2. КРАТКИЙ ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ

2.1. Подъезды к маршруту и долина р. Чиле

День 21.07.98. В летний сезон из г.Москвы в г.Ош еженедельно по вторникам вылетает ТУ-154. В конце лета, в зависимости от количества пассажиров, наличия бензина и технического состояния самолета, назначается дополнительный рейс по пятницам. Стоимость билета в 1996г. составляла 550 тыс. рублей, в 1997г. 800 тыс, а в 1998 уже 1040 новых рублей. Тем самым стоимость Ошского рейса была подтянута к стоимости рейса на Бишкек. Стоимость каждого килограмма багажа вне 20-ти килограммового лимита бесплатной перевозки равнялась 10 % от стоимости билета. Группа вылетела в 15 часов 21.07.98. Ночевали в центральном парке г. Ош.

День 22.07.98. С утра участники группы занялись решением главных организационных вопросов, а именно, посылкой заброски к знакомому жителю Дароут-Коргона ( рейсовым автобусом ), получением пропуска в погранзону, закупкой на рынке недостающих продуктов и наймом автобуса до истоков р. Чиле. Пропуск в погранзону мы получили при содействии Щетникова Н.Н. из Бишкекской фирмы “Достук-Трекинг”. Паспортные данные участников похода были переданы ему по факсу за полтора месяца до отъезда. Накладные расходы на получение пропуска составили 10$ США с каждого участника. Автобус арендовали на городском автовокзале у центрального рынка. В 16 часов мы покинули г. Ош. За Янги-Наукатом въехали в каньон р. Чиле и тут же высадились из автобуса: проезжающие навстречу местные жители сообщили, что после обильных дождей дорогу размыло. Это означало, что наш поход удлиняется на 25-30 километров, для преодоления которых с полными рюкзаками потребуется 1-2 дня.

Ф.1. Группа в начале маршрута. В переднем ряду (за рюкзаком) сидят: Юра Максимович, Саша Люлин, Слава Львов. Во втором ряду сидят: Сёма Губергриц, Игорь Нистратов, Боря Малахов и Лёша Серов. Стоят: Сергей Зайко, Женя Лапшин и Зураб Габуния.

Моросил дождь. Вечером за два 35-минутных перехода, миновали узкий каньон р. Чиле, кишлак Катта-Талбулак и встали на ночлег около яблоневого сада на левом берегу реки.

Пройдено 6 км. Набор высоты 1500-1600м. Затрачено 1ч. 10 мин.

Ф.2. Андрей Лебедев.

Ф.3. Женя Лапшин.

Ф.4. Зураб Габуния

Ф.5. Слава Львов

День 23.07.98. С утра пасмурно и прохладно. Шли быстро и за три перехода почти достигли устья крупного левого притока р. Чиле. В конце четвертого перехода перед подъемом дороги в обход каньона встали на обед. Погода улучшилась, стало жарко. После обеда, продолжая движение по грунтовой дороге левого берега, поднялись высоко над рекой. Склоны ущелья круто обрывались в каньон, на дне которого р.Чиле принимала крупный правый приток Актюбе (ф.167). Насколько нам известно, в верховьях этого притока пока не пройдено ни одного перевала и не покорена ни одна вершина. Дорога раздваивалась: нижняя серпантином спускалась к мосту и уходила в долину р. Актюбе, верхняя после непродолжительного подъема к концу пятого перехода спускалась в широкую пойму р.Чиле выше каньона. Это место очень живописно: среди сочных лугов текут чистейшие ручьи, склоны покрыты арчевыми лесами, а впереди над слиянием истоков реки Чиле - Гезарта и Акарта возвышается заснеженный пик 4519.

