На главную страницу сайта

.

По следам Богдановича и генерала Корнилова. Загадка перевала Старый Караташ

Андрей Лебедев, 27.01.2012


Ф.1. На перевале Западный Караташ. Фото Андрея Жарова, 2011 г.

На Китайском Памире издревле известен перевал Караташ. Контрабандисты афганского опиума проходили через него со стороны озера Каракёль в долину Караташсу и покидали её через перевал Гыджекдаван, следуя в Игиз-Яр и далее на равнины Кашгарии [1]. С этим перевалом связаны имена двух российских исследователей.

Первый из них - Карл Иванович Богданович, знаменитый геолог, горный инженер и путешественник, совершивший в рамках "Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова" путешествие через перевал Караташ к подножию Музтаг-Аты (7546) около озера Каракёль.

Второй - это генерал Лавр Георгиевич Корнилов, известный каждому школьнику, прилежно изучавшему историю Октябрьской революции и Гражданской войны. С декабря 1899 г. до июля 1901 г. капитан Туркестанского военного округа Лавр Корнилов был командирован в качестве разведчика в русское консульство в Кашгаре, откуда совершил многочисленные походы для разведки состояния караванных путей и их пригодности для передвижения войск.

В ходе работы над перечнем высокогорных перевалов Китайского Памира, а именно, его раздела, посвященного хребту Конгурмузтаг, обнаружилась удивительная подробность.


Рис. 1. Схема из статьи Даниэла Во [2].

На этой схеме из статьи Даниэла Во [2] Отто Чхетиани обнаружил перевал Старый Караташ (Old Karatash), который соединяет Игебельсу на западе с левым (северным) истоком Караташсу на востоке. Об этом перевале Даниэл Во пишет так:


.

"Вероятно, что путь (по долине Караташсу) прямо вперед приводит к трудному
перевалу, отмеченному на схеме, как Старый Караташ, который описал русский полковник Корнилов: его высота 16 500 футов (5016 м) и крутизна делают его одним из самых трудных перевалов в Кашгарии. Подъем на него от озера Каракёль особенно трудный и покрыт щебнем и фрагментами скал."

Но в этом месте имеется только один доступный перевал, который мы прошли в экспедиции МАИ на Китайский Памир в 2011 г. [3] и назвали перевалом Западный Караташ (5000, 1Б). Высота 5000 м измерена GPS-приемником и мало отличается от оценки Корнилова. Вот только этот перевал находится не совсем по курсу долины.


Рис. 2. Карта района перевала Караташ.

На этом фрагменте карты красными цифрами 1, 2 и 3 обозначены три перевала, соединяющие долину Игебельсу на западе с верховьями Караташсу на востоке. Перевал "прямо по курсу долины" - это перевал 1. Это непростой снежно-ледовый перевал (1Б-2А к.т.), скорее всего, непроходимый для лошадей.


Ф.2. Седловина 1. Вид с запада. Фото Андрея Жарова, 2007 г.

Более вероятным претендентом на перевал Старый Караташ является седловина 2, пройденная нами в 2011 г. и названная перевалом Западный Караташ. Наконец, седловина 3 - это стандартный на современных советских и китайских картах перевал Караташ.


Ф.3. Так неужели Лавр Георгиевич Корнилов прошел и описал наш Западный Караташ?

Естественно, что эта сопричастность к биографии знаменитого генерала заставила меня искать дальнейшие подробности.


Ф.4. Вернувшись из Кашгара в Россию, Корнилов написал книгу "Кашгария или Восточный Туркестан" [4].

О путешествии к перевалу Караташ в этой книге не упоминается, зато дается такое его описание:

"Перевалы Кара-таш и Гыджек на дороге из долины Мал. Кара-куля к г. Янгигиссару. Караташ, лежащий в средней пониженной части Музтаг-ата, открывается на короткое время в середине лета; по своей высоте (16.500) и крутизне скатов он считается самым трудным перевалом в Кашгарских горах. Особенно тяжел подъем со стороны Кара-куля, покрытый щебнем и обломками скал".

