3.4. Перевал Плечо Обручева (5320, 3А) расположен в южном плече пика Обручева (5459) - высочайшей вершины хребта Ледяной Мыс. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет ледник в долине левого притока реки Джанайдартака, стекающий из под восточного склона пика Обручева (на востоке) и отступивший приток ледника Корженевского, вытекающий из цирка юго-западнее пика Обручева (на западе). Координаты перевала: 39° 27.433'С 73° 6.753'В.

Утром 10.08.2015 мы обошли озеро 4265 по западному берегу и, обогнув отрог северо-восточного гребня пика Обручева, спустились к леднику, который поднимается к восточному склону пика Обручева.

Подъем вдоль ледника сначала идет по левобережной морене. На повороте ледника, при подходе к маленькому языку отступившего левого притока, морена обрывается. От конца морены видно, см. фото 3.4.1, что короткий участок пути по карману ледника заканчивается выходом на ледник выше ледопада. Этот, реализованный первопроходцами в 2012 г. [1], путь оказался камнеопасным - с маленькой концевой морены отступившего притока срывались камни и падали в карман основного ледника. Наша группа обошла опасный участок, следуя сиреневой линии на фото 3.4.1.

Ф.3.4.1. Два варианта выхода на ледник. Принятая нами альтернатива, отмеченная сиреневой линией, более трудоёмка, но зато безопасна. Фото 2012 г. [1].

Ф.3.4.2. 10.08.2015 мы поднялись на седловину 5030 и заночевали на ней. Эта седловина находится в восточном отроге от южного гребня пика Обручева.

Ф.3.4.3. С седловины 5030 к перевалу Плечо Обручева (5320) ведет широкий снежно-ледовый гребень.. Крутой лед на взлете гребня обошли по скалам в связках одновременно.

Ф.3.4.4. На обходе крутого льда по скалам. Сзади место ночевки на седловине 5030.

Ф.3.4.5. За взлётом гребня мы вышли на плато, за которым начинается финальная часть подъёма на перевал. Вот, примерно, от первого участника на этом фото мы начали вешать веревки по льду. Всего 4 веревки по 50 м. Крутизна от 45 до 50 градусов в верхней части. Последнюю веревку лидер проходил с двумя инструментами без рюкзака.

Ф.3.4.6. Спуск с перевала на запад проходит по протяженному 45-градусному снежно-ледовому склону. Всего на этом склоне мы провесили 16 веревок перил. После июльской жары снег стаял и обнажился лед. Перила крепили на ледобурах, сдвоенную веревку сдергивали через петли в проушинах. Спустились только в 21.30.

Ф.3.4.7. Последняя веревка на спуске с перевала Плечо Обручева.

Ф.3.4.8. А вот так выглядит этот спуск с гребня пика Спартак. Фото 2012 г. [1].

Еще, будучи на склоне, мы приметили безопасное место ночевки на леднике. Поэтому после спуска мы надели фонарики и в связках прошли около 300 метров до точки 4785 с координатами: 39° 27.273'С 73° 6.267'В, в которой встали на ночлег.

Утром 12.08.2015 мы собрались без завтрака (ручьи на леднике все замерзли), дошли до концевой морены ледника, где и позавтракали. Потом шли по карману правого борта до крутого спуска на ледник Корженевского.

Ф.3.4.9. Погода стояла отличная, впереди сверкали вершины Заалайского хребта, среди которых доминировал пик Кызылагын (6683, на фото справа).

Ф.3.4.10. В финале спуска на ледник Корженевского нам пришлось выйти на ребрышко слева от вытекающего из кармана ручья.

Внизу около ледника всё было очень разрыто, на склонах морен были заметны остатки мертвого льда. Поэтому мы вышли на ледник Корженевского, где не спеша пообедали, затем немного поднялись по нему, и только потом вышли на морены его левого борта.

В этот день мы прошли мало, сказывалась усталость от предыдущего дня. Заночевали на берегу первого попавшегося нам чистого ручья, в точке 4290 с координатами: 39° 25.968'С 73° 4.118'В.

Утром 13.08.2015 мы за 2 перехода достигли точки 4495 с координатами: 39° 25.373'С 73° 2.027'В - отличного места для лагеря. Здесь мы поставили палатки и в радиальном выходе сняли заброску с перевала Туюксу.

14.08.2015 - дневка, отдых перед заключительной частью похода с перевалами Спартак (6140, 3А) и Раздельный (6125, 3А*).