Туристско-спортивный союз России
Сибирский Федеральный округ

ОТЧЕТ

о велосипедном походе IV категории сложности по Восточному Тибету, совершенном в октябре 2007 года

Руководитель:    Маслобоева О.Е.
Адрес: 630058 Новосибирск, ул. Русская, д. 9, кв. 93. тел. (383)-333-85-42

Маршрутная книжка: О – 61 – 07

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Сведения о районе похода
3. Организация похода
4. График движения
5. Описание маршрута
6. Паспорта определяющих препятствий
7. Обоснование категории сложности
8. Итоги, выводы, рекомендации
9. Приложения

5. Описание маршрута

30.09.07 Ченду (Chengdu)


Ченду. Гест-хаус
"Sim’s Cozy Guesthouse"

Поздним вечером, а вернее сказать, ранней ночью 30 сентября, самолет приземлился в Ченду (высота 500м над уровнем моря). Гигантский мегаполис с населением в 13 млн человек встретил нас небоскребами, пустынными улицами с иллюминацией и 100% влажностью. Взяли грузотакси после долгого торга с водителями, привыкшими облапошивать доверчивых иностранцев. Гест-хаус Sim’s Cozy Guesthouse, надо сказать, удачно расположен в центре города, рядом с Веншу-кварталом (Wenshu Temple). Приветливый англоязычный персонал, готовый прийти на помощь. Если бронировать заранее, можно получить и отдельные номера с санузлом, но нам достались места в 4-6 местных комнатах с 2-этажными кроватями. Санузлы и душевые с горячей водой (круглые сутки!) вынесены отдельно. Приятная деталь: везде висят объявления с просьбой соблюдать тишину. На ресепшн можно бесплатно взять карту-схему города с главными достопримечательностями, что поможет уверенно чувствовать себя в незнакомом городе. По нашим подсчетам «проходимость» у отеля весьма велика, дежурным даже ночью скучать не дают.


Ченду. Питомник панд

Под утро 100% влажность сконцентрировалась в мелкодисперсную морось. Накидки от дождя в этом случае бесполезны, везде тебя окутывает влагой. Несмотря на выходной и предпраздничный день, ранним утром улицы города весьма оживлены. Велосипедисты, мотоциклисты в разноцветных накидках от дождя образуют со своим «железным другом» одно целое.


Незатейливые сувениры

Знакомство с пандами было запланировано на утро. Питомник по их разведению, Giant Panda Breeding Research Base, расположен в 10км к северо-востоку от города. Самое интересное – застать время утренней кормежки, потом зверье уходит спать.

Далее отведали что-то из сычуаньской кухни, закупили продуктов на несколько дней. Собрали велосипеды, сгоняли в веломагазин, докупив кое-что из мелочевки (неплохой магазин находится недалеко от гестхауса). На ресепшн договорились с микроавтобусом на завтра до Хуанлона. А вечер провели, гуляя по Веншу-кварталу и наблюдая за отдыхающими китайцами.

01.10.07 Ченду – Сунпань (Songpan) – нац. парк Хуанлон (Huanglong, 3275м), автобусом

Выехали в 5:30, все та же морось, туман. Микроавтобус рассчитан на 4 пассажира с велосипедами и рюкзаками. Водитель по-английски не понимает, ведет себя тихо, общаемся жестами. Широкое шоссе №213 идет по равнине на север, к горам. С обеих сторон проложены полосы для движения вьючного транспорта и мелкоколесной техники: от лошадей, ишаков до мотоциклов и велосипедов.


Дорога в Сунпань

От Ченду в 55 км - Гуаньсянь (Dujiangyan) – древняя ирригационная система – собирает воду с окрестных гор и подает ее на поля плодородной равнины.

Далее дорога сужается, и входит в ущелье р.Миньцзян (Minjiang). Окружающие горы поднимаются до высот за 5000 и теряются в облаках. Многокилометровые отрезки эстакады, видны следы оползней, местами дорога защищена козырьком, встречается несколько туннелей. Несколько раз стояли в пробках: обвалы, аварии. Тяжелое движение первые 155 км от Ченду, индустриальные зоны, экология оставляет желать лучшего. Венчуань (Wenquan) - перекресток, налево уходит дорога в Лхасу.


Белые яки

Продолжаем движение по шоссе №213, набирая высоту. Дорога идет узким крутым ущельем, деревни народности цзянь (Qiang) прилепились на склонах, везде фруктовые деревья. Идет сбор овощей и фруктов. 100км от Венчуана – перевал через отрог и спуск к живописному горному озеру бирюзового цвета. Оно образовалось после землетрясения, имеет длину 10км и находится на высоте 2250м. Остановка для проходящего транспорта, Цзяочанба (Jiaochang). Несколько забегаловок протянулось вдоль шоссе, базарчик ломится от орехов (сортов 10 насчитали), лесных грибов (5 сортов), фруктов подозрительно больших размеров (потом это станет привычным). Стало ясно, что яблоки «Голден», производства Китай, выращивают именно здесь. Удивились и пузатеньким баночкам меда. "Белый мед" собирают на высоте выше 2000м, "желтый мед" привозят снизу, около 1500м.


Женщины Тибета

Еще набрали 1500м высоты и приехали в Сунпань, 2860м над уровнем моря, около 320км к северу от Ченду. Сунпань имеет древнюю историю. Важный стратегический и торговый пункт между равниной и Тибетским миром, в XIV веке город был обнесен крепостной стеной из каменных плит и кирпичей. Стена простиралась на 65км, до сих пор сохранились несколько ворот. Встречаются традиционные тибетские деревянные дома с богатым декором. Местный базар славится мехом, искусно сделанными ножами. Для прогулок по окрестностям туристам предлагают походы верхом на лошадях.

Этот район долгое время был относительно изолирован и закрыт для туристов. А асфальт был проложен только пару лет назад.

Продолжаем движение на север по №213, через 17км перекресток - Жангла (Zhangla, Chuanzhusi, Zhuanzhusi), отсюда уходим вправо на Пинъу (Pingwu). От перекрестка еще 42км через перевал высотой 4010м. Видимости нет, мы в облаке, на перевале метет снег. С ноября по май трасса вообще закрыта. В Хуанлон спускаемся уже в сумерках. От Ченду до Хуанлона ехали почти 12 часов. Несколько гостиниц вытянулись в одну линию вдоль дороги. Устроились с третью попавшуюся, там было недорого.

02.10.07 Нац. парк Хуанлон (3200м - 3650м), активная акклиматизация


Долина р.Хуанлон

Долина р.Хуанлон с птичьего полета
Схема

Национальный парк Хуанлон («Желтый Дракон») включен в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1992 году. Этот памятник природы расположен на севере провинции Сычуань, в Миньшанских горах, в долине одноименной реки, притока реки Фуцзян (Fujiang). Несколько геотермических высокоминерализованных источников выходят на поверхность на высоте 3650м, разливаются по многочисленным террасам и бассейнам и спускаются каскадами водопадов. В этой долине на участке 7,5 км бассейнов насчитывается около 3300.

Здесь находится и самая обширная травертиновая формация в мире, длиной 3,6км, перепад высоты 400м. Насыщенный цвет воды (от голубого, зеленого до желтого и молочного) обусловлен высоким содержанием солей кальция. Аналогичные памятники природы встречаются в Йеллоустоне (США) и Нахани (Канада), и миниатюрные аналоги можно посмотреть в Памук-Кале (Турция) и Плитвице (Хорватия).

Утром мы опять находимся в облаке, моросит, температура 10°. Немного побаливает голова: то ли от высоты, то ли от вчерашней тяжелой дороги. Воспользовались канатной дорогой, станция которой находится в полукилометре от гостиниц вниз по реке. От верхней станции вдоль крутого склона, поросшего густым хвойным лесом, проложены деревянные мостки. Очень обидно, но видимости нет никакой. Зато идем буйным девственным лесом, начало осени, очень красиво. Мостки выводят в долину реки. Сквозь туман проглядывает силуэт буддистского храма. Воспользовались проверенным способом: поставили свечку. Через полчаса туман поднялся вверх, выглянуло солнце.

Полдня мы провели в парке, ловя свет и фотографируя эти поистине потрясающие картины. Единственно, что донимает, так это огромное количество туристов, которых завозят в обеденное время. Движение по парку возможно только по мосткам и специально проложенным тропинкам, всего более 10км. Но вторжение в ландшафт минимально. Небольшая закусочная, несколько мест фастфуда. Часто встречаются блоки туалетов и пункты с кислородными баллонами. Нескольким людям при нас стало плохо: высота около 3500м, а перепад высот более 300м.

Под вечер все опять затянуло. Провели тренировочную покатушку на пару часов, возвращались уже по дождю. Самочувствие хорошее, акклиматизация проходит по плану. Впечатлений масса, место уникальное и достойно посещения.

03.10.07 Хуанлон (3275м) – пер.4010м – Жангла (Zhangla, Chuanzhusi, Zhuanzhusi, 3040м) – р.Добайхэ – водораздельное плато (3700м), дневной километраж - 84км

Утром мы находимся в облаке, моросит дождь, температура +10°, еще и с ветром. Выехали в 8-30. Сразу начинается подъем. Набор высоты до перевала немногим более 700м. Для первого дня вроде многовато, но 2 дня акклиматизации прошли, самочувствие хорошее. Асфальтированная дорога серпантином поднимается по ущелью. Облака то открывают вид на перевальный цирк, то снова накрывают нас с головой. После 10-30 начался встречный поток многочисленных автобусов, на узких серпантинах приходится пережидать на обочине. Добавим сюда порции выхлопных газов китайской солярки…


Нижняя часть подъема

Верхняя часть подъема

На перевале

Каждый едет своим темпом, но к 12-00 все выехали на перевал (4010м). Видимости нет, снежный заряд оповестил о скором приходе зимы в эти края. С перевала дорога сначала проходит по водоразделу, поэтому теряем высоту медленно. Километров через 7 буквально выныриваем из облака и начинаем стремительный спуск. Внизу, под нами - пересеченное плоскогорье, залитое солнцем, вершины высотой 4300м-5000м, кое-где разбросаны хутора.


