Сказ о том, как мы мочили новичков в районе Фишта на майские праздники

Андрей Лебедев, 17.05.2014

(неформальный отчет о походе 1 к.с. в районе плато Лагонаки в мае 2014 г.)

Мы - это я с супругой. А новичками были студенты МАИ: Валера, Макс и Матвей, и еще был почти новичок - Кирилл с походом 2 к.с. в районе Архыза, а у первых трех - ни одного многодневного похода, и вообще, в горах они были в первый раз.

А получилось весьма спортивно: за 8 дней мы прошли по горам Западного Кавказа 131 км, в среднем по 16,5 км в день. Утром 30 апреля 2014 г. мы вышли из поселка Гуамка, а к вечеру 7 мая финишировали на автобусной остановке в Марьино - есть такое местечко в горах выше Лазаревского.

Вот так выглядит наш маршрут на карте.

А вот так он выглядит в Google Earth, см. kmz-файл.

Пройдена такая нитка:

пос. Гуамка - уроч. Мурзикал - пер. Абадзеш (2349, 1А) - уроч. Лагонаки - пер. Майкопский (1945, н.к.) + рад. выход по сев. гребню г. Пшехо-су до 2540 (1А) - ручей Водопадистый - уроч. Шумичка - пос. Отдаленный - пер. Грачевский (1316, н.к.) - пос. Марьино.

Длина этой нитки 143 км, но 12 из них мы проехали на "Урале", который забросил нас из поселка Отдаленный под перевал Грачевский, до развилки дорог на высоте 1014 метров. Остальные 131 км мы прошли пешком.

Поход я рассматривал, как учебный.

Хочется верить, что новички кое-чему научились. :)

30 апреля. Урок 1. Отработка навыков хождения в группе в темпе задающего. Освоение ритма: 45 мин. переход + 15 мин. привал. Положение ледоруба в руке на марше. Выбор места для лагеря, знакомство со снаряжением: установка палатки, эксплуатация примуса и скороварки. Приготовление пищи. Исполнение обязанностей дежурного.

В 6 часов 17 минут мы сошли в Армавире с поезда N4 "Москва-Кисловодск". Я заранее заказал микроавтобус. Водитель встретил нас на вокзале. В Майкопе позавтракали. В Гуамку прибыли, примерно, в 10 часов. Потом пошли вверх по грунтовой дороге.

В середине дневного перехода, на поляне,

где в 1942-1943 гг. базировался партизанский отряд им. Гастелло,

мы устроили плотный перекус, доев всё, что осталось с поезда.

Погода в этот день была хорошая. К вечеру мы достигли Сухой балки, преодолев 15,86 км. В этот день мы поднялись с высоты 498 м до высоты 1090 м.

01 мая. Урок 2. Сбор лагеря, укладка рюкзаков, утилизация мусора. Отработка навыков хождения под рюкзаком в моросящий дождь. Профилактика от встречи с лесниками и медведями. Выбор скрытого места для установки лагеря. Топка снега для приготовления пищи.

Едва успели собраться, как начался дождь. Шли под накидками по лесной дороге орографически левым берегом Сухой балки. После брода через речку дорога круто поворачивает на север и соединяется с дорогой, которая поднимается из поселка Мезмай. К этому моменту дождь кончился, и на перекусе нам удалось погреться на солнышке. Каждая лужа здесь изобиловала легушачей икрой, однако есть её мы не отважились. :)

Около безлюдных вагончиков основная дорога поворачивает налево и уходит вниз. А мы пошли прямо и вверх по крутой дорожке, которая пересекает лес и выводит на альпийские луга восточного склона горы Мезмай.

Эта дорожка привела нас в заброшенный кош,

в котором мы смогли укрыться от ветра и пообедать.

После траверса восточного склона горы Мезмай мы спустились в долинку к югу от этой вершины. Здесь паслись лошади.

На тропе я заметил следы сапогов. Видимо местные приходят сюда и присматривают за лошадьми. Вот тут то они и представляются лесниками и штрафуют туристов. Наверно так была оштрафована группа Насти Журбиной.

