Н.И. Косиненко и его конная экспедиция на Памир

Андрей Лебедев, сентябрь 2010

В 10 минутах ходьбы от Турклуба МАИ на Московском городском братском кладбище героев Первой мировой войны похоронен полковник Генерального штаба Николай Иванович Косиненко, который геройски погиб 31 января 1917. В сентябре 2010 мне посчастливилось сделать маленькое историческое открытие. Оказывается, что полковник генерального штаба и выдающийся исследователь Памира капитан Косиненко - один и тот же человек!

Изучая историю Памира, невольно обращаешь внимание на отсутствие каких-либо биографических сведений о капитане Косиненко. Этот офицер известен своим знаменитым конным походом 1908 г. по маршруту:

Ош - Гульча - перевал Талдык - Алайская долина - Дароут-Курган - перевал Терсагар - кишлак Алтын-Мазар - ледник Федченко - радиальный выход на ледник Бивачный до устья S-образного ледника с перевала Большой Фонтан - радиальный выход по леднику Федченко до перевала Кашалаяк - река Беляндкиик - перевал Тахтакорум (4555,1А) - река Танымас - радиальный выход на ледник Грумм-Гржимайло - селение Кудара - селение Савноб - селение Рошорв - река Язгулемдара - перевал Нижний Хурджин (4750,2А) - река Рокзоу - река Язгулем - перевал Гушхон (4407,1А) - река Ванч - перевал Сытарги (4488,1Б-2А) - река Обихингоу - перевал Гардани-Кафтар (3745,1А) - река Сурхоб - Алайская долина - Фергана.

Рис. 1. Карта с маршрутом отряда Косиненко.

Одно только перечисление этих названий ласкает слух фанатам Памира. А это всё было в 1908 году верхом на лошадях!

В результате Косиненко открыл и дал название леднику Бивачному, впервые исследовал нижние 30 км ледника Федченко, стал первым, кто оценил реальные масштабы памирского оледенения.

О своем путешествии Косиненко написал в статье [1]. Эту статью использовали В. С. Яценко и П. Н. Лукницкий в своих книгах о Памире [2 и 3]. Остальные авторы, говоря о Косиненко, обычно цитируют эти книги.

И ни одного упоминания ни о дате рождения, ни о дате смерти. Нет Косиненко ни в Википедии, нет его и в Большой советской энциклопедии....

Наконец, в библиографическом списке "История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях" [4] я увидел ссылку на статью Косиненко с указанием его года рождения - 1981 г.

Затем удалось случайно наткнуться на сведения о полковнике Косиненко [5], которые вытащены из архива Генерального штаба. Там указаны даты рождения и смерти, основные вехи военной карьеры, награды. И ни слова об экспедиции. Завершается текст о полковнике Косиненко так:

"... В ночь на 31.01.1917, желая вернуть утерянные высоты в районе шоссе Якобени-Кимпулонг, лично повел полк в атаку, заставил неприятеля отступить, но в бою был убит. Похоронен на Московском городском братском кладбище 25.02.1917."

Обелиск на Московском городском братском кладбище (ул. Песчаная, район Сокол, Москва).

Что же совпало в данных о полковнике генерального штаба и о знаменитом исследователе Памира?

1). Фамилия, имя и отчество.
2). Год рождения.
3). Звание капитана, которое полковник имел во время своей службы в 1907 - 1909 гг., будучи командующим ротой в 10-м Туркестанском стрелковом батальоне.
4). Место службы в год организации экспедиции на Памир (1908) - Туркестан.

Думаю, что этого достаточно.

Так родился, возможно, первый (по крайней мере в Интернете) биографический очерк о Николае Ивановиче Косиненко.

КОСИНЕНКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - (13.05.1881 - 31.01.1917) - русский офицер, топограф, исследователь Памира, первооткрыватель ледника Бивачного, впервые исследовал ледник Федченко на протяжении его нижних 30 км., был первым исследователем, оценившим реальные масштабы памирского оледенения. Геройски погиб на Первой мировой войне.

Краткая биография

Образование получил в Виленском реальном училище и Киевском военном училище (1901). В службу вступил 02.08.1899. Из училища выпущен подпоручиком, в 1905 г. произведен в штабс-капитаны. В 1907 г. окончил Николаевскую академию генштаба, капитан с 07.05.1907 г. Цензовое командование ротой отбывал в 10-м Туркестанском стрелковом батальоне (09.11.1907 - 05.12.1909). В этот период состоялась его знаменитая экспедиция на Памир.

Будучи офицером Русской армии принял участие в Первой мировой войне. С 05.12.1915 служил начальником штаба Свеаборгской крепости, с 06.12.1915 - полковник, с 02.12.1916 - командир 311-го пехотного Кременецкого полка. В ночь на 31.01.1917, желая вернуть утерянные высоты в районе шоссе Якобени-Кимпулонг, лично повел полк в атаку, заставил неприятеля отступить, но в бою был убит. Похоронен на Московском городском братском кладбище 25.02.1917 (ныне парк около Песчаной улицы в районе Сокол, Москва).

