ОТЧЕТ

о горном туристском походе второй категории сложности в районе Кичик-Алая, совершенном с 05.07 по 18.07.2012

МАРШРУТ:

г. Ош - р. Кичик-Алай Вост. (устье р. Кумтор) - р. Киндык - пер. Киндык (4480, 1Б) - р.Кашкасу - рад. озера Дамджайлоо через пер. Кёкджар (4170, н.к.) - пер. СК МАИ (4665, 1Б) - р. Кичик-Алай Вост. - пер. Акарт (4470, 1Б) - р.Акарт - р.Чиле - с. Янги-Наукат.

Маршрутная книжка: 1/3 - 202, руководитель группы - Лебедев Андрей Александрович.

Авторы отчета: Автор текста и схем - Андрей Лебедев. В отчете использованы фотографии Ивана Жданова и Андрея Лебедева.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.6. Схема района и карта с маршрутом группы

1.7. Календарный график похода

2. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

2.1. Перевал Киндык (4480, 1Б)

2.2. Перевал Кёкджар (4170, н.к.)

2.3. Перевал СК МАИ (4665, 1Б)

2.4. Перевал Акарт (4470, 1Б)

3. ЛИТЕРАТУРА

14 дней

Количество «рабочих» дней

Количество дневок

Длина маршрута без учета повторно пройденного пути

136 км

Средняя высота ночевок

3507 м

1.2. Нитка маршрута.

1.3. Список пройденных перевалов.

N

Кёкджар

4170

н.к.

Пройден 2 раза в обе стороны в радиальном выходе из долины Кашкасу к озерам Дамджайлоо

СК МАИ

Лебедева Виктория Витальевна

11.04.62

Москва

1.5. Маршрут в Kmz-файле для просмотра программой Google Earth выложен в Иртернете по адресу: http://www.turclubmai.ru/heading/papers/2053/trek05.kmz

1.6. Схема района и карта с маршрутом группы.

На графической схеме красной линией изображен пешеходный путь группы на основной части маршрута. На топографической карте изображен конец маршрута, а именно, выход на север к Янги-Наукату по долине р. Чиле.

Зелеными кружками на черном фоне обозначены места ночевок, красные номера ночевок соответствуют номерам дней из календарного плана похода, см. раздел 1.7. При этом, ночевка с номером K следует после дня с номером K ( К=1, 2 …, 13 ).

1.7. Календарный график похода.

2. ФОТОГРАФИИ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

2.1. Перевал Киндык (4480, 1Б) расположен в водоразделе Алайского хребта, ориентирован с севера на юг и соединяет долины рек Киндык (на севере) и Кашкасу (на юге). Седловина перевала имеет координаты: 39° 46.821'С 72° 40.627'В.

Ф.2.1. Подход к перевалу с севера проходит по короткому леднику. Перевал с ледника долгое время не виден. В цирке ледника имеется несколько седловин, седловина перевала Киндык — самая правая.

Ф. 2.2. Подъём на перевал со стороны долины Киндык осуществляется по снежникам и осыпям слева от характерной рыжей скальной гряды. В самой верхней части эта гряда имеет разрыв. Так как седловина перевала расположена правее верхушки гряды, то желательно пройти через этот разрыв на короткий и пологий осыпной склон непосредсатвенно под седловиной перевала.

Ф.2.3. Гребень на перевале узкий, установка палаток проблематична.

Ф.2.4. Еще в 2002 г. на седловину перевала с юга поднималась хорошо заметная тропа. В 2012 г. её серпантин еще можно было заметить на осыпи, но над скальными сбросами на подходе к седловине перевала тропа совсем обвалилась. Именно здесь нам пришлось провесить 50 м перил, так как снежники на южном склоне перевала обледенели, и под осыпью тоже был лед. Это очень усложнило траверс в обход скальных сбросов.

Ф.2.5. Вид на перевал Киндык с юга от основания осыпного склона. В верхней части склона видны скальные сбросы над которыми на одном из самых сложных участков траверса нам пришлось провесить веревку перил.

2.2. Перевал Кёкджар (4170, н.к.) расположен в системе южных отрогов Алайского хребта, ориентирован с востока на запад и соединяет долину р. Кёкджар (на востоке) с долиной р.Дамджайлоо (на западе). Координаты седловины: 39° 44.655'С 72° 35.205'В.

Ф.2.6. Вид с терассы в междуречье Кашкасу и Кёкджар на пик Ленина (7134).

Ф.2.7. На перевале Кёкджар. Седловина перевала представляет собой слабо заметный перегиб широкой долины.

2.3. Перевал СК МАИ (4665, 1Б) расположен в водоразделе Алайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет ледник в истоках правого притока р. Кёкджар (на юге) с ледником Кумтор (на севере). Седловина перевала имеет координаты: 39° 46.450'С 72° 35.005'В.

Подъём на перевал с юга начинается вдоль ручья, пояс бараньих лбов проходится по наклонным плитам слева (по ходу). Выше бараньих лбов следует уйти вправо (по ходу) и войти в орографически левый карман ледника.

Ф.2.8. Карман ледника выводит к повороту последнего на запад. Здесь следует выйти на орографически правый борт ледника и по осыпям подняться на седловину пер. СК МАИ.

Ф.2.9. Подъём по осыпи от ледника к перевалу.

Ф.2.10. На спуске с перевала СК МАИ на ледник Кумтор при преодолении бергшрунда провесили веревку перил.

Ф.2.11. В точке с координатами 39° 47.275'С 72° 34.825'В мы свернули с ледника на запад, вошли в снежный кулуар и по нему спустились на соседнюю ветвь ледника Кумтор. Именно с этой ветви имеется удобный выход к озеру 4100 и далее на тропу.

2.4. Перевал Акарт (4470, 1Б) расположен в водоразделе хребта Кичик-Алай, ориентирован с юга на север и соединяет долину р. Восточный Кичик-Алай (на юге) с ледником в истоках р. Акарт. Координаты седловины: 39° 52.637'С 72° 30.323'В.

Ф..2.12. По осыпному южному склону перевала на седловину поднимается хорошо набитая старинная тропа. Мы обнаружили её не сразу и поднялись к ней около скального останца (во 2-м уголке красного зигзага, если зигзаги нашего пути считать сверху от перевала).

Ф.2.13. На север с седловины перевала спускался весьма крутой снежный кулуар с весьма плотным снегом.

Выкат из кулуара на ледник осложнялся камнями. Поэтому мы траверсировали снежный склон справа (по ходу) от седловины до выхода на длинную спускающуюся на ледник осыпь. На траверсе перил не вешали, а осыпь из крупных камней оказалась очень подвижной. Более безопасным для нашей группы было бы такое решение: связать имеющиеся в распоряжении 3 веревки и по перилам спустить участников по одному прямо до выхода на ледник. Последним мог бы спуститься любой из 3-х участников с опытом похода 6 к.с. (М.Бабич, И.Жданов, А.Лебедев).

Ф.2.14. Озеро севернее перевала Акарт.

3. ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедев А.А. Отчет о горном походе 5 с эл. 6 к.с. в районе Кичик-Алая и Северного Памира. Библиотека МГКТ, N5580, 1998.

2. Лебедев А.А. Отчет о горном походе 4 с эл. 5 к.с. в районе Кичик-Алая. Библиотека МГКТ, N5741, 2000.

3. Библиотека отчетов о горных походах в районе Кичик-Алая.