Ф.6. Боря Малахов

Ф.7. Лёша Серов

Ф.8. Сергей Зайко

Ф.9. Юра Максимович

В конце шестого перехода достигли большого кишлака в междуречье Гезарта и Акарта (2400). По мосту перешли на правый берег р. Гезарт и вошли в кишлак. Чтобы попасть на дорогу в обход устьевого каньона р.Гезарт необходимо удалиться от реки и пройти весь Кишлак в направлении долины р.Акарт. Сразу за кишлаком вы попадаете на широкую тракторную дорогу, которая спускается с перевала из долины р.Актюбе. Здесь следует повернуть направо и по дороге круто подняться над кишлаком. Постепенно дорога забирает вправо и входит в долину р.Гезарт. Над дорогой на большой наклонной поляне размещаются несколько юрт, еще через 10 минут дорогу пересекает первый ( за два перехода после кишлака ) чистый ручей. Около ручья встали на ночлег. Закончился очень тяжелый день.

Пройдено 23 км. Набор высоты 1600-3000м. Затрачено 6ч. 10 мин.

2.2. Перевал Гезарт ложный (1Б,4500)

Перевал Ложный Гезарт расположен в водоразделе Кичик-Алайского хребта северо-восточнее вершины 4933 и соединяет л. Гезарт с долиной р. Правый Карасиль. Перевал ориентирован с северо-запада на юго-восток. Седловина известного пер. Гезарт расположена в 100 метрах северо-восточнее седловины пер. Ложный Гезарт.

День 24.07.98. С утра ясно. За два перехода подошли к мосту через р. Гезарт. Здесь размещалась геологическая партия. Золотодобытчики пробивали дорогу к месторождению почти на вершине хребта к западу от р. Гезарт. Далее шли по левому берегу. Еще через два перехода миновали устье р. Баркалак (ф.15) и встали на обед. Погода портилась, после обеда пошел дождь. За два с половиной перехода прошли плоскую часть долины р. Гезарт (ф.16) и встали на траве ниже осыпей под ледником Гезарт. Вечером туман, ночью дождь.

Пройдено 13 км. Набор высоты 3000-3460м. Затрачено 4ч. 50 мин.

Ф.10. Саша Люлин

Ф.11. Игорь Нистратов

Ф.12. Сёма Губергриц

Ф.14. В долине реки Гезарт

День 25.07.98. С утра ясно. Перебродили на правый берег р. Гезарт и вошли в пояс моренных отложений. Сначала поднимались вдоль реки, но к концу перехода отклонились влево по ходу, где на моренных валах обнаружили остатки маркированной тропы. Напротив через речку хорошо просматривается подъем на пер. Джумас (1Б,4250) (ф.17). Тропа легко теряется. Далее поднимались по осыпи в распадок между крутой четко выраженной правой мореной л.Гезарт и правым бортом долины (ф.18). В распадке у основания морены мы оказались к концу второго перехода. В верхней части дуги морена смыкается с холмом. В следующий переход мы поднялись по распадку в карман между холмом и скалами правого борта, в результате чего набрали “лишних” 50-70 метров. Лучше подниматься к точке, где морена соединяется с холмом, оставляя последний слева по ходу. Тогда вы обеспечите себе плавный выход на ледник выше ледопада. Упомянутый ранее холм оказался началом новой моренной гряды. Перевалив морену, через 30 мин. мы спустились на пологий ледник выше ледопада, обед.

После обеда шли по заснеженному леднику вдоль его правого борта. Чувствовалась высота. Снег раскис. Спустился туман. Решили не мучиться и в конце первого послеобеденного перехода на морене вблизи правого борта оборудовали площадки для лагеря. Вечером шел снег.

Пройдено 4.5 км. Набор высоты 3460-4200м. Затрачено 3ч. 35 мин.

День 26.07.98. С утра погода плохая: туман, снег. В разрывах тумана удалось зафиксировать азимут перевала Гезарт. Связались и вышли на ледник. За два перехода под снегопадом подошли к перевалу Гезарт. Левее створа л. Гезарт имеется ярко выраженная седловина, которая в [3] отмечена как перевал 1Б к.с. (см. схему 1, пер.11). Эта седловина долгое время не видна и открывается при выходе на плато л. Гезарт (ф.20). Западнее седловины водораздельный хребет выглядит весьма внушительным. И только у основания пологого снежно ледового северо-восточного гребня вершины 4933 хорошо заметен провал, в котором может спрятаться простой перевал (ф.19). По мере движения по плато на юго-запад провал раскрывается и в нем обнаруживаются две одинаково простых и примерно равных по высоте седловины. Мы выбрали по ходу правую и после ее прохождения поняли, что настоящий перевал Гезарт идется через левую седловину.