Фотография погибшего полковника Генерального штаба Косиненко опубликована в журнале "Искры" N 9 от 26 февраля 1917.

Экспедиция на Памир

Летом 1908 г. Косиненко вместе с отрядом казаков выехал из города Ош и через Гульчу и перевал Талдык прибыл в Алайскую долину, здесь он повернул на запад, достиг Дороут-Кургана и через перевал Терсагар в Заалайском хребте спустился в долину Муксу в киргизский кишлак Алтын-Мазар.

Здесь состоялась очень сложная переправа через один из трех истоков Муксу - полноводный Сауксай. Вода в реке была высокой, и местные киргизы отказывались быть проводниками. Наконец, удалось уговорить одного из них на совместную разведку брода. Река разбивается здесь на множество рукавов. "...Прохождение каждого рукава сопряжено с большою опасностью. Оступись лошадь, и спасения почти нет, а оступиться легко, потому что течение непрерывно ворочает по дну большие камни. Махмет-куль-бай останавливался перед каждым таким рукавом, со слезами на глазах упрашивая вернуться, тем более, что вода прибывала с каждой минутой..." - так описывает Косиненко этот брод.

Тем не менее рекогносцировка была удачна: с большим трудом, но после полудня отряд дошел до конечных морен ледника Федченко, из-под которых вырывается, обильная водою, мутная Сельдара.

После дневки 1 июля отряд выступил с вьюками и проводниками по усеянному щебнем и гальками дну долины. На одном из рукавов шедший отдельно начальник отряда неожиданно попал на такое глубокое место, что погрузился с лошадью в ледяную воду. Лошадь опрокинулась, и, отделившись от нее, наездник был увлечен быстрым течением Сельдары.

Совершенно изнемогший и почти теряющий сознание, он был вытащен из воды казаками и киргизами другого разведочного отряда (капитана Романовского и князя Трубецкого), случайно шедшего в полуверсте сзади в этот единственный совместный переход.

На следующий день отряд начал подъем на ледник Федченко:

"... Лошади скользили по обнажавшемуся от мелкого щебня льду и падали, с трудом поднимаясь. От острого щебня кровавые следы их ног обозначали наш путь. Часа четыре мы шли, ведя в поводу своих лошадей и поднимаясь с одного гребня морены на другой.

Верст через шесть с конечной морены ледника мы вступили на чистый лед, где можно было сесть на коней, хотя с ежеминутным риском кувыркнуться. Впереди расстилалась пустынная ледяная поверхность. Жутко было ступать по этой неведомой, никогда не знавшей человеческих следов области, где ожидало нас много опасностей, свойственных этому царству льда. Все чаще и чаще наш путь преграждали ледяные трещины шириною от фута до сажени, но пока обходить их было легко.

Затем снова пришлось двигаться между грядами морен и колоссальными ледяными пирамидами. Количество трещин так увеличилось, что на 25-й версте от бивака мы попали в целую сеть их, преградивших нам путь на все стороны, и едва удалось найти обратный выход - следы копыт на льду были почти незаметны.

Тогда свернули в правый боковой ледник, весь загроможденный моренами, но по бокам ложа которого на скалах зеленела трава. С большим трудом мы пересекли несколько мощных морен, прежде чем попали на этот ледник, и только к вечеру, после невыносимо трудного перехода, мы расположились на бивак, верстах в шести от слияния ледников, и простояли на нем целую неделю, за что и самый ледник получил название Бивачного..."

Ледник Бивачный, вдали ледник Федченко. Фото А. Жарова (2009).

Так был открыт крупнейший приток ледника Федченко - ледник Бивачный, стекающий со склонов великих вершин: пика Коммунизма (7495), пика Россия (6875), пика Гармо (6602).

Очевидно, что Косиненко должен был видеть пик Коммунизма, однако он не обратил на него внимания, как на вершину с выдающейся высотой.

Таким мог увидеть Косиненко пик Коммунизма (7495) в 1908 г. Фото И. Жданова из кармана правой морены ледника Бивачного в 2,2 км от его устья (2009).

Из лагеря на Бивачном было проведено несколько разведочных выходов. Первый выход вверх по леднику Федченко завершился в 10 км выше ледника Бивачного в непроходимой зоне трещин. При этом одна из лошадей чуть не погибла. Её удалось с трудом вытащить из трещины, после чего пришлось вернуться на ночлег.

На следующий день Косиненко с двумя спутниками отправились вверх по леднику Бивачному. Им удалось пройти примерно до S-образного ледника, который спускается с перевала Большой Фонтан. Впереди они видели широкую седловину перевала Бивачного (5381). Однако дальнейший путь к ней был прегражден непреодолимыми водными потоками, зажатыми между высокими кальгаспорами.

Наконец, Косиненко предпринял решающую попытку пробиться вверх по леднику Федченко. Экспедиция искала путь в долину Ванча через легендарный перевал Кашалаяк. Из преданий таджиков было известно, что около 150 лет назад правитель Ванча Шабос-хан ходил через этот перевал в набеги на киргизов, и что перевал был доступен даже для лошадей [2]. В этом выходе путешественники достигли заснеженного плато перевала Кашалаяк. Здесь лошади начали проваливаться по брюхо в раскисший снег.

