5.1. Техническое описание маршрута.

26 – 29 июля. Поезд Москва – Ташкент. Поезд пришёл в 12.00 местного времени, прямо на перроне нас уже поджидают таксисты. Вскоре к нам подходит Шахноза (некая ташкентская знакомая), выясняется, что ехать на рейсовом автобусе через Таджикистан не стоит, таджикские таможни преодолеваются довольно тяжело. За $100 находим машину (Дэу «Дамас»), идущую в объезд Ходжента через перевал в Кураминском хребте. Как выяснилось при выезде, мы переплатили как минимум в два раза. Заполняем таможенные декларации, грузим рюкзаки и трогаемся в путь. На перевале мы попадаем в жуткий ливень, кругом сплошные тучи. К ночи добираемся до Оша. Останавливаемся в гостинице местного спорткомитета. Довольно мерзкие бараки.

30 июля. Утром знакомимся с группой из Свердловска, которая собирается на пик Ленина. Руководитель идет в офис фирмы «Эркештам – тур» для получения необходимых бумаг и пропусков. Все договоренности с представителями фирмы были достигнуты еще из Москвы по факсу. Стоимость пропуска в погранзону составила $7 с человека, пребывание в альптурзоне - $15 с человека, машина на группу - $280 до поселка Шивее. Нужно сказать, что свои обязательства перед нами фирма выполнила очень чётко и в полном объёме, что было приятной неожиданностью; в прошлом году бишкекская фирма «Достук-треккинг» неоднократно нас подвела. В 12.30 (всюду далее – время местное) приехал из Ферганы летевший самолётом Ремизов. Водитель Игорь внушает уважение, в Алайскую долину он ездит по несколько раз в неделю. По пути он несколько раз несгибаемо отражает попытки милиционеров подсадить к нам пассажиров. Переваливаем пер. Чирчик, проезжаем Гульчу. Долина, по которой идет шоссе, очень живописна. Перед подъемом на перевал Талдык останавливаемся на обед в скверной грязной чайхане, которую держит старуха – киргизка. С перевала дорога спускается в Алайскую долину. Сразу становится холодно. Пока на погранзаставе проверяют документы, любуемся видом Восточного Заалая, который находится прямо напротив заставы. От заставы начинается отворот на перевал Кызыл – Арт. Времени около 19.00, за темным понижением Кызыл – Арта на западе видны ледник Корженевского, пик Кызыл – Агын и далее в облаках - пик Ленина. Быстро темнеет. В Дараут –Кургане пытаемся узнать у местных ориентиры отворота на пос. Шивее - неудачно. Достаем карту, в такой темноте толку от неё мало. Наконец слева видны несколько огней, руководитель начинает узнавать места, ориентир - бетонная будка остановки около отворота на Шивее. Время 22.30, в посёлке все давно спят; на небе ярчайшие звёзды, завтра будет хорошая погода. Прощаемся с водителем, и чуть выше посёлка, на берегу арыка, расстелив спальники, заваливаемся спать.

31 июля. В 5.00 утра просыпаемся от громких голосов проезжающих мимо крестьян, которые закрывают воду в арыках. Попытки поговорить с ними по-русски не увенчались успехом, лишь удалось узнать, что наш старый знакомый Ашир Кочконов сейчас находится в поселке, нам показали его дом. На лошади руководителя довезли до дома Ашира. Тот без труда вспомнил поход 1994 года и его участников. Договариваемся насчет лошади и ишака, чтобы добросить груз к устью р. Саз, это место у киргизов Шивее называется Кош – Таш. В рюкзаках оставляем только личные вещи, остальное грузим на лошадь и ишака. В 8.00 выступаем. Лошадь ведет Ашир, ишака – его племянник, мальчик, приехавший на лето домой из Саудовской Аравии, где он учится в медресе. За 2 перехода по отличной тропе левого берега доходим до р. Саз, переправившись у ее устья по мосту через р. Шивее.

Ф.1. Слияние рек Саз-Джайлоо и Кызыл-Куль.

Ф.2. Пер. Шивее из долины р. Саз-Джайлоо.