Теперь ясно, что в своей статье Даниэл Во, ссылаясь на генеральный штаб в Индии, приводит английский перевод указанного фрагмента книги Корнилова. По-видимому, английской разведке удалось-таки раздобыть экземплярчик этой закрытой работы.

Так был ли Корнилов на перевале Караташ? Для ответа на этот вопрос я обратился к Михаилу Казбековичу Басханову - автору книги:


Ф.5. "Генерал Лавр Корнилов" [5].

В источнике [6] находим следующее:

Корнилов в Кашгарии.

Генерального штаба капитан Л. Г. Корнилов находился в командировке в Кашгаре в период с 01.12.1899 по 15.08.1901 г. в качестве офицера Генерального штаба при Императорском Российском Генеральном консульстве в Кашгаре.


Ф.6. Здание бывшего российского консульства в Кашгаре. Фото Андрея Лебедева, 2002 г.

Должность была учреждена штабом Туркестанского военного округа для ведения негласной разведки в Восточном Туркестане, Афганистане и Британской Индии. Одновременно офицер Генерального штаба исполнял обязанности начальника консульского конвоя (полусотня казаков от 6-го Оренбургского казачьего полка). Должность офицера Генерального штаба при консульстве просуществовала до 1906 г., когда в целом была выполнена программа работ по военно-статистическому и военно-географическому описанию Восточного Туркестана. После отъезда из Кашгара Корнилова эта должность последователдьно занималась другими офицерами Генерального штаба от войск Туркестанского военного округа – капитан З. И. Зайченко, есаул Чернозубов, подполковник В. Г. Ласточкин.


Ф.7. Императорское Российское Генеральное консульство в Кашгаре. Караул у главного входа.

В качестве помощника Корнилова в Кашгар командировался подпоручик 3-го Туркестанского стрелкового батальона В. Е. Кириллов, на которого также возлагалось руководство почтовым сообщением между Кашгаром и Ферганской областью. Другим помощником Корнилова являлся начальник Ташкурганского поста (учрежденного Корниловым) поручик Н. М. Бабаушкин – выпускник Ташкентской офицерской школы восточных языков.


Ф.8. Императорское Российское Генеральное консульство в Кашгаре. Помещение конвойной сотни.

Рекогносцировки.

1. В декабре 1899 г. рекогносцировка пути от укрепления Иркештам до г. Кашгар. Число верст – 216; переходов – 8; дневок – 1; дней марша – 9.

2. В марте 1900 г. рекогносцировка путей от Кашгара к Яркенду (в сопровождении двух казаков).

Кроме того, по поручению Корнилова Кириллов в марте 1900 г. самостоятельно обследовал район Кашгар – Янчан – Таш-балык – Упал. В сентябре того же года им проведена рекогносцировка ряда путей из Сарыкола к Кашгару.


Ф.9. На Рекогносцировке. Преодоление каньона Тангитара, см. примечание 1. Фото подполковника ГШ Ласточкина В.Г.


Ф.10. Тангитарское ущелье у выхода. Фото подполковника ГШ Ласточкина В.Г.

В этом же году Корниловым составлена записка о Сарыколе с указанием сведений о топографии местности, населении, коммуникациях, китайских войсках.


Ф.11. Вид с правого берега реки Ташкурган на Сарыкольский хребет. Фото подполковника ГШ Ласточкина В.Г.

3. В апреле 1901 г. Корнилов отправляется в Сарыкол «для осмотра нашего поста и для личного ознакомления дел в Сарыколе». Несколько раньше туда отправился поручик Кириллов, только что отправившийся после затяжной болезни. Совместно с Кирилловым им была произведена рекогносцировка путей:

- от укрепления Таш-Курган до города Кашгар через пер. Улуг-Рабат и укр. Булун-куль; число верст – 261; переходов – 11; дневок – 3; дней марша – 14.

