На главную страницу сайта

Назад

.

О безопасности на чемпионатах

Содержание:

1. Фрагмент итогового протокола чемпионата России по горному туризму.

2. График начала похода Абсолютных чемпионов России в номинации "Безопасность"

3. Фрагмент отчета победителей

4. Итог

.

Анализ итогов чемпионата России 2008 г. по спортивным походам сезона 2007-2008 гг. заставляет по-новому взглянуть на проблемы безопасности в горном туризме.

Абсолютные чемпионы России в номинации "Безопасность" (16.4 балла) на третий день похода перевалили через перевал Нура (4800,3А) и спровоцировали развитие отека мозга у одного из участников группы.

1. Фрагмент Итогового протокола, полностью протокол см. здесь .

ФИО

рук. группы, город

Маршрут (Регион)

к.с.

Сроки

Показатель (критерий)

Сумма

баллов

Место

Слож-ность

Новизна

Безопас-ность.

Напря-жен-ность

Полез-ность

1

Ворожищев М.Г. (Томск)

Памир

VI

02.08. – 26.08.07

108.2

11.0

16.4

12.0

8.4

156.0

1

3

Лебедев А.А. (г.Москва)

Китайский Памир

VI

22.07 - 09.09.2007

110.0

17.4

- 7.2

10.6

9.6

140.4

2

.

2. График начала похода Абсолютных чемпионов России в номинации "Безопасность".

Дата

N дня

 

Максимальная высота

Высота ночевки

Примечание

02.08

-

3500-3750

3750

3750

Прошли только 2 перехода от выгрузки до первой воды

03.08

1

3750-4193-3750

3750

3750

Перевалили через перевал транспортный.

04.08

2

3750-4300

4300

4300

Симптомы: появилась сонливость, жаловался на головную боль, усталость. Терапия: цитрамон 2 таблетки, витамин С 2,5 гр. внутрь, отдых. В течение дня сохранялась сонливость, внимание быстро истощалось.

05.08

3

4300-4800-4400

4800

4400

После прохождения перевала 4800 и перед ночевкой на 4400. Симптомы: сонлив, заторможен. Терапия внутрь: цитрамон 2 таблетки, диакарб 250 мг., витамин С 2,5 гр., отдых.

06.08

4

4400-4000

4400

4000

Утро 4400. Симптомы: неадекватен, неустойчив, резко заторможен, не может ходить самостоятельно, без посторонней помощи, быстро истощается внимание, ошибается при выполнении простых заданий. Терапия: диакарб 250 мг, витамин С 2,5гр., диазолин 1т, цитрамон 1т., Внутримышечно в инъекциях: раствор цианокобаламин 1000 М.Е. (Витамин В12), раствор Кофеин 20%-1,0, спуск вниз.

.

Мы очень уважаем томских туристов и восхищаемся их походами, бережно храним на сайте отчет В.Я Будникова о походе 1991 года с траверсами пика Гармо и пика Коммунизма.

Но мы не можем пройти мимо нового и удивительного восприятия понятия безопасности. Будучи ретроградами, мы боимся этой новизны, не дай Бог поощрить ошибки, которые могут привести к трагическим последствиям.

3. Фрагмент отчета победителей.

Третий день подъезда. 02.08.2007 г., четверг

Поднялись в пять утра, но пока умылись, нашли водителя и т.п., в общем, выехали в 6 часов. Было уже совсем светло. Проехали перевал Талдык (3600 м), дорога забита грузовиками, следующими в Китай и обратно. Затем миновали пос. Сары-Таш и двинулись в сторону Бардобы. Здесь еще сохранился асфальт (приличный по местным меркам) некогда великого памирского тракта (Ош-Хорог).

В 8:30 прибываем в пос. Бардоба. Здесь шлагбаум и свежепостроенные здания, в которых располагается таможня и пограничный пункт. Поселок является последним населенным пунктом перед перевалом Кызыларт (4336м). Через него памирский тракт пересекает Заалайский хребет, а по хребту идет граница Киргизия-Таджикистан. Таджикский пост уже после перевала, в долине Маркансу.

Показываем свои бумаги и паспорта и таможеннику и пограничникам, все в порядке. У пограничников оставляем копии пропусков (ими нас снабдил “Ак-Сай Трэвэл”). Пограничники все сплошь из местных национальностей и уже плохо говорят и понимают по-русски, кроме офицеров. Проезжаем шлагбаум и через километр в домике чабана оставляем баулы с заброской. От денег он отказывается. В доме у него, кстати, что-то вроде столовой на трассе – можно купить лепешек и перекусить. Дом расположен прямо возле реки, вытекающей из-под ледника Бардоба (т.е. ледника, по которому мы должны спускаться после первой части маршрута).

