2. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Режим дня в походе, походное время. В походе мы перевели стрелки часов на 1 час вперед,
получив, тем самым, "походное время". В главах "Описание маршрута. Первая часть" и
"Описание маршрута. Вторая часть" всюду, где это специально не оговорено, используется
походное время.

В следующей таблице приведены данные по восходу и закату Солнца на широте Сочи 1 мая.

Московское время

Походное время

Восход

5 час. 22 мин.

6 час. 22 мин.

Закат

19 час. 16 мин

20 час. 16 мин

Подъем дежурного у нас ежедневно осуществлялся в 5 часов, то есть, за 1 час 20 мин. до восхода
Солнца. Подъем группы происходил в 6 часов плюс-минус 10 минут. Группа выходила на
маршрут в диапазоне от 7 час. 30 мин. до 8 час. 00 мин.

Обычно 45-минутные переходы чередовались привалами, длительностью от 10 до 20 мин. После
первых трех переходов следовал более длительный привал с перекусом. Еще через два перехода
группа останавливалась на двухчасовой обед. После обеда мы успевали до ночевки пройти еще
2-3 перехода.

Два дня в походе, а именно, 03.05 и 07.05 мы шли без перерыва на обед. 03.05 мы пришли к
месту ночевки в 16 часов и успели пообедать, а затем и поужинать. 07.05 мы пришли на
ночевку в 18 часов и ограничились только ужином.

2.2. Заезд к маршруту. Заезжали на поезде. 01.05.2017 наш поезд Москва-Анапа прибыл в
Краснодар в 6 час. 07 мин. по московскому времени. Билеты в плацкартный вагон нам
обошлись по 3200 руб. На привокзальной площади нас ожидал водитель "Газели", с которым
мы списались по Интернету. За 6000 руб. он отвез нас до начала горной дороги из поселка
Гуамка в балку Сухую. Ехать далее по горной дороге он отказался.