25-ти минутный 100-метровый подъем по 35 градусному склону ( внизу снег, в верхней части лед ) вывел на седловину перевала Ложный Гезарт (1Б,4500). В ее левой по ходу части у скал имеется желоб, по которому мы плавно перевалили на ледник южного склона. Спуск по леднику за скалами на восток до конца не просматривался из за тумана. Надели кошки и начали аккуратно спускаться по снежному склону с нарастающей крутизной. Спустившись на 50-70 метров, обнаружили, что ледник 50-метровым 45-градусным языком сваливается к заснеженному карману под скалами водораздельного хребта (ф.22). Идти можно прямо по языку ледника (чистый лед) или левее по крутой и подвижной осыпи.

Имеется, возможно, более простой спуск с перевала Ложный Гезарт, пройденный группой Рыкалова П.В. на подъем, но не обнаруженный нами из за тумана. С седловины перевала следует идти по леднику на юг не теряя высоты и даже несколько набирая ее. Миновав цирк, в который спускается пройденный нами крутой язык, и удалившись от перевала на 150-200 метров следует повернуть на восток и по пологому снежному склону спуститься до осыпи.

Спустившись с языка ледника в карман, мы обнаружили, что стоим прямо под проигнорированной левой седловиной. Ее южная сторона осыпная (ф.22). Скорее всего, в конце малоснежного лета осыпной становится и северная сторона, благодаря чему создается теоретическая возможность ее прохождения с лошадьми. Поэтому древний караванный путь через пер. Гезарт мог проходить лишь через левую (восточную седловину). Пройденный нами ледовый маршрут для лошади не приемлем, хотя для человека, вооруженного кошками, скорее всего, проще.

Двигаясь по карману вдоль скал водораздельного хребта на восток, мы через 15 минут обнаружили тропу, которая, постепенно удаляясь от хребта, вместе с ручьем поворачивала на юг. После перехода под проливным дождем мы спустились на травянистое плато. Ручей уходил в овраг. Покинув тропу, мы начали траверсировать склоны красного отрога, отделяющего нас от озера 4135. Перевалив через отрог мы спустились к р. Правый Карасиль ниже озера прямо напротив безымянного перевала 4150, сокращающего путь к перевалу Кичикалай. Речку перепрыгнули по камням. На левом берегу расположились на обед. Наконец дождь закончился, выглянуло солнце.

2.3. Перевал Кичикалай (н.к.,4103)

Перевал Кичикалай расположен в перемычке между хребтом Кичик-Алай и Алайским хребтом и соединет долину Карасиль (истока Западного Кичикалая) с долиной Восточного Кичикалая. Через перевал ведет тропа (по состоянию на 2015 год через перевал ведет грунтовая дорога, прим. Ред.).

Ф.25. Группа на перевале 4150 (н.к.)

После обеда за полчаса по травянистому склону поднялись на перевал 4150 (н.к.), см. ф.25, и, затратив еще около 45 минут, спустились с перевала в ложбину и снова поднялись уже на перевал Кичикалай (н.к.,4103). Окружающие нас разноцветные плато очень живописны и ни на что не похожи (ф.23 и ф.24). С перевала Кичикалай за один получасовой переход по тропе в тумане спустились к устью ручья, стекающего из под перевала Акарт. Чуть ниже ручья на лужайке правого берега р. Кичикалай остановились на ночлег. Низкая облачность, ветрено.

Пройдено 12 км. Вариация высоты 4200-4500-4050-4150-4031-4102-3780м. Затрачено 5ч. 45 мин.

