Путешествие Сухум-Чхалта- нарзан Гуарап-оз.Гуарап-оз.Джуга

Альбом фотографий

Карта района путешествия

Данное путешествие стало возможным благодаря услугам турфирмы ООО «Марух» http://www.abhaztur.com/info/contacts , которая обеспечила нам, транспорт, пропуска, проводника и безопасность  на данном маршруте.

г.Сухум – начальная точка нашего маршрута. Заправили все баки  машины УАЗ бензином при выезде из города и выехали в сторону Кодорского ущелья по старому Военно-Сухумскому шоссе. После событий военного периода 1992-2008г это шоссе еще не ремонтировали и местами на некоторых участках асфальтового покрытия на дороге вообще не осталось. Шоссе начинается в городе от моста через р. Мачара и далее идёт вверх  по её правому орографическому берегу. Первые 10км дорога идет по широкой заселенной долине с садами и плантациями.

В районе 10км шоссе мост через р.Мачару и начало пос. Мерхеули. Дорога переходит на левый берег р.Мачары и идёт вдали от реки. Через 2км стрелка Большой и Малой Мачары. Дорога продолжается по левому берегу р.Б.Мачары. На  13км дорога через мост переходит на правый берег р.Б.Мачары. Далее долина реки сужается и начинает втягиваться в узкое ущелье Пацхир. Перед входом в ущелье по сторонам дороги можно увидеть башни так называемой Келасурской стены (фото 01).  Дорога в ущелье Пацхир идёт рядом с глубоким известняковым каньоном р.Б.Мачара (фото 02).

На 16км дорога выходит из ущелья Пацхир. Здесь около дороги родник с чистой водой, рядом красивейший водопад на р.Б.Мачара (фото 03). Здесь часто останавливаются отдохнуть, попить воды, полюбоваться посмотреть водопад.

Дальше сразу мост через правый исток р.Б.Мачары и  дорога поднимается по холмистому нагорью, поросшему лесом к Цебельде. Цебельда расположена на холме, за которым начинается серпантинный спуск к мосту через р.Джампал, расположенному на 35км шоссе (фото 04).

От Джампальского моста дорога серпантином поднимается круто вверх и через 1км развилка дорог к с.Чины и с.Георгиевское. У развилки установлен памятник защитникам данного участка дороги (фото 05).

На 40км шоссе расположен участок Багадских скал (фото 06), в котором пробиты два тоннеля (фото 07). После первого тоннеля есть съезд в сторону моста через р.Кодор. Раньше на этом месте был висячий Чёртов мост. Между двумя тоннелями расположен КПП. Для проезда по дороге дальше необходим специальный пропуск на въезд в Кодорское ущелье. Проверка пропусков и паспортов заняла не более 10 минут.

Далее до пос.Чхалта дорога идет по правому берегу р.Кодора, пересекая множество её правых притоков. Через крупные притоки р.Кодора построены мосты. Дорога в основном  идет высоко над рекой в зоне лиственного леса.

Посёлок Чхалта расположен на 73 км Военно-Сухумского шоссе. Путь до него на УАЗе от Сухума занял около трёх часов.

Поселок расположен в основном на правом берегу р.Чхалты (фото 08) в её устье, лишь несколько домиков есть на левом берегу. На самой стрелке р.Чхалты и р.Кодора находятся остатки стен старой крепости и часовня (фото 09). Отсюда открывается великолепный вид на ГКХ в истоках р.Кодора и на сам посёлок (фото 10). В поселке по словам жителей около 150 домов, сейчас жители проживают только в 8 домах. Это следствие прошлых военных событий. Не все сваны ещё вернулись назад в сои дома. На домах видны следы от обстрелов, но больших разрушений, кроме здания школы нет (фото 11). К большому удивлению в посёлке в идеальном состоянии теннисный корт (фото 12). Настил моста через р.Чхалту поменяли перед нашим приездом (фото 13). Мост рассчитан на гружёный Камаз.

Мы заночевали в вагончике, расположенного во дворе красивого дома около моста через Чхалту (фото 14). Нас хорошо здесь приняли.

С утра на УАЗике мы продолжили путь вверх по лесовозной дороге  вдоль р.Чхалты. Дорога  начинается на левом берегу р.Чхалты  сразу от моста. Первые 4км дорога идет близко от реки, а перед впадением р.Ю.Птыш поднимается высоко на склон. За 1:40 мы доехали до нового моста через Чхалту в районе 10км от устья (фото 15). Старый мост был раньше примерно в 300м ниже этого места. Сразу после перехода дороги на правый берег р.Чхалты начинается крутой серпантинный подъем и вскоре снизу к дороге подходит старая лесовозная дорога. От моста до подвесного моста (фото 16) на 13км мы доехали за 30 минут. Здесь устроили отдых, полюбовались  порогами Нижнего прорыва Чхалты (фото 17). На противоположной стороне реки расположено с.Левая Ацгара, местные жители его называют по другому - Тюби.

Дальше по лесовозной сильно разбитой дороге с непростыми бродами через правые притоки Чхалты за  50 минут доехали до нарзана Гуарап (Ацгара) (фото 18) на большой открытой поляне (фото 19). Это 21 км лесовозной дороги и середина долины Чхалты. В итоге это расстояние  преодолели за 3 часа. Попили нарзана из трех разных источников и поехали дальше.  Сразу за поляной дорога бродит р.Гуарап и продолжает подъем по правому берегу Чхалты высоко от реки.

От притока Гуарап до нового моста через крупный правый приток Шоудиди доехали за 30 минут (фото 20) – 24км лесовозной дороги. Еще 25 минут езды на машине и мы оказались у самого красивого каскада порогов Чхалты – её Верхнего прорыва. Здесь дорога проходит над обрывом вблизи реки. Устроили здесь обед, полазали посмотрели пороги Верхнего прорыва Чхалты (фото 21). Порог расположен в районе 26км дороги. Еще по лесовозной дороге можно было проехать около 8км до места старого моста через Чхалту, который в данное время ещё не успели восстановить.  Со слов местных жителей там есть канатная переправа не левый берег. Выше решили не ехать. Вернулись отсюда назад к нарзану Гуарап.

На поляне с нарзанами Гуарап несколько летних домиков и кошей (фото 22). В одном из таких домиков мы и заночевали.  С поляны открывается замечательный вид на верхнюю ступень Джессарского водопада, вытекающего с ледника Ю.Софруджу. (фото 23).

Гуарапская поляна расположена на пологом склоне примерно на высоте 1100-1130м. Имеет размеры около 500м на 150м, ограничена от реки снизу лесовозной дорогой, с северо-запада притоком Гуарап, с востока небольшим ручьем с обрывистым берегом. Сами нарзаны расположены примерно в середине поляны, на склоне чуть выше дороги, которая подходит здесь к нарзанам. На поляне высокая трава. По словам местных жителей на эту поляну может садиться вертолёт.

К озеру Гуарап.

С утра отправились в радиальный выход к верхним озёрам. Начало дороги от поляны к верхнему озеру Гуарап начинается в Ю-В части поляны около ручья с обрывистым берегом. В этом месте дорога уходит от поляны вверх на пологий склон с негусто поросшими деревьями в южном направлении. В лесу дорога заметна лучше, чем на окраине поляны. Дорога пару раз в самом начале пересекает русло небольшого ручья, после чего уходит в южном направлении на густо поросший лесом склон. Через 2,5км  от поляны подъем дороги стал ещё более крутым и машина выше подниматься не стала. Этот участок на машине УАЗ пройден за 19 минут, пешком на этот участок ушло бы около 40 минут. Набор высоты от поляны до места  конца автозаброски (фото 24) составил около 200м. Далее налегке пошли пешком к верхним озёрам.

Примерно от этого места  направление подъема по склону вверх немного изменяется на Ю-З направление. Дорога поднимается короткими серпантинными участками в густом лесу (фото 25). По мере подъема в просветах леса  появляются великолепные виды ледников ГКХ (фото 26). Подъем до границы леса около 1,5км, здесь предстоит набрать около 540м высоты. С двумя короткими привалами (фото 27) поднялись до верхней поляны у границы леса за 1 час 15 минут (фото 28). Средний уклон на подъёме 15 градусов и только последний участок подъема около 200м перед самым выходом на поляну более крут - около 20 градусов. Поляна небольшая, около 70м длиной ограничена сверху небольшим подлеском и кустарником, расположена на высоте около 1900м. По окраине поляны лесовозная дорога переходит в хорошо набитую пеше-конную тропу, крутизна подъема уменьшается до 10 градусов. Чуть повыше с поляны открывается захватывающий вид на ледники ГКХ (фото 29). Пройдя от поляны ещё около 150м тропа выходит в зону альпийских лугов (фото 30). Вид на ледники ГКХ ещё более грандиозные (фото 31). Тропа в траве немного теряется, но впереди уже просматриваются два балагана (фото 32) и идти можно в их направлении. Расстояние от поляны у границы леса до балаганов около 500м прошли за 14 минут. Балаганы расположены на ровном открытом участке. С них открывается великолепный вид в обе стороны (фото 33, фото 34). Воды на всем участке подъёма от нарзана до балаганов и у самих балаганов нет. Ближайший родник с водой находится в 250м от балагана около тропы, ведущей в направлении к озеру.

От балагана тропа идёт по увалу (фото 35)  с небольшим спуском вниз в направлении Чхалтинского хребта в Ю-З направлении. Примерно через 250м слева от тропы расположен родник с очень холодной водой. Тропа по прежнему идет с уклоном вниз, обходя заросли кустов кавказской черники (фото 36). От балагана до места брода тропы через р.Гуарап (фото 37) дошли за 18 минут. От места брода великолепный вид назад на ледники Ю.Софроджу и Ю.Птыш ГКХ  (фото 38). На левом берегу после брода тропа серпантином поднимается по склону и становится всё менее заметной (фото 39). Впереди просматриваются большие каменные лбы (фото 40). Едва заметная тропа идёт в их направлении, крутизна подъема около 15-20 градусов (фото 41). От балаганов до озера Гуарап (оно же оз.Пэх, оз.Гарапш) около 1,7 км поднялись за 55 минут.  Озеро Гуарап (фото 42) каплеобразной формы имеет длину около 500м, ширину около 200м, расположено на высоте около 2170м. По словам местных жителей в озере ловится форель. На озере устроили обеденный перекус. Отдохнули немного и решили подняться к верхнему озеру Джуга. Нашли тропу обходящую озеро Гуарап вдоль северного склона на высоте около 40м над озером (фото 43). В месте пересечения тропы с истоком верхнего озера свернули с тропы в С-З направлении  и пошли по левому берегу истока на 30-50м расстоянии от русла ручья. Тропы к верхнему озеру нет. Трава здесь более высокая, крутизна склона до 30 градусов (фото 44). Наиболее крутой участок около 200м в самом начале подъема. Затем склон становиться более пологим. В русле ручья в ложбинке сохранился небольшой снежник (фото 45). Подъем от озера Гуарап до снежника занял 55 минут (фото 46). От снежника  ещё 10 минутный некрутой подъем в Ю-З направлении до верхнего озера Джуга. Озеро округлой формы длиной около 200м (фото 47) расположено на высоте около 2400м. Озеро неглубокое с прозрачной водой. В данное время оно обмелело и стока из него не стало. Желающие искупались в озере (фото 48). От озера Джуга великолепный вид на озеро Гуарап и поляну с балагами (фото 49). С запада и севера озеро ограничено Чхалтинским хребетом, с юга боковым отрогом этого хребта. После привала поднялись на этот боковой отрог (фото 50). С него открывается вид на озеро Джуга сверху (фото 51). В посещённых нами альпийских лугах и по берегам озера встретилось очень много красивых цветов (фото 52).

На спуск от верхнего озера Джуга  до балагана около 2,8км затратили около 1,5 часов. После 15 минутного отдыха у балаганов за 45 минут спустились к месту, где была оставлена машина с вещами, через 20 минут были уже на поляне у нарзана Гуарап.

Общее время на весь маршрут к верхним озёрам занял 7 часов, пройденное расстояние (в оба конца) около 15км. На чистый пеший переход (без подъезда и отъезда на УАЗе) на данный маршрут надо планировать около 8,5 часов.

По возвращении на поляну домики, где мы ночевали, был уже заняты, поэтому мы решили поехать вниз по лесовозной дороге до хутора Верхняя Ацгара и через 40 минут езды были на месте. Для машины это один из наиболее сложных участков лесовозной дороги вдоль Чхалты.

Хутор В.Ацгара расположен выше трассы лесовозной дороги на поляне размером 250х70м на высоте  около 1000м примерно в 15км от с.Чхалта. Это самый верхний жилой хутор в долине Чхалты, рассчитанный на круглогодичное проживание. На поляне два больших дома, один из которых разрушен и стоит без двух стен, рядом амбар для хранения кукурузы и загон для скота. Но поляне фруктовые деревья, виноградник, огород с помидорами и кукурузой. Около дома бочки для приготовления вина. Ручей протекающий рядом заведен в трубе в дом и рядом отвод воды из дома назад. Граница хутора огорожена забором.

Дом очень добротно построен. Внутри дом разделён на 4 помещения: входные сени с кухней и мойкой, в которую втекает ручей, горница с большим обеденным столом и печкой и два спальных помещения. Дом имеет два входа: снизу от реки со стороны дороги и сверху из сада от поляны. Это дом Каха Аргуриани, который очень профессионально управлял УАЗом, сопровождал и обеспечивал нашу безопасность в нашем путешествии.

Оставалось пару часов светлого времени и мы решили спуститься от хутора вниз к реке, посмотреть пороги. Внизу у самой реки оказался нарзанный источник хорошего качества.

За это время в дом пришли еще гости из местных жителей. Узнав у хозяина, что у него гости из Москвы, они всего за  час умудрились наловить свежей рыбы (фото ). Один новых гостей оказался в прошлом геологом, который раньше изучал этот район. Это Гиви Квициани, ему 69 лет,  он в этом году вернулся к себе домой. В ходе беседы мы узнали много нового по этому району. Нас очень хорошо приняли в этом доме (фото  ).

На следующий день мы выехали вниз по лесовозной дороге и через 1:50 были в с.Чхалта. По пути в с.Чхалта и в с.Ц.Лата купили мёду и вернулись в Сухум.