Р Е Т Р О    О Т Ч  Е Т   О     В О Д Н О М    П У Т Е Ш Е С Т В И И

2   С   Э Л .   6   К А Т Е Г О Р И И   С Л О Ж Н О С Т И

П О    Р Е К АМ   ЧХАЛТА И КОДОР (ЗАП.   ЗАКАВКАЗЬЕ )

С О В Е  Р Ш Ё Н Н О М У   НА ПЛОТУ И КАТАМАРАНЕ С 5 ПО 25 АВГУСТА 1985 ГОДА

Составитель отчета, участник похода:  Бобров  А.В.

abobrov@ibs.ru

Руководитель похода: Котминов М.А.

mefodiy@gmail.com

Содержание отчёта

1 Предисловие................................................................................................................................... 3

2 Паспорт маршрута......................................................................................................................... 4

3 Состав и опыт участников путешествия.................................................................................. 5

4 График движения на маршруте................................................................................................. 6

5 Схема района путешествия........................................................................................................ 7

6 Краткая характеристика района путешествия....................................................................... 8

7 Подъезды и отъезды с маршрута............................................................................................ 14

8 Характеристики реки Чхалта.................................................................................................... 16

9 .Лоция реки Чхалта..................................................................................................................... 19

9.1 Лоция верхнего участка р.Чхалты от В.Сибисты до конца «Нижнего прорыва» 19

9.2 Лоция нижнего участка от Чхалты от конца «Нижнего прорыва» до устья......... 25

10 Характеристики реки Кодор.................................................................................................... 28

11 Лоция р.Кодор............................................................................................................................. 30

11.1 Лоция верхнего участка р.Кодор от Генцвиши до Чхалты...................................... 30

11.2 Лоция нижнего участка р.Кодор от Чхалты до Чёрного моря................................ 31

12 Пешая радиальная часть маршрута..................................................................................... 33

13 Выводы и рекомендации по маршруту................................................................................ 38

Схема р.Чхалта. Верхний прорыв (формат А3)

Схема р.Чхалта. Нижний прорыв (формат А3)

Схема р.Чхалта и верховьев р.Кодор (формат А3)

Схема р.Кодор до Багадской теснины (формат А3)

Схема р.Кодор до устья (формат А3)

Фотографии водной части похода

Фотографии пешей части похода

1 Предисловие

Данный маршрут с первопрохождением верхнего участка р.Чхалта был пройден группой водников из турклуба  МАИ  в  августе 1985 года. Через год после похода были подготовлены и обработаны материалы для написания отчёта, но до конца отчёт тогда так и не был завершён…

После периода 1993-2003г Абхазия вновь стала доступной для посещения и в 2004г мы снова оказались в Абхазии. Нам снова очень хотелось сходить на Чхалту. Но район   Чхалты для посещения в то время всё ещё был закрыт. Пришлось ждать…

В 2010 году в годовщину 25-летия сплава по Чхалте мы предприняли большие усилия, чтобы попасть  на Чхалту. К этому моменту международная компания Hellotrast заканчивала разминировать верховья Чхалты, а туристическая фирма ООО «Марух» (г.Сухум) уже стала предлагать 3-х дневный экскурсионный тур в Кодорское ущелье. Это была первая ласточка, что в этот район наконец-то стали пускать. Через эту компанию нам удалось оформить пропуска на въезд в Кодорское ущелье и побывать на реке Чхалте в сентябре 2010г.

В этой поездке нам удалось вновь полюбоваться порогами «Верхнего» и «Нижнего» прорывов р.Чхалты, а также вновь подняться к верхним озёрам Чхалтского хребта, попить местного нарзана.

За прошедшее время, похоже из туристов водников, вновь Чхалту сверху так и никто не прошёл. Нам известно лишь несколько попыток прохождения  Чхалты от начала «Нижнего прорыва», одно из которых закончилось трагически. Чтобы раскрыть полный спортивный потенциал реки было решено написать отчёт о путешествии по Чхалте.

2 Паспорт маршрута.

·      Район путешествия:                                                                          Зап. Закавказье,  Абхазия

·      Вид туризма:                                                                                      водный

·      Категория сложности:                                                                        2 с эл. 6 к.с.

·      Пертод путешествия:                                                                         5-25 августа 1985 г

·      Количество активных дней на маршруте:                                      21

·      Протяженность пешей части (радиалки и разведки реки):         41км

·      Протяжённость сплава по р.Чхалта:                                               36км

·      Протяжённость сплава по р.Кодор:                                                 79 км

·      Протяженность водной части маршрута:                                        115км

·      Общая протяженность маршрута:                                                    156 км

·      Количество участников:                                                                      8 человек

·      Средства сплава:                                                                                 плот и катамаран-4

Основные пункты маршрута: Москва – Сухум-пос.Чхалта – р.Шоудыд –р.В.Сибиста- р.Чхалта, сплав по р.Чхалта до устья с первопрохождением верхнего участка, радиальный выход на пер.Пехо 2600м (н/к) Чхалтского хребта-  оз. Гуарап - оз. Джуга, переезд пос.Чхалта-пос.Генцвиши, сплав по р.Кодор до Чёрного моря –пос.Варча – Сухум – Москва.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.                       Водный отчёт по р. Чхалта №4212 1982г рук. А.Е.Шишков, библиотека МГЦТК.

2.                       Водные отчёты по р.Кодор: №2208, №2419, №2470, «№2612, №2711, №2737, №2979, №3230,№3494, №4179, библиотека МГЦКТ.

3.                       Горные отчёты по Кавказу №2329, №3977, библиотека МГЦКТ.

4.                       «В горах Абхазии» Н.Д.Бондарев  Москва. Физкультура и спорт, 1981

5.                       Ресурсы «Поверхностных вод СССР» Западное Закавказье Том 9 Выпуск 1

6.                       Мачавариани К.Д. «Семь дней в горах Абхазии» г.Батум, типография  Н.П.Гурской изд.1900г.

7.                       Мачавариани К.Д. «Чхалта», изд.1913г

8.                       Воронов  Ю.Н. «Тайна Цебельдинской долины» г.Москва, изд. 1975г

9.                       В.М.Боннер «Теберда. Путеводитель» г.Москва, изд.1930г

10.                      Е.Е.Фадеев «Военно-Сухумская дорога» 1933г

11.                      Анисимов С.С. «Путеводитель по Кавказу»

12.                       Мощанский А. «Путешествие по Военно-Сухумской дороге» «Исторический вестник» №12 1916г

3 Состав и опыт участников путешествия.

ФИО

103

автотранспорт

6.08.1985

р.Шоудыд - мост через Чхалту в 5 км ниже её истоков Аданге и Маруха, начало стапеля судов

7.08.1985

Окончание стапеля, пеший выход к нарзану у р.Верхняя Сибиста и разведка р.Чхалта

8.08.1985

Сплав по р. Чхалта до пор.1.3 «Верхний прорыв»

9.08.1985

Просмотр «Верхнего прорыва»

10.08.1985

Обнос части «Верхнего прорыва» и сплав до р.Чхалта-Дзых

11.08.1985

Разведка и сплав до пор.1.5 Лавина»

12.08.1985

Сплав до стрелки притоков р.Гуарап и р.Джессара

13.08.1985

Радиальный выход к озеру Пэх (Гуарап)

14.08.1985

Радиальный выход на Чхалтский хребет – пер.Пэх – оз.Джуга-оз.Пэх (Гуарап)

15.08.1985

20.08.1985

Сплав до пор.2.2

21.08.1985

Сплав до устья Чхалты, переезд на р.Кодор до с.Генцвиш, сплав по р.Кодор до пор.7

22.08.1985

Сплав по р.Кодор до устья Чхалты

23.08.1985

Сплав по р.Кодор до устья р.Амткел

24.08.1985

Радиальный выход к пещере и водопаду Шакуран

25.08.1985

Сплав по р.Кодор до устья – переезд в г.Сухум

Итого пешком:  41км

Итого на судах:  115км

Всего:  156 км

*Примечание: протяжённость разведок и радиальных выходов приведены в таблице для одного направления (без пути назад).

5 Схема района путешествия

Описание: Схема района путешествия

6 Краткая характеристика района путешествия.

Ключевой точкой района путешествия является город Сухум. В нём начало нашего путешествия и его окончание. По отзывам  мореходов, место на черноморском побережье, где расположен г.Сухум, имеет удобную бухту для морских судов. Вероятно, это и стало основной причиной основания ещё в древности здесь морского порта, а затем и античного города Диоскурия (греч. Dioskuriás).

Диоскурия была основа в 6 в. до н. э. греками из Милета, которая вела крупную торговлю с племенами Кавказа солью, скотом, воском, хлебом, рабами.

В начале 1 в. н. э. Диоскурия оказалась под властью Рима, тогда же возникла крепость, в которой находился постоянный римский гарнизон. Город стал называться Себастополисом. Но не будем здесь углубляться в историю (об этом написано немало книг и статей), а лишь подчеркнём древность города Сухум – ему более 2500 лет.

Отметим также, что по ходу истории город несколько менял своё название: Цхуми,Сухум-Кале, Сухумъ. В период наших путешествий 1983-85гг город назывался Сухуми. Сейчас его называют –Сухум. Дальше будем придерживаться этого названия.

Наш путь от Сухума до устья р.Чхалты проходил по Военно-Сухумской дороге.  Строительство дороги было начато в середине 19 века  во время русско-турецкой войны для переброски оружия с Северного Кавказа в Закавказье. На карте  Абхазии 1871г показана уже часть  построенной Военно-Сухумской дороги на южном участке от Сухума до с.Латы. А дальше на Марухский, Клухорский и  перевал Нахар через Главный Кавказский хребет (ГКХ)  шла только тропа. Также тропы показаны на северном участке будущей дороги  по долине р.Теберды.

На карте Кубанской области и близкого к нему Сухумского округа, составленной Н.С.Иваненковым в 1902,  Военно-Сухумская дорога показана уже полностью, в том числе и северного участка, проходящего через Клухорский перевал мимо озера Туманлыкёль в уже населённую долину р.Теберды.

С завершением строительства Военно-Сухумской дороги и окончанием войн на Кавказе создаются предпосылки для проведения путешествий в этом районе.

В 1900г выходит один из первых путеводителей по Кавказу с подробной картой, написанный Григорием Москвичом. В путеводителе упоминается возможность  совершить путешествие по Военно-Сухумской дороги на лошадях за 6-7 дней без её подробного описания.

В 1913г в Сухуме выходит путеводитель и очерк «Чхалта» К.Д.Мачавариани, где приводится подробное описание Военно-Сухумской дороги с указанием вёрст между населёнными пунктами и характерными ориентирами на пути.

Описание одного из первых путешествий  на лошадях по Военно-Сухумской дороге было и опубликовано А.Мощанским в «Историческом вестнике» №12 в 1916г.

Краткая справка по этому путешествию. 30 июля 1916 группа из трёх мужчин и двух женщин отправилась со ст. Невинномысская в путешествие на лошадях. К вечеру 3 августа они уже была в 3-х верстах под Клухорским перевалом, а 4 августа прошли перевал. В пос. Генцвиши путники пересели с лошадей на арбу  и далее по Военно-Сухумской дороге до Сухума добирались пешком и на арбе. За 9 дней путешественники прошли всё Военно-Сухумское шоссе и к  7 августа прибыли в г. Сухум.