2.4. Верховья р. Кичикалай и долина р. Кумтор

День 27.07.98. Ясное утро. Сразу за ночевкой вошли в каньон, который преодолели вдоль воды, поочередно используя оба берега реки. Второй каньон обошли по полкам над невысокими скалами правого берега и к концу второго перехода спустились к устью р. Зоркумтор. Одному из участников тяжело давалась акклиматизация, поэтому мы решили не напрягаться и заменить запланированное первопрохождение перевала 4580 (1Б) в верховьях р. Зоркумтор обходами по долинам. Зоркумтор легко перешли по камням. Сразу за притоком мы поднялись к стойбищу, откуда начинается мощная тропа, выводящая траверсом в долину Кумтора - следующего правого притока р. Кичикалай. К концу третьего перехода достигли поворота на юг (ф.26 и ф.27).

Ф. 28. На фоне пер. Кичикалай (н.к., 4103) (1), 2- 4337.

В течении следующих полутора переходов по очень красивой долине р. Кумтор мы миновали стадо яков и поднялись к основанию морены. Впереди сверкала закованная в ледники Кумторская стена, восточнее виднелась четко выраженная седловина перевала СК МАИ (ф.27). Перед мореной на лугу у чистого ручья расположились на обед. Оставили продуктов на 3 дня, остальные спрятали среди камней.

В обширном цирке р. Кумтор имеется 7 сравнительно крупных и множество мелких ледников. В северо-западном углу цирка со склонов вершины 4862 и перевала 4580 до высоты 4300 стекает простой ледник длиной около 1500 метров. В юго-западном углу цирка залегает простой ледник длиной около 2300 метров. С него можно перевалить на ледник Восточный Карасель или через Алайский хребет в долину р. Дамджайлоо, воспользовавшись перевалом Дамджайлоо. В южной части цирка имеется три соединяющихся ледника. Самый западный из них образуется из нескольких притоков, стекающих с Кумторской стены. Через перемычку в среднем течении он подпитывается из центрального ледника, стекающего с пер. СК МАИ. Центральный ледник достигает в длину более 2.5 км. и имеет общий язык с восточным ледником. Наконец, в юго-восточном углу цирка имеются еще два сливающихся ледника. Первый спускается с перевала 29, см. сх.1, расположенного к западу от пика Скобелева, а второй трехкилометровый ледник ледопадом вытекает из северного цирка пика Скобелева. В его верховьях имеются перевалы Рототаева и Скобелева в долины рек Киндык и Кашкасу. Все вершины Кумторского цирка увенчаны ледниками и имеют высоту от 4800 до 5050 метров. Здесь же находится и вторая по высоте вершина Кичик-Алая: восточная башня Кумторской стены по нашим фотограннометрическим оценкам достигает высоты 5020м (измерения проведены по панораме, снятой с перевала Акарт).

Ф.29. Кумторская стена. 1- пер. 4780, 2- скала ориентир (см. ф.45 и ф.46). На ледовом «зеркале» над ледосбросом видна линия отрыва снежной доски.

В центре Кумторской стены имеется очень крутой перевал высотой 4780м 3А или даже 3Б к.с., ведущий к озерам Дамджайлоо. Этот перевал был запланирован для первопрохождения. К седловине перевала ведут два маршрута. Первый проходит по ледовому зеркалу над ледосбросом и начинается с языка ледника справа (по ходу) от ледосброса (ф.29). Подъем по языку очень крут и камнеопасен. На зеркале мы рассмотрели следы отрыва снежной доски. В целом первый маршрут нам показался слишком опасным чтобы быть действительно логичным. Второй марщрут поднимался по скальным выходам ребра узловой вершины Кумторской стены. У основания большого скального треугольника следовало перелезть по очень крутому ледовому лбу в верхнюю часть ледового зеркала (ф.29 и ф.30). После этого маршруты соединялись.

Этот маршрут казался, в принципе, приемлемым, однако неожиданно слишком сложным для нашей группы, еще не вполне прошедшей акклиматизацию. Решив, что состояние группы не соответствует сложности маршрута, утром 28.07.98 руководитель отказался проходить перевал. Однако вернемся к последовательному описанию.