- от укр. Таш-Курган до г. Яркенд через Шинди, Чехил-Гумбез и Якка-арык; число верст – 303; переходов – 11, дневок – 3; дней марша – 14.

- от укр. Таш-Курган до г. Янгигиссар через пер. Тер-арт и Кашкасу; число верст – 284, переходов – 10; дневок – 2; дней марша – 12.

Конец цитаты.

Из этого документа следует, что в Кашгарских горах Корнилов совершил три похода из Ташкургана: в Кашгар, в Яркенд и в Янгигиссар. Все эти походы были осуществлены в апреле 1901 г.


Ф.12. Первая страница маршрутного листа похода из Ташкургана в Янгигиссар.

В источнике [7] перечислены пункты, обозначенные в маршрутных листах этих походов. Эти данные сведены в следующую таблицу с сохранением оригинального написания наименования пунктов.


Табл. 1. Маршруты Л.Г. Корнилова в Кашгарских горах.

На размещенной ниже советской карте масштаба 1:500000 проложены нитки всех трёх маршрутов и обведены сиреневым цветом названия тех пунктов, которые отождествляются с названиями в таблице 1. На этой карте многие названия даны с искажениями. В случае особо сильных искажений названия с карты добавлены в таблицу 1, где они представлены в скобках и курсивом.


Рис. 3. Обзорная карта района Кашгарских гор с нитками маршрутов Богдановича и Корнилова.

Маршрут Корнилова Ташкурган - Кашгар на карте обозначен красной линией. В настоящее время вдоль этого маршрута проходит Каракорумское шоссе. Лишь в предместьях Кашгара оно отклоняется от маршрута Корнилова и проходит западнее через город Опал.

Маршрут Корнилова Ташкурган - Яркенд на карте обозначен зелёной линией. Ущелье реки Ташкурган в былые времена было непроходимым, поэтому караванная тропа из Ташкургана в Яркенд шла севернее реки через несколько перевалов. В настоящее время по дну ущелья Ташкургана пробита дорога. Упоминаемый в маршрутном листе перевал Кызылдаван на карте не обозначен, он находится в хребте Кызылтаг почти сразу за перевалом Карадаван. В селение Арпалык Корнилов не заходил. В маршрутном листе упоминается про урочище Арпалык, а урочищем называется местность, т.е., местность в окрестности селения Арпалык. От крутой излучины маршрута в урочище Арпалык до кишлака Якаарык по Goole Earth 62 км, а по записям Корнилова - 53 версты. Это означает, что существенного отклонения от прямого пути по долине для захода на перевал Акташ не имеется. Скорее всего, перевал Акташ является маленьким перевалом, служащим для обхода особенно сложного места в каньоне, Корнилов даже не указал его высоты.


Ф.13. Женщины - сарыколки из селения Шинди. Фото Татьяны Беляевой, 2003.

Маршрут Корнилова Ташкурган - Янгигиссар сначала проходит по зеленой линии, но в урочище Чиль-Гумбез (Чихиль-Гумбез) отклоняется на север, и с этого момента прорисован желтой линией. Сразу за урочищем Чиль-Гумбез Корнилов поднялся на перевал Кашкасу, который на карте не обозначен (зато указан на карте масштаба 1:100000).

Голубой линией на карте нарисован маршрут Богдановича из Янгигиссара к озеру Каракёль через перевалы Гыджекдаван и Караташ. Об этом маршруте будет говориться ниже.

Как видно, маршруты Корнилова проходили далеко от перевала Караташ. Почти невероятно, чтобы военный человек при решении военной задачи отвлекался на радиальный выход к перевалу Караташ для удовлетворения своего любопытства, скрывая это в отчетах. Кроме того, Корнилов пишет, что перевал Караташ открывается на короткое время в середине лета, а путешествия Корнилова совершены в апреле.


