3.5. Перевал Спартак (6194, 3А) находится в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с северо-востока на юго-запад и соединяет ледник Корженевского (на северо-востоке) с ледником Большая Саукдара (на юго-западе). Перевал расположен в вершине пика Спартак и проходится через его северный и западный гребни. Координаты перевала (вершины): 39° 22.255'С 72° 56.295'В.

Перевал впервые пройден с юго-запада на северо-восток 1980 г. группой туристов из Вильнюса под руководством А.И. Юцявичуса [14].

Первое восхождение на пик Спартак совершили Е.Аллвейн, К.Вин и Э.Шнейдер 24.09.1928. Второе восхождение на вершину состоялось 19.08.1955 в рамках траверса команды К. Кузьмина «пик Октябрьский - пик Ленина».

Среди туристов распространен вариант прохождения перевала с обходом вершины. В таком варианте северный и западный гребни пика Спартак соединяются траверсом его северо-западного склона на высоте около 5800 м, см., например [15]. Летний сезон 2012 г. был очень многоснежным на Памире, поэтому, остерегаясь лавин, мы пошли через вершину.

Подъём нашей группы с ледника Корженевского на пик Спартак проходил в относительно медленном темпе по трем причинам. Во-первых, это был наш первый выход в походе на высоту более 6000 м, иначе говоря, мы активно акклиматизировались. Во-вторых, на северном гребне вершины был очень глубокий снег. Вообще то, на участке от перевала Корженевского (5402) до плеча 5600 и перед самой вершиной он всегда глубокий, но в многоснежный сезон 2012 г., я подозреваю, он был особенно глубок. И третьей причиной нашего неторопливого темпа были тяжелые рюкзаки, ведь мы тащили заброску с ресурсом на 6 дней для траверса (в финале похода) от пика Спартак до пика Кызыл-Агын.

Утром 11.08 мы сняли лагерь, который находился в кармане левобережной морены ледника Корженевского в точке с координатами 39° 25.405'С 73° 2.34'В, и спустились на ледник. В области слияния ледников Корженевского и Перевального нам пришлось немного поплутать в поисках обхода рек, которые протекали на леднике в глубоких промоинах, после чего мы вышли на ровный открытый ледник и устремились на юго-запад вдоль орографически правого борта ледника Корженевского на почтительном расстоянии от многочисленных ледосбросов с северного отрога пика Латвии.

В точке 39° 23.204'С 73° 0.090'В мы вышли в ложбину левее (по ходу) короткого ледопада ледника Корженевского, который простирается от центра ледника до орографически левого борта. Ледопад удобно обходить именно по этой ложбине, так как трещины здесь относительно нешироки, их легко перешагнуть или, в крайнем случае, перепрыгнуть.

Погода нас не баловала, шел снегопад, и сразу за ледопадом на высоте 4790 м в точке с координатами 39° 22.853'С 72° 59.797'В мы встали на ночлег.

Ф.3.5.1. Утром 12.08 погода улучшилась, и прямо из лагеря открылся вид на пик Спартак (6194) и на его северный гребень, который нам предстояло пройти. Нижний участок гребня от плеча 5600 до перевала Корженевского (5402) был закрыт отрогом, отходящим от пика 19-го партсъезда.

Ф.3.5.2. А это вид на нижний участок северного гребня пика Спартак. Вид с обеденного привала.

За поворотом ледника на запад мы незаметно для себя переcекли снеговую границу. Закрытый ледник здесь ровный, уклон незначительной, но расслабляться не следует, опасность провалиться в трещину весьма высока. Особенно неприятные трещины имеются при переходе с плоского основного ледника на его ветвь, стекающую с перевала Корженевского (5402). В районе этого перехода мы встали на обед.

Ф.3.5.3. К вечеру 12.08 мы поднялись почти на седловину перевала Корженевского (5402) и встали лагерем в точке 39° 23.131'С 72° 56.642'В на высоте 5333 м.

Ф.3.5.4. В лагере 5333 около перевала Корженевского (5402).

Ф.3.5.5. На подъёме к перевалу Корженевского (5402) нам удалось получить хорошее фото северного гребня пика Спартак (6194), на котором видны детали подъёма на вершину. Маршрут можно разбить на 5 участков: 1- подъём на плечо 5600, 2- переход по заснеженному гребню к началу скально-осыпной гряды, 3- подъём по скально-осыпной гряде, 4- косой траверс ледового склона в обход ледосброса, 5- подъём по финальному снежно-ледовому склону на вершину.

Утром 13.08 мы прошли мимо седловины перевала Корженевского (5402), которая осталась в стороне справа по ходу, и сразу начали подъём на плечо 5600 северного гребня пика Спартак. Подъём на плечо был очень изнурительным, так как проходил по глубокому снегу. Даже снегоступы не помогали. Средняя крутизна этого участка - 32 град., набор высоты 200 м (от 5400 до 5600).

После выхода на плечо (5600) был пологий подъём по широкому снежному гребню (участок 2) до начала скально-осыпной гряды (участок 3). На следующем фото, которое было снято на подходе к скально-осыпной гряде, цифрами 1-5 обозначены концы соответствующих участков.

Ф.3.5.6. Средняя крутизна на участке 3 составляет 29,5 град., а набор высоты 340 м (5660 до 6000 м). На отрезке от 5720 до 6000 м средняя крутизна составляет 31 град.

Ф.3.5.7. Идти по камням на участке 3 было не удобно, они были вморожены в лед, и при немалом наклоне гребня создавалась значительная нагрузка на голеностоп. Поэтому мы предпочитали, по-возможности, идти рядом с камнями по неглубокому снегу.

Ф.3.5.8. Иногда на гребне встречались довольно крутые участки, как например, при подходе к самой высокой на гребне естественной площадке 5894.

Ф.3.5.9. На площадке 5894 в точке с координатами 39° 22.500'С 72° 56.361'В мы встали на ночлег.

Ф.3.5.10. Утром 14.08 мы продолжили подъём по северному гребню пика Спартак.

Ф.3.5.11. Глубокий снег съезжал из под ног маленькими лавинками.

Ф.3.5.12. Снова началась тяжелая тропежка.

Ф.3.5.13. На высоте 6000 метров мы отклонились влево, чтобы обойти карниз над скально-осыпной грядой, и в начале 4-го участка вышли на ледовый склон крутизной около 45 град.

Ф.3.5.14. На подходе к четвертому участку.

Ф.3.5.15. Всего на 4-м участке провесили на ледобурах 2 веревки перил (по 50 м).

Ф.3 5 16. Вторая веревка проходила по более пологому (~35 град.), но жесткому льду.

На заснеженном 40-градусном 5-м участке мы провесили около 70 м перил уже на ледорубах. Подъём на вершину проходил в тумане.

Ф.3.5.17. На вершине пика Спартак мы разбили лагерь и встали на ночлег. Утро 15.08 нас встретило прекрасным видом на пик Ленина.

Ф.3.5.18. Спуск с пика Спартак (6194) на перевал Крыленко (5842) проходит по западному гребню вершины, средней крутизной 26 градусов, и существенных сложностей не представляет. С юга к перевалу Крыленко подходит пологий ледник Большая Саукдара.