Детский горный поход в Архызе

Архыз 2011. Вид от ночевок на мерене ледника Огары на вершины Чучхур - Псыш - Пшиш

Маршрутная книжка: 18/3-113.

Место действия: Западный Кавказ, Архыз.

Время действия: 16 - 24 июля 2011 г.

Руководитель: Пименов Илья (iliap@yandex.ru).

Проводящая организация: ЦСТ МАИ, г. Москва.

Категория сложности: Первая с 1Б*.

Нитка маршрута: пос.Архыз – р.София – озеро Айматлы-Джагалы - пер.Иркиз (1А, 2880) – пер.Столичный (1А, 3050) – пер.Новый (1Б*, 3060) – р.Секиртме – р.Псыш – пос.Архыз.

Файл с треком: GPS_tracks_Arkhyz2011.txt - Техническая часть от начала подъема в долину реки София до реки Псыш (немного недоходя до реки Белая). Время указано по Гринвичу.

Фото сделано участниками похода.

Архыз 2011. Схема маршрута

Введение

Занимаясь много лет семейным туризмом, мы с детьми успели посмотреть много замечательных мест нашей страны и ближнего зарубежья. За нашими плечами крымские походы с преодолением снежных склонов Чатырдага и прохождением по низу Большого каньона Крыма, краснодарский поход с траверсом вершины Папай, поход в Хибинах и др. Мы уже несколько раз успели побывать в Кабардино-Балкарии, где совершили вылазку к Безенгийской Стене, тренировались в преодолении отдельных снежно-ледовых и скальных препятствий (особое спасибо за гостеприимство А.Х. Анаеву и всему коллективу альплагеря Безенги).

Мы – это сплоченная команда взрослых и детей. Год от года состав участников наших семейных походов по разным причинам немного менялся, но основной состав был стабилен (спасибо всем участникам наших походов за славный опыт и замечательное время, проведенное вместе). Наша команда последовательно накапливала опыт преодоления технических препятствий и специфический опыт организации и проведения детских походов. Выбор снаряжения и питания также не оставались без внимания. Постепенно, шаг за шагом мы доросли до полноценного похода в высоких горах.

В этом году в команде было семеро взрослых и пятеро детей (в возрасте от пяти до двенадцати лет). Двое из взрослых имели опыт руководства горными походами шестой категории сложности, а еще трое – опыт участия в горных походах 5-6 категорий сложности. В походах с детьми опыт родителей очень важен, он обеспечивает необходимый запас прочности и никогда не бывает лишним, нам он тоже пригодился. Опыт остальных участников команды, включая детей, тоже весьма внушительный.

В этот раз наш выбор пал на Архыз, который славен своими голубыми озерами, зелеными лесными долинами, красивыми перевалами и вершинами. В Архызе много лет назад некоторые из старшего поколения нашей команды начинали ходить в свои первые горные походы. После обсуждения мы решили, что будет здорово, если наши дети познакомятся с одним из красивейших районов Кавказа и продолжат совершенствование своего туристического мастерства.

Категория сложности в детском походе была для нас не самоцелью, гораздо важнее красота маршрута. Поэтому, несмотря на имевшийся у команды опыт, которого хватило бы и на «двойку», и на «тройку», изначально мы запланировали «обычную архызскую единичку» из перевалов: Иркиз 1А – Столичный 1А (он же – Башджол) – Заячьи ушки 1А – Чучхур 1А*, с возможным восхождением на вершину Чучхур-Баши 1Б. Однако, еще в Москве, в ходе подготовки к походу выяснилось, что посещение долины реки Кизгыч категорически запрещено пограничниками, оформить пропуск в эту долину невозможно и побывать на Зеленых озерах не получится. Сильно менять маршрут не хотелось, т.к. панорамы ледников, снежных вершин и перевалов Главного Кавказского Хребта были одной из изюминок нашего похода. В этой связи перевалы Заячьи ушки и Чучхур мы решили заменить перевалом Новый, который ведет напрямик из западного цирка перевала Заячьи ушки на ледник Огары.

Перевал Новый 1Б*, несмотря на свое название, был уже хорошо знаком троим из нашей команды. Прошло около 15 лет со времени его прохождения. Перевал запомнился как не очень сложный, но очень интересный. Опыт команды соответствовал категории выбранного препятствия, но подобные перевалы в детском походе являются серьезным препятствием, и нужно быть готовым к любым неожиданностям. Поэтому мы собрали дополнительные сведения о перевале и районе путешествия и внесли ряд корректировок в свою подготовку к походу и выбору снаряжения. Как оказалось – не зря.