Нижняя часть спуска

Сбрасываем километр высоты до Жангла (3040м). Пообедали в придорожном ресторане, где кормят проезжающих туристов. Двухэтажный поселок находится на перекрестке дорог: на север – на Цзюйжайгоу (Jiuzhaigou, нац. парк аналогичен Хуанлону, но мощнее), на юг – обратно в Ченду, а нам на запад - на Жоэргай (Zoige), шоссе №213. В Жангла можно подкупить продуктов, так как следующий поселок через пять перевалов. Едем вверх по живописной долине Добайхэ, поросшей еловым лесом. Ландшафт похож на хр.Терскей-Алатау в Киргизии: мирно пасутся яки, жилья почти нет. Только буддийские ступы напоминают о том, что ты находишься в Тибете.


Тоннель через отрог

Асфальт проложили буквально «на днях», километровые столбы отсутствуют. Машин практически нет. Дорога пару раз переходит с берега на берег, набирая высоту. Через 25км от Жангла начинается заметный набор высоты, а еще через 5км подъезжаем к тоннелю через отрог. Высота уже 3530м. Дорога вьется между холмами, спускаясь и поднимаясь. Начинаем подъем на перевал. Место «знаковое»: водораздел между бассейнами гигантских рек Китая: Янцзы и Хуанхэ. Высота перевала 3680м. Спуска практически нет, сбрасываем всего 200м высоты, далее выезжаем на высокогорное плато, поросшее карликовым кустарником.


Строящаяся эстакада

Заканчивается первый трудный день. Пора искать места для ночлега, но, как назло, «хрустальные» ручьи остались внизу, и начался многокилометровый объезд по пыльной грунтовке. Новая дорога поднимается по эстакаде, проходит сквозь тоннель и выходит на очередной перевал. Сейчас здесь укладывают асфальт, поэтому транспорт пустили прямо по дну долины. Образовалась многокилометровая пробка. К тому же, склон длиной метров 100 вместе с свежеуложенным асфальтом накануне «сполз» в долину.

Остановились на ночлег недалеко от дороги, между кустарников карликовой ивы, на полянке эдельвейсов. Воду нацедили из родника, протекавшего чуть в стороне. Ночью шел кратковременный дождь.

04.10.07 Водораздельное плато (3700м) - верховья р.Жэцюй (Баньхэ, 3850м) – р.Мочу (Хэйхэ) – Мова (Mewa, 3650м) – верховья р.Эцюйхэ (3550м), дневной километраж - 72км


Объезд по грунтовке

Утром - переменная облачность, ветер пока не донимает. Продолжаем подъем, набор высоты до перевала – 250м. Старая пыльная грунтовка короткими петлями серпантина забирается на перевал, а слева по эстакаде подходит новая трасса, на которой дружно работают асфальтоукладчики.

На перевале основное шоссе №213 на Жоэргай уходит на север, мы продолжаем движение на запад. Второстепенная дорога на Вацэ (Waqie, Waqen) идет по плато на высоте около 3850м, практически не теряя высоты. Пару раз сбрасываем и вновь набираем по сотне метров. Дорога каменистая, узкая, при приближении встречных машин летят камни, приходится останавливаться на обочине.

Спуск с последнего перевала в широкую долину р.Мочу (Хэйхэ) – с ветерком, сбрасываем 300м высоты. Широкая щебеночная дорога идет правым бортом долины, переходит на левый и уходит южнее, в холмы. Пасутся яки, жилья нет, лишь одинокие палатки кочевников. Встречный ветер мешает движению.


Дорога в долине р.Мочу

Подъехали к пробке: на очередном подъеме подсыпают щебень, ровняют грейдером. Скопилось десятка полтора-два машин с каждой стороны, все терпеливо ждут. Мы аккуратно перенесли велосипеды через кучи щебня и помахали грейдеру ручкой.

Внезапно спустило колесо, до нуля, а мужики только за холм завернули. Я не растерялась, смотрю, тибетец на мотоцикле меня обгоняет. Я ему жестами: «Там впереди - 3 велосипедиста. У меня – авария. Пусть мои с ремнабором подъедут». Мужик вроде понял, умчался.


Ремонт

Только он скрылся за холмом, как навстречу – полицейская машина. Известно, что в Китае у полицейских установка – иностранцам помогать. Ну, я машине и махнула. Те, ни слова не говоря, разворачиваются, загружают в багажник велосипед, а меня с рюкзаком – на заднее сиденье.

Подъезжаем к нашим. А Санька Проваторов уже налегке, с ремнабором ко мне собрался. И тибетец на мотоцикле рядом стоит, наблюдает. А полицейские махнули рукой вперед, мол, рядом поселок, довезем барышню. Километров через пять, у развилки на поселок Мова (Mewa), меня высадили. Мужики подъехали, заменили камеру. Полицейские уехали только после того, как убедились, что все в порядке.


Жители д.Мова

Поселок Мова (3650м) – единственный населенный пункт на участке в 150км. Одна неасфальтированная улица, что говорит о конкретной глубинке. Типичные двухэтажные дома, на первом этаже - лавка или мастерская, на втором- жилые покои. Надписи на тибетском языке. Все жители в халатах-чубах, накинутых на одно плечо. Монахи в темно-коричневом одеянии и в кепи наподобие перевернутого узкого хозяйственного совка. Белые или черные широкополые шляпы как на мужчинах, так и на женщинах. Мы рассматриваем их, они – нас. Время уже - поздний обед или ранний ужин. Решили отдохнуть, отмахали сегодня 60км. В местной забегаловке заказали мясо с овощами.

Дорога от поселка поднимается вверх. Слева восстанавливают монастырь, ряд белых буддийских ступ зорко следят за спокойствием в долине. Переваливаем через отрог, петляем между холмами. Останавливаемся на ночлег у ручья. Напротив, через дорогу, в скалах на холме, пристроился небольшой монастырь. В сумерках нас посетили местные монахи на мотоциклах. Мы держали оборону, зорко следя за нашими вещами: мало ли что? Все обошлось, уже в темноте непрошенные гости удалились.

Ночь была ясная, морозная, с ветром.

05.10.07 Верховья р.Эцюйхэ (3550м) - Вацэ (Waqie, Waqen) – р. Байхэ (Шацюй) - Хунъюань (Халама, Hongyuan, 3500м), дневной километраж - 83км


Ночевка

Подъем, как обычно, с восходом солнца. Хоть световой день в октябре и короток, раньше вставать смысла особого не имеет, так как ехать холодно. Утром солнечно, но боковой ветер. Попетляв между холмами километров 30, с перепадами высот около 100м, и перевалив через несколько отрогов, спускаемся в широкую болотистую долину р.Байхэ (Шацюй). На подъезде к Вацэ у меня лопнула рубашка троса заднего переключателя. Глянула: и у переднего тоже трещина. Может, перетерлась при транспортировке в машине? Ставим на средние звезды, отремонтируем вечером, чтобы не тратить время.


Паломники Тибета

Огромное количество ритуальных флагштоков опутало паутиной холм слева. Здесь, в Вацэ (3470м), сотни паломников приезжают поклониться буддийским святыням. Поселок небольшой, находится на перекрестке дорог: на север – Ланмуси (Langmusi), на юг - Хунъюань (Hongyuan). Эта трасса асфальтированная, средняя высота 3500м, перепады высот небольшие.

Поворачиваем на юг, от перекрестка до Хунъюаня - 42км. Дорога идет вверх по р.Байхэ, правым бортом долины. На широких просторах пасутся яки, лошади, угодья огорожены. Появились и белые палатки с характерным буддийским узором. Туристов на джипах здесь знакомят с местной кухней и бытом кочевников. Можно остановиться и на ночлег. Предусмотрены даже удобства: каркас обтянут черным полиэтиленом, ну хоть что-то! Понятно, что и цена рассчитана на человека с кошельком.


Тибетские девушки

Вспоминается лозунг в наших столовых: «Чисто не там, где убирают, а там где не сорят!». Так вот, китайцы сорят везде: в поездах, в ресторанах и других общественных местах - прямо на пол. Уборщики помещений там без работы не останутся, впрочем, как и дворники. Что же говорить о выбросе мусора через окно автомобиля на междугородних трассах? Чтобы занять в глубинке трудоспособную часть населения, правительство разработало специальную программу. Уборщики с метлами, передвигаясь на мотоциклах, каждый день убирают свой участок, складывая мусор в специальную закрепленную корзину. Таких уборщиков в яркой спецодежде встречаем регулярно.

Местами дорога подходит к реке, в зарослях облепихи, похожей на сибирскую, нашли укромную от ветра полянку. Перекусили и искупались. Днем жарко, но прохладный ветер освежает.

В Хунъюань прибываем довольно рано, но надо подремонтировать велосипед и попробовать обменять деньги в банке. Устроились в строящуюся гостиницу, все в один номер. С ремонтом справились быстро. А с обменом денег в глубинке всегда большие проблемы: трудно найти «правильный» банк. Нам сказали, что банк есть.