Хотелось бы еще заметить, что данный путь известен еще с древности, как Клухорский перевальный путь. В замечательной книге профессора В.М. Боннера «Теберда. Путеводитель», изданной в 1934г он пишет: «… еще в глубокой древности был известен перевальный торговый путь с Черноморского побережья по p. Кодор и Клухорской тропе в долину рек Теберда и Кубань.

Этот путь нанесён на старинной венецианской карте 1367 г. Франциска Пицигани, причем Кубань изображена вытекающей из Клухорското озера». Сейчас эту древнюю карту-портолан можно найти в Интернете и посмотреть. Но как профессор В.М.Боннер отыскал эту карту в тот советский период  и разглядел на ней этот путь – вызывает восхищение.

Об этом Клухорсокм перевальном пути упоминается в путеводителе Н.Д.Бондарева «По горной Абхазии», а также в книге Ю.Н.Воронова «Тайна Цебельдинской долины». В этих книгах показано, что населенные пункты в долинах рек Кодори  и Большой Мачары создавались, как защитные пункты древнего торгового пути с Северного Кавказа в Восточное Причерноморье.

В 20-х годах  советского периода выходит несколько книг путеводителей по Кавказу  С.С.Анисимома, в том числе и туристическая карта «Кавказ. Западная часть». В 1933  году выпускается туристическая карта «Военно-Сухумская дорога» масштаба 1:130000 с подробным описанием маршрута на обратной стороне карты. Всё это способствовало активному развитию туризма на Кавказе.

Теперь вернёмся к следующему ключевому пункту нашего путешествия - к  посёлку Чхалта.

Описание: пос

Пос.Чхалта. Вид от крепости Чиркс-Абаа ( 2010г.)

В устье р.Чхалты на 73 км Военно-Сухумского шоссе расположено одноимённое село Чхалта. Это узловая точка, от которой по долине р.Чхалта к Марухскому перевалу ответвляется тропа. Этот путь также использовался для связей Северного Кавказа и Причерноморья.

В VIII-X веке в пос.Чхалта для защиты перевального пути была построена крепость Чиркс-Абаа. По этим данным получается, что с.Чхалта существует уже более 1000лет. Крепость, остатки которой можно посмотреть и сегодня, находится на правом берегу на мысу на стрелке Чхалты и Кодора. От крепости открывается красивый вид на верховья Кодора и ГКХ. В документах впервые селение Чхалта встречается и упоминается на российских картах издания 1847г.

Как ни парадоксально, но информации по Чхалте удалось найти совсем немного. По данным К.Д.Мачавариани «На Чхалте до народных волненiй стояла контора Ростовского лесопромышленника В.Р.Максимова. Тысячи рабочих вырубали в соседних горах сосновые, пихтовые деревья и по реке Кодору сплавляли их до Кодорского моста. Здесь стоял Максимовский завод и заготовленные заводом доски отправляли в Сухум для продажи. Недалеко от бывшей конторы стоит старинная крепость. При Максимове была разработана (под вьючную лошадь) тропа из Чхалты до Марухскаго перевала».

А. Мощанский в своем описании путешествия по Военно-Сухумской дороге также отмечает: «Незаметно для себя мы подходим к урочищу Чхалты. Отсюда к югу местность вдруг сильно оживляется. Навстречу нам тянутся порожнем, в сопровождении погонщиков-турок, длинные караваны рослых лошадей с вьючными седлами на спинах; а в одном направлении с нами, к югу, идут такие же караваны, нагруженные дранью и тесом. Каждая лошадь несет на себе 12 пудов. И все это направляется с лесопильных заводов Максимова в Цебельду и другие селения, где тес и дрань идут на разные постройки, преимущественно на саран для провяливания и сушки табака».

По административно-территориальному делению Абхазии в 1953 году главным населенным пунктом Дальской долины является  посёлок Квемо-Ажара (Нижняя Ажара), в состав которого входят 17 прилегающих сел: Будзгур, Гвандра, Зима, Квабчара, Земо-Ажара (Верхняя Ажара), Марджвена-Генцвиши (Правый Генцвиш), Марджвена-Птыши (Правый Птыш), Марцхена-Генцвиши (Левый Генцвиш),  Марцхена-Птиши (Левый Птыш), Мрамба, Нахари, Омаришара, Сакени, Хецквара, Хутия, Чхалта, Шабатквара. Эти населенные пункты входят в состав Гульрипшского района Абхазии.

Все эти посёлки, начиная внизу от пос.Зима и пос.Шабатквара, до пос.Гвандра и Сакен, вытянулись на 15км вдоль верхнего участка р.Кодор и её истоков. В основном посёлки расположены на правом берегу реки. Река  Кодор  здесь течет в направлении с востока  на запад и его правый берег имеет южную экспозицию склонов. То есть, эти склоны получают больше солнца. Как следствие здесь раньше сходит снеговой покров, раньше появляется трава и более комфортные условия для скотоводства и земледелия. Этот комплекс поселков, по сути, сохранил уклад и обустройство исторического  горного общества Дал. Это горное общество является форпостом на Клухорском перевальном пути из Черкессии в Причерноморье. Поэтому оно всегда  первым принимало удар при нападении с севера новых завоевателей и нередко опустошалось после набегов.

Тем не менее, в 1840г нападение на Дальское общество со стороны русских войск произошло снизу из долины Кодора. Из-за частых разбойных нападений в тот период всё население этого района было выселено и переселено ниже по Кодору в Цабал.

Во время турецкой войны 1877-1878 года турки повторно вторгались снизу долины Кодора  в горные общества Псху и Дал и опустошили их повторно. После этой войны со строительством Военно-Сухумской дороги этот район Дала стал понемногу заселяться в основном русскими семьями. В 1900 году в Ажаре насчитывалось 17 домов с русскими семьями. Ростовский лесопромышленник В.Р. Максимов организует на Чхалте и верхнем Кодоре заготовку древесины. К этой работе привлекается и местное население. Долина начинает возрождаться.

В конце XIX начале ХХ века в Дал из соседнего Ингурского ущелья проникают сванские поселенцы, которые полностью заселили Ажару к началу XX века.

По рассказам местного жителя и геолога Гиви Квициани, пришедшие  из соседней горной Сванетии, сваны постепенно выжили мелкими разбоями и кражами русских поселенцев из Кодорского ущелья, вынудив их уйти через перевал  в соседнюю долину Бзыби в Псху. Стоит отметить, что из долины р.Сакен в Сванетию в долину р.Ингур ведут несложные и доступные  перевалы. Из долины Ингури несложно перейти в соседние долины р.Цхенисцхали и Риони. Это так называемая ранее область Самурзакань или Горная Сванетия. В советское время район верхнего Кодора также называли неофициально Абхазской Сванетией, так как более 93%  её жителей составляли сваны. По итогам переписи  1989 года в этом горном обществе проживало 2167 человек.

№№

Чхалта

157

Хецквара

В долине реки Чхалта расположен только один населённый пункт Левый Птыш. На устаревших картах 80-х годов в долине Чхалты можно увидеть населенные пункты Правая Ацгара и Левая Ацгара, расположенные примерно в 12-13км от устья. Это небольшие хутора с домами летнего типа, не предназначенные для круглогодичного проживания.

Первые хорошие вьючные тропы вдоль обоих берегов Чхалты до Левого Птыша были разработаны именно лесопромышленниками Максимовыми и его последователями. Для пробивки троп местами проводились взрывные работы.

В книге К.Д.Мачавариани «Семь дней в горах Абхазии» издания 1900г в г.Батумъ  отмечается, что сплав брёвен осуществлялся в россыпь и плотами до посёлка Наа (в нижнем течении Кодора).  В верховьях Чхалты и Птыша для доставки брёвен к реке использовали буйволов.

Мощанский в своём путешествии 1916г отмечает, что лес по реке  в это время уже не сплавляли. В Чхалте была построена лесопильня и пиломатериалы на вьючных животных по Вокнно-Сухумской дороге доставлялись в Цебельду и Сухум.

В советский период тропы вдоль р.Чхалты были разработаны ещё дальше по долине для возможности вывоза древесины на лесовозных машинах. Более того дорогу проложили ещё дальше через перевал Аданге в верховья р.Бзыбь до источника Башкацара.

Примерно в середине долины р.Чхалты, в районе правого притока Гуарап большая поляна с минеральным источником типа «Нарзан». Это место в книге Н.Д.Бондарева «В горах Абхазии» называется народный курорт Ацгара. Источник известен давно и отмечен на самых ранних картах. Вообще в долине Чхалты несколько нарзанных источников. По правому берегу  Чхалты нам попалось 5 таких источников. Причём, чем выше по долине расположен источник, тем больше поток и газированность нарзана. Самый верхний источник расположен на правом берегу в 50м от устья правого притока Верхняя Сибиста, что примерно в 2,5км ниже стрелки Аданге и Маруха. Для переправы через Чхалту здесь обычно устраивают временный мост из небольших брёвен. Нарзанный источник встроен в дупло дерева и нарзан большими бульками поднимается из глубины. Этот источник геолог Гиви Квициани называет древним абхазским нарзаном.

Следующий нарзан расположен в районе устья притока Шоудыд в 50-100м от  устья на правом берегу. От лесовозной дороги здесь есть небольшой съезд в сторону Чхалты.

Третий источник расположен примерно в 1км ниже от устья Шоудыд

Четвёртый источник – это самый известный источник на большой поляне около притока Гуарап. Здесь на поляне есть около десятка  небольших домиков для летнего проживания.

Пятый источник расположен в районе хутора Верхняя Ацгара у самой реки ниже порога №9 «Аманауз». Хутор находится высоко от реки и выше дороги. От хутора к источнику есть  небольшая тропочка. Найти её от дороги не просто, а вот в обратном направлении от родника вверх её уже можно отследить.

Трудности проезда по дороге вдоль Чхалты связаны с пересечением бродов правых притоков Чхалты. Иногда встречаются узкие и очень непростые съезды к броду, а иногда, как например на притоке Кварош, русло притока очень широкое и забито камнями и принесёнными сверху деревьями. На одном из участков дорога для проезда выложена, как на болоте, в виде плотно уложенных друг к другу брёвен. На самом верхнем участке дороги в 3-4км от стрелки Аданге и Маруха участок дороги идет в глубокой и узкой колее с водой. По лесовозным дорогам могут проезжать только машины повышенной проходимости с опытными водителями, знающими эту дорогу. Для понимания трудности дороги приведем конкретный пример: на машине УАЗ с местным опытным водителем 21км участок дороги от устья Чхалты до нарзанного источника на поляне у р.Гуарап мы преодолели за 3 часа!

Главные водные артерии Абхазии Бзыбь и Кодори. Эти реки имеют смешанное ледниковое, снеговое и дождевое питание с весенним половодьем. Пик половодья приходится на май-июнь. Техническая сложность  порогов этих рек и их основных притоков имеет 5-6 к.с. В 1970-90 годах сплав р.Кодори был одним из самых популярных на Кавказе. В 1991 Комитет Геодезии и Картогркафии выпустил ограниченным тиражом 1900 экземпляров брошюру с подробной лоцией реки Кодор – «По Западному Кавказу. Маршрутная туристическая карта. Водный туризм. По реке Кодор от с.Квемо-Ажара до устья» Масштаб 1:130000. Это лишнее подтверждение популярности именно этой реки.