На леднике Федченко на участке между ледником Бивачный и перевалом Кашалаяк. Фото Андрея Жарова (2009).

Ледник Кашалаяк и пик Комакадемии (6419). Фото Ивана Жданова (2009).

Однако экспедиция не смогла найти спуск с перевала. Спустившись с плато по снежному склону еще на 2 км, путешественники вышли на обрыв к леднику РГО, где вынуждены были заночевать без бивачного снаряжения.

Таким образом, экспедиции удалось исследовать 30 км нижнего течения ледника Федченко вплоть до ледника Кашалаяк.

После этой разведки Косиненко вернулся обратно к языку ледника Федченко и Сельдаре, поднялся по долине реки Беляндкиик и через перевал Тахтакорум (4555,1А) прошел в долину реки Танымас. Отсюда он снова попытался пройти на запад и достиг ледника Грумм-Гржимайло.

Верховья долины Беляндкиик. Фото Ивана Жданова (2009).

Кусты облепихи в долине Танымаса. Фото Ивана Жданова (2009).

Попытка подняться вверх по леднику не увенчалась успехом, ледник оказался очень трудным для прохождения.

Тогда экспедиция отступила назад и спустилась вниз по реке Танымас сначала в Кудару, а затем в долину Бартанга в кишлак Рошорв. Отсюда Косиненко двинулся на север и через перевал Нижний Хурджин (4750,2А) в Язгулемском хребте проник в долину реки Язгулем.

При подъеме от кишлака Рошорв к перевалу Нижний Хурджин, Косиненко не мог не заметить пика Революции (6940) и пика 26-ти Бакинских комиссаров (6848), открытых (описанных и отмеченных на карте с указанием высоты) Первой Памирской (Советско-германской) экспедицией 1928 г.

Спустившись по Язгулему до кишлаков, отряд Косиненко преодолел Ванчский хребет через перевал Гушхон (4407,1А) и спустился в долину Ванча. Отсюда через перевал Сытарги (4488, 1Б-2А) в Дарвазском хребте он проник в долину Обихингоу. От Алайской долины теперь его отделял лишь хребет Петра Первого, который был пройден через перевал Гардани-Кафтар (3745,1А).

Награды

- Орден Св. Станислава 3-й степени (04.04.1908);

- Орден Св. Анны 3-й степени (06.12.1911);

- Орден Св. Станислава 2-й степени (06.12.1914);

- Орден Св. Владимира 4-й ст. (09.02.1915);

- Мечи и бант к ордену Св. Анны 3-й ст. (06.08.1915);

- Орден Св. Владимира 3-й ст. (08.02.1917).

Карточка Н.И. Косиненко в проекте «Русская армия в Великой войне» [4].

Именем Косиненко названы

- Ледник в бассейне ледника Федченко, расположенный на северных склонах хребта Танымас (притоком ледника Федченко не является).

- Перевал с ледника Наливкина на ледник Косиненко.

Источники и литература

1. Н. И. Косиненко. По тропам, скалам и ледникам Алая, Памира и Дарваза: (Из путевых записок). - ИРГО, 1915, т. 51, вып. 3, с. 117 - 138.

2. В. С. Яценко. В горах Памира. ГИГЛ, М. 1950.

3. П. Н. Лукницкий. Путешествия по Памиру. Изд. "Молодая Гвардия", 1955.

4. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях.

5. Русская армия в Великой войне.

6. Летопись Всероссийского военного Братского кладбища героев Первой мировой войны.

7. Басханов М.К. Русские военные востоковеды до 1917 г. Биобиблиографический словарь. М. Восточная литература 2005г. 295 с.

8. А. Лебедев. Косиненко, Николай Иванович (биографический очерк).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Обсуждение публикации статьи на сайте Риск

А. Лебедев 23.09.2010 11.31

Догадка подтвердилась!

Не зря я осторожничал, написав о первом биографическом очерке, по крайней мере, в Интернете.
Нашелся всё-таки очерк, но не в Википедии и не в БСЭ, а в редкой книжке:

Спасибо Garmo за помощь!

(Прим. Garmo — Отто Чхетиани.)

Автор заметки о Косиненко в этом словаре выудил военную карьеру полковника из Послужного списка начальника штаба Свеаборгской крепости Генерального штаба полковника Косиненко по сост. на февраль 1916 г. РГВИА, ф. 409, д. 52037 (1916 г.).

Этот источник датирован 1916 годом, т.е., когда Косиненко был еще жив. Поэтому о дате смерти Косиненко, обстоятельствах его гибели и захоронении в этом библиографическом словаре ничего нет

Итак, статья из библиографического словаря:

КОСИНЕНКО Николай Иванович (13.05.1881 - ? ) - полковник ГШ. Из мещан Виленской губернии. Образование получил в Виленском реальном училище, Киевском военном училище и НАГШ (1907).

