Бзыбский каньон - 2008.

Технический отчёт.

1 Выбор и обоснование маршрута

2 Паспорт маршрута.................................................................................

3 Состав и опыт участников путешествия............................................

4 График движения на маршруте...........................................................

5 Схема района путешествия..................................................................

6 Краткая характеристика района путешествия..................................

7 Подъезды и отъезды с маршрута........................................................

7.1 Подъезды..........................................................................................

7.2 Отъезд................................................................................................

8 Пешая часть маршрута...........................................................................

9 Бзыбский каньон.......................................................................................

10 Характеристика реки Бзыбь................................................................

11 Лоция Бзыбского каньона....................................................................

11.1 Лоция верхнего участка Бзыбского  каньона до Пшицы........

11.2 Лоция Бзыбского каньона от Пшицы до Геги............................

11.3 Лоция р.Бзыбь от Геги до Чёрного моря...................................

12 Аварийные выходы с маршрута............................................................

13 Выводы и рекомендации по маршруту.................................................

14 Заключение.................................................................................................

15 Картографические материалы

15.1 Топографическая карта Бзыбского каньона М1:50 000

15.2 Схема Бзыбского каньона 2008г на 4 листах М1:25 000

15.3 Схема Бзыбского каньона 1977г на 2 листах, сост. А.Родиным М1:30 000

15.4 Снимки Бзыбского каньона 2007г на 4 листах с  GoogleMap

16. Альбом фотографий (318 фото)

1. Выбор и обоснование маршрута

Выбор этого маршрута был предопределён причинами и следствиями прошлых наших походов по рекам Абхазии. Впервые мы услышали о Бзыби в августе 1985 года, когда забрасывались на верхний участок р. Чхалты. Геологическая машина шла вдоль Чхалты на перевал Аданге в верховья Бзыби к нарзанным источникам. От геологов то мы впервые узнали о необычайной труднодоступности р.Бзыбь. После сплава по Чхалте мы специально сделали крюк и  заехали на Рицу. На обратном пути вышли и заночевали на стрелке Геги и Бзыби. Прозрачно чистая и спокойная вода среди подлеска самшита нас приятно удивила. Река в этом месте совсем не была похожа на Чхалту. Но пройти больше 1км выше по реке нам тогда не удалось – начались скальные стенки и участки с  колючими лианами и ежевикой.

В 2005 году была предпринята первая попытка спланировать маршрут только на верхний участок Бзыби. Первые прикидки и расчёты вскрыли большой пласт противоречий и вопросов. В итоге от сплава по верхней Бзыби в  тот год пришлось вообще отказаться. Подготовить маршрут за 1,5-2 месяца, как это делалось ранее, здесь явно не удавалось. Поэтому решено было посмотреть её пешком, хотя бы небольшой участок до 2 водопада. Это путешествие в 2005 году  дало нам почувствовать 3D рельеф района и оставило очень противоречивые впечатления от реки. Уж слишком много «непротыков» мы увидели на коротком участке реки. Описаний по этой части реки было всего два: горно-пешеходное из книги Н.Д.Бондарева и водное из отчёта С.Крюкова. Именно на этом участке реки эти два описания не совпадали. Не совпадали данные о месте нахождения подвесного моста ниже хутора Решевие в отчетах спелеологов. В общем, получился целый «Бзыбский пасьянс».

Кроме отчета С.Крюкова и книги Н.Д.Бондарева по Бзыби информации не было никакой. После похода 2005 года начался активный поиск информации по Бзыби.

"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" /От Матфея гл.7 ст.7/. Этими слова из Библии, как нельзя более точно были отражают последующие события.

В начале 2006 года удается найти фильм Сергея Лагоды о его сплаве в мае 1992 года, показанный по телевидению в передаче «Клуб кинопутешествий» с Ю.Сенкевичем. В 2007 году через редакцию журнала «Ветер странствий» удалось выйти на Н.Д.Бондарева и пообщаться в деталях о Бзыби. Не смотря на преклонный возраст, он до сих пор в деталях помнит Бзыбские путешествия. К лету 2007 года через Интернет удаётся найти на Камчатке Олега Запорожца, который одним из первых прошёл Бзыбь и был на ней не раз. Он отыскал свои 30-летней давности слайды, отсканировал и прислал их. Через Светлану Цветкову «приходит» и карта-схема Бзыбского каньона. Удивительный поток событий-откровений.

По этой первой информации в 2007 году был спланирован сплав на верхнюю Бзыбь с пешим выходом по лесовозной дороге вдоль Бзыбского каньона. Река оказался для на просто Божественным откровением открытием. Столько лет ходили в походы и вдруг здесь такое…

Путешествие 2007 года приоткрыло «Бзыбский пасьянс» и многое в этой части реки расставило по своим местам. В конце 2007 года удалось ещё получить краткий отчет по Бзыби от Сергея Блошкина из Барнаула и его черновые видеоматериалы по Бзыбскому каньону. Объём информации хоть был и небольшой, но очень ценный. Самое главное в видеоматериалах - в них не было изменений хронологии. Из увиденного напрашивался однозначный вывод о том, что плавать надо на катамаранах «двойках». Фото, которые удалось найти в Интернете в конце 2007 года, были без комментариев и располагались явно не в хронологическом порядке. Это вносило очередную путаницу в собранную информацию.

В итоге к марту 2008 года удалось структурировать собранную информацию. Было получено достаточно правильное представление о характере каньона. Оставалось собрать для путешествия  команду единомышленников. Здесь тоже задача оказалась непростой. При упоминании о том, что собираемся на Бзыбь, многие смотрели на нас, как на ненормальных. И это понятно. Мы не обижаемся – Бзыбь среди водников имеет нехорошую репутацию из-за человеческих потерь на ней…

Тем не менее, удалось собрать состав из 7 человек на 3 судна в возрасте от  24 до 63 лет. Этот поход должен был разрешить некоторые противоречия и пробелы по этой реке.

2. Паспорт маршрута.

·      Район путешествия:                                     Западное Закавказье , Абхазия

·      Вид туризма :                                                пеше-водный

·      Категория сложности  (заявленная):           2 с эл. 6 к.с.

·      Время путешествия :                                     23 августа – 1 сентября 2008 г

·      Количество активных дней на маршруте :  10

·      Протяженность маршрута  :                         90 км

·      Количество участников :                               7 человек

·      Средства сплава :                                          три катамарана «двойка»

·      Основные пункты маршрута : Москва – Адлер/Сочи – Пицунда – р.Бзыбь (Каменный мост) – радиальный выход к  порогу «Турбинка»– сплав по р.Бзыбь от устья Пшицы до Чёрного моря –Пицунда – Адлер –Москва.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Отчеты №214 (1953г), №1359 (1962г), № 4868 (1985г) библитоеки МГЦТК.

2.      «В горах Абхазии» Н.Д.Бондарев  Москва. Физкультура и спорт, 1981

3.      «По горной Абхазии» Е.Е.Холодовский ОГИЗ — ФИЗКУЛЬТУРА И ТУРИЗМ
МОСКВА. 1931 ЛЕНИНГРАД.

4.      Электронные карты на CD серии «ЮГ»

5.      Ресурсы «Поверхостных вод СССР» Западное Закавказье Том 9 Выпуск 1

6.      Отчет С.Блошкина по Бзыбскому каньону (сентябрь 2006 ) г.Барнаул.

3. Состав и опыт участников путешествия.

ФИО

Сплав до 2 каньона

4:10

31.08

Сплав до устья Геги (выше 1км)

8:50

Дождь/облачн.

1.09

Сплав до Чёрного моря -Пицунда

6:30

27°С

Итого пешком: 37,3 км                Итого на катамаране: 53км             Всего: 90 км

*Примечание: протяжённость разведок и радиальных выходов приведены в таблице для одного направления (без пути назад).

5. Схема района путешествия

6. Краткая характеристика района путешествия.

Путешествие охватывает несколько климатических районов; от влажного субтропического климата Пицунды до влажного морского климата с холодной зимой Псху. С севера этот район защищён от холода Главным Кавказским Хребтом с высотами 2300-3800м. Погодные характеристики района путешествия приведены в таблице.

Характеристики погоды

2284мм

1939мм

1500мм

Приморский Пицунда-Мюссерский участок лежит в поясе субтропических смешанных лесов, состоящей из сосны пицундской, самшита, каштана, дуба грузинского, земляничного дерева, инжира, грабника, платана, эвкалипта, бамбука.

Полоса лесного пояса  от 300 до 700м представлена флорой субтропических лесов тис ягодный, граб, лещина, дуб, ольха, грецкий орех, груша, яблоня, черёмуха, алыча, рябина, шиповник, ежевика. На высоте 600-800м преобладают буковые леса.

В поясе 800-1500м встречаются смешанные леса хвойных и лиственных пород. В основном это бук, ель, пихты и сосны. На высотах 1500-1600м можно увидеть чистые пихтовые массивы. Выше 1700м лес в основном буково-пихтовый. На высотах 1900-2200м криволесье березы и рябины, рододендрона или альпийские луга с высокотравьем. Среди трав выделяются колокольчики, чабер бзыбский, черника и борщевик аконитолистый. О последнем стоит сказать отдельно. От контакта кожей тела с борщевиком через некоторое время на этих местах образуются волдыри от ожогов, которые заживают довольно долго. На высоте 2200-2400м луга с низкими травами и мхами. Выше 3000м начинается граница снегов.

Из представителей фауны можно выделить медведя, волка и лисицу. В некоторых местах олени, косули и кабаны. Птицы встречаются редко. На пасеке в Бзыбском каньоне ночью ухала сова. Из рептилий ящерицы, очень редко  кавказская гадюка. В Псху с окрестными хуторами много пасек с высокогорной серой абхазской пчелой. На хуторе Решевие у хозяев сушились шкуры медведя и водяных выдр. В Бзыби  ловится форель.

Из насекомых в долине Бзыби стоит выделить клещей, мошку, комаров. К встрече с ними нужно быть подготовленными.

Основные водные артерии Абхазии Бзыбь и Кодори. Эти реки имеют смешанное ледниковое, снеговое и дождевое питание с весенним половодьем. С середины апреля до конца мая продолжается период весеннего половодья. Пик половодья приходится на середину мая. Техническая сложность  порогов этих рек и их основных притоков имеет 5-6 к.с.

Великолепное творение природы – озеро Рица. Оно лежит на высоте 950м, площадь водного зеркала около 1,5 кв. км, максимальная глубина 101м. Весной в мае месяце, когда тают снега, озеро поднимается на 1,5-2м и его длина увеличивается до 2,1км! Этим и объясняется пиковое увеличение расхода воды в р.Юпшаре, вытекающей из озера в этот период. Верхний слой воды в озере прогревается в летнее время до 18-200С. На дне температура - около 50С.

Район путешествия практически ненаселен. Село Псху вообще единственный населённый пункт в этой части района. Этот посёлок вместе с прилегающими всеми хуторами сегодня насчитывает около 150 семей. Население в основном русское.

Мобильная связь на побережье ещё не очень устойчивая. В горах её нет вообще.

7. Подъезды и отъезды с маршрута.

7.1 Подъезды

Из Москвы в Адлер/Сочи можно добраться поездом или самолётом. В день ходит 8 поездов. Время в пути 24-35 часов в зависимости от поезда. Все поезда из Москвы прибывают в Адлер с утра до 11 часов. Рейсов самолетов из Москвы около 20, время в полете 2-2,5 часа.

От аэропорта Сочи (г.Адлер) до пограничного поста Псоу сегодня уже можно доехать на маршрутке. Стоимость проезда 170-200 рублей с человека. Время проезда до границы занимает около 30 минут. Оно сильно зависит от загрузки автотрассы Сочи-Сухум.

От ж/д вокзала можно доехать на маршрутке №105 до Казачьего рынка. От рынка до КПП Псоу около 1 км.

Проход через КПП и проверка документов при въезде и выезде заняло около 30 минут. Время перехода КПП сильно зависит от выходных дней и пика курортного  и мандаринового сезонов. Для прохода через КПП достаточно российского паспорта. Дополнительно пришлось заплатить «страховые сборы» из расчёта по 10 рублей за день пребывания в Абхазии.

От КПП Псоу до Гагр, Пицунды, Нового Афона и Сухума  ходят маршрутные такси и небольшие автобусы. Жёсткого расписания нет – движение по мере заполнения транспорта. Время проезда до Пицунды 50 минут, стоимость проезда около  200 рублей.

Несколько участников заранее выехали из Москвы в Пицунду на автомобиле. На автомобиле они привезли сплавное снаряжение и газовые баллоны. Это сильно облегчило проезд участников, летевших самолётом. Время в пути на автомобиле вместе с прохождением границы заняло 36 часов.

В Москве мы заранее созванивались с авиадиспетчерской Сухума по организации авиазаброски в район Бзыбского каньона. В день приезда, как было оговорено, мы позвонили из Пицунды в авиадиспетчерскую Сухума, чтобы подтвердить наш полёт на следующий день. Подготовили и передали список с паспортными данными всех участников. Стоимость рейса вертолёта МИ-8  40 000 рублей за  час полёта. Расчетное время полёта вертолёта по маршруту Сухум-Пицунда-Бзыбь-Сухум составляет 1 час 40 минут. Поэтому стоимость рейса получилась 64 000 рублей. Кроме нашей группы на вертолёте забрасывалась пешеходная группа из 5 человек и несколько участников согласились на экскурсионный вариант полёта на вертолёте. В итоге вертолёт был полный, и стоимость вертолётной заброски для участников похода значительно уменьшилась.

Запасным вариантом была заброска на УАЗиках из Пицунды по лесовозной дороге до поворота в долину Пшицы и далее пешком по тропе до Каменного балагана.

7.2 Отъезд.

Обратный отъезд из Пицунды в Адлер зеркальное отображение приезда. С учётом начала времени регистрации на авиарейс выезд из Пицунды был организован за 5 часов до вылета самолёта.

8. Пешая часть маршрута.

День 1. (23 августа 2008г).

Общее ходовое время  8:30, пройденное расстояние 6,4км. (ЧХВ 3:40)

20 минут полёта от окраины Пицунды и в  9:15 вертолёт высадил нас на поляне у третьей пасеки Владимировка (фото 1). Нас было две группы из 7 и 5 человек. Местных жителей на пасеке не было(фото 2). С поляны открывается красивый вид на горы Остренькая и Серебрянная (фото 3).Решили позавтракать. Воды рядом на пасеке нет. Выяснилось, что путь к роднику по прошлогоднему походу, знает только один человек.