После захода солнца, температура опускается почти до нуля, теплые спальники в холодной гостинице очень даже пригодились.

06.10.07 Хунъюань (3500м) – Лунжинунчан – пер.3860м - Чжунланкоу (Zhongrankou, 3665м) – р.Сомохэ (3510м), дневной километраж - 100км


Городская площадь

Утром, к 10-00, подъезжаем к банку. Известно, что меняют в «Bank of China». Здесь только «Сельскохозяйственный». Служащие предложили заехать в Ченду…

Продолжаем движение на юг. На выезде из города два памятника стоят напротив друг друга. Один - монумент Красной Армии, понесшей большие потери при пересечении плато 70 лет назад, отсюда и название Хунъюань, «красная равнина». Другой - огромный золотой буддийский символ в виде «шишки». Коммунизм и религия слились воедино….

Тридцать километров отмахали быстро, высота 3500м, ровный асфальт, да и ветер не очень донимает. Сегодня палатки и юрты кочевников попадаются чаще. Молодые монахи с рюкзаками за спиной путешествуют автостопом. Целые семьи паломников идут пешком, с детьми, везут на телеге нехитрый скарб. В местечке Аньцюй вместе с пилигримами покрутили огромные молитвенные барабаны. Здесь, в глубинке, жизнь идет своим чередом, никто никуда не торопится, но нам надо спешить.


На водоразделе Хуанхэ - Янцзы

Через 25км - Лунжинунчан - несколько мелких дорожных закусочных, остановка грузового транспорта. Остановились и мы на обед. Молодая женщина предложила самим приготовить нехитрые блюда. С этим заданием я справилась быстро, а хозяйка помогла найти нужные приправы среди множества баночек.


Долина р.Сомохэ

Еще десяток километров, долина смыкается, горы подходят стеной, над ними доминирует безымянная вершина 5378м. Начинаем подъем на перевал. Дорога ведет лесной долиной, вдоль ЛЭП, набор высоты всего 300м, заехали быстро. На перевале на камнях высечено, что это водораздел между бассейнами рек Хуанхэ и Янзцы. Перед нами на юг простирается огромная лесная страна, край заоблачных высот, куда мы и начинаем спуск. Надо сбросить 2 километра высоты на 300км пути. Отдых, да и только!

Первые 200м сбрасываем серпантином и попадаем в живописную долину р.Сомохэ. По мосту дорога переходит на левый берег, продолжаем спуск по еловому лесу. Долина сужается, вокруг крутые скалы, ручьи стекают водопадами. Кое-где попадаются одинокие дома крестьян. Обозначенных на генштабовской карте двух деревень Чжунланкоу на самом деле нет.

Через 26км спуска – развилка, налево уходит новая асфальтированная дорога на Хэйшуй. Судя по китайской карте, Чжунланкоу именно здесь. Несколько новых каменных домов да одноэтажная продуктовая лавка. Пополнили запасы воды апельсиновым соком.

Еще 5км спуска, мост на правый берег. За мостом, на поляне эдельвейсов, среди кустов низкорослой ивы, устроились на ночлег. Воду брали из реки.

07.10.07 р.Сомохэ (3510м) - Шуацзинсы (Shuajingsi) - Маэркан (Maerkang, Barkam, 2600м) – р.Цзюмохэ (2490м), дневной километраж - 116км


Дорога приходит сверху

Продолжаем спуск. Ущелье крутое, лес и скалы, окружающие горы поднимаются до 4800м. Через 9км справа под скалой, весь в елках, притаился монастырь. Далее дорога по мосту переходит на левый берег. Еще через 12км – пара хуторов, по карте это Цзавокэ. Вокруг небольших каменных домов террасами примостились огородные грядки: капуста, корнеплоды и великое множество зеленых салатов. Идет уборка урожая. Самодельным прессом давят какое-то сырье, получают желто-зеленое масло. Пасутся пестрые яки, чумазые хрюшки с семейством перебегают через дорогу.

Дорога то поднимается на очередной прижим, то спускается прямо к реке. Под скалами асфальт весь выбит упавшими камнями, видны и последствия обвалов. Один из недавних расчищают при нас. Обозначенной на генштабовской карте деревни Шуацзинсы на самом деле нет.


Среднее течение р.Сомохэ

Подъехали к перекрестку Шуацзинсы: несколько лавок, шиномонтажка. Здесь выход на Сычуань-Тибетскую трассу №317. Налево через мост - направление на Ченду. Туда дорога идет через 4-километровый тоннель перевала Чигугуань.

Нам направо, на запад, вниз по долине до Маэркана. Трасса была асфальтирована давно. Покрытие оставляет желать лучшего: тяжелые грузовики и высокие летние температуры продавили две колеи, «согнав» на обочину наплывы асфальта. Чтобы не шарахаться от проезжающих машин, приходится ехать по этим «блинам», причем сильно не разгонишься. Встречаются участки каменистой дороги, особенно в местах выхода боковых потоков или под скальными сбросами.

Через десяток километров на узком участке реки большое строительство: недавно открыли мост и новую дорогу, уходящую по левому берегу круто вверх. Отсюда по указателю до Маэркана 52км. Дорога идет высоко над водой, правым берегом узкого ущелья, периодически спускаясь к воде. Окрестные горы достигают 4500м.


Появились деревни

Небольшие хутора расположились на прилавке левого берега долины. Пополнение продовольственной корзины Китая происходит зачастую даже без средств малой механизации. Крестьяне с той стороны реки с корзинами урожая за спиной крутыми тропами спускаются к висячим мостам и поднимаются сюда, к трассе, где сдают урожай государству. Уборщики на дорогах с метелками в руках выглядят проще: пересели с мотоциклов на велосипеды.

Пару раз подкачали мое колесо, потом пришлось поменять камеру. Обедаем, судя по карте, в Цзявэньди. Сегодня на пути это единственное место, где есть общественная столовая, а отмахали уже 70км.

Далее 20-км участок скальной теснины. Солнечный луч даже днем не достает до дна долины. Все склоны доверху одеты лесом. Хвойная тайга перемежается с буйной растительностью лиственных лесов: береза, осина, тополь, клен и акация…


Маэркан

Первые башни

Долина расширяется, небольшие деревни по 5-7 домов расположились по обеим сторонам реки довольно высоко над водой. Дома каменные, 2-3 этажа, с характерными тибетскими окнами и трапециевидными стенами. На верхнем этаже – открытая веранда. Вокруг дома, насколько позволяет склон, небольшие сады и огороды. Выращивают кукурузу, всевозможную капусту, острый перец, из плодовых, в основном, яблони. Все дома развернуты верандами строго по солнцу. На краю деревни обязательная буддийская ступа и молитвенные флаги. На открытых местах пасутся яки, попадаются и небольшие отары овец.

Подъезжаем к развилке. Налево вверх по боковому притоку уходит дорога на юг, на Сяоцзинь (Моугун). Одна небольшая ходка, и мы въезжаем в город Маэркан - столица административного района Аба. Современный многоэтажный город протянулся узкой полосой по обеим сторонам реки на 7км. Государственные учреждения, стадион, больницы – все говорит о недавней застройке. Завернули на рынок, подкрепились арбузом и гранатами, запаслись копченой уткой и лепешками на ужин.

Продолжаем движение на запад вниз по долине реки, которая в этом месте имеет китайское название Цзюмохэ. Вечером ветер усилился и мешает движению. Хочется увидеть знаменитые сторожевые башни, развалины некоторых из них попадались нам сегодня в течение дня. Ущелье сужается, небольшое водохранилище, плотина ГЭС. У деревни Сугнан дорога переходит на левый берег, и долгожданные башни предстают перед нами в лучах закатного солнца.

Остановились на ночевку на берегу реки за последними домами деревни, недалеко от дороги. Высота всего 2500м, сегодня сбросили больше километра.

08.10.07 р.Цзюмохэ (2490м) – Чосышэнь (Чжунчжай) - р. Дацзиньчуань - Цзиньчуань (Дацзинь, Jinchuan, Quqen, 2220м), дневной километраж - 78км


Вот так груши!

Шоссе №211

Встаем рано и продолжаем спуск по левому берегу узкого ущелья, забитого огромными валунами. Стены возвышаются на полтора километра. Каменистый участок грунтовой дороги. Солнце пока не осветило долину, бодрящий встречный ветер. В двух местах реку перегородили мини-ГЭС. Ущелье поворачивает на юг, справа видна долина мощного правого притока р.Маэркэхэ. Туда, вверх по долине, отходит грунтовая каменистая дорога. Сторожевые башни до сих пор зорко следят за порядком в долине. К ним, на головокружительную высоту (метров 700), серпантином поднимаются тропы.

Далее ущелье расширяется, река принимает спокойный характер, чего не скажешь о ветре, который очень достает нас. Небольшие прижимы, каменистая дорога, вырубленная в скалах, чередуется с асфальтовыми отрезками в деревнях. Деревни по обеим сторонам реки представляют собой сплошные сады: огромные деревья груш, грецких орехов, яблонь. Мини-поля поднимаются вверх террасами и огорожены каменными кладками. В этих кладках предусмотрены каменные ступени для прохода наверх. Для полива горный поток отводится специальной системой шлюзов и подается на поля.