Ф.14. Плато Чичиклык. Его дважды пересекал Корнилов: по пути в Яркенд и Янгигиссар. Фото Отто Чхетиани, 2003.

Таким образом, Корнилов не был на перевале Караташ и своё описание перевала заимствовал из текста другого путешественника. Таким путешественником мог быть только Карл Иванович Богданович.

За 10 лет до командировки Корнилова в Кашгар состоялась "Тибетская экспедиция 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова". Она могла составить пятое путешествие Николая Михайловича Пржевальского, если бы он не умер от тифа 01.11.1888 (по нов. ст.) в Караколе в самом начале экспедиции, еще на организационном этапе.

Экспедицию возглавил заместитель Пржевальского - Михаил Васильевич Певцов. Геологом экспедиции был 24-летний выпускник Питербургского горного института 1886 г. Карл Богданович.


Ф.15. Карл Иванович Богданович (1864-1947). Фото отсюда.

В рамках этой экспедиции он совершил путешествие из Янгигиссара к озеру Каракёль к подножию Музтаг-Аты (7546) по той самой тропе контрабандистов афганского опиума, о которой писал Клармонт Скрин [1]. Тропа из Янгигиссара шла через перевалы Гыджекдаван и Караташ и упоминается в книге Корнилова [3]: "Перевалы Кара-таш и Гыджек на дороге из долины Мал. Кара-куля к г. Янгигиссару". На Рис. 3 путь Богдановича обозначен голубой линией.

Вот как описывает Богданович переход через перевал Караташ [8]:


Ф.16. Фрагмент текста из источника [8].

Вся информация из Книги Корнилова содержится в этом описании. Это и высота 16500 футов, и характеристика перевала, как самого сложного в Кашгарии. Здесь также содержится информация об особо сложном характере спуска к озеру Каракёль, но с одним нюансом: Богданович пишет, что сложности сосредоточены вовсе не на западном перевальном склоне, а на длинном 20-верстовом пути к озеру Каракёль. Очевидно, что Корнилов в своей книге приводит характеристику перевала Караташ, основанную на тексте Богдановича, но в очень сокращенном виде.

Из текста Богдановича следует, что он прошел стандартный перевал Караташ, то есть, седло 3 на рис. 2, высотой 4816 м. Богданович пишет, что снега на перевале мало и в жаркие сезоны он стаивает совершенно. На перевале Западный Караташ (седло 2 на рис. 2) снега было очень много даже в особенно малоснежное лето 2011 г. Более того, путь на перевал Западный Караташ с восточной стороны в своей верхней части проходит по леднику, о котором бы непременно упомянул Богданович.

А как же высота 16500 футов = 5016 м ?

Ну это просто ошибка. Такие ошибки встречались. Например, в перечне пунктов маршрута Корнилова из Ташкургана в Кашгар, см. табл. 1, указана высота перевала Улуграбат, как 15000 футов, т.е. 4560 м. В действительности высота этого перевала не превосходит 4100 м. На советской карте масштаба 1:500000 высота перевала Улуграбат 4098 м, что не противоречит данным базы SRTM радиолокационного зондирования Земли, согласно которым высота перевала Улуграбат - 4075 м. Мы здесь имеем ошибку в 460 м, а это значительно больше ошибки в высоте перевала Караташ 5016 - 4816 = 200 м.

Тот факт, что Богданович прошел стандартный перевал Караташ подтверждается также и картой 1912 г.


Рис.4. Фрагмент российской карты 1912 года издания.

На этой карте в нижнем правом углу красными цифрами 1, 2 и 3 отмечены три правых притока Игебельсу, ведущих к трем седловинам 1, 2 и 3 на рис. 2. Перевал Караташ на карте определенно привязан к притоку 3, т.е. является обычным перевалом Караташ (седловина 3 на рис. 2).

Таким образом, не существует перевала Старый Караташ, в том смысле, какой вкладывал в него Даниэл Во [2], а именно, как перевал, описанный Корниловым и отличный от перевала Караташ.