Из училища вышел в Л. - Гв. Павловский полк. По Генеральному штабу службу проходил в Туркестанском ВО, прикомандирован к штабу II Туркестанского арм. корп., капитан (июнь 1907), прикомандирован к 10-му Туркестанскому стр. б-ну для цензового командования ротой (октябрь 1907), старший ад-т штаба 11-й пех. див. (1909), старший ад-т штаба 46-й пех. див. (1910), пом-к старшего ад-та нач-ка штаба Московского ВО (февраль 1913), под-полк, (декабрь 1913), и.д. штаб-офицера при штабе Московского ВО (январь 1914), и.д. старшего ад-та моб, отделения штаба Московского ВО (июль 1914).

В Первую мировую войну пом-к старшего ад-та оперативно-го отделения штаба 5-й армии (декабрь 1914), штаб-офицер для поруч. при командующем 5-й армии (январь 1915), штаб-офицер для поруч. при командующем 6-й армии (август 1915), нач-к штаба Свеаборгской крепости, полк, (декабрь 1915).

С его именем связана история изучения Памира и Алая. В июне-августе 1908 г. командировался штабом Туркестанского ВО в Алайскую долину и на Памир в пределах Восточной Бухары для исследования путей в долины рек Язгулём и Ванч.

Результаты поездки нашли отражение в работе, опубликованной на страницах «Известий» Туркестанского отдела ИРГО. Одновременно им составлен фотоальбом «Алай-Памир-Дарваз».

Именем Косиненко названы ледник и перевал на Памире.

Публикации и труды:

1). Фотоальбом «Алай-Памир-Дарваз». АРГО, разряд 112, № 1071, 1908 г., 15 л.;
2). Первая русско-турецкая семилетняя война. Чигиринские походы 1677-1678 гг. СПб., 1910;
3). Извлечение из отчета капитана Косиненко о поездке на Памиры и в Восточную Бухару. — ИТО ИРГО, 1911, т. VIII;
4). По тропам, скалам и ледникам Алая, Памира и Дарваза. ИИРГО, 1915, т. LI, с. 117-138. (То же. — Колесников и Матвеева, Ош, с. 43-52.)

Источники:

Послужной список начальника штаба Свеаборгской крепости Генерального штаба полковника Косиненко по сост. на февраль 1916 г. РГВИА, ф. 409, д. 52037 (1916 г.).

Scrolllock, 10.11.2010 00:55

То прадед мой...
Жаль бабка не дожила.
Матушке и тётушке статью покажу.
Всего и осталось-то от прадеда фотография на смертном одре.
Пред войной, в 37-м семью репрессировали, бабка моя, отдала на сохранение все награды прадеда, другу семьи.
Да тот так и сгинул в лихолетье.
Только и передавали из уст в уста предание о пращуре.
Спасибо тебе, добрый человечище.

А. Лебедев 10.11.2010 04.52

Вот это да!
Ну вот что я скажу, прадед ваш крут безмерно!
А теперь давайте помогайте. Когда пишут биографический очерк, то обязательно в нем должно быть:

1) В каком году женился, кто супруга, год рождения, девичья фамилия. Если из известной семьи, то чуток про семью.
2) Сколько детей, имена, годы рождения. Если стали учеными, военачальниками и т.п. - то немного и об этом.
3) Если семья репрессирована, то тоже подробнее.
4) Фотографию эту пришлите. Если её не надо публиковать, то хоть мне посмотреть.

Scrolllock, 10.11.2010 10:48

Договорились.
Вот только расскажу всю историю маме и ещё раз послушаю ее рассказ.
чтобы после его пересказать тебе
А всё потому, что твой материал для меня практически первая информация которая ссылается на источники.
Лет 5 назад в интернете про прадеда не было практически ничего кроме краткой справки об экспедиции на Памир.
За без малого век и без того скудные данные обросли такой горой мифов.
Фотографию постораюсь найти сегодня же :)

Scrolllock, 12.11.2010 21:55

Вот собственно и всё, что осталось в моей семье от прадеда.
Маленькое фото 6х9.
Прабабку звали Елена, врач-акушер.
Детей было двое: Людмила и Ирина, 1911 и 1914 гг.р.
Одна стала врачём , вторая всю жизнь проработала в торговле.
Прабабка вышла замуж второй раз, за немца. От этого брака родилась третья сестра Елизавета.
В 37-м немца расстреляли, прабабка погибла в тюрьме в Самаре (есть информация в некой книге памяти если интересно, добуду).
В начале века жили в Ессентуках, потом когда начались лихие 30-е, на Минутке. В 37-м конфисковали всё.
Обе дочери перед войной вышли замуж за двух друзей выпускников Высших Тамбовских артиллерийских курсов.
Причём один из них служил горнострелковой дивизии ;)

У обоих семьях родилось по одной дочери: одна водила тургруппы, вторая стала стоматологом.
Часть семьи осела на Кавказе, часть в Ленинграде.
Дальше думаю, неинтересно :)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вторая публикация А. Лебедева на сайте Риск и её обсуждение

Благодаря ИГРАН и, в первую очередь, Оксане Рототаевой, при большом участии Garmo (Прим. Garmo - Отто Чхетиани) удалось вытащить на свет интереснейшую статью Николая Ивановича Косиненко о конном путешествии по Памиру в 1908 г., опубликованную в 1915 г.31.10.2010 10:43

Общение с первоисточником позволило установить:

1) Косиненко совершил-таки радиальное восхождение на перевал Кашалаяк с востока и даже продвинулся с перевала на 2 км к западу, но не нашел спуска на ледник РГО.