В коше у слияния рек оставляем все вещи, кроме заброски третьего кольца. С собой берем только спальники, палатки, продукты на 2 дня, заброску и горелки. В коше пьем чай, после чая Ашир уезжает, мы допаковываемся и уходим вверх по долине р. Саз (Ф.2), по левому берегу. Через 1 переход останавливаемся у реки под арчой, подкошенные жарой. С противоположного правого берега свистят мальчишки.

Ф.3. Дети кишлака Шивее.

Ф.4. Долина Саз-Джайлоо.

В 16.00 по спадающей жаре выходим. За 2 перехода доходим до мощного селевого выноса с левого борта. За ним встаем на ночлег, т.к. не хочется ночевать в непосредственной близости коша, находящегося перед началом подъема на перевал Шиве.

11 км

664 м

Перевал Шиве (н.к ) 3665 м.

1 августа. Сегодня нам предстоит отнести заброску под ледник Кечу – Суу через перевал Шиве (н/к, 3665 м). За 20 минут доходим до кошей у подъема на перевал. В коше одни женщины, поэтому попытки договориться об оставлении вещей на день оказываются неудачными – непреодолимый языковой барьер. Просто так оставлять вещи мы не решаемся и уходим на перевал. Подъем возможен по тропе и по ручью, текущему с перевала. После первой трети подъема эти пути сливаются. За 2 перехода, набрав 600 метров высоты, выходим на перевал. С широкой седловины перевала спускаемся по тропе, забирая налево. Тропа серпантином преодолевает крутой сай, сразу после этого – гнилое озеро – лужа. Дальше спуск становится круче; по заросшему арчой склону спускаемся на уютную поляну, окаймленную зарослями арчи. На поляне пасутся лошади. Тропа приводит еще к одному саю с очень крутыми бортами. Преодоление его не по тропе невозможно. По дну бежит маленький ручей. До сая спускались один переход от седловины. После сая тропа выходит на террасы правого берега. Нужно идти, не спускаясь к реке; мы же в какой – то момент взяли чуть ниже и вынуждены были облезать поверху прижим, тот самый, который в 1994 году безуспешно пытались с Отто Чхетиани и Андреем Бринзовым пройти у воды. Напротив долины, ведущей к перевалу Дальний (1Б), мы обедаем и оставляем заброску в камнях на красивой поляне рядом с характерной, растущей шатром арчой. Время 13.00. Путь с седловины перевала до места заброски занял 3 перехода. Назад идем быстро, почти без остановок. На перевале мы в 17.00. Спустившись с перевала, угощаемся в коше хлебом и айраном. Еще один напряженный переход – и в густеющих сумерках мы возвращаемся к кошу у слияния рек, где оставили вещи. Старуха-киргизка, у которой мы оставили вещи, приглашает нас в юрту.

Ф.5. В киргизской юрте.

Пьем чай, айран, едим лепешки и каймак (Ф.5). На поляне чуть ниже коша в 22.00 ставим палатки, разгоняем детей и ложимся спать.

12 км

1525 м

2 августа. Утром без завтрака собираемся и с основательно потяжелевшими рюкзаками в 8.35 уходим вверх по долине р. Кызыл-Куль. Идём по правому берегу, перейдя реки Саз-Джайлоо и Кёль-Дук по мосту.

Ф.6. Верховья р. Кызыл-Куль.

За два перехода доходим до коша Ашира (Ф.6) у впадения р. Тер-Аша, в котором нас ждёт очень смешная и трогательная записка на русском языке с просьбой сфотографировать сыновей Ашира, что мы и делаем. У коша тропа по мосту переходит на левый берег. Ещё два перехода проходим по зелёным моренным холмам, минуя замечательной красоты луковые поляны, и на удобных травянистых площадках в 14.00 останавливаемся на полуднёвку. Остаток дня загораем и ничего не делаем. С утра нам предстоит переправа на другой берег.

7 км

600 м

Перевал Кызыл-Куль (1А), 4273м.

