6.1. Перевал Туюксу Западный (4609, 2Б, первопрохождение) расположен в северном отроге хребта Ледяной Мыс, который разделяет долины рек Ачикташ и Туюксу. Перевал ориентирован с юго-запада на северо-восток и соединяет ледник N197, стекающий с северных склонов пика 19-го Партсъезда (5945), с безымянным ледником в долине левого притока Туюксу. Кординаты седла: 39° 26.805'С 72° 58.745'В.

Перевал односторонний, с юго-запада, со стороны ледника N197, не сложнее осыпного 1А. Северо-восточный склон - ледовый и особенно крутой в верхней части.

Путь подъёма на перевал начинается на правом берегу полноводной и быстрой реки Ачикташ и до высоты 4172 м совпадает с путем к перевалу Золотой Теленок. Чтобы избежать брода через Ачикташ мы решили обойти реку по языку ледника Ленина.

Ф.1.1. Вид на реку Ачикташ с обрыва на восточном краю Луковой поляны.

Ф.1.2. Вид с южного края Луковой поляны на реку Ачикташ и на её красный правый приток, стекающий с ледника N197.

07.08 после обеда вышли из базового лагеря фирмы «Горы Азии», спустились с Луковой поляны по осыпи к реке Ачикташ и по её левому берегу подошли к леднику Ленина.

Ф.1.3. Спуск по осыпи с южного края Луковой поляны к реке Ачикташ.

В левом кармане ледника встали лагерем на ночлег. С вечера провели разведку пути пересечения языка ледника.

08.08 с утра пересекли ледник Ленина без особых проблем.

Ф.1.4. Панорама языка ледника Ленина.

Путь по левой морене ледника до красного правого притока реки Ачикташ, стекающего с ледника N197, удобен и проходится быстро. Утренний брод чернез красный поток совсем не сложен.

Ф.1.5. Утренний брод через красный правый приток р. Ачикташ. Речку переходит Вера Калистратова.

За красной рекой начинается подъём к перевалам Золотой Теленок и Западный Туюксу, который проходит вдоль ручья в кармане правой морены ледника N197.

На развилке путей к перевалам, на высоте 4172 м карман расширяется, здесь раскинулось плоское галечное поле, очень удобное для установки лагеря, чем мы и воспользовались.

Ф.1.6. Лагерь 4172 в кармане правой морены ледника N197.

09.08 в радиальном выходе из лагеря 4172 мы отнесли заброску на перевал Мира Западный (4925, 2А). Заброска должна была обеспечить топливом и продуктами питания заявленный нами траверс пика 19-го Партсъезда. К сожалению, этот траверс не состоялся по причине лавиноопасности из-за обильных снегопадов. Описание сквозного прохождения перевала Мира Западный мы дадим в конце отчета.

Утром 10.08 мы начали подъём на перевал Западный Туюксу. Вот по этим двум фото 2012 года [1] готовилось первопрохождение перевала.

Ф.1.7. Внизу ледник N197, чуть выше за ним галечная площадка лагеря 4172. Слева перевал Западный Туюксу (4609), справа перевал Золотой Теленок (4717). Фото снято с тропы к подножию пика Ленина в 2012 г.

Ф.1.8. Северо-восточный склон перевала Западный Туюксу (4609). Фото снято с пика Панорамного (5027) в 2012 г.

Подъём от площадки 4172 теоретически возможен двумя путями: по основному ручью и по ложбине слева от ручья, мы выбрали второй путь, см. ф. 1.6.

Ф.1.9. Подъем по ложбине слева от ручья завершается выходом на осыпной гребень, отделяющий эту ложбину от ручья. Дальнейший путь к перевалу проходит по осыпям правого борта ручья.

Ф.1.10. Сооружение тура на перевале.

Ф.1.11. На северо-восточном склоне перевала под седловиной лежал крутой и глубокий, несколько раскисший на солнце снег. Он выглядел очень не надежно. Поэтому мы начали спускаться с правого (по ходу движения) края седловины, где имелась возможность просверлить во льду проушину. А потом, спускаясь, обходили эту снежную плюшку справа.

Первые три веревки были очень круты, первая круче 50 градусов, потом 50 и 45 градусов. Остальные 4 веревки были уже не столь круты, но мы продолжали вешать, так как снега было мало и ступени не формировались. Всего провесили 7 веревок (по 50 м).

Ф.1.12. На спуске с перевала Западный Туюксу в нижней части ледового склона.

Ф.1.13. Как только вышли на снег, пошли обедать к чистому ручью справа от ледника.

Ф.1.14. Северо-восточный склон перевала Западный Туюксу (4609, 2Б).

Ф.1.15. После обеда мы начали спуск вдоль ручья.

На повороте ущелья налево ручей уходил в круто ниспадающий каньон. Поэтому мы предпочли отклониться от ручья и вылезли на морены справа, по которым нам удалось обойти этот крутой участок.

На последнем километре пути мы снова отклонились от ручья и начали траверсировать правый берег ручья по ячьим тропам, примерно в 100 метрах над ручьём. Ложе ручья здесь очень узкое, зажатое в крутых травянистых склонах, идти по дну неудобно.

Этот траверс закончился выходом на террасу левого берега реки Туюксу.

Ф.1.16. Вид на террасу левого берега реки Туюксу. Красным отмечен путь спуска на террасу из ущелья перевала Западный Туюксу. Отмечено место лагеря 3643 и родники. Фото снято с противоположного борта долины Туюксу.

Ф.1.17. На террасе на высоте 3643 м встали на ночлег.