.
4. Выход на север.
Р.Танымас - пер. Янгидаван (4674,1А) - р. Беляндкиик - р. Зап. Караджилга - пер. Вымпелком (5400,3А) - лед. С.Зулумарт - лед. М.Саукдара - пер. Ленина (6460,3Б) + рад. пик Ленина (7134) - пер. Путешественников (4128,1А) - а.л. Ачикташ
.
N |
Наименование участка пути |
Перепады высоты |
Подъём [m] |
Lz |
L |
L эфф. |
1 |
р.Танымас - пер. Янгидаван (4674,1А) - озеро за перевалом |
3312-4674-4670 |
1362 |
11,48 |
11,48 |
25,10 |
2 |
П.т. - р. Беляндкиик |
4670-4080 |
0 |
21,46 |
21,46 |
21,46 |
3 |
П.т. - брод через р. Зулумарт - р. Караджилга Западная |
4080-3706-4050 |
344 |
16,35 |
16,35 |
19,79 |
4 |
П.т. - лед. перевала Вымпелком |
4050-5050 |
1000 |
10,33 |
10,33 |
20,33 |
5 |
П.т. - пер. Вымпелком (5400,3А) - лед. С.Зулумарт |
5050-5400-4800 |
350 |
8,43 |
8,43 |
11,93 |
6 |
П.т. - язык лед. М.Саукдара |
4800-4025 |
0 |
15,79 |
15,79 |
15,79 |
7 |
П.т. - лед. М.Саукдара |
4025-5067 |
1042 |
8,95 |
8,95 |
19,37 |
8 |
П.т. - цирк пер. Ленина |
5067-5858 |
791 |
5,20 |
5,20 |
13,11 |
9 |
П.т. - пер. Ленина (6460,3Б) |
5858-6460 |
602 |
1,79 |
1,79 |
7,81 |
10 |
Рад. п. Ленина (7134) + спуск до Раздельной |
6460-7134-6100 |
674 |
4,43 |
7,30 |
14,04 |
11 |
П.т. - а.л. Ачикташ |
6100-4000-4128-3580 |
128 |
18,85 |
18,85 |
20,13 |
ВСЕГО: |
6293 |
123,06 |
125,93 |
188,86 |
.
Так рассчитывается выход на север, обусловленный заброской ленинских продуктов в долине Янгидаван, см.
Однако такой подход, возможно, не оптимален по времени. Оптимальность по времени обеспечивается заброской ленинских продуктов к месту слияния ледников Бивачный и Федченко.
Вариант выхода на север от ледника Бивачного.
В приведенной выше табличке присутствуют только дни от базового лагеря на леднике Бивачный до лагеря в долине Караджилги западной (конец третьего дня в верхней табличке). Мы видим, что этот переход имеет трудоемкость в 5 дней.
.
N |
Наименование участка пути |
Перепады высоты |
Подъём [m] |
Lz |
L |
L эфф. |
1 |
БЛ на леднике Бивачном - лед. Федченко - устье потока с перевала N63 |
3690-3440-4045 |
605 |
7,27 |
13,86 |
19,91 |
2 |
П.т. - перевал N63 (5280, 2А, п.п.) - р.Кызкурган |
4045-5280-4130 |
1235 |
13,32 |
13,32 |
25,67 |
3 |
П.т. - цирк перевала Удачи |
4130-5095 |
965 |
8,85 |
8,85 |
18,50 |
4 |
П.т. - устье Джайляукумсая |
5095-5385-3945 |
290 |
16,87 |
16,87 |
19,77 |
5 |
П.т. - брод р. Беляндкиик - брод р. Зулумарт - р. Караджилга Западная |
3945-3706-4050 |
344 |
11,25 |
11,25 |
14,69 |
СУММА |
3439 |
57,56 |
64,15 |
98,54 |
.
Вариант через Янгидаван.
Для сравнения приведем аналогичную табличку для перехода из базового лагеря на леднике Бивачный до Караджилги западной через перевал Янгидаван.
N |
Наименование участка пути |
Перепады высоты |
Подъём [m] |
Lz |
L |
L эфф. |
1 |
БЛ.на леднике Бивачном - ГМС |
3690-3440-4130 |
690 |
0 |
22,59 |
29,49 |
2 |
П.т. - пер. Танымас (4570) - лед. Танымас 5-й |
4130-4570-4430 |
440 |
0 |
21,25 |
25,65 |
3 |
П.т.- ручей за прижимом |
4430-3515-3960-3460 |
445 |
0 |
25,46 |
29,91 |
4 |
П.т. - тополиная роща у р.Янгидаван |
3460-3312 |
0 |
0 |
12,03 |
12,03 |
5 |
П.т. - пер. Янгидаван (4674,1А) - озеро за перевалом |
3312-4674-4670 |
1362 |
11,48 |
11,48 |
25,10 |
6 |
П.т. - р. Беляндкиик |
4670-4080 |
0 |
21,46 |
21,46 |
21,46 |
7 |
П.т. - брод через р. Зулумарт - р. Караджилга Западная |
4080-3706-4050 |
344 |
16,35 |
16,35 |
19,79 |
СУММА |
3281 |
49,29 |
130,62 |
163,43 |
.
Такой переход занимает 7 дней, т.е. на два дня больше. К тому же он на 65 км длиннее. Сравним оба варианта по весу на челноке. Для простоты учтем только трудоемкость.
.
|
Вариант через пер. Янгидаван |
Вариант через пер. Удачи |
1-й день челнока |
39 дн. |
48 дн. |
Радиалка к леднику Танымас 5-й |
13 дн. |
24 дн. |
Выход к ГМС |
13 дн. |
24 дн. |
.
Вес на челноке отличается только на 9 дней ~ 6 кг. Поскольку этот вес переносится с разбивкой пополам, то рюкзаки на челноке в оптимальном по времени варианте становятся лишь на 3 кг тяжелее. Это не критично. Зато критично на выходе с ледника Танымас 5-й к ГМС. В первом случае мы несем ресурс на 13 дней (без учета запаса). А во втором случае мы несем 24 дня (без учета запаса), и нести такой груз будем два дня - первый день ло ГМС, а второй день - до устья ледника Бивачного. 24 дня это тяжело. На самом деле с учетом запаса нести придется на 28-30 дней. Это может понизить скорость передвижения и добавить день, уменьшив выигрыш с 2-х дней до 1-го дня.
Еще один недостаток второго варианта заключается в том, что мы слишком много сил в начале маршрута отдаем тому, что является, возможно, несбыточным. Таскаем, таскаем… А реально после Коммунизма все домой захотят…
Но зато мы не будем бегать по одним и тем же местам и посмотрим "новый" район к северу от хребта Танымас. Вот как выглядит рисунок всего маршрута в первом и втором варианте:
.
Рисунок маршрута в варианте через перевал Янгидаван |
Рисунок маршрута в варианте через перевал Удачи |
.
Тут надо еще подумать… Вариант через перевал Удачи, конечно, красив, но уж больно кусается.