Во избежание встречи с ненужными нам людьми, мы миновали эту симпатичную долинку с чистым ручьем и поднялись на безжизненные просторы плато Лагонаки.

Погода портилась, и мы поспешили отдалиться от табуна, чтобы скрыться за перегибами. Вот тут мы впервые обнаружили на дорожке свежие следы медведей: огромные следы мамаши и маленькие - от медвежонка. И еще нам повстречались многочисленные кучи медвежьего кала, свежие и не очень.

Я предложил группе разговаривать погромче, чтобы не стать для медведицы неожиданностью. Тогда она заблаговременно скроется, и опасная встреча не состоится. Однако начался ливень, и стало уже не до разговоров. Я круто свернул с дороги направо и приспустился к снежникам под гребнем невысокого хребта.

Здесь, в защищенной от ветра мульде, на высоте 1860 м мы нашли отличное место для лагеря.

Вечером топили снег сначала к ужину, а потом к будущему завтраку.

В этот день мы прошли 13 км и набрали по высоте в сумме 975 метров.

Утром Вика обнаружила недалеко от лагеря "новую" медвежью кучу. Может, всё-таки, не новую?

02 мая. Урок 3. Хождение под мокрым снегом и под крупой при сильном ветре в лицо. Движение в тумане с навигацией по GPS. Преодоление заснеженных пространств по тонкому насту или с пробивкой следов. Тропежка в снегу по колено. Спуск по заснеженному травянистому склону.

Утром вышли в ясную, но ветреную погоду. Обратно к дороге мы возвращались по ковру из мягкой прошлогодней травы. Идти по ней было очень приятно. Иногда попадались метровые сосенки, каким то чудом выживающие на таком открытом и доступном для ветров пространстве. А когда мы поднялись на плато и оказались, в так называемом, урочище Мурзикал, то вошли в тучу. Сверху на нас лил дождь или сыпалась крупа. В лицо дул сильный ветер. А под ногами снег. Сначала он не очень проваливался, и нам удавалось идти по насту. Потом мы стали периодически проваливаться по колено. А ближе к перевалу Абадзеш (2349) снова вышли на наст. Видимости не было, шли по GPS. Условия были настолько тяжелыми, что, например, у Вики полностью промокли перчатки и к концу подъёма на перевал она перестала чувствовать большой палец правой руки.

Вся прошлогодняя трава на южной стороне перевала была покрыта свежевыпавшим снегом. Вот так и спускались по заснеженным кочкам, так как по дороге идти было очень не удобно: она была разрыта, а её глубокие рытвины были заполнены сыпучим снегом.

По мере спуска, ветер ослабевал, а когда мы спустились в урочище Лагонаки, то совсем стих. Здесь был ручей, и мы тут же поставили палатку, чтобы переодеться, согреться и пообедать.

Урочище Лагонаки оказалось людным. Пока мы грелись в палатке в спальниках, к нам подошла и в 100 метрах от нас разбила лагерь группа из МХТИ. Мимо проходили и другие группы туристов.

Наконец, стало солнечно, и нам надоело сидеть в палатке.
Тогда я устроил учебное занятие со слудующей программой:

Подъём с ледорубами по крутому травянистому склону. Спуск по снежнику лицом от склона с фиксацией пяток. Траверс снежного склона лицом от склона приставным шагом (с фиксацией пяток), спуск и подъём по снежному склону в три такта. Самозарубание на снегу.

Занятия эти проводились при восхождении на безымянную вершинку высотой 2275 м.

В этот день мы прошли не много, всего 10,65 км, а поднялись в сумме на 662 м.

03 мая. Урок 4. Выбор правильного места для лагеря в сильную грозу.

В первую половину дня стояла хорошая погода. Пока собирались, вдоволь налюбовались Оштеном (2804).

Потом отправились к перевалу Майкопский. Вниз, к слиянию истоков реки Цица, мы решили не спускаться, но пересечь все эти овраги траверсом. Вот мы приспустились в первый овраг.

Большинство групп из урочища Лагонаки проследовали на Фишт-Оштеновский перевал.

