ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 6 к.с. ПО ЗААЛАЙСКОМУ ХРЕБТУ (ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ), СОВЕРШЕННОМ ГРУППОЙ ТУРИСТОВ МГУ В АВГУСТЕ 1998 г.

Руководитель – Новик А.О.

Оглавление.

1. Введение.

2. Сведения о районе путешествия.

3. Данные об участниках.

4. Перечень пройденных перевалов.

5.1. Техническое описание маршрута.

5.2. Техническое описание маршрута, продолжение.

6. Карта с маршрутом и высотный график похода.

7. Календарный график похода.

8. Подъезды к району и Транспорт.

9. Обстановка в Киргизии и Узбекистане.

10. Материальное обеспечение похода.

1. Введение.

Район летнего похода 1998 года был выбран, исходя из следующих соображений – все члены группы хотели совершить технически сложный горный поход на Памире, в то время как большинство из них не имело памирского опыта. В этих условиях отправиться в какой либо из районов «внутреннего» Памира казалось нам неоправданным риском. Первоначально рассматривались варианты проведения похода по хребтам Белеули, Зулумарт, Саукдара, но в случае аварии или заболевания одного из участников эвакуироваться из этого района было бы затруднительно. В то же время район Западного Заалая, обладая всем арсеналом сложных препятствий и среднепамирскими масштабами, значительно проще в отношении подъездов и непредвиденной эвакуации. Также немаловажным обстоятельством явилось то, что руководитель в 1994 году был в этих местах в составе группы О.Чхетиани, и было интересно осуществить идеи, возникшие в ходе многократных обсуждений возможностей этого района. Ещё одним преимуществом этого района является его относительно малая исхоженность. Здесь имеются широкие возможности для совершения различных первопрохождений. Наиболее интересным из них, видимо, было бы прохождение траверса пика Сат с ледника Кызыл-Су на ледник Сурхангоу. Это входило в наши планы, однако, не было реализовано из-за уникально неблагоприятных для Памира погодных условий.

Маршрут был построен таким образом, чтобы охватить максимально широкий спектр препятствий. Для этого в маршрут были включены переправа через Кызыл-Су, сложный скальный перевал Шве (3Б), сложный ледовый перевал Фронтовиков (3Б). Недостатком маршрута можно считать относительно скромный километраж, что, впрочем, объясняется «камерностью» выбранного района. График похода был спланирован таким образом, что даже при потере 4-х дней из-за непогоды, и одного дня из-за глубокой тропёжки при восхождении на пик Сат, нитка маршрута, в общем, была сохранена. Единственное, чем пришлось пожертвовать в условиях плохой погоды и высокой лавинной опасности, это траверсом пика Сат со спуском на ледник Сурхангоу через вершину 5521.

Вообще, всем участникам пройденный маршрут понравился, показался достаточно сложным и разнообразным. При подготовке маршрута мы пользовались материалами, любезно предоставленными В.Ляминым. Также использовались материалы Отто Чхетиани похода 1994 года; очень помогли неоднократные консультации Андрея Лебедева. Выражаем им нашу искреннюю благодарность. Также благодарим сотрудников фирмы «Эркештам-Тур» г. Ош за чёткую работу при оформлении документов и организации заезда группы. Благодарим нашего друга из посёлка Шиве Ашира Кочконова, неоднократно помогавшего нам и нашим друзьям, совершавшим походы по Западному Заалаю.

2. Сведения о районе путешествия.

Западным Заалаем принято называть часть Заалайского хребта, расположенную западнее перевала Терсагар. Западный Заалай довольно редко посещается туристами, соседний пик Ленина притягивает к себе основное внимание. Между тем этот район никак не уступает центральной части Заалайского хребта ни по красоте, ни по техничности препятствий.

Западная часть хребта имеет очень разнообразный ландшафт, северные склоны - зелёные, поросшие арчой, летом почти на всех из них ведётся выпас скота, южные – наоборот, безлюдные и суровые, растительность на них очень скудная, почти все долины южного склона обрываются непроходимыми каньонами. Животный мир района очень разнообразен. Здесь водятся архары, горные козлы, медведи, лисы. На леднике мы видели следы барса.