Однако есть перевал Западный Караташ, который пройден нашей группой в 2011 г. в Экспедиции МАИ на Китайский Памир [3]. Возможно, что этот перевал ранее проходился местными охотниками. Первое краткое описание этого перевала представлено в [3]. А теперь дадим развернутое описание.

Перевал Западный Караташ (5000, 1Б). Перевал находится в водоразделе хребта Конгурмузтаг, ориентирован с юга на север и соединяет долины рек Игебельсу и Караташсу. Координаты седла: 38° 21.621'С 75° 24.657'В. Описание перевала дается с запада на восток.

Долина Игебельсу в месте ответвления путей на перевалы Караташ и Западный Караташ образует широкую пойму.


Ф.17. Вид на пойму Игебельсу с северо-запада. Цифрами 1,2 и 3 отмечены пути захода к перевалам 1, 2 (Западный Караташ) и 3 (Караташ) на рис. 2. Фото Андрея Лебедева, 2000 г.


Ф.18. Вид на пойму Игебельсу с юго-востока. Цифрами 1,2 и 3 отмечены пути захода к перевалам 1, 2 (Западный Караташ) и 3 (Караташ) на рис. 2. Фото Ивана Жданова, 2007 г.

Потоки с перевалов 1 и 2 внизу сливаются, чуть выше места слияния у потока с перевала 1 (река Тохканджилга) стоит обитаемый кош. Перед подъёмом на перевал мы ночевали в долине Игебельсу, прямо на её берегу.


Ф.19. В долине Игебельсу на 3-й день похода. Фото Ивана Жданова, 2011.

От этой ночевки до поворота на перевал мы поднимались по широкой долине Игебельсу чуть более часа. Затем повернули налево (на север) и начали долгий подъём к перевалу по каменистому руслу ручья.


Ф.20. Путь к перевалу Западный Караташ. Фото Андрея Жарова, 2011.


Ф.21. В русле ручья на подходе к перевалу Западный Караташ. Фото Ивана Жданова, 2011

Седловина перевала от русла ручья не видна, она скрыта за высоким моренным валом. Зато хорошо заметна седловина справа от перевала с характерными зубьями. Не доходя до ледника, стекающего с этой "зубастой седловины", следует повернуть налево и по осыпи подняться на перевал Западный Караташ. Перед этим поворотом на высоте 4805 м мы встали на ночлег.


Ф.22. Утром 31.07.2011 на ночевке 4805. Вокруг осыпи, покрытые свежевыпавшим снегом. Впереди виден ледник с "зубастой седловиной". Фото Ивана Жданова, 2011.

После поворота налево начался подъем по глубокому снегу.


Ф.23. Подъём по заснеженной осыпи на перевал Западный Караташ. Сзади - "зубастая седловина". Фото Андрея Жарова, 2011.


Ф.24. Панорама с перевала Западный Караташ. Слева - путь в долину Караташсу, справа видны "зубастая седловина" и следы подъёма на перевал из долины Игебельсу. Фото Андрея Жарова, 2011.

Спуск с перевала проходил уже по леднику, поэтому мы перед спуском, на всякий случай, связались.


Ф.25. Северный (обращенный к долине Караташсу) склон перевала Западный Караташ. Фото Андрея Жарова, 2011.

Под северным склоном перевала мы повернули направо на восток и начали движение по леднику между склоном справа и центральной мореной слева.


Ф.26. Спуск с перевала Западный Караташ на восток. Движение по леднику в его верхней части. Фото Ивана Жданова, 2011.

Потом этот желоб закончился крутым спуском по подвижной средней осыпи в карман правого борта ледника.


Ф.27. Перед спуском в карман правого борта ледника. Фото Ивана Жданова, 2011.

В кармане раскинулось озеро.


Ф.28. Вид на озеро в кармане правого борта ледника. Сзади скалы "зубастой седловины". Фото Андрея Жарова, 2011.