В 10:40 решили все вместе сходить до родника, чтобы любой участник мог сходить потом за водой. Через 3 минуты спуска по тропе с южной окраины поляны вышли на пологую террасу (фото 4). Справа от тропы большой валун. В этом месте, вправо от основной тропы, неприметно ответвляется небольшая тропочка, которая примерно через 400м приводит к открытой скале, по которой стекают капли воды. От пасеки до родника около 10-12 минут ходьбы. Собирать капли воды удобнее в кастрюлю или котелок, чтобы сразу несколько ручейков капель могло одновременно попадать в них. Других источников воды рядом нет. Местные жители, когда бывают на пасеке, оставляют ведро под капель и потом просто переливают накопившуюся воду в принесенный с собою сосуд.

Насобирав воды, вернулись на поляну к пасеке.  Вскипятили на газу воду для чая и устроили завтрак. После завтрака, в 12 часов налегке отправились на экскурсию к Каменному мосту.

По дороге пытались найти ответвление тропы к Каменному мосту (фото 5), описанные  в ранних путеводителях. Но, увы, найти не удалось. За 15 минут, пройдя около 600м, дошли от поляны до Каменного балагана (фото 6).

От Каменного балагана пошли к Каменному мосту. Это рядом, около 350-400м, и при знании тропы занимает около 15 минут. От Каменного балагана начали спуск вниз влево и через 120м вышли к сухому руслу ручья. В русле тропа исчезает. Несмотря на то, что в прошлом году мы уже ходили по этой тропе к Каменному мосту, в этот раз продолжение тропы мы не нашли и начали немного подниматься по склону вверх  в направлении виднеющейся белой осыпи. Через 10 минут подъёма вышли на террасу. Определили по GPS своё местоположение. Решили скорректировать своё отклонение и стали разведывать варианты спуска. После разведки спустились по крутому лесному склону к потерянной тропе и по ней вышли на Каменный мост (фото 7). Отсюда реки не видно и не слышно. Даже не вериться, что мы находимся на мосту  (фото 8). На переход от Каменного балагана до моста мы в итоге потратили около 1 часа. Обратно вернулись по тропе к Каменному балагану всего за 12-15 минут. Тропа, как выяснилось, затерялась в районе русла сухого ручья. Надо было ещё около 10-15м пройти вдоль русла ручья, после чего тропа вновь появляется на склоне и через 30-40м выводит на нижний участок белой каменистой осыпи, и далее приводит к Каменному мосту.

Отдохнув у балагана, в 13:50 решили налегке спуститься к реке в сам каньон. Здесь нам повезло. При спуске от Каменного балагана вниз мы наткнулись на небольшую тропочку и по ней за 10-15минут вышли к реке. Эта тропа ведёт к источнику воды около реки, который вырывается из-под земли за 30м до русла реки. В одном месте тропа проходит через короткий участок бурелома. От источника воды по скальной полке правого берега прошли вверх по реке к месту выхода её из каньона «Каменный мост». От места выхода реки из каньона поднялись ещё на 30-40м вверх по каменному руслу сухого ручья до места, где поперек лежит большое бревно. От бревна по небольшой полочке удалось еще выше пройти по реке вверх на 20-25м. Отсюда открывается великолепный вид на Каменный мост (фото 53-54), на котором мы недавно стояли. Отсюда хорошо виден выходной участок каньона под мостом (фото 55).

После выхода из теснины каньона идёт короткий 15-20м участок плёса(фото 56). Это место возможной чалки при прохождении каньона «Метро». Отсюда мы рассматривали возможный вариант начала сплава по Бзыбскому каньону. После левого поворота с плёсом следует сразу правый поворот, а за ним горка-слив и река вновь входит в вертикальные скальные берега высотой около 4м (фото 57). Первые 200м до левого поворота река течет в каньонном участке с невысокими 4м стенами без препятствий. Однако если сравнить фото 2007 и 2008г, то можно увидеть, что в этом году на этом участке реки появилось заклинившее наклонное бревно (фото 58). На левом повороте из небольшого распадка впадает правый приток, к которому подходит сверху тропа. Далее река опять за левым поворотом оказывается стиснутой 5-8м вертикальными стенами, причудливо изрезанных рекой. Дальше пройти по правому берегу проблематично и по знакомой тропе мы вернулись к Каменному балагану. Подъём по тропе до Каменного балагана занял 15 минут.

Отдохнув немного у Каменного балагана, в 16:15 продолжили путь по хорошо набитой тропе к устью Пшицы. До Пшицы по тропе около 1,3км, налегке можно дойти за 30 минут. Через 10минут, пройдя около 400м, вышли к развилке троп. Вправо вверх уходит тропа к броду через Пшицу, которая далее ведёт к лесовозной дороге. По ней мы ходили в прошлом году. В этот раз пошли прямо. Реки с тропы по прежнему не видно, только иногда доноситься шум воды. Примерно за 250м до устья Пшицы тропа проходит над небольшим обрывом, с которого просматривается большой плёсовый участок Бзыби. Как мы потом выяснили, это было как раз то место, где река выходит из каньона «Метро». После этого обрыва через 100-150м тропа начинает вырождаться и исчезает на пологом спуске среди густого леса. Пройдя в том же направлении ещё около 150м, мы упёрлись в узкий каньон Пшицы. Поискали продолжение тропы, но, увы. Без тропы спустились по левому берегу Пшицы, и примерно через 200м к 17:00 часам вышли к устью. Этот путь к Пшице получился более длинным - около 2км, так как вышли к Пшице на 250-300м выше устья.

От устья Пшицы открывается красивый вид на выходную часть каньона «Метро» и порог, следующий за ним. Перейти по камням Пшицу в устье не составляет труда. Расход её здесь был около 2-3 м3/с. Пройти вдоль Бзыби ниже Пшицы по правому берегу удалось только на 100-120м до левого поворота, так как высокий скальный правый берег преграждает  путь дальше. Устроили поздний обед и купание в запруженных участках Пшицы и Бзыби. За это время разведали другой вариант подъёма от реки на тропу. От самого устья Пшицы нашли подъём по узкому отрогу склона до верхней террасы. С террасы легко вышли к основной тропе. Похоже, именно этим путём ходят к устью Пшицы.

Светлого времени на попытку нового спуска в каньон уже не оставалось и по той же тропе мы за 1 час к 19:10 вернулись на поляну с пасекой. В середине поляны поставили групповой тент, дежурные сходили к источнику за водой для ужина. Ночью на поляне, как и много лет назад, ухала сова.

День 2. (24 августа 2008г.)

Общее ходовое время 8:00, пройденное расстояние 10,2км. (ЧХВ 5:35)

Утренние сборы оказались долгими. Сплавные вещи и часть продуктов надо было оставить на пасеке, а остальное снаряжение и продукты равномерно разделить среди участников. В итоге вышли только в 10:40. У Каменного балагана попрощались с пешеходной группой. Они должны были сегодня выйти на лесовозную дорогу и с неё продолжить маршрут на хребет Ачибах.

В этот раз дошли до Каменного моста за 12 минут. Через 150м после Каменного моста на левом берегу развилка троп. Одна тропа идёт вверх вдоль каньона и немного спускается вниз. Другая тропа, чуть более набитая, с набором высоты, уходит вправо. Решили пойти по правой, более набитой тропе,  отходящей под белые скалы. От белой скалы , тропа идёт по гребню вверх  короткими зигзагами серпантина. Слева и справа от гребня обрывистый склон. За 15 минут мы набрали около 80м высоты, пройдя около 400м, и вышли на ровную террасу. Гребень закончился. На террасе небольшой бурелом. Поискали и нашли после бурелома продолжение тропы. Но направление найденной тропы нас совсем не устраивало, оно шло вниз по долине Бзыби. Решили разведать эту тропу подальше в надежде, что это только фрагмент общего серпантина набора высота. Но разведка показала, что через 700м тропа выходит к ручью и далее продолжается в том же направлении по долине реки вниз.

К 12:10 вернулись назад к развилке троп. Потеряли в итоге 1 час времени. От  развилки более слабая тропочка сначала чуть спускается, а потом начинает подниматься в нужном направлении по поросшему склону. Через 20 минут, пройдя от развилки около 600м, среди зарослей кустов тропа была нами потеряна. Это лишний раз говорило о редком пользовании ею. Сразу остановились и провели поиски тропы. Быстро удалось найти тропу среди зарослей кустов ниже по склону и выйти на неё и дальше подняться на ровную террасу. Это оказался основной участок набора высоты в нашем переходе к Дзышре. Далее до Дзышры тропа идёт либо по границе перегиба склона (фото 9), либо по небольшим террасам. На пологих террасах  тропа часто теряется, поэтому мы стали помечать тропу, заламывая верхушки кустов. Самой реки ни разу с тропы так и не видели. Склон реки здесь сильно порос буком и кустами остролиста и достаточно крут. Тропа идёт примерно на 150-200м выше русла реки. Эти данные  получены по показаниям GPS-приёмника и альтиметра. На всём пути до Дзышры не было ни одного источника воды. Через 1час 20 минут, пройдя около 2,7км, начинается спуск в долину Бзыби. Перед началом спуска тропы есть ответвление тропы, вероятно ведущее на перевал Дзина. Спуск в долину Бзыби идёт серпантином по крутому склону, поросшему кустами колючего остролиста. Периодически тропа теряется в кустах. В таких случаях  мы останавливались и искали тропу. Идти без тропы напролом здесь очень рискованно. После 15 минут серпантинного спуска ( около 450м) по тропе среди зарослей остролиста и рододендрона, тропа выходит на обрывистый левый берег Дзышры. К 14:30 мы были над обрывом левого берега  Дзышры. Здесь, как не удивительно, появились сосны. Попытались пойти дальше вниз вдоль обрыва левого берега Дзышры. Но уже через 80-100м просто завязли среди зарослей кустов и колючих лиан. Остановились и провели разведку местности. В итоге вернулись назад, где тропа нас вывела к обрыву и там нашли остатки тропы, ведущей вниз к руслу Дзышры. На этом коротком отрезке тропы при спуске к реке обнаружили старый квартальный столб. По тропе нам удалось спуститься к руслу Дзышры. Дальше прошли вниз по левому берегу реки ещё около 80-100м. В этом месте Дзышра не так круто падает и её можно безопасно перейти. В 15:15 устроили здесь переправу (фото 10). Часть людей перешло Дзышру вброд, глубина не более 0,5-0,6м, а часть перепрыгнула разделённые потоки Дзышры по большим камням. Максимальное расстояние между камнями около 1м. Однако один из участников не совсем удачно приземлился при перепрыгивании и повредил серьёзно стопу ноги, испытав болевой шок. Нога очень быстро сильно опухла. Была оказана первая помощь, но идти ему дальше самостоятельно было рискованно. Разведали налегке путь до устья Дзышры, оказалось всего около 300м. Максимально разгрузили товарища и потихоньку все вместе двинулись к устью Дзышры по правому берегу в 5-8м от русла без тропы.

К 16:00 часам вышли к устью Дзышры (фото 11-12). На правом берегу Дзышры в 15-20м от устья выше на склоне нашли удобную террасу для лагеря. Обычно все здесь стоят лагерем на левом берегу Дзышры, так как с него удобнее проводить разведку Бзыби  ниже Дзышры. Расход в Дзышре около 3 м3/с, однако, перейти её в самом устье по камушкам не так просто,  как Пшицу. В устье Дзышры устроили обед. После этого оставили вещи и пострадавшего в базовом лагере и в 16:45 налегке отправились вдоль Бзыби вверх к порогу «Турбинка».

Первые 300-400м прошли вдоль правого берега Бзыби (фото 13-14) относительно легко, затем вынуждены были начать подниматься на склон, поросший остролистом. Высоко подняться не удалось – мешали скальные выходы, поэтому пришлось около 150м траверсировать склон вдоль скальных выходов. Видя проблематичность в продвижении под скалами, решили немного спуститься по склону вниз к реке. В итоге оказались в ступенчатом участке каньона. Справа по ходу движения оказалась невысокая стенка, с которой стекает ручей, слева – скалистый обрыв в каньон реки. Дальше через 5м эта полочка, по которой мы сюда попали, заканчивается (фото 15-16). Это был каменный мешок. Пришлось вернуться на 20м назад к началу скальной стенки. Отсюда резко вверх по склону провели разведку. Удалось на 150м выше найти тропу . К 17:50 поднялись на тропу, ведущую в направлении порога «Турбинка». Через 200м эта тропа пересекает сухой распадок и через 300м после распадка  к 18:10  приводит нас к каньону с порогом «Турбинка» (фото 29-32). Место очень необычное и живописное. В 80-100м от места выхода тропы к каньону в щели каньона заклинилась большая каменная плита-валун (фото 33-34), о которой в своей книге упоминает Н.Д.Бондарев. В 100-120м выше этой плиты находится порог «Турбинка». В узком 8м скальном сужении каньона в средине русла возвышается  и перегораживает и без того узкое русло большой 5м скала-валун. Левый проход от валуна действительно, как турбина ГЭС, сбрасывает воду  мощной струёй в реку, а в правом проходе видно заклинившее корневище дерева, а может и не только корневище. Высота стен каньона в нашу воду около 8-9м. Стены вертикальные, но не прямые, а сильно изрезанные причудливой формой (фото 35-37). В большую воду, судя по плавнику, весь этот участок каньона затапливается и порог «Турбинка» тоже. Мы считаем, что это связано как раз с той заклинившей плитой в 100м ниже. Она, как задвижка у плотины, при подъёме воды начинает запруживать верхнюю часть каньона «Турбинка» и в результате в паводок вода покрывает эту часть каньона. Интересно было бы понаблюдать этот момент переполнения каньона.

В 150м выше «Турбинки» в русле видны торчащие из воды брёвна. Эти два аспекта – брёвна и непроходимый порог «Турбинка» вынуждают водников обносить весь этот участок каньона. Но даже и без этих аспектов узкие извилистые берега каньона не так просты были бы при прохождении. Здесь на ближайшие 200м не просматривается даже возможное место спуска судов после обноса «Турбинки». Это уникальное место. Сюда стоит обязательно сходить полюбоваться таким творением.

Полюбовавшись каньоном, в 18:40 вернулись на тропу и решили пойти по ней, и если удастся - до Дзышры. Тропа в очень хорошем состоянии. Заросших участков практически нет. Только перед самым выходом к Дзышре она немного теряется на последней террасе и при спуске едва заметна среди кустов рододендрона. В итоге через 30минут, пройдя около 1,3км, тропа вывела нас к Дзышре в 25-30м выше нашего места брода. По натоптанной нами тропке в 19:25 мы вернулись в лагерь к устью Дзышры. Отсюда открывается вид на необычный сказочный рельеф долины Бзыби (фото 38) (ниже по правому берегу).

День 3.( 25 августа 2008г.)

Общее ходовое время 9:30, пройденное расстояние 7,2км

(из них 7 часов  разведка 2км  участка каньона «Метро» ниже р.Дзышра).

