5.2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА. ЧАСТЬ 2.

5.7. Траверс пика Заря Востока (6349 3Б).

Траверс Зари Востока несомненно явился ключевым элементом нашего похода. Заря Востока – вторая по значимости и третья по высоте (после Корумды и в.6384) вершина восточного Заалая. При планировании траверса мы располагали единственной фотографией, причем на ней не просматривалось подходящих гребней для подъема на главный хребет с ледника Нура. Спусковой гребень на ледник Вост. Кызылсу был виден отлично, поэтому мршрут был спланирован в двух вариантах: один из них предусматривал прохождение вместо траверса вершины перевала в северном отроге Зари Востока. Существуют следующие варианты выхода на гребень:

1) По гребню вершины 5985. Этот путь, пожалуй, самый безопасный, гребень ярко выраженный, на нем много мест для ночевок. Недостаток – неоправданная длина и потеря высоты при спуске с вершины на седловину в западном плече.

2)Через седловину в западном плече в.5985. При подъеме на седловину нужно опасаться лавин и обвалов с южного гребня в.5985. В остальном, путь достаточно безопасен. На наклонных снежных полях перед седловиной гарантирована глубокая тропежка.

3)Через седловину западнее в. 5995 (путь, выбранный нами). Безусловно, самый короткий и экономичный путь. Весьма реальна опасность схода снежной доски с перевального склона. Под склоном не было ни малейших следов лавин, это и усыпило нашу бдительность.

При подъеме по вершинному гребню основная сложность преодоление трех крутых участков с карнизами, они проходились с попеременной страховкой.

Перевал “Ночной дозор”, на который мы поднялись с севера, может служить для прохождения кольца вокруг “Зари Востока”. При этом придется пройти сложный и интересный перевал в южном отроге вершины.

Ф.45. Маршрут траверса Зари Востока (фото из неудавшейся экспедиции 1999 года). Стрелками обозначены места ночевок.

03.08. 13 день. Выход в 8.30. Жаль уходить с наших чудесных травянистых площадок. Идем по морене на левую ветвь ледника Нура. Первый переход проходит в постоянных подъемах и спусках с моренных гребней. Дальше идется легко, ледник практически ровный, закрыт чехлом мелких желто–серых камней. Еще через 3,5 перехода обедаем под большим камнем.

Ф.46. Возможный перевал в левом бору ледника Нура.

Яркое солнце, но ветрено. Перед нами ясно видна вершина Зари Востока, она все приближается.

Ф.47. Пик Заря Востока.

На леднике появляются открытые участки. Двигаемся вблизи правого края, участок изломанного льда обходим справа, ближе к центру ледника. Здесь связываемся, т.к. появляются закрытые трещины. Решаем ночевать на верхней ступени ледника выше моренного уступа. Вылезаем наверх на уступ по левой стороне морены, в верхней части подъема выходим на снежный склон. Моренный уступ сложен крупными камнями, ровного места для палатки здесь нет. Лагерь ставим на снегу около камней. Ясный вечер. Обсуждаем возможность траверса Зари Востока. Удобный для подъема гребень остался чуть ниже по леднику.

04.08. 14 день. Входим в 8.30. Нам предстоит спуститься немного ниже по правому борту ледника, чтобы выйти на гребень удобный для подъема. От лагеря уходим вправо под склон, сбрасываем по нему немного высоты и за 1 переход по кое-где разорванному леднику подходим под основание гребня. Здесь надеваем кошки и начинаем подниматься вверх короткими серпантинами. Снег, в основном, жесткий фирн; иногда проваливаемся на 20 – 30 см. Крутизна склона порядка 30 0. Привалов почти не делаем. К 13.00 подходим к большому бергшрунду, здесь в тени обедаем. Погода ясная, яркое солнце, очень жарко.

Ф.48. Пик Иркештам и вершина 5715. Вид с подъёма на главный хребет при траверсе Зари Востока.

Выходим с обеда в 15.00, выходим из-под бергшрунда слево, обходя большую трещину по снежному мосту. Снег раскис под солнцем, проваливаемся по колено. Наверху над нами виден перегиб склона, ледовые сбросы образуют площадку. Очевидно, это удобное место для ночевки. Идем прямо вверх, к 17.30 подходим под сброс. Аккуратно проходим по разлому между ледовыми блоками и вылезаем наверх, на балкон. В 1 8 .00 ставим лагерь. Вечером начинает идти снег, он засыпает только хребет и нас на нем, а над ледником и всей Алайской долиной ясно и солнечно.

05.08. 15 день. Утро ясное. Выходим в 8.30 и за 1 переход поднимаемся на перегиб склона. Открывается панорама всей верхней части цирка (Ф.49).