В 9:30 мы уже едем обратно в сторону Сары-Таша, и после короткой остановки у магазина выезжаем по трассе в сторону пос. Нура. Именно по этой дороге следует поток грузовиков в Китай и обратно, дорога разбита ужасно и скорость машины не более 20-30 км/ч. Следуем описаниям Анатолия Джулия и находим нужное место, где надо свернуть с трассы, и далее следуем в сторону хребта по разным колеям. “Урал” машина высокая и проходимая, а водитель сговорчивый (о чем мы отдельно просили при заказе машины), в общем довольно долго мы движемся просто без дороги по холмам в сторону перевала Транспортный, который хорошо виден впереди. Верхняя часть хребта затянута тучами и периодически накрапывает мелкий дождь. Но вот впереди непроходимый для машины сай, и мы выгружаемся. Время 12:30, всё идет по плану. Прощаемся с водителем, отдаем оговоренные заранее $400 (машина принадлежала не “Ак-Сай Трэвэлу”, а одной из узбекских фирм и “Ак-Сай Трэвэл” только договаривался об её использовании, поэтому платили мы напрямую).

Высота 3500 м, нас слегка “колбасит”. Готовим обед из привезенной с собой воды (минеральной) т.к. рядом воды нет. Делаем салат из свежих овощей, картофельное рагу и прочая, объедаемся (не тащить же все это с собой) стартовыми продуктами. Руководитель сходил вперед на разведку. Задача на сегодня – дойти до воды. Путь намечен.

После обеда и короткого отдыха нагружаем на себя рюкзаки. Их вес самый большой в этом походе, тяжелей не будет даже после Бардобы – там меньше дней, чем в первой части.

Вышли в 14:40. Путь пролегает по некрутым травянистым склонам, без тропы. Все растянулись (в пределах видимости). В 16:30, совершив намеченные два перехода, первые из участников достигают небольшого ручейка и, найдя площадки под палатки (видно, что здесь уже был ранее бивуак), скидывают рюкзаки. В течение получаса подтягивается вся группа.

Первый раз в походе ставим паhttp://www.turclubmai.ru/heading/papers/1063/и (“Канченджангу” – полубочку из Екатеринбурга и “Гарвал” фирмы “Баск”). В “Канченджанге” размещается 5 человек, в “Гарвале” – трое. Над полубочкой натягиваем полиэтилен – она высотная и дождь держит плохо. Дождя правда, можно сказать, что и нет (по алтайским меркам), капает что-то иногда, а иногда и крупа снежная сыпется. Выше нас все затянуто тучами, но с просветами, а внизу Алайская долина освещена солнцем.

Аппетит пока у всех нормальный, поэтому поужинали неплохо, хотя высота уже 3750 м. Спать легли сразу, как стемнело.

Первый * лень похода - 03.08.2007 г., пятница

Утром поднялись ещё в темноте, оперативно поели и собрались. Питаемся и готовим (дежурим) раздельно по парам, так удобнее. У нас две основных горелки и два комплекта кастрюль (3+2 литра). С утра аппетит уже не у всех хороший, да и сон был, похоже, не очень. С рассветом (в 5:30) вышли.

Идем без тропы прямо в направлении перевала, склоны на пути травянистые и осыпные. Крутизна максимум 30°. Идется, конечно, тяжеловато, и рюкзаки давят, и “горняшка”… Группа растягивается, но все в пределах видимости или 15 мин. ходьбы. Погода пасмурная, выше 4500 висят тучи, но сверху не льет и не сыпет, для ходьбы само подходящее и перевал виден.

К 9 часам, несмотря на все препятствия и не очень хорошее самочувствие, группа выходит на седловину перевала Транспортный (1А, 4193 м). Самочувствие и скорость у всех разные, но интервал между участниками максимум 15 минут. Сверху виден ледник Вост. Кызылсу под моренным чехлом и зеленые травянистые карманы с двух его сторон. Видно большое моренное озеро в кармане с правой стороны и красного цвета река (теперь ясно – почему ледник называется Кызыл-су – “красная вода”). На перевале приличных размеров тур, но в туре пусто (записок в этом походе у нас вообще будет маловато). Пишем свою на фирменном бланке клуба, закладываем в баночку от витаминов и далее в тур.