После завтрака завязалась дискуссия. Предлагалось устроить днёвку, чтобы нога у Димы смогла хоть немного поджить, а за это время и провести разведку каньона «Метро» ниже Дзышры. Однако Дима выразил сомнения: «Сегодня я ещё хоть как-то могу идти, а завтра ещё неизвестно что будет с ногой». В результате группа разделилась на две части. Четверо участников из первой группы должны были до 15 часов сходить на разведку каньона ниже Дзышры и после обеда начать догонять вторую группу. Вторая группа сразу после завтрака, потихоньку в меру сил и возможностей, стартует обратно к пасеке и дополнительно прорубает и метит тропу в зарослях кустов.

Надо отдать должное мужеству и воли Дмитрия. За 4 часа, прорубая местами кустарник, и маркируя тропу, потихоньку прихрамывая, мы дошли с ним до Каменного балагана. Именно здесь мы решили дожидаться нашу первую группу, а не идти вверх к пасеке. После отдыха сходили вверх к источнику за водой и перекусили. Около источника нашли подорожник. Приложили  к больной ноге Димы.

Первая группа c просмотра каньона «Метро» вернулась к устью Дзышры только к 18 часам. За эти 7 часов было разведано 4 локальных каньона «Метро» (фото 39-48) с общей протяжённостью около 1,5-2км. После позднего обеда, около 19 часов, они вышли в обратный путь к пасеке. Им удалось по маркированной тропе за 2,5 часа пройти обратный путь до Каменного балагана. Последние полчаса они возвращались по тропе уже в темноте при включенных фонариках. Заночевали прямо у Каменного балагана (фото 49-50). Ночью крика совы с поляны  не было слышно. Здесь  кричала уже другая ночная птица.

День 4.( 26 августа 2008г.)

Общее ходовое время 9:20, пройденное расстояние 22км.

С утра два участника, взяв верёвки, отправились на просмотр участка каньона ниже Каменного балагана по правому берегу. Остальные участники отправились на поляну к пасеке за водным снаряжением и оставленными продуктами.

Первая попытка спуска была предпринята напротив места разветвления троп в 400м ниже Каменного балагана. Удалось значительно спуститься к реке, сделать фото и понять характер реки на этом участке (фото 59). Однако последние 8-10м к реке спуститься не удалось из-за скалы правого берега. Поднялись назад к тропе и прошли по ней в направлении Пшицы около 300м до места, где тропа выходит на участок с террасой. В этом месте предприняли еще два спуска к реке. Но, увы. Спуститься удалось не так близко к реке, как при первом спуске. Под нами оказался скальный участок перепадом около 40м. На страховочной верёвке оператор вывесился немного со скалы и провёл съёмку этой части каньона. В этом месте река уходит под наш правый берег. Именно здесь, скорее всего река входит в закрытую тоннельную часть каньона «Метро». Опять поднялись вверх к тропе. Прошли по тропе ещё около 100-150м до крутого кулуара, поросшего кустами остролиста. Предприняли 3 попытку спуска в  кулуар длиной около 70-80м. Прошли его серпантином без проблем, а вот дальше слева и справа к кулуару подходят скальные стены, оставляя проход шириной около 4-5м. И вот в этом проходе заклинился огромный валун. Между скалами и валуном образовался 1,5м лаз вертикально вниз с перепадом 3,5-4м. С самого валуна перепад  был уже около 6м. На верёвке один из участников спустился в этот лаз. Казалось, что внизу уже совсем недалеко должна быть река и до неё удастся дойти (фото 60). В это время по склону покатились 2 валуна с интервалом 10-15 секунд. Каково же было наше изумление, что только через 4-5секунд их полёта ниже нашего места спуска, мы услышали звук упавшего в воду камня и через 10-15 секунд звук второго камня- как бы подтверждая, что это нам не показалось. Один из этих камней попал в нашу верёвку и частично перебил её. Осмотр нижней площадки, куда нам удалось спуститься через лаз, также оказался безрезультатным. В этом месте даже шума реки не было слышно. Вылезти из лаза назад оказалось не так просто. Пришлось подтащить снизу к лазу целое сухое дерево и верёвкой приподнять его в проём лаза. По дереву участник вылез наверх из лаза. Верёвку уже отвязать от дерева не представлялось возможным и её пришлось обрезать по месту. Затем осторожно поднялись по кулуару вверх до тропы. Обошли кулуар сверху по правой стороне, и вышли на небольшой отрог к обрыву, с которого попытались хоть что-то увидеть. К нашему удивлению вниз по течению примерно в 300-400м ниже мы увидели устье Пшицы. Мы находились как раз над закрытой частью каньона «Метро». Отсюда вверх по течению реки между стенок  каньона просматривается скальное ребро высотой 40-50м и протяжённостью не менее 200м. Похоже, что река именно перед этим скальным ребром входит закрытую часть каньона Метро и имеет, наверное, не один, а два входа – соответственно слева и справа от скального ребра. Дальше искать места спуска по этому берегу не имело смысла, и мы вернулись в базовый лагерь к Каменному балагану.

За это время остальные участники перенесли все вещи и продукты от пасеки к Каменному балагану. Обсудили ситуацию и после обеда решили разбиться на две группы и продолжить поиски места спуска в каньон с левого берега реки выше Каменного моста и ниже его - в районе скального ребра, которое мы видели с правого берега.

На этот раз разведанная двумя днями раньше от развилки правая тропа за Каменным мостом дала возможность пройти по ней в район скального ребра. За Каменным мостом мы поднялись от развилки по правой тропе и прошли дальше пошли по ней  по долине Бзыби. Очень выручал GPS, который показывал наше местоположение относительно скального ребра, засечку которого мы сделали на правом берегу. В результате с точностью 100-150м мы спустились с тропы на террасу в район начала скального ребра (фото 61). Поискали варианты спуска с этой террасы к реке, но, увы. Этот берег оказался ещё более недоступным, чем правый. За 100м до исчезновения реки в глубинах каньона на заходе в реке видели порожек с двумя сливами. В общем, разведка показала, что каньон «Метро» хоть и имеет протяжённость ниже Каменного моста около 1,2км только на последних 300м уходит в тоннель и заканчивается за 80м до устья Пшицы (фото 62).  Разведка выше Каменного моста вернулась с теми же результатами. Им удалось спуститься только до небольшой террасы-полочки. Последний участок  5-7м по высоте от полочки до реки спуститься также не удалось (фото 51-52). То есть участок каньона Метро "Каменный мост" имеет длину не 200м, а гораздо больше. В итоге было принято окончательное решение о начале сплава от конца каньона «Метро» (фото 63-65) перед устьем Пшицы.

С полным весом за 45 минут по знакомой тропе пришли к устью Пшицы. Базовый лагерь поставили на правом берегу Пшицы на самой стрелке с Бзыбью на большой галечной отмели (фото 66).

День 5.( 27 августа 2008г.)

Общее ходовое время 1:40, пройденное расстояние 1км.

С утра начали стапельные работы по сборке судов. Руководитель решил разведать просмотреть участок реки от Пшицы до начала порога П. Богданова, откуда обычно начинают сплав группы водников. Пройти по правому берегу вдоль русла реки оказалось возможным только 100м. Обрывистая скальная стенка правого берега уходит в воду и преграждает проход. Пришлось вернуться назад на 50-70м и начать подъем в лоб вверх по крутому лесистому склону. Набрав  высоту, выше уровня скалы по небольшой террасе прошел около 100-150м и спустился по крутому склону вниз к реке. Пройдя вдоль самого русла реки около 150м, вышел к порогу Богданова. На верху под скалой две памятные таблички погибшим туристам водникам Петру Богданову (1977) и Андрею Хилкову(2003). Оба погибли при прохождении каньона по высокой майской воде. От этого места вернулся на 30-40м назад и на 12-15м поднялся на террасу правого берега, где была обнаружен удобная  20м поляна, на которой обычно стоят группы. На обратном пути поискал более удобную тропочку. Через 70м от поляны на уровне террасы обнаружил остатки старой геологической тропы идущей в 7-10м над рекой и пошёл по неё. По этой тропе удалось дойти до того самого правого поворота. Но последние 10-12м под скалой были  непроходимыми. Вероятно, этот участок тропы со временем смыло рекой. Вернулся на 15-20м назад и стал в лоб вдоль ребра скалы подниматься вверх. Подъём здесь оказался технически более сложным. Пришлось вспомнить навыки продвижения по скалам с контролем и соблюдением трёх точек опор. В итоге удалось вылезти на туже верхнюю террасу. Прошёл по террасе около 200м и начал спускаться по крутому лесистому склону, выбирая более безопасные участки для спуска. В итоге неожиданно оказался над 25м скальным обрывом над Пшицей! Бзыбь оказалась в другой стороне. Пришлось траверсировать склон и искать приемлиемый спуск к руслу Пшицы. На спуске удалось увидеть пару красивых 3м водопадов Пшицы (фото 67). В итоге удалось спуститься к руслу Пшицы, перейти на левый берег и далее выйти к устью к Бзыби. Обратный путь занял целый час. По итогам разведки стало понятно, что обносить вещи по этому берегу очень проблематично и небезопасно.

К концу дня суда были собраны и пешая часть завершена.

9. Бзыбский каньон

Бзыбский каньон не следует рассматривать только как сложное спортивное препятствие на реке Бзыбь. Это уникальный феномен природы. На него стоит посмотреть шире, взглянуть с разных направлений. Это Божественное место с неповторимой природой и рельефом. В силу своей труднодоступности каньон сохранил первозданную красоту. Человек пытался в него проникнуть на протяжении всей человеческой истории. Безусловно, первооткрывателями его были местные рыбаки и охотники.

Из путешественников первым о Бзыбском каньоне упоминает русский исследователь ботаник  Николай Михайлович Альбов, который занимался в 1888-95гг изучением флоры Западного Закавказья.

В 1929 году состоялось большая экспедиция на Кавказ, по итогам которого в 1930г вышла книга Е.Е.Холдовского «По горной Абхазии». Именно Е.Е. Холодовский со своей группой и местным охотником-проводником первым попытался пройти Бзыбский каньон в 1929 году и описал это путешествие. Тогда троп никаких ещё не было, и они смогли пройти чуть дальше р. Хайлук. После чего были вынуждены вернуться к назад Дзышре и через перевал Дзина в Бзыбском хребте выйти к морю.

В послевоенный период 1945-53 года в Абхазии работало много пленных немцев, силами которых сооружались небольшие ГЭС. Именно пленные немцы пробили тропу вдоль Бзыбского каньона к Пшице. В отчете Е.Е.Холодовского №214 за 1953г он упоминает, что годом раньше прошел вдоль Бзыбского каньона по  этой тропе. Упоминается также новый деревянный мост через Бзыбь в районе порога «Турбинка». Это как раз то место, где весной в паводок каньон заливается, и мост долго здесь продержаться не мог. В это же время каньон обследовали геодезисты и топографы, которые и составили первые подробные карты каньона. Глядя на рельеф карты, понимаешь какие титанические усилия были затрачены, чтобы составить эту карту.

В 1962 году в туристическом отчёте №1359 группа проходит по этой уже частично обрушившейся тропе вдоль Бзыбского каньона. В каньоне было два моста через Бзыбь. Один ниже устья Пшицы, как раз перед порогом Богданова. Эта ровная стоянка здесь образовалась, скорее всего, при строительстве моста. Второй мост ниже - на месте «Чертового моста» через каньон К1.

В мае 1975 года группа горных туристов под руководством Н.Д.Бондарева совершает поход по Бзыбскому каньону. Моста ниже Пшицы через Бзыбь уже не было, и они перешли на левый берег Бзыби по Каменному мосту и далее пошли по левому берегу. Через 3 дня группа вышла к месту  Чертового моста через реку. Но моста уже не было. Было видно лишь продолжение тропы на другом берегу. Им пришлось из тяжёлых самшитовых брёвен своими силами строить переправу через каньон. По этим брёвнам на высоте около 45-50м они переправились на правый берег Бзыбского каньона. Этих брёвен сегодня уже нет, и есть возможность повторить такое путешествие. Пока такое путешествие повторить не смогли.

В 1976 году в №11 журнала «Ветер странствий» выходит статья Н.Д.Бондарева о путешествии по Бзыбскому каньону. Скорее всего, именно эта статья дала новый импульс и привлекла внимание к Бзыбскому каньону.

И уже в мае следующего 1977 года на Бзыбь приходит группа водников под руководством Анатолия Родина. Надо сказать, что это была очень опытная группа. Можно в библиотеке найти отчеты этой группы за 1975-76 годы. Это были Бий-Хем, Ингури и приход их на Бзыбь не был случайным.  В мае 1977 года была не высокая, а очень высокая вода! По свидетельству О.Запорожца на старте течение реки казалось ровным без валов и сливов, только скорость течения была очень  высокой. В качестве средства сплава были два плота и ЛАС. Попытка первопрохождения реки оказалась неудачной – погиб Пётр Богданов. В течение мая-октября 1977 года велись поисково-спасательные работы. Но найти П.Богданова не удалось. С такой грустной ноты началось освоение водниками Бзыбского каньона.

В последующее 1978-79 года О.Запорожец из  группы А.Родина продолжал поиски П.Богданова в Бзыбском каньоне. За это время была уточнена схема Бзыбского каньона, были известны возможные места для стоянок. В апреле 1980 года Олег Запорожец с новой командой одним судне типа «катамаран» прошёл Бзыбский каньон. Он первым понял, что на плотах пройти Бзыбь вряд ли удастся  и, что здесь нужны другие средства сплава.

Только в 1985 году в разные сроки сразу три группы под руководством В.Минаева, О.Шеина и А.Папуша прошли Бзыбский каньон. Единственный отчет по Бзыбскому каньону был написан в 1991 году участником группы Анатолия Папуша Сергеем Крюковым. Он объединил в едином отчетё свой поход на верхнюю Бзыбь и прохождение Бзыбского каньона. Надо отдать ему должное - найти силы и написать этот отчет спустя несколько лет задача очень непростая, да ещё по такой реке.

Появление этого отчёта опять привлекает внимание к Бзыбскому каньону. В мае следующего 1992 года группа Сергея Лагоды после раскатки в «Гранитном каньоне» на р.Белой забрасывается на вертолёте на 3 пасеку в Бзыбский каньон и проходит его на двух катамаранах. Причем, проходит в том числе, и каньон «Метро». Но и в этом майском походе погибает один из участников Владимир Распопин.

14 августа 1992 года началась грузино-абхазская война, границы были закрыты, и река стала совсем недоступной.

Только в мае 2003 года после открытия границы, была предпринята новая попытка прохождения Бзыбского каньона. В этом майском походе тоже погибает один из участников  похода Андрей Хилков.

Печальную статистику удаётся прервать группе Сергея Блошкина (сборная команда из Барнаула и Владивостока). В сентябре 2006 года по малой воде им удалось пройти Бзыбский каньон на трех катамаранах без потерь.

В октябре 2007 на двух катамаранах группа из т/к «Сокол» г.Адлер по очень малой воде также безаварийно прошла Бзыбский каньон.

Так, что же это за каньон?

Протяженность каньона по реке около 27км. Начало каньона в районе правого притока с урезом 421м, окончание почти в устья Геги на уровне около 125м. То есть средний уклон в каньоне около 11,5 м/км. По кавказским меркам умеренно. Правый борт каньона ограничен хребтом Ачибах высотой около 1500-2300м. Левый борт ограничен более высоким Бзыбским хребтом. Здесь высота колеблется 2300-2600м с наивысшей точкой г.Кванша 2637м. Несмотря на многие изгибы русла, река и Бзыбский каньон имеет общее стратегическое направление с востока на запад.

Основной материал скал каньона известняк. Кроме скал по берегам часто встречаются скальные обрывы из спрессованного песка и небольших камней. Обычно в русле реки встречаются отдельные камни и валуны различных размеров, здесь же в русле можно встретить конгломерат, состоящий из отдельных небольших камней спрессованных в единый блок. Очень причудливые формы вода вытачивает из известняковых скальных берегов. Из спрессованных песчаных берегов в любой момент можно ожидать падения камней в реку.

В России под терминами: каньон, ущелье, щёки подразумевают глубокую узкую долину с очень крутыми или отвесными склонами, с текущей по её дну рекой.

В Австрии каньоны принято разделять на три вида:

1.      «Schlucht». Стены таких каньонов расширяются кверху, образуя V-образный профиль.

2.      «Klamm». Это каньоны, которые имеют вертикальные стены.

3.      «Oefen» Это каньоны, стены которых сужаются кверху. Я бы назвал их «сводчатыми» каньонами. Бывает, что наверху стены сводчатых каньонов полностью смыкаются, образуя естественные каменные мосты.

Так вот, Бзыбский каньон содержит в себе все эти разновидности каньонов, и даже редкие сводчатые каньоны. Более того, эту австрийскую классификацию можно было бы и расширить. В Бзыбском каньоне есть участки 4 типа каньона - «ступенчатого», когда один из берегов имеет борт в виде вертикальной ступеньки с ровной площадкой и снова вертикальная стенка. Да и  вообще к Бзыбскому каньону больше подходит другое описание –  это каньон в каньоне! Это каньон 2 уровня. Внутри V-образного большого Бзыбского каньона насчитывается с десяток внутренних каньонов, каждый из которых можно отнести к одному из 4 типов каньонов 1 уровня. Выбравшись выше каньона 1 уровня, мы еще не выбираемся из Бзыбского каньона, а остаёмся внутри него. Нужны ещё колоссальные затраты, чтобы выбраться из такого каньона до конца. Перепад высот Бзыбского  каньона достигает 700-1200м. На таких вертикальных разрезах можно прекрасно увидеть геологическое развитие Земли. Это уникальное место на Земле.

В 80-х годах прошлого века проводилось изучение вод Бзыби. В районе каньона К5 часть воды из Бзыби уходит под землю в карст Бзыбского хребта, а выходит из пещер тремя водотоками. Река эта носит название р.Мчишта. На водоотводе этой реки расположено форелевое хозяйство.

Бзыбский каньон расположен в зоне субтропиков, и все склоны его покрыты лесами и кустарником. Щели каньона местами настолько узки, что даже с вертолёта русла реки не видно. Причем все деревья в каньоне окутаны зелёным мхом. Глядя на ствол дерева на уровне глаз нельзя однозначно определить, что это за дерево. Мох  свисает по коре и сучкам деревьев. Только взглянув вверх на крону дерева можно понять, что это за дерево. В каньоне произрастает самшит, бук, липа, орешник, местами грецкий орех, ель, сосна и тис ягодный. Из кустарников встречаются родендрон, лавровишня, остролист, колючая лиана – сапарель и ежевика. Из-за обилия растительности ориентироваться в каньоне очень сложно. Почти все группы туристов, побывавшие в Бзыбском каньоне, отмечают о встрече с медведем.

10. Характеристика реки Бзыбь.

Река Бзыбь берет начало на высоте около 2300м под перевалом Аданге. Общая длина реки около 112км, средний уклон реки 23,8 м/км. Длина сплавной части  реки около 89км, средний уклон сплавной части 10,9 м/км. Модуль стока 61,7. Площадь водосбора 1510 км2.

Начальный участок Бзыби длиной около 20км от истока до правого притока Ю.Псыш со средним уклоном 57 м/км для сплава не пригоден. «Верхний Бзыбский каньон» длиной 9 км от Ю.Псыша до правого притока Грибза со средним уклоном 34 м/км был пройден в октябре 1984г группой под руководством С.Крюкова. В середине каньона есть водопадный участок, требующий обноса. Для сплава этот трудоёмкий участок реки не рекомендован.

Сплавную часть Бзыби по характеру можно разделить на 7 участков.

1 участок длиной около 7,5-8км от Грибзы до 2 водопада имеет средний уклон около 16 м/км. В малую воду до 12 м3/с он практически непроходим. При расходе от 25 м3/с сплав возможен. 3 км участок выше острова будет представлять сложнейший 3км каскад непрерывных порогов. Порог перед самым 2 водопадом при этом ещё больше усложниться. 2 водопад для сплава не пригоден. Требует обноса.

2 участок от 2 водопада до левого притока Решевие длиной около 8км, средний уклон около 30м/км. 2км участок ниже 2 водопада мы не просматривали и ничего по нему сказать не можем. Общий перепад этого 2км участка вместе со 2 водопадом около 100м! На оставшемся 6км участке несколько сложных интересных порогов 4-6к.с., два из которых имеют участки с непроходами. По большой воде теоретически появляется возможность их прохождения.

3 участок длиной около 8км от левого притока Решевие до правого притока Бавю интересных спортивных порогов не имеет – сплав на уровне 2 к.с.

4 участок длиной около 5км от правого притока Бавю до начала Бзыбского каньона имеют пороги 4 к.с., которые можно идти сходу.

5 участок длиной около 7км от начала Бзыбского каньона до правого притока Пшица со средним уклоном 12 м/км  содержит очень сложные и уникальные пороги в труднодоступной части Бзыбского каньона. В том числе и порог «Турбинка». Прохождение этих порогов даже для очень опытной группы всегда будет оставаться под большим сомнением из-за чрезвычайной сложности организации надёжной страховки и проведения фото-видео съёмок на этом участке Бзыбского каньона.

6 участок длиной около 20км от устья Пшицы до устья Геги со средним уклоном 11 м/км содержит сложные пороги 5-6 кс. в труднодоступной части Бзыбского каньона.

7 участок от устья Геги до моря длиной около 22км со средним уклоном 4.8 м/км содержит интересные шиверы и прижимы 2-3 к.с. На этом участке устраивают сплав на рафтах и катамаранах для отдыхающих на море.

Расход воды в р. Бзыбь

Место наблюдения/   Расстояние от устья

Среднемесячный расход воды (м3/с)

Паводок

104

600

20.12

Максимальная температура воды в реке Бзыбь приходится на июль-август месяц.

11. Лоция Бзыбского каньона.

Индексы, характеризующие сложность препятствий:

·                    Т – порог средней сложности 4 к.с., требующий предварительного просмотра для безаварийного прохождения.

·                    ТТ – сложный порог  5к.с., обязательный просмотр, организация страховки.

·                    ТТТ – очень сложный порог 6 к.с., решение  о попытки прохождения порога дело строго индивидуальное, обязательна страховка с дублем.

·                    Н! – непроходимый  опасный участок реки

Сложность порогов в лоции приведена для нашего уровня воды, с расходом около 20-22 м3/сек в районе Пшицы.

Верхний участок Бзыбского каньона  до Пшицы мы не проходили. Была проведена только разведка по левому берегу участка от порога «Турбинка» до Пшицы. Сплав был начат в100м выше устья Пшицы разу после выхода реки из тоннельного участка каньона «Метро». Лоцию этого верхнего участка реки приводим из отчета Сергея Блошкина, прошедшего каньон в сентябре 2006 года и данных нашей пешей разведки.

11.1 Лоция верхнего участка Бзыбского  каньона до Пшицы

Длина этого участка по воде 6,8км. Началом каньона следует считать место правого притока с урезом 421. После этого притока тропа по правому берегу уходит вверх от реки. Те, кто не планирует прохождение Бзыбского каньона, должны закончить сплав не дальше этого притока. На левом берегу этого притока большая поляна с зарослями ежевики. Раньше, где-то около этого места была первая пасека. Отсюда до каньона «Турбинка» по воде около 1,5км.

3.1ТТ Первый достаточно мощный порог Бзыбского каньона расположен на правом повороте реки. Ориентиром порога служит довольно пологий левый берег, к которому следует причалить и завал из камней впереди. Порог начинается крутой горкой, свободной от крупных камней. Ниже сильнейший навал на 10м скалу-глыбу, перегородившую левую часть русла. В этом месте поперёк реки в 1985 году лежало бревно. Оно пролежало 21 год (фото 17). Группа Сергея Блошкина в 2006 году провела работы и убрала это бревно!

Траектория прохождения порога группой С.Блошкина была следующей заход через две центральные бочки, смещение влево и далее в центральный 2-х метровый слив. Причем нужно держаться правой стороны слива, так как в левой торчит бревно. После слива разворот на 90 градусов и минуя навал на центральный камень, заход в 3-х метровый проход, который и перегораживало убранное бревно.  Все суда выдержали намеченную линию движения, но не избежали навала на центральный камень (фото 18).

3.2Т Примерно через 700 м русло реки перегорожено большим полуобливным бревном(фото 19), а далее в реке огромный камень посередине русла. В нашу воду проход был только справа от камня, но этот проход был перегорожен бревнами. Слева от камня галечниковая отмель.

Траектория прохождения после просмотра была следующей – через обливное бревно (фото 20), далее смещались влево к галечниковой отмели и через нее перетаскивали катамараны. Длина обноса 15 м .

Далее все препятствия шли с ходу (фото 21). Скалы очень сильно начинают сжимать реку. В одном из таких мест ширина прохода между берегом и огромным камнем в русле около 3-х метров (фото 22). Место для ночевки выбрать очень трудно. Далее до каньона «Турбинка» небольшая шивера, которую прошли сходу.

Ориентиром каньона «Турбинка» служит огромный камень в центре русла, за которым видно сужение стен. Между камнем и скалой на высоте около 2-х м от воды заклинившееся бревно. Перед камнем по правому берегу большая галечниковая отмель, на которую стоит причалить.

3.3 Н!!!  Каньон «Турбинка». Длина каньона «Турбинка»  по воде около 1,4 км. Этот каньон наиболее лёгок, по сравнению с каньоном «Метро», для разведки из-за сравнительно небольшой высоты стен  и главным образом из-за наличия в значительной его части скальной полки в месте, где стены переходят в склон. Разведку проводили с правого берега. Каньон был полностью разведан и частично пройден. Каньон имел три непрохода – завал из самшита в начале каньона, торчащее бревно из воды в центре каньона и собственно порог Турбинка.

Каньон начинается вышеописанным камнем, за которым высота стен достигает 50-100 м, проход по берегу невозможен. На входе в каньон порог 5 к.с., состоящий из слива и бочек. Река в этом месте делает правый поворот(фото 23-24). Далее река течет спокойно в отвесных стенах высотой до 100 м, на выходе из высоких скал – большой завал (который мы еще видели со скал левого берега). Судя по деревьям, завал лежит очень давно, деревья забором перегородили реку (фото 25). Попадание человека под него крайне опасно! Но при более высоком уровне воды этот завал полностью будет под водой. Начинается полка на правом берегу на высоте 10-15 м над рекой. Сразу за завалом на реке несколько камней перегородивших русло, проходы между ними осложнены 1-1,5 м сливами. Далее через 100м в каньоне порог,  достаточно серьёзный, но вполне проходимый (фото 26-27). После порога полка по берегам кончается: впереди каньон с более высокими стенками, которые приходится обходить верхом. Сразу за порогом торчит большое бревно – еще один не проход (фото 28). Длина каньона метров 100-150. Ниже вдоль стен по обоим берегам вновь появляется широкая каменная полка. Перед высоким скальным коридором, с правого берега конус выноса селя. Крупные камни вперемешку с деревьями. После высоких стен на реке собственно порог Турбинка. Щель перегорожена огромной глыбой. Вода просачивается под ней и низвергается водопадами сбоку от неё. После глыбы на реке ступеньки последовательных сливов-водопадов. Общая потеря высоты в препятствии 5-7 м. Порог впечатляет, смотря на него нет никакого желания там оказаться. После Турбинки река ещё несколько 250-300м течёт в каньоне с удобными скальными полками наверху. В 100м ниже порога «Турбинка» в щели каньона заклинился камень, по которому, соблюдая предельную осторожность, можно переправиться на другой берег. Это место местные называют природный мост . В этом месте с одного берега на другой проложена тропа, соединяющая тропы, идущие по правому и левому склонам долины.
         Через несколько 250-300 метров, после Турбинки абсолютный каньон прерывается, стены переходят в очень крутой склон.

Перед каньоном «Турбинка» зачалились на отмель правого берега, в 150 метрах от входа в каньон. Взяв веревки и скальное снаряжение, отправились на разведку, причем сразу разделившись на несколько групп – первые разведка входа в каньон, вторые – разведка дальнейшего ущелья, третьи – разведка тропы, на случай обноса и поиск места для спуска судов.

Перед входом в ущелье порог 5 к.с., порог проходим, линия движения хорошо просматривается. Между камнем и скалой на высоте около 2-х м от воды заклинившееся бревно. При более высокой воде проход будет невозможен. Далее русло очень сужается, и река входит в ущелье с высотой скал до 100 м. Проход вдоль воды невозможен. Нам пришлось подниматься вверх по крутому и густо поросшему склону, набор высоты около 120 м. Со скал нам пришлось несколько раз спускаться по веревке в каньон для просмотра реки. Хотя с такой высоты просмотреть сложно, длина веревки всего 50 м. Но эти спуски показали, что идти можно, русло в реке чистое. Далее с помощью веревки нам удалось спуститься на полку правого берега . Полка расположена примерно в 10-15 м над водой и с нее хорошо просматривается все ущелье Турбинка. По этой полке мы прошли практически до конца ущелья. Далее полка переходит в крутой склон и отвесные стены.

На просмотр этого каньона у нас ушел практически весь день. И было принято решение сегодня обнести груз до порога Турбинка, а на следующий день вернуться за судами. А после порога Турбинка спускать суда по веревке в каньон.

На обнос рюкзаков у нас ушло около 1,5 часов, при спуске на полку для подстраховки использовали веревку. Стоит отметить, что никаких троп по правому берегу нет. Мы пытались найти тропу, но всё бесполезно, так что приходилось продираться сквозь густые заросли и колючие кустарники.

Лагерь разбили на полке над порогом Турбинка. Недалеко от лагеря обнаружены следы медведя. Судя по плавнику, лежащему на этой полке в период паводка вода в ущелье поднимается метров на 30-35 и все заливает. Порог Турбинка также залит. Скорей всего по паводковой воде ущелье проходимо без особых проблем.

3.4 Т За каньоном на реке порог 4-5 к.с. Основная линия движения вдоль правого берега. В пороге огромные камни, между которыми хаотично расположены сливы.

На обнос каньона «Турбинка» и сплав 700м участка до устья Дзышры ушел полный напряжённый  день.

После раннего завтрака разделились на две группы: первая пошла на разведку каньона «Метро», вторая на поиск топы или пути для обноса каньонов и поиск Каменного моста. У обоих групп было скальное снаряжение и рации. Обе группы постоянно переговаривались между собой.

Первая группа вдоль берега легко дошла до первого каньона М1. Этот каньон показал еще более недоступность этого участка по сравнению с тем, что уже было пройдено. Спустившись в начале каньона по веревке, было обнаружено два бревна на входе в каньон. Одно бревно практически над водой, второе заклинилось метров в 10 от воды. Таким образом, вход в каньон перекрыт и по нашей и по более высокой воде. Далее мы спустились в сам каньон, там есть небольшая полка, и спуск не требует использования снаряжения. Дальнейшее русло в каньоне чистое от бревен, скорость воды достаточно высока, но никаких препятствий нет. Первый каньон мы просмотрели на 80%. Дальнейшие каньоны просмотреть не удалось. Просмотр потребует огромного упорства, большого количества веревок, много времени (3-4 а то и более дней) и неоднократного спуска в каньоны по веревкам, где высота стен достигает 200 и более метров. Поэтому было принято решение дальнейшую разведку прекратить и обнести все каньоны до устья Пшицы. В итоге группа С.Блошкина на этот верхний участок Бзыбского каньона с двумя трудоёмкими обносами затратила 5 дней! Группа А.Папуша/С.Крюкова в 1985 году на этот участок также затратила 5 дней! Мы на разведку этого участка тоже в итоге затратили 4 дня и увидели ненамного больше. Единственное отличие – нам не пришлось делать трудоёмкие обносы. Мы тоже в итоге приняли решении о начале сплава от Пшицы.

3.5 ???!!!  Каньон «Метро». Каньон «Метро» длиной около 3.6км по воде, начинается в 300м ниже устья р.Дзышра. На карте-схеме1977г Анатолия Родина каньон «Метро» показан на всём участке от Дзышры до Пшицы. Наша разведка показала, что этот каньон не стоит разбивать на отдельные каньоны. По сути это один протяжённый каньон. Конечно, для удобства описания и привязок в нём можно выделить локальные каньоны. Но это не значит, что после любого локального каньона из него можно выбраться с реки. Сложно сейчас сказать, сколько таких каньонных участков присутствует в каньоне «Метро». Нам удалось просмотреть каньоны М1-М4 и увидеть вход в следующий каньон М5. А также увидеть выход из каньона из-под Каменного моста. Ниже Каменного моста всего лишь 20-25м разрыв скал по правому берегу  и начинается следующий каньон, который мы отметили на схеме, как М6. Перед последним тоннельным участком каньона «Метро» тоже есть разрыв скал каньона по левому берегу. Этот последний тоннельный участок каньона «Метро» мы выделили под номером М7. Но не исключено, что  количество локальных каньонов по факту может увеличиться.

Разведку верхней части каньона «Метро» около 1.5км провели по левому берегу, а ниже Каменного моста 1,2км - по обоим берегам. Промежуточный 1км участок каньона «Метро» остался совсем необследованным.

11.2 Лоция Бзыбского каньона от Пшицы до Геги.

Стартовали от выхода реки из каньона Метро. Было предпринято две попытки заплыть против течения в сам каньон. Удалось подняться вверх примерно на 15м. С виду монотонно-спокойная струя в каньоне «Метро» на деле оказывается не такой уж спокойной. Ни на этих 15м, ни выше на просматриваемые 50м, река в каньоне не имеет никаких уловов, а равномерно течёт со скоростью около 5 км/час. На всём просматриваемом участке каньона Метро из-под левой стенки каньона, перпендикулярно течению потока, вливается вода. Это также косвенно подтверждает догадку о том, что на входе в каньон Метро река делится на две протоки. В глубину удаётся просмотреть около 70м прямого участка тоннельной части каньона. Есть предположение, что в 50-60м от выхода из тоннеля в каньоне есть изгиб русла реки, так как из-под левой стенки видно движение основного потока, либо это участок активного слияния с другой протокой. После выхода из каньона на первых 5-10м из-под левой стены продолжает втекать вода в реку. Сразу после выхода из каньона «Метро» под правым берегом короткий 20м участок плёса со спокойной водой (фото 68). Это улово как раз было видно с тропы при спуске к Пшице.

4.1 ТТ сложный и техничный порог «Пшица» длиной около 300м расположен на прямом участке реки. Порог начинается после выхода из каньона Метро после короткого участка плёса и заканчивается, после невысоких 3м скальных щёк, плёсом после левого поворота. Порог состоит из трёх ступеней и есть возможность пройти его с промежуточными чалками после каждой ступени.

Первая ступень длиной около 40-50м начинается 1,5м пологим сливом между валунами в центре русла, сразу за ним в центре русла идёт навал на огромный 3м валун, слева от которого второй 1,5м слив. Левее слива в русле  макушка дерева, лежащего на левом берегу. За ними 10м участок относительно спокойной воды и есть возможность чалки на левый берег (фото 69).

Вторая ступень длиной около 80-100м. После первой ступени всё русло реки перегораживает гряда больших валунов. Проход по центру и под левым берегом по нашему уровню воды невозможен. Единственный вариант - проход под правым берегом впритирку к большому валуну в середине русла. За валуном струя через следующую гряду полуобливных камней сваливает влево в центр русла и после устремляется в 1,5м слив через узкие габаритные ворота между двумя валунами (фото 70). За ними река чуть успокаивается и есть возможность зачалиться на левый берег перед третьей ступенью.

Третья ступень длиной около 100м наиболее сложная. Сразу после второй ступени идёт гряда новая валунов поперёк всего русла реки. Чистых габаритных проходов через неё нет. Идти надо в ближние ворота под левым берегом, с наездом на один из валунов гряды. Затем основная струя сваливает под правый берег(фото 71). Далее на левом повороте реки, на участке 25-30м струя в виде крутой узкой горки перпендикулярно врезается в 15-20м скальный участок с невысокими стенами. На входе скального сужения расположен 1,5-2м слив сложной конфигурации (фото 72). За сливом река успокаивается и входит в сужение (фото 73). Через 7-8м скального сужения с левой стенки выходит выступ, сужая проход реки до 1,85м. С виду ширина сужения кажется ещё меньше 1,3-1,5м и желания пройти этот порог не возникало. После сужения идёт левый поворот реки с 30м участком плёса (фото 74).

Первые два судна на страховочной верёвке перечалили на левый берег в 15-20м ниже выхода реки из каньона Метро. Удалось также на 10м заплыть в тонельный участок каньона "Метро" (фото 75). Это первое место на левом берегу, где скалы переходят в более пологий берег. Чалку третьего катамарана страховали в  двух местах с левого берега. Все вещи обнесли за порог к выходному плёсу за левым поворотом. Один из катамаранов провели через 1 ступень порога и дальше обнесли в конец порога и поставили на страховку с воды. Первое судно не совсем удачно прошло 1 ступень порога, во второй слив они не попали, а попали левее слива в район упавшего в воду дерева. Ушло около минуты, пока удалось судну выбраться из этого места (фото 76). Затем  они правильно выполнили манёвр и прошли успешно 2 ступень (фото 77) и зачалились за ней на левый берег. При прохождении 3 ступени чуть подсели на валун гряды и успешно ушли под правый берег в основную струю (фото 78-82). Прохождение горки перед скальным сужением не вызывает затруднений и слив со сложным водным потоком был пройден удачно (фото 83-86). Затем  судно достигло скального сужения и подзастряло в нём (фото 87-88). Ширина наших судов была 1,9м. Разница в 5см оказалась принципиальной. Потребовалась помощь с берега (фото 89). Левый баллон катамарана чуть приподняли и протиснули судно через это скальное сужение. Второй катамаран учёл особенности прохождения первой ступени предыдущим катамараном, и во 2 сливе не боясь, прижался к большому валу в центре русла. После 2 слива  без промежуточной чалки судно чуть отдохнуло, постояло в уловце и резко ушло через реку под правый берег во 2 ступень. Вторую ступень прошли также удачно и зачалились на левый берег перед третей ступенью порога. Третья ступень была пройдена практически так же, как и предыдущий катамаран.

Через 30-40м после конца порога и плёса (фото 90) идёт крутой правый поворот реки с высокой скальной стеной и прижимом к ней. Ещё через 15-20м после прижима 1м слив и опять небольшой участок плёса (фото 91). Через 50-70м после слива необходимо зачалиться для просмотра следующего порога. На прохождение данного 350м участка реки мы затратили почти целый день. Перед следующим порогом на высоте 8-10м есть ровная терраса с небольшой 20м полянкой(фото 92). Обычно все группы, которые идут Бзыбь от Пшицы, строятся и стартуют именно отсюда. Над порогом под скалой правого берега две памятные таблички погибшим туристам водникам Петру Богданову (1977г) и Андрею Хилкову (2003г.) (фото 100). На этом месте мы тоже организовали ночёвку и ещё с вечера просмотрели следующий порог.

4.2 Т порог «Богданчикова» длиной около 30м расположен на зигзагообразном участке реки. Сначала река делает плавный правый поворот, уклон реки возрастает, на входе навал на большой валун в центре русла (фото 93-95). Под левым берегом дальше проходы закрыты камнями в русле. Основной поток сваливает по косой из-под левого берега под правый берег. На этом участке реку перегораживает гряда надводных и полуоблиных камней с 1,5-2м проходами между ними. Через 7-8м после гряды камней идёт левый поворот и начинается прижим к выступающему скальному правому берегу. Ниже порога 20-30м участок плёса.

На входе все суда ушли от центрального валуна вправо по правый берег и под самым правым берегом прошли через гряду камней. После левого поворота резко отработали от прижима под левый берег (фото 96-99). Последний катамаран всё-таки задел правым бортом выходную скалу, и судно чуть закусило на вертикальную свечку, но отпустило. Прохождение прошло на загруженных судах. Первое судно прошло порог без страховки, так пройти по правому берегу и организовать страховку не представляется возможным. Прохождение последующих судов страховали катамараном.

Через 50-70м идёт  150м  участок шиверы в узком русле реки со скальным правым берегом и река входит в труднодоступную часть каньона (фото 101). Чуть дальше в русле реки 3м валун в центре реки перегораживает реку. С воды кажется, что проплыть негде, так как с левого берега выступает скальный обломок, а правая стена очень высокая скальная стенка (фото 102). По мере приближения становится понятно, что под правым берегом ширина прохода около 1м, а под левым берегом есть по косой боковой проход около 3м. Как после выяснилось, такую специфику река имеет на протяжении всего Бзыбского каньона.

4.3 Т порог длиной около 120м на прямом участке реки. У первопроходцев этот порог  назывался «Ирина». Его ориентиром можно считать предыдущий 3м валун в русле. После его прохождение надо зачалиться для просмотра. Уклон в реке возрастает, в узком русле несколько валунов и пару 1,3м сливов образуют сложную линию движения (фото 103-104). После просмотра прохождение порога трудностей не вызвало (фото 105-107).

Далее правый берег по-прежнему скальный и очень высокий, левый берег – крутой лесистый склон. Через 80-100м по левом берегу появляется обрывистый берег из жёлтого песчаника, а впереди угадывается левый поворот. Это ориентиры следующего сложного порога (фото 108-109).

4.4 ТТ сложный и техничный порог длиной около 200м начинается после левого поворота реки. Сразу за левым поворотом на левом берегу распадок песчаной осыпи с красивым песчаным конусом (фото 110). Правее осыпи наверху видны скалы с двумя пещерами. Через 70-80м после левого поворота следует плавный правый поворот реки. На участке реки между поворотами обилие небольших надводных и полуобливных камней в относительно широком 8-10м русле реки. На правом повороте прижим к начинающейся по левому берегу скальной стенке, русло сужается до 5-6м (фото 111-113), далее на 120-150м прямом участке реки в русле обилие 2-3м валунов, образующих сложную линию движения между ними с проходами 1,5-2м (фото 114-115). В конце порога 15-20м участок плёса и виден следующий правый поворот реки. Порог требует обязательного просмотра. Просматривать удобнее по правому берегу.

Первое судно шло  с береговой страховкой перед плёсом в конце порога, остальные со страховкой катамараном. Оно удачно прошло весь порог и лишь в последних в выходных воротах чуть подсело на правый валун выходных ворот. Второе судно прошло удачно весь порог, причём по другой линии движения, чем первый катамаран. Третий катамаран на заходе в порог между правым и левым поворотом сильно ушёл под правый берег и подсел на один валунов. Примерно через 1,5 минуты удалось слезть с этого камня и дальше удачно пройти через лабиринт больших валунов. Прохождение было на загруженных судах (фото 116-141). В конце порога по левому берегу видно. как камень образует колодец в скале(фото 142).  Порог заканчивается 15-20м участком плёса (фото 143).

Дальше, судя по лоции, должен был идти прогонный участок до 1 каньона. И все были морально готовы плыть до 1 каньона, где и планировали заночевать. Но что-то подсказывало, и мы решили заглянуть за следующий поворот реки. Интуиция не подвела – впереди оказался опасный участок с непроходом.

4.5 Н!!! НЕПРОХОД!!! После правого поворота уклон реки резко возрастет и через 70м крутой горки перед левым поворотом в  широком около 12-15м русле реки поперёк  воды от берега до берега лежит огромное бревно диаметром около 0,5-0,7м и закрывает и без того сложные и узкие проходы в реке (фото 144-147). Перед началом левого поворота реки берег становиться высоким. Вскарабкались на это возвышение, чтобы увидеть, что твориться за поворотом. В начале левого поворота реки навал в середине русла на большой валун. За левым поворотом ещё один 3-4м валун в центре русла. Правее валуна узкий проход под берегом, а левее между ним и берегом на воде заклинилось ещё одно небольшое бревно. Струя наваливает на этот валун. За бревном струя сваливает в прижим под правый берег.

Обнести первый участок с бревном по правому берегу не позволяет высокая скальная стенка на левом повороте. Пришлось в начале правого поворота реки забивать суда между стенкой левого берега и камнями в русле. Вылезать на эти камни и перетаскивать суда через них до тех пор, пока не закончилась левая скальная стенка, которая началась ещё в начале предыдущего порога 4.4. В одном месте суда пришлось ставить и проводить между камнями на ребре и это всё с вещами. После конца скальной стенки около 30м обнесли вещи и суда по левому берегу за бревно до начала левого поворота реки. Далее продолжили сплав. Все суда за левым поворотом ушли от навала на следующий валун в русле и смогли легко переехать, лежащее в воде бревно (фото 148). Но только одним баллоном. Со вторым баллоном пришлось потрудиться. Также пришлось потрудиться, чтобы уйти после бревна от прижима. Первое судно прошло без страховки, и после прохождения встало на страховку остальных судов. Через 30-40м после левого поворота в русле большие валуны перегораживают русло. Есть проход под левым берегом (фото 149). После этого идёт крутой правый поворот, и река выходит в более ровную открытую долину. В районе этого правого поворота на  левом берегу на высоте 5-6м от реки лежит плавник. В паводок в этом месте река поднимается очень значительно.

4.6 Т Порог длиной около 100м начинается после окончания порога 4.5 после правого поворота. В 4-5м русле много больших валунов. Линия движения сложная. Порог желательно просмотреть (фото 150-151).

После этого порога высокая скальная стена правого берега стала немного отходить от реки. Далее идёт прямой участок реки с узким 4-5м руслом.

4.7 Т порог длиной около 30м расположен на прямом участке реки. Русло реки расширяется здесь до 8-10. С середине русла огромный валун из конгломерата. Слева от него проход около 3м, справа 2м. В каждом проходе крутой 1,5м слив. Слива с воды не видно, только ощущается перепад высот. Первый катамаран сходу зашёл в левый более широкий проход. Перед самыми воротами слива увидели в сливе торчащее бревно, и направили катамаран на экстренную чалку в заклинивание между левым берегом и бревном (фото 152). Импровизация удалась. Мощи воды не хватило затащить нас в основной слив. Успели оповестить об опасности остальные суда. После просмотра порога остальные катамараны прошли через правые узкие 2м ворота с 1,5м сливом (фото 153). Первый катамаран удалось вытащить на берег и обнести за слив с бревном. Проплыли ещё около 200м реки (фото 154) до распадка левого притока Хайлук. Напротив него на правом берегу удобный уютный 30м участок ровного берега с отмелью. Здесь решили поставить базовый лагерь (фото 155). В итоге за второй день сплава прошли всего около 2,2км.

В 50-100м ниже устья р.Хайлук и нашего лагеря есть ещё одна ровная площадка на правом берегу реки, причем она чуть повыше от реки и больших размеров (фото 156-157). Но склон берега здесь хуже: крутая стена из спрессованного песчаника, а рядом песчаная осыпь. В этом месте на берегу и в русле реки были найдены несколько целых и поломанных обрезков металлических труб разного диаметра и от ставов катамаранов (фото 158-159). Плавник здесь лежит на 2-3м высоте нашего уровня реки.

Далее до каньона «Чёртов мост» идёт участок со сплошными порогами 4 к.с. Приходится периодически чалиться и смотреть варианты их прохода.

4.8 Т порог длиной около 150-200м расположен на прямом участке реки после левого поворота. После поворота заметно возрастает уклон. В русле много камней, линия движения непростая и неоднозначная. Для безаварийного прохождения порог лучше просмотреть. После просмотра порог был успешно пройден (фото 160-163).

Незадолго до каньона «Чёртов мост» по правому берегу реки великолепный вид на высокую скальную стену правого берега. В этом месте долина реки несколько расширяется. Внизу у воды на повороте впадает двумя рукавами правый приток (фото 164-165). И снова порог за порогом.

4.9 Т порог длиной 50-70м расположен на левом повороте реки. На повороте гряда камней  в русле с узкими проходами. Более широкий проход под самым правым берегом. Но здесь сильный идёт навал на береговые камни правого берега (фото 166-169).  Порог прошли сходу. Далее река успокаивается (фото 170-171).

За 150м до каньона К1 «Чертов мост» первый катамаран зачалился к отмели правого берега для съёмки захода в каньон и определения место положения каньона по GPS-приёмнику. Время общего сплава от р.Хайлук до каньона около 1,5 часов. Второй катамаран решил тоже зачалиться, но чуть выше без отмели в тень под скальным правым берегом. Не прошло и минуты, как с правого берега на катамаран упал большой камень и немного раздробил центральную поперечину става катамарана (фото 172-173). Тут все резко стартовали по 70м входной шивере в каньон «Чертов мост» (фото 174-175).

Длина каньона «Чёртов мост» длиной около 150-200м. Стены каньона высокие, не менее 40-50м, сводчатые. В каньоне становится немного темновато, но препятствий в каньонном участке нет (фото 176-179). Раньше через каньон был переброшен из брёвен Чертов мост. Сейчас этих брёвен нет. Река медленным течением выходит из этого каньона (фото 180-181). Нужно сразу после выхода из каньона зачалиться на правый берег для просмотра следующего порога.

4.10 Т Локальный порог. Через 30м после конца каньона К1 в русле реки мощный 1,5-2м слив с пенным котлом (фото 182-183).

4.11 Т Порог длиной около 50-70м расположен на прямом участке реки через 50-70м от порога 4.10. Русло реки поджимается до 2.5-3м. Уклон возрастает, и разгонная струя входит в  узкое изогнутое  русло. Сначала идёт навал на выступ правого берега. А после изгиба  сильный прижим под скалу левого берега в конце порога, который при просмотре порога не совсем очевиден (фото 184-185).

После просмотра порога прошли его без проблем (фото 186-191). Этот порог у первопроходцев назывался «Первомайским», наверное, прохождение пришлось на 1 мая. Далее не более 10 минут сплава до следующего порога (фото 192-193).

4.9 12 ТТТ/Н! Сложный порог «Кранты» с тремя маленькими непроходами по нашему уровню воды длиной 400-500м. Ориентиром порога являются сначала левый поворот реки, после которого правый берег плавно становится высоким. После поворота небольшое улово под левым берегом (фото 194-195). Впереди просматривается громадный 5-6м валун в центре русла (фото 196) и невидно продолжения русла реки дальше! Чалка к левому берегу, так как просмотр удобнее проводить по левому берегу. Как аварийный вариант можно зачалиться и на правый берег перед большим валуном. В это месте правый берег опять становится низким.

На входе порога высотой 5-6м валун в центре русла перегораживает почти всю реку. Вправо от него отходит незначительная часть потока. Основной поток перед камнем сваливает резко влево и здесь через 10м весь поток перегораживает гряда небольших надводных камней. Это первый непроход (фото 197-199). Через 40м второй непроход - всё русло реки перегораживает гряда из больших валунов, образуя узкие до 1,5м проходы и 1,5-2м сливы (фото 200-201). Ещё через 50м третий непроход - ещё одна гряда из ещё больших валунов перегораживает реку (фото 202-206). Она также образует по нашей воде непроход со слишком узкими 1-1,5м проходами между валунами с 1,5м сливами. Ещё через 50-60м на левом повороте реки русло сужается до 6м (фото 207-210). Здесь два больших валуна в середине русла реки образуют 2,5м ворота с 1,5м слив. Сразу за воротами расположен третий большой полуобливной валун, на которой валит струя из ворот. Есть ещё один более удобный проход справа от правого камня ворот. Ширина прохода позволяет катамарану там пройти. Но с воды этот проход не угадывается совсем. Далее через 70м последний выходной участок порога (фото 211-212). В центре русла валун-кирпич делит реку на два проход, а через 7-8м после горки-слива  за ним большие береговые камни опять сжимают реку до 3м. Удобному заходу в эти выходные ворота порога мешает валун-кирпич. Далее река несколько упрощается (фото 213-214).  Воды в этом пороге кажется, становиться меньше по сравнению с предыдущим участком. Возможно, что здесь часть воды идет под камнями под землёй.

Первый катамаран вплотную без вещей подплыл к 1 непроходу. Его легко перебросили через эту гряду и далее подплыли ко 2 непроходу под левым берегом. Через вторую гряду камней катамаран провели на верёвке и зачалили в 15м ниже непрохода. Далее первый катамаран проплыл и обошёл пару больших валунов и попытался зачалиться перед 3 непроходом, но не успел! Судно затащило в третью гряду в узкий 1м слив, приподняло кормой вверх и перевернуло, после чего сразу ниже слива катамаран застрял на выходном надводном камне. Экипаж самостоятельно выбрался на левый берег рядом с судном. После этого остальные катамараны преодолевали участки непроходов порога проводкой или обносом по берегу. С помощью других катамаранов судно удалось стащить с выходного камня и зачалить рядом. Никаких повреждений судно не получило, не отвязалось даже запасное весло

Участок порога на левом повороте первые два катамарана прошли без проблем справа от ворот под правым берегом. Последний катамаран не знал про этот проход и прошёл слив через прямые ворота с наездом на выходной валун ниже слива. Осложнений при прохождении у него не возникло, только вызвало крайнее удивление. Выходной слив порога «Кранты» прошли технично без проблем. По более высокому  уровню порог будет полностью проходимым, но иметь более мощные сливы через перегораживающие гряды валунов в русле.

Примерно через 1,2км с правого берега впадает первый приток водопадного типа. Чем-то напоминает сарафан. Место здесь очень красивое. Высота нижней видимой ступени водопада 8-10м. Впадает в Бзыбь пологой горкой (фото 215-221). Отдохнули здесь немного. В районе устья у реки растёт дерево грецкого ореха с плодами. Ниже 1 водопада река успокаивается (фото 222-224).

Через 400м после первого водопада справа впадает второй приток водопадного типа. Видно две ступени водопада. Водопад тоже очень живописный. Струя стекает узким потоком по жёлобу наклонной скалы правого берега до самой русла. Выше есть ещё одна ступень водопада. Высота видимой части водопада около 20м (фото 225-226).

Через 250м от второго водопада по левому берегу есть удобная для стоянки по нашему уровню воды на галечниковой отмели. Но решили проплыть подальше. Долина реки начинает немного расширяться. Характер реки слаломного типа (фото 227).

4.13 Т Порог длиной около 50-70м расположен на прямом участке реки. В середине русла обилие камней затрудняет нахождение правильного прохода между ними. Решили зачалиться. По левому берегу в этом месте виден распадок с сухим руслом, по правому берегу колючки из кустов ежевики и колючей лианы сапарели. Впереди дальше видно увеличение уклона реки и просматривается вход в каньон. Прошли порог сходу, но не совсем чисто (фото 228-230). Решили дальше зачалиться для просмотра, так как по лоции здесь должен быть порог с навалом на скальный выступ левого берега. При просмотре через 80-100м на правом берегу оказалась большая галечная и песчаная отмели. Здесь решили поставить базовый лагерь (фото 231) и прохождение порога отложить на следующий день. Было уже 19:30.

4.14 Т – Порог расположен в 150-200м ниже порога 4.13. Порог опасный длиной около 70-80м начинается разгонной горкой, которая после валуна в центре русла направляется на скальную стенку левого берега и образует сильный на неё навал (фото 232). Сразу после навала 15-20м участок спокойной воды и река входит в каньон на правом повороте. При прохождении два суда имели всё же столкновение с этим выступом скальной стенки, но всё обошлось без последствий. Страховали при прохождении 10-15м ниже навала на скальную стенку (фото 233-236).

Далее река на правом повороте входит в «Гротовый» каньон К2 с 5-8м стенками (фото 237). На повороте в каньоне есть большой грот, в котором легко разместились наши два катамарана (фото 238), а после поворота на высоте около 2-2,5м горизонтально между берегами заклинено бревно (фото 239-240) каньона около 150м. Препятствий в каньоне нет.

Через 120-150м после предыдущего каньона река опять поджимается и входит в следующий каньон К3 - «Шкуродёр» - так его назвали первопроходцы и надо сказать лаконично точно. На входе в каньон сложный и мощный 1,5м слив (фото 241-242), сразу за которым река успокаивается и входит в узкий извилистый каньон (фото 243-245). Длина каньона около 150-200м, высота стен 4-5м. Местами наши, 2м по ширине, суда впритирку протискиваются в узких стенах каньона. Препятствий в самом каньоне нет. Можно расслабиться, полюбоваться и заснять это очередное Бзыбское чудо на фото. Ниже каньона расслабляться уже не стоит. Скоро впереди на реке сложный порог.

4.15 ТТТ Сложный порог «Родина», названный О.М.Запорожцем в честь Анатолия Родина - руководителя команды первопроходцев. Общая длина порога около 500м. Ориентиром порога является высокий скальный бом по правому берегу. (фото 246) Перед порогом удобная чалка на левый берег (фото 247). После некоторого сужения долины идёт её небольшое расширение. Впереди в русле видны громадные валуны. Это самый сложный порог на реке.

На входе огромная плита разделяет русло на два прохода. Левый проход более сложный, извилистый и узкий. Правый проход тоже узкий около 2,5м под скалой правого берега с 1,5-2м сливом (фото 248-249). После слива скала по правому берегу заканчивается. Далее под правым  берегом лежит огромная 10м плита-валун и начинается некрутой левый поворот. Перед поворотом оба прохода реки объединяются в общее русло. С правого берега до середины русла большие валуны перекрывают правую часть русла реки. В середине русла широкий 3,5м слив высотой 1,5-2м с пенным котлом за ним (фото 250-251). Ниже слива  русло перегорожено валунами с левого берега и струя после слива устремляется вокруг центрального высокого валуна под правый берег. После центрального валуна часть струи через надводные о полуобливные камни проходит под правым берегом, а часть уходит в центр в винтообразный формы 1,5м слив. Далее через 30-40м навал на громадный валун в центре русла, от которого, за счёт более спокойной воды после слива, можно заблаговременно уйти. Основная струя уходит под самый правый берег (фото 252-253) и в самом конце порога в русле ещё один большой валун, на который идёт навал воды. От него струя расходится и влево в середину русла и под скальный правый берег. Ниже за порогом идёт 50м участок плёса, который заканчивается большим уловом под левым берегом (фото 254-255). Просмотр проводили по левому берегу. Через 150-200м левый берег становиться скальным с уклоном около 25°, а затем выполаживается к концу порога перед уловом. После прошедшего дождя ходить, просматривать по этой наклонной стенке (фото 256-257) порог было очень неуютно, ноги местами скользили. Не держали даже ботинки с подошвой типа «Вибрам». Организовать эффективную промежуточную страховку в средней  части порога после главного слива и ниже винтообразного слива не представляется возможным. Страховать можно только с берега в конце порога с левого берега у улова. Надо отметить, что стоять лагерем здесь негде (фото 258), а обнос или проводка судов очень трудны, требуют больших физических затрат. Здесь мы осознали, насколько удачно мы выбрали наше предыдущее место стоянки перед каньоном К2.

Все суда зашли в правый проход с узким сливом под стенкой правого берега (фото 260). Слив оказался не такой сложный, так как вода на заходе течёт не так быстро и позволяет скорректировать положение корпуса судна до самого падения в слив. Центральный слив также не вызвал при прохождении проблем (фото 261-262). В винтообразный слив ниже центрального валуна смогло зайти и успешно пройти его только одно судно, остальные два судна прошли через камни в центре русла (фото 263-282). Уйти вправо от навала на следующий большой валун в центре русла не составило проблем. Казалось бы, всё – порог пройден. Ан нет. Первое судно не смогло уйти от навала на последний выходной валун и перевернулось на нём. Через 50м судно прибило в улове. Два остальные катамарана ушли вправо заранее от этого выходного валуна. Они отметили тоже про сильный навал уже на правый берег перед выходом из порога. Он плохо просматривается с левого берега. Этот выходной участок надо просматривать с выхода порога от входа в каньон К4, который является ориентиром конца этого порога.

Сразу после порога «Родина» идет короткий, 40-50м каньон К4, с высокими 20м скальными стенками Препятствий в каньоне нет. Дальше долина реки немного расширяется и река чуть успокаивается. На этом участке устроили поздний перекус. Здесь можно найти удобные места для стоянок (фото 283-286).

По лоции до 5 каньона на реке препятствий нет. Однако здесь тоже всё оказалось не совсем так. И скоро мы были вынуждены экстренно чалиться на правый берег, чтобы понять, как пройти очередное препятствие.

4.16 Т Локальный порог длиной около 100м расположен на прямом участке реки примерно в 3 км  ниже каньона К4. Большие валуны перегораживают почти всё русло реки. Основная часть струи уходит в более широкий проход под левым берегом. Но этот проход наглухо перегорожен бревном. После тщательного просмотра проскреблись между камнями под правым берегом, а через 70-80м в русле реки навал на скальный правый берег и 1,5м слив за ним. Даже после просмотра этого порога все прошли выходной слив с навалом не очень чисто (фото 287-289).

4.17 Т Порог расположен в 250м ниже порога 4.16 (фото 290)на правом повороте реки в последнем каньоне К5.  Зачалились на правый берег за 100м до входа в каньон (фото 291-292). После Порог опасный, длиной около 250-300м.  Высота стен порядка 50м. Ширина проходов 3-4м. После временного расширения перед правым поворотом русло реки вновь сужается, уклон увеличивается, и река разгонной шиверой входит в каньон К5 (фото 293-296). разгонной 50м горки небольшой навал на стенку левого берега на входном правом повороте реки. Сразу за поворотом 50-70м участок с плёсом. Слева из скалы впадает приток (фото 297). Чуть ниже видны 3 водоворота под левым берегом. Это место, где часть воды уходит под Карстовое плато и выходит из него с другой стороны Бзыбского хребта в виде реки Мчишта! Говорят, что воду  в Бзыби метили, и меченая вода выходила в истоке р.Мчишта. После этих водоворотов через 30-м в каньоне на прямом участке реки валун в русле и навал на него (фото 298-299). Далее река делает еще раз правый поворот.  И вот именно в этом месте идёт навал струи после слива из-под левого берега с боем в стенку правого берега и река в каньоне немного поворачивает влево (фото 300-303). После чего река успокаивается и ещё около 150м течет в высоких стенах каньона (фото 304). В конце каньона плавный правый поворот, на котором лианы с левого берега живописно свисают над рекой, а долина реки вдруг неожиданно резко светлеет и расширяется (фото 305-306). Это конец последнего сложного препятствия в Бзыбском каньоне, но не конец самого Бзыбского каньона. Прохождение всех судов прошло удачно, однако слив с навалом на правую стенку оказался более сильным, чем предполагалось нами.

На ближайшем левом притоке после каньона  заметили водопад. Сходили, посмотрели на его. Высота видимой части водопада около 5-6м (фото 307-308). В устье этого притока большое красивое тисовое дерево. Ниже каньона К5 река успокаивается и имеет действительно прогонный характер до конца каньона до устья Геги (фото 309-310).

Остановились в 1км от устья с Гегой (фото 311-312). Было уже 20 часов, начинались сумерки. В этом месте дорога подходит к реке. У реки есть родничок, выше на берегу стоят ульи пасеки. На берегу много сухого плавника. По сути это уже конец Бзыбского каньона.

11.3 Лоция р.Бзыбь от Геги до Чёрного моря.

С утра выплыли поздно. Чувствовалась некоторая накопленная усталость. За 11 минут доплыли до Геги. Воды в реке ещё прибавилось. После стрелки с Гегой на реке прижим к стенке правого берега. В итоге от лагеря за 1 час доплыли до Голубого озера. Сходили посмотреть это озеро. На этом участке река имеет хорошие шиверы. Течёт с хорошей скоростью течения  около 6 км/час (фото 313).

Ниже Голубого озера характер реки меняется. Скорость падает, русло становиться шире, появляются перекаты. Встречный ветер останавливает практически судно на реке (фото 314), приходится поработать вёслами. Через 3 часа сплава после Голубого озера доплыли до автомобильного моста трассы Адлер-Сухум. Здесь река уже выходит из теснины Бзыбского ущелья и течет в открытом пространстве в разбоях. Встречаются экзотичные «расчёски» из бамбука. Река часто делится на протоки, изобилует мелкими перекатами (фото 315). В этот раз порог, который мы отмечали на данном участке реки в 2005 году, оказался похоже в другой протоке. Два-три раза судно пришлось налегке проводить через мелководные перекаты.

Примерно за 1км до устья мост через Бзыбь, по которому идёт дорога в Пицунду. В этот раз мост был усеян скопившемся плавником, и пришлось очень аккуратно проходить в оставленные проходы. Перед самым устьем русло ещё больше расширяется (фото 316-317). По косой траектории  с левым поворотом Бзыбь впадает в Чёрное море. На море было небольшое волнение (фото 318). Сплав от стоянки на Бзыби до моря в этот раз занял 6 часов чистого сплавного времени. За этот день пропыли в 1.5 раза большее расстояние, чем за 4 предыдущие дня вместе взятые. Приплыли опять в сумерках. С моря дул сильный ветер. Разжечь костер даже из сухого плавника оказалось не так просто. Остатки става катамаранов и мусор сожгли на костре. От устья 350-400м по  грунтовой дороге до основного шоссе в Пицунду. Отсюда уехали на машине в Пицунду.

12. Аварийные выходы с маршрута.

На начальном участке Бзыбского каньона до порога «Турбинка» в случае аварийного выхода нужно возвращаться назад  к началу каньона по правому берегу и выходить на тропу в районе уреза 421. И по тропе идти в сторону Псху и вызывать аварийный вертолёт. За день от этого места можно гарантированно дойти. Либо по тропе идти в обратную сторону к Пшице и далее по лесовозной дороге к Рицинскому шоссе. Это потребует 1,5-2 дня пути.

От «Турбинки» есть два варианта выхода. Раньше от реки от места заклинившего камня-валуна  к тропе правого берега шла тропа, которая регулярно осыпается. Она по кратчайшему пути выходит на тропу к участку подъема «33 зигзага». В каком состоянии эта тропа мы не знаем. Второй вариант более надёжен. От этого же заклинившего валуна нужно поискать и найти тропу на левом берегу. Она идет к Дзышре и далее к Каменному мосту. Этой тропой мы воспользовались в этом походе. По Каменному мосту нужно перейти на правый берег до Каменного балагана. При  наличии денег спутникового телефона можно вызвать вертолёт на поляну 3 пасеки, которая находится в 600м от Каменного балагана. Либо по тропе идти к броду через Пшицу с последующим выходом на лесовозную дорогу и далее к Рицинскому шоссе. Этот вариант займет 2 полных дня.

На участке каньона «Метро» от Дзышры до Пшицы можно пытаться выйти на верхнюю тропу левого берега. Но на неё здесь можно выйти не везде. Это один из капканов реки, откуда можно  и не выбраться. Правый берег ещё проблематичнее.

На участке от Пшицы до порога Богданова можно по правому крутому берегу попытаться в лоб вылезти на лесовозную дорогу. Это некоторым уже удавалось.

На участке ниже порога Богданова до каньона К1 по правому берегу можно вылезти только в районе левого притока Хайлук. Здесь до лесовозной дороги около 700м по высоте. Это наименьший перепад по каньону. У спасателей спуск и подъём в этом месте занял 6 часов. От места выхода на лесовозную дорогу до Рицинского шоссе на переход потребуется еще почти целый день. Других мест выхода из каньона с правого берега на этом участке практически нет. Если на этом участке реки группа оказывается на левом берегу. То ей надо найти тропу и по ней возвращаться назад до Каменного моста, переходить на правый берег и далее через Пшицу к лесовозной дороге до Рицинского шоссе. Именно таким путём выходила группа А.Родина в 1977 году.

Ниже каньона К1 левый берег становиться без тропы. Раньше через каньон К1 был Чертов мост, и тропа переходила здесь на другой берег. На этом участке уже не надо даже пытаться вылезти на верхнюю лесовозную дорогу. До неё уже более 1100м по вертикали. Нужно попытаться найти старую разрушенную тропу и идти по ней вдоль каньона до троса, натянутого через реку ниже каньона К5. В этом месте есть тропа, по которой можно подняться на лесовозную дорогу (это уже около 500м по вертикали) и выйти к Рицинскому шоссе. Пытаться идти дальше по правому берегу не стоит. Н.Д.Бондареву пришлось в своё время за 3 км до устья всё равно обходить скалы и вылезать на верхнюю лесовозную дорогу, но уже без тропы. Если есть возможность, то лучше пытаться плыть с обносами и проводками по реке до устья.

Ближайший пункт ДПС находится в 5 км ниже стрелки с Гегой. Там можно решить вопрос с машиной.

13. Выводы и рекомендации по маршруту.

1.   Бзыбский каньон оставил очень сильные впечатления на всех участников похода независимо от их ранее набранного опыта. Такое не встречалось ни у кого. Река носит явно нестандартный характер и требует нестандартного подхода.

2.   Долина реки Бзыбь в чём-то даже парадоксальна. Высота ограничивающих долину реки хребтов и перевалов на верхнем участке реки составляет 1400-1800м, а в нижней части в Бзыбском каньоне хребтов возрастает до 2200-2600м, а не уменьшается! Перепад высот в Бзыбском каньоне от русла реки и до Бзыбского хребта составляет более 2000м!

3.   Характер порогов реки сильно зависит  и меняется от уровня расхода воды в реке. Увеличение расхода воды на каждые 10м3/с, меняет фактически рисунок порога, меняет его сложность, а при очень высоких уровнях воды пороги могут быть вообще затоплены, например пороги «Богданова» и «Турбинка».

4.   При увеличении расхода воды в реке уровень подъёма воды на разных её участках различен. На участках, где в настоящее время небольшой уклон и умеренная скорость течения, происходит сильное увеличение скорости течения и незначительный уровень подъёма воды. На участках с высокой скоростью течения и большим уклоном идёт сильный подъём уровня воды. В некоторых местах каньона плавник лежит на 5-6м выше уровня реки.

5.   Оптимальным средством сплава по нашему уровню воды является катамаран «двойка», на катамаране «четверке» идти реку будет сложнее. Река совсем не подходит для сплава на плотах.  Для обеспечения страховки, фото и видео съёмки на сплаве надо иметь не менее 3 судов. Значительное увеличение судов также не желательно, так как большой группой стоять в каньоне проблематично.  Увеличивается и время прохождения препятствий на реке. Оптимальным на сплаве является 3-4 катамарана «двойки».

6.   Порог «Турбинка» достаточно необычный и красивый. Его стоит обязательно посмотреть. Нам удалось его увидеть только в этом походе, две предыдущие попытки подойти к нему на пешей части с правого берега не состоялись. По нашему уровню воды этот порог абсолютный непроход! Однако при увеличении расхода воды до некоторого оптимального уровня, когда вода почти будет заливать центральный камень, вероятность прохождения может и появиться. Но это уже будет другой порог, не такой эффектный. В майскую воду порог и весь этот участок каньона полностью заливаются водой. На фото можно увидеть уровень плавника выше уровня этого каньона. Причиной является большой валун-плита, заклинившийся в каньоне в 100м ниже порога «Турбинка». При подъёме воды он начинает работать, как подпор плотины. Увидеть и заснять процесс затопления каньона было бы интересно.

7.   Наиболее сложный порог в Бзыбском каньоне – порог 4.15 «Родина». Он наиболее протяжённый, чем остальные пороги, не имеет возможности для организации промежуточной страховки и чалки, как с берега, так и с воды. Правда, в самом конце порога есть улово. Просмотр порога трудоёмок по любому берегу. У нас, при просмотре по левому берегу, в конце порога на наклонном скальном участке были проблемы со спуском и подъёмом. После  прошедшего дождя никакие "Вибрамы" не держат уверенно на этом участке склона. Стоять лагерем в районе этого порога просто негде. Правый берег обрывистый, возможны камнепады в любой момент. С правого берега в русло могут рухнуть пару огромных валунов и ещё больше усложнить порог. При меньшем уровне воды, чем у нас прохождение порога усложниться. При просмотре с левого берега в самом конце порога не удаётся увидеть проход под правым берегом. В общем, достойный порог.

8.   К достаточно сложным порогам можно отнести пороги 4.1 «Пшица»  и порог 4.4. В отличие от порога «Родина» они носят локальный характер и имеют возможность организации чалки и страховки на промежуточных участках.

9.   Порог «Кранты» по нашему уровню воды имел 3 непроходимых эпизода – гряды из камней и больших валунов практически перегораживают русло, оставляя узкие негабаритные проходы. По несколько более высокому уровню воды порог будет проходим, однако оценка его сложности, как 6 к.с., может быть и несколько завышена. Есть возможность проходить этот порог с промежуточными чалками.

10.                      Отдельно хотелось бы остановиться на пороге 4.5. По нашей воде это был самый опасный порог. В первой части порога на крутом участке падения русла толстое бревно перегородило всё русло от берега до берега, образовав непроход. Во второй части порога за левым поворотом навал на большой валун в русле реки и второе бревно в русле реки между этим валуном и левым берегом. Это похоже на двойной капкан. Основная проблема оказалась и в том, как обнести этот непроход? В районе первого бревна по правому берегу начинается высокая скальная стенка и обнести суда по этому берегу не представляется возможным. Перечалиться до захода в порог на левый берег мешает уже скала левого берега, которая начинается еще в предыдущем пороге. Пришлось загонять суда между скальной левой стенкой и камнями в середине русла и через эти камни перетаскивать суда и так несколько раз, пока не закончилась скала по левому берегу, и по нему уже можно было сделать обнос этого участка с бревном. По более высокой воде бревно будет залито, но в пороге будет оставаться  мощные прижимы и навалы. Особо опасен будет второй прижим-навал на валун в центре русла. Даже при нашем невысоком уровне воды навал на него был значительным. В этом пороге уровень воды может, судя по плавнику, поднимается до 5-6м!  Не исключено, что по высокой воде короткий 15-20м плёс перед этим порогом может исчезнуть и предыдущий порог 4.4 может объединяться  с этим порогом в единый порог. Похоже, что при сплаве именно в этом пороге возникают аварийные ситуации. Как подтверждение этого, остатки сломанных труб от ставов судов мы обнаружили примерно в 2км ниже этого порога в районе притока Хайлук на правом берегу.

11.                      «Прогонный участок до 1 каньона по старой лоции» по нашей воде называть прогонным не стоит. Конечно, на этом участке нет очень сложных порогов, но влететь серьёзно здесь можно. Угадать правильный проход между валунами в узком русле сходу удаётся не всегда. Поэтому чалиться и просматривать отдельные локальные пороги приходиться часто. Может быть, по высокому уровню воды, когда валуны в русле будут затоплены, участок и станет прогонным. Но по нашему уровню воды это сплошной слаломный участок.

12.                      Все путешествующие в Бзыбском каньоне отмечают про камнепады в каньоне и про попадание одного из камней на их группу. Не составило исключение и наша группа. Небольшой валун с обрывистого и скального правого берега перед  каньоном К1 упал и попал на став второго катамарана при сплаве. Поэтому передвижение в каньоне должно быть только в касках. Этот же аспект необходимо учитывать и при выборе мест ночёвок в каньоне.

13.                      Группы, путешествующие по каньону, упоминают о медведях. В районе  последнего каньонного участка Бзыби мы тоже видели по левому берегу медвежонка. В радиальном пешем выходе в районе Дзышры на тропе пару раз попалась змея.

14.                      На протяжении всего маршрута снимали с себя клещей. К этому мы были готовы по предыдущему походу на верхнюю Бзыбь. Методика борьбы с клещами проста: к месту прикрепления клеща на 2-3 минуты прикладывается ватка, смоченная в бензине. После чего он без сопротивления извлекается пинцетом.

15.                      Кто будет планировать начало сплава по Бзыби от Псху должен планировать трудоёмкий обнос участка непрохода в каньоне «Турбинка», как и сам порог «Турбинка». По опыту группы С.Блошкина, быстрее получается разобрать суда, обнести вещи, и заново их собрать, чем обносить суда в сборе. Это при условии металлического разборного каркаса става катамарана.

16.                      В 250-300м ниже левого притока Дзышра начинается наиболее труднодоступный и закрытый участок Бзыбского каньона – каньон «Метро». На схеме Бзыбского каньона, составленной при поисково-спасательных работах Анатолием Родиным в 1977 году, весь этот участок каньона от Дзышры до Пшицы имеет название каньон «Метро» и рассматривается, как единое препятствие. Мы согласны с этим, что это препятствие стоит рассматривать, как единое. Нам удалось просмотореть только начальный 1,5км участок этого каньона, а дальше удалось спуститься к в каньон реке только в месте выхода реки ниже Каменного моста. Спуститься выше Каменного моста к реке также не удалось. Последние 350м каньона «Метро» до Пшицы река течет в глухом тоннеле. Стены каньона в тоннеле арочного типа. Прямой свет на этом участке каньона «Метро» не проникает. Найти спуск к началу этого тоннеля ни с левого, ни с правого берега  нам тоже не удалось. Более проблематичным при просмотре оказался левый берег. При просмотрах с правого берега нам хоть не до конца,  но удавалось спуститься и приблизиться к реке. На начальном 1.5км участке каньона «Метро» нам удалось просмотреть 4 локальных каньончика М1-М4 и увидеть заход в 5 локальный каньончик М5. По нашему уровню воды на этом отрезке можно было найти место для стоянки около волы на галечнике. Для прохода над этими локальными каньонами при просмотре приходилось на 150-200м набирать высоту. Потребовалось  подниматься до уровня тропы, чтобы пройти над каньончиками и теперь стало понятным, как другие группы находили эту тропу к Каменному мосту. Они просто пытались обойти очередной участок локального каньончика и при подъёме просто выпирали на эту тропу. На разведку каньона «Метро»  от Дышры до начала локального каньона М5 и возврат к Дзышре налегке было затрачено 7 часов общего ходового времени.  Похоже, что выйти из каньона «Метро» ниже локального каньончика М5 не представляется возможным. Организовать эффективную страховку в каньоне «Метро» тоже нельзя, возможен только рискованный сплав тандемом. Единственное место, где можно организовать страховку - это ниже Каменного моста, но это очень далеко от верхних локальных каньончиков. Этот единственный участок для организации страховки очень короткий около 25-30м, далее река опять уходит в закрытый каньон. Из просмотренных участков каньона «Метро» можно отметить определённую специфику препятствий. Перед заходом в локальные каньончики  есть всегда какой-то слив или навал или крутая горка, а затем самом каньоне вода относительно ровная, спокойная. Часто встречаются в каньоне брёвна, заклиненные на разном уровне от воды. Прохождение участков с брёвнами также представляют серьёзную опасность. После каждого паводка брёвна могут появляться и исчезать и снова появляться в старых и новых местах. Ещё опасным фактором сплава может быть расклинивание судна в узких стенах каньона. Каньон «Метро» был пройден по майской воде в 1992г Сергеем Лагодой, но с гибелью одного из участников.

17.                      Ниже каньона «Метро» - от устья Пшицы река не намного проще. По словам местных жителей и пасечников, каждый год на реку приходит по 2-3 группы и каждый год они находят разбитые брошенные суда в каньоне.

18.                      Особое внимание при подготовке к походу было уделено выяснению относительно удобных мест стоянок в каньоне. Сплав по реке был ориентирован под эти места стоянок. Это позволило избежать «сидячих» ночёвок в каньоне. При планировании сплава можно ориентироваться на наши места стоянок в каньоне. Ещё одно место стоянки нам указал Н.Д.Бондарев на левом берегу за 250м до каньона «Чёртов мост». С этой галечниковой стоянки у воды можно подняться наверх каньона «Чёртов мост», выйти на остатки старой тропы и посмотреть на то место, где Н.Д.Бондарев укладывал брёвна через каньон и на высоте около 45м переправился на правый берег. Несложно найти места для стоянки ниже - на участке между порогом «Родина» и последним 5 каньоном на правом берегу реки. Ниже последнего 5 каньона найти места для стоянки уже не такая проблема.

19.                      Для борьбы с колючей растительностью нужно мачете. Об этом говорили и Н.Д.Бондарев и О.М.Запорожец. Мы очень благодарны им за этот совет. Мачете оказалась очень удобным орудием не только для прохождения участков с колючками, но «расчистке» тропы от кустарника. У нас представилась возможность сравнить эффективность для этих целей лёгкого топорика и мачете. Для кустов толщиной до 50мм мачете оказалась эффективнее топора, а вот прорубание завала из деревьев толщиной от 100мм всё же было за топором.

20.                      Снаряжение по составу в этот раз было взято специально с запасом, на случай автономной ночёвки любого из судов. Три газовые горелки, 2 кастрюли и котелок, 2 тента, 2 топора и мачете, 2 основные 40м верёвки, 3 фотоаппарата и 2 видеокамеры. Это основное снаряжение было равномерно на сплаве разделено между 3 катамаранами.

21.                      Обе 40м основные верёвки оказались востребованы на маршруте. Одну из верёвок побило камнем при спуске с правого берега к началу тоннельного участка каньона «Метро». Вторая верёвка потребовалась для организации страховки при перечалке гружёных катамаранов перед  устьем Пшицы на левый берег. И это не считая наших чалочных верёвок катамаранов и страховочных «морковок».

22.                      Пищу уже по проверенной традиции готовили на газе. Это экологически более чисто и экономит силы от поиска дров. Не на всех удобных местах стоянок есть плавник и дрова, поэтому рекомендуем брать газ для приготовления пищи. Конечно, никто не мешает разжечь костёр из сухого плавника, но это уже не является жизненной необходимостью.

23.                      Взятые 2 комплекта раций тоже сильно облегчают передвижение на маршруте. При разделении группы на 2 части на маршруте удалось установить связь по рации от Дзышры до Каменного моста.

24.                      Брали с собой спутниковый телефон. Проверяли (звонили) по спутниковому телефону с каждой стоянки. Телефон работал уверенно, только сеанс связи из-за узости каньона продолжается не более 2 минут. А далее надо было ждать нового витка спутника.

25.                      В случае аварийной ситуации позвонить из каньона по спутнику реально. Однако ожидать быстрой помощи от вертолёта нельзя. Вертолёту сесть в каньоне негде! Помощь может быть получена только от группы профессиональных горных спасателей со стороны лесовозной дороги. Поэтому рассчитывать стоит только на свои силы с выходом по воде, обнося и проводя сложные участки реки, либо бросать суда и пытаться выйти из канона на лесовозную дорогу налегке. Аварийный выход на лесовозную дорогу в районе притока Хайлук у группы водников налегке занял 6 часов. Обязательно не забудьте запастись питьевой водой. Спуск у горноспасателей в каньон в этом же месте потребовал также 6 часов. Несмотря на поросший лесом и кустарником склон, здесь часты обвалы и камнепады. Идти надо в касках. Ориентироваться на таком заросшем склоне тоже очень сложно. По крайней мере, второй раз спуститься точно по той же трассе спасатели не смогли и немного отклонились от первого варианта спуска.

26.                      Как отмечали многие наши консультанты - карта и компас не очень хороший помощник на маршруте, так как всё время находишься практически в лесу, и нет никаких чётких ориентиров. Мы готовы тоже подписаться под этим высказыванием. Однако использование GPS-приёмника с соответствующей картой совсем другое дело. Всегда почти точно знаешь, где находишься в данный момент на реке. Место положение порогов на схему нанесено с учётом координат, полученных с GPS-приёмника. Так, что GPS-приёмник в каньоне вещь очень полезная.

27.                      На пешей части наиболее сложен брод черед Дзышру. Брод оказался возможен только в том месте, где это показано на карте – примерно в 300м выше устья. На других участках Дзышра имеет ещё больший уклон и возможность для организации переправы в других местах сомнительна. По высокой воде брод или переправа через Дзышру может оказаться вообще невозможной. Уровень и место плавника на берегу указывает, что в паводок русло становиться более широким, а уровень воды выше.

28.                      Очень рекомендуем каждому участнику на пешей части маршрута иметь 2л запас питьевой воды. Вода на маршруте оказывается часто очень далеко от тропы и высоко от реки. Даже на сплаве полезно иметь небольшой запас чистой питьевой воды на случай резкого паводка.

29.                      Наши сроки  путешествия по Бзыбскому каньону считаем оптимальными, так как в это время на реке не очень высокий уровень и расход воды, наиболее тёплая температура воды в реке и не сильно жаркая погода. Это делает сплав более безопасным. Поход в мае приходится на весенний паводок. Из-за большого расхода воды и неустойчивой погоды сплав в эти сроки крайне опасен и является стратегической ошибкой в выборе сроков путешествия по Бзыбскому каньону. Большинство трагических случаев в Бзыбском каньоне приходится именно на май месяц!

30.                      Учитывая выводы прошлогоднего похода, палатки в этот раз не брали, обходились только тентами. Температура на маршруте 25-30ºС и в палатке было бы душновато. Но в другие сроки путешествия, например в ноябре, палатки могут потребоваться.

31.                      На сплав от Пшицы до моря мы затратили 5 дней. В резерве у нас оставался ещё 1 резервный день на случай пережидания паводка. Из 5 дней сплава один день уходит на сплав от устья Геги до моря, то есть на прохождение самого Бзыбского каньона у нас ушло 4 дня. Олег Запорожец при первом прохождении в апреле-мае 1977г прошел Бзыбский каньон от Пшицы одним судном за 8 дней. Как группе Сергея Блошкина (сборная из Барнаула/Владивостока) удалось в 2006 году пройти от Пшицы до Геги за 1 день для нас остаётся непостижимым. Но факт остаётся фактом!  И в тоже время и группа С.Блошкина и группа А.Папуша/(С.Крюкова) на участок от Псху до Пшицы затратили 5 дней и в заключении обнесли каньон «Метро» (кроме некоторых начальных локальных каньончиков). Это лишний раз говорит о сложности и трудоёмкости каньона «Метро».

32.                      В некоторых найденных источниках информации по Бзыбскому каньону нами были выявлены противоречия и обнаружены некоторые неточности. Наше путешествие на месте прояснило эти спорные моменты и неточности,  и в нашем отчёте они уже учтены и исправлены.

33.                      Хотя каньон «Метро» был один раз и пройден по высокой воде, описания, видеоматериалов, фотографий его прохождения нет. По сути, его прохождение со съёмкой на фото и видеоматериалы, и составление подробного описания можно будет считать тоже полноценным первопрохождением. Прохождение каньона «Метро» в слепую без просмотра и страховок, без фото и видеосъёмки напроход,  на авось делать не стоит. Такое прохождение малоинтересно и необоснованно опасно. Лучше сразу планировать обнос этого каньона, чем организовывать такое прохождение.

34.                      За прошедший период путешествий 1977-2008г пройти всю реку Бзыбь от Грибзы до её устья за один поход так и не удалось ни одной группе. В лучшем случае река была пройдена за два похода. Это ещё раз говорит о нестандартности и сложности этой реки. Река не имеет аналогов с другими реками Кавказа, этой свой эталон сложности. Не простым вопросом остаётся и заброска на верхнюю Бзыбь.

35.                      Бзыбский каньон не оказывает на участников психологического давления своими высокими стенами, как например каньон на верхней части Андийского Койсу в районе порога «Кайфас». Однако требование к духовной и психологической стойкости на маршруте остаётся самым главным.

14. Заключение.

1.      Если сделать краткое заключение о реке Бзыбь, то это река – великолепного гротеска и необычайного парадокса! Ассоциативно – это река с порогами - «капканами». И задача сплавляющихся по ней - не попасться в расставленные капканы Бзыби!

2.      Божественное провúдение привело нас на Бзыбь уже в зрелом возрасте. Даже 20 лет назад мы не помышляли сходить на эту реку, когда были на пике спортивной и физической формы.

3.       Слишком много печальных событий у водников было на этой реке. Но может быть, уже настало время и можно снять табу с этой реки. Но очень не хотелось бы, чтобы сюда приходили в высокую майскую воду.

4.      Мы очень благодарны Блошкину С., Бондареву Н.Д., Запорожцу О.М., Крюкову С.,  Лагоде С., Сафронову А., Цветковой С., Шпунтову Г. за помощь и предоставленную информацию по Бзыби . Успешное путешествие стало возможным благодаря их информации.  Как говориться: «С миру по нитке….»