Водопад

Долина р.Дацзиньчуань

Местное население приветливое, угощает грушами. Больше одной за раз не съесть, набиваем карманы рюкзаков. Кое-где ремонтируют рыбацкие сети, в заводях неплохой улов. Как-то незаметно исчезли яки, их место заняли коровы и лошади, иногда попадаются овцы.

Через 26км доезжаем до развилки. Это - Чосышэнь (Чжунчжай), судя по генштабовской карте. На указателе в латинице – Bai Wan. Отсюда через высокий мост на правый берег трасса №317 уходит в Лхасу. А нам на юг, по трассе №211, и даже новенький километровый указатель стоит: прямо, по левому берегу. Только дороги нет! Сейчас здесь развернуто громадное строительство. Высоко наверху по крутому левому скально-осыпному склону снуют туда-сюда экскаваторы и самосвалы, пробивают несколько тоннелей. Похоже, что будет ГЭС.

Переехали за мост, там остановка транспорта: десяток продуктовых лавок, кое-какие мастерские. В булочной закупили лепешек, запаслись соком. Местные показали, что на нашу дорогу временный объезд сделали ниже. Действительно, после правого поворота основной дороги – указатель. За белой ступой, рядом с висячим мостом, действительно построен временный объездной мост. Отсюда, левым берегом р. Дацзиньчуань, новая асфальтированная трасса №211 начинает свой отсчет.

Только проехали скальный участок, как над нами, немного сзади раздался взрыв, потом еще… На протяжении 4 километров несколько раз встречаются строящиеся водоотводные тоннели, дружно работает мощная техника.


Грушевая бомбардировка

Да здравствует,
Марксизм-Ленинизм!

Хотя ущелье и повернуло на юг, то есть, сменило направление, ветер не ослабевает. Иногда он достигает такой силы, что скорость на спуске «достигает» 12км/ч.

Дорога забирается наверх, под водопад, проходит высоко над водой и спускается к мосту на правый берег. Проезжаем несколько мелких селений. Один дом нас поразил: на внешней стене давно забытые портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Мао.

Слева подходит мощный приток, мост через реку, второстепенная дорога уходит вверх по притоку. На этой стороне селение называется Jiu mu, судя по указателю. Пообедали в придорожной забегаловке.

Весь день нас сопровождают башни, как бы передающие эстафету друг другу. Одни хорошо сохранились, других не пощадило время. Дома карабкаются вверх по склону и занимают верхние этажи долины.

Еще ходка, и остановились передохнуть на грушевой аллее. Очередной порыв ветра начал атаку спелыми сочными грушами. Весь асфальт липкий от сладкого сока.

Под вечер вкатились в город Цзиньчуань. Устроились в недорогую гостиницу. Современные многоэтажные постройки, вечером на площади играет музыка. И стар, и млад танцует..


Дома карабкаются вверх

Цзиньчуань

09.10.07 Цзиньчуань (2200м) - р. Дацзиньчуань - Даньба (Danba, 1870м), дневной километраж - 98км


Дорога по р.Дацзиньчуань

Утром атаковали банк. Безрезультатно, опять только «сельскохозяйственный». По пути посетили несколько сувенирных лавок, отметили очень дешевое серебро и некоторые местные оригинальные сувениры.

Продолжаем движение по правому берегу. Участки скальных выходов чередуются с небольшими деревнями. В садах грушевые деревья соседствуют с хурмой, встречаются отдельные рощи грецкого ореха, появились заросли бамбука. Идет уборка урожая.

Через реку в нескольких местах перекинуты мосты, как подвесные, так и бетонные. Крестьяне с того берега приносят корзины огромных груш на продажу.


Долина р.Дацзиньчуань

Искупались в реке, подъехала полиция, что-то спросили. Я как начала сыпать китайскими населенными пунктами по предстоящему маршруту… Поняли, что мы не случайные люди, отстали.

Сегодня башни, как никогда, рядом. Надо обследовать при случае. Проехав 56км, встречаем первую столовую. Пора отдохнуть и переждать жару. Пока готовится обед, мы поднимаемся к башне, возвышающейся над деревней. Участок древней дороги, далее крутые гранитные ступени, ведущие к основанию. Поражает ровная каменная кладка и отсутствие дверей. Наверху выступают горизонтальные деревянные балки, возможно используемые для подъема грузов.


Деревни района Даньбы

Продолжаем спуск, горы поднимаются вверх.. Деревни становятся крупнее, живописнее, поднимаются выше по склонам. Дома 3-4 этажные, с плоскими крышами и открытыми резными верандами, имеют особый тибетский колорит. Первый этаж предназначен для домашнего скота и птицы, второй-третий - как жилые помещения, а верхний - для хранения зерна и пр. Башенки по углам крыш обычно белого цвета, как символ удачи. По традиции, дверь дома обращена на юг. Белая каменная пагода расположена на краю многих деревень. Каждое утро там жгут ветку можжевельника, молясь о защиты семьи.


Тибетский дом

Скоро Даньба, районный центр, там запланирована ночевка. Вечереет, проехали уже расчетные 80км, но, судя по рельефу (место слияния 4 рек), Даньбы пока не видать, а точной карты нет. Встречный ветер усиливается, нагоняет свинцовые тучи, резко темнеет. Глубокое ущелье смыкается, дорога поползла вверх. Внезапно обрушивается гроза с градом, температура резко падает. Пережидать на отрытом месте не очень приятно, спрятаться некуда, да и ставить палатку в таких условиях не хочется. Поэтому, одевшись, достаем фонари и осторожно продолжаем движение. Наверху асфальт, как назло, кончился, а дорога превратилась в грязное месиво. 15км каменистой грунтовки через скальный прижим, далее сбрасываем 200м высоты. Дождь к этому времени прекращается. Ураганный ветер буквально сбивает меня «с ног», пришлось даже слезть с велосипеда. Из-за поворота внезапно возникает залитый огнями город. Проехав буквально 100м, находим небольшую уютную гостиницу. Даже есть горячая вода.

Королевство "Тысячи каменных башен"

10.10.07 Даньба (1870м)– Маоню (Maonu) - р.Цзисингоу - пер.3920м – Цяньнин (Bamei, Garthar, Qianning, 3430м), дневной километраж - 77км


Даньба

Даньба

Даньба. Справка по району

Утром идем осматривать город. Со всех сторон зажатые скалами, типично китайские многоэтажки. Но народ колоритен, особенно старцы, много и молодых тибетских монахов. Глянули издали на нашу гостиницу: как это вчера в бурю никаким камнем сверху не прибило одноподъездную трехэтажку? Даже высокие опоры ЛЭП кажутся лилипутами на этих скалах.

В путеводителе сказано, что возможен обмен денег. Но, уже который раз, предлагают ехать в Ченду…Запасаемся продуктами и потихоньку выдвигаемся. 300км трехдневного спуска закончились, сегодня по плану перевал.


Дорога идет лесистым ущельем

Хвойный лес

Едем на запад, узкая асфальтированная дорога №303 идет вверх левым берегом живописного лесистого ущелья. Постоянный набор высоты. Проезжаем камнерезную мастерскую, чуть выше – каменоломню. Через небольшой бурный поток в нескольких местах переброшены веревочные пешеходные мостики.

Километров через 20 от Даньбы – несколько продуктовых лавок. Далее поворот ущелья на юг, петля серпантина, упавший сгоревший автобус. Дорога идет густым лесом вдоль маловодного потока, жилья практически нет. Еще через 20км – расширение и поворот долины на запад. Здесь слияние нескольких притоков, слева остается деревня Маоню. «Незаметно» набрали 700м, но это только половина намеченного.

Густой хвойный лес из тсуги, пихты, ели с подлеском из ивы и березы. Видели интересный вид – красную березу. Выше Маоню пушистые сосны вступили в свои права, но пейзаж становится суров. Пообедали. За Маоню переезжаем по мосту на правый берег, отрезки плохого асфальта чередуются с узкой каменистой дорогой. От поворота долины на юго-запад начинается участок крутого подъема. Поваленные деревья, огромные камни, следы обвалов молча напоминают об опасностях в непогоду. Слепой холодный дождь замочил и нас. Иногда идем пешком.


Красная береза

Ель

Лишайники

Обгоняем 2 китайских велосипедистов, первых за весь поход. Они все в обтяжку, в шлемах, налегке, с небольшими рюкзаками за спиной, тоже пешком тягают велосипеды. Один даже с брюшком, что довольно странно для китайца.

Дорога переходит с берега на берег, мимо минеральных источников (бетонные купальни), далее ущелье поворачивает на юго-восток и расширяется. Открывается грандиозный вид на вершину Яла (Yala, 5844м), священную для этих мест. Сегодня и завтра она будет сопровождать нас, открываясь с разных сторон...


Вид на вершину Яла (5844м)

На спуске с перевала

Уже чувствуется усталость, набрали полтора километра высоты, надо сделать последнее усилие. Лес и скалы остались далеко внизу, последние 7км до перевала дорога серпантинит по открытому пространству перевального холма. С перевала (3920м, 64км от Даньбы) открывается вид на высокогорное плато, бесконечные холмы, небольшие деревни и мирно пасущиеся стада яков… Впереди у нас неделя такого ландшафта.

Сбрасываем 400м высоты до развилки. Отсюда направо дорога уходит к монастырю (Тайнин) и далее до встречи с северной веткой Сычуань-Тибетского шоссе (№317). Нам налево, на Цяньнин, или, по-тибетски, Бамей. Скатываемся до моста и ночуем недалеко от дороги, день получился тяжелым. В поздних сумерках, уже при свете налобных фонарей, тоже уставшие, проехали мимо китайские велосипедисты. Они ночуют в Бамее.