7 Подъезды и отъезды с маршрута.

ПОДЪЕЗД.

Из Москвы до Сухума в 1985г можно было добраться поездом и самолетом. При нашем большом багаже был выбран поезд. Время в пути поездом занимает около 34-36часов. Наш поезд прибыл в Сухум среди ночи. Как только расцвело, начали искать транспортное средство, чтобы перебрать на автовокзал. От ж/д вокзала до автовокзала не так далеко, но с таким громоздким багажом добраться до него это тоже проблема. Средний вес багажа на одного участника составлял 75кг! Дюралевые ставы плота и катамарана, дюралевые вёсла и греби довели наш выходной вес до таких больших значений. Да и раскладка, рассчитанная  на 21 день, также способствовала образованию такого большого веса в 600кг.

Чтобы иметь возможность переносить багаж, его разделили на 13 рюкзаков и упаковок с трубами.  В  6 часов утра  нашли автобус, который довёз нас за 8-10минут до автовокзала. По 1 рублю с человека, конечно, дороговато показалось, но другого выбора не было. Зато мы первыми были у касс автовокзала, купили билеты на автобус Сухум-Сакени и оплатили наш громоздкий багаж. Автобус отправлялся с автовокзала в 8 часов утра и уже к 11:30 мы были пос.Чхалта.

В устье Чхалты около моста сидело пару человек, которым тоже, как и нам надо было ехать наверх в долину Чхалты и даже дальше на источник Башкацара в верховьях Бзыби. Поспрашивали в поселке на счет машины на Чхалту – ничего не нашли. Стали ждать попутную машину. После обеда на Чхалту за лесом ехал лесовоз. Мы уложили на раму машины наши трубы от става судов. На эту площадку из труб уложили рюкзаки, привязали их верёвками и сверху устроились сами на рюкзаках. Пару человек село к водителю в кабину машины. Потихонечку лесовоз поехал вверх по дороге. Нам здорово повезло. Лесовоз довёз нас до моста через р.Шоудыд. После моста машина сворачивала по дороге вверх влево на склон за заготовленным лесом. Мы проехали 24 км участок трудной Чхалтинской дороги за 4,5 часа. По нашим оценкам нам оставалось еще около 6-7км. Заночевали рядом с дорогой недалеко от моста.

С утра откуда не возьмись, появилась геологическая машина, которая ехала на источник Башкацара в верховья Бзыби. Места свободного в машине было немного. Нам удалось погрузить все наши вещи в машину и отправить с ней двух человек. Остальные участники налегке пошли пешком по дороге. Примерно через полчаса машина доехали до верхнего моста через Чхалту. Несколько позже к мосту пришли все остальные участники похода.

ОТЪЕЗД

Поскольку сплав по р.Кодор мы закончили не в посёлке Ганахлеба, а сплавились ниже до самого устья на Чёрном море, то выбираться до ближайшего посёлка Варча около 4-5км c полным весом пришлось пешком вдоль берега моря. От посёлка ходил рейсовый автобус, который довёз нас прямо до железнодорожного вокзала г.Сухум.

СТАПЕЛЬ

Привезённые трубы для каркаса катамарана и плота сэкономили наши силы и время на сборку судов. За сутки полностью собрали оба судна. Решили для жёсткости става катамарана подвязать дополнительно укосину из дерева. Каково же было наше удивление, что найти нормальную жердь оказалось проблематично. Вокруг одни большие ёлки и хрупкая ольха. Удалось найти небольшую ёлочку, правда она оказалась с сильной конусностью. На её 3м длине  диаметр резко возрастал с 60мм до 130мм в комле. Другого выбора не было, привязали такую укосину. Так что рассчитывать на каркас для судов из подручного леса лучше не стоит.

В конце стапеля, после обеда решили разведать реку выше моста. По правому берегу, где был наш лагерь, вдоль реки удалось пройти не более 250-300м, дальше склон берега становился очень крутым. Вернулись для перехода на левый берег к мосту, и пошли вверх по Чхалте по лесовозной дороге.  Надо отметить, что за прошедшие сутки мимо нас прошло около 5-6 групп горных туристов. Они рассказали нам, что чуть выше на Чхалте есть нарзанный источник, поэтому на разведку реки мы взяли с собой нашу 6л канистру для нарзана.

Примерно в 300м выше моста в реке замечаем бревно в русле. Появляется мелководье из-за уменьшения уклона и рамширения русла. Ещё выше в русле большой остров с наваленными на нём деревьями. Вопрос о возможности сплава на катамаране от самой стрелки Аданге и Маруха после этого отпадает.

Прошли вдоль реки по лесовозной дороги до притока Верхняя Сибиста (фото 001). Здесь по временному мостику перешли на правый берег Чхалты к нарзану. Нарзанный источник выходит из выдолбленного в виде цилиндра пня (фото 002). Мощные бульки нарзана с определённой периодичностью поднимаются по этому дуплу вверх и периодически переполняют его. Газированность этого нарзана наиболее высокая из всех, что мы пробовали в долине Чхалты. На обратном пути канистру постоянно сильно распирало газами. Её регулярно приходилось приоткрывать и стравливать давление. На стрелке  р.Верхней Сибисты провели оценку расхода воды в Чхалте. Расход воды получился около 8 куб.м/с. Примерно по такому расходу воды мы и начали сплав по Чхалте. Пару небольших левых притоков на участке до моста существенно расхода воды в Чхалте не добавляют. Наверное, поэтому, река Чхалта на некоторых картах имеет здесь второе название Ацгара, что в топонимическом словаре переводится, как мелководье.

8 Характеристики реки Чхалта

Река Чхалта на топографических картах  в верховьях имеет два названия – Чхалта (Ацгара). Образуется от слияния истоков Аданге и Маруха на высоте 1488м. Одноимённое название р.Ацгара есть еще в верховьях р.Уруп. В переводе на русский язык название Ацгара означает мелководье.  И действительно до впадения левого притока Чхалта-Дзых верхний участок р.Чхалты (Ацгары) является мелководным.

Длина реки Чхалты около 40,6км. Урез устья р.Чхалты  492м. Средний уклон р.Чхалата получается 24,5 м/км! Это очень высокий показатель. Надо сказать, что такие уклоны есть и на других горных реках. Но, как правило, такой уклон относиться к локальному участку реки с порогами, а не ко всей реке.

Годовое колебание расхода воды в р.Чхалта в её устье приведено в таблице ниже

Пункт

30,4

24,7

16,4

Если внимательно сравнить расходы воды р.Чхалты и р.Кодор в районе их слияния в устье Чхалты, то получается, что левый приток р.Чхалта равноценен по расходу главной реки долины – р.Кодор. Более того среднегодовой расход р.Чхалты даже чуть превосходит среднегодовой расход р.Кодор!

Основные крупные притоки р.Чхалты: Шоудыд. Левая Ацгара, Левый Птыш, Квараш, Сибиста. Через Левую Ацгару и Шоудыд построены мосты. На самой Чхалте построено несколько мостов.

Первый мост расположен в 200м от устья, второй и третий мосты (старый бревенчатый и новый из бетонных опор) выше пос.Левый Птыш примерно в 10км и 13 км от устья соответственно, четвертый мост подвесной - напротив пос.Левая Ацгара.

Последний верхний бревенчатый мост был в 4,5 км ниже стрелки р.Аданге и р.Маруха. Сегодня этот мост разрушен, вместо него пока только навесная переправа. В старых горных отчетах 60-х годов и путеводителе Н.Д.Бондарева можно найти упоминание еще об одном мосте через Чхалту в районе притока Сибиста. В 1985г и 2010г мы видели в реке Чхалте опоры от этого моста.. В 1985г мы не знали, что этого моста, указанного в путеводителе Н.Д.Бондарева, через реку уже нет. Оказывается был построен выше другой новый мост на 36 км реки (в 4,5 км ниже стрелки Аданге и Маруха), от которого мы и стартовали. Эту путаницу с мостом разгадали спустя много лет. Этот верхний мост был построен здесь не случайно. По левому более пологому берегу от этого моста было удобнее вести дорогу в верховья реки. Однако природа показала недооценку места выбора для строительства моста. В зимний период по левому берегу регулярно сходят лавины, которые регулярно заваливали этот участок дороги снесёнными деревьями. Поэтому место для нового моста было выбрано намного выше, чтобы обойти эти лавинные участки. Сегодня фотоснимки, выложенные в Google Earth, показывают этот участок реки в зимнее время. На этом отрезке между мостами можно разглядеть 5 лавинных мест.

Первые 5км от истоков  до первого моста река Чхалта имеет много островов и проток, перекатов, небольших завалов (фото 003-004), относительно небольшую скорость течения и глубину. Всё это не позволяет начать сплав от самого истока реки. Средний уклон этого участка около 10м/км. В районе первого моста русло реки несколько поджимается и, собирается в единое русло, уклон несколько возрастает.

Начальный сплавной участок реки от первого моста до правого притока после притока Шоу, длиной около 9км, также течет в широкой долине с невысокими берегами. Средний уклон данного участка около 22 м/км. По берегам в основном ели и пихты, но ближе к реке встречается и невысокая ольха.

Далее река входит в узкое ущелье, русло поджимается до 5-8м, уклон заметно возрастает. Начинается  «Верхний Прорыв» длиной около 1км. В конце порога слева незаметно впадает приток Чхалта-Дзых. Это самый крутопадающий и очень сложный порог Чхалты, но тем не менее, в нём нет больших 3м водопадных сливов. В пороге много крутых длинных горок. Средний уклон на данном 1км участке – около 60 м/км! Ориентиром окончания участка является начало большого, около 150м, острова с лесом на нём.

Далее  идёт сложный 13км участок реки до подвесного моста. Река зажата в очень узком ущелье с крутыми V-образными берегами. На данном участке сосредоточено несколько сложных порогов. Средний уклон этого протяжённого участка около  27,7м/км.

От подвесного моста напротив пос.Левая Ацгара начинается второй очень сложный порог «Нижний прорыв» длиной около 2,5км.

Ниже «Нижнего прорыва» в реке стоит  выделить сложный порог 2.2 «Щётка», ниже которого  уже следуют пороги средней сложности и опытная команда может идти их сходу.

9 .Лоция реки Чхалта.

Индексы, характеризующие сложность препятствий:

·         Т – порог средней сложности 4 к.с., требующий предварительного просмотра для безаварийного прохождения.

·         ТТ – сложный порог  5к.с., обязательный просмотр, организация страховки.ТТТ – очень сложный порог 6 к.с., решение  о попытки прохождения порога дело строго индивидуальное, обязательна страховка с дублем

9.1 Лоция верхнего участка р.Чхалты от В.Сибисты до конца «Нижнего прорыва»

Поскольку для участка реки от порога «Ромашка» и до устья Чхалты уже существует лоция, то для сохранения преемственности мы введем перед номерами этих порогов индекс «2», а для нового верхнего участка Чхалты соответственно используем индекс «1».

Порог 1.1Т расположен в 250м выше автомобильного моста на прямом участке реки. Длина порога около 70м. В русле реки несколько некрупных камней образуют ряд габаритных для прохождения ворот, после чего идёт короткий 50м участок шиверы. После просмотра прохождение порога  трудностей не вызывает. Прохождение порога на фото 005-008.