Это легко читается между строк для человека, знающего те места. Действительно, Косиненко пишет, что они прошли на север от ледника Бивачного 18 верст и "вышли на покрытое снегом ровное ледниковое поле. Движение верхом становилось невозможным: снег таял и лошади погружались по брюхо. Идти же пешком было невыносимо трудно. Высота давала себя чувствовать в форме страшной одышки и сердцебиения. 2 разведчика прошли вперед и, спустившись версты две с перевала, дошли до преграждавшего дальнейший путь обрыва, где и расположились на скале, обнаженной от снега".

Единственный ведущий на запад перевал, в 21 км к северу от ледника Бивачного, который имеет форму ровного заснеженного ледникового поля - это перевал Кашалаяк.

2) По леднику Бивачному Косиненко поднялся в район устья S-образного ледника, стекающего с перевала Большой Фонтан. По пути он миновал левые притоки - ледник Ошанина и ледник Россия (МГУ). Впереди он увидел седловину перевала Бивачного (5391) в водоразделе хребта Академии Наук. Очевидно, что он не мог не заметить пика Коммунизма (7495), но ничего не пишет об этом. По-видимому, экспедиция не имела оборудования для измерения высоты вершин, её целью была разведка проходов на Западный Памир.

3) Возвращение с Бартанга в Алайскую долину было не менее напряженным и захватывающим, чем путь на юг. На обратном пути экспедиция пересекла:

Язгулемский хребет - через перевал Нижний Хурджин (4750,2А),
Ванчский хребет - через перевал Гушхош (4407,1А),
Дарвазский хребет - через перевал Сытарги (4488,1Б-2А),
Петра первого - через перевал Гардани-Кафтар (3745,1А).

Для любителей Памира будет любопытно узнать, что Косиненко прошел долину Рокзоу. Вообще трудно представить, как они проходили такие перевалы, как Нижний Хурджин (2А), об этом перевале я знаю не по наслышке, я сам его ходил в 1991 г. и, между прочим, сорвался на спуске и применил прием самозадержания.

Восточный склон перевала Нижний Хурджин.

Можно только поразиться их технике прохождения гор с лошадьми. Вот уж искусство было у всадников туркестанских частей Русской Армии. Цивилизация продвинула новые технологии в создании микросхем, но потеряла технологии по производству скрипок Страдивари, конное путешествие Косиненко сейчас не повторить.

Вся нитка маршрута теперь выглядит так:

Ош - Гульча - перевал Талдык - Алайская долина - Дароут-Курган - перевал Терсагар - кишлак Алтын-Мазар - ледник Федченко - радиальный выход на ледник Бивачный до устья S-образного ледника с перевала Большой Фонтан - радиальный выход по леднику Федченко до перевала Кашалаяк - река Беляндкиик - перевал Тахтакорум (4555,1А) - река Танымас - радиальный выход на ледник Грумм-Гржимайло - селение Кудара - селение Савноб - селение Рошорв - река Язгулемдара - перевал Нижний Хурджин (4750,2А) - река Рокзоу - река Язгулем - перевал Гушхон - река Ванч - перевал Сытарги (4488,1Б-2А) - река Обихингоу - перевал Гардани-Кафтар (3745,1А) - река Сурхоб - Алайская долина - Фергана.

На обратном пути Косиненко перешел через Алайский хребет скорее всего через перевал Тенгизбай (3666, н.к.) и спустился в Ферганскую долину вдоль реки Исфайрамсай. Но об этом можно только догадываться из контекста, прямо об этом Косиненко не пишет.

А. Лебедев 30.10.2010 16.06

Еще одна загадочка осталась! Непонятно, в каком году была экспедиция Косиненко:

1) Лукницкий пишет - 1908.
2) В биографическом словаре Басханова - 1908.
3) Басханов также приводит источник - Н.И. Косиненко. Фотоальбом «Алай-Памир-Дарваз». АРГО, разряд 112, № 1071, 1908 г., 15 л.
4) Орден Святого Станислава 3-й степени (1908).
5) В оригинальной статье Косиненко - 1909.
6) В книге Яценко - 1909.

Пока я проставил везде 1909 в соответствии с оригинальной статьей Косиненко. Но похоже, что на самом деле истина - это 1908 г., и расплодилась единственная ошибка именно в оригинальной статье Косиненко, которую автор мог при подготовке к изданию не проверить, находясь на фронте в Первую Мировую войну.