11.10.07 Цяньнин (3430м) - пер. Герима Ла (Gerima La, 3880м) - Тагонг (Tagong, Lhagang, 3740м) – Синьдуцяо (Xinduqiao, Dzongzhab, 3450м), дневной километраж - 69км


У сапожника

Обмолот по-тибетски

Утром заезжаем в Цяньнин (Бамей), место рождения 11 Далай Ламы. На въезде – огромная ступа, вокруг много паломников со всей округи, древних монахов, здесь же восстанавливается монастырь. Рядом - пара-тройка гостиниц для иностранных туристов. Оригинальная тибетская архитектура: каменные дома строятся с использованием местного сланца. В прошлом - тихое тибетское местечко, сейчас оно активно раскручивается. Встретили группу туристов, у них – фототур на джипах. Все кинулись нас фотографировать.

Подкрепились вкусными пельменями (с мясом!) в простецкой уличной столовой за рекордно низкую цену – 5Y за порцию. Интересно, что у тибетцев этой долины очень тонкие черты лица. И в каждой лавке и забегаловке – портрет уважаемого всеми Далай Ламы. А, в общем, течет мирская размеренная жизнь…

Отрезок трассы до южной ветки Сычуань-Тибетского шоссе №318 асфальтирован только частично, и все информационные источники прочат нам пыльную дорогу на весь день. Едем вверх по широкой долине, левым берегом. Небольшие крестьянские хозяйства огорожены каменными заборами. Женщины разбрасывают на дороге сжатые колосья, через некоторое время метлами сметают (вместе с пылью грунтовки) отделившееся под колесами проходящих машин зерно. Попадаются участки, бывшие когда-то асфальтом.


"Каменный лес"

На подъеме на пер.Герима Ла

Слева от дороги, через реку, в нескольких местах видны серо-синие перьеобразные скальные выходы, для туристов это называется «Каменный лес». Заехали к одному из них. Карстовая формация, на самом деле, создана водой и ветром. Долго ждали выхода солнца из-за туч, чтобы сделать фото этих осыпающихся «сосулек».

После моста (9км) на правый берег дорога продолжает подъем (7км) между холмами. Нас обгоняет колонна грузовиков, оставляя позади длинный пыльный шлейф. Перевальный взлет длиной всего 2,5км запомнился пылью (по щиколотку!) и газо-пылевой атакой второй колонны грузовиков. На седловине перевала (3880м) километровый камень возвестил о точно промеренном расстоянии в 18км 350м. Несколько петель серпантина на спуске, аккуратно работаем тормозами, перед ямами бывшего асфальта приходится иногда сбрасывать скорость до нуля.


Золотая пагода

Обгоняя, тормозит микроавтобус с японскими туристами. Выбежала стайка людей с мощной фотоаппаратурой, сделали несколько кадров со мной, выразили восхищение, убежали. За день таких выбросов туристов было три.


Лагерь для паломников

Едем долиной реки, практически не теряя высоту. В десяти километрах после перевала – священное место Тагонг. Приличный асфальт начинается от моста. Огромный холм весь украшен молитвенными флагами, хорошо видны издали и мантры, выложенные белыми камнями. Слева, напротив, на фоне священной горы Яла сияет золотая пагода. Сто восемь ослепительно белых чортенов, стоящих в два ряда, завершают ансамбль. Рядом раскинулся целый лагерь для паломников и туристов. В больших белых палатках можно отведать местной еды и отдохнуть после долгого пути.

Велотурист-одиночка из Германии только что закончил осмотр святых мест, обменялись впечатлениями, поехал на перевал.


Монастырь Тагонг

В километре ниже – монастырь Тагонг (Lhagang), который считается самым древним в Каме. Молитвенные барабаны находятся в постоянном движении, монахи медитируют в углах храмов. Посетили, за 10Y дают билет. Там хранится копия статуи Будды Шакьямуни, оригинал которой является главной святыней Тибета.

Путеводитель советует: «Это - прекрасная остановка, чтобы получить аромат «дикого запада» Восточного Тибета». Рядом с монастырем выстроены многочисленные гест-хаусы, ресторанчики, оригинальный стиль. Вот только веет здесь уже новоделом и цивилизацией. Все это больше похоже на декорации к фильму…


Выезд из Тагонга

Пара километров прекрасного бетона, который считается городской роскошью, заканчивается сразу за городскими воротами. Ниже начинается грунтовый участок, едем лесом. Быстро сбрасываем метров двести высоты левым берегом маловодной реки, русло которой выложено большими плоскими камнями. Западный Саян, да и только!

Справа приходит крупный приток. Сюда дотянули укладку асфальта. Мы и так уже равномерно серые от пыли, а тут еще 20км экскурсии с показом технологии дорожно-строительных работ. Рабочие заливают бетоном то левую, то правую полосу, ровняют обычной виброрейкой, прикрывают тряпками или присыпают мелкими камешками. Приходится ехать в объезд пыльной грунтовкой. Странно, что навстречу потока машин нет, только единичные джипы.


На развилке с шоссе №318

На перекрестке с трассой №318 – многокилометровая пробка: грузовой транспорт на Бамей не пускают. Спускаемся в Синьдуцяо (3450м). В путеводителе городок рекомендуют как «рай для фотографов», но, честно говоря, после обаяния окрестностей Даньбы даже доставать фотоаппарат не хочется.


Синьдуцяо

Устроились в простую муниципальную гостиницу, 4-местный номер. На этаже есть даже горячий душ. Но, как говорится, «раздевалка через дорогу». Ее просто нет, даже намека на крючок для одежды. Дверь в душе не закрывается и выходит, как и все комнаты, на открытую веранду, а за бортом уже минус. Вода из душа в слив в полу не уходит, а разливается лужей по всему этажу. Но народ сообразительный, притащили 2 кирпича: одним кирпичом подпираешь дверь изнутри, а на втором стоишь и моешься. При определенной сноровке всю одежду можно повесить на оконной защелке. Или народ голый до комнаты бегает?

По плану, завтра – дневка, хотели доехать на машине до Литанга и далее продолжить поход. Но придется съездить в Кандин и поменять, наконец, деньги на вторую часть.

12.10.07 Синьдуцяо (3450м) - рад. Кандин (Kangding, Dardo) - Синьдуцяо - пер.4280м - плато (4340м) - Яцзян (Yajiang) дневка, машина


Вид с перевала Синьдуцяо - Кандин

Яцзян

Утром берем такси и едем по трассе №318 на восток в Кандин. через перевал (4300м). Таксист довез до «сельскохозяйственного» банка, и там нам все-таки поменяли деньги. Вернувшись в Синьдуцяо, берем машину до Литана (206км). Выдвигаемся в обед. До Яцзяня всего 68км, но асфальт плохого качества, встречаются участки и вовсе без покрытия, да еще и пара высоких перевалов.

Трасса №318 идет на запад, поднимается лесной долиной на перевал (4280м), пересекает открытое всем ветрам травянистое плато с максимальной высотой 4340м и спускается в небольшой городок Яцзян, со всех сторон зажатый скалами. Старые дома нависают над рекой, новые – лепятся по склону. Впечатлил въезд в город через туннель и далее по эстакаде через мост. Вечереет. Сославшись на плохое самочувствие, водитель предлагает заночевать. Остановились в простой ночлежке, вокруг таких натыкано великое множество.

13.10.07 Яцзян - Литан (Litang, 3960м), машина; Литан – пер.4130м - долина р.Литанхэ (3750м), дневной километраж велосипедом – 50км


Шоссе №318

Литан

Выезжаем в 6-00. Только водитель сменился, может, правда, заболел? Отсюда до Литана 137км высокогорной дороги. Через 30км поднимаемся на первый перевал. На седловине стоит указатель «4659м», но наш GPS до нее чуть-чуть не дотянул, показывает всего 4440м. Может со спутниками не сложилось? Последующую сотню километров дорога неоднократно поднимается до 4300-4400м, спускаясь между перевалами до 4050-4200м. Место довольно безлюдное, продуваемое всеми ветрами. Свинцовые тучи добавляют еще немного суровости. Проехав 98км, остановились в селении Тазиба (Taziba, 4050м), есть продуктовая лавка (первая сегодня), вдали виднеется монастырь.

С последнего перевала (4330м) спускаемся до Литана (3960м). Ехали 6 часов, средняя скорость 22,8 км/ч, неплохо. Распрощались с водителем на автостанции, рядом с развилкой на Сянчэн (Xiangcheng).

Литан – один из самых высоких городов Восточного Тибета, место рождения 7-го и 10-го Далай Ламы. Местность вокруг тесно связана с эпическим героем Гэсэр. Город расположен в широкой долине, ежегодно, 1 августа, здесь проводится знаменитый фестиваль скачек. В северной части города – монастырь и печатный двор, построенный еще 3-им Далай Ламой. Внутри находится статуя Сакьямуни, перенесенная из Лхасы. В западной части города, в 4км от центра, можно посетить горячие источники.

А нам надо спешить. Прокатились по городу, подзаправились в пекарне. Встретили пару немцев, которые стартовали в Таджикистане и уже четвертый месяц крутят педали. С ними мы будем встречаться еще на протяжении 4-х дней.