Порог 1.2Т начинается за 20м до моста и продолжается после моста еще около 80м. После моста в  русле обилие полуобливных и надводных камней требует выполнения сложного манёвра при прохождении судна через габаритные косые ворота между камней. На правый камень косых ворот навал потока реки, после чего идёт 1м слив. Прохождение порога после просмотра проблем не вызывает. Прохождение порога приведено на фото 009-014.

Плот с высокими подгребицами под мостом не проходил поэтому стартовал после моста.

Далее от моста идёт 3км участок сплошной шиверы. Участок идётся сходу. Через 3км долина Чхалты начинает сужаться, разбои прекращаются, река входит в единое русло. Впереди заметно увеличение уклона реки и просматриваются большие валуны в русле. (фото-ориентир 015). Здесь необходимо чалиться на любой берег для просмотра опасного и  сложного порога 1.3 «Верхний прорыв». Впадение правого притока Сибиста на этом участке с реки практически незаметно.

Изначально мы зачалились на более левый берег. По нему проще было проводить просмотр «Верхнего прорыва». Вся оставшаяся часть дня ушла на просмотр «Верхнего прорыва». Обменявшись первыми впечатлениями о пороге, решили перечалиться на правый берег, поставить там базовый лагерь и на другой день с утра провести разведку порога по правому берегу. Над порогом  с обрыва натянули основную верёвку для возможности организации  последующей страховки с любого берега.

Сложный порог 1.3ТТТ "Верхний прорыв" это самый сложный порог на реке Чхалта, длиной около 800м, расположенный на зигзагообразном участке реки. Средний уклон данного порога около 63м/км.

"Верхний прорыв" можно условно  разделить на 3 ступени. Первая ступень от начала порога-прорыва до левого поворота длиной около 200м   представляет прямую горку  среди большого количества полуобливных и крупных надводных камней. По сути это непрерывный каскад сливов не более 2м среди камней  в русле. На левом повороте прижима к скальному высокому правому берегу реки  нет. При необходимости  перед левым поворотом  катамаран может зачалиться, но для плота возможности чалки здесь нет.

Вторая ступень длиной около 300м расположена на зигзагообразном участке реки. Начинается от левого поворота с небольшим уклоном русла в начале этой ступени. Через 50-70м начинается некрутой правый поворот, на котором русло реки разбивается на три прохода. Самый правый проход с очень узким руслом непроходим для судов. В левом проходе в августе 1985г было несколько бревен, и оставался единственный центральный проход с очень узкой и крутой  30м горкой с камнями в этой горке. Заход в эту горку начинался от правого поворота. Примерно через 10-15м косая струя наваливает на правый берег и делает излом - левый поворот, после чего горка продолжается до слияния с левым проходом. Спустя 25 лет эта часть порога сильно изменилась. Сегодня основной стала левая протока и новая крутая горка разработалась в левом проходе. Центральный проход слишком мелковат для прохождения. В левом проходе тоже воды немного, но варианты для прохождения остаются.

Именно из-за излома горки стало очевидно, что плот такой манёвр выполнить не сможет, так как гребь его на участке излома оказывается не вводе, а на правом берегу. Выполнить гребок передней гребью нет возможности. Воды для прохождения этой ступени было очень впритык, поэтому решили дождаться вечерней 17- 18 часовой воды в реке и посмотреть этот участок порога  по более высокой вечерней воде ещё раз. Надеялись, что вечером воды будет побольше и часть камней в русле будут прикрыты водой, и тогда может быть, появятся новые варианты прохождения этого ключевого участка порога.

После слияния проток 2 ступени река ещё около 100м  до плавного левого поворота течет в узком русле, в котором лежат большие глыбы из камней, образующие ворота со сложной линией движения потока. После плавного левого поворота река делает крутой правый поворот и начинается 3 ступень порога.

Третья ступень порога длиной около 200м на прямом участке реки продолжается до впадения левого притока Чхалта-Дзых.  Перед устьем Чхалта-Дзых идет небольшой остров. В узком 5-6м русле на этом участке можно выделить несколько ворот, состоящих из больших валунов с небольшими 1,5 сливами.

В районе 17 часов снова пошли на просмотр горки во 2 ступени порога. Воды к вечеру в реке прибавилось не так много (около 5см по нашей контрольной палочке), чтобы получше прикрыть камни в выходной горке. После обсуждений было решено обносить оба судна за 2 ступень порога и начать просматривать пути для обноса судов.

Путь для спуска к концу 2 ступени на обратном пути удалось найти быстро. Это была ложбинка небольшого овражка, начинающаяся почти от верхней лесовозной дороги. Местами срубили в овражке несколько крупных сучков у деревьев и перерубили одно упавшее поперёк овражка небольшое деревце.

Путь подъёма от лагеря к лесовозной дороге для обноса "Верхнего прорыва" нашли не сразу. Здесь вокруг очень крутые склоны с поросшим лесом. Здесь и без вещей спускаться и подниматься рискованно.  В сумерках удалось всё-таки найти удобный путь для выхода на лесовозную дорогу. Это оказалась старая заросшая лесовозная дорога, ведущая к остаткам разрушенного моста через Чхалту. Для выхода к началу старой лесовозной дороге у реки потребовалось отнести суда от лагеря назад (немного в верх по течению реки)  в район остатков разрушенного моста.

На следующий день с утра  отвязали от плота все надувные понтоны и понесли отдельно только став плота до лесовозной дороги. Затем вернулись за катамараном, который вчетвером не отвязывая баллонов, также вынесли к лесовозной дороге, а затем вернулись и перенесли плотовые греби и часть понтонов. После короткого участка лесовозной дороги катамаран сразу пронесли до овражка и спустили до реки, протоптав в овраге получше проход для плота. После этого вернулись за ставом плота и спустили его до реки. Плотовые понтоны покидали с лесовозной дороги в ложбину оврага, и не спускаясь вниз,  вернулись назад в базовый лагерь за рюкзаками. В два захода перенесли все рюкзаки и оставшиеся вещи к концу второй ступени «Верхнего прорыва» и стали привязывать понтоны к ставу плота и готовить плот к сплаву. Весь обнос 1 и 2 ступени «Верхнего прорыва» занял около 6-7 часов. После позднего обеда-перекуса начали прохождение 3 ступени «Верхнего прорыва». Перед прохождением еще раз просмотрели эту часть порога. Третью ступень «Верхнего прорыва» прошли без осложнений (фото 016-039). Устье левого притока Чхалта-Дхых говорит об окончании «Верхнего прорыва».

От левого притока Чхалта-Дзых просмотрели 200м участок реки до острова. В конце этого участка на левом повороте крутая горка-слив. Прошли этот отрезок реки и зачалились прямо на остров. Световой день заканчивался, надо было срочно искать место для ночлега. В конце этого острова  перед слиянием проток нашли ровную площадку под две палатки. Здесь на острове и заночевали. Ни на левом, ни на правом берегу рядом нет удобных мест для стоянки, река входит в глубокое и узкое V-образное ущелье.

«Верхний прорыв» по своей сложности и опасности оказал сильное впечатление. Поэтому плыть сходу реку без просмотра дальше не стали. С утра, перечалившись, просмотрели по левому берегу примерно 1км участок реки до крупного правого притока Шоудыд. Кроме пары шивер ничего на этом участке реки ничего больше не оказалось. Прошли этот участок и зачалились  на правом берегу сразу за устьем Шоудыд (фото 040). Предстоял просмотр следующего участка реки,  поэтому устроили ранний  обед у нарзана. Просмотрели около 2,5км реки по правому берегу до начала порога «Лавина», который мы видели еще в июне 1983г. Лавинный вынос с брёвнами, который два года назад перекрыл реку в этом месте, за это время растаял и на правом берегу теперь образовался бурелом-завал из брёвен. Кроме порога «Лавина» на этом участке реки оказался еще один порог. Наметили места чалок судов и вернулись к судам и нарзану Шоудыд.

Порог 1.4Т длиной около  200м расположен в 800м ниже притока Шоудыд. Предварительными ориентирами порога является небольшой водопадный приток левого берега.  После притока под правым берегом 5м валун, слева от которого идёт 1,5м слив с навалом на выходе на камень в центре русла. Впереди виден плавный поворот и начинается протяженный 100м остров. Для просмотра необходимо зачалиться перед этим островом  до захода в этот порог.

В правой протоке лежало бревно, поэтому заход в порог был только по левой протоке. Порог расположен на локальном изгибе реки. После слияния проток и впадении левого притока  уклон реки заметно возрастает, русло поджимается, в русле обилие полуобливных и небольших надводных камней. В конце порога мощная гряда камней перегораживает русло. На один главных камней гряды сильный навал струи. В конце порога небольшой островок с мелководной левой протокой. Это конец это порога и начала следующего сложного порога. Прохождение порога приведено на фото 041-045.  Заночевали опять на этом небольшом островке с мелководной протокой. Удобных мест в ущелье по прежнему нет ни на одном берегу. За день удалось пройти около 2км реки. Просмотры в узком ущелье реки осложнены не только сложным и крутым рельефом долины реки, но и переплетёнными колючими кустами ежевики, брёвнами и валунами, скрытыми под папоротниками, затрудняющие продвижение на просмотрах.

На следующий день с острова сразу перечалились на правый берег, так как по левому берегу впереди начинался прижим с крутым обрывистым берегом. И опять пошли на просмотр реки. Провели разведку реки до стрелки Джессары и Гуарапа. Ниже просматривать реку не пошли, так как от Гуарапа у нас был запланирован 2-3 дневный радиальный выход в горы на Абхазский (Чхалтский) хребет. На  разведанном участке оказалось два сложных порога.

Сложный порог 1.5 «Лавина»ТТ  общей длиной около 500м, характеризуется узким 5-6м руслом с крутым падением и обилием валунов в русле. Скорость течения не менее 3 м/с.  Гряды валунов в русле формируют продолжительные каскады  1,2-1,5м сливов. Места для маневра судов очень ограниченно и линия движения представляет прохождение порога напролом с уходом от больших и острых камней в русле.

Перед началом порога «Лавина» есть ещё прижим к левому берегу в левой основной протоке. После слияния проток река входит узкое русло и начинается порог «Лавина». Сначала идет 200м прямолинейный участок с крутым падением и узким руслом, а затем крутой левый поворот и затем навал на камень в русле на выходе из порога (фото 046-057).

Для большого плота прохождение порога с таким  узким руслом представляет не простую задачу. Пару раз  при  прохождении этого порога передняя гребь втыкалась в камень и пыталась вылететь с судна. Но опыт участников позволил отловить гребь и вернуть её в паз подгребицы плота и продолжить контролируемое прохождение порога. Тем не менее, одного из передних загребных при таком стыке выбросило с плота на берег. Всё обошлось мелкими ссадинами. Прохождение на катамаране было не таким экстремальным в силу специфики управления этого судна. При прохождении порога «Лавина» была организована двойная страховка «морковкой» в конце порога с правого берега. Ниже этого порога несложная шивера-перекат (фото 058-061).

Сложный порог 1.6 ТТ длиной около 200м расположен  на зигзагообразном участке реки в 250м ниже окончания порога «Лавина».  Русло реки здесь заметно расширяется, появляется место для маневра. Большие валуны в русле образуют сложную линию движения и с 1,5м сливами. В конце порога на левом повороте прижим  к скальному правому берегу. Это порог слаломного типа, вызывает большое удовольствие при его прохождении. При прохождении порога была организована двойная страховка «морковкой» в конце порога с правого берега (фото 062-070).