Про витамины: баночек у нас было много так как потребляли мы их (особенно витамин С, в первые дни) горстями, в целях ускорения акклиматизации.

В 9:30 начали спуск с перевала (прямо вниз, согласно описания). Тропы нет, а есть определенные пешеходные сложности и опасности (в основном получить камнем или слететь с конгломератного склона). Но все это преодолимо и к 11 часам мы внизу, в левом кармане ледника. Здесь отличные, ровные площадки на траве. Располагаемся на них. Рядом громадный камень, на котором участники, сохранившие силы, пробуют заниматься болдерингом. Высоту мы сбросили до тех же самых ночных 3750 м.

Очень вовремя выглядывает солнце и мы раскидываем по площадке вещи, продукты и снаряжение. Пока готовится обед, отбираем то, что нам нужно на первое акклиматизационное кольцо из двух перевалов (Нура – 3А и Предвершинный – 2Б). Остальное нам надо унести в заброску, километра на три выше по леднику, чтобы забрать после перевала Предвершинный.

После обеда (который, опять же, не все съели с удовольствием) бульшая часть группы (6 человек) отправились на заброску. В лагере оставили Татьяну и Славу Зайцева (он внешне хуже всех переносил первичную акклиматизацию). Вышли вшестером, взяв с собой рацию, вторая в лагере (у нас их было всего две, хотели взять 4, но не получилось). У каждого в рюкзаке не более 8-10 кг, но идется всё равно тяжеловато. Двигаемся по травянистому карману между ледником и склоном. Почти сразу натыкаемся на достаточно приличную тропу со следами лошадей и далее двигаемся по ней. Всех в разной степени “плющит и колбасит”, но, несмотря на это, к 17 часам выходим по тропе к месту заброски. Здесь красивое теплое озеро, прекрасные ночевки на траве. Это видимо как раз то место, где располагают базовый лагерь при штурме пика Курумды и оно как раз напротив перевала Предвершинный. Прячем заброску в камнях, тщательно заваливаем ее и даже посыпаем табаком (его пожертвовал единственный курящий в группе – Литвинов Слава) в надежде отогнать многочисленных сурков и прочую живность. Каждый час связываемся с лагерем по рации, связь устойчивая, несмотря на отсутствие прямой видимости – видимо идет отражение сигнала по моренному карману. Сам ледник Восточный Кызылсу в этом месте уже достаточно сложен для преодоления – сплошной хаос льда, засыпанного камнями. Запоминаем ориентиры пути через ледник, ставим турик возле заброски. GPS- навигатор, к сожалению, забыли в лагере, так что координаты заброски пока не отсекаем. Потом проводим фотосессию с флагами спонсоров на фоне вершины Заря Востока. Плюс снимаем отлично видимые отсюда перевалы Нура и Предвершинный.

За час с небольшим спускаемся до лагеря предварительно известив по рации, чтобы начинали готовить ужин. На спуске некоторых “плющит” еще сильнее, чем на подъеме,

Спать улеглись в 21 час.

Второй день – 04.08.2007 г., суббота

Утром, как и намечено, встали не очень рано – в 05:30, встаем все вместе, пока дежурные готовят завтрак, остальные собирают лагерь. В 7:30 мы уже выдвигаемся, пересекая поперек ледник Восточный Кызылсу. Ледник здесь еще достаточно ровный и удобный для движения. В общем, от графика москвичей мы пока не отстаем и за два перехода пересекаем ледник. Противоположный (правый) карман ледника в этом месте также зеленый и красивый. Из-под бокового притока ледника тянется цепочка интересных скальных образований, издалека нам казалось, что это ледяные останцы языка ледника, но они оказались каменными, правда порода чрезвычайно мягкая и рассыпчатая. Далее двигаемся по моренам в сторону пер. Нура, пытаясь следовать описанию. Но затем просто стали выбирать наиболее удобный путь, ориентируясь на попадание на правую (орографически) морену ледника. Когда мы ходили на заброску мы видели, что эта морена доходит до самого верха ледника. Чем ближе к цели тем короче становились наши ходки, несмотря на очень удобный путь в моренном кармане ледника. На будущее мы бы рекомендовали для подхода к перевалу Нура не скакать по моренным валам, а снизу из правого кармана лед. Вост. Кызылсу двигаться по явно видимому желобу у правого склона бокового ледника. Вначале там довольно крутой взлет, но затем он выполаживается и идет небольшими ступенями. Здесь при необходимости можно легко заночевать, течет чистый ручей.