На подъеме через отрог

Ночевка в долине реки

От Литана наш путь лежит на юг, трассой №217, в загадочную провинцию Юннань. До Сянчэна, последнего города провинции Сычуань, 206км пути через высокие перевалы. Обычно ежедневный рейсовый автобус преодолевает это расстояние за день. По сравнению с трассой №318, потока машин здесь практически нет. Первые 10км едем асфальтированной дорогой по открытой плоской равнине на высоте 3950м. Сильный встречный ветер мешает движению, далее набор высоты 200м двумя серпантинами, и мы поднимаемся на невысокий перевал. Прямо на седловине, справа у скалы, радуя глаз яркими флажками, уютно примостился небольшой монастырь. Сбрасываем 400м высоты красивой долиной, поросшей невысокими деревьями. Очень хорошее место для ночевки, но вставать пока рано.

Селение Цзява (Jiawa, 3670м) - несколько некрашеных одноэтажных домов в окружении тополей с монастырем на окраине. Далее переваливаем через отрог и спускаемся в низину (3650м), где в р.Литанхэ впадает несколько притоков. Окружающие горы имеют сглаженные формы и поросли редкими елками. Перед мостом – несколько домов и продуктовая лавка. Отсюда начинается нудный подъем в узкую горную долину, сильный боковой ветер. Машин нет. Откуда-то вынырнули немцы и несколько километров мы едем рядом, ведя дискуссию на тему: «Стоит ли угощать местных детей сладостями». Позиция немцев: «Никогда и ни при каких обстоятельствах. Прирученные таким образом дети кидаются камнями в тех иностранцев, кто их не угощает». Довольно странная позиция…

Останавливаемся на ночлег на берегу реки, у начала серпантина, набрав от моста 100м высоты. Вечером вызвездило, температура упала до минус 7°.

14.10.07 долина р.Литанхэ (3750м) - пер."Tuer Shan 4696" (4640м) – Лива (Sangdui, Sumdo, 3950м), дневной километраж - 80км


Нижний этап подъема

"Тягун"

Ясное утро, бодрящий морозец. Немцы выехали минут за 15 до нас. Подъем на перевал идет двумя этапами серпантина с набором высоты 350м и 400м (считая от места ночевки), между которыми «тягун» с набором высоты 150м. Первый этап прошел среди желтеющего леса под ярким солнцем. «Тягун» ехали высокогорной тундрой уже под моросящим дождем, последний серпантин брали среди россыпей камней и скал, под снежный заряд с ветром и уже без асфальта. Сквозь облака справа иногда проглядывает доминирующая вершина 5181м, покрытая снегом.

На перевале надпись «Tuer Mountain 4696», и наш GPS почти дотянул, показывает 4640м. Любопытно другое: уже на седловине километровые столбы отмеряют 713, 714, а затем, на спуске, отсчет начинается снова: 700, 701. Вопрос закономерен: куда дели 14км?

Быстро теряем почти 300м, обгоняя немцев, на спуске их скорость почему-то сравнима со скоростью на подъеме. Пересекаем верховья небольшой речки, где обедаем, и начинаем подъем на высокогорное плато (до 4650м), борясь с диким встречным ветром. Почти 15 километров дорога идет по плато, не опускаясь ниже 4500м. Скорость не превышает 10-12км/ч. Плакат напоминает, что это памятник природы, уникальный участок Цинхай-Тибетского плато (Qinghai-Tibetan plato). Ландшафт очень суров: развалы огромных камней, "каменные палатки", верховые озера.


На подъеме

Выход на плато

Долгожданный спуск по асфальту приводит в живописную долину, поросшую хвойным лесом. По ней быстро скатываемся в поселок Лива (Sangdui, Sumdo). Не доезжая 3км, с левой стороны от дороги, в скалах расположился монастырь Бенбо (Sangdui Benbo Monastery), принадлежащий белой секте тибетского буддизма. Монахи всегда рады провести туристов по залам и комнатам, но, как правило, говорят только на тибетском и китайском. Группа фототуристов приехала сюда на джипах.

Лива, местные называют Сандуй, находится на перекрестке путей. Нам на юг, на Сянчэн, через высокий перевал, серпантин которого виден от поселка. На восток уходит дорога на Даочэн (Daocheng), в недавно открытую для иностранцев загадочную область Ядин (Yading). Поселок активно застраивается, в том числе и административными зданиями.

День был тяжелым, остановились в одноэтажной ночлежке, очень приветливые хозяева, дешевая вкусная еда. Удобства на улице, умыться можно из шланга, собака на поводке. Рядом строится 2-этажная гостиница с богатым национальным декором, все в резном дереве. Забежали посмотреть.


Спуск в долину

Монастырь Бенбо

Элементы декора

15.10.07 Лива (3950м) – пер.(4650м+4730м) - Сянчэн (Xiangcheng, 2875м), дневной километраж - 84км

Хмурое утро, перевал смотрится устрашающе. Тибетские мантры, выложенные белыми камнями на холме, хорошо видны издали. Местное население дружно вышло в поле на сельхозработы. Мужчины обсуждают проблемы, « а в это время женщины копали…».

Первый перевал

Подъем начинается сразу за поселком. Основная часть серпантина просматривается снизу, верхняя часть скрывается в облаках. Набор высоты до перевала 700м на 13км, вторая половина дороги идет уже без покрытия. Местами идем пешком. Нас обгоняет стайка джипов, немцев не видно. Сегодня низкая облачность, на перевале (4650м) боковой ветер несет снег, холодно. Спуск всего 50м, через 4км поднимаемся на второй перевал (4730м). Наверху не стали задерживаться, быстро вниз.

Второй перевал

Теперь предстоит 60км головокружительного спуска, где надо сбросить 2000м высоты. Первые 500м высоты сбрасываем серпантином по каменистой горной дороге. От пункта дорожной службы, который находится на границе зоны леса, появляется асфальт переменного качества. Дорога идет на спуск левым бортом лесистого ущелья.


Теснина Маосин

Выход в долину р.Сицюй

После моста на правый берег долина сужается, внизу виден очередной мост, к нему спускаемся серпантином. Зарядил мелкий дождь, мы находимся в облаке. Сбросили первый километр высоты. От моста начинается теснина Маосин (Maoxing). Это небольшой отрезок узкого глубокого ущелья, поросшего высокими елями. Дорога идет под скалами, высоко над водой, поднимаясь вверх на небольшой отрог. Отсюда открывается грандиозный вид. Где-то внизу течет р.Сицюй, куда впадает наш приток. Окружающие горы покрыты буйной растительностью, разбросанные по холмам домики кажутся игрушечными.

Сбрасываем еще 300м и выходим в долину р.Сицюй. Вырвались из облака. Продолжаем все время ехать левым берегом, иногда взбираясь на очередной отрог или спускаясь к селению. По правому берегу реки нас сопровождает щебеночная дорога, ведущая в верховья реки. Остановились отдохнуть у горячих источников. Повеяло цивилизацией: теперь бетонные ванны принимают посетителей. Отсюда до Сянчена еще 30км, асфальт, но встречаются участки дороги без покрытия.


Неожиданная встреча

Чуть-чуть не дотянули...

К вечеру зарядил дождь. Встретили молодую пару: он - француз, она – из Африки. Идут по дороге пешком, но с треккинговыми палочками. Забравшись на очередной холм (селение Ниси, Nisi), видим на другом берегу реки, за стеной дождя, город Сянчен. Но до него сбросить до моста и затем вновь набрать сотню метров. Внезапно дождь обрушивается просто белой стеной, и мы вынуждены искать укрытие. Вместе с бурным потоком, мы спускаемся к мосту и пережидаем под навесом АЗС. Последний подъем до города дался нелегко.

Устроились в гостинице. Туалет на этаже, общий и не закрывается. Душ здесь же, но, как всегда, ни одного крючка и вода градусов 12. Переоделись в сухое, утеплились и пошли гулять. Город бойкий, современный, много полиции и монахов. Несколько современных школ-интернатов и колледжей, где учатся дети из окрестных селений. Над городом возвышается монастырь, его мы посетим завтра. Долго выбирали где поесть, но меню везде дорогое, порции заметно уменьшились. Поужинали мясом с овощами. Случайно забрели в булочную, взяли сладкого печенья, чтобы восполнить потерянные калории и сделать запас для завтрашнего броска. Уже в темноте случайно встретили немцев, они тоже пережидали дождь и приехали в город следом за нами. Посещение монастыря у них не запланировано, за 4месяца впечатлений уже хватило.

В гостиницу вечером привозят группы китайских туристов, одна молодежь. Шум и хлопанье дверей стоит всю ночь, утром повсюду видны последствия бурной ночи.

16.10.07 Сянчэн (2875м) - пер.Сянжон (Xiangzhong, 3830м) велосипед, до Шангри-Ла (Zhongdian, 3200м) машина, дневной километраж велосипедом - 54км

Утром моросит дождь, уже к 9-00 поднимаемся к монастырю. 15Y за билет, на котором на двух языках, в том числе и на английском, коротенько дана история монастыря. Приветливый молодой монах провел нас по нижним залам, где выставлены огромные статуи богов, показал деревянные матрицы для книгопечатания и прочие интересные предметы. Все это время десятка два монахов монотонно медитировали в темной глубине зала. Уже с другим экскурсоводом мы поднялись, предварительно сняв обувь, на несколько верхних этажей и посетили комнаты, расположенные выше.

Монастырь в Сянчэне

Немного развеялось, дождь прекратился. Из Сянчэна наш путь продолжается по шоссе №217 на Шангри-Ла (Zhongdian), до которого 219км. Этот город находится уже в провинции Юннань. Если погода позволяет, рейсовый автобус преодолевает это расстояние за день. Выезжаем в 12-00. Из соседней гостиницы, синхронно с нами, выезжают и немцы. На 22км асфальтового спуска по р.Сицюй обгоняем их быстро. Может у нас масса больше?


