К проекту

Отчет Зайдлера о первопрохождении маршрута на пик Революции по правой части юго-восточной стены, 1979.

Судя по всему - "это то, что доктор прописал". Даже в наихудшем случае двухдневного топтания по ледопадам в интервале с 4840 до 6000 (см. карту) трудоемкость восхождения уменьшается на один день. Кроме того, обходится пила на маршруте Саввона. Из лагеря 6000 под стенкой восточного гребня до штурмового лагеря 6600 мы поднимемся за один день.

Фотка из отчета Н. Волкова. Маршрут Зайдлера проходит в цирке между 1 и 2.

Красная нить - пер. Ленинский + маршрут Саввона. Сиреневая использует маршрут Зайдлера. Синяя - подход Зайдлера через перевал Шипка

Ключ по Зайдлеру

Группа Зайдлера перевалила с Язгулемдары на ледник Хабарвивхац через перевал Шипка. Из базового лагеря на Язгулем-даре они шли до лагеря ABC "4600" два дня. Возможно, нам тоже надо идти из лагеря 4460 через перемычку между двумя ветвями ледника Хабарвивхац (перемычка на карте обозначена крестом). Кстати именно так через перевал Шипку и эту перемычку шла на перевал Ленинский группа Давида Лехтмана в 1989 году.

Вообще отчет Зайдлера производит впечатление полной профанации. Если взглянуть на последнюю фотку ключа, то участок 3-4 полностью пешеходный с крутизной до 30 град. Точка 4 имеет высоту 6200. От 6200 до 6500 остается набрать 300 метров, это 9 веревок перил по 45-50 градусному склону. В ужасы участка 8 я тоже особо не верю.

Вот, что пишет Зайдлер. Подход от BC до ABC занимает 2 дня (26.07 и 27.07) и включает подъем на перевал Шипка (5300,3А), спуск с него по перилам около 150 м и далее крутой спуск вниз в верховья одного из западных притоков ледника Хабарвивхац. Пересекая приток, вновь подъем, на этот раз по ледопаду с отрога пика Шипка, до гребня отрога, перевалив через который необходимо организовать спуск по крутым скалам и льду к верховьям следующего притока ледника. Здесь, на безопасном от ледовых обвалов месте, на высоте около 4600 м альпинисты организовали АВС.

Комментарии. Вообще-то туристы с перевала Шипка на восток не спускаются. С перевала идут траверсом по ходу на право с выходом на плато, см. схему. И понятно почему. На схеме ниже перевала изображен сложный ледопад, который через это самое плато обходится. Зайдлер не мог идти этот ледопад, иначе он как-то отобразил бы это в отчете. Значит, выше ледопада он ушел с ледника на соседний к северу ледник. Это и есть та самая перемычка, которая требует провески перил на спуск по скалам и льду. Ниже этой перемычки Зайдлер установил передовой базовый лагерь (ABC) "4600". Высота на леднике ниже этой перемычки близка к 4600 (по Google Earth она там 4700). Описанная Зайдлером перемычка не может быть следующей перемычкой, ведущей на основную ветвь ледника. Действительно, после второй перемычки слишком высоко, там 5050, и это не может быть лагерем "4600". Значит, группа Зайдлера двигалась так, как показано на картинке из Google Earth, и вторую перемычку они даже "не приметили" (не отразили в отчете).

Из лагеря ABC "4600" до лагеря 5400 "5300" они шли один день 28.07. Это очень хороший темп, свидетельствующий об относительной простоте пути. Группа Татиевского примерно такой же отрезок правее нунатака (по основной ветви ледника) шла 2 дня. Значит там сложнее.

Схема спуска с пер. Шипка на восток

Путь группы Зайдлера на картинке из Google Earth

Путь группы Зайдлера от ABC на главную ветвь ледника.

Здесь хорошо видна 1-я (нижняя) ступень ледопада

Здесь виден цирк между пиком Революции и пиком Туманным с лагерями группы Зайдлера.

Вид с вертолета над пиком Тумманный на восточный гребень пика Революции

Вооружившись маршрутом Зайдлера, мы можем из кармана ледника Хабарвивхац с высоты 3700-3900 подняться на пик Революции за 5 дней.

N дня

Наименование перехода

Лагерь в кармане морены ледника Хабарвивхац - лагерь ABC (4700)

П.т. - лагерь 5400

П.т. - лагерь 6000 (под взлетом на восточный гребень)

П.т. - лагерь 6500 (на восточном гребне)