4. АККЛИМАТИЗАЦИЯ В КИЧИК-АЛАЕ

В нашей компании давно витала идея зимних восхождений на семитысячники. Начать решили с пика Ленина как самого доступного. Первый раз собирались ехать еще три года назад, но постоянно что-то срывалось. В этот раз настрой был более серьезным. Нашли время и собрали команду.

Чтобы было не скучно, придумали под это дело 10-дневный акклиматизационный поход по Кичик-Алаю, в котором планировали переночевать в районе вершины пика Скобелева (5051).

Шеститысячную акклиматизацию решили получать на склонах Ленина, так как доступную, простую и безопасную зимой вершину такой высоты в районе подобрать не удалось.

Прилетев в Ош, забросились в долину реки Киргиз-Ата чуть выше бывшего альплагеря. А часть продуктов и снаряжение для восхождения на Ленина отправили в Сары-Могол (Алайская долина).

Стартовали ввосьмером, с нами были еще Неборский Сергей и Отачкин Алексей – оба в восхождении на пик Ленина участвовать не планировали и уехали после похода.

На следующий день по приезду сходили в акклиматизационный выход на 3850 и начали подъем к первому перевалу. Если в зоне арчевого леса и альпийских лугов со снегом было все нормально, то выше - крупные камни в русле реки и на моренных увалах оставались открытыми. Начало зимы 2016 года выдалось малоснежным. Лыжи и санки шкрябали по камням, камуса обдирались. Подъем пешком был также не возможен, между камней проваливались выше колена. Все это на северных склонах хребта, про спуск на южную солнечную сторону и думать не хотелось. Несмотря на наличие древних отчетов по схожему по условиям району Дугобы, планировать в будущем лыжный поход по Кичик-Алаю в сложившихся последние годы климатических условиях, я бы не рискнул.

Бесснежные склоны Кичик-Алая.

Царапаем камуса.

Пик Чарат (4644).

Уже на второй день маршрута двое ребят пожаловались на недомогание и слабость. К четвертой ночевке похода поднялись в цирк перевала на высоту 4000 метров. Утром у троих человек температура выше 38. Устроили день отдыха. На следующий день температура поднялась еще у троих. Настоящая эпидемия. Вероятнее всего кто-то прихватил с собой из города вирусную инфекцию, которая в атмосфере повышенной нагрузки и проходящей акклиматизации хорошо прижилась. Сбив температуру, попробовали выйти наверх. Но пройдя ходку и оценив состояние группы, приняли решение немедленно спускаться.

Так и не пройденный группой перевал Рижский (2А).

Начинаем спуск.

На спуске.

Уже к следующей ночевке на высоте 3200 здоровье в целом нормализовалось. Остался только глубокий кашель, окончательно прекратившийся только дома. Часть группы начала прием антибиотиков. Здесь можно обратить внимание на психологию. Если для альпиниста начало приема антибиотиков это показание к немедленному спуску вниз, то для туриста - шанс продолжить поход.

Внизу вершина Мазар и долина реки Коргон.

Вскоре мы были в Оше, где, отдыхая и лечась, провели следующие два дня.