3.5. Перевал Ледопадный (4800, 3А) находится в юго-восточном отроге вершины 5217, который отделяет маленький ледник, стекающий с восточного склона этой вершины, от его большого южного соседа - южной ветви ледника Чимген.

Рис. 3.2. Перевал Ледопадный и пик Кызылсель (6525).

Координаты перевала: 38° 31.701'С 75° 20.654'В. Перевал служит для обхода верхней части ледопада южной ветви ледника Чимген.

Выделение перевала в качестве самостоятельного локального препятствия призвано уравнять в правах туристские группы, достигающие плато южной ветви ледника Чимген разными путями. Действительно, группа, пришедшая на плато через перевал Трамплинный (5012, 3А), см. на карте зеленый трек, и совершившая после этого траверс пика Кызылсель (6525, 3Б), получит в справках о зачете похода набор локальных препятствий 3А и 3Б. Другая группа, одолевшая не менее сложное (на самом деле - более сложное) препятствие, чем перевал Трамплинный, а именно - ледопад южной ветви ледника Чимген и попавшая на плато через перевал Ледопадный, после траверса пика Кызылсель тоже получит в справках 3А и 3Б. И это справедливо. В противном случае, если перевал Ледопадный не выделять в качестве самостоятельного локального препятствия, то вторая группа за более сложный путь получит меньшую оценку - просто 3Б.

Вся сложность перевала Ледопадного заключается в прохождении нижней части ледопада ледника Южный Чимген. Поэтому связку перевалов Трамплинный и Ледопадный следует классифицировать, как 3А.

Ф.3.21. Вид на ледопад южной ветви ледника Чимген из кармана правобережной морены. Вдали пик Кызылсель (6525).

Цель - попасть на осыпь над скалами левого борта ледника. Путь оттуда до седловины перевала Ледопадный прост и проходит по осыпям и пологому леднику. Общая стратегия прохождения ледопада сохранилась с его первопрохождения в 2000 г., она включает:

1) вход в ледопад между центром и левым бортом ледника;
2) подъём по нижней крутой части ледопада наискосок, смещаясь к центру ледника;
3) вход в котлы (большие разломы) и движение по ним к левому борту.

Ф.3.22. Вот примерно такой путь по ледопаду прошла наша группа.

Ф.3.23. На подступах к ледопаду.

Ф.3.24. У подножия ледопада.

Ф.3.25. Подъём по нижней крутой части ледопада имел характер лестницы из ступенек и стенок.

Ф.3.26-3.27. Особенно протяженная стенка была перед траверсом к центру ледника.

Ф.3.28-3.29. Особенно протяженная стенка была перед траверсом к центру ледника.

Ф.3.30. Потом был траверс к центу ледника.

Ф.3.31. После траверса мы вошли в "котлы", котлы - это широкие разломы ледника, дно которых покрыто обломками льда.

Ф.3.32 - 3.33. Стены у котлов не монолитные, а состоят как бы из ледового конгломерата.

Обычная техника в котлах - движение в связках с одновременной и попеременной страховкой. Бывают также участки перил для подъёма на стенки и для спуска в разломы. В котлах этого ледопада мы вешали перила 6 раз - траверс острого ледового гребешка, 4 спуска дюльфером и один подъём на стенку.

Ф.3.34. Верхом на ледовом гребешке.

Ф.3.35. Первый спуск в разлом.

Ф. 3.36 - 3.38. Котлы - это гиблые места. В них всё подвижно. Сверху падает лед, и под ногами в любой момент может разверзнуться трещина.

Ф.3.39. Второй спуск по перилам на дно разлома. Ф.3.40. В глубоком котле.

Ф.3.41. А это подъём на стенку, точнее вид назад - со стенки на дно разлома.

Ф.3.42. Наконец, в лучах уже заходящего солнца мы увидели, что вот-вот выйдем на осыпь...

Ф.3.43 и Ф. 3.43*. Последние метры.

Ф. 3.44. Вид на Конгур (7719), вершину 5217 и перевал Ледопадный (4800) с восточного гребня пика Кызылсель.Спуск с перевала Ледопадный на южную ветвь ледника Чимген прост и проходит по осыпи.