К проекту

.

Пик Революции по Восточному гребню с перевала Ленинский, 1960 г.

Остался позади путь с караваном верблюдов по Таны-масу до языка ледника Грумм-Гржимайло, где на высоте 4100 м наш базовый лагерь. На скале надпись: “Привет победителям пика Революции”, но она обращена в прошлое, когда в 1954 г. здесь был расположен лагерь первовосходителей.

За месяц наша экспедиция преодолела 37 км ледника Грумм-Гржимайло, организовала четыре промежуточных лагеря. Ледопады промаркировали и обработали. Совершены восхождения на пики “6450” и “6400”, сняты записки высотного сбора ВЦСПС 1952 г.

В гигантской снежной чаше плато “5900”, в центре которого расположился штурмовой лагерь, после захода солнца невыносимо холодно. Небольшими “зонами комфорта” остаются наши палатки в глубоких снежных ямах, закрытые по самый конек ветрозащитными снежными стенками.

Массив пика Революции (6987 м) в Язгулемском хребте — сердце памирского оледенения, от которого берут начало крупнейшие ледники — Федченко и Грумм-Гржимайло. В 1928 г. пик безуспешно штурмовали участники советско-германской экспедиции немецкие альпинисты Э. Альвайн, К. Вин и Э. Шнейдер. В 1952 г. с него вынуждена была отступить высотная экспедиция ВЦСПС, и только два года спустя на вершину поднялась группа восходителей профсоюзов под руководством А.С. Угарова. Мы решили штурмовать пик по изрезанному юго-восточному гребню.

Утро 21 августа застает нас на перемычке “6300”, до которой дошла экспедиция 1952 г. Дальше путь по широкому гребню, с него нависают к плато “5900” гигантские карнизы. На юг с перемычки низвергается ледопад, в его хаотических нагромождениях угадывается спуск в, сторону Бартанга на ледник Хабарвие-Хац.

Глубоко проваливаясь в снегу, движемся вверх по гребню, обходя карнизы. Глубокий снег, большая крутизна: быстро двигаться нельзя. Через 4 часа первая связка (С. Саввон, И. Куркалов), преодолев первый взлет гребня, выходит к бергшрунду, разрывающему гребень от северной до южной стены. Попытка преодолеть стенку не увенчалась успехом, начали долгий и утомительный траверс на юг, где нависший над стеной снежный мост позволяет выйти над бергшрундом. Еще несколько десятков метров крутого снежного гребня выводят нас к скальным “жандармам”, преграждающим путь к безымянному пику, за которым угадывается неглубокий провал перед взлетом к южной вершине массива. Соустину удается найти воду.

Массив пика Революции. Фото Б. Соустина

Панорама пика Революции с пика Советских профсоюзов. Фото Б. Соустина

Утром порывы сильного ветра гонят облака, которые окутывают нас сплошной пеленой. Падает колючая снежная крупа. В разрывах облаков появляется и вновь исчезает верхний ледопад ледника Грумм-Гржимайло. Видимость не дальше 15-20 м. Умолк даже жизнерадостный Куркалов: трудный обход первого “жандарма” по крутому твердому снегу не располагает к веселью. Второй “жандарм” проходим на стыке снега и скал. Пошли в ход ледовые и скальные крючья, вершина где-то совсем близко. Но прошло еще четыре часа, когда последний из семерки преодолел стенку и, тяжело дыша, растянулся на камнях. Высота — 6550 м. Туман не рассеивается. Условно назвали вершину “пик Туманный”; сложив тур, начинаем спуск по веревке на перемычку.

В сплошном тумане перепрыгиваем широкий рандклуфт и оказываемся на снежной площадке; многочисленные трещины занесены толстым слоем рыхлого снега. Зондируя лыжной палкой, выбираем место для лагеря, копаем ямы в снегу, устанавливаем в них палатки и долго с наслаждением пьем воду и чай.

23 августа туман так и не рассеялся. Пришлось весь день отсиживаться. Г. Андреев неутомимо дежурит.

Утром следующего дня рассмотрели наконец предстоящий путь. Неясно, как преодолеть ряд крутых фирновых стенок. Приходилось двигаться чрезвычайно осторожно, страховка в рыхлом подвижном снегу мало надежна. Редко встречались и участки, где можно забить крюк. Заночевали на высоте около 6700 м, вырубив площадки в крутом склоне. Залезли в палатки, когда леденящая вечерняя тень уже опустилась на юго-восточный гребень.

Еще один день пути, и сноба крутые взлеты гребня, стенки сбросов. С высотой снег стал тверже.

26 августа по плану должны быть на вершине. Но день отсидки не позволил заночевать перед главной вершиной, до нее еще многочисленные подъемы и спуски на высоте, близкой к 7000 м. Здесь остались вспомогатели.

Быстро спускаемся с купола южной вершины к безымянной вершине “6950”, в километре от нашего лагеря.

Через два часа оставляем скальный гребень с острыми “жандармами” и, спустившись на 100 м к западу, начинаем траверсировать крутые снежные склоны. Острые шипы шеклтонов оставляют только небольшие царапины в корке твердого наста. Еще 4 часа, и мы на вершине “6950”. Единодушно решаем ходатайствовать о присвоении ей имени неутомимого борца за дело мира Никиты Сергеевича Хрущева.

Перед нами главная вершина. Извлекаем из тура записку группы В. К. Ноздрюхина и начинаем спуск. Итак, нам удалось пройти почти полный траверс массива пика Революции, преодолеть за последний день более 5 км на высоте около 7000 м./

.

Источник:

.

Побежденные вершины N9, 1958-1961

.

К проекту