Вид от монастыря на Сянчэн

Первый вираж

Подъем продолжается

От моста (2680м) дорога уходит от реки, и начинается подъем вдоль левого притока. Подъезжаем к следующему мосту (3075м). Отсюда асфальтовая дорога уходит на горячие источники Ranwu (на генштабовской карте Шанжуйво), что в 3км выше по притоку. Основная дорога федерального значения №217 уходит на длинный вираж обыкновенной грунтовкой. Отсюда до Шангри-Ла - 188км, судя по указателю.


Дорога к верхней деревне

На подъеме

Гроза надвигается

Продолжаем набирать высоту, поднимаясь левым склоном над долиной реки. Обгоняют редкие джипы, навстречу спустился рейсовый автобус. В 3км от моста – чистый ручей, запасаемся водой. Внизу по дну долины тонкой змейкой вьется дорога, по которой мы только что ехали. Пока перекусываем, немцы проскочили. C востока нас догоняет грозовой фронт, селение Ranwu уже накрыла свинцовая туча. Первый вираж пройден. Выходим на гребень контрфорса (3500м), разделяющего р.Сицюй и приток. Теперь нас окружают только пушистые сосны. Сквозь них, глубоко внизу в боковой долине, как лилипут среди гор-великанов, проглядывает одинокое селение. Дорога идет гребнем. Есть места для ночевки, но без воды. Сосны постепенно уступают место лиственницам. Уже виден первый перевал, хочется успеть проскочить до дождя.


Немцы проскочили

Первый перевал

Вершина 5096м

Успели, но дождь накрывает на самом перевале. Сделали и фото вершины, которая доминирует над районом. Бело-серая красавица, вся в осеннем уборе, сейчас смотрится просто устрашающе. Небольшой спуск, и далее дорога режет крутой склон практически на одной высоте. Вскоре грунтовка превращается в сплошное грязевое месиво, ехать по которому просто невозможно, а встать на ночевку пока негде: крутые склоны. Начитавшись еще дома «жутиков» от попавших на этой дороге в непогоду, обсуждаем разные варианты. Но решение приехало само и внезапно. Нас обгоняет небольшой грузовичок. Похоже, это был «последний из могикан», пустившийся в дорогу еще до дождя. В кабине уже трое. Но китайцы своего не упустят, да и нам «куковать» здесь несколько дней, ожидая, когда просохнут дороги, что-то недосуг.

Загрузились, теперь нас в кабине семеро. Под проливным дождем, уже в темноте, мы ехали 160км, из которых только последние 50км – асфальт. 8 часов кошмара через 3 перевала. Машина застревала несколько раз, сползала юзом на серпантинах. Выпрыгивали, грязи выше щиколотки. Чуть не столкнулись с мирно дремавшими прямо на дороге яками, спугнули небольшое стадо. На сложных участках водители менялись местами. Жаль, что ничего не видно, но что-то не до красот сейчас. Только один раз, где-то в середине пути, встретилась ночлежка, грузовики предусмотрительно остановились на ночь. Но наши водители – лихие, показывают, мол, все нормально, прорвемся.

Уже глубокой ночью, около двух, мы въезжаем в мирно спящий город. Устроились в недорогую гостиницу. Снилось, что сползаем в пропасть.

17.10.07 Шангри-Ла (3200м) - пер.Тяншень (Tiansheng Bridge, 3450м) - пер.3740м - Цзюлон (Jiulong, 3300м), дневной километраж - 49км

Встали поздно. Низкая облачность, мелкий дождь. Да, немцам придется еще долго месить грязь. Пробежались по городу. Расположенный в широкой долине, в древности он был важным транспортным узлом на древней Юннань-Тибетской Чайной конной дороге. Монастырь Сонзанлин (Songzanlin), которому более 300 лет, собирает около 600 монахов. Он был известным монастырем в Юго-Восточном Тибете.

Вполне "современный" город Шангри-Ла

Нам показалось, что сейчас это место раскручено больше для привлечения туристов. Современный китайский город небольшой этажности, учреждения, банки. В дорогие гостиницы привозят богатых туристов познакомиться с жизнью тибетцев. Только самих тибетцев не видно… Не впечатлило, может приключений не хватает, а может уже просто долго катаемся по настоящей тибетской глубинке.

Предыстория. 10 лет назад на журналистском брифинге, организованным правительством провинции Юннань, были приведены доказательства, что загадочная область, описанная в приключенческой повести Дж.Хилтона «Потерянный горизонт» (J.Hilton «The Lost Horizon»), находится именно здесь. Минули годы. Правительство вложило большие деньги в развитие туризма в этой области. Так, в городке с населением в несколько десятков тысяч человек появился даже аэропорт. А название «Шангри-Ла» закрепилось в 2001 году.

И немного другой

Наш путь лежит на юг к р.Янцзы, к уникальному памятнику природы, каньону «Прыжок тигра». Не хочется ехать по напряженному Юннань-Тибетскому шоссе №214, вариант маршрута предусматривает знакомство с районом, лежащим к востоку. Это гористый лесной край, пока еще не затронутый цивилизацией. Только недавно туда проложили асфальт, который заканчивается у выхода каньона «Прыжок тигра». Население малочисленно, но сохранило традиционное хозяйство и одежду.

Выезжаем в 14-30. Низкая облачность прячет окружающие горы, оставляя только скучные близлежащие холмы. Дождь висит в воздухе, 100% влажность, прохладно. Дорога на Байшуйтай отходит от шоссе №214 на северной окраине города. Тибетская культура исчезла. За городом - скучные домики, окрашенные одинаковым цветом, никакого разнообразия. Двигаемся на восток по холмистой равнине, все ближе к лесу и горам. После небольшого перевала пер.Тяншень (3450м) спускаемся в следующую долину. Замечаю, что заднее колесо начало стучать. Лопнул обод, похоже, протерся. Приходится распрощаться с задними тормозами. Еду осторожно, вдруг взорвется? Так можно и в пропасть улететь…

Продолжаем движение вверх по долине реки, поросшей лесом. Несколько раз принимается дождь. Появились и первые дома совершенно другой архитектуры. На 19км трассы – образцово-показательная деревня, все для иностранных туристов, их завозят сюда автобусами. Через 3км – платная стоянка у входа в природный парк, к горному озеру Битахай (Bitahai, 3540м), окруженному хвойным лесом. Все машины, похоже, едут именно сюда. Выше деревень нет.


Вокруг Шангри-Ла

Дома в д.Хунтубо

Сельский пейзаж

Еще через 7км начинаем подъем на перевал. Дорога совершенно пустынна. Пару тракторов заехали сюда, чтобы собрать огромные вязанки хвороста, а точнее зеленых веток. С перевала (3740м) открывается вид на новую долину, поросшую густым лесом. Прямо перед нами стоит вершина 4872м, оригинального цвета серого мела, как бы присыпанная серым снегом. Сбрасываем 150м высоты, потом траверсом выходим на боковой отрог. С могучих елей свисают седые лишайники, клены надели свой осенний наряд. Отсюда внизу видна маленькая деревня Цзюлон (Jiulong, 3300м), к которой спускаемся крутым серпантином.


На подъеме к перевалу

Вершина 4872м

На спуске

Вдоль дороги, паровозиком, расположились домики на сваях. Внизу, под домом сушится белье, стоят биллиардные столы. Картина типично китайской глубинки: стадо изящных коз возвращается в загон, до сих пор пашут деревянной сохой, рядом похрюкивают свиньи...


д.Цзюлон

Дома на сваях

По-старинке

Судя по буйной растительности вокруг, дождь в этих местах – частый гость. Но местные женщины, спасаясь от дождя, давным-давно придумали и до сих пор носят головной убор в виде трапеции, накрытой покрывалом.

Предложили остановиться на ночлег в одном из домиков. Мы не стали долго отказываться, тем более что промозглая погода преследует нас уже несколько дней. Пригласили на ужин. Быстро похлопотав над буржуйкой, которая топится дровами, хозяйка накормила нехитрым ужином. Хозяин принялся за изучение русского языка, на ходу давая уроки своего. Он показывал на предмет, называл на своем языке, мы повторяли и называли, в свою очередь, по-русски. Все расслабились в тепле. Тогда дочь хозяина, выбрав на свой вкус лучшего мужчину из нашей группы, прямо предложила пройти на ночь в «отдельный кабинет». Но мы были к этому готовы, так как знали, что здесь до сих пор сохранился матриархат. Такого рода приглашение является обычным делом. Вежливо обойдя ситуацию, мы устроились на ночлег в предложенном домике, в теплых спальниках. Кстати сказать, продуваемый всеми ветрами снизу, он имел соседство с загоном, поэтому эту ночь нам снилась экскурсия на свиноферму. Ну, а заведение-«скворечник» в поле зрения тоже не попалось, пришлось выходить «по делам» прямо на дорогу.

Вот так шляпа!

18.10.07 Цзюлон (3300м) - пер.I (3590м) - пер.II (3100м) - пер.III (3150м) - Байшуйтай (Baishuitai, 2550м), дневной километраж - 55км

Утром нас разбудила китайская «Пионерская зорька». Как оказалось, что небольшое 2-этажное здание, чуть выше по склону, – местная школа-интернат. Было все: и линейка, и пионерская речевка, и утренняя гимнастика.