Несмотря на брюзжание отдельных участников, что пора становится на обед, руководитель двигался до последней, пригодной для ночлега морены и в 14:30 мы встали на обед (а заодно и на ужин и ночлег) в непосредственной близости от перевала Нура. Причем чистое ходовое время с утра составило не более 4 часов, остальное время отдыхали. Шлось не очень бодро.

Погода сегодня “шепчет” и мы обедаем, греясь на солнце. После обеда и небольшого отдыха, в 16 часов, тройка “разведчиков” уходит в сторону перевала (Сарычев, Будеев, Зайцев). Остальные занимаются текущими делами и подгонкой снаряжения (кошки, снегоступы). Только Андрей Дубровин спит, но это пока не вызывает опасения.

Группа разведки хорошо видна из лагеря, и мы наблюдаем за их действиями, при необходимости корректируя по рации. Вернулись в лагерь они к семи вечера, протоптав следы по снегу до нижнего бергшрунда и повесив веревку (50 метров) через него и выше по льду.

Легли рано, еще было светло, т.к. предполагался ранний подъем. Естественно поужинали, хотя аппетит был опять же не у всех.

Отступление, про меню: Завхозом в этом путешествии у нас был Митя Сарычев, а его подход к меню был достаточно прост – минимум излишеств, никакого разнообразия и сложных блюд (калорийность и прочее он, правда, рассчитал согласно рекомендаций). Рацион в “перевальные” дни (когда нужно было быстро завтракать и обедать с минимальным расходом газа) был примерно один и тот же: утром сладкая каша “Гала-гала” (отличались только наполнение – овсянка с вишней, овсянка с брусникой, с яблоком и т.д.), в обед какой-нибудь супчик (обычно тоже “Гала-гала”) на ужин кашка с мясом или картошка-пюре с мясом (или печенью) “Гала-гала”. В общем, всё съедобно, но приедается через неделю капитально. Разнообразие вносили за счет приправ, чеснока, кетчупа и пр. Суточный вес еды на человека не превышал 500-550 грамм.

Подробнее по меню см. раздел. 2.9.3.

Третий день – 05.08.2007 г., воскресенье

Подъем был ранний и общий в 04:00.

Позавтракали вышеуказанной кашкой еще в сумерках, в 5:30 выдвинулись на ледник. Боковая морена возвышается над ледником метров на 30, так что сначала надо спуститься по камням. Системы и прочие причиндалы одели еще в лагере, а связались метров через пятьсот – когда ледник стал закрытым. Трещины присутствуют. Погода с утра ясная и морозная. Чувствуется, что начальный период акклиматизации уже пройден и группа достаточно бодро преодолевает обработанный вчера участок перевального склона. Далее начинается чистый лед и обычная перевальная работа – передовая связка (Сарычев – Будеев) тянет перила, остальные подносят веревки и “железо”. Работают все споро и уверенно, задержек не наблюдается. Передовая связка идёт, не снимая рюкзаков, благо они не тяжелые (верёвки в работе).

Оставаясь на перилах, участники периодически подкрепляются карманным питанием и водой из фляжек. Несмотря на достаточную сложность перевального склона, к 14 часам мы оказываемся на гребне.

Следует заметить, что мы осуществляли подъем не по пути первопроходцев (группа Анатолия Джулия). Они шли, обходя верхний бергшрунд справа (по ходу), мы же поднимались слева. Ледовый склон здесь более протяженный и крутой, но имеется очень хороший мост через верхний бергшрунд. Склон безопасен и выводит прямо на скальный гребень левее и выше наиболее низкой точки гребня.

Выйдя на гребень, мы получили не то, что ожидали. Гребень здесь узкий, разрушенный, мульды нет, а до низшей точки (где стоит тур первопроходцев) еще не менее часа работы вниз по гребню из разрушенных скал. Смотрим на другую сторону и видим, что отсюда всего одна веревка (по скалам крутизной 60-70 град.) до менее крутого склона, переходящего далее в осыпь. Решаем спускаться прямо здесь и сооружаем свой тур (естественно, оставляем свою записку).