Перевал Кызыл-Куль - один из простейших перевалов через Заалайский хребет. Им часто пользуются местные охотники, в последнее время он активно используется для переброски наркотиков. В 30-е годы местные жители, пытавшиеся убежать в Афганистан, попали на перевале в засаду НКВД и были перебиты. Перевал не представляет никакой технической сложности, хотя могут возникнуть некоторые трудности с его нахождением.

3 августа. Выходим в 8.30. Переходим на правый берег и за первый переход поднимаемся на крутой осыпной ригель. Перепад высоты около 200м. Тропа уже не очень хорошая, за следующий переход доходим до небольшого каньона на реке, рядом с правого борта сходит маленький снежник. Ещё за один переход поднимаемся в висячий цирк перевала, ориентиром служит характерный снежник на перевальном склоне (Ф.7).

Ф.7. Перевал Кызыл-Куль.

Ф.8. Перевальное плато перевала Кызыл-Куль.

Ф.9. Пер. Кызыл-Куль из долины Кызыл-Су.

За переход выходим к красивейшему озеру на перевальном плато и здесь обедаем. Время 13.00. Перевальная точка находится в юго-восточном углу плато (Ф.8). На перевале очень много снега, гораздо больше, чем в 1994 году. Во время обеда портится погода, небо затягивают черные тучи. С перевала спускаемся на широкий галечный «аэродром» по которому широко, многими руслами разлилась река Кызыл –Су, идём по нему, многократно «бродя» через широкие, спокойные протоки. Впереди темнеет заморененное тело ледника, перегораживающего долину. Поднимаемся на ледник, подпруженная река с рёвом срывается в рантклюфт. В разрывах облаков появляется пик Корженевской. Блуждая по моренному хаосу, пересекаем ледник. При спуске с левобережной морены происходит несколько падений на крутом, но коротком конгломератном склоне. Ещё переход идём по левому берегу, высоко над рекой. В сумерках встаем на чистом ручейке у выхода Кызыл-Су из каньона, напротив впадения Малой Кызыл-Су. Места под палатки почти нет, и ещё полчаса уходит на выравнивание площадок. Наутро предстоит брод.

15 км

873 м

Перевал Саз (2Б), 4795 м.

Перевал Саз расположен в Заалайском хребте между п. Козкурган и безымянной вершиной, соединяет ледники Малый Кызыл – Су и Саз – Джайлоо. С востока подъем на перевал не представляет никакой технической сложности. Спуск на запад по ледовому кулуару крутизной 35 – 400, около 300 м. Перевал является классической 2Б. Потенциальную опасность представляют разрушенные скалы по правому борту кулуара. С них возможны сходы камней.

4 августа. Выходим без завтрака в 6.30, чтобы переправиться по малой воде. Предстоит перебродить через р. Кызыл-Су, Малую Кызыл-Су, оставить на правом берегу Малой Кызыл-Су заброску и подняться на ледник под перевал Саз. Через р. Кызыл-Су бродим в 50-ти метрах выше слияния с М. Кызыл-Су (Ф.10).

Ф.10. Переправа через Кызыл-Су.

Первого пускаем на двух страховочных усах; воды с утра немного, и он переходит без особых проблем. Далее натягиваем перильную веревку и по ней на карабине, со страховкой с обоих берегов, переходят все участники. Последнего опять страхуем двумя усами. Далее бродим через М. Кызыл-Су, в 100 метрах выше слияния с Кызыл-Су (Ф.11, Ф.12).

Ф.11. Переправа через Малую Кызыл-Су.

Ф.12. Малая Кызыл-Су.

Схема, в общем, аналогична, только воды стало значительно больше. Время около 8.00. В 9.00 все благополучно заканчивают переправу, готовим завтрак и в камнях оставляем заброску. В 12.00. высушив вещи, правым берегом р. М. Кызыл-Су за 1 переход поднимаемся на крутой моренный гребень и по его карману выходим на ледник М. Кызыл-Су. Карман скоро заканчивается, и мы переваливаем на основное заморененное тело ледника.

Ф.13. Пик 5031.

Ф.14. Перевал «1500 лет г. Киеву».

