6.4. Перевалы Мира Западный (4925) и Золотой Теленок (связка 2А). Перевал Мира Западный находится в водораздельном хребте Ледяной Мыс, ориентирован с юга на север и соединяет ледник Перевальный (крупный левый приток ледника Корженевского) на юге с седловиной перевала Золотой Теленок на севере. Координаты перевала: 39° 26.099'С 72° 59.587'В. С юга перевальный взлет снежно-осыпной, а с севера с перевала Мира Западный к седловине перевала Золотой Теленок полого спускается широкий снежно-ледовый гребень северного отрога хребта Ледяной Мыс.

Перевал Золотой Теленок (4717, 2Б) расположен в северном отроге хребта Ледяной Мыс, ориентирован с запада на восток и соединяет правый приток ледника N197 на западе (см. карту) с безымянным ледником долины реки Туюксу. Перевал односторонний: с запада к перевалу ведут пологий ледник и осыпной взлет, в совокупности не сложнее 1Б, а с востока с перевала спускается крутой и весьма опасный обвалами льда ледопад. Координаты перевала: 39° 26.425'С 72° 59.550'В. Сквозное прохождение перевала Золотой Теленок – событие крайне редкое, обычно его идут в связке с перевалом Мира Западный, соединяя бассейн реки Ачикташ на западе с ледником Корженевского на востоке.

Ф.4.1. Утром 16.08 всё та же погода: пасмурно, снег. Лежим до обеда.

Ф.4.2. Ближе к полудню всё больше и больше признаков улучшения погоды, поэтому после обеда собрали лагерь и вышли.

Ф.4.3. Путь вдоль ледника Корженевского проходит по осыпям его левого борта. Здесь имеется очень удобный для прохода желобок.

Ф.4.4. Вот как это место выглядит в хорошую погоду: 6640 - пик Единства, 6194 - пик Спартак, 7134 - пик Ленина. Фото 2015 г. [2].

В этих местах мало чистой воды. На участке от потока с пика Обручева до ледника Перевального имеется единственный чистый ручей. В 2015 г. у этого ручья мы поставили лагерь [2], его координаты: 39° 25.968'С 73° 4.118'В.

Удобный желобок в морене заканчивается у следующего чистого ручья, который берет начало с ледника, стекающего с вершины 5247, см. карту. Координаты этого ручья: 39° 25.670'С 73° 3.210'В. От этой точки вдоль русла ручья начинается подъём на цепочку террас, отделенных друг от друга осыпными склонами. На одной из этих террас мы встали на ночлег.

Утро 17.08 нас встретило отличной погодой. Высокая облачность отсутствовала, над ледником летали лишь клочья тумана.

Ф.4.5. Группа траверсирует осыпной склон перед выходом на очередную террасу.

Ф.4.6. Особенно хорошее место для лагеря в точке с координатами 39° 25.373'С 73° 2.027'В. Это последняя терраса. Здесь имеется чистый ручей. Высота 4490. Движение от этой точки вверх по левому борту ледника Перевального лучше осуществлять по гребню морены. Фото 2015 г. [2].

Эта морена обрывается через 560 метров руслом ручья. За ручьём идет длинная узкая терраса, которая через 450 метров упирается в крутой осыпной склон. Здесь лучше спуститься и выйти на ледник.

Ф.4.7. Путь по леднику Перевальному идет вдоль его левого борта, но у самого борта много трещин, поэтому иногда приходится идти между центром и бортом ледника.

Ф.4.8. Перевал Мира Западный скрыт за этим нунатаком. От вершины скалы до подножия перевала по горизонтали всего 680 метров.

На фото 4.8. путь слева от нунатака осложнен ледопадом, там я ходил в 2001 г, и мне не очень понравилось. Гораздо проще и безопаснее выбранный нами путь справа от нунатака. Блуждание между трещинами заканчивается в самом начале подъёма справа от нунатака.

Ф.4.9. Последние блуждания по леднику Перевальному в поисках обхода трещин. Впереди подъём на снежное плато за нунатаком.

Ф.4.10. До выхода на плато за нунатаком осталось не более 200 метров.

Ф.4.11. Утро 18.08, вид из лагеря 4850 на перевал Мира Западный. Вся осыпь в снегу. По кулуару подниматься не решились, в него намело много снега, боялись лавины. Поэтому пошли справа от кулуара, там снег сдувался и был не столь глубоким - до камней около 10 см.

Уже после того как поднялись на перевал, мы спустились за заброской. Это чтобы не подрезать склоны.

Ф.4.12. Это фото с перевала Мира Западный на осыпную площадку, где мы закопали заброску. Фото снято 09.08 в день, когда мы заносили заброску. Поэтому последствий снегопада на фото не видно.

Ф.4.13. Верхняя часть спуска с перевала Мира Западный на север, к перевалу Золотой Теленок. Фото снято 09.08. В тот день мы обошли разлом справа. После снегопада мы не рискнули подрезать склон и преодолели разлом по снежному мосту.

Ф.4.14. Продолжение спуска с перевала Мира Западный к перевалу Золотой Теленок. Фото от 09.08.2014.

Ф.4.15. А вот так выглядит спуск 18.08.2014. Даже от снегоступов остаются глубокие следы.

Ф.4.16. На перевале Золотой Теленок мы пересеклись с туристами из Вильнюса, которые совершали поход 4 к.с. Совместный снимок от 09.08.2014..

Ф.4.17. В 140 метрах от седловины перевала Золотой Теленок находится ключевой участок его западного склона. Это кулуар с камнями и грязью на льду. Фото 09.08.2014.

Отметим, также, что на этих 140 метрах между седлом перевала и кулуаром имеется несколько коварных трещин, поэтому расслабляться не следует.

Ф.4.18. Вот так приходится корячиться в кулуаре. На этом крутом участке мы спускались по одному, остальные терпеливо ждали, пока спускающийся не выйдет на белый лед ниже кулуара. Фото 09.08.2014.

Ф.4.19. Возможно этот кулуар можно обойти по льду, провесив, максимум, одну веревку. Фото 09.08.2014

Ф.4.20. Ниже кулуара всё просто: ледник пологий и почти без трещин. Фото 09.08.2014.

Ф.4.21 - 4.22. Вид на перевал Золотой Теленок с ледника его западного склона. Фото 09.08.2014.

Ф.4.23. Сход с ледника на морены правого борта долины. За поворотом лагерь 4172, в котором мы провели две ночи в начале похода (после 08.08 и 09.08). Фото 09.08.2014.

Ниже лагеря 4172 мы спускались по пути подъёма 08.09.2014. К вечеру подошли к красному притоку реки Ачиктакш, который стекает с ледника N197. Приток разбушевался. Тем не менее, мы постарались его перебродить, так как на другом берегу в речку впадал необходимый для лагеря чистый ручей.

Ф.4.24 - 4.25. Вечерний брод через красный приток реки Ачикташ.

Ф.4.26. Вот этот чистый ручей. Рядом с ним мы и заночевали. Отличная площадка для лагеря находится в 15 метрах справа между холмиками из земли и щебня. Координаты площадки: 39° 26.793'С 72° 55.638'В.

19.08.2014. Утром по уже известному нам пути мы пересекли ледник Ленина, поднялись на Луковую поляну и к полудню прибыли в базовый лагерь Ачикташ.