Надо искать фотоальбом «Алай-Памир-Дарваз».
Кстати фотоальбом находится в Питере. АРГО - это архив Русского географического общества.
Может, кто из питерцев поинтересуется?

А. Лебедев 31.10.2010 10:43

Эх, опять везде на Риске 1909 на 1908 год переправил.

Ну не могу поверить. Лукницкий использует массу прямых цитат из статьи Косиненко, т.е. не только в руках держал, но основательно со статьей поработал. Значит были у него основания писать 1908.

В 1909 г. Косиненко в Туркестане другими делами занимался. Басханов пишет:

"В июле 1909 г. руководил полевой поездкой офицеров Туркестанского ВО в Ходжентский уезд с целью изучения путей сообщения и материальных ресурсов Ферганской долины. В октябре-ноябре того же года командировался в Бухару для составления военно-статистического описания Зеравшанского оазиса и путей в Карши и Чаракчи."

Кроме того, в 1909 г. Косиненко написал солидную книгу, которая и сейчас цитируется историками.

Вот её обложка:

Вот так книга начинается и заканчивается:

Пусть пока 1908 г. на Риске для экспедиции стоит.

В. Петлицкий 01.11.2010 12:13

... и все же 1909-й. На это однозначно указывает ссылка 1) на 121 стр. "Статьи Косиненко".
Казаки разведотряда (капитана Романовского и кн. Трубецкого) спасти начальника отряда Косиненко из потока Сельдары никак не могли в 1908 г, до приказа: 1) Приказ по казачьим и иррегулярным войскам 7 мая 1909 г.
№ 37.
Самостоятельный интерес представляют обстоятельства и результаты этой параллельной экспедиции (?) ...

(Прим. Владимир Петлицкий погиб на пике Победы в 2013 г.)

М. Басханов 20.12.2010 01:35

Уважаемый Leb и другие форумчане!
Прежде всего, хочу сказать большое спасибо всем тем, кто не остался безучастным к судьбе Николай Ивановича Косиненко и истории русского географического изучения Памиров. Я автор книги "Русские военные востоковеды", в которой есть статья о Косиненко. В связи с тем, что в ряде постов возникли "метания" относительно хронологии событий, сразу замечу, что вся фактура взята мной из официального послужного списка ГШ полковника Косиненко, в котором командировки, специальные задания и поездки четко датированы. Такова была традиция в служебном делопроизводстве Русской Императорской армии.

В настоящее время я заканчиваю большую работу - "История русского военного востоковедения". В разделе, посвященном истории Туркестанского центра русского военного востоковедения, будут новые подробности поездки Косиненко 1908 г. Там же вводится в научный оборот еще один официальный документ, который до этого был не известен - "Доклад о поездке [на Алай и Памиры] и военно-статистическое описание полосы местности вдоль пути, 1908 г." и, соответственно, не был мной включен в перечень публикаций и трудов Косиненко при издании словаря (2005). Ниже я публикую фрагмент из будущей книги, относящийся к этой поездке и указываю археографию документа. Просьба при использовании делать ссылку - "Басханов М. К. История русского военного востоковедения (рукопись)".
Всего доброго, успехов и здоровья Вам и всем форумчанам,
Михаил Басханов.

«...В июне - августе 1908 г. прикомандированный к штабу II Туркестанского армейского корпуса ГШ капитан Н. И. Косиненко по заданию штаба Туркестанского военного округа совершил рекогносцировку в Алайской долине и на Памире с целью исследования путей, ведущих из Ферганской области в долины рр. Язгулём и Ванч и далее к афганской границе. Одновременно на него возлагалась рекогносцировка участка Большой Памирской дороги от г. Оша до долины Алая. Итоги рекогносцировки представлены Косиненко в обстоятельном отчете, который включал военно-статистический обзор полосы вдоль маршрута движения, краткий доклад об исследованных путях, проект маршрута по исседованной дороге, 14 листов маршрутной съемки в 2-верстном масштабе (См. Косиненко Н. И. Доклад о поездке [на Алай и Памиры] и военно-статистическое описание полосы местности вдоль пути, 1908 г. РГВИА, ф. 1396, оп. 2, д. 2143, л. 1 – 32).

Маршрут Косиненко пролег из г. Ош через укр. Гульчу на пер. Талдык и далее к урочищу Сарытыш на Алае. Из Алая Косиненко направился на Памир, пройдя через урочище Кокджар по долине р. Танамыс через ряд перевалов вышел в долину р. Язгулём в пределах Восточной Бухары. Далее Косиненко проследовал в долину р. Ванч и совершил поездку на р. Пяндж к русско-афганской границе. Обратный путь пролег из долины р. Ванч через пер. Сытарги в долину р. Хингоуи через пер. Гардани-кафтар в Алайскую долину и далее в г. Скобелев. Всего за 75 дней пути Косиненко был пройден путь в 1243 версты.