Собственно поход

День 1

В день приезда, зарегистрировавшись у спасателей, мы добрались до поляны Таулу. Пришлось потратить немало времени, чтобы найти спокойное место для ночевки – в Архызе проводились какие-то соревнования юных спасателей, поэтому на поляне Таулу яблоку негде было упасть, а нам и подавно.

День 2

Проснулись, поели, собрались, вышли.

Уже на первом переходе мы встретили пограничников. Все строго: если нет пропусков, то можешь идти назад или сидеть у шлагбаума, дальше – ни шагу. У нас все оформлено заранее, и мы продолжаем свой путь вперед.

Через два перехода (наши переходы составляли 30-40 минут) мы подошли к тому месту, где дорога поворачивает к реке и находится с ней на одном уровне. Здесь мы неожиданно для себя встретили водную преграду. Река разлилась практически на всю ширину долины: там, где была дорога, журчал один из полноводных рукавов реки София. Там, где были луга, было болото. Впоследствии, из разговоров с местными жителями выяснилось, что этот лето было очень дождливым, поэтому воды было много, и реки разлились. Поход переставал быть томным. Началась тяжелая работа по преодолению первой водной преграды, местами по колено в воде.

Эти водные процедуры были закончены в том месте, где дорога от реки вновь поворачивает к правому (здесь и далее – орографически, если специально не обозначено иное) борту долины, к ферме. Выбравшись здесь на сухой берег, мы начали поиски переправы на левый берег реки, которую нашли чуть выше через 50 метров.

Переправа представляла собой поваленные деревья, которые с нашей стороны были весьма толстыми, а со стороны левого берега – весьма хлипкими. Для страховки мы натянули первые в этом походе веревки. Перебравшись, на левый берег мы устроили себе обед. Окончание обеда совпало с началом дождика, который в этом году часто был нашим попутчиком в нашем нелегком походе.

Под аккомпанемент капель дождя вдоль левого берега ручья, стекающего из озера Айматлы-Джагалы, мы начали свой подъем. Через переход тропа начала выполаживаться, из леса мы вышли к альпийским лугам, на которых паслись коровы. На следующем переходе тропа начала играть с нами в прятки (еще один тренд этого года). Остановились мы на крупной скальной осыпи. Здесь тропа делает резкий поворот налево к озеру, к которому мы подошли, сделав еще два перехода.

Восемь переходов и одна переправа – мы считали, что этого достаточно, чтобы претендовать на заслуженный отдых у красивого горного озера. Но, добравшись до озера Айматлы-Джагалы, мы обнаружили большое стадо коров, которое паслось на берегу, некоторые коровы плескались в озере. Продолжительные поиски приличных мест для палаток не привели к положительному результату. Все вокруг было загажено. Пришлось очищать места от «мин-лепешек» и использовать все запасные большие полиэтиленовые пакеты, чтобы хоть как-то подготовить места для стоянки. Вопрос о купании отпал сам собой.

День 3

Проснулись, поели, собрались, сожгли весь грязный полиэтилен, вышли. Солнечно.

Тропа идет вдоль левого берега ручья, впадающего в озеро. К концу первого перехода мы вышли к скальному цирку. Здесь тропа переходит на правый берег и по травяным склонам устремляется круто вверх. Еще два перехода мы шли до небольшого водопада. Чуть выше ручей вытекает из нижнего Софийского озера. Частично водопад прикрыт нерастаявшим снегом. Если здесь мы встретили снег, то недостатка в нем в походе мы испытывать не должны. Еще за переход мы дошли до Софийских озер, под снежным взлетом перевала Иркиз устроились на обед.

Высота озер – 2800, она дала о себе знать. Дети перенесли ее легко, но некоторые из взрослых не остались к высоте равнодушны. Чтобы избежать не нужных проблем со здоровьем участников, руководитель решил использовать запасной день и восстановиться, остановившись на ночевку в этом живописном месте. Еще одним оправданием для выбора места стоянки на берегах Софийских озер является отсутствие таких гостеприимных мест с другой стороны перевала Иркиз, при условии дальнейшего движения в сторону перевала Столичный. Если после перевала планируется спуск к реке София, то найти достойные места для ночевок возможно и с другой стороны перевала Иркиз. Но нам ходить вперед-назад, вверх-вниз лишний раз не хотелось, да и незачем. Итак, решили – ночуем на озерах.

День 4

Проснулись, поели, собрались, вышли. Настроение, самочувствие, погода – все в норме.

По снежнику, пересекая его по диагонали вверх-вправо, быстро поднялись на перевал Иркиз 1А. Открылся прекрасный вид на озера и на вершину София. По синей спокойной водной глади верхнего Софийского озера плавали белые живописные льдины. Отдохнули, съели перевальные шоколадки и начали спуск.