После обеда у основания морены мы поднялись на морену и до конца 35-минутного перехода шли вдоль воды. Идти стало очень неудобно и мы переправились на правый берег. Далее шли по моренам прямо на юг, пока не подошли к языку ледника, стекающего с Кумторской стены. Затем пересекли язык и к концу третьего послеобеденного перехода поднялись на небольшое ледниковое плато у подножия Кумторской стены. Здесь встали на ночлег. Вечером спустился туман и пошел снег.

Пройдено 13км. Вариация высоты 3780-3520-4280. Затрачено 5ч.30 мин.

2.5. Перевал СК МАИ (1Б,4680)

Перевал СК МАИ расположен в водоразделе Алайского хребта восточнее Кумторской стены и западнее вершины 4971. Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет Кумторский цирк с истоками реки Кёкджар ( правый приток р. Кашкасу ).

День 28.07.98. Утром клочья тумана периодически закрывают маршрут к перевалу 4780. После завтрака многочисленные опасения заставили руководителя благоразумно спасовать перед грозным препятствием: первопрохождение тройки было решено заменить первопрохождением очевидно простого перевала к востоку от Кумторской стены. За один 20-минутный переход пересекли плато на восток и через перемычку, см. ф.52, поднялись в ложе центрального ледника, стекающего с намеченного перевала. Ледник оказался закрытым, связались. Погода улучшилась. Туман развеялся, остались только кучевые облака.

Ф.31. Пер. СК МАИ (1Б, 4680), вид с севера.

В течении следующего перехода подошли к перевальному взлету (ф.31), легко преодолели бергшрунд и поднялись до середины 150-метрового склона (снег, крутизна 25-30 градусов, местами до 35). Еще через полчаса группа вышла на перевал. В верхней части взлета перед его выполаживанием преодолели вторую трещину. На перевале сложили высокий тур, в котором оставили записку и вымпел Спортклуба МАИ (ф.32).

Ф.32. На пер. СК МАИ.

Ф.34. Южная сторона пер. СК МАИ

Спуск с перевала по мелкой осыпи быстро выводит в заснеженный карман левой морены короткого ледника и к концу перехода завершается в плоском ложе стекающей с ледника р. Кёкджар (ф.34). Короткая долина реки до ее расширения и поворота на восток восхищает своеобразной красотой горной пустыни. Её скальные склоны и песчаное дно отличаются редкой оранжевой окраской, растительность практически отсутствует, и только изредка на песке встречаются темно зеленые пучки горного лука. Повернув на запад, мы спустились в урочище Кекджар, см. ф.35, ф.36, и начали плавный подъем к одноименному перевалу.

2.6. Перевал Кёкджар (н.к,4150)

Перевал Кёкджар находится в южном отроге Алайского хребта и соединяет долину р. Кёкджар на востоке с долиной р. Дамджайлоо на западе.

По мере подъема растительность становится все более сочной. В конце перехода мы достигли цветущего луга, орошаемого стекающими со снежника ручьями. Выше снежника склон выполаживается и растительность снова становится крайне скудной (ф.37). Еще через 20 минут мы оказались рядом с туром на широкой платообразной седловине перевала. Записку в туре не обнаружили. С перевала открывается красивый и слегка загадочный вид на цирки западных притоков р. Дамджайлоо (ф.38).

Особенно удивляет левый цирк с вершиной 4615, вход в который преграждается огромной раздвоенной скалой. Обменявшись восторженными замечаниями относительно “этакой каменной попки”, мы начали спуск в долину р. Дамджайлоо.

На спуске мы обнаружили, что верховья долины Дамджайлоо лежат за огромным завалом (4000), из под которого фильтруются многочисленные истоки реки. Для выхода на завал следует уклониться вправо и траверсом спуститься на россыпи крупных камней. Тут же у ручья с чистой водой мы остановились на обед. Спуск с перевала Кёкджар на завал потребовал около получаса.