При прохождении катамарана одно весло при зацепе вырвалось из рук, тем не менее, это не привело к большому осложнению завершения прохождения. Плот прошел порог по строго запланированному варианту линии движения также  без  проблем.

Дальше катамаран прошел около 1км Чхалты до устья Гуарап и подстраховал чалку плота (фото 071). За 5 дней с полным просмотром  реки был пройден 17км участок р. Чхалты. Для отдыха от сложного сплава был специально запланирован 3-х дневный радиальный выход в горы на Чхалтский хребет на перевал Пех и озеро Пэх (Гуарап).

На третий день к обеду мы вернулись из радиального выхода к реке и после обеда провели разведку Чхалты до начала «Нижнего прорыва». На этом 5км  участке реки выделили 5 порогов, один из которых оказался технически сложным порогом. Все эти три дня во время радиалки один из участников оставался на реке около судов, так как рядом находится народный курорт с нарзаном – Ацгара и местные отдыхающие  жители приходили на реку половить рыбу.

От стрелки Гуарапа и Джессары идёт короткая 30м шивера, за которой река делится на две протоки, идти по правой протоке под правым берегом, на слиянии проток небольшая горка-слив и вновь река делится на две протоки, после слияния которых начинается следующий порог 1.7.

Порог 1.7Т длиной около 400м начинается от слияния проток. Впереди просматривается левый поворот и сужение долины. На правом берегу большие валуны, левый берег обрывистый.

После левого поворота на заходе горка-шивера, заканчивающаяся 1,5м сливом между двумя большими 5м валунами. Затем 150м каньонный участок реки, в конце которого на правом повороте крутопадающий участок реки с обилием камней в русле.

После просмотра прохождение порога проблем не вызывает (фото 072).

Порог 1.8Т «Квараш» длиной около 400м расположен примерно в 1км ниже порога 1.7. Порог начинается перд стрелкой притоков Адзба и Квараш. Приток Квараш имеет очень широкую долину, по крайней мере, в месте брода лесовозной  дороги  через этот приток ширина русла около 80м. По притоку Квараш в Чхалту в паводки приносится новые камни и  снесённые деревья. Поэтому структура порога может год от года видоизменяться.

На стрелке Адзбы и Квараша на левом берегу большой 6-8м валун – дополнительный ориентир  порога. От этой стрелки начинается расширение долины и русла Чхалты. На заходе в порог горка-шивера, затем навал на камень левого берега и косой 1.5м слив! Ещё через 30м пологий 2м слив через обливной камень с пенной ямой (фото 073-077).

После этого порога долина реки расширяется и начинаются разбои проток Чхалты. В разбоях на перекатах сложные шиверы с камнями в русле. Этот участок с шиверами желательно просмотреть, а заодно и разведать контрольную чалку перед следующим сложным порогом «Аманауз». Длина разбоев около 600м. Примерно в середине этих разбоев в Чхалту  справа впадает  правый приток Верхняя Абаква.

Приток Нижняя Абаква впадает примерно в 250м ниже начала порога «Аманауз» и ориентиром служить не может.

Сложный порог 1.9ТТ «Амануаз» общей длиной около 1км. Ориентиры порога: в конце разбоев в основной левой протоке виден правый поворот и просматривается прижим к скальному левому берегу. Необходимо чалиться на правый берег для просмотра и обноса вещей за порог.

Порог начинается каскадом трех сложных сливов с навалом на камни на выходе на длине около 100м, далее 800м участок с  обилием небольших камней в русле и сложной линей движения в очень глубоком ущелье. Этот участок реки  шли на разгруженных судах без вещей. Береговая страховка в конце 1 ступени. В конце порога нарзан (фото 077-082).  Высоко на рекой в этом месте выше дороги хутор Верхняя Ацгара  В 2010 году в конце порога «Аманауз» мы видели бревно, перегородившее реку (фото 083) и требующее обноса этого фрагмента реки по мелководной правой протоке.

В конце порога с левого берега в Чхалту впадает левый приток Аманауз. После просмотра и организации страховки на разгруженных судах порог «Аманауз» был успешно пройден.

Порог 1.10Т длиной около 100м расположен в 500-600м ниже притока Аманауз.  После левого  небольшого притока необходимо чалиться к правому берегу после правого поворота за большим камнем на правом берегу. В основной правой протоке два 2м слива с интервалом 5-6м, через 15м еще один такой же слив (фото 084). За порогом на правом берегу небольшой дом с фруктовым садом и удобным местом стоянки. После просмотра порог пройден без осложнений. Дальше долина реки еще больше расширяется.

Порог 1.11Т длиной около 100м расположен через 150м от порога 1.10. Река сначала делится на 2 протоки, основная правая, затем правая протока делится еще на две протоки, основная правая – в ней короткая горка-шивера. После слияния проток расположен порог 1.11. На заходе несложная горка, идётся по центру, а затем узкий проход влево через косые ворота и сложный участок 50м шиверы (фото 085-086). Ниже порога с левого берега видны следы лавинного выноса, на правом берегу фруктовый сад. После просмотра порог прошли без проблем. После порога необходимо чалиться, чтобы просмотреть удобное место чалки перед следующим очень сложным порогом.

Сложный и опасный порог 1.12ТТТ! «Нижний прорыв» общей длиной около 2,5км. Ориентир: после острова крутой левый поворот, под правым берегом огромный камень, на повороте первый плёсовый участок за всю пройденную реку длиной около 40м – идеальное место для чалки на правый берег. Впереди виден подвесной мост. Средний уклон в «Нижнем прорыве» около 24м/км -  не такой большой, как у «Верхнего прорыва», однако мощь потока воды здесь заметно выше.

«Нижний прорыв» можно условно разбить на 5 ступеней, так как после каждой такой ступени возможно организовать чалку и страховку с берега.

1 ступень «Нижнего прорыва» длиной около 100м, начинается за 150м до подвесного моста и заканчивается у подвесного моста.  Нагромождение крупных валунов образует сложную лабиринтную схему проходов правой части русла реки. Под левым берегом горка, уходящая карман-прижим левого берега. В центре русла бой в большой 3м валун в центре русла, через 25м в русле косые ворота из двух огромных валунов шириной около 3м. После косых ворот  под правым берегом 10м участок с уловом и через реку переброшен подвесной мост – это конец 1 ступени «Нижнего прорыва». И плот и катамаран заходили в 1 ступень под правым берегом среди лабиринта камней.  Местами плот ехал прямо по камням, других вариантов не было и это только для того, чтобы уйти от удара и навала на камень в центре русла. Прохождение косых ворот трудностей не вызвало.

2 ступень «Нижнего прорыва» длиной около 100-150м наиболее сложная и опасная из всего «Нижнего прорыва». Решение о его прохождение было очень спорным и далось не сразу. Безусловно, был долгий и тщательный просмотр и анализ этой ступени прорыва. Организована двойная страховка «морковкой» с правого берега в конце 2 ступени.

От подвесного моста на первых 40м в русле огромные валуны в русле, между которыми 1,5-2м сливы следующих в виде каскада друг за другом. После плавного левого изгиба русла струя собирается в центре в единый поток и через 15м валит на огромный  валун в виде большого «кирпича». Справа от «кирпича» 2,5м проход с 2м сливом с пенной ямой, от которого надо уходить. Именно мощный навал всей струи на этот «кирпич» в центре русла и создаёт сложность и опасность прохождения этой ступени «Нижнего прорыва».

Плот без вещей успешно прошел каскад первых сливов на первом 40м участке. А дальше на изгибе русла, плот как в прижиме, навалило на большой валун справа и перевернуло через левый борт. После оверкиля перевёрнутый плот ударило об «кирпич» в центре русла и отбило вправо в камни под правый берег.

Эту ступень порога, как и все остальные пороги, проходили вчетвером. После оверкиля лоцман смог почти сразу  выбраться на перевёрнутый плот и попытался при первой возможности его зачалить к правому берегу. Но это ему не удалось и плот в перевернутом состоянии прошел  3 ступень «Нижнего прорыва»,  после которого подзастрял на камнях. Позже он был снят с камней  и зачален в перевёрнутом состоянии к левому берегу. Потом плот окончательно вытащили высоко на берег для последующего ремонта лееров и подгребицы плота (фото 087-092).

Второй участник после оверкиля оказался очень близко от правого берега и выбрался на правый берег самостоятельно. Третьего участника во время оверкиля придавило ставом к большому обливному камню в самом русле реки и после отплывания плота участник остался в реке в середине русла, стоящим по колено в воде на обливном камне. Через пару минут ему кинули верёвку и на страховке сняли с этого камня. Последнему участнику оверкиля повезло меньше всех – он поплыл дальше порог в спасжилете впереди плота. Двух страховочных верёвок для 4-х участников при таком раскладе оказалось недостаточно. Страховочные веревки были брошены на плот и одного из участников. В итоге последний участник Виталий Сыров на спасжилете он прошел 3 ступень «Нижнего прорыва» и смог самостоятельно выбраться на правый берег перед 4 ступенью «Нижнего прорыва». В этот день решили катамараном «Нижний прорыв» не идти, а заняться ремонтом плота.

Среди ночи начался небольшой дождь, который позже перешел в более сильный и с грозой.

Утром из-за дождя дежурные встали на час позже, и пошли на реку за водой. Они сразу сказали, что вода в реке очень мутная и поднялась очень высоко.  Позже выяснилось,  что вынесенный вчера на берег для ремонта плот, был не зачален, и поднявшаяся в реке вода смогла затащить плот в поток и унести вниз по течению. Вода в  реке в «Нижем прорыве» по нашим оценкам с 30-35 куб.м/с подскочила до 100-120 куб.м/с (фото 093-094). Вторая ступень «Нижнего прорыва» представляла жуткое зрелище (фото 095-096). Грязный мощный поток почти залил громадные валуны 2 ступени! Вопрос о продолжении сплава в этот день сразу отпал. После завтрака разбившись на 3 группы по разным берегам отправились на поиски плота.

Первые обломки дюралевых лееров и труб подгребиц и лееров нашли уже через 200м на левом берегу. Но самого плота рядом не было, да и при таком бешеном потоке вряд ли могло быть. Надо было идти дальше – искать улова, прижимы, завалы из деревьев – только туда могло забить наш плот, а может он смог доплыть и до Кодора и далее…  В 16 часов дня примерно в 4-5км от устья Чхалты под правым берегом нам  удалось найти остатки плота: остатки става и понтоны. Однако перебраться на правый берег без катамарана  было не реально. Вернулись назад в лагерь в надежде подобраться к  плоту чуть позже и достать его потом с катамарана. В течение  этого дня вода в Чхалте на глазах спадала, а на следующее утро – пришла в норму, и была как до паводка.

Решили продолжить прохождение «Нижнего прорыва» катамараном. Первую ступень «Нижнего прорыва» катамаран прошёл по тойже линии движения, что и плот, местами задавив ряд валунов (фото 097-102). Чалка катамарана перед 2 ступенью на левый берег под подвесным мостом.