Тропа резко уходит вниз. Идти нужно аккуратно, т.к. очень скользко. Чтобы сильно не терять высоту, повернули направо под скалы по слегка угадывающейся тропке. За два перехода мы дошли до осыпного скального островка в снежном кулуаре, ведущем к перевалу Столичный. Привал.

К перевалу мы шли, придерживаясь левого борта кулуара, обходя крутые снежные участки склона по скальным осыпям справа по ходу. За три перехода мы поднялись на перевал Столичный 1А. К этому времени небо уже плотно закрыло облаками, дул сильный ветер. Быстро пофотографировав, съев обязательные перевальные шоколадки, начали спускаться.

Спуск с перевала столичный пролегает по крутым каменным осыпям. Дойдя до пологих травяных склонов (местами покрытых снегом), мы не стали останавливаться на отдых и направились прямо к озеру. Переход получился дольше обычного, но мы могли себе это позволить, т.к. идти дальше мы сегодня не планировали, да и начавшийся дождь не позволял нам расслабиться.

День 5

Утро пасмурное, холодно, но настроение в норме.

Наш дальнейший путь пролегал через седловину отрожка, возвышающегося над озером с южной стороны. Спуск к реке Псыш и подъем в цирк перевалов Заячьи ушки, Холодовского и Новый требуют слишком много усилий и времени, поэтому в предыдущие годы мы уже несколько раз пользовались тропой, идущей через два отрога, которые отделяют указанные перевалы от перевала Столичный.

Как помнили те из нас, кто здесь когда-то бывал, этот путь должен быть не очень сложным и пролегать по живописным местам. С первой частью воспоминаний вышла заминка. Из-за ограничений, связанных с пограничным режимом, туристы южнее перевала Столичный стали появляться редко. Тропы заросли. Из-за дождей трава была мокрая. Поэтому скучать нам в этот день не пришлось, но места по-прежнему были очень живописными…

Итак, поднявшись по осыпному склону, мы быстро оказались на седловине. А дальше – по траве вниз. Сначала по узкому кулуару, затем по широкому, мокрому, травянистому склону. Внизу на крупной скальной осыпи остановились на отдых. Тропы там, где она когда-то была, не было. Народ начал роптать: «Руководитель, ты куда нас завел? Что будет дальше?». Оптимизм руководителя относительно нашего будущего, а также выглянувшее ненадолго солнышко сделали свое дело, и группа продолжила свой путь по намеченному маршруту.

Непроходимая девственность природы вызывала у старшего поколения удивление. Младшие участники наслаждались окружающими видами, жуками и бабочками. Только изредка находя тропу под высокой мокрой травой, мы приближались к характерному понижению правой стороны хребтика, там нужно было его обогнуть. Перепрыгнув по камням ручей, мы нашли старую набитую тропу. Все снова поверили руководителю. Еще немного, почти обойдя хребтик, мы останавливаемся на отдых. Настроение улучшается.

Все верят, что по такой тропе мы быстро и легко дойдем до нашего перевала. Но вскоре за поворотом она закончилась. Отсутствие туристов и движение почвы на крутых склонах сделали свое дело – мы снова стали первопроходцами, тропы нет. По скользким травяным полкам, вынужденно теряя высоту, чтобы обойти скальные сбросы, мы двигались к намеченной цели. Через переход у ручья мы встали на обед. Еще переход с потерей высоты, после него мы начали все круче и круче подниматься вверх. За последующие два перехода мы не только компенсировали наш спуск, но и добрались до верхних моренных валов. Где-то здесь было озеро, но под начавшимся сильным дождем нет ни какого желания его искать. Мы встаем на первом удобном для ночевки месте. За моренным валом, в пределах одной ходки, виден наш перевал Новый.

Несмотря на проблемы с тропой, мы нисколько не пожалели, что выбрали дорогу по верхам и не стали спускаться к реке Псыш. Для групп с более взрослыми детьми наш путь тем более выглядит предпочтительным.

День 6

Облачно, настроение в норме. Невзгоды предыдущего дня остались позади. Группа преисполнена желанием пройти следующий перевал.

Перевал Новый – самый сложный на нашем маршруте, его категория 1Б*. Он был выбран, как кратчайший путь на ледник Огары, в долину реки Секиртме. Он стал заменой связке перевалов Заячьи ушки (1А) и Чучхур (1А*), которые, к сожалению, категорически запрещены пограничниками. Мы решились на этот перевал, т.к. раньше его уже ходили. Он был не сложным. 15 лет назад в том же направлении на ключевых участках было провешено две веревки на подъем и одна на спуск, при этом последнюю веревку можно было и не вешать.

