На главную страницу сайта

.

КАК Я ВАРИЛ МЯСО

Андрей Лебедев, 11.04.2001

Ах, апрель! Какие же тёплые солнечные дни! Через две недели я отправляюсь с семьёй и новичками в Красную Поляну. Ну а сегодня надо сварить походное мясо. Ящур подступает всё ближе и ближе к границам России. Глядишь, и запретят продавать мясо, точнее, подскочат на него цены. Прихватил тысячу рублей и отправился на Коптевский рынок. Сижу в трамвайчике, в окошко поглядываю, весна, эротика!

В мясном павильоне на вырезку продавцы стандарт установили – 130 рублей за кило. Нашел продавщицу посговорчивее и погасил её на 660 рублей за шесть килограмм мяса (это при курсе 28 руб. 50 коп. за доллар). Плюхнула она на весы здоровенный кусище. «Нет, нет», говорю, «снимите, здесь столько жил в середине, долго обрабатывать придётся». Попросил я её два толстых кольца завесить, от основания ноги, наверное, и ещё от одного куска отрезать.

Получилось 6300 грамм, порядок. Тут же у неё и свиного сала сырого закупил. Сало не слишком хорошее, слой тонковат, сантиметра два, не больше. Значит, кожи много останется. Да и мясные прожилки попадаются, а они в нашем деле на шкварки идут, а значит в мусорное ведро. Привлекла цена – 40 руб. за кило. Меня же супруга на 60 настраивала. Взял 3150 грамм такого сала и домой отправился (см. прим. 1).

Дома сало от кожи отделил, с кожи чистенько его соскоблил и в мясорубку отправил! Затем сальную кашу по двум кастрюлям разложил и на огонь поставил. Варится сало. Прозрачный желтоватый расплав в третью кастрюлю через ситечко сливаю. Скоро только одни жёлтые шкварки остались. Соскрёб их все в одну кастрюльку, жарю их и тыльной стороной ситечка отдавливаю, сало отжимаю. Потом опять слил и опять пожарил. Так проковырялся я с ними минут двадцать, пока аммиаком не запахло. Ну, думаю, хватит. Кастрюли и плиту вымыл. Кожу и шкварки взвесил и выбросил. Триста грамм кожи и триста грамм шкварок выбросил. Такие получились отходы.

Сижу, на компьютере щёлкаю, солнышко в окно светит, телевизор лопочет, настроение у меня хорошее, мясо в морозилке подмораживается, иначе трудно его резать будет в хлипком состоянии. Вот так вот сижу и щёлкаю, друзьям по телефону названиваю, смотрю, мясо подморозилось, пора его резать.

Нарезка мяса – самая нудная часть работы. Резал я его сначала слоями как антрикот, потом слои разрезал на палочки, наконец, палочки на кусочки величиною с фалангу указательного пальца. Потом высыпал куски в тазик и начал солить, тщательно перемешивая и раскладывая по трём кастрюлям. Всего извёл пять столовых ложек соли с маленькими горбиками. Кастрюли залил салом и поставил на плиту. Огонь был не то чтобы маленький, но и небольшой. Главная задача сейчас это растопить застывшее на холодном мясе сало. Стартовал в 21 час, а через полчаса сало было растоплено, раствор уже кипел, а кусочки мяса потемнели.

Следующая операция – распределить половником сало между кастрюлями. Главное при этом, чтобы мясо не высовывалось. Потом огонёк подвернул. У кастрюли побольше и огонька оставил побольше. Стоит булькает моё мясо, в каждой кастрюле по восемь-девять выходов пара насчитывается. От пузырей центрального выхода капельки иногда вверх отлетают. Так что кипение не то, чтобы интенсивное, но и не маленькое. Раствор пока мутный. Это много воды с салом смешано. Ну и пусть себе кипит, пойду обо всём этом на компьютере нащёлкаю.

В 23 часа подхожу к кастрюлям и вижу: торчат кое-где кусочки мяса над салом. Непорядок, думаю, и давай их ложкой топить. Правая самая маленькая кастрюля на новый режим выходит. Раствор становится всё более прозрачным, а «бульки» стали маленькими, их много и они по всей поверхности раствора равномерно распределились. Это значит, что воды в растворе стало мало, и кипеть начинает вода не в растворе, а прямо в мясе. «Опережает эта кастрюля», подумал я, и огонёк под нею совсем уменьшил. А вот в большой кастрюле и «бульков» мало и раствор самый мутный. Дай, думаю, огонька подбавлю.