При заходе в  первый каскад сливов 2 ступени катамаран развернуло на 180 градусов, и он пошёл дальше в  порог кормой вперед и именно кормой катамаран в итоге врезается в большой валун «кирпич». От сильного удара катамаран складывается  пополам поперёк. Но за счёт упругости баллонов катамарана после удара баллоны катамарана распрямляются и катамаран, как ни в чём не бывало, продолжает сплав. Во время удара ни одного  из участников из упоров катамарана не выбило.  Сразу после этого прямо на катамаран была брошена страховочная «морковка», но на катамаране ею не стали пользоваться, так как на судне не поняли, зачем мы её им кинули и пытались плыть дальше. После этого на катамаран кидают вторую «морковку» и тогда катамаран зачаливается (фото 103-109). Сплавляющиеся на катамаране так и не поняли, что раму в пороге у катамарана сломало! У катамарана сломало все продолины дюралевого каркаса и  диаметром 140мм укосину из ёлки. Оставшуюся часть дня потратили на восстановление каркаса катамарана.

На следующий день с утра продолжили прохождение «Нижнего прорыва» катамараном.

Третья ступень «Нижнего прорыва» длиной около 200м идёт сразу после второй ступени. Сначала около 50м до левого поворота идет участок сложной шиверы, на левом повороте мощный 2м слив через гряду во всё русло. После левого поворота река делает крутой правый поворот. На правом повороте русло реки  расширяется. В этом месте русло реки сильно забито большими валунами. Между валунами следуют  1-1,5м сливы. Движение в 3 ступени между валунами идёт по сложной слаломной линии с 1-1,5м сливами. Далее впереди некрутой левый поворот реки – это начало 4 ступени «Нижнего прорыва». Чалка для просмотра 4 ступени к правому берегу перед левым поворотом. Прохождение 3 ступени катамараном после просмотра прошло без  осложнений (фото 110).

Четвёртая ступень «Нижнего прорыва» длиной около 300-350м расположена в зажатом каньонном участке с крутым правым изгибом реки в середней части ступени. В середине  этой ступени впадает крупный левый приток Ацати-Ацгара. На первых 100м 4 ступени до правого поворота русло Чхалты резко поджимается до 8-10м, уклон возрастает. В русле не более десятка больших валунов, перекрывающих левую и центральную части русла. Проход возможен только под правым берегом. После первого слива в центре русла требуется выполнить резкий манёвр вправо, чтобы уйти под правый берег в 2,5-3м ворота с 1,2м сливом и навалом на скальный правый берег. Через 10м второй более мощный 1,5м слив через 3м ворота. После чего на 10-15м река успокаивается, слева впадает крупный левый приток Ацати-Ацгара. После притока крутой правый поворот и через 30м идёт  двойной слив с перепадом около 3м и  с мощной пенной ямой. После этого слива короткий 40-50м участок плеса, за которым следует ещё 2м мощный слив через всё русло с пенной ямой за ним. Русло реки немного расширяется. Впереди угадывается левый поворот реки – это начало последней пятой ступени «Нижнего прорыва».

Прохождение первого участка 4 ступени «Нижнего прорыва» до правого притока Ацати-Ацгара проблем не вызвало, а вот при прохождении двойного слива в конце 4 ступени корму катамарана сильно закусило в пенной яме. На фото видна только носовая часть 5м катамарана. Прохождение 4 ступени «Нижнего прорыва» приведено на фото 111-117.

Пятая ступень «Нижнего прорыва» длиной около 400м расположена на зигзагообразном участке реки и начинается от левого поворота сразу после 4 ступени «Нижнего прорыва». В начале этой ступени видны были остатки старого подвесного моста между Левой и Правой Ацгарой. После левого поворота идет мощный 2м слив почти через всё русло реки. Затем река делает некрутой правый поворот и мощной горкой с крутым падением через обливные и полуобливные камни валит по центру русла. Дальше идет 200м участок шиверы. Река выходит из каньонного участка – это конец «Нижнего прорыва».

После просмотра последняя ступень «Нижнего прорыва» пройдена успешно (фото 118-120).

9.2 Лоция нижнего участка от Чхалты от конца «Нижнего прорыва» до устья.

Порог 2.1ТТ «Ромашка» идёт сразу после последней ступени «Нижнего прорыва». Именно с этого места после «Нижнего прорыва» и стартовала группа под руководством А.Е.Шишкова в  апреле1981г. Далее мы будем сохранять лоцию р.Чхалты, составленную нашими предшественниками, введя в индексацию номеров препятствий в начале цифру 2.

Порог «Ромашка» слаломного типа длиной около 150м расположен на прямом участке реки. В русле много больших валунов, особенно под левым берегом. Требуется выполнить сложный маневр: сначала из-под левого берега зайти в косые ворота в центр русла, а затем  вновь уйти под левый берег и снова в центр русла (фото 121). На левом повороте необходимо чалиться к правому берегу для просмотра следующего порога. После просмотра порога прохождение трудности не вызывает.

Сложный порог 2.2ТТ «Щётка» длиной около 200-250м начинается практически сразу от крутого правого поворота. Сразу за правым поворотом русло реки значительно расширяется и в широком русле расположены два узко вытянутых острова  длиной 50-80м, делящих реку на три протоки. Порог имеет значительный уклон русла, сильно забит камнями разного размера и требует обязательного просмотра! Правая протока узкая и мелководная, непроходимая на судах по нашему уровню воды. Левая протока основная, наиболее широкая с большим количеством камней в русле, в неё легко зайти. Однако перед слиянием с центральной протокой идёт крутой короткий правый поворот с прижимом к левому берегу, а в правой части  этой протоки навал на большой зуб. Центральная протока тоже мелковата и узковата и тоже с камнями в русле и заметным уклоном, однако она более прямая. На выходе горка-слив через гряду камней. Зайти в центральную протоку не просто. На входе большие валуны образуют косые ворота.  После слияния проток в русле два огромных валуна в русле, делящих русло на три широких прохода.

Поскольку для просмотра этого порога мы чалились на правом повороте на правый берег, то заходили в порог из-под правого берега через косые ворота в центральную протоку. Далее отрабатывали прохождение по центральной протоке. Прошли порог удачно (фото 122-125).

Порог 2.3 «Ворота» Т  длиной около 150м расположен после порога «Щётка» через 50м после плавного левого поворота.  За  левым поворотом небольшая часть воды уходит  в левую протоку. На слиянии проток большой валун в центре русла, справа от которого горка-слив.

Порог 2.5 «Лестница» Т длиной около 100м расположен в 150м ниже порога «Ворота». Порог представляет водоскат в сужении между островом и огромным камне левого берега. Прохождение порога на фото 126.

Далее река представляет несложную сплошную шиверу, в которой сложно выделить описанные в ранних лоциях препятствиях.

Порог 2.19 «Клешня» расположен в расширении русла с островом посередине. Обе протоки забиты камнями, но идутся сходу.  Далее  в лоции нанесён, как ориентир, новый автомобильный мост. До старого автомобильного моста из брёвен до него еще около 500-600м. На этом участке можно выделить ещё 2-3 шиверы.

За этот ходовой день на разгруженном катамаране с организацией страховок и фото-видеосъёмок прошли последние ступени «Нижнего прорыва» и пороги нижней Чхалты до старого автомобильного моста, всего около 5км. Сходили к остаткам плота, но их там уже  не было. Как сказал один из местных жителей: «Приехал кран и длинной стрелой подцепил и вытянул добычу с другого берега».

Катамаран оставили и спрятали  на склоне в кустах недалеко моста и вернулись в базовый лагерь к подвесному мосту.

Вечером обсудили ситуацию с отсутствием второго судна и приняли решение, что утром половина группы уходит в посёлок Чхалту и едет на море в Сухум, а остальные продолжат сплав на катамаране.

Утром группа с вещами вместе дошла до автомобильного моста с катамараном, а затем мы разделились. Часть пошла пешком в пос.Чхалта, остальные продолжили сплав.

Шивера-порог 2.25 «Юбилейная» плавно переходит в порог 2.26 Ловушка» расположены сразу за мостом. Длина обоих препятствий около 250м. Заход в порог «Ловушка» забит камнями, затем некрутой левый поворот с прижимом к правому берегу.

Из оставшихся ниже препятствий старых лоций мы выделили бы препятствие 2.34 «Осыпной каньон». Здесь долина реки и русло вновь резко сужается. Камни в узком русле формируют габаритные ворота и небольшие сливы между ними. Этот порог мы видели по высокой воде в июне во время паводка, а также по низкой воде в ноябре 1983г и по средней воде августат 1985г. Структура порога из-за узкого V-образного ущелья сильно отличается по каждой воде.

Порог 2.35 «Птыш» расположен за правым притоком Южный Птыш на левом повороте реки, образует прижим  к правому берегу, далее участок сложной шиверы.

Порог 2.36 «Скальный». Ориентиров чётких не имеет. Длина порога около 150м. Струя из основной части русла горкой устремляется в скальный выступ левого берега. Порог идётся сходу.

В этом месте мы догнали нашу пешеходную часть группы, и они сделали фото прохождения этого порога. Далее река течет каскадами небольших  шивер.

Порог 2.44 «Бельмондо» можно заметить и выделить только при никой воде. Здесь три камня образуют сложные косые ворота с навалом на один из камней. По августовской и боле высокой воде этот порог можно и не заметить.

Далее до устья Чхалты около 2км несколько несложных шивер. Все препятствия от старого моста до устья можно идти сходу. Сложных препятствий, как на верхней Чхалте, здесь нет (фото 127-132).

Зачались на левый берег за 100м до устья Чхалты. Здесь берег более пологий и более удобный выход к Военно-Сухумской дороге. Вынесли вещи и катамаран на дорогу к Чхалтинскому мосту. Наша пешеходная группа уже успела к этому времени уехать на автобусе в Сухум. Мы устроили здесь обед и стали ловить попутную грузовую машину до Генцвиши на верх Кодора.

Через пару часов нам удалось поймать машину, в которую, не разбирая  удалось загрузить наш 5м катамаран. В районе 18-19 часов мы были у Генцвишинского моста через Кодор (фото 133). Ночевать в посёлке нам не хотелось, решили немного отплыть. Поддули баллоны катамарана, привязали вещи и стартанули сразу по Кодору.

10 Характеристики реки Кодор.

Впервые река Кодор встречается на карте  Восточной Римской империи и имеет название Corax -Коракс. На многих итальянских картах 14-16 века эта река называется Goto. Впервые похожее название Coddors ant. Cerax (Кодор, древний Коракс) встречается на карте 1672г Жана Шардена на французском языке. На немецких картах 1856г река имеет уже современное название –Kodor

На российской военно-исторической карте северо-западного Кавказа, составленной Е.Д.Фелицыным в 1774г, и вплоть до издания в 1929г  карты Абхазской ССР река называется Кодоръ.( с твёрдым знаком на конце).

В атласе мира, изданным в СССР в 1940г, река имеет название Кодор без твёрдого знака. В современном атласе Абхазии река имеет тоже название Кодор, поэтому в отчёте используется именно это название реки.

Река Кодор на высоте около 740м образуется от слияния истоков Гвандры и Сакена. Сакен более крупный исток. Длина реки Кодор около 80,4 км.

Несложно посчитать уклон реки, получается  9,2 м/км. Это достаточно высокий показатель, характерный для горных рек.