Перед нами перевал «1500 лет городу Киеву» (2А). Язык ледника М. Кызыл-Су не сливается с ледником из– под перевала «1500 лет городу Киеву» (Ф.14), как показано на карте, и довольно неприятен для прохождения. По моренному чехлу пересекаем ледник в направлении левобережной морены. Какое-то время идем по ее ровному гребню; вскоре она упирается в скальный лоб. Перепрыгиваем через рантклюфт и оказываемся на уже относительно чистом ровном леднике. По леднику за 20 минут подходим к разорванному 50-ти метровому ледовому взлету (Ф.15), у которого одеваем кошки.

Ф.15. Ледовый лоб на леднике Малый Кызыл-Су.

Сюда шли 2 перехода от выхода на ледник. Вылезаем наверх на спокойный ледник и идем по нему. В конце 5-го перехода резко портится погода, начинается гроза, устрашающе гремит над головами. Решаем немедленно прекратить движение и локализовать металлическое снаряжение. Как только поставили лагерь, гроза прошла. В 19.30 ясный закат, любуемся замечательно красивой стеной пика 5031 (Ф.13). Наш лагерь стоит на срединной морене у слияния двух верхних ветвей ледников.

7 км

500 м

5 августа. С утра пасмурно, но видимость есть. Выходим в 8.30 и идем в направлении перевала. В 9.30 погода портится, видимость составляет 20 метров. Идет густой мокрый снег. Ставим сначала одну палатку, но и к обеду ничего не меняется. В 16.00 ставим вторую палатку, ясно, что надеяться не на что. Всю ночь идет снег.

2 км

250 м

6 августа. С утра в просветы облаков проглядывает солнце. Выходим в 8.45. За 2 перехода по пологому закрытому леднику в связках выходим на перевал Саз (Ф.17).

Ф.16. Пик Козкурган.

Ф.17. Верховья ледника Малый Кызылсу и перевал Саз.

Время 10.50. Седловина не широкая, снежно – осыпная. В туре записка 1987 года, свердловчане, руководитель Устиновский. Погода облачная. В облаках проглядывает внушительный гребень перевала Шве (3Б) (Ф.20). На спуск вешаем 5 веревок на бурах по 35-400 ледовому склону (Ф.18).

Ф.18. Перевал Саз с севера.

Спуск занял 3 часа. Спустившись, в 14.00 прямо под перевальным склоном обедаем. Ледники, лежащие под перевалами Саз и Шве, разделены ледосбросами и разрушенным скальным гребнем. С обеда выходим в 16.00. Дальнейший путь неочевиден, час уходит на разведку пути. Еще за 1 час обходим гребень справа (при этом кое-где идём лазаньем по разрушенным скалам) и встаем на ночлег в 18.00 напротив подъема на гребень перевала Шве на травянистой террасе над ледником. Вечером уважительно разглядываем гребень (Ф.21).

Ф.19. Пик Козкурган и пер. Шве из долины р. Саз-Джайлоо.

Ф.20. Гребень пер. Шве с пер. Саз.

Ф.21. Пик Козкурган, пер. Шве и пер. Саз с ледника Саз.

6 км

295 м

Перевал Шве (3Б), 4982 м.

Перевал Шве, пожалуй, один из самых сложных перевалов Западного Заалая. Северная его стена представляет гигантский крутой ледовый склон, местами разорванный, местами со скальными выходами. Над перевальной седловиной висят карнизы. Склон изобилует снегосборниками и является лавиноопасным. Безопасный путь подъема проходит по скальному контрфорсу, выход на который осуществляется по ледовому склону с навешиванием перил. При прохождении контрфорса нужно преодолеть два бастиона, между которыми есть места для ночевок. Кое – где встречаются участки довольно сложного лазания; скалы повсеместно сильно выветрены, надежные промежуточные точки организовать затруднительно. Скалы разрушены и довольно камнеопасны. После прохождения скальных бастионов еще три веревки по ледовому склону. Для спуска с перевала необходимо преодолеть один из самых трудных ледопадов Западного Заалая - Северный Кызыл-Су. Добавим, что перевал был пройден нами фактически в режиме первопрохождения – никакой информации (кроме фотографий) нам в Москве обнаружить не удалось.