Ф.1. После выгрузки из «Газели». 2.3. Путь от Гуамки до плато Лагонаки. Мы стартовали из точки N 44° 13.678' E 39° 53.807' H 497 м, примерно, в 11 часов. По грунтовой дороге за 3,5 перехода мы достигли "партизанской" поляны, которая находится в точке N 44° 10.872' E 39° 52.718' H 1005 м. На этой поляне с августа 1942 г. по январь 1943 г. стоял партизанский отряд им. Гастелло, о чем свидетельствует установленный на поляне монумент. В овраге ниже поляны имеется родник "Холодный".
Ф.2. Монумент на партизанской поляне.
Ф.3. На партизанской поляне мы решили пообедать без горячей воды и доесть всё, что у нас осталось с поезда. Подъём к партизанской поляне проходил по жаре. У некоторых новичков обнаружились проблемы с рюкзаками. Они были или не совсем удобны, или неправильно сложены. Поэтому время на привалах между переходами уходило на решение этих проблем. В нашем случае, когда заброска на автомобиле завершилась на окраине поселка Гуамка, срабатывал прописанный в маршрутной книжке запасной вариант N 1. Согласно этому варианту, мы шли от партизанской поляны по нижней дороге через балку Сухую. За три послеобеденных перехода мы достигли к 20 часам моста через балку Сухую. Для продолжения маршрута мост не требуется, наш путь к плато Лагонаки продолжал идти по левому берегу реки. Однако первое (после партизанской поляны) удобное место для ночевки находится за мостом на правом берегу реки. Ужинали в темноте, и это было исключением, оправданным для первого дня пути. 02.05.2017. Ясное утро. За первых три перехода по грунтовой дороге мы поднялись к истокам балки Сухой, перевалили через северный отрог вершины Мезмай (1939) и вышли на дорогу на восточном склоне этого отрога.
Ф.4. Привал в истоках Сухой балки в конце 2-го перехода. После перекуса за два перехода по тракторной дороге поднялись к кошу северо-восточнее вершины Мезмай, который расположен в точке N 44° 06.485' E 39° 57.573' H 1752 м. Людей в коше не было. Там мы пообедали, сидя за столом.
Ф.5. Привал на подходе к кошу в конце 4-го перехода.
Ф.6. Обрыв на восточном склоне вершины Мезмай (1939).
Ф.7. В коше за обеденным столом.
Ф.8-9. Пока дежурный готовил, Костя запустил дрон.
Ф.10. Дрон слетал к обрыву рядом с кошем и сделал его фотоснимок. После обеда мы за один переход перевалили через восточное плечо (1858) вершины Мезмай и спустились на седло (1653) южнее этой вершины, которое находится уже на территории Кавказского биосферного заповедника.
Ф.11. Панорама с восточного плеча в. Мезмай на юг, в сторону плато Лагонаки.
Ф.12. Территория Кавказского биосферного заповедника. Еще за полтора перехода мы поднялись с седла на плато Лагонаки и достигли места ночевки в снежной мульде в точке N 44° 4.714' E 39° 57.629' H 1917 м. Лагерь поставили в защищенной от ветра снежной чаше, рядом с лагерем были относительно свежие следы медведя. Воды рядом не было, на ужин и завтрак мы топили воду из снега.
Ф.13. Защищенный от ветра и вражеских фотонов лагерь в снежной мульде. Весь день был солнечным, и только при подходе к месту ночевки на нас пролился небольшой дождь. 2.4. Перевал Абадзеш (2349, 1А) расположен между вершиной Абадзеш (2369) на востоке и вершиной 2360 на западе, ориентирован с севера на юг и соединяет урочище Мурзикал (на севере) и урочище Лагонаки (на юге). В начале мая в северном цирке перевала лежит снег, большой снежник имеется также в верхней части южного склона. Поскольку тропа через перевал завалена снегом, то традиционно этот перевал заявляют и проходят, как перевал 1А к.с. Координаты седловины: N 44° 01.676' E 39° 57.413'. 03.05.2017. Ясное утро. За один переход мы достигли котловины N 44° 3.756' E 39° 57.718' H 2125 м, из которой начинается подъем с севера на перевал Абадзеш. Северный склон перевала покрыт глубоким и рыхлым снегом, поэтому в котловине мы надели кошки, а на кошки — снегоступы.
Ф.14. Северный склон пер. Абадзеш.
Ф.15. Снегоступинг. Подъем на перевал был пологим, но протяженным и утомительным. Режим движения сбился из- за многочисленных коротких остановок. То у кого-то отвалились кошки, то отвязались снегоступы, то просто кто-то сильно отстал. В результате новички научились не только надежно привязывать кошки и снегоступы, но и убедились в преимуществе алюминиевых лыжных палок перед углепластиковыми (или композитными) в качестве основы поперечного каркаса снегоступов.
Ф.16. На перевале Абадзеш.
Ф.17. Спуск с перо. Абадзеш на юг. Вид со склона г. Оштен. Спуск с перевала проходил сначала по снежнику, а потом по траве. На спуске, примерно, в километре к востоку от нас, мы увидели группу, которая производила странные действия, похожие на техническую тренировку, так как спуск по перилам по 15-градусному снежному склону для группы на маршруте выглядит неуместным.