"Хребет динозавра"

На подъеме на пер.I
Вид назад

Низкая облачность, но неожиданный долинный ветер принес пару очаровательных облачков и устроил их на соседнем «хребте динозавра», поросшем елками. Все кинулись фотографировать. Сегодня ветер, погода меняется быстро.

Выезжаем. Дорога, немного спустившись (3150м) и пройдя дугой вдоль склона, начинает набирать высоту. Вокруг нас - густой хвойный лес с подлеском из рябины, боярышника и прочих «наших» лиственных. Встречается и красная береза, рододендроны, а хвойных – видимо-невидимо и все разные виды. Вокруг такая красота, что даже вверх едем легко. Сверху спустилось несколько джипов и рейсовый автобус.

С перевала I (3590м) назад, в сторону подъема, открывается замечательный вид на последний отрезок спуска со вчерашнего перевала и деревню, где мы ночевали. А впереди, в сторону спуска, налетевшее облако быстро прячет от нас новые картины. Едем вниз быстро, успевая при этом заполнять память фотоаппарата.


На спуске с пер.I

Вид со спуска с пер.II

Сбрасываем 300м высоты, спускаясь вдоль правого склона, и выходим сразу на следующий водораздел. Вместе с очередным облаком налетает и дождь. Далеко внизу, меж облаков, просматривается другая долина. Крутым серпантином сбрасываем еще 500м. Природа меняется на глазах. Вместо могучих суровых елей появились какие-то «легкомысленно танцующие» сосны с тонкими искривленными стволами и длинными, с виду пушистыми, иглами. Пейзаж становится похожим на непальский: крутые горные склоны, лес на скалах, террасные поля и фруктовые сады.

Спустились к нижней точке (2800м). Дождик брызгает уже слепой, раздуло. Проглядывает солнце. Здесь, у моста, есть домик-лавка, где подкрепились перед подъемом на перевал II. Отсюда идет резкий набор высоты, 300м на 4км. Вдоль дороги на крутых склонах расположились поля: заросли кукурузы, тыквы и цуккини свисают с деревьев (их плети забросили туда еще весной). Почва цвета темной терракоты контрастирует к ярко-зелеными пушистыми соснами. Населения не видно, все заняты на уборке урожая. На боковых грунтовых дорогах – непролазная грязь. Теперь понятно, почему эти места было труднодоступны пока не дотянули асфальт.


На подъеме на пер.III
Вид назад

Спуск к Байшуйтай

С перевала II (3100м) открывается вид на следующую долину и перевал III. А где-то впереди, выше облаков, слегка проглядывет снежная вершина (5396м, на генштаб.5250м), которая сторожит вход в каньон «Прыжок тигра». Нам туда.

Сбрасываем 200м до моста (2900м) и поднимаемся длинной дугой на перевал III (3150м). Дождь снова зарядил. Далее километра два едем практически ровно, затем начинаем длинный спуск, 18км. Сброс высоты до Байшуйтай (Baishuitai, 2550м) составляет 600м. Мне, конечно, уже надоело нажимать на единственный свой тормоз, но делать нечего, еду осторожно.

Байшуйтай – миниатюрный аналог природного парка Хуанлон, которым мы начинали маршрут. Только террасы меньше, и сейчас, к вечеру, здесь совсем безлюдно. Погода вроде налаживается, пытаемся поймать последние лучи уходящего солнца. Можно бегать по террасам сколько хочешь, а вот кататься с горок что-то не хочется, обдерешься в кровь.

Остановились на ночь в деревянных домиках типа летнего лагеря. Понемногу привыкаем к цивилизации.

Байшуйтай

19.10.07 Байшуйтай (2550м) - пер.I (2900м) – Хаба (Haba, 2680м) – пер.2900м – Анайчжи (1830м), дневной километраж - 59км


"Тягун"

Хмурое ненастное утро. Как выехали, зарядил дождь. Едем траверсом, по правому борту долины, высоко над водой. Река течет где-то внизу, в каньоне. До моста через мощный боковой приток практически не теряем высоты (ниж.точка 2410м), потом начинается монотонный «тягун» (25км) на перевал. Набор высоты 500м.


Вид с пер.I

Повсюду лоскутным одеялом раскинулись поля цвета темной терракоты, контрастирующие с яркой зеленью местных сосен. Разбросанные домики сарайного типа кучкуются в небольшие хутора. Вспомнилась сказка про трех поросят: уж очень они ветхие, домишки-то. Местных жителей практически не видно.

Внезапные порывы холодного ветра вынуждают нас приодеться. Похоже, что погода готовит нам очередной сюрприз. Температура воздуха резко упала до 12 градусов, как бы до снега не дошло…


Переговорили с англичанами

Попадаем в следующую короткую боковую долину и, продолжая подъем, выходим на узкую перемычку через мощный отрог. Дождь усиливается. Отсюда, с перевала I (2900м), мы должны увидеть снежную вершину (5396м), причем в непосредственной близости. У подножья этой вершины, в широком цирке, расположено селение Хаба, как подсказывает карта. Но видимость очень ограничена. Нашему взору доступна только дорога, вырубленная в скалах и уходящая в облака. Спускаемся в деревню, где есть кормежка и продуктовая лавка. Заказали обед. Может за это время дождь пройдет?


Скальная полка

После обеда температура воздуха еще снизилась, а дождь не прекращается. Пришлось опять приодеться. Встречаем пару велосипедистов из Англии. Они едут навстречу и только начали поход. Вчера набрали километр высоты, сегодня у них по плану – Байшуйтай.

Сразу за селением поднимаемся на скальную полку, проезжаем небольшой участок обвалов и оползней. Дождь не прекращается. Сверху текут коричневые ручьи. Живо представили, какой «ручеек» здесь будет в период дождей.


Вид назад

Еще небольшое усилие, один поворот серпантина, и, неожиданно для себя, выезжаем на перевал II (2900м). Набор высоты немногим более 200м.

Теперь надо сбросить километр. Спуск с перевала идет плавной дугой, медленно набираем скорость. Среди таежно-лесной полянки вдруг возникла стация сотовой связи «China Mobil», потом пошли длинные серпантины. Мелькают отдельные хутора, народ ведет нехитрое хозяйство: коровы, козы. Проехали гончарную мастерскую и мини-заводик, где под навесом в формах вылеживается будущий кирпич. Серпантины укорачиваются. Только успевай следить за дорогой да поворачивать. Рука уже онемела одним тормозом тормозить. При необходимости помогаю ногой.

Туман такой, что совершенно непонятно сколько осталось спускаться. Только верный друг GPS никогда не подведет! На последних петлях серпантина успеваю заметить, что садах растут гранаты и уже знакомая нам хурма, не считая «обычных» фруктовых деревьев.


Последний

спуск

Все! Спустилась!

Все, на сегодня крутых спусков по дождю уже достаточно. Виден выход р.Янцзы из ущелья "Прыжок тигра". Небольшое селение, на генштабовской карте это - Анайчжи. Остановились у первого дома. Нам вынесли целый таз горячих углей из печки для согрева и просушки. Дальше двигаться нет смысла. Если завтра, может быть, будет погода, то проедем ущелье на велосипедах. А при дожде и низкой облачности ничего не увидишь. На заднем дворе у хозяина - круглый бассейн, там живая рыба плавает, на ужин заказали "карасика". А вечером, прямо под дождем, жители окрестных домов просто для себя танцевали свои традиционные танцы. Мы тоже включились в это действие, постепенно погружаясь в атмосферу всеобщего праздника.

20.10.07 - 27.10.07 Ущелье "Прыжок тигра" - Лицзян - Куньмин; о.Хайнань - отдых на море

Всю ночь, не прекращаясь, шел дождь. Утром принимаем решение о завершении активной части похода. Вчерашний "карасик" оказался таким вкусным, что на завтрак заказали каждому по рыбе. Бассейн заметно опустел, осталась одна рыбина. С этого момента начался стремительный выезд, вернее сказать, выброс с маршрута.


Ловля "карасиков"

Ущелье "Прыжок тигра"

Лицзян

В 11 утра сверху спустился рейсовый автобус. Мы едем ущельем, низкая облачность и дождь не дает полностью ощутить масштабы вздымающихся гор. Приближение к цивилизации ощутили по длинной веренице экскурсионных автобусов на входе в ущелье.

В 15 часов - мы в "китайской Венеции", городе Лицзян (Lijang). Покупаем билеты на ночной спальный автобус до Куньмина и идем знакомиться городом. Это единственный город Китая, не обнесенный крепостной стеной. Узкие улочки вдоль каналов, сувенирные лавки и ресторанчики. Мило, но одни туристы и дождь. Хочется на море.


В сувенирной лавке

Ночной автобус

о.Хайнань, Хайкоу

Ночной автобусный переезд на втором ярусе общих нар. Если выбегаешь на остановках в пути, главное - запомнить номер автобуса, а то в ряд стоят 20 одинаковых, и свой уже не найти.

В аэропорту Куньмина покупаем билеты на о.Хайнань и обратно, плюс до Урумчи. В обед мы уже прилетели на остров.

Проехали с севера на юг и обратно. Что запомнилось? Конечно, море, оно теплое! Мощный прибой в Хайкоу, кормежка крокодилов в заброшенном зоопарке, канатная дорога на обезьяний остров близ Саньи. И уже ласковое, с летучими рыбками и пустынным пляжем, в Санье. Очень дешево, если лететь и устраиваться самим!


Кормим крокодилов

Пляж в Санье

Прощальный закат

Далее >>


Веб. дизайн: Маслобоева О.Е.
Новосибирск, 2008