2.7. Перевал Дамджайлоо (2Б,4650)

Перевал Дамджайлоо расположен в водоразделе Алайского хребта, ориентирован с юга на север и соединяет озера Дамджайлоо с ледником в юго-западном углу Кумторского цирка. Перевал односторонний, основную сложность составляет спуск с перевала на север. После обеда за 15 минут достигли восточного берега Кошкёль (нижнего озера системы Дамджайлоо) и остановились на привал, сраженные его красотой (ф.40). Не спускаясь к воде мы продолжили движение на север, пересекли впадающий в озеро ручей и за один переход поднялись на вершину холма в центре долины (ф.41). Прямо перед нами открылось второе - самое большое озеро системы Дамджайлоо (ф.41 и ф.42).

Оно вытянулось поперек долины на 500 метров. В его темно синей воде отражались живописные местами скальные, а местами украшенные лугами берега. Через короткую протоку оно соединялось с мрачным спрятанным под скалами третьим озером. С противоположной западной стороны моренная перемычка отделяла от него приютившееся под ледником четвертое маленькое озерцо. Обернувшись, мы увидели первое озеро, над которым возвышались пятитысячники Заалайского хребта.

Спустившись к воде, мы пересекли протоку, соединяющую второе и третье озеро, и по северному берегу вышли к устью ручья, впадающего во второе озеро с западной стороны. Здесь на лужайке остановились на ночлег (ф.43).

Пройдено 10 км. Вариация высоты 4280-4680-4040-4150-4000-4120. Затрачено 5ч.35 мин.

День 29.07.98. Наконец то установилась хорошая погода. Еще с холма на юго-восточном берегу второго озера мы наметили путь на перевал Дамджайлоо. В орографически левой стороне долины выше третьего озера залегает стекающий с ледника ручей. С холма виден только язык ледника, его вытянутое на восток тело закрыто скалами. Западнее языка заметно столообразное поднятие, за которым видна очень широкая снежно осыпная седловина перевала Дамджайлоо (ф.39 и ф.45). Седловина незначительно уступает по высоте соседним вершинам и может восприниматься как середина двугорбой горы.

Подъем на стол по задернованной морене потребовал одного перехода. Справа по ходу обнаружилось пятое озеро системы Дамджайлоо. Уже с плато стола мы заметили слева от себя покрытое льдом шестое озеро (4380). Однако наше внимание было приковано к Заалайскому хребту (ф.44).

Стояла удивительно ясная погода. Прямо напротив долины возвышался пик Дзержинского 6717, а чуть левее - пик Ленина 7134. Во время подъема участники старались использовать редкую возможность сфотографировать исполинов на фоне прекрасных горных озер. От края стола к основанию осыпного влета поднялись за короткий 25-минутный переход. С седловины перевала, на которую мы поднялись в конце третьего перехода, открывалась потрясающая панорама от пика Ленина до пика Корженевской (ф.48 и ф.49).

На спуске провесили 4 веревки перил (ф.50). Первая веревка (лед крутизной 45 градусов) крепилась на ледобуре и сдергивалась через оставленную в проушине петлю. Далее склон выполаживался до 35 градусов. Вторую и третью веревку (снег) крепили на ледорубах. Последний спускался в 3 такта с нижней страховкой. Четвертая веревка спускалась снова по крутому 45-градусному слегка прикрытому снегом льду (продергивали через петлю в проушине). На уровне ее центра преодолели метровый разлом, у нижнего конца преодолели бергшрунд. На спуск затратили около полутора часов. В “нормальный” сезон весь спуск с перевала может оказаться чисто ледовым.

Спуск по леднику осуществлялся вдоль левого борта. Через полчаса достигли морены. Еще через 40 минут спустились к красивому озеру (4100) (ф.52). Ниже озера вошли в карман левого борта долины и по еле заметной ячьей тропе за один часовой переход спустились ниже морены к заброске (3800) на дне долины р. Кумтор.

Пройдено 7 км. Вариация высоты 4120-4650-3800. Затрачено 5ч. 25 мин.