Работе с веревкой в подольском и полушкинских карьерах участники группы начали учиться уже давно, еще до того, как было принято решение о прохождении этого перевала. Снежные и ледовые препятствия мы преодолевали в Хибинах и Безенгах. Но есть один нюанс – найти в Москве «кошки» на детскую ногу практически невозможно. Поэтому мы использовали специальную тактику прохождения перевала Новый. Провешиваются веревки. Взрослые в «кошках» делают ступени, дети идут по ступеням. Взрослые и дети поднимаются поочередно, подстраховывая друг друга.

Лирическое отступление. Ходят легенды, что когда-то примерно так все и ходили – «кошек» не было, проводники рубили ступени, а клиенты поднимались по этим ступеням. Когда появились «кошки», горные проводники начали против них категорически возражать, т.к. их труд оценивался, в том числе, и по количеству вырубленных ступеней.

Выбранная тактика себя оправдала. Только при подъеме снежный склон, на котором потребовалось организовывать страховку, оказался значительно протяженнее. Возможно это произошло из-за снежной зимы, а может быть эти изменения накопились за прошедшие годы постепенно. В этот раз на подъем было провешено шесть веревок по 40 метров. Даже если исключить непроизводительный расход веревки, протяженность этого ключевого участка превысила 200 метров. Склон провешивали сразу по две веревки, организуя перестежку под наблюдением опытного участника, во избежание заминок и ошибок у менее опытных участников. Работа была не шуточной. Да и спуск порадовал. Но обо всем по прядку.

За первую ходку мы добрались до верхней части скальной осыпи, вдававшейся в снежный склон перевала. Первая веревка начиналась немного выше скальной осыпи, т.к. снежный склон в этом месте был не очень крутой, и двух веревок хватило, чтобы провесить их до скальной полки на левых (по ходу) скалах. На этой полке могла собраться вся группа. На первой веревке склон относительно пологий с постепенно увеличивающейся крутизной, в среднем около 25 градусов. На второй веревке крутизна склона резко увеличивается до 35 градусов. Следующие четыре веревки потребовали ото всех серьезной работы и сосредоточенности. Крутизна склона на их протяжении была около 40-45 градусов. Четвертая (от начала подъема) веревка привела нас к еще одной скальной полке на левых (по ходу) скалах. Она была значительно меньше предыдущей. В тесноте, да не в обиде, кто стоял, кто сидел, но группа смогла собраться вновь. К концу заключительной шестой веревки склон начал постепенно выполаживаться, и мы вышли на перевал Новый.

Посмотрев в сторону предполагаемого спуска, спуск мы не обнаружили. Вниз уходил отвесный, чрезвычайно камнеопасный, весьма протяженный склон. За несколько лет нашего отсутствия ледник с юга от перевала Новый значительно стаял, а склоны перевала осыпались. Куда спускаться было не понятно. Шуточное заявление руководителя: «Это не наш перевал», было встречено минутой вдумчивого напряженного молчания. Контрольная записка Юшкина М.В. и Малышева А.В. от 09.08.2010, которую мы достали из перевального тура, придавала заявлению руководителя вес. В записке перевал Новый был назван перевалом Кишлы. Когда руководитель сказал, что он пошутил, напряжение несколько спало. А когда нашли приличный вариант спуска, боевой дух коллектива был восстановлен полностью.

После некоторых поисков оптимальный вариант спуска был найден: одна веревка траверсом влево по крутой осыпи до снежника, далее одна веревка вниз по крутому (около 30-40 градусов) снежнику до пологой части ледника в южном цирке перевала Новый. Далее пешком по правому краю ледника до скальных осыпей, возвышающихся над ледником Огары. Спуск по крутым скальным осыпям привел нас к правобережной боковой морене ледника Огары, где мы нашли места под палатки. Чуть ниже была заметна тропа, спускающаяся с перевала Чучхур, на которую мы вышли на следующее утро.

В этот день погода нам благоволила, несмотря на постоянно нарастающую облачность, дождик нас стал беспокоить только на стоянке. Погода была идеальной для прохождения перевала Новый. Мы начали думать, что главные препятствия уже позади. Следующие дни показали, что это мнение было спорным.

День 7

Проснулись. Было морозно и ясно. В гости пришли горные козлы. Точнее было сказать, что они пришли посмотреть на непрошенных гостей. А мы их за это пофотографировали и покормили. Дети по доброй традиции запустили воздушного змея. Утро удалось.

Полные сил и надежд на ужин с грибами, которые планировали собрать в долине реки Псыш, мы начали спускаться.

За одну ходку мы практически дошли до окончания правобережной боковой морены. На второй ходке, обходя скальные сбросы справа, мы подошли к кулуару, который по предыдущим годам мы знали, как скально-осыпной. В этот раз он был забит плотным снегом. Снизу журчал ручей, сверху была ледяная корка. Обходить снежник было негде, пришлось повесить еще две веревки по пологому (около 20 градусов), но очень скользкому склону. В заключительной части пришлось спускаться с двухметрового снежного уступа на скалы левого берега ручья. Снежный склон уходил еще ниже, но нам его уже было достаточно, а тропа по скальным осыпям была милее.