Рукописный отчет Косиненко содержит интересные и подробные сведения о леднике Федченко, который ему удалось лично обследовать, а также о ряде др. ледников. Всего по ледникам им пройдено около 200 верст пути. В отчет влючены и сведения собственно военного характера - стратегические и тактические позиции, возможность для движения военных отрядов, проходимость перевалов, ледников и пр. Общее впечатление Косиненко от рекогносцировки сводилось к тому, что «как ни трудны вообще дороги на Памирах и в Дарвазе, но по известной кому-либо тропе идти гораздо легче, чем впервые пролагать тропинки по непроходимым и особенно неведомым местам, когда сопровождающие туземцы вместо указания пути показывают на небо, говоря «Бог знает, может и пройдем, если Ему будет угодно». (там же, л. 24об.)

Извлечения из конфиденциального отчета о поездке Косиненко на Алай и Памиры были представлены на заседании Туркестанского отдела ИРГО 24 апреля 1909 г. поручиком П. П. Немчиновым, военным топографом Туркестанского военно-топографического отдела, который примерно в одно время с экспедицией Косиненко вел изучение «западных подступов» к Памиру со стороны Афганистана. Немчинову удалось совершить «скрытную» разведку афганского берега Аму-Дарьи...»

М. Басханов 20.12.2010 03:08

Относительно книги Косиненко "Первая русско-турецкая семилетняя война". Она представляет собой доработку военно-исторической темы, которую Косиненко разрабатывал еще в период учебы в Императорской Николаевской Академии Генерального штаба по кафедре военной истории. Работу над окончательной редакцией рукописи Косиненко, как это видно из послесловия к книге, закончил в декабре 1909 г. в Оше, где он отбывал "цензовый" срок командования ротой в 10-м Туркестанском стрелковом батальоне (дислоцировался в Оше).

Генерал-майор Генерального штаба Александр Николаевич Апухтин, член редакционной коллегии "Военной Энциклопедии" (Сытина), в специальной рецензии на книгу указал на ряд ее недостатков. Отметив, вместе с тем, что "в общем труд автора не лишен военно-исторического значения и поучителен как урок давнего прошлого, которому совсем не следует подражать в будущем" (См. "Русский Инвалид", 1911, № 45).

Дата окончания рукописи - 9 декабря 1909 г. - фактически последний день, проведенный в Оше. На следующий день, 10 декабря, Косиненко отправился в Ташкент "для окончания и сдачи военно-статистических работ по описанию Зеравшанского оазиса Бухарского ханства". Уже 2 января 1910 г. он отправился из Ташкента к новому месту службы - в Луцк, куда прибыл 10 января и вступил в должность старшего адъютанта штаба 11-й пехотной дивизии (приказ о назначении на эту должность был Высочайше подписан еще 26 ноября 1909 г.).

М. Басханов 20.12.2010 03:51

Награды Генерального штаба полковника Н. И. Косиненко (по сост. на февраль 1916 г.).
Орден Св. Станислава 3-й ст. (1908); Орден Св. Станислава 2-й ст. (1914).
Орден Св. Анны 3-й ст. (1911); мечи и бант к ордену Св. Анны 3-й ст. (1915).
Орден Св. Владимира 4-й ст. (1915).
мечи и бант к ордену Св. Анны 3-й ст. получил за то, что "близ реки Равка, на передовых окопах, исполнял под ружейным огнем противника боевое поручение по осмотру разбившегося аэроплана".

Детали биографии. Был холостяком, имел усыновленную дочь Людмилу Николаевну Косиненко, родившуюся 12 сентября 1912 г.

Из служебной аттестации за 1911 г.

"С обязанностями старшего адъютанта вполне ознакомлен. Работает от души с полным желанием идти навстречу интересам службы. В полевой службе проявляет отличные способности. Все поручаемое исполняет толково, энергично. Обладает отличным здоровьем, ездит верхом прекрасно и не утомляясь. Умственных способностей прекрасных. В отношениях корректен и вполне дисциплинирован. Держится с достоинством и поддерживает свой авторитет. С сослуживцами в отличных отношениях. Нравственных качеств прекрасных. Как отличный во всех отношениях офицер Генерального штаба вполне достоин выдвижения на штаб-офицерскую должность". Ист.: РГВИА, ф. 409, оп. 3, д. 4323, л. 1об.

Тон служебной аттестации 1913 г. несколько меняется, общая характеристика "выдающийся" заменяется на сухое " хороший".

"Штабную службу знает, но без особого приказания большого интереса к ней не проявляет. Самостоятельно работать может. Хорошо дисциплинирован; умственно развит; физически здоров и вынослив. Ездит верхом хорошо. Нравственных качеств отличных. В общем, "хороший". Заслуживает выдвижения на штаб-офицерскую должность Генерального штаба "по старшинству". Ист.: там же, л. 5об.

А. Лебедев 20.12.2010 06:03

Рад с вами познакомиться. Вы наверно это уже прочитали и все комментарии там после поста. Отозвался правнук, имеются две внучки Косиненко, одна из них живет в Питере.

Правнук написал, что жену Н.И. Косиненко звали Елена, врач-акушер.
Детей было двое: Людмила и Ирина, 1911 и 1914 гг.р.
Одна стала врачём , вторая всю жизнь проработала в торговле.
Елена вышла замуж второй раз, за немца. От этого брака родилась третья сестра Елизавета.

