К оглавлению

Назад

Вперед

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Испытание модели погоды windguru PRO на Музтаг-Ате в конце лета 2011 г.

Статья написана для сайта Риск и посвящена восхождению на Музтаг-Ату и тактическому планированию восхождения по информации с метеорологического сайта.

Трудно не применять современные технологии в горохождении, особенно, если они, практически, ничего не стоят. Спутниковый телефон у нас итак имелся для связи, так почему бы не воспользоваться им для получения прогнозов погоды? Еще на траверсе пика Кызылсель (6525) мы вопили в трубку Иридиума с просьбой об объяснении ураганного ветра и пурги при наличии отличной погоды в Хороге, в Оше и Кашгаре по сайту www.accuweather.com.

После этого мой старший сын, осуществлявший мониторинг нашей группы, заплатил 1000 рублей за доступ к модели windguru PRO, которая рассчитывает прогнозы для любой точки планеты.

Первый опыт оказался неудачным. В день подъёма на перевал 70-летия МАИ прошел необъяснимый по windguru снегопад. Однако на траверсе Музтаг-Аты Виндгуру в полной мере заставил нас в себя поверить.

Еще 25.08.2011 из Москвы поступило сообщение, что ожидается затяжной циклон с мощными снегопадами. Родные очень разволновались: «Все - мама, Юля, Виталик и я очень боимся за вас и просим отказаться от восхождения, ведь выпадет более полуметра снега!» - вещал из Москвы мой старший сын Саша.

27.08 мы подошли к нашей заброске перед Музтаг-Атой и расположились на дневку. В прогноз не верилось. Стояла великолепная погода.


Ф. 4.1. Вид пик Калаксонг (южное плечо Музтаг-Аты) от места нашей заброски.

«Весь Афганистан в сплошных облаках. Зона облачности от вас в 400 км, и под Новосибирском огромнейший циклон. Я не знаю что вас ударит, но первые осадки вас настигнут 29.08 в 17.00 ...», - продолжал информировать нас Саша.

28.08 на дневке я увидел на юге первые облачка, следующие с запада из Афганистана, - «Теперь понятно, что нас может ударить».

29.08 облачность усилилась. В целом стояла хорошая погода, но перистые и другие облака летели уже с юго-запада и распространялись по всему небу. Мы покинули место нашей заброски и через 3-4 перехода поднялись на перегиб к леднику Калаксонг на высоту 5127 м. Здесь были последние каменистые площадки перед выходом на ледник. Ночевать на леднике опасно, ледник перебивается ледосбросами с пика Коскулак (7028), его лучше проходить на следующий день.

В 17.00 погода отличная. В 20.00 я посылаю сыну СМС: «Погода отличная, стоит тихий солнечный вечер».


Ф. 4.2. Вечером 29.08 в лагере 5127.

Когда легли спать, уже затемно, началась гроза. Это случилось где-то в 22.00 с опозданием часов в 5. Гроза была очень сильной. Даже страшной. Ближайшие молнии долбили нас в окрестности 100-200 метров с почти мгновенным интервалом между вспышкой и громом.
Тогда я частично поверил в прогноз и начал строить соответствующий план восхождения на Музтаг-Ату. Первое, что было ясно - это не надо спешить. Если поспешим, то окажемся в циклоне на большой высоте. Но и ожидать окончания циклона тоже нельзя. Выходить на маршрут в первый по прогнозу погожий день 04.09 - значит не успеть на самолет в Москву. Оптимальным, как мне казалось, было распрощаться с циклоном где-то на высоте 6350 м. Тогда послециклонных погожих дней как раз хватит, чтобы совершить восхождение на вершину и спуститься по западному склону Музтаг-Аты к Каракорумскому шоссе.
Еще хотелось оттянуть момент принятия решения - идти ли нам запланированный первопроход нового маршрута или отказаться от него в пользу маршрута 2005 года по южному гребню. Новый маршрут проходил по крутым и обширным южным склонам Калаксонга - южного плеча Музтаг-Аты. После обильного снегопада они могли оказаться лавиноопасными. Что касается пройденного нами в 2005 г. маршрута по южному гребню, то он был, относительно лавин, абсолютно безопасен.