В этом месте долина расширяется и освобождается пространство справа по ходу. Но мы не стали прижиматься к борту и продолжили движение по моренам ниже озера почти по центру долины.


Ф.29. Путь спуска с перевала Западный Караташ ниже озера. Слева пик Богдановича (5410). Фото Ивана Жданова, 2011.

Эти морены заканчиваются весьма крутым валом высотой 50-70 м, под которым раскинулись луга на пологих берегах реки.


Ф.30. Истоки реки Караташ под перевалом Западный Караташ. Фото Ивана Жданова, 2011.

Начиная с этого места вниз идут хорошие тропы, переходящие в грунтовую дорогу.

Значительная часть спуска с перевала Западный Караташ видна на панораме с вершины 5410, которую мы назвали пиком Богдановича. На этой панораме:

1- район перевала Западный Караташ;
2- узкая щель сложной седловины 1, см. рис. 2;
3- район озера, которое скрывается за отрогом на переднем плане;
4- осыпной вал;
5- начало истока Караташсу, первая трава.


Ф.27. Панорама с в. 5410 (с пика Богдановича). Путь спуска с пер. Зап. Караташ в долину Караташсу. Фото А. Лебедева, 2011.

Примечания.

Примечание 1. Тангитар - это река, вдоль которой имеется проход с плато Чичиклык прямо на восток. На советской карте масштаба 1:100000 река называется Торбашису. На советской карте масштаба 1:500000 название не прописано. Её можно найти, как крупный правый приток Янбулаксу. В середине долины Тангитара на этой карте показано селение Талбаш. На самом деле это искаженное название от правильного Торбаши. Отождествить Тангитар и Торбашису помогла статья Клармонта Скрина [1], где написано:

"... Оттуда, выбрав обычный летний путь в Кашгар, мы пересекли южные склоны массива Музтаг-Аты и разместились лагерем в урочище Чикчиклик или "цветочное" плато на высоте около 15000 фт (4575 м). На восток отсюда лежал путь, пройденный как Стейном в обоих своих путешествиях, так и большинством здесь путешествующих, и, ведущий прямо вниз через ущелье Тангитар в Тойле Булунг в долине Пасрабат. В сезон большой воды эта дорога пользуется дурной славой..."

.
Благодарности.

Автор выражает огромную благодарность Михаилу Басханову за диалог по теме статьи и за решающую помощь в поиске материалов о Корнилове.

Я благодарен Отто Чхетиани за толчок к этому исследованию и за предоставленные для него материалы.

Я благодарю также компании Marmot, Black Diamond и День Сурка за поддержку в организации нашей экспедиции по местам исторической славы российских разведчиков и исследователей Центральной Азии.

.
Источники:

1. Clarmont P. Skrine. The Alps of Qungur. The Geographical Journal Vol. LXVI No. 5 November 1925, I.G.S. Read at the Meeting of the Society, 27 April 1925.

2. D. Waugh. The 'Mysterious and Terrible Karatash Gorges': Notes and Documents on the Explorations by Stein and Skrine. The Geographical Journal, Vol. 165, No. 3 (Nov., 1999), pp. 306-320.

3. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. на Китайский Памир летом 2011 г.

4. Л.Г. Корнилов. Кашгария или Восточный Туркестан: опыт военно-статистическаго описания. Ташкент, типография штаба ТУРКВО, 1903, 426 стр.

5. М.К. Басханов. Генерал Лавр Корнилов. London, Skiff Press, 2000, - 592 c.

6. М.К. Басханов. История русского военного востоковедения (рукопись).

7. «Маршруты по Синьцзяну», рукопись, подготовленная в отчетном отделении штаба Туркестанского военного округа, ок. 1910 г. (копия) – архив Басханова М. К.

8. Труды Тибетской экспедиции 1889-1890 гг. под начальством М. В. Певцова.Часть 2. Богданович К.И. Геологические исследования в Восточном Туркестане. Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1892, 323с.

.

На главную страницу сайта