3. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

3.1. Перевал Туюксу (4765, 2Б) расположен в хребте Ледяной Мыс, ориентирован с севера на юг и соединяет ледник в истоках р. Туюксу (на севере) с ледником Перевальный (на юге). Координаты седла: 39° 25.843'С 73° 0.931'В.

На перевал Туюксу наша группа поднялась дважды в радиальных выходах. 02.08 мы совершили первовосхождение на перевал и занесли на него заброску, поднявшись на его седловину с северной стороны. 10.08 мы сняли заброску, поднявшись на перевал с южной стороны. Тем самым, мы обеспечили себе в период с 03.08 по 10.08 легкие рюкзаки.

Ведущая к перевалу с севера долина Туюксу туристами освоена слабо. В библиотеке МГКТ имеется единственный отчет по маршруту с прохождением этой долины. Это отчет группы М.Н. Комарова [12], которая в 1981 г. совершила сквозное прохождение перевала Золотой Теленок.

Утром 30.07 мы выехали из г. Ош на полноприводном КАМАЗе-вахтовке принимающей фирмы «Горы Азии» и к обеду достигли орографически правого берега р.Ачикташ напротив обслуживающих восходителей на пик Ленина базовых лагерей. Отсюда пастухи переправили вброд на лошадях нашу заброску и отвезли её в базовый лагерь фирмы «Горы Азии». После этого по заброшенной грунтовой дороге мы переехали в долину Туюксу и выгрузились в точке 39° 30.221'С 72° 58.617'В на краю плато перед непреодолимым для машины спуском к реке. В тот же вечер мы спустили все свои грузы в точку 39° 29.93'С 72° 59.15'В на ровный берег чистого ручья, где и остановились на ночлег. Эта точка расположена высоко над рекой на террасе левого борта долины Туюксу.

Ф.3.1.1. В первый день мы достигли точки 1, двигаясь челноком по террасе левого борта долины Туюксу. Во второй день мы отчелночили с заброской к снежному мосту ниже языка ледника и поднялись в точку 2. В третий день мы отнесли заброску на перевал Туюксу (синий трек). А в четвертый день мы подхватили заброску у снежного моста и поднялись в долину правого притока р. Туюксу (зеленый трек).

Ф.3.1.2. Удобное место для ночевки перед подъёмом на перевал Туюксу, см. точку 2,3 на фото 3.1.1. Этот карман правобережной морены с чистым ручьем и травой находится на высоте 4117 м. Координаты ночевки: 39° 26.921'С 73° 1.188'В.

Ф.3.1.3. Перевал Туюксу (4765,2Б), вид с севера.

Подъём с севера на перевал Туюксу включает прохождение ледопада, подъём на наклонную полку перед разломом (участок 1-2, 2 веревки перил), траверс снежно-ледового склона в обход разлома (участок 3-4, 2 веревки перил) и преодоления взлёта на перевал (участок 4-5, 1 веревка перил), см. фото 3.1.3. На участке 1-2 перила повесили только на спуске, когда почувствовали лавинную опасность.

Ф.3.1.4. Ледопад проходится зигзагом, сначала с запада на восток, как на этом фото, а потом с востока на запад, см., также, фото 3.1.3.

Ф.3.1.5. Поворот к проходу на запад.

Ф.3.1.6. В проходе по ледопаду на запад.

Ф.3.1.7. Вид на перевал с плато над ледопадом.

Ф.3.1.8. Олег Силин и Валдис Пуриньш на перевале Туюксу на фоне пика Латвия.

Ф.3.1.9. Южный склон перевала Туюксу представляет собой заснеженную осыпь крутизной около 25-30 градусов с общим перепадом высоты порядка 100 м. Фото снято с ледника Корженевского чуть выше устья ледника Перевального.

При подготовке похода перевал Туюксу был ошибочно отождествлен с перевалом Мира Восточный. Эта ошибка была перенесена с известной орографической схемы Вадима Ляпина, на которой перевал Мира Восточный сдвинут от истинного положения на полтора километра на восток и перемещен в другой цирк. В действительности, перевал Мира Восточный расположен в 650-700 м юго-восточнее перевала Золотой Теленок и, в отличие от перевала Туюксу, соединяет ледник Перевальный (на юге) с ледником левого борта долины Туюксу, который стекает с перевала Золотой Теленок. Тур перевала Мира Восточный находится в точке с координатами: 39° 26.19'С 72° 59.95'В. От этого тура до перевала Туюксу по прямой чуть более 1500 м.

В комментариях к опубликованной после похода статье [13] состоялась дискуссия, в результате которой была обнаружена описанная здесь ошибка.