Обе эти причины вынудили нас продолжить отдых и устроить еще одну дневку 30.08 на 5100 перед выходом на ледник. Отсидкой это никак не назовешь, это была именно дневка, потому как погода была очень даже приличная. Мы просто выжидали и наблюдали, как будут разворачиваться события. Основной "удар стихии" нам обещали на 01 и 02 сентября. За эти дни по прогнозу должно было выпасть до 50 см снега!

31.08 мы вышли на ледник Калаксонг, чтобы подняться в район перемычки 6081 между Музтаг-Атой и вершиной Коскулак.


Ф. 4.3. На леднике Калаксонг.

Погода была примерно такая же, как и 30.08. Вершины семитысячников скрывались в облаках. Сплошная облачность начиналась на высоте около 6600 м. Седловина 6081 между Калаксонгом и Коскулаком была чаще всего открытой. А вот в долине над Каракорумским шоссе было, в основном, солнечно.

Обогнув ледопад по склонам Коскулака, мы спустились на ледник и, перепрыгивая через многочисленные поперечные трещины, очень скоро достигли начала запланированного нового маршрута на Музтаг-Ату. К этому моменту я уже верил в "удар стихии" первого сентября, поэтому без особого сожаления миновал это самое начало нового маршрута.
К вечеру мы достигли высоты 5871 и после некоторых размышлений выбрали наиболее безопасное место для лагеря, приготовившись, таким образом, к "удару стихии" - мы встали у подножия наклонного и рассеченного разломом ледового блока, который находится в центре западного склона седловины 6081.

01.09. Всю ночь шел снег. Утром обнаружили, что его выпало около 25-30 см. "Удар стихии" состоялся.


Ф. 4.4. Утром 01.09 в лагере 5871.

Кое кто сказал, что здесь делать нечего, пора валить вниз. Кое-кто очень плохо выспался. Ведь тамбуры у палаток завалило снегом, палатки ночью плохо проветривались, и кислород выгорел. «Ночью у меня было дыхание Чейна-Стокса, а утром мне теперь очень хреново, и у меня высокий пульс. Я хочу свалить вниз», - испугался за свое здоровье другой участник. «Вот это фокус!», - челюсть у меня отвисла, рот открылся, и я долго не мог прийти в себя... Это как же сопровождающие пойдут в молоке по леднику под ледосбросами, по трещинам присыпанным 30-сантиметровым снегом? И ведь так 8 км вниз, а потом 8 км вверх. А ведь там внизу в конце еще и лавиноопасный траверс склона пика Коскулак, см. ф. 3.116.
Нет, это не серьезно, и я уговорил испугавшегося участника не спешить, дескать, сегодня всё равно отсидка, отдохнешь, всё придет в норму. А снегопад продолжался весь день.

02.09. В этот день по прогнозу ожидался второй день "удара стихии". Однако в горах такого не бывает. Если вчера было очень плохо, значит сегодня получше. Или так, если сегодня получше, значит завтра будет совсем "попа". Как то вот так, равномерности в горах нет.
И действительно, с утра была неплохая видимость, был виден низ ледника, была видна седловина 6081 и начало южного гребня Музтаг-Аты. Поэтому мы решили, чтобы не залёживаться и несколько взбодриться, перенести лагерь поближе к седловине 6081, см. карту на рис. 3.6.

Мы одели снегоступы и уже через 40 минут подошли уже почти к седловине. Тут как то все захотели полезть на гребень. В тумане масштабы скрадываются, задача эта казалась вовсе не сложной. Вот тут-то и началось...

В 2005 г. мы заходили на гребень почти с седловины 6081. Там была очень острая пилка, а еще в одном месте Пете Юдину пришлось прокапывать траншею по грудь. Чтобы обойти эти места, мы заблаговременно свернули на склон значительно ниже седловины.