2.8. Пик Скобелева по северной стене (3А,5051)

В 1996г. группа под руководством Лебедева А.А. и Чхетиани О.Г. разведала северные подходы к пику Скобелева - высочайшей вершине Кичик-Алайского района. Опираясь на [2], мы надеялись совершить в 1998г. первовосхождение на этот пятитысячник. В плане “пионерства” нам не повезло, зато мы получили удовольствие от отличного восхождения по, скорее всего, новому маршруту.

Пик Скобелева имеет две вершины: восточную (5051) и западную (ок. 5010), между которыми имеется широкая седловина. На север от восточной вершины отходит крутое скальное ребро, являющееся частью водораздела Алайского хребта. К западу от него расположен пологий и высокий ледниковый цирк (4700), в который спускается крутой ледник с седловины пика Скобелева. На север и северо-запад с западной вершины отходят два гребня. Северный скалистый гребень, увенчаный многочисленными жандармами, упирается в ледопад, истекающего с плато ледника. Северо-западный снежно ледовый гребень полого спускается до ледника на высоте 4400м. Водораздел Алайского хребта отходит от западной вершины на юго-запад к глубокой седловине простого (ок.1Б) перевала. На восток пик Скобелева обрывается крутой и высокой ледовой стеной. На юго-восток от него отходит изрезанный жандармами гребень. Южные склоны пика Скобелева пологие и осыпные (1А-1Б). Седловина пика Скобелева может рассматриваться как перевал 2Б* через Заалайский хребет (ф.54).

Этот перевал односторонний. Основную сложность представляет северная сторона (над высоким бергшрундом 3 веревки перил по жесткому льду крутизной около 55-ти градусов). Радиальный выход на пик Скобелева с подъемом и спуском по этой стене вполне соответствует преодолению перевала 3А к.с.

День 30.07.98. Второй день отличной погоды. Вспомнив о неудобном проходе по левому берегу р. Кумтор за моренном валом, еще под мореной переправились на правый берег по малой утренней воде. За поворотом реки вошли в карман между моренным валом и скальным ребром, преграждающим вход в восточное ущелье Кумторского цирка. В этот карман со скал каскадом водопадов стекает ручей. По карману поднялись на морену правого берега р. Кумтор и двинулись на юг в направлении Кумторской стены. К концу перехода повернули на лево в обход скального ребра. Короткий подъем вывел в распадок между пологими травянистыми южными склонами ребра ( слева по ходу ) и мореной. Далее шли по распадку вдоль ручья. К концу второго перехода через прорыв в морене поднялись на ледник. Следующий переход шли по открытому льду вблизи правого борта. К концу четвертого перехода поднялись к основанию ледопада и вступили в зону закрытого снегом льда (ф.53). Связались и перешли в заснеженный карман правого борта. В течении пятого перехода по дуге, придерживаясь правого борта, обошли ледопад и оказались на плато северного цирка пика Скобелева (ф.54).

Пройдено 4 км. Набор высоты 3800-4700. Затрачено 3ч.50 мин.

День 31.07.98. Третий день отличной погоды. К бергшрунду под северной стеной пика Скобелева поднялись в связках одновременно. В выбранном для преодоления месте он раздваивался образуя две ледовых стенки: отвесную двухметровую и 70-градусную 5-ти метровую (ф.55, ф.56, ф.57, ф.62). Над бергшрундом повесили 3 веревки перил по жесткому льду крутизной около 55-ти градусов. На седловине повернули на восток и в связках одновременно по широкому заснеженному (ф.58), а в верхней части осыпному, гребню взошли на восточную вершину (5051) (ф.59, ф.60).

На вершине мы обнаружили тур с запиской от 31.08.76 группы геологов из Южно-киргизской геологической экспедиции под руководством Сиротова Л.А.

С вершины открывается потрясающая на юг от вершины Курумды до пика Корженевской. Подробно можно было разглядеть пики Кызылагын, Единства, Ленина, Дзержинского, конические вершины верховьев ледника Кузгун высотой более 5900м. Четко опознавались привычные после сезона 1997г. северные очертания пиков Коммунизма и Корженевской.