А мы подошли к северному гребню вершины Пшехо-Су (2743) и к обеду встали лагерем на склоне мульды, не доходя до перевала Майкопского 250 метров.

Воды здесь не было, поэтому топили снег. Как только поставили палатки, начался дождь, который перешел в обильный град и сопровождался грозой. Градины были с вишневую косточку.

Ненастье продлилось до самого вечера.

В этот день мы прошли 7,45 км и поднялись всего на 255 м.

04 мая. Урок 5. Отработка навыков хождения в кошках по крутым травянистым и зафирнованным склонам. Постановка ноги при подъеме, на траверсе и при спуске в кошках. Хождение по гребням. Внимание - карнизы! Оценка фактической сложности маршрута - учимся отступать.

Утром идеальная погода. Ветра нет, на небе ни единого облачка. Собираемся на восхождение. Прямо за палатками выход на ребро, выводящее на северный гребень вершины Пшехо-Су.

Гребень широкий,

но выпавший град за ночь настолько смерзся, что идти в ботинках просто невозможно. Поэтому одели кошки.

Новички были в восторге и от погоды, и от открывающейся панорамы, и просто от того, как блестит снег. Это Макс.

После продолжительного подъема на плечо

мы оказались на гребне с признаками возможных карнизов на восточную сторону.

Как же это все отличается от того, что здесь бывает на майские праздники!
Вот, в каких условиях люди восходят на вершину.

А вот, что увидели мы.

Особенно впечатляла цепочка следов каких-то бывалых ребят, которые прошли здесь раньше нас. Они поднялись сюда из крутого кулуара западной стены Пшехо-Су. Следы шли ниже острой кромки крутосклонного гребня в обход угадывающегося на другой стороне карниза.

Стало очевидно, что всё это далеко выходит за рамки 1А и не предназначено для новичков, которые в горах в первый раз и вообще проходят свой первый многодневный поход. Сфотографировав в последний раз это место,

мы развернулись и пошли обратно.

В лагерь вернулись к обеду, но обедать не стали, не хотелось топить снег. Поэтому пообедать решили за Майкопским перевалом, у первой воды.

Группа на Майкопском перевале.

Надо сказать, что крутая тропа на западном склоне Майкопского перевала была абсолютно свободна от снега даже в столь позднюю весну. Лишь в самой нижней части при выходе на дорогу тропа уходила под снежник, шириною около 20 метров. Здесь пришлось проявить аккуратность: снежник в своей нижней части упирался в острые камни.

Воды внизу не было, дежурному пришлось спуститься к лесу, там был ручей.

Чтобы не терять высоту, мы расположились прямо на обочине дороги у начала тропы на Майкопский перевал,

где и пообедали, любуясь "конской гривкой" на соседнем хребте.

От места обеда мы пошли траверсом западного склона горы Пшехо-Су на Поляну водопадов. Дорога скоро ушла вниз, и траверс продолжила маркированная тропа, которая часто скрывалась под снежниками. Это вид с тропы назад, на север.

А это вид на запад.

Наконец, мы поднялись на перевал, высотою 1845 м, с которого увидели массив Фишт.

Спустившись с перевала по тропе и старой тракторной дороге,

мы оказались на Поляне водопадов.

Чудесный вечер самого лучшего в походе дня!

В этот день мы прошли 10 км и набрали по высоте в сумме 825 м.

05 мая. Урок 6. Сбор лагеря (и рюкзаков) под дождем, отработка навыков движения с рюкзаками в непрерывный дождь в течении всего дня. Привалы - это не догма, под дождем можно идти и без привалов по 3 часа. Демонстрация важности ранней профилактики потертостей на ногах. Установка лагеря в густом лесу.

На этот день у меня фоток нет: я спрятал фотоаппарат поглубже в рюкзак, подальше от дождя, еще утром, когда собирал рюкзак после завтрака. Зато полно эмоций.

Всю ночь палатку сотрясали порывы ветра. Сквозь сон я вспомнил о новороссийской боре, мне приснилось, что над водопадами, над скалами перемычки Фишта и Пшехо-Су лежит долина, в которой скапливается холодный воздух, а потом падает на Поляну водопадов.