Среди  черноморских рек, питающихся с ледников Главного Кавказского хребта, р.Кодор занимает 3 место по среднегодовому расходу воды. Среднегодовой расход воды в низовьях реки Кодор составляет 121 куб.м/с. Первое место по водным ресурсам занимает река Риони со среднегодовым расходом воды в низовьях 405 куб.м/с, на втором - р. Ингури со среднегодовым расходом в низовьях 170 куб.м/с.

Наиболее крупные притоки р.Кодор: р.Чхалта, р.Амткел, р.Мрамба, р.Хецквара.

Годовое колебание расхода воды р.Кодор по месяцам приведено в таблице для трех водомерных точек наблюдения на реке: с.Чхалта, с.Лата и с.Ганахлеба.

Пункт

84,1

64,6

121

Несложно заметить, что минимум расхода воды приходится на зимние месяцы, а максимум воды - на май-июль.

Для сравнения длина верхнего участка р.Кодор от стрелки истоков Гвандры и Сакена до устья Чхалты 12,9 км. Перепад высот реки на этом отрезке 240м. Средний уклон этого верхнего участка р.Кодор получается 19,2 м/км.

Средний участок р.Кодор длиною 42,4км от притока р.Чхалты до выхода из ущелья на равнину, где река делает поворот на юг. Это в районе уреза 137м у с. Техи ( в 4-5км выше с.Ганахлеба). Средний уклон этого полноводного спортивного участка реки составляет 8,4 м/км.

Нижний равнинный участок реки р.Кодор длиною около 25,2м до устья с большим количеством островов и проток имеет уклон 5,4 м/км. Скорость течения здесь значительно снижается, поэтому сплав по р.Кодор обычно завершают в пос.Ганахлеба, откуда автотранспортом можно добраться до Сухума.

11 Лоция р.Кодор.

11.1 Лоция верхнего участка р.Кодор от Генцвиши до Чхалты

На верхнем участке р.Кодор длиной около 13км расположено 13 препятствий, одно из которых порог «Интеграл» можно отнести к порогу 5-6 категории сложности. Остальные препятствия не выше 3-4 категори сложности.

Через 1км после Генцишинского моста через Кодор река входит в Кодорское ущелье, в котором на 3км участке  плотно расположено 9 препятствий.

Простой порог 1 С расположен примерно в 1км от  начальной точки сплава – Генцвишинского моста.  После слияния проток большого острова  в русле большой валун под правым берегом, слева от которого небольшой слив. Порог идётся сходу. Сразу за этим порогом начинается следующий порог.

Порог 2 С «Островной» длиной около 200м идёт сразу порогом 1. Порог представляет по сути шиверу, которая начинается перед островом,  в начале острова можно выделить три 1м слива следующих друг за другом, в конце острова ряд камней образуют ворота, у слияния проток сложный каменистый горка-перекат.

Порог 3Т «Ребус» длиной около 300м расположен за предыдущим порогом. В начале порога шивера со сложной линией движения, а затем мощный 1м слив с бочкой. За выходным сливом большой валун на правом берегу, за которым можно чалиться для просмотра следующего порога. После этого порога река поджимается и входит в каньонный участок.

Порог  4Т «Водопадный»  длиной около 250м. Левый берег скальная 10м стенка, правый берег высокий бом, река входит в каньон. На крутом левом повороте расположен мощный слив, правая часть русла сильно забита камнями. Затем через всё русло идёт мощный 1,5 слив, через 30м ещё 1м слив. Более удобный проход под левым берегом. Первые три порога были пройдены сходу, а порог «Водопадный» после беглого просмотра.

Начинало темнеть, стали искать место для стоянки в этом каньоне. На левом берегу  высоко (около 10-15м) от реки на крохотной террасе нашли место для лагеря. Катамаран вытащили повыше от реки и зачалили.

С утра налегке провели разведку реки Кодорпо левому берегу до порога «Интеграл», наметили место чалки перед этим порогом.

Порог 5С «Сюрприз»  длиной 50-70м начинается за правым поворотом. В русле большой валун делит русло на два прохода, через 25м  небольшая горка через гряду камней и еще через 20м небольшой слив через всё русло.

Простой порог 6 С  длиной около 80-100м представляет шиверу. Заканчивается у правого притока, за которым необходимо чалиться для просмотра следующего порога.

Порог 7 «Чистилище» длиной около 100м  - шивера, характеризующаяся сложной линией движения, является ориентиром следующего наиболее сложного на реке порога «Интеграл». Правый приток, впадающий перед этим порогом, стоит отнести к ориентиру следующего сложного порога «Интеграл» (фото 134).

Сложный порог 8 ТТТ «Интеграл» длиной около 250м по сложности во много раз превосходит все остальные пороги Кодора. После предыдущих порогов  реки этот порог кажется очень сложным и опасным. Порог в  одном из мест действительно достаточно опасен. Поэтому очень часто этот порог водники не идут и обносят суда по правому берегу. У нас, в отличие от групп, сплавляющихся сверху по Кодору, к этому моменту была пройдена вся р.Чхалта с её не менее сложными порогами и мы психологически были готовы к прохождению такого сложного порога. В середине порога  «Интеграл» слева впадает приток.

Порог расположен на S-образном участке реки, возможно, поэтому он и получил название «Интеграл». Порог  имеет большой уклон, и как следствие высокую скорость течения. Порог начинается прямым участком с небольшим количеством мелких камней в русле  в виде простой шиверы, затем на  правом поворот небольшая горка слив между скальным левым берегом и большим камнем в центре русла, затем через 25-30м левый поворот и расширение русла. Здесь река разбивается на две протоки, в левую протоку впадает небольшой левый приток. Правая протока по нашей воде мелковата, основная протока левая. В левой протоке длинная крутопадающая горка узким потоком заканчивается 1,5м сливом и навалом сразу за ним на полуобливной камень, за которым следует крутой правый поворот и прижим к наклонной скальной стенке левого берега и пенной ямой. После этого правого поворота с прижимом  через 10-15м начинается 70м участок с крутым падением русла и большим количеством камней в русле с узкими проходами между камнями, после чего река на 50-70м успокаивается, а потом еще  70-80м участок реки с обилием камней в русле, но уже не с таким большим уклоном (фото 135-139).

Порог был тщательно просмотрен, вещи обнесены в конец порога. Расход воды в реке был не очень высокий и в случае оверкиля катамаран далеко уплыть не смог, поэтому было принято решение о прохождении порога без страховки. Мы бы и рады были организовать страховку, но было некому. До левого притока препятствие прошли без осложнений и по левой протоке зашли в горку со сливом и навалом на камень в прижиме. Здесь в сливе правую корму катамарана сильно закусило в пенной яме, а  левый нос стало сильно задирать на навальный камень в прижиме. Катамаран, изогнутый виде винта, был на грани оверкиля. Возможно, большая 5м длина катамарана  и небольшая мощность расхода воды в реке не позволила его до конца перевернуть и мы через несколько секунд вышли из прижима, удачно прошли следующую крутую горку с камнями, а вот на последнем  выходном участке порога с большим количеством камней наш катамаран застрял в камнях в узких воротах. Пришлось стаскивать судно чуть назад, чтобы зайти в другие более широкие ворота.

Порог 9С длиной около 100м расположен на выходе из каньона в левой протоке, замусоренной мелкими камнями. После слияния проток перед автомобильным мостом порог заканчивается. Порог идётся сходу.

Далее долина реки расширятся, появляются разбои из островов и проток. До впадения правого притока Хецквара встречаются короткие несложные шиверы.

Порог 10С длиной около 50-70м расположен примерно  в 500м ниже устья р.Хецквара. В центре русла большой валун, слева от которого проход и  небольшой слив.

Порог 11С – прижим к скале левого берега, четких ориентиров нет. Далее реку пересекает автомобильный мост, примерно через 700м в протоки Кодора впадает крупный левый приток р.Мрамба. Через 500м ниже устья Мрамбы крутопадающий участок шиверы.

Порог 12С – ниже порога 11 река делится на две протоки. В основной правой протоке небольшой навал на камень в центре русла, далее участок 100м шиверы с валами.

Порог 13С «Крокодил» расположен за 500-600м до устья Чхалты. Порог состоит из небольшого слива и навала на камень, стоящем ниже слива, хорошо просматривается с воды и идётся сходу.

11.2 Лоция нижнего участка р.Кодор от Чхалты до Чёрного моря

Общая протяженность данного участка около 67км. На данном участке реки можно выделить один сложный порог «Канатка» примерно 4 категории сложности, остальные 7 порогов 2-3 категории сложности.

Через 500м от порога 13 Чхалта впадает в Кодор. Мощь воды заметно возрастает (удваивается), появляются 1-1,5м валы.

Через 200м от устья Чхалты в правой протоке раньше был знаменитый порог 14 «Камни Чхалты». В отчетах начала 70-х годов его еще можно увидеть. В ноябре  1983гмы видели только два оставшихся камня орт этого порога, а в августе 1985г уже оставался только один камень в русле. Сейчаскамни река срвсем размыла, остался только локальный слив с пенной ямой.  Мы причалили как раз к этому острову, в правой протоке которого был порог «Камни Чхалты». На этом острове мы снова и заночевали.

В 2010г ниже бывшим порога «Камни Чхалты» мы видели новый подвесной мост через Кодор к пос. Шабаквара, не обозначенный на старых лоциях.

От устья Чхалты до порога «Канатка» около 2-2,5 часов сплава (около 12км).Далее до порога «Канатка» в старых лоциях упоминается 3 несложных локальных порога, которые идутся сходу.

Порог 15С расположен в 1,5-1,7км ниже устья Чхалты выше пос.Квабчара. Ориентир порога – большие чёрные скалы под левым берегом. Короткая 25м шивера с мощным  сливом между большими валунами.

Порог 16С расположен в районе 65км Военно-Сухумской дороги на изгибе реки. В  русле камни и косой слив между ними.

Порог 17С расположен на 64 км Военно-Сухумской дороги. Мощные 1,5-2м ывалы в левой части русла, на левом берегу большие валуны.

Порог 18Т «Канатка» - это последний сложный порог на реке Кодор, визитная карточка реки. Порог длиной около 200-250м расположен на прямом участке реки после левого поворота реки. В этом месте, на 63км,  Военно-Сухумская дорога подходит ближе к реке. Ориентир – большой пирамидальный камень в центре русла. В самом начале порога слева впадает приток Вямиши и натянут трос для переправы. Чалка на правый берег для просмотра.

На заходе порога крутая горка через гряду камней в центре русла, в конце порога навал на камни и ферму старого моста под правым берегом. Порог «Канатка» проходили на катамаране втроём (фото 140). Четвёртый участник был на страховке и съёмке.

Порог 19С после 1км шиверы ниже порога «Канатка» навал на камень в центре русла.

Порог 20С длиной около 70м расположен примерно в 5км ниже порога 19. Ориентир порога – крутая осыпь под правым берегом. В конце шиверы мощный слив с навалом на камни в правой части русла.

Порог 21С «Камни Латы» длиной около 50м расположен в 1км выше пос.Ц.Лата между двумя большими глыбами в русле. В 10м сужении русла мощные 1,5м валы.

Порог 22С «Белокаменный» длиной около 60м расположен в обоих протоках в 1км выше Багадских скал. В обоих протоках 1,5м валы, идти лучше правой протокой. Это последний порог Кодора. Через 1км мост высоко над рекой в сужении Багадской теснины.

Участок реки Кодор от Чхалты до Амткела, протяжённостью около 34км проплыли за 1 день. В обед в пос.Лата купили на ужин канистру вина и свежего хлеба.

На следующий день устроили днёвку и сходили в радиальный выход к водопаду Шакуран и пещере с гротом. Места здесь очень красивые – ровные зелёные лужайки в окружении молодого самшита, со скал свисают длинные лианы. Водопад Шакуран не произвёл сильного впечатлении из-за малого расхода воды в нём.

После отдыха выплыли в последний день очень рано - около 8 утра. Планировали за 1 день пройти нижний 33км участок   Кодора до Чёрного моря. Река состоит здесь из сплолшных разбоев, особенно перед устьем. За 7 часов доплыли до Чёрного моря (фото 141-142).

Быстро разобрали катамаран, просушили вещи и и пешком по жаре добрались до ближайшего посёлка Варча, где удалось почти сразу попасть в микроавтобус и доехать до ж/д вокзала г.Сухум.

12 Пешая радиальная часть маршрута.

Чтобы отдохнуть от напряженного водного сплава по Чхалте у нас был запланирован трёхдневный  радиальный выход на Чхалтский хребет в район озера Гуарап (Пех) и перевала Пех. Вышедший в 1981г путеводитель Н.Д.Бондарева «По горной Абхазии», предлагал красивый вариант этого маршрута.

На  время проведения радиального выхода один из участников -  Евгений Дёмин оставался около наших судов со сплавным снаряжением и продуктами у реки Чхалта. Остальные семь человек, взяв запас продуктов на три  дня, одну палатку с тентом, аптечку и 6л канистру для воды,  отправились в горы. Утренние сборы несколько затянулись. Вышли поздно, около 11 часов.

Поднялись от реки  Чхалты на лесовозную дорогу, и дошли по ней до большой поляны с нарзаном. Здесь было несколько летних домиков и большое количество, около 50 палаток-шалашей, в которых отдыхали и лечились у нарзана приезжие сюда люди. Это место называли ещё народный курорт Ацгара.

Мы попили нарзана и взяли  6л канистру нарзана с собой. Уточнили у местных жителей место начала тропы к верхнему озеру. Начало тропы к озеру начинается в ЮВ окраине поляны вдоль небольшого ручья, не обозначенного на наших картах-схемах. Дальше мы опирались на краткое описание маршрута по книге Н.Д.Бондарева. До границы леса предстояло подняться по лесовозной дороге  всего 3км и набрать высоту 800м.  Пару раз нам попадались развилки лесовозных дорог.  Каждый раз нам приходилось разведывать оба варианта и принимать решение по какой дороге идти дальше. Средний уклон на подъёме 15 градусов и только последний 200м участок подъема  перед самым выходом на поляну более крут - около 20 градусов.  С подъема сквозь деревья можно было увидеть противоположный склон с Джессарским водопадом.

За 3,5 часа мы поднялись по дороге до поляны у границы леса и устроили большой обед-привал.

Поляна небольшая, около 70м длиной ограничена сверху небольшим подлеском и кустарником, расположена на высоте около 1900м. От окраины поляны лесовозная дорога переходит в хорошо набитую пеше-конную тропу, крутизна подъема уменьшается. Мы понимали, что ещё выше у озера дров для костра не будет, поэтому здесь у границы леса каждый набрал себе по охапке хвороста в рюкзак. После чего был продолжен путь к озеру.

Пройдя от поляны около 150-200м, тропа выводит в зону альпийских лугов. Вид на ледники ГКХ ещё более грандиозные. Тропа в траве немного теряется, но впереди уже просматриваются два балагана, и идти можно в их направлении.

Расстояние от поляны у границы леса до балаганов около 500м прошли за 15 минут. Балаганы расположены на ровном открытом участке. От них открывается великолепный вид во все стороны.

Воды на всем участке подъёма от нарзана до балаганов и у самих балаганов нет. Ближайший родник с водой находится в 250м от балагана около тропы, ведущей в направлении к озеру. К 17 часам примерно были у озера.

У озера нашли небольшую пустую консервную банку. Кто-то ударил по ней принесенной палкой хвороста. Моментально возникла идея организовать хоккейный турнир банкой на траве. Выбрали палки для клюшек из принесённого хвороста, обозначили палочками ворота и начали рубиться три на три. Больше 15 минут матч не продлился – наступили на нашу шайбу, а выправить назад не смогли. Поискали вокруг еще банки. Нашли. Но игра долго не продолжилась – быстро сломалось пару клюшек и играть стало нечем. В общем, отдохнули с полным азартом.

На второй день с утра поднялись на Чхалтский хребет, прошли траверсом по хребту  в западном направлении до пер.Пех  2600м н/к и с него спустились в озеру Джуга.

От верхнего озера Джуга великолепный вид на нижнее озеро Гуарап, поляну с балаганами и ГКХ. На спуск от верхнего озера Джуга  до озера Гуарап  затратили около 1 часа.

На третий день вышли с утра пораньше и за 1,5 часа спустились назад к Чхалте. В этот день решили не плавать, а провести детальную разведку участка реки Чхалты до подвесного моста «Нижнего прорыва».

13 Выводы и рекомендации по маршруту.

1.     К ранее пройденному в 1975-1981 годах туристами водниками 11-12км участку нижней Чхалты добавлен верхний 25км участок реки.  Верхний 25км участок реки был пройден в 1985 году впервые. Длина сплавной части реки Чхалты теперь составляет 36км!

2.     Непройденными на р.Чхалта остаётся 1 и 2 ступень «Верхнего прорыва». Это очень сложный порог. Принципиальных непроходов здесь нет и возможно в будующем он будет пройден полностью более опытной группой.

3.     На прохождение всего маршрута по р.р.Чхалта-Кодор в 1985 году потребовалось 20 ходовых дней – получился большой полноценный поход. Осуществлено полное прохождение р.Чхалты  и р.Кодор. Сплав осуществлен на 4-х местном катамаране и гондольном плоту с дюралевым ставом.

4.      Сплав по р.Чхалта был начат в 4,5км ниже стрелки её истоков  -  Аданге и Марух на высоте около 1400м. Верхний участок р.Чхалты от Сибисты до порога 2.1 «Ромашка» длиной около 25км пройден был впервые. Верхняя Чхалта оказалась более сложной и интересной рекой в спортивном отношении, чем нижний её участок. Пороги Верхнего и Нижнего прорыва по нашей оценке относятся к 6 категории сложности.

5.     Наиболее сложным является порог 1.3 «Верхний прорыв», расположенный выше левого притока Чхалта-Дзых. Это протяженный порог с высоким средним  уклоном - 60м/км. Первые две ступени этого порога нами были обнесены, третья ступень пройдена. Наиболее опасная 2 ступень «Верхнего прорыва».

6.     Вторым по сложности является каскад порогов 1.12 «Нижнего прорыва», расположенный выше левого притока Ацати-Ацгара. Порог был пройден нами полностью.

7.     Третьим по сложности порогом мы отнесли  бы порог 8 «Интеграл»  на реке Кодор, расположенный  в верхней  части Кодорского ущелья у с.Ажара. Порог пройден нами на катамаране.

8.     К достаточно сложным порогам Чхалты стоит отнести пороги 1.9 «Аманауз», 1.5, 1.6, а также порог 2.2 «Щётка» на нижнем участке Чхалты.

9.     Вся река Кодор, длиной около 80 км, от Генцивши до Чёрного моря пройдена за 3,5 сплавных дня, а вот на реку Чхалту,  длиной 36,км, было затрачено 11 сплавных дней. Из них нижний, ранее пройденный 12км  участок Чхалты был пройден нами за 1 день. То есть на первопрохождение 25км участка у нас ушло 10 дней! Это говорит о плотности и сложности препятствий на этом участке, а также трудоёмкости их просмотров.

10.  Если организовывать повторный сплав по Чхалте с пониманием сложности и топологии расположения порогов верхней Чхалты, то на прохождение Чхалты можно планировать меньшее количество времени.

11.  Вероятность полного безаварийного прохождения «Верхнего прорыва» невысока, поэтому мы  бы рекомендовали начинать сплав по Чхалте ниже «Вержнего прорыва» от устья р. Шоудыд. Здесь от лесовозной дороги есть удобный подход к реке..

12.  Лоция составлена по крокам 1985г и за прошедшие 28 лет могла несколько измениться. Во время поездки на Чхалту  в сентябре 2010г мы смогли увидеть «Верхний» и «Нижний прорыв», а также некоторые другие пороги. Они сильно не изменились, за исключением 2 ступени «Верхнего прорыва».  2 ступень изменилась в саамом конце очень сильно. Горки с изломом не стало, а основной поток здесь уходит теперь под левый берег и длиной каменистой горкой-перекатом сваливается  к началу 3 ступени.

13.  От «Верхнего прорыва» до порога «Аманауз» на реке нет  удобных мест для стоянок. Наши ночевки на островах следует признать очень рискованными. Дождевой паводок в таком месте мог затопить нас вместе с  этими островами. Труднее всего со стоянками в районе порога «Лавина». В это месте лесовозная дорога очень высоко уходит от реки. Склон достаточно крут, площадок или ровных полочек террас мы  для стоянок так и не обнаружили. Наверное, стоит использовать при прохождении систему базовых лагерей в следующих точках реки: устье Шоудыд, поляна с нарзаном Гуарап, у подвесного моста у Левой Ацгары.

14.  Вдоль рек Чхалта и Кодор идут автодороги и, при необходимости выход с реки не представляет больших проблем.

15.  Заброску на реку можно организовывать прямо из Сухума на Камазе / ГАЗ-66 или нескольких УАЗах. На это, как минимум, нужно закладывать 1 день. В настоящее время (2013г) для посещения этого района Абхазии нужно получить пропуска на въезд в Кодорское ущелье, для чего надо заранее готовить и делать запрос. Автобусного сообщения между Генцвиши и Сухумом, как в Советское время, сегодня нет. Без пропусков можно доехать только до тоннеля у Багадских скал.

16.  Рекомендуемое оптимальное время путешествия по Чхалте июль-август месяц.  Это период среднего уровеня воды в реке. По меньшем расходе воды может оказаться недостаточным для прохождения верхнего участка Чхалты. При большом уровне воды (мае-июне) река будет еще более сложной и опасной из-за большой мощи потока.

17.  Как показывают фотографии GoogleMap, в Чхалту с Главного Кавказского хребта регулярно сходят лавины, которые сносят деревья на своём пути и приносят их в русло реки. Поэтому вероятность появления новых бревен в любом месте Чхалты достаточно высока и надо быть к этому готовыми. Порог «Лавина» один из таких примеров.

18.  Желательно  планировать 1-2 резервных дня на случай пережидания дождевого паводка на реке.

19.  Наиболее удобным средством сплава по Чхалте стоит считать катамараны. На плоту идти эту реку значительно сложнее. Для каяков река, наверное, слишком камениста и не так интересна.

Заключение

·        Чхалта, особенно верхний её участок, оказалась очень интересной  и спортивной рекой. Она имеет большие перспективы для водных путешествий. Главное, чтобы этот район был открыт и общедоступен  для посещения туристов.

·        Реку можно рекомендовать только  для опытных туристов водников, имеющих опыт 5-6 категории сложности.