Как видите, данные от семьи расходятся с вашими в 2-х пунктах: была жена Елена, а дочь Людмила родилась в 1911 г.

Рад, что помог вам в вашей работе. В новом труде вы сможете теперь прописать дату смерти Н.И. Косиненко 31.01.1917 и место его захоронения. В перечне работ Косиненко исправьте также год издания его книги о русско-турецкой войне - 1911 год.

Теперь о датировке экспедиции на Памир.

Вы видите, здесь у нас уже "всё строго" стало. Просто ваших слов мало, нужны графические образы.

Пока, единственный опубликованный здесь графический образ - это ксерокс статьи Косиненко в ИРГО 1915 года. В этой статье дважды прописан 1909 год - в самом начале статьи и в ссылке на приказ по казачьему войску.

Как это можно объяснить?
Приведите ксерокс документов, свидетельствующих о датировке 1908 г.
Заранее очень признателен,

Андрей Лебедев.

М. Басханов. 20.12.2010 11:00

Андрей, здравствуйте!
Мне также приятно с Вами познакомиться. Большое спасибо за дополнительные сведения по биографии Косиненко, которые будут использованы при втором, расширенном издании биобиблиографического словаря. Данные о наличии жены и двух дочерей расходятся не с моими, а с официальными данными. Учет семейного положения офицеров в Императорской армии велся очень тщательно. В послужные списки исправно вносились все сведения о браках, разводах и рождении детей. Это было связано с необходимостью финансового обеспечения семьи в случае гибели или инвалидности офицера. Послужной список полковника Косиненко вплоть до февраля 1916 г. в графе семейное положение имеет запись - холост. В более ранних записях послужного списка от также значится - "холост". Дочь - приемная и дата ее рождения указана точно. О втором ребенке речи нет вообще.

Далее. Об аргументации. Относительно того, что "моих слов мало, нужны графические образы". Я - историк и работаю в классических канонах исторической науки, где документальная база является основанием исследований. Мной сообщены сведения, взятые из документов, с указанием источников. Этого достаточно. Историки в обоснование своих выводов оперируют ссылкой на документ, но не "графическими образами". Если Вы сомневаетесь в существовании указанных мной документов или в точности передачи их содержания, то дальнейшая Ваша работа мной облегчена - обратитесь в РГВИА, закажите указанные фонды и дела и пообщайтесь с документами напрямую.

Относительно датировки экспедиции Косиненко 1909 г., как это указано в статье ИРГО, могу только сказать, что это ошибка. Относительно приказа по казачьим войскам, датированным 1909 г., противоречия не вижу, т. к. "поощрительные" приказы выходили с опозданием в несколько месяцев. Сведения о характере подвига или благородного поступка вначале проходили полковой, затем бригадный, дивизионный, корпусной и окружной уровни. Затем они попадали в Главное управление казачьих войск, где рассматривались, по ним делались заключения и согласовывались с руководством Главного штаба, и лишь затем официально публиковались.
Всего доброго,
Михаил Басханов.

А. Лебедев 20.12.2010 13:41

Про приказ от 1909 г. понятно.
Про датировку экспедиции 1908 г. Вы уже прочитали здесь, что я тоже склоняюсь к такой датировке, поэтому мне легко это принять. Но против явной записи "1909" на ксероксе статьи Косиненко (а это как раз документ и пока единственный из представленных на Риске) должна выступить столь же явная запись "1908", как год издания, например альбома фотографий по Дарвазу.

Тогда с учетом еще и ваших слов я почувствую, что вопрос закрыт.
Спасибо.

М. Басханов. 20.12.2010 17:06

Андрей, понимаете в чем дело, даже если и допустить мысль, что в круговерти войны Косиненко, отправляя рукопись в Совет ИРГО для издания, и запамятовал в каком году он совершил поездку - в 1908 или 1909, то надо иметь ввиду, что статья относится к самому Косиненко, т. е. им написана и от его лица ведется повествование. Это, так сказать, личный, частный уровень. Но был еще и государственный уровень, на котором экспедиция зафиксирована совершенно точно - 1908 г. Т.е. не Косиненко, а Военное министерство, как организатор и финансист поездки, фиксирует ее дату. В этом смысле уже не важно, как датировал поездку Косиненко. Но я абсолютно уверен в твердом разуме и памяти Косиненко и надо видеть его рукопись, присланную в Совет ИРГО (она, наверняка, хранится в фондах АГО). С большой долей вероятности на ней стоит дата - 1908 г., а далее уже вопрос - насколько тщательно готовили рукопись к изданию, насколько внимательно рассмотрели рукописно проставленную дату. У самого Косиненко уже не было времени списываться с ИРГО и призывать их исправить досадную ошибку, он был на фронте, в боевых порядках...
В послужном списке Косиненко, копия которого имеется в моем архиве, дата стоит отчетливо - 1908 г.
Так, что закрывайте вопрос с легким сердцем, вы и так сделали много.