергшрундом, прохождение перевала на подъем по ледовому склону все же соответствует 2Б к.с. В снежный год это 2А к.с. Перевал логичен, безопасен. С него открывается красивый вид на пик Скобелева. Его можно смело рекомендовать всем группам.

Перевал Кашка-Джол – в малоснежный сезон соответствует 2А к.с. Этот перевал несколько сложнее таких “двоек А” как Сарымат Западный или Юбилейный (Фанские горы). В снежный сезон он упростится до 1Б. Ввиду крутой живой осыпи южного склона, рекомендуется для прохождения только с севера на юг. Перевал логичен, удачно вписывается в маршрут, спуск с него приводит к устью реки Кумтор.

Перевал Скобелева Западный – в зависимости от варианта прохождения может быть либо 1Б, либо 2Б. Снятая нами записка 20-летней давности и описанный нами путь на перевал через ледопад второй с востока ветви ледника Кумтор это подтверждают. Оба варианта имеют право на жизнь. Все зависит от конкретного маршрута группы.

Совершив четыре первопрохождения перевалов разной сложности (2Б*-3А, 2Б, 2А, 1Б), группа, кроме того, разведала и описала новый путь, ведущий от перевалов первой восточной ветви ледника Кумтор на перевалы следующих трех ветвей этого ледника.

К сожалению, район беден скальными перевалами, это приводит к некоторому однообразию маршрута.

Дополнительную информацию о прохождении группой сложных участков маршрута несут видеофрагменты, соответствующие прохождению перевалов Большой Трамплин, Дмитрия Собянина, Дамджайлоо. Кроме 600 фотографий, имеющихся в архиве, группа отсняла 4 часа видео, чем готова поделиться по запросу на poroda@kaluga.ru

Группа не имела ни малейших проблем с представителями власти, как при пересечении границ, так и во время пребывания в республике Кыргызстан. Тем не менее, рекомендуем сохранять все проездные и прочие документы, подтверждающие законность вашего пребывания в стране. Эти документы, как и свой паспорт держите у себя.

Часть участников не имела международных паспортов, однако, это также не вызвало проблем.

Обмен российских рублей по курсу 1рубль=1,46сом производился как в банках, так и в обменных пунктах без проблем.

Это говорит о том, что Кыргызстан был и остается одной из самых комфортных республик для российских туристов.

Для оформления регистрации и заезда в горы мы уже второй раз воспользовались услугами фирмы “Горы Азии”. Обещанные услуги были выполнены безукоризненно, поэтому рекомендуем эту фирму. Все реквизиты и расценки приводим из реальной переписки:

Здравствуйте Сергей!
Регистрацию для Вас сделала, передала в Ош, получите в нашем офисе "Горы
Азии". Находится офис на городском стадионе. Телефон (03222) 73905.
Спросите Анатолия или Антипина Володю. По всем вопросам, обращайтесь тоже к ним.

Транспорт в Кичик Алай 100$ в одну сторону. Регистрации 5 $ с человека
Ваши регистрации будут в Оше в нашем офисе на стадионе.
Нужна ли вам встреча в аэропорту и машина по городу для закупа? если да то стоимость встречи 25 дол. Всего доброго, Алена и Сергей Давидович Дудашвили ITC "Asia Mountains" Any conceivable excursions in Central Asia.
1a, Lineinaja Str.,720021, Bishkek, Kyrgyzstan
Tel: +996 312 690235; +996 312 690234 fax.: +996 312 690236
e-mail: aljona@mail.elcat.kg ; asiamountains@mail.ru http://www.asiamountains.net
http://asiamountains.free.fr

Остановиться в Оше можно в домиках турбазы в центре города за стадионом за 120сом в сутки с человека.

Стоимость городского транспорта составляет 3 сома.

Хорошо поесть в ресторане без спиртного стоит 60…80 рублей, в чайхане 30…50 рублей. Лучший плов делают в чайхане “Фархад” (по улице “Наукатская подняться до заправки, пройти строительный рынок и свернуть налево во двор. От стадиона 25 минут пешком). Заказывать заранее. Не пожалеете!

