3.7. Перевал Раздельный (6125, 3А*) расположен в водоразделе Заалайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет ледник Дзержинского (на юге) с ледником Ленина (на севере). Координаты седла: 39° 21.585'С 72° 50.24'В. Наивысшая точка (6125) маршрута через перевал находится северо-западнее седла на куполе вершины Раздельная (6140).

С юга, из долины Сауксая, существуют два захода на ледник Дзержинского. Первый предпочтителен для групп, стартующих ниже труднопреодолимого потока с ледника Дзержинского. Этот путь описан в отчете [1]. Другой заход предпочтителен для групп, стартующих выше потока с ледника Дзержинского. Этот путь начинается с преодоления водопада, который образован ручьём из правого кармана ледника Дзержинского.

Подножие водопада находится в точке 3960 с координатами: 39° 13.947'С 72° 49.116'В.

Водопад пролезается по мокрой скале. Впрочем, лидер не заморачивался со скалолазанием, но поставил на скальную полку рюкзак, попросил подержать его, и использовал этот рюкзак, как ступеньку.

Водопад имеет еще и второй каскад, но там лазание легче, и всё пролезается с рюкзаком.

Выше водопада начинается маленькая каменистая долина с ручьём, через километр - поворот (по-ходу) налево с последующим подъёмом по распадку к точке 4290 с координатами: 39° 14.515'С 72° 48.964'В.

Ф.3.7.1. От водопада до точки 4290 мы шли два перехода, и достигнув её, тут же встали на ночлег на дне высохшего озера.

Ф.3.7.2. Воду брали уже из не высохшего озера, которое находилось в 30 метрах западнее нашей стоянки.

Вообще - это феноменальное по красоте место, где в тесном соседстве расположены четыре замечательных озера.

Ф.3.7.3. Самое большое - западное озеро.

Ф.3.7.4. Самое «купальное» - южное озеро.

Ф.3.7.5. Самое красивое - восточное озеро. Самое маленькое - северное озеро — виднеется за восточным. Я его отдельно не сфотографировал.

Утром 22.08.2015 мы пересекли ледник Дзержинского до розовой мраморной моренной полосы, см. ф. 3.7.2, повернули направо и за 4 перехода поднялись по мраморной полосе на высоту 4740 к подножию нижнего ледопада.

Ф.3.7.6. Нижний ледопад ледника Дзержинского прошли по центру, не встретив ни одного хоть сколько-нибудь сложного препятствия. Фото 2012 г.[1].

Ф.3.7.7. Ледопад проходили вот по этой, замощенной камнями дорожке. Идти можно было даже без кошек.

Выше ледопада мы прошли еще чуть менее 2-х км и встали на ночлег в точке 5010 с координатами: 39° 19.258'С 72° 48.890'В. Здесь, в центре ледника, в небольшой ложбине имеются ровные площадки, рядом течет ручей.

Ночью с 22.08 по 23.08.2015 район Северного Памира накрыл атлантический циклон. Только за одну ночь выпало 20 см снега. Снег продолжал падать и весь следующий день.

Ф.3.7.8. Утро 23.08.2015 в лагере 5010.

Понимая, что происходит, я плохо спал в эту ночь. Перед нами стоял трудный выбор. Отсидка связана с риском выпадания уже полуметрового слоя свежего снега. И никакие прогнозы погоды не могли гарантировать, что этого не произойдет. Если же выйти и попытаться пройти верхний ледопад, то как быть с лавиноопасностью в узком желобе под склонами левого борта ледника, по которому верхний ледопад обычно проходят?

Ф.3.7.9. Вот вход в этот желоб. Фото 2012 г. [1].

Ф.3.7.10. В начале желоба. Фото 2012 г. [1].

Ф.3.7.11. В середине желоба. Фото 2012 г. [1].

Естественно, что настолько информативных фотографий, в 2015 г. снять не удалось. Есть только такая:

Ф.3.7.12. На выходе из желоба.

Я не помнил фотографий 3.7.10 и 3.7.11, а то бы ночью я был бы по-спокойнее. Заметим, что на этих фотографиях бергшрунд отделяет нижнюю часть правого склона от протяженной и крутой его верхней части. Поэтому мы могли подрезать только нижнюю часть (что тоже не мало). Лавины же сверху (а они потом пошли) самопроизвольны и имеют характер снежных ручьёв или рек, то есть, тоже имеют ограниченный объём.

В итоге мы решили проходить желоб, максимально уклоняясь от его центра по-ходу влево, по-сути, траверсируя ледопад. Попадание в трещину не фатально. Зато мы оставляли справа от себя пространство для лавинного выброса и не подрезали склон.

Вот как то так мы этот желоб одолели и выбрались на открытое пространство ледника выше верхнего ледопада. Здесь мы, наконец, свободно вздохнули и устроили перекус. Пока перекусывали, по склону в желоб с самого верха сошли две лавины. Однако их выносы не достигли наших следов.

Выше ледопада мы в полном тумане прошли еще около километра и встали на ночлег в точке 5675 с координатами: 39° 20.920'С 72° 49.014'В.

Ф.3.7.13. Утро 24.08.2015 в лагере 5675. Впереди седловина перевала Раздельного.

Утром 24.08.2015 мы продолжили подъём на перевал Раздельный. Погода была ясной, но морозной и, главное, ветреной. К полудню мы поднялись на седловину перевала Раздельный. Здесь дул неистовый ветер. Мы попытались спрятаться за наддувом на северо-восточной стороне седла и перекусить.

После перекуса мы, было, вышли в сторону западного плеча (6400) пика Ленина, но но ветер был нестерпим, и мы быстро развернулись в сторону вершины Раздельной. Лишь на спуске с купола вершины Раздельной мы смогли чуть-чуть от него (от ветра) отдохнуть.

На ночь встали выше лагеря 5300, на северо-восточном гребне вершины Раздельная, в точке 5590 с координатами: 39° 22.395'С 72° 50.757'В.

Утром 25.08.2015 мы спустились в лагерь 5300. Здесь впервые встретили людей. Ниже лагеря уже кто-то успел пройти, поэтому тропа была заметной. В этот день мы не спеша спустились в лагерь 4400 фирмы «Горы Азии».

Ф.3.7.13. Вечером у нас был праздничный ужин, приготовил его Бахадур, как говорят, лучший повар под пиком Ленина.

26.08.2015 мы спустились на 3600 в базовый лагерь фирмы «Горы Азии».

27.08.2015 после обеда сели в микроавтобус и отправились в Ош.