Дождь начался во время завтрака, причем сильный. Палатку и рюкзаки собирали уже под дождем. Надели накидки и пошли по дороге правого берега ручья Водопадистого.

Первые 4 км дорога не пригодна для езды на четырехколесном транспорте. На первом повороте она обвалилась с оползнем, во многих местах завалена снежниками, а в конце 4-го километра разрывается оврагом с ручьем. А вот дальше дорога очень даже хорошая, и мы развили на ней приличную скорость.

Дождь не на минуту не прекращался, приваливать под дождем не хотелось, поэтому первые три часа мы шли без перерывов.

Наконец, мы почувствовали голод, и я увел группу в лес под елки. Здесь мы перекусили и отогрелись у костерка. К этому моменту Кирилл уже натер на стопе мозоль, более того, она уже успела лопнуть. Он, конечно, сильно ошибся: при первых ощущениях потертости надо немедленно остановиться и укрепить кожу дополнительным слоем из лейкопластыря, причем не из того, что употребляется для фиксации повязок, а из мягкого и липкого коричневого рулонного омнипласта.

А он сделал всё наоборот. Я понимаю, что под дождем вставать не хотелось. Но дело это настолько важное, что пару елок для Кирилла, да и для всех остальных, я бы нашел обязательно!

С этого момента Кирилл начал слегка отставать. Но, тем не менее, группа неслась по дороге, а дождь всё шел и шел. Появилось даже солнце. Но и оно не помешало дождю. Лишь на час в районе полудня он прекратился.

В конце 17-го километра мы подошли к развилке дорог: левая (наша), шла в поселок Отдаленный, а правая - в поселок Армянский и далее в Апшеронск (более коротким путем). Здесь мы нашли навес-грибок с деревянной крышей, столом и с лавочками - отличное место для обеда.

Всего в этот день мы прошли 23 км и встали в 30 метрах от дороги в глухом лесу, но на ровной площадке на берегу ручья. Тем, кто собирается в эти места, я бы порекомендовал захватить с собой какое-либо средство против мошки.

06 мая. Урок 7. Это уже урок для меня. Готовиться в поход надо лучше: продукты питания на последние два дня можно было бы купить в сельском магазине.

Погода пасмурная, но без дождя. Утром за три перехода мы прошли 8,5 км и остановились в поселке Отдаленном у магазина. В магазине было всё, что нужно для похода, все крупы, макароны, сахар, соль, сыр и колбаса. Всё это у нас было в рюкзаках, поэтому мы купили баклажанной икры, хлеба, паштета и пива.

Здесь же, около магазина, бросили клич, дескать, нас надо подвезти. Местные нашли водителя очень быстро. Сторговались на том, что он за 3500 руб. подбросит нас на 12 км в сторону перевала Грачевский и поднимет нас с высоты 450 м до высоты 1014 м.

Лесная дорога была ужасно грязной, поэтому мы нисколько не расстроились, а даже наоборот, обрадовались, такое ралли украшало поход. Тем более, что мы сидели в кузове и ехали, как говорится, с ветерком!

Потом мы слезли с "Урала", и по охранной дороге газопровода уже пешком в тумане поднялись на перевал Грачевский (1316).

К концу дня мы успели спуститься к реке Псезуапсе и встали лагерем на берегу её правого притока. Палатку установили в лесу, подальше от дороги, чтобы охранники газопровода не нарушали наш покой. :)

Всего в этот день мы продвинулись на 25,43 км, из них 12 км проехали на машине, и поднялись своими ножками на 302 м.

07 мая. Урок 8. Преодоление в брод горных рек с использованием индивидуальной техники. Броды с быстрой водой и с относительно медленной, броды глубиной от колена до пояса. Использование палок для опоры о дно. Использование течения при переходе рек наискосок.