Литр 95-го бензина на заправке стоит 17 сом. Внимание, ценный совет! Если вы идете на бензине и предполагаете его купить на месте, запаситесь крупногранулированным силикагелем из расчета спичечный коробок на 1,5 литра бензина. Засыпьте его по бутылкам и пусть там болтается. Эффект очевиден – примус ведет себя куда менее капризно.

Раскладка продуктов проблем с питанием не вызвала. До потери части заброски наблюдался некоторый излишек сахара.

Группа успешно закупила в Оше запланированную часть продуктов, однако были проблемы с орехами. Удалось найти только арахис и грецкие орехи. Беден был выбор консервов. Первые четыре дня группа успешно прошла на лепешках, чем слегка уменьшила проблемы с весом багажа при посадке в самолет. Расход бензина, с учетом использования автоклава составил 80 мл. на человека в день.

В целом, район оказался весьма богат туристскими возможностями, имеет короткие подъезды. Туристы здесь практически отсутствуют, тем не менее, по долинам везде есть тропы, основные долины относительно широки и легко проходимы. Ландшафт довольно скуп, зона леса зачастую остается надолго внизу. В общем, в облике района явственно ощущается близость Восточного Памира.

В сезоне 2006 года авиабилет Москва – Ош – Москва компании “S7 airlines” стоил в кассах компании на Павелецком вокзале 11667 рублей (в апреле), однако в офисе компании (на Павелецкой площади) часть группы в это же время купила его за 10107 рублей. За несколько дней до отправления цены поднялись до 16 тысяч рублей.

9. Материальное обеспечение группы

10. Записки с перевалов

Перевал Сары-Могол. Ни тура, ни записки на перевале не обнаружено.

Перевал Гранта Генженцева – первопрохождение.

Перевал Большой Трамплин – первопрохождение.

Перевал Дмитрия Собянина – первопрохождение.

Перевал Скобелева Западный – обнаружено две записки:

- группы туристов горной школы МГУ (г. Москва, руководитель Кирилл Кузанян) от 11.08.2003г;

- группы туристов СК ЧТЗ (г. Челябинск, руководитель Сивков Л.А.) от 26.09.1986г. Записка пролежала на перевале почти 20 лет, а перевал оценен 2Б к.с. Не исключено, что группа проходила перевал в том же варианте, что и мы – через ледопад.

Пик Скобелева. Обнаружена записка группы туристов горной школы МГУ (г. Москва, руководитель Кирилл Кузанян) от 12.08.2003г.

Перевал Кокджар. Ни тура, ни записки на перевале не обнаружено.

Перевал Дамджайлоо. Обнаружена записка группы туристов МАИ (г. Москва, руководитель Петр Рыкалов) от 28.07.2000г.

Перевал Кашка-Джол – первопрохождение.

11. Список литературы

  1. Высокогорные перевалы. Москва, Профиздат, 1990.
  2. Наумов А.Ф. Горная альпинистская энциклопедия т.1. Памиро-Алай, Кичик-алайский хребет. Москва, Инфолайн, 1995.
  3. Лебедев А.А. Отчет N 5509 о горном походе 5 к.с. библ. МГЦТК, 1997.
  4. Лебедев А.А. Отчёт N 5580 о горном походе 5 с эл. 6 к.с. в районе Кичик-Алая и Северного Памира. Библ. МГЦКТ, 1998
  5. Лебедев А.А. Отчёт N 5741 о горном походе 4 с элементами 5 к.с. в районе Кичик-Алая. Библ. МГЦКТ, 2000
  6. Рыкалов П.В. Отчёт о горном походе 4 к.с. в районе Кичик-Алая. Библ. МГЦКТ, 2000
  7. Малахов Б.В. Отчёт о горном походе 3 к.с. в районе Кичик-Алая, 2000
  8. Кузанян К.М. Отчёт о горном походе 3 к.с. по Кичик-Алаю, 2003
  9. Янчевский О.З. Отчёт о горном походе 3 к.с. в районе Кичик-Алая, 2001
  10. Лебедев А.А. Отчёт о горном походе 3 к.с. в районе Кичик-Алая, 2002