На спуске (ф.62) верхнюю веревку продернули через петлю, закрепленную на капроновом снежном якоре. Остальные веревки продернули через петли, закрепленные в высверленных проушинах. К вечеру погода испортилась, ночью шел снег.

Пройдено 1 + (1) км. Вариация высоты 4700-5051-4700.

2.9. Перевал Скобелева (2А, 4750) и долина р.Кашкасу

Перевал Скобелева расположен в водоразделе Алайского хребта к северу от пика Скобелева и соединяет северный цирк пика Скобелева ( на западе ) с ледником истока Кашкасу ( на востоке ).

День 01.08.98. До обеда в разведке искали перевал в северном гребне пика Скобелева. В результате нашли очень логичную седловину непосредственно перед взлетом хребта на узловую вершину 4890 (ф.64).

С перевала на запад стекает ледник (ф.64). Тонкий слой снега на леднике не позволял уверенно формировать ступени. Протяженность взлета около 150 метров. Выкат пологий и безопасный. Поэтому, несмотря на 30-35 градусную крутизну, после обеда поднялись в кошках без связок.

У перевала имеются две седловины: северная и южная. С южной спуск чуть проще. На перевале связались и сбросили веревку по снежному склону крутизной 45 градусов (ф.68-69). Последний спустился в три такта с нижней страховкой. Конец веревки выводил на крутую подвижную осыпь, спускающуюся до пологого заснеженного кулуара. На закрытом леднике попадались широкие трещины. Пересекли ледник в связках до его поворота с востока на юг, а перед поворотом сошли в карман левого борта. В течении 15 минут шли по карману до крутого сброса, а затем перешли на острую левобережную морену. По морене обошли сброс и к концу второго перехода вдоль ледника снова спустились в карман. Последний переход завершился на лужайке у слияния истоков р. Кашкасу (ф.70).

Пройдено 4.5 км. Вариация высоты 4700-4650-4750-4040. Затрачено 3ч.30 мин.

День 02.08.98. Снова хорошая погода, только закрыт Заалайский хребет. В течении первого перехода по травянистым полкам и осыпным склонам левого берега р. Кашкасу спустились до ее поворота на юг и обнаружили, что прозевали сай, ведущий к перевалу Киндык (впадает в Кашкасу в 500 метрах выше поворота). Распрощались с ребятами вспомогательной группы (Люлин А.В., Нистратов И.И. и Губергриц С.С.) и двинулись вниз к Алайской долине.

За поворотом вышли на тропу левого берега, которая после подъема на невысокий отрог в обход прижима спустилась на цветущие луга в широкой части долины (30 мин.). Ниже расширения левый берег становится узким, крутым и неудобным. После переправы в течении 15 минут шли по высокому мысу в междуречье р. Кашкасу и ее правого притока Кёкджар. Затем спустились к р. Кёкджар и, перескочив её по камням, вышли на магистральную тропу её правого берега. Долина стала крутосклонной. Красивые желтые скалы резко контрастировали с зеленью арчи. Петляя среди деревьев, к концу 55-ти минутного перехода мы спустились к ручью, около которого остановились на обед. Теплый ручей срывался водопадом с красивых скал, открывая замечательные возможности для купания (ф.73).

После обеда за один переход мы спустились к зимовке на выходе из ущелья, по мосту перешли на левый берег и вышли на пробитую к домику грунтовую дорогу. Дальнейший путь проходил по предгорьям Алайской долины (ф.74 и ф.75).

На спуск от зимовки до тракта потребовалось три перехода. В начале третьего перехода перешли по мосту на правый берег р. Кашкасу и по грунтовой дороге направились прямо к одноименному кишлаку на тракте.

Пройдено 18 км. Сброс высоты 4040-2800. Затрачено 5ч.30 мин.

Дополнительные фотоматериалы, не отраженные ссылками из текста отчета: (ф.13), (ф.21), (ф.33), (ф.46), (ф.47), (ф.51), (ф.63), (ф.65), (ф.72).