В половине двенадцатого я перемешал мясо и нашёл в большой и в средней кастрюле комья из слипшихся кусочков мяса. Это непорядок! Из таких комьев влага испарятся плохо. Вот к чему привели мои старания утопить куски. Разбил я комья, и перестало мясо покрываться раствором. Что делать? Взял я половник и распределил мясо из маленькой «фаворитки» по двум отстающим кастрюлям. Это стало возможным, так как раствор в них заметно просел, так как много воды выкипело. Вот теперь хорошо! Общая поверхность уменьшилась, всё мясо покрыто, а раствор в обеих кастрюлях стал почти прозрачным.

В 0 часов 10 минут обе кастрюли перешли на второй режим. Раствор стал совсем прозрачным и жёлтым – чистое сало. По его поверхности равномерно распределилось множество мелких «бульков», удалённых друг от друга на 1.5 – 2 сантиметра. Всё идёт по плану, подумал я и включил Интернет. На экстремальном портале красовались выставленные Сергеем Зайко фотки об их удивительном походе «Алтай – три вершины» с восхождениями на высшие точки Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов и блистательным траверсом Белухи.

В 1 час 40 минут я установил под кастрюлями совсем маленький огонёк. Мясо скукожилось в плотные, но рассыпающиеся во рту коричневые кусочки. Мелкие «бульки» распределились по поверхности сала на расстоянии менее сантиметра и образовали «пенку» из прозрачных пузырей. Осталось только выждать.

В 3 часа я достал тщательно вымытые и высушенные литровые картонные пакеты из-под молока. Это были узкие пакеты с квадратным сечением. Я взял маленький половник и засыпал мясом прямо из кипящих кастрюль четыре пакета. Пригоревшие и рассыпавшиеся кусочки мяса на дне кастрюль я не использовал. Затем в каждый пакет долил сало и утопил кусочки мяса, чтобы они не торчали. Пусть стынут, можно пока помыть посуду.

На следующий день залез в холодильник продуктом полюбоваться. Увидел, что сала получилось мало, все верхние кусочки мяса обнажены. Промахнулся с пропорцией. Пришлось сходить в магазин, купить ещё 300 граммов сала, растопить и залить в каждый их четырёх пакетов.

Когда всё застыло, я взял пустой молочный пакет, наискосок отрезал ножницами его верхнюю часть, обмотал нижнюю скотчем (иначе картон разорвётся) и нахлабучил её в качестве крышки на первый пакет с мясом. Затем изготовил из пустого пакета ещё одну такую крышку и плотно надел её уже на донышко мясного пакета. Это чтобы донышко укрепить: дорога долгая, да и в походе пакет повредить нетрудно. После этого обмотал пакет скотчем. Первая упаковка готова. Всего у меня получилось 4 таких упаковки весом 1100 граммов каждая. Это на восемь ужинов для команды из девяти человек.

Примечания к републикации статьи на сайте Турклуба МАИ от 21.03.2016.

1. В последние годы я стараюсь покупать на рынке вместо обычного подкожного свиного сала, так называемый, внутренний жир (тоже свиной). Он значительно легче обрабатывается. Этот жир находится в тонкой натуральной плёнке. Отодрать её трудно, но то, что легко отдирается, лучше отодрать. Потом весь этот жир с остатками плёнки прокручивается через мясорубку и топится. Процесс топления здесь очень легкий и быстрый. Достаточно дождаться закипания влаги в расплавленном жире. После этого жир отфильтроввывается через сито, а в сито остаётся перемолотая пленка.

2. В последние годы я варю мясо не более 4-х часов. Примерно один час сокращается за счет более интенсивного выкипания на первой фазе варки. Еще один или полтора часа сокращаются на второй фазе, теперь я склонен считать, что в 2001 году мы мясо переваривали. Обильно иллюстрированная инструкция с хронометражем и фотофиксацией процесса выкипания приведится в статье [4].

Ссылки

1. А. Лебедев. Питание в горных походах. 2001

2. А. Лебедев. Как я варил мясо. 2001

3. С. Шендеровский. Самодельное мясо.

4. А. Лебедев. Как я варил мясо в апреле 2016 года.

.

На главную страницу сайта