Большинство перевалов ледовые, реже скально-ледовые. Перевалы через Заалайский хребет, как правило, не проще 2Б, исключение составляет перевал Кызыл-Куль – 1А. Интересные возможности для первопрохождений имеются в южных отрогах хребта. Ледники северного склона, как правило, короткие, без ледопадов и фирновых полей. На ледниках, стекающих на юг, почти всегда имеются ледопады и фирновые верхние цирки. Все реки северного склона относятся к бассейну р.Кызыл-Су, южного – к бассейну р.Муксу. Почти все без исключения реки могут представлять сложности при переправах.

Климат района, вообще говоря, сухой и устойчивый, типичный для Памира. На высоте около 3000м средняя температура июля +14-150С. На высоте более 5000м нужно быть готовым к морозам -15-200С. В середине августа обычно имеет место двух -трёхдневный период непогоды.

Административно район принадлежит к Киргизии, граница с Таджикистаном проходит по Заалайскому хребту. Обстановка спокойная и стабильная. Местные жители гостеприимны и радушны.

Начинать походы по Западному Заалаю можно из посёлков Шивее и Дараут-Курган в Алайской долине. Они связаны с городом Ош автосообщением.

3. Данные об участниках.

Аспирант РАН

- Матча

Медик

4. Перечень пройденных перевалов.

Название перевала

11. Бугу

3200 м

Н/к

5.1. Техническое описание маршрута.

5.2. Техническое описание маршрута, продолжение.

6. Карта с маршрутом и высотный график похода.

7. Календарный график похода.

Число

12 км

1525

8 ч 30 мин.

С утра солнечно, после обеда переменная облачность. К вечеру ясно.

Набитая тропа

15 км

873

6 ч

С утра солнечно, после обеда пасмурно, дождь; вечером ясно

Тропа, морена, снег, конгломерат

4.08

500

6 ч 40 мин.

С утра ясно, к вечеру гроза

Брод, морена, ледник

295

6 ч 20 мин.

С утра переменная облачность, после 12.00 туман, снег; после 15.00 - ясно

Закрытый ледник, перила по льду, разрушенные скалы

7.08

1 км

500

3 ч 45 мин.

Переменная облачность, туман, снег

Открытый ледник, перила по льду, скалы

8.08

0,4 км

300

6 ч

Пасмурно, туман, облачность

Разрушенные скалы, перила по скалам

9.08

5,5 км

270

8 ч 30 мин.

Пасмурно, переменная облачность, туман; вечером ясно

Перила по скалам, льду, закрытый ледник

10.08

8 ч 15 мин.

Солнечно, ясно

Ледопад, перила по льду, скалам, открытый ледник, морена

11.08

13.08

1100

6 ч 20 мин.

Солнечно, ясно, к вечеру переменная облачность

Морена, ледопад, закрытый ледник

8 ч 30мин.

17.08

3 ч

Солнечно, ясно; с утра сильный ветер

18.08

8 км

795

5 ч

С утра солнечно, ясно, после обеда переменная облачность, ветер

Закрытый ледник, морена

19.08

150

5 ч

С утра очень сильный ветер, переменная облачность, к вечеру гроза

Закрытый ледник, перила по льду и скалам

20.08

10 ч

Облачно, снег; к вечеру переменная облачность, дождь

Перила по скалам и льду, открытый ледник, морена, тропа

21.08

Днёвка

22.08

480

3 ч 15 мин.

Солнечно, ясно

Брод, травянистые склоны, морена, заморенненый Ледник.

23.08

3 км

800

6 ч 15 мин.

Солнечно, ясно

Морена, перила по льду и по снегу.

24.08

4 км

513

6 ч 30 мин.

Солнце, переменная облачность.

Перила по льду, снежные склоны.

25.08

8 км

8 ч

Весь день пасмурно, к вечеру ясно.

Перила по льду, ледопад.

Итого:

159,9

11431

* ) Учитывается только положительная вариация высоты.

8. Подъезды к району и Транспорт.