Ф.49. Панорама главного хребта в районе Зари Востока и вершины 5995.

Ф.49*. Фрагмент панорамы.

Справа цирк замыкает Заря Востока, слева – вершина 5985. Прямо над нами возвышается вершина 5995, на ней висят большие ледовые карнизы. Справа и слева от вершины – понижения перевалов. Наш путь лежит на правую, ближнюю к Заре Востока седловину, от которой начинается подъемный гребень на пик. Идем под перевал. Под вершиной 5995 лежат большие конуса лавин и ледовых обвалов, быстро минуем это место и за 2 перехода подходим под перевальный взлет. Все время глубокая тропежка, по колено и выше. Перевальный взлет широкий, в его правой части наверху висят карнизы, на склоне ледовые сбросы и разломы. Начинаем подъем в левой части перевального взлета. В нижней трети склона находится небольшой бергшрунд, довольно быстро поднимаемся до него и там обедаем. Здесь надеваем кошки. От бергшрунда крутизна склона увеличивается до 40 – 450, снег довольно жесткий, но движение по нему ненадежно. Начинаем провешивать веревки, закрепляя их на ледорубе. Проходим 9 веревок вверх, на двух последних снег плохой, явно лавиноопасно, снежная доска и под ней пустота. Еще 2 веревки траверсом вправо и немного вниз выводят нас на гребень. Отсюда по гребню немного проходим до удобной седловины. Время уже 20.00, быстро темнеет. В Китае уже совсем темно. На востоке какая-то совершенно удивительная цветовая гамма. Перевал называем “Ночной дозор” по ассоциации со знаменитым полотном Рембрандта. Ставим лагерь. На седловине дует очень сильный ветер, от него не защищают даже скалы, под которыми стоит палатка.

06.08. 16 день. Утром ясно, прекрасно виден весь гребень до вершины. Собираемся в палатке – очень сильный ветер, продувает даже пуховки. Выходим в 9.00. Становится ясно, что при таком ветре двигаться невозможно, ветер просто кладет на склон да и поморозиться можно. Немного проходим по гребню и ставим палатку в небольшой снежной яме, где ветер чуть слабее. К 12.00 ветер стихает, быстро собираемся и выходим. Чуть ниже нас во всех долинах тучи, они быстро поднимаются. Через 1 переход по гребню видимость исчезает совершенно. Идет снег. Двигаться нельзя, приходится ставить лагерь. До вечера погода не улучшается.

07.08. 17 день. Утром в долинах низкая облачность. Тучи, как и вчера, быстро поднимаются, видимость пропадает. Мы поднимаемся вдоль гребня, в двух метрах от нас он едва проступает. Надеясь на лучшее, продолжаем двигаться. В 13.00 доходим до поворота гребня. Без видимости идти наверх опасно, снизу мы видели огромные карнизы в вершинной части гребня. Выкапываем небольшую площадку в 30 – градусном склоне, садимся на рюкзаки под полиэтилен и перекусываем. Ясно, что улучшения не будет. Выкапываем площадку под палатку. Снега настолько много, что не составляет труда сделать ровную площадку, несмотря на крутизну склона.

Ф.50. Ночевка на ребре при подъёме на пик Заря Востока.

Ф.51. Вид в Китай с восточного гребня Зари Востока.

Высота около 6100. Момент довольно критический – завтра нам необходимо пройти траверс вершины и начать спуск, т.к. даже "растянутых" продуктов остается только на один день.

08.08. 18 день. Выходим в 8.00, завтрак не варим, делаем только чай. Видимость плохая, однако, двигаться можно. Перед нами три огромный снежных зубца, их мы видели еще снизу (Ф.52).

Ф.52. Восточный гребень Зари Востока.

Снег глубокий, по колено и выше. За 1,5 часа мы проходим зубцы, затем выходим по гребню на верх ледовой "нашлепки". Это уже вершинное плато. Отдыхаем. Облака на время растягивает, в просветах далеко внизу видна вся Алайская долина. Вид удивительный, все хватаются за фотоаппараты. После привала идем по плато в сторону вершины, до нее осталось совсем немного. Однако, все снова затягивает облаками, непонятно, куда идти. Приходится подождать. При улучшении видимости за 20 минут доходим до вершины. Восторг захлестывает, наконец-то ! Вершина Зари Востока – снежный купол.

Ф.53. На вершине пика Заря Востока.

Ф.54. Путь спуска с пика Заря Востока по гребню Заалайского хребта.

Ф.55. Путь спуска с пика Заря Востока по гребню Заалайского хребта.

Снимаем виды в Китай, в сторону Курумды, Алайской долины и начинаем спуск. Спускаемся по гребню главного хребта на запад, почти сразу надеваем кошки (Ф.54). За 20 