7 августа. Выходим в 8.15. Пересекаем ледник и начинаем подъем на гребень контрфорса. Траверсируем снежный камнеопасный склон под скалами, преодолевая бергшрунд по старому лавинному конусу. Камнеопасность склона сосредоточена в одном месте – черный снежный желоб шириной 3 метра. Набрав немного высоты по снегу, выходим на разрушенные скалы. Лазание несложное. Идем плотной группой. По скалам проходим около 200 метров (по вертикали) и выходим на лед выше камнеопасного участка (эти разрушенные скалы и были основным источником идущих по снегу камней). По льду четыре веревки перил, крутизна 45 – 500. Погода плохая, видимости почти нет; люди, находящиеся на разных концах веревки, друг друга почти не видят. Вышли на седловину в 12.00. По- прежнему туман, пошел мокрый снег. На седловине в гребне, на который мы поднялись, имеется осыпная площадка для двух палаток, сейчас, правда, засыпанная снегом. Ставим палатки и обедаем. При такой видимости продолжать движение по скалам невозможно.

Ф.22. Вид в Алайскую долину от первой ночевки на гребне пер. Шве.

Ф.23. Вечер. Первая ночевка на пер. Шве.

Ф.24. Гребень пер. Шве от места первой ночевки.

После 17.00 относительное прояснение (Ф.23), делаем попытку обработать скалы первого бастиона. Она оканчивается неудачей из – за упавшей до нуля видимости. Перед самым наступлением темноты снова некоторое прояснение.

Рис. 5.1. Схема прохождения перевала Шве.

1 км

500 м

8 августа. Выходим в 8.30. Погода пасмурная. Идем сначала по снегу, затем в связках по гребню под первый бастион с попеременной страховкой через выступ (Ф.25).

Ф.25. Подход в связках под первый бастион.

Скалы мягкие, сильно разрушенные. За 1 переход подходим под бастион. На бастионе вешаем винтообразную скально-ледовую веревку (Ф.26), затем группа собирается.

Ф.26. Начало первого бастиона.

Идем в связках по гребню 200 метров. Вторая веревка начинается сложными гладкими 800 скалами, затем 10 метров крутого (650) ледового кулуара, после этого снова разрушенные сланцевые скалы. С трудом находится выступ для закрепления веревки. Третья веревка по несложным скалам выводит на площадку в гребне. Ясно, что сегодня второй бастион мы не преодолеем. Делаем площадки и ставим лагерь. Вешаем еще одну веревку, обходящую справа монолитную вершину первого бастиона по ледовому кулуару (Ф.27). Время 16.30.

Ф.27. Первый бастион от места ночевки.

0,4 км

300 м

9 августа. Выходим в 8.15. С утра переменная облачность. Быстро проходим провешенную накануне веревку и в связках подходим под основание второго бастиона. Сложная траверсная веревка по разрушенным скалам и льду (Ф.29).

Ф.28. Гребень Заалайского хребта с гребня пер. Швее.

Ф.29. Начало прохождения второго бастиона.

Ф.30. Начало прохождения второго бастиона.

Ф.31. Работа на втором бастионе.

Вторая веревка вертикально вверх, начинается по ледовому кулуару (15 м, 600), затем кулуар упирается в скальный балкон (Ф.31). После промежуточной точки на ледобуре ведущий проходит балкон. Дальше снова крутые разрушенные скалы. Ведущий расчищает их от камней, но все равно их остается достаточно. Страхующие укрыты за скальным выступом над ледовым кулуаром, и летящие камни их не достают. Веревка крепится за выступ у вершины второго бастиона. Еще одна веревка траверсом выводит за бастион на сланцево – осыпной гребень, на котором устраиваем обед в 14.30. Выходим с обеда в 15.30. Еще три веревки по льду (Ф.32) выводят нас на гребень Заалайского хребта (высота 4970 м); сплошной туман. Время 17.00.

Ф.32. Выход по льду на гребень Заалайского хребта.

Едим шоколад и фотографируем долины р. Саз, р. Кызыл-Куль, проглядывающие в разрывах облаков внизу (Ф.33).

Ф.33. Панорама в сторону Алайской долины с пер. Шве.