День выдался солнечный. Я не буду подробно описывать, как мы спускались по охранной дороге газопровода, и как нас, всё-таки, отловили. Охранник мне очень понравился, большое спасибо ему за ценные указания. В этот день мы прошли 18,5 км, последние семь из них по пойме реки Псезуапсе. Здесь мы словили 12 бродов глубиною по колено, а кое-где, даже, по пояс. Говорят, что на этом участке есть еще и верхняя дорога, но охранник строго настрого запретил по ней идти и предупредил: на верхней дороге при входе в Марьино нас обязательно оштрафуют.

Учитывая его лояльное к нам отношение, я выполнил наше обещание идти по нижней дороге и не ошибся: без этих 12-ти бродов в изумрудно чистой воде Псезуапсе наш поход потерял бы одну из своих самых ярких страниц.

Сначала я напрягался, учил новичков, боялся за них, повторно залезал в реку и вставал чуть ниже бродивших в готовности подхватить снесенного водою участника. Поэтому не фотографировал. А потом, с 3-го по 7-й брод, я обнаглел и начал фотографировать.

Вот эта фотография дает возможность оценить ширину реки. Я встречаю группу на середине реки.

Вот группа почти подошла ко мне. Справа идет Макс, он явно экспериментирует: как легче, когда вода поглубже и поспокойнее, или помельче и побыстрее?

Это были не самые сложные броды. Вот здесь поглубже и помедленнее.

А здесь помельче и побыстрее.

Самым сложным оказался 10-й брод, в котором сложилось какое-то наихудшее сочетание этих параметров. Кажется, это был первый брод после приема рекой крупного левого притока Ходжико. Этот брод был по пояс, а вода в нем была весьма быстрая. Короче, там мне было не до фотографирования...

А вот такие между бродами леса.

Последний 12-й брод состоялся в 300 метрах от автобусной остановки.

На ней мы провели 2 часа, сушились, обедали. А потом уехали в 19.30 на последнем автобусе в Лазоревское.

Поздно вечером мы прибыли в Адлер и разместились в хостеле, где нас ожидал мой старший сын Саша. Спасаясь от аллергических московских берез, он отдыхал здесь и работал по Интернету.

В заключение некоторые формальности, чтобы всё это можно было назвать отчетом.

Состав группы.

1. Лебедев Андрей — руководитель.

2. Лебедева Виктория.

3. Вильдяев Кирилл.

4. Горин Валерий.

5. Балыкин Максим.

6. Бахмет Матвей.

График движения.

Отдых после уроков.

После похода мы три дня культурно отдыхали в Адлере и его окрестностях. Для этого здесь масса возможностей.

Например, можно поехать на автобусе и покушать мороженое в Красной Поляне.

А после этого вернуться в Адлер на поезде.

Можно покататься на байках по вечерней адлерской набережной

и поесть мороженое среди олимпийских объектов.

А можно поехать в Абхазию и совершить вело-пешеходное восхождение на гору Мамдзышха (1866 м).

Из Гагр к этой горе ведет отличная велосипедная дорога.

Но в верхней части леса она завалена в мае снегом.

Поэтому приходится отставлять велосипед

и далее идти пешком.

Недалеко от высшей точки имеется не функционирующее в мае поселение.

Конечно море с такой высоты очень впечатляет,

но не будем забывать о горных цветах.

А еще можно поехать в Новый Афон и посмотреть на святые места, посетить Новоафонский монастырь и

Пантелеимоновский собор,

подняться на Иверскую гору к Анакопийской крепости

и уединиться в часовне.

И, спустившись с вершины Иверской горы мимо опрятных абхазских домиков

в центр поселка,

можно посетить (с экскурсией) недра Иверской горы - знаменитую Афонскую пещеру.

Я не спелеолог, и в такой огромной пещере был в первый раз. Конечно, меня здесь многое поразило:

всякие ванночки с водой,

сосульки сверху

и сосульки снизу.

А еще там были страшные чудовища.

После всех этих ужасов захотелось опять в монастырь.

Поздно вечером мы вернулись в Адлер и утром 11 мая сели на поезд Адлер-Москва.

Теперь я здесь.

Вот, написал этот рассказ. :)

Ссылки

1. А. Лебедев. Сказ о том, как мы мочили новичков в районе Фишта на майские праздники.