Очень скоро мы расстались с иллюзиями о пешеходном подъёме на гребень. Снег на склоне был сдут и обнажился задутый очень твердый лед, в который многие ледобуры вкручивались едва ли на половину. Вот тут то мы и начали вешать веревки, см. ф. 3.120. Всего на этом склоне провесили 6 веревок перил по 50 м. Чем ближе подходили к гребню, тем сильнее становился ветер, см. ф. 3.121.

Признаюсь, многие, да и сам я, были не готовы к такому яростному и холодному ветру. В результате я обморозил кожу на носу под дужкой очков с наветренной стороны. Еще я постоянно прижимал руку к своим достоинствам, поскольку во-время не поддел теплые штаны. Это я исправил уже на гребне. Другим, наверно, тоже было не легче.


Ф. 4.5. Андрей Жаров после подъёма на южный гребень Музьаг-Аты.

Гребень оказался весьма острым и заледенелым. Справа ото льда белел снег, но его белизна была предательской - это были страшные карнизы! Четкая граница между льдом и снегом обозначала линию отрыва. Стоило поковыряться в снегу ледорубом, как образовывалась дырка, в которую можно было заглянуть и увидеть километровую пропасть, см. ф. 3.122.

Встать на гребне невозможно, лед был очень наклонным. Поэтому я повел группу к ночевкам 6337, там было поровнее. Миновав несколько ледовых взлётов и провесив за день в общей сложности 8 веревок перил мы, уже поздним вечером, достигли места нашего лагеря. Снег здесь тоже был сдут, но лед был ровнее, и нам удалось поставить палатки, см. ф. 3.124.

03.09. По прогнозу это должен был быть последним днем циклона. Еще внизу мы решили не подниматься в циклон выше 6350. Да и устали мы вчера очень сильно. Поэтому утром мы укрепили и выровняли фундамент наших палаток, а потом весь день в них сидели и отсыпались. Ветер не унимался, лишь вечером он затих.

04.09. Именно в этот день windguru обещал первый день ясной погоды. Так и произошло. Утро было ясным, но очень ветреным. В надежде, что всё скоро успокоится, мы собрали рюкзаки и вышли на восхождение. Весь день мы штурмовали ледовые взлеты, см. ф. 3.126, 3.129 - 3.130, обходя некоторые из них по скалам слева от гребня, см. ф. 3.127 - 3.128, и к вечеру добрались до ровной площадки на 6860, см. ф. 3.132.

05.09. Отличная погода! В этот день мы медленно и упорно прошли верхнюю и пологую часть гребня, см. ф. 3.133, перевалили через перевал Калаксонг (7215, 3Б*), см. ф. 3.134, и встали лагерем на плато 7200, см. ф. 3.135.


Ф. 4.6. Отдых на южном гребне Музтаг-Аты. Высота 7050 м.

06.09. Отличная погода! Утром мы сходили без рюкзаков на вершину Музтаг-Аты (7546), см. ф. 3. 137 - 3.138, а потом собрали лагерь и спустились по западному склону до 6594. Во время спуска видели, что на 40-45-градусных склонах самопроизвольно сошли лавины.


Ф. 4.7. Следы самопроизвольно сошедшей лавины на высоте 6650 м.

Как же хорошо, что мы не пошли на новый маршрут!

07.09. Отличная погода! К обеду спустились к подножию вершины на "камни и траву". Высота 4400. Потом решили, что уже никуда в этот день не пойдем.

08.09. Утром появились перистые облака. За 3 часа мы дошли до Каракорумского шоссе, где у столба 1682 у нас была назначена встреча с автобусом.

Автобус приехал вовремя. На озере Каракуль 4 часа ожидали Волкова и Добринского. Они сходили на Музтаг-Ату по "классике". Потом их привезли на мотоциклах, и мы, все вместе, выехали в Кашгар.

Погода интенсивно портилась. Это пришел новый циклон. Но нам было по барабану...

..

К оглавлению

Назад

Вперед