Спусковую петлю вешаем рядом с туром на уступ и в течение часа все подходящие по перилам участники спускаются на другую сторону (на осыпь под скалами и далее вниз до кромки ледника). Группового снимка на перевале не делаем, там просто негде собраться всем. Надо побыстрее спускаться, т.к. погода активно портится. По осыпи движемся по одному, с большими интервалами, благо путь до кромки ледника по осыпи занимает не более 20 минут. Здесь устраиваем продолжительный отдых с обедом. Время 15 часов и мы работаем уже 10 часов. Осыпь перед ледником мелкая и достаточно пологая. Здесь возможна и ночевка, но у нас еще есть время и силы спустится ниже. Ледник вверху плоский и закрытый, по описанию есть множество трещин. Снега по колено и он прилично раскис. Решаем опробовать снегоступы. Выходим в 16:30.

Связавшись в две четверки, со снегоступами на ногах, двигаемся вниз. Первая четверка (Будеев, Сарычев, Ворожищев, Литвинов) быстро уходит в отрыв. Идем по левой стороне ледника, в трещины не проваливаемся ни разу, хотя зондируем и находим их постоянно. Через 40 минут снег кончается, ледник становится открытым. Здесь снимаем снегоступы. Далее после небольшой плоской части язык ледника круто обрывается к нижней морене. Слева склон поположе (максимум 35°) и, надев кошки, мы в 18:00 уже под ледником. Решаем встать на ночлег прямо здесь, уже поздно, все сильно устали, а под языком ровные площадки на песке. Чистую воду обнаружили после непродолжительных поисков рядом.

Вторая четверка сильно задерживается и только через 40 мнут они подходят к нам. Объясняют, что Андрей Дубровин, у которого (единственного в команде) самодельные снегоступы, не мог в них быстро идти по леднику.

Быстро ставим лагерь и устраиваем торжественный ужин в честь дня рождения Димы Сарычева (ну и прохождения первого сложного перевала тоже). Дима припас отличный дорогой французский коньяк (настоящий, судя по цене и вкусу). Для сущего эффекта он нес его в фирменной, тяжеленной стеклянной бутыли. Все вроде чувствовали себя нормально и выпили по 50 г за Димку. Небо было в тучах, но осадков с него не наблюдалось. Спать легли в 21 час, в отличном настроении. Высота 4400 м.

Четвертый день – 06.08.2007 г., понедельник

Подъем по нашим меркам был не ранний – в 05:30.

Уже было светло. Погода облачная, но осадков нет и видимость хорошая. Все достаточно бодро вылезли из палаток и стали собираться, дежурные готовить завтрак. Татьяна пожаловалась, что Андрей не хочет просыпаться и выходить из палатки, говорит “сейчас встану” и спит дальше, продолжается это уже полчаса. Просила надавить авторитетом руководителя. Я “надавил”, Андрей вылез из палатки и тут стало понятно, что с ним не все в порядке. Координация движений нарушена, шатается как пьяный, засыпает при малейшей остановке.

Надо сказать, что Андрей и в предыдущий день засыпал при первой возможности (даже на склоне, на перилах, при остановке на промежуточных базах). Но двигался он уверенно (и в “кошках” в том числе) группу не задерживал. Соответственно беспокойства у медика и окружающих не вызывал. А сейчас было явно видно, что с ним не все в порядке, хотя на вопрос: “Как чувствуешь себя? Идти можешь?” он отвечал – “Нормально. Могу”. Поел он плохо, хотя пытался. Татьяна вколола ему кучу лекарств.

Выписка по истории болезни (составлена врачом группы)

На высоте около 4300 м (после набора высоты 800 м, третий день похода). Симптомы: появилась сонливость, жаловался на головную боль, усталость. Терапия: цитрамон 2 таблетки, витамин С 2,5 гр. внутрь, отдых.В течении дня сохранялась сонливость, внимание быстро истощалось.

После прохождения перевала 4800 м и перед ночевкой на 4400 м (четвертый день). Симптомы: сонлив, заторможен. Терапия внутрь: цитрамон 2 таблетки, диакарб 250 мг., витамин С 2,5 гр., отдых.

Утро 4400 м (пятый день похода). Симптомы: неадекватен, неустойчив, резко заторможен, не может ходить самостоятельно, без посторонней помощи, быстро истощается внимание, ошибается при выполнении простых заданий. Терапия: диакарб 250 мг, витамин С 2,5гр., диазолин 1т, цитрамон 1т., Внутримышечно в инъекциях: раствор цианокобаламин 1000 М.Е. (Витамин В12), раствор Кофеин 20%-1,0, спуск вниз.