Спуск по пологому закрытому леднику в связках занимает 1,5 перехода до ночевки на левобережной морене в 1 км от главного ледопада. Время 19.00. Любуемся панорамой п. Сурхангоу, п. Козкурган, пер. Энтузиаст. Виден возможный перевал через плечо пика Сурхангоу, позволяющий попасть на ледник Кызыл-Су Южный без прохождения ледопадов (Ф.34). Ориентировочная сложность перевала – 3А.

Ф.34. Пик Сурхангоу, пер. Энтузиаст, возможный перевал в плече пика Сурхангоу.

5,5 км

270 м

10 августа. Выходим в 8.45. За 20 минут подходим к началу ледопада Кызыл – Су Северный. Входим в ледопад, придерживаясь его правой стороны (Ф.35).

Ф.35. Начало прохождения ледопада Кызыл-Су Сев.

После одного часа ходьбы в связках, преодолевания многочисленных трещин и гребней, подходим к первому из генеральных разломов (Ф.36, Ф.37, Ф.38).

Ф.36. В ледопаде Кызыл-Су Сев.

Ф.37. В ледопаде Кызыл-Су Сев.

Ф.38. В ледопаде Кызыл-Су Сев.

Вешая две сложно устроенные перильные веревки, спускаемся на широкое, засыпанное битым льдом дно разлома (Ф.39).

Ф.39. Спуск на дно разлома.

Еще 30 минут движемся в связках вдоль правого борта ледопада. Видим простой безопасный проход в рантклюфт правого борта на гладкие и чистые бараньи лбы . Веревка по грязному, покрытому моренной крошкой льду выводит нас на эти скалы (Ф.40).

Ф.40. Проход в рантклюфт правого борта ледника Кызыл-Су Сев.

Еще 4 верёвки выводят нас к безопасному снежнику в рантклюфте (Ф.41, Ф.42).

Ф.41. Работа на «бараньих лбах» рантклюфта.

Ф.42. Работа на «бараньих лбах» рантклюфта.

Ф.43. Рантклюфт ледника Кызывл-Су Сев.

Первая идёт вдоль рантклюфта по гладким скалам крутизной 450, верёвка закреплена петлёй на массивном ледовом обломке, лежащем на скалах. Вторая уходит вниз – направо (ор.), закреплена на скальном крюке. Она достает до маленькой скальной полочки, после которой скалы отвесно уходят вниз. Третья выводит к широкой наклонной осыпной скальной полке над рантклюфтом. Идём 50 метров по этой полке вдоль рантклюфта вниз. Затем ещё одна верёвка по разрушенным скалам выводит нас на безопасный снежник в рантклюфте.

Ф.44. Ледопад Кызыл-Су Сев.

Ф.45. Ледопад Кызыл-Су Сев.

В 16.00 прохождение ледопада закончено. Идем по рантклюфту до слияния с ветвью Южного Кызыл -Су (1 переход). Пересекаем заморененный ледник до рантклюфта левого борта. Спускаемся по рантклюфту, что, видимо, было ошибкой, т.к. над ним находятся очень камнеопасные кулуары, с которых на нас слетел заряд камней. После крика «камни» все ринулись укрываться за большие глыбы морены. Камни шли большим зарядом с огромной скоростью. Ошарашенные, скорей уходим из – под опасного конгломератного склона. К 19.00 доходим до чудесного озера в кармане морены левого борта ледника (Ф.47 – Ф.50).

Ф.46. Каньон р. Кызыл-Су.

Ф.47. Озеро 3716, ледник Кызыл-Су.

Ф.48. Озеро 3716.

Ф.49. Озеро 3716.

Ф.50. Озеро 3716.

Ф.51. Дневка.

Встаем на ночлег на его левом травянистом берегу. Завтра дневка.

6 км

____

11 августа. Дневка. Поход за заброской к устью Малой Кызыл – Су.

Путь к месту заброски (устье р. М.Кызыл-Су ) проходит по террасе правого берега, заваленной гигантским курумником. Непонятно, где может проходить караванная тропа через перевал Кызыл-Куль. Вниз по долине видна характерная ступенька перевала Мушкетова и величественный пик Корженевской.