В настоящий момент все проблемы с оформлением различного рода пропусков, а также вопросы связанные с транспортом проще всего решать, обращаясь в туристические фирмы. Таковые есть почти в каждом крупном городе Средней Азии. Правда, при этом иногда нужно быть готовым к различного рода неожиданностям, деловые качества представителей многих туристических фирм оставляют желать лучшего. Все фирмы имеют связи в силовых структурах своих республик, поэтому в состоянии сделать пропуск практически в любую погранзону Средней Азии. Обычно стоимость пропуска невелика - 5-7$ с человека.

В нынешних условиях, когда железнодорожное сообщение Москва – Андижан отсутствует, удобнее всего начинать заезд из г. Ташкента, куда каждый день есть 3-4 авиарейса из Москвы, и ходит поезд. Далее в Ош можно двигаться, пользуясь любым из следующих вариантов.

1) Автобус Ташкент – Ош, идущий по Ферганской долине, через территорию Таджикистана.

Достоинства: Достаточно быстрый и очень дешёвый способ попасть в Ош.

Недостатки: Необходимость общаться при пересечении границ с таджикской таможней. Нас отговорили ехать на автобусе, так как за день до нашего приезда у группы альпинистов из Минска возникли сложности с таджикскими пограничниками, улаженные потом посредством взятки, ощутимого размера. По словам представителя фирмы «Эркештам - Тур» случай этот не еденичный.

2) Поезд Ташкент – Андижан. Далее рейсовым автобусом или на такси.

Достоинства: Ешё большая (по сравнению с автобусом) дешевизна, меньше проблем с таможней при пересечении таджикско-узбекской границы.

Недостатки: Самый долгий из всех возможных способов.

3) Самолёт Ташкент – Андижан. Далее до Оша рейсовым автобусом или на такси.

Достоинства: Быстрота.

Недостатки: Вероятные проблемы с билетами, необходимость доплачивать за багаж, относительная дороговизна (стоимость билета – 24$).

4) Такси (мы воспользовались именно этим вариантом). Машина идёт в объезд Таджикистана, через перевал в Кураминском хребте.

Стоимость: C группы в 5 человек (один летел самолётом из Москвы в Фергану) за машину «Дэу-Дамас» мы заплатили $100.

Конечно же, по местным расценкам мы переплатили минимум в 2 раза. Схема работы ташкентских таксистов по линии Ташкент – Ош, Ташкент – Андижан такова: они никогда не едут сами, выступая своеобразными посредниками между пассажирами и ошскими или андижанскими водителями, которые покупают у них право везти пассажира. При этом комиссионные могут составлять около 50% . Если знать это заранее, с ташкентскими таксистами можно вести себя более жёстко и уехать за 40-50$. Для сравнения: на обратном пути за машину из Оша в Ташкент мы заплатили $30.

Достоинства: Объезд Таджикистана, быстрота (8 часов).

Недостатки: Некоторая дороговизна при неоптимальном поведении потенциальных пассажиров.

В 13.30 мы отъехали от железнодорожного вокзала в Ташкенте и через 8 часов были в Оше. На следующее утро в 12.30 мы погрузились в переднеприводной автобус «ПАЗ», предоставленный фирмой «Эркештам - Тур», который за $280 с группы без малейших проблем и с комфортом доставил нас в посёлок Шивее в Алайской долине. Договорённость о найме машины и об оформлении пропусков была достигнута из Москвы по факсу. При этом стоимость пропуска в погранзону Чон-Алайского района составила $7, а проезд в альптурзону Киргизии обошёлся в $15 с человека.

Также в Алайскую долину можно попасть рейсовым автобусом Ош – Дараут-Курган. Билет стоит $5, автобус каждый день. При этом теснота и давка гарантированы. Из Дараут-Кургана в Шивее тоже ходит автобус.

Можно искать машину в Алайскую долину в Оше самостоятельно. Ориентировочная стоимость $200, однако при этом придётся потерять ещё день в Оше для оформления пропуска на водителя.