Ds: Горная болезнь. Отёк головного мозга. Синдром вестибулоатаксии.

Через 1 час состояние без положительной динамики дополнительно сделаны инъекция раствора дексаметазона 8 мг глубоко в мышцы. Продолжен спуск вниз. Выходим на связь с Бишкеком о решении вопроса экстренной эвакуации на вертолёте.

Через 3 часа спустились на ровную площадку, ждем вертолёт (4000 м). Терапия: прием диакарба, витамина С, диазолин. Сон, сладкий чай. Состояние к вечеру несколько улучшилось, периодически начинает вспоминать некоторые недавние события, но спуск не помнит. Сохраняется неустойчивость при ходьбе, сонливость, головная боль.

На следующий день (шестой похода): состояние стабильное, без отрицательной динамики, сохраняется неустойчивость при ходьбе.

Быстро собрались, помогли Андрею одеться и вытащили всё из его рюкзака. Надели на него пустой рюкзак (он обижался, что его разгрузили – положили в рюкзак пуховку). Зайцев и Будеев взяли его под руки и повели. Еще двое рядом для смены и поддержки в трудных местах, Татьяна тоже рядом наблюдает состояние, двое впереди – выбирают оптимальный путь вниз. Двигаемся по моренам (левая сторона ледника), путь достаточно ровный, но высота практически не сбрасывается. Андрей идёт всё хуже, засыпает на ходу, ноги заплетаются. Шли 30 минут, но по расстоянию прошли очень мало. Таня подошла ко мне: “Я подозреваю, что у него начинается отек мозга, надо вызывать вертолёт”. Слава Литвинов в ведении которого спутниковый телефон и GPS, был рядом, он тут же извлек телефон и связался с офисом “Ак-Сай-Трэвэл”. Лена была в офисе и сказала, что сейчас же начинает подготовку вылета – связь через 4 часа с окончательным решением по вылету вертолёта. За это время мы должны точно определиться по необходимости вывоза больного вертолётом и подобрать площадку для его приземления.

Татьяна вколола Андрею дексаметазон и стали мы потихоньку двигаться дальше. Через два часа подошли к краю морены. Моренный вал ледника здесь круто обрывался вниз к долине реки, с перепадом высоты метров 300-400, и видна была как раз отличная травянистая терраса (на левом берегу реки), пригодная для посадки вертолёта.

К половине первого вышли, наконец, на эту террасу. Андрей шёл очень тяжело, по склону уже вели (скорее несли) всей группой. Высота 4000 метров, решили ждать вертолёта здесь. Дальше берега реки обрывистые и нет подходящих площадок, а сброс высоты на протяжении нескольких километров незначительный. Состояние Андрея улучшилось, он уже понимает, что нездоров и дальше идти не может. У него сильные головные боли и начисто выпали из памяти все события прошедшей ночи и первой половины дня.

Что ему стало лучше, мы поняли после фразы: “Танюха ты специально так по садистски мне уколы ставила? Задница болит ужасно…”.

Договариваемся о прилете вертолёта и передаем наши координаты. Обещают прилёт вертолёта в течении нескольких часов.

Обследовав террасу, находим площадку, отмеченную большим крестом из камней, видимо именно здесь приземлялся вертолёт в 2005 году, когда эвакуировал группу Анатолия Джулия вместе с заболевшим участником. По странному стечению обстоятельств, мы тоже ждем вертолёта на этом же месте.

Погода во второй половине дня испортилась, пошёл дождь, а затем снег. Переговоры с Бишкеком подтвердили наше опасение – вертолёта сегодня не будет из-за погоды, но завтра прямо с утра …

А пока группе необходимо было принять решение по кандидатуре сопровождающего для больного. Потенциальных кандидатов было трое: Будеев, Павлов, Зайцев, остальные отпадали по причине незаменимости в составе группы (руководитель, зам, врач, связист). Предложено было дернуть жребий, но Виталий сказал “… Андрей мой старый друг, я лечу с ним…”, на том и порешили. Определились, что отправляем с ними меньшую палатку (сами будем жить вшестером в “полубочке”), веревку, часть “железа”, спальники и пр. Оставили им координаты и номера телефонов для связи, деньги и др.

После этого расположились на ночлег, благо место очень удобное и уютное. Ночь прошла спокойно, только все в округе засыпало свежим снегом.

Пятый день – 07.08.2007 г., вторник

Встали достаточно рано – в 06:00, к восьми были уже собраны. Надеялись на ранний прилёт вертолёта. Погода с утра отличная. Но прилёт вертолёта все откладывался. Постоянно ведем переговоры.

По связи: Мы пользовались телефоном “Глобал Ста”, который Слава Литвинов приобрел на свою фирму буквально за неделю до похода. К телефону мы взяли два полностью заряженных аккумулятора, которых, по расчетам, должно было хватить на весь поход при ежедневной продолжительности связи не менее10-15 минут. В процессе эксплуатации выяснилось следующее.

Несмотря на заверения компании “Глобал Стар”, в данном районе Киргизии лучше работает “Турая”, чем “Глобал Стар”. Для соединения приходилось достаточно долго ловить спутник и перемещаться по окрестностям в поисках точки связи. Часто во время работы связь прерывалась. Соответственно в режиме поиска спутника сильно садится аккумулятор. За сутки интенсивных переговоров по вертолёту мы полностью посадили один аккумулятор. У альпинистов, встреченных под пиком Ленина с трубками “Турая”, подобных проблем не было.

Сама трубка “Глобал Стар” намного тяжелее и крупнее, чем “Турая”. Несмотря на заверения фирмы, у нас не работал режим связи с помощью SMS-сообщений. Невозможно было соединиться с сотовыми номерами Киргизских операторов, часто приходилось связываться через посредников в Казахстане. Как мы потом выяснили, что у них (в Киргизии) шла какая-то модернизация сотовой связи.

В районе поляны Ачик-Таш установили антенну сотовой связи и сотовая связь там есть. Нам удавалось звонить по сотовому телефону даже с гребня пика Ленин, ниже вершины Раздельная (с 5800м).

При приготовлении завтрака произошел один инцидент, который мог бы привести к серьезным последствиям. А именно – у нас взорвался газовый баллон. Причина – оставили без присмотра и, соответственно, он перегрелся. Недоглядевшим дежурным был, к своему стыду, руководитель. Под одной из кастрюль стояла горелка с почти пустым баллоном, для полного выжигания и лучшего горения баллон положили на крышку кастрюли, вокруг стоял алюминиевый экран (высокий, выше края кастрюли на 10 см.). Как раз началась связь с Бишкеком и руководитель отвлекся, оставив кастрюлю без присмотра. Через 10 минут он освободился и пошел к горелкам. Когда оставался метр пути до горелок, раздался громкий хлопок и что-то полетело в разные стороны. К счастью никто, не пострадал. Произвели осмотр. На кастрюле погнута крышка - поправимо. Экран порван и имеет большую вмятину – поправимо. У баллона вырвало дно, причем выгнуло в обратную сторону, видимо баллон сначала превратился в шар, затем взорвался. К счастью он был почти пуст. Верхняя часть баллона улетела, вырвав из горелки шланг. Шланг был уже ремонтированный и прикручен к штуцеру на входе в горелку проволокой, в этом месте его и сорвало. Пластмассовая ручка регулировочного винта слегка оплавилась. В общем, за полчаса сделали ремонт, прикрутили опять шланг и снова разожгли. Хороший урок – нельзя оставлять горелки без присмотра.

Пока нет вертолёта, рассматриваем вариант пешего выхода вниз по долине р. Нура. Судя по описанию, проход возможен только по правому берегу основного русла, соответственно необходимо две серьезных переправы (через наш левый приток из ледника и основное русло реки). По состоянию Андрея, это в лучшем случае 3-4 дня пути. Соответственно вся группа сходит с маршрута. Да и каково будет состояние Андрея непонятно, пока он лежит или сидит, то чувствует себя удовлетворительно, как только встает и идет – его “колбасит”.

После завтрака Слава Зайцев сказал, что чувствует себя последнее время неважно, и предложил сопровождать Андрея вместо Витали. На том и порешили, быстро перепаковав рюкзаки. У Славы забрали спортивный хронометр, видеокамеру и рации.

Вертолёт все-таки появился, когда мы уже и перестали надеяться (в 15 часов) и погода уже к тому времени начала портится. Прилетел не снизу по долине, а прямо через боковой хребет.

Перед этим нам по телефону посоветовали развести дымный костер для указания направления ветра, чем немало нас озадачили, т.к. ничего пригодного для костра в округе не наблюдалось.

На будущее – думаю надо брать на группу пару цветных дымовых шашек, в данной ситуации очень бы пригодилось.

Единственное что мы смогли сделать – поставить в центр посадочного креста рюкзак, накрытый яркой накидкой, а на него закрепили связанные трекинговые палки с куском легкой ткани. Впрочем, ветра практически не было и ткань висела вниз.

Вертолёт (МИ-8 МТВ зеленой раскраски) уверенно развернулся и так же уверенно приземлился в центр площадки. Как потом рассказывала Светлана Федина (она была здесь же, в вертолёте) в Киргизии осталось немного пилотов, летающих в горах и только один имеет допуск на посадку в таких условиях (незнакомая, неподготовленная площадка) и им пришлось срочно привезти его из Бишкека в Ош, где базировался вертолёт. Из вертолёта выскочил кто-то из экипажа и установил под колеса башмаки. Спустилась и Светлана, которой мы вкратце объяснили ситуацию и отдали бумагу, написанную Татьяной с историей болезни и перечнем лечебных мероприятий и лекарств, введенных Андрею.

Далее в вертолёт загрузили Андрея, рюкзаки, затем запрыгнули все прилетевшие и Слава Зайцев. Двигатель вертолёта набрал обороты, он поднялся, развернулся и ушел вниз по долине, правда тут-же вернулся, т.к. прилетевшие забыли башмак от колеса, его мы забросили им на ходу и вот он уже окончательно улетел вниз, по долине в сторону поселка Нура.

Все “вертолётные заботы” заняли от силы 15 минут, и так как участники были в полной готовности, уже в 15:30 мы искали место для переправы через реку на правый берег. Уровень воды в это время был достаточно высок, но подходящее местечко мы всё же нашли. Вода мутная, красная, но катящихся камней не слышно. Руководитель как наиболее опытный в таких переправах (имеющий даже спец. обувь для переправ – легкие пластиковые, закрытые с носка и пятки тапочки с завязками, а также как самый тяжёлый) перешел первым без рюкзака, с верёвкой и палочками. В месте переправы воды было по “развилку”, но дно ровное и песчаное. Натянули руками веревку и переправили все рюкзаки. А затем и все участники по веревке перебрались на правый берег. Весь процесс занял полчаса, плюс 10 минут на вытирание и переодевание. Чувствуя за собой полуторасуточное отставание, мы бодро рванули вдоль берега вниз. Дорога до поворота к основному леднику в общем то была достаточно проста – двигались по камням вдоль реки, только в двух местах были неприятные прижимы, которые пришлось обходить сверху по опасным конгломератным склонам, с риском слинять в бурную реку с достаточно большой высоты. Страховку на таких склонах наладить сложно, спасает только ледоруб (а иногда и кошки), но где-то через два часа мы уже завернули за угол хребта и двинулись вверх к основному леднику. Здесь встретился короткий участок тропы, которая затем ушла на другую сторону реки. Тропа, судя по всему, конная. Около 19 часов вечера мы остановились на ночлег, на левом берегу основного русла реки Нура. До планового места ночлега (на боковой морене ледника) мы не дошли километра три или пару-тройку переходов со свежими силами. Высота здесь около 3700 метров.

Улеглись уже в сумерках, вшестером в одной палатке, было тесновато, но терпимо. На душе у всех муторно, остро чувствуем, что нас осталось мало. Думаем об улетевших, волнуемся за Андрея.

.

4. ИТОГ. Конечно, позиция автора материала уязвима. Многие скажут, не дали первого места - вот и бесится. Но должны же быть хоть какие-то разумные границы для произвола? Надо было по сложности, по новизне, по напряженности и по полезности (в каждой колоночке) нас понемногу засудить и вывести на 2-е место. Что касается безопасности, то это очень ответственное понятие, и циничное манипулирование им недопустимо.

.

Примечание автора материала. Исчисление дней здесь иное, чем в оригинале отчета. Первым днем похода мы считаем первый полноценный рабочий день. В наших отчетах мы тоже придерживаемся этого подхода.

.

ЛИТЕРАТУРА

  1. М.Г. Ворожищев. Отчет о горном туристском путешествии шестой категории сложности по Северному Памиру
  2. А.А. Лебедев. Отчет о горном туристском походе по Китайскому Памиру с восхождением на Конгур (7719)
  3. Итоги чемпионата России по горному туризму 2007

.

Материал подготовил Андрей Лебедев

28.09.2008

.

.

Назад

На главную страницу сайта