Через 50 метров тропа повернула налево за скальный выступ. Отсюда открылся прекрасный вид на водопад, но расслабиться нам не дал короткий (2 м) крутой скальный сброс. Дальше хорошая тропа шла по травянистым склонам до большой ровной площадки под водопадом. Можно было подумать, что это специальная смотровая площадка. Только отсутствие каких-либо туристов, кроме нас, позволяло нам в этом усомниться.

Никаких троп с этой площадки вниз не было. В поисках дальнейшей дороги пришлось немного подняться вверх, где в густой траве мы нашли еще одну заросшую тропу, которая вскоре привела нас к скальному уступу и большому металлическому кольцу, вмонтированному в скалы. Внизу виднелось основательное продолжение тропы.

В памяти бывалых наших участников остались воспоминания о простых, относительно крутых, травянистых тропах, спускающихся с перевала Чучхур к реке Секиртме. Никаких дюльферов в этом месте не предполагалось. Хотя отчеты о походах последних лет в этом районе с настойчивостью упоминали об использовании найденного стального кольца, мы продолжали надеяться, что найдем другой, более простой вариант спуска. Но мечтам не суждено было сбыться, и мы вынуждены были к радости наших детей еще раз (не последний) воспользоваться веревкой. Около 15 метров дюльфера, и мы оказались на основательной тропе. Детей спускали «парашютиком», выдавая веревку сверху.

К сожалению, основательная тропа вскоре вновь теряется в зарослях травы, ее поиски ни к чему не приводят, и мы продолжаем рубиться сквозь заросли травы, как первопроходцы (в очередной, и, как в дальнейшем выяснилось, не в заключительный раз). В этот день нам ярко светило Солнце, поэтому в густой траве было жарко и душно.

Добравшись за ходку практически до реки, мы присели отдохнуть в зарослях берез и травы. На следующей ходке мы добрались до реки и пошли вниз вдоль ее правого берега в поисках переправы. Эти поиски оказались безуспешны, река была бурной, возможность переправы отсутствовала. После того, как многочисленные ручьи и рукава реки Секиртме слились в один мощный поток, на берегу появились ровные места, где можно было присесть отдохнуть, что мы и сделали.

Порывшись в памяти, мы пришли к выводу, к которому нас также привело изучение карты и материалов свежих отчетов: мы уже прошли старые переправы на левый берег реки Секиртме, но можно попробовать пройти по старой тропе по правому берегу до реки Кышлаусу.

Пока женщины заботились о детях, а дети отдыхали, мужчины стали исследовать варианты дальнейшего пути. Была изучена неочевидная тропа вниз, она вскоре исчезала в густых зарослях, пробиться по ней представлялось сомнительным. Были повторно изучены рукава реки Секиртме на предмет переправы через них. Безуспешно – глубина была большой, сила потока значительной. При попытке перейти вброд, человека с легкостью могло смыть.

По итогам обсуждения результатов поисковых мероприятий было принято решение срочно подготовить места для палаток, поужинать и лечь спать. Утром решили не делать завтрак, чтобы сэкономить время, поэтому вечером специально заготовили большую кастрюлю компота. Компот планировалось употребить с сыром.

День 8

В половину пятого утра мужчины при свете фонарей отправились делать переправу. Один участник смог со страховкой перебраться на левый берег одного из нижних рукавов реки. До левого берега реки нужно было перейти еще одну мелкую, спокойную, но широкую протоку. Это можно было сделать вброд, вода была немного выше щиколотки.

Через первую водную преграду натянули переправу из сдвоенных веревок. Расстояние между точками закрепления веревки было практически на пределе их длины. На правом берегу веревку закрепили за деревья, на другой стороне – за огромный каменный валун.

К шести утра все готово, всеобщий подъем. Быстро собирались. Завтракать не стали. Группа собиралась у натянутой переправы. Переправились быстро – участники отдельно, рюкзаки отдельно, компот отдельно. Сдернули переправу. Через вторую протоку мужчины на себе перенесли детей и рюкзаки. Собравшись на левом берегу Секиртме, подогрели компот и быстро позавтракали. Впереди нас ждала переправа через реку Псыш.

На левом берегу, на месте нашего завтрака мы нашли тропу. По установившейся в этом походе традиции она терялась, находилась и снова терялась. Нас очень сильно выручали туры вдоль тропы, оставленные добрыми людьми. В лесу под скалами вершины Токмак, на стрелке между реками Секиртме и Псыш тропа была очень хорошая. Кое-где даже висели ленточки-маркеры. Скорее всего, их оставили охотники. Как нам рассказали потом в поселке, сюда приходят охотиться на медведей. Мы тоже чувствовали странные звериные запахи и видели характерные заломы на ветвях, но мы представляли собой очень шумную компанию, что отпугивало зверей.

Выйдя из леса на берег, мы быстро поблизости нашли место, где можно было вброд перейти реку Псыш. Наш расчет на быстрый завтрак и стремительный марш-бросок оправдался – воды в реке было еще мало. Детей и рюкзаки на себе перенесли мужчины.

На левом берегу реки Псыш мы рассчитывали найти Псышские поляны и мощную тропу. Но нас ждало разочарование – ВСЁ заросло! Трава выше головы, и даже где она расходилась, разросшиеся в отсутствии человека кустарник и ветки деревьев не давали нам расслабиться. На своем пути мы встретили много ягод и отличных грибов, которые собирать и готовить в сложившихся условиях было некогда. Остроту ощущений добавлял дождь, начавшийся у переправы через реку Псыш и непрекращавшийся весь оставшийся день.

Мы снова были первопроходцами. «С боями» мы медленно продвигались к цивилизации.

Напротив перевала Столичный троп стало больше, они стали лучше. Появилась проблема выбора правильной дороги. Но ситуацию усугубили начавшиеся лабиринты грязных разбитых дорог, оставленных лесовозами. Валялось много спиленных, но не убранных больших хвойных деревьев. По долине реки Псыш в последнее время велись активные, не всегда разумные лесозаготовки.

Бревно через бурную реку Аманауз мы нашли гораздо выше привычного нам места (ох уж эти воспоминания). Бревно было круглым и мокрым. Первый участник перешел по нему со страховкой. Затем была натянута веревка, с использованием которой перешли все остальные участники, и были переправлены рюкзаки. Больше веревка в этом походе не понадобилась.

После Аманауза местами попадались оползни и селевые выносы (раньше здесь их не было). Вероятно дожди и лесозаготовки сделали свое дело. Ближе к реке Белой дорога стала достаточно однозначной. Все технические сложности на этом закончились.

Далее без особых приключений мы добрались до поселка Архыз.

Заключительная информация, выводы и рекомендации

1. Правила допуска туристических групп на приграничную территорию становятся строже. Отношение у пограничников к службе тоже серьезное, поэтому нужно заранее побеспокоиться об оформлении пропусков в приграничную зону. Специального пропуска для оформления прохода в 5-киллометровую зону вдоль государственной границы не потребовалось.

Пропуска можно оформить самостоятельно и бесплатно. Мы же обратились в компанию Барс, где нас оперативно проконсультировали по текущей ситуации и измененным требованиям. В результате, мы вовремя смогли внести изменения в маршрут и не получили отказ в пропуске в пограничную зону из-за планируемого посещения Зеленых озер. Кроме того, нам не пришлось испытать проблем с поиском пограничников в выходной день, чтобы получить пропуск. Прилетев утром в субботу, мы получили пропуск (и заказанный по телефону газ) у водителя, который встретил нас в аэропорту и отвез в Архыз. Пропуск и трансфер можно заказать и у других проверенных достойных людей (контакты по запросу).

2. С годами горы сильно меняются. Перед походом желательно ознакомиться с самой свежей информацией по району. Читая отчеты в интернете, не нужно забывать и о МЧС, сотрудники которого возможно обладают некоторыми неизвестными широкой общественности знаниями.

3. Перевалы, южнее перевала Столичный, редко посещаются. На готовые тропы и переправы рассчитывать не стоит. Целесообразно отвести дополнительное время на преодоление заросших травянистых и лесных участков, а также для организации переправ.

4. В густом кустарнике, в криволесье с легкостью может порваться одежда. При движении по высокой мокрой траве и в густой листве процесс намокания одежды идет гораздо быстрее, чем просто под дождем. При таких условиях, особенно путешествуя с детьми, целесообразно подумать о дополнительных запасных вещах, о качественной (и/или дополнительной) защите от дождя.

5. Нужно помнить, что залезть в воду дети могут и в спокойной обстановке на стоянке, просто потому, что им захотелось построить плотину, или по другой важной причине. Наличие детской запасной сухой обуви и одежды, а также возможность высушить мокрые вещи являются залогом здоровья ребенка. Только если все дети будут здоровы, поход будет удачным, и, несмотря на все трудности, о нем останутся самые добрые воспоминания.

6. Для детей важна возможность побыть рядом с родителями (которые в городе обычно очень заняты, поэтому дети их видят редко), детям интересно пообщаться друг с другом в необычной обстановке, соприкоснуться с настоящей природой, узнать что-то новое. При этом важно, чтобы дети ощущали себя полноценными участниками, им хочется быть полезными. За общественные дела дети берутся с интересом и энтузиазмом. Быть «балластом» никому не хочется. Каждому в конце похода хочется сказать «МЫ сделали это»!

7. 1А + 1А* не равно 1Б* (шутка). Сложность перевала Новый по факту прохождения была 2А – звездочки у перевалов появляются не случайно. Если родители с детьми решаются на красивые, технически сложные препятствия, то нужно, как и в случае «взрослых групп», готовиться к этому последовательно, только еще более постепенно. Кроме того, в походе с детьми старшему поколению приходится нести большую физическую, техническую и психологическую нагрузку («за себя и за того парня»), поэтому требования к взрослым участникам возрастают. Опыт преодоления перевалов десятилетней давности недостаточен, лучше иметь свежий опыт, при этом с запасом. Стоит отметить, что детям не были интересны конкретные «категории трудности» перевалов (а также разряды и «клеточки»), но им было интересно практическое применение технических приемов на реальном рельефе (это также касается и переправ).

8. Дети быстро устают, но и быстро восстанавливаются, поэтому переходы должны быть небольшими. Желательны ранние выходы, чтобы в середине дня можно было сделать обед, в течение которого дети смогут дополнительно восстановиться. Не рассчитывайте «пробежать» маршрут также быстро, как «взрослые» группы. Да это и не надо. Готовя маршрут желательно изучить возможные места для внеплановых остановок из-за резкого ухудшения погоды или самочувствия. Если дети сильно устанут, они перестанут замечать все вокруг, и смысл похода будет потерян. Лучше меньше, да лучше.

9. Свои вопросы можно присылать на указанную выше электронную почту.

В заключение хотим выразить особую благодарность пограничникам, несущим службу на реке Псыш, а также их друзьям за горячий чай и проявленную заботу.

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

Ф.01
Ф.01. Долина реки София.В далеке видна вершина София.
Ф.02
Ф.02. Верховье долины реки София. Стрелкой указано начало подъема к озеру Айматлы-Джагалы.
Ф.03
Ф.03. Организация перовой переправы - через реку София.
Ф.04
Ф.04. Вид на ферму после после первого перехода при подъеме к озеру Айматлы-Джагалы.
Ф.05
Ф.05. Отдых после второго перехода. Внизу та же ферма. Направо (в кадре не видно) идет тропа к озеру.
Ф.06
Ф.06. Цветущий Рододендрон.
Ф.07
Ф.07. Стрелкой указано начало подъема к Софийским озерам от озера Айматлы-Джагалы. Там же можно набрать чистую воду, незагаженную коровами.
Ф.08
Ф.08. Вид на озеро Айматлы-Джагалы на первом переходе при подъеме к Софийским озерам.
Ф.09
Ф.09. Стрелкой указано продолжение тропы по травяным склонам.
Ф.10
Ф.10. Эта же тропа от места перехода через ручей.
Ф.11
Ф.11. Водопад. Озера уже близко.
Ф.12
Ф.12. Из-за поворота выглянуло нижнее из Софийских озер.
Ф.13
Ф.13. Ночевки на озере.
Ф.14
Ф.14. Вид на озеро от ночевки.
Ф.15
Ф.15. Перевал Иркиз, к которому ведет основательная тропа.
Ф.16
Ф.16. Вид на верхнее Софийское озеро с перевала Иркиз.
Ф.17
Ф.17. Вид на вершину София с перевала Иркиз.
Ф.18
Ф.18. Группа на перевале Иркиз.
Ф.19
Ф.19. Вид на перевал Столичный после спуска с перевала Иркиз.
Ф.20
Ф.20. Мемориальная табличка на перевале Столичный.
Ф.21
Ф.21. Еще одна табличка.
Ф.22
Ф.22. Цветы на перевале.
Ф.23
Ф.23. Вид с перевала Столичный на Пшиш и озеро, где мы будем ночевать.
Ф.24
Ф.24. Вид на спуск с перевала Столичный.
Ф.25
Ф.25. Причуды природы.
Ф.26
Ф.26. Детские причуды.
Ф.27
Ф.27. Воздушный змей, запущенный детьми. Слева в облаках вершина Пшиш.
Ф.28
Ф.28. Вид на озеро, вершину Пшиш и наши палатки. Стрелкой указана седловина, через которую нам идти к перевалу Новый.
Ф.29
Ф.29. Спуск с седловины.
Ф.30
Ф.30. Вершины Токмак и Псыш. Стрелкой указан наш дальнейший путь в обход следующего хребтика.
Ф.31
Ф.31. Группа на спуске с седловины.
Ф.32
Ф.32. Вершины Токмак и Псыш, а также одноименные перевалы.
Ф.33
Ф.33. Вид на перевалы Заячьи ушки (левая стрелка) и Новый (правая стрелка) от ночевки.
Ф.34
Ф.34. Начало подъема к перевалу Новый.
Ф.35
Ф.35. Вид на ночевку и наш вчерашний путь с подъема на первал Новый.
Ф.36
Ф.36. Подъем на перевал Новый. Вторая веревка.
Ф.37
Ф.37. Подъем на перевал Новый. Начало пятой веревки.
Ф.38
Ф.38. Вид с перевала Новый в сторону подъема. Вдалеке - вершина Надежда.
Ф.39
Ф.39. Вид с перевала на ГКХ. Видны перевалы Чамагвара и Токмак, а также вершина Псыш и ледник Буша.
Ф.40
Ф.40. Здесь когда-то был спуск.
Ф.41
Ф.41. Начало спуска с перевала Новый - траверс по осыпи до снежника.
Ф.42
Ф.42. Вид на перевал Новый с юга.
Ф.43
Ф.43. Южный цирк перевала Новый.
Ф.44
Ф.44. Спуск по осыпям к ночевкам на правобережной морене ледника Огары.
Ф.45
Ф.45. Вид от ночевок на спуск по осыпям из в верхнего цирка перевала Новый.
Ф.46
Ф.46. Вершина Пшиш в утренних лучах Солнца.
Ф.47
Ф.47. Наша ночевка. Вдалеке видна вершина Токмак.
Ф.48
Ф.48. Воздушный змей на фоне вершины Пшиш.
Ф.49
Ф.49. Утренние гости.
Ф.50
Ф.50. Они же.
Ф.51
Ф.51. Ботинки не поделили.
Ф.52
Ф.52. Долина реки Секиртме. Вдалеке река Псыш. Стрелкой указан притаившийся снежный кулуар.
Ф.53
Ф.53. Группа подходит к началу снежного кулуара.
Ф.54
Ф.54. Провешиваем веревки.
Ф.55
Ф.55. Спуск со снежника. Нижний участник стоит на скальном валуне.
Ф.56
Ф.56. Ручей под снежником.
Ф.57
Ф.57. Вид на водопады со "смотровой площадки".
Ф.58
Ф.58. Вид на ледник Буша.
Ф.59
Ф.59. Спуск от металлического кольца.
Ф.60
Ф.60. Замыкающий спускается по двойной веревке.
Ф.61
Ф.61. В поисках переправы через Секиртме.
Ф.62
Ф.62. Ночевка на берегу.
Ф.63
Ф.63. Вид на верховье реки Секирме. Виден перевал Чучхурская щель.
Ф.64
Ф.64. Переправа через Секиртме.
Ф.65
Ф.65. Рассветает очень быстро.
Ф.66
Ф.66. Ответственная операция - переправа компотика.
Ф.67
Ф.67. Еще мгновенье назад на каждом цветке седела бабочка.
Ф.68
Ф.68. Переправа через реку Псыш.
Ф.69
Ф.69. Вид от реки Псыш на верховье реки Секиртме. Левая стрелка указывает на перевал Новый, средняя - снежный кулуар, правая - на перевал Чучхур.
Ф.70
Ф.70. Псышские поляны. Делаем вид, что идем по тропе.
Ф.71
Ф.71. Дождик - еще один участник нашего похода в Архызе.
Ф.72
Ф.72. Такой след цивилизация оставила в горах.
Ф.73
Ф.73. Спиленные деревья никто не собирается забирать.
Ф.74
Ф.74. Переправа через реку Аманауз.
Ф.75
Ф.75. Закатные лучи Солнца над аэродромом в Минеральных Водах.

Панорама

Панорама. Вид от ночевок на мерене ледника Огары на вершины Чучхур - Псыш - Пшиш.

Контрольные записки с перевалов

Контрольная записка с перевала Иркиз
Контрольная записка с перевала Иркиз (1А, 2880) от 18.07.2011 группы туристов турклуба "Солнечный Ветер" под руководством Васютина А.В. (Москва)
Контрольная записка с перевала Столичный
Контрольная записка с перевала Столичный / Башджол (1А, 3050) от 16.07.2011 группы туристов турклуба "Солнечный Ветер" под руководством Степанова В.А. (Наро-Фоминск, Домодедово, Москва)
Контрольная записка с перевала Новый
Контрольная записка с перевала Новый (1Б*, 3060) от 09.08.2010 группы туристов в составе Юшкин М.В. (Нижний Архыз) и Малышев А.В. (Екатеринбург)

ВСЕМ УДАЧНЫХ ПОХОДОВ И ВОСХОЖДЕНИЙ!