При выезде из Шивее в Дараут-Курган и далее в Ош мы пользовались общественным транспортом. При этом автобусы Карамык – Дараут-Курган (идущий через Шивее) и Дараут-Курган – Ош стыкуются по времени. По сравнению с 1994 годом езда стала намного более комфортной (меньше народа). Далее, проведя ночь в Оше, начинаем двигаться в Ташкент. За $30 на «ташкентской» автостоянке возле старой мечети находим машину. По дороге заезжаем в Андижан с тем, чтобы попробовать улететь в Москву. В здании аэровокзала к нам тут же подходят билетные спекулянты и предлагают улететь в Москву переплатив по $20 за каждый билет. Однако успехом их усилия не увенчались, билетов они не достали, и мы поехали в Ташкент. В Ташкенте милиционер в здании аэровокзала предложил нам свои услуги по доставанию билетов. После некоторой торговли его услуги были оценены в $5 за каждый билет. Ближайшим утренним рейсом улетаем. Через 4 часа мы в Домодедово.

9. Обстановка в Киргизии и Узбекистане.

Политическая обстановка в Киргизии и Узбекистане летом 1998 года спокойна и стабильна. Основная проблема, с которой предстоит столкнуться, это вымогание взяток. Чтобы снизить вероятность попадания в неприятные ситуации, рекомендуем:

1. Заполнить таможенную декларацию при въезде в Узбекистан, указать в ней точные суммы имеющихся у вас рублей и долларов. Обнаружив незадекларированные рубли и доллары, узбекские власти могут по закону 30% валюты у вас конфисковать.

2. При заезде и выезде через Узбекистан хорошо бы попытаться оформить транзитную визу. Её отсутствие может служить поводом для придирок. Мы это испытали на себе.

3. В Узбекистане (особенно в Ташкенте) нужно быть крайне осторожным при обмене рублей и долларов. Официальный курс доллара примерно в 2,5 раза ниже рыночного. Обмен долларов не в официальных обменных пунктах преследуется по закону и может повлечь за собой крупные неприятности. Известен случай с группой из Омска, попавшей за это на 3 месяца в тюрьму. Тем не менее, менять доллары нужно именно на «чёрном рынке»; при этом экономия, например, на самолётных билетах, цены на которые указаны в долларах, составляет 50% процентов. Таким образом, мы улетели из Ташкента за $107 с человека, учитывая переплату.

10. Материальное обеспечение похода.

10.1. Список общественного снаряжения.

Наименование

24. Стеклоткань.

25. Документы.

26. Фонари.

27. Полиэтилен для заброски.

1 пара

0,7

0,3+0,15

Всего 51,65 кг

Вес общественного снаряжения распределялся между всеми мужчинами участниками поровну и составил 10,3 кг на каждого. Единственная девушка в нашей группе общественного снаряжения не несла.

10.2. Список личного снаряжения.

Наименование Вес (кг.)

26. КЛМН. 0,7

27. Личные вещи. (носки, рубашка, футболка и т.п.). 1,0

Общий вес: 20,07

Вес личного снаряжения, переносимого в рюкзаке, естественно, меньше (не учитывается одежда, одна пара обуви, палки и т.п.).

10.3. Питание в походе.

В наших походах раскладка составляется исходя из следующих основных принципов:

1. Применяется принцип «плавающей раскладки», т. е. в начале похода суточный рацион составляет около 500 грамм, так как в первые дни похода акклиматизация не способствует аппетиту (в условиях Памира эта цифра может быть ещё несколько уменьшена). Затем она постепенно возрастает и к концу похода составляет уже примерно 700 грамм.

2. Периодически устраиваются так называемые «обжорные дни». Во время них вес суточного рациона берётся близким к одному килограмму, в летних условиях они обычно приурочены к днёвкам. Наличие «обжорных дней» не позволяет накапливаться чувству голода и снимает психологический дискомфорт, связанный с возможным недоеданием.

3. Все продукты фасуются по едам, смена дежурства происходит также после каждой еды. Продукты делятся между участниками таким образом, чтобы каждый использовал во время дежурства свои продукты. Это автоматически решает проблему равномерной разгрузки участников.

Каждый участник берёт 0,5 кг сладостей по собственному усмотрению в качестве «сладкого сюрприза».

4. Все эти положения были выработаны и многократно проверены в ходе наших летних и зимних походов. Ниже приводим полный образец раскладки. Общий вес продуктов в расчете на одного человека составил 17 кг 90 г без учета упаковки.

10.4. Список аптеки.

Дибазол

Очки солнцезащитные, запасные

10.5. Смета похода.

Все суммы приводятся в расчёте на одного члена группы: