Путешествие по Алаю

Андрей Лебедев, 26.07.2013

(Фоторассказ в дополнение к отчету о походе [1]).

В июле 2013 года мы соединили своим маршрутом западные отроги Кичик-Алая и юго-восточную окраину Дугобы. Вот, как это выглядит на карте:

Сначала завезли заброску к устью Сурметаша и оставили её на хранение в доме Сатара-Ке. Потом вернулись к реке Пум и заночевали в огороде самого верхнего дома одноименного кишлака. Высота здесь 1400 м - низкий старт. На следующий день поднялись по красивейшей долине Пума до коша на высоте 2269 м.

В долине Пум.

Местное население очень приветливое, в каждом коше угощают айраном, лепешками с каймаком, а в долине Пума еще и медом и абрикосовым вареньем!

Первый перевал Акташ (3040, н.к.) мы прошли на второй день пути и спустились в долину Абшир-сая. Вот в таком месте мы там заночевали.

По красивой дороге с телятами и шиповником,

вот с таким шиповником,

мы поднялись к безводному каньону.

Воды в каньоне не было даже в его верховьях,

поэтому мы шли и вспоминали турецкие горы Аладаглар. Вода появилась лишь на высоте 3300 на склоне перевала Абшир (3600, 1А).

Спустившись с перевала Абшир, мы подивились озером Яшилькуль,

которое наполнено водой лишь в первую половину лета и совсем исчезает в августе (фото Игоря Гончарова).

Потом мы отправились на озеро Тегермач.

Оно оказалось таким суровым:

Мы поставили палатки на берегу впадающего в озеро ручья на высоте 3900 м.

На следующий день мы перевалили через редко посещаемый перевал Кашкашкин (4340, 1Б) в долину реки Дастарота, а точнее, Кашкасу (местные жители только так её и называют). Заночевали у чудесной лужи,

особенно фотогеничной на утренних сборах:

Потом мы отправились к перевалу Бевет.

Такого перевала мы испугались, поэтому развернулись и пошли вниз по Кашкасу до магистральной тропы в долине реки Тегермач.

Спуск по каньону реки Тегермач стал для меня эмоциональной кульминацией похода. Сухая памирская долина

благоухала пряными запахами азиатских трав.

Вода в реке была прозрачной и теплой.

И на самых сложных бродах я залезал в воду, подстраховывал переправляющихся участников и тут же пил из реки ладонями...

К обеду мы прошли каньон, к позднему обеду...

А после него чуток прошлись вдоль Исфайрамсая вверх и встали лагерем на его берегу.

Ночью нас жестоко покусала мошка. Болячки у меня не зажили до сих пор...

Потом мы взяли заброску и переночевали в березовом лесу

на берегу реки Сурметаш. Там я нашел кусты арчи с иголками и листьями одновременно,

о чем и написал в этой статье [2].

Долина реки Сурметаш очень разнообразна и необычна, недаром её сделали заповедной. Высочайшая вершина района Саукджайлоо (5226), превосходящая по высоте вершины Дугобы,

поднимается над рекой на 3000 м - вполне гималайский масштаб.
А эта ядовитая змея

мирно лежала у самой тропы. Я миновал её и даже не заметил, лишь третий или четвертый участник обратил на неё внимание. Мы долго фотографировали её, а потом аккуратно потрогали змею лыжной палкой. Змея кусанула её и медленно уползла в нору под кустом.

К обеду одиннадцатого дня похода мы достигли разливов на реке Сурметаш.

Здесь были изумрудные луга

из какой-то реликтовой травки типа хвоща.

В лесу около палаток

росли грибы - сыроежки и белые грузди.

Мы остановились в этом интересном месте, потому что после обеда пошел дождь.

На следующий день погода улучшилась,

и мы поднялись в зону арчовых лесов.