Ф.18. Вид с южного склона пер. Абадзеш на южную, центральную и главную вершины массива Оштен. Красной линией показан путь подъёма из урочища Лагонаки на купол вершины 2378. 2.5. Восхождение на вершину Оштен (2804, 1А). Спустившись в урочище Лагонаки, мы не стали обедать и ограничились перекусом, решив идти без обеда до места ночевки. Мы подозревали, что скоро может начаться дождь, да и снег начал заметно раскисать. Подъем на северо-восточный отрог вершины Оштен проходил также тяжело. Сначала поднимались по снегу, а ближе к куполу вершины 2378 — по тропинке среди травы. Не заходя на высшую точку этой вершины, тропа огибает её по-ходу справа и выводит на гребень за ней. Сначала мы думали заночевать на этом гребне, но там дул очень сильный ветер. Поэтому мы были вынуждены пройти по этому гребню 100-150 метров в сторону Оштена и спуститься с него вправо на концевые морены древнего ледника, когда-то стекавшего с седловины между центральной и южной вершинами Оштена.
Ф.19. Подъём из урочища Лагонаки в лагерь 2360. Вид со скалы северо-восточного гребня центральной вершины Оштен. Здесь среди снежников мы нашли в точке N 43° 59.968' E 39° 56.789' H 2360 м ровную травянистую площадку и встали лагерем на ночлег. Воду брали из лужи на краю снежника. В лагерь мы прибыли в 16 часов, поэтому успели и пообедать, и поужинать. Примерно в 18 часов на нас пролился короткий интенсивный дождь. 04.05.2017. Снова ясное утро! По плану у нас восхождение на вершину Оштен (2804). Сторожить лагерь вызвался Влад. Он натер большую мазоль на подошве стопы и устал терпеть боль. С вечера мы сделали ему перевязку с левомиколью. Теперь у него появилась возможность отдохнуть и уменьшить дневную нагрузку на больное место.
Ф.20. Утро в лагере 2360. Собираемся на Оштен. Подъём на вершину Оштен (2804) осуществляется по торной тропе, которая поднимается по северо-восточному гребню центральной вершины массива, а с неё уже переходит на главную (северную) вершину. Наш лагерь находился на террасе древней морены, а маршрут по гребню начинался со следующей более высокой террасы, которая отделена от нашей снежным взлетом. Чтобы избежать утомительного подъёма по снегу, мы поднялись на эту террасу по травянисто- осыпному гребешку, который является продолжением северо-восточного гребня центральной вершины и разделяет ложа древних ледников, когда-то стекавших с седловин между южной, центральной и главной вершинами массива Оштен.
Ф.21. Вид из лагеря 2360 на вершину Оштен. Синий трек — путь спуска с верхней террасы к лагерю. На верхней террасе мы встали на тропу и начали подъём по северо-восточному гребню центральной вершины. Тропа редко выходила на кромку гребня и чаще шла по его левой (юго-восточной) стороне. Поэтому она была свободна от снега.
Ф.22. Северо-восточный гребень центральной вершины. После нижней трети гребня стоит характерная скала — отличная точка для фотосъёмки.
Ф.23. Утренний след молодого медведя на верхней террасе.
Ф.24. Панорама подковы между центральной и главной вершинами Оштена. Вид со скалы северо-восточного гребня центральной вершины. Переход с центральной на главную вершину происходит по тропе, которая вьется среди осыпей и простых скал по юго-западной стороне вершинного гребня и также свободна от снега.
Ф.25. Переход с центральной вершины Оштена на главную.
Ф.26. Снежник перед выходом на главную вершину Оштена.
Ф.27-28. У креста на главной вершине Оштена.
Ф.29. С флагом спонсора спутниковой связи «Сателлит-рент». На заднем плане в. Фишт (2854).
Ф.30. Вид с главной вершины Оштена на юг, в сторону южной и центральной вершин. Профиль северо-восточного гребеня центральной вершины.
Ф.31. Вид с главной вершины Оштена на юго-запад.
Ф.32. Вид с главной вершины Оштена на запад.
Ф.33. Вид с главной вершины Оштена на северо-запад.
Ф.34. Группа на вершине Оштен. Фото с дрона. Подъём от лагеря до главной вершины массива Оштен длился 1 час 40 мин., из них около 20 минут занял переход с центральной на главную вершину. Спуск с вершины до лагеря длился 1 час. При этом на переходе между террасами мы быстро спустились по соедняющему их снежнику.
Ф.35. Вид с Оштена на поляну с приютом Фишт.
Ф.36. На обратном пути от главной вершины Оштена к центральной. После восхождения мы собрали лагерь и спустились в заснеженную ложбину между нашей террасой и вершиной 2378.
Ф.37. Спуск в ложбину. Эта ложбина спускалась к урочишщу Верхняя Цица. В нижней части она переходила в заснеженный заросший березняком овраг. Этот овраг мы обошли, поднявшись на правый борт ложбины. Там мы вышли на тропу, которая спускается из урочища Лагонаки в урочище Верхняя Цица. Внизу при слиянии оврагов мы нашли место, где в точке N 44° 1.699' E 39° 55.061' H 1745 м река вырывается из-под снежника, и встали на обед. От лагеря у подножия вершины Оштен мы спустились сюда за 2 перехода.
Ф.38. Обед в урочище Верхняя Цица.
Ф.39. Подснежники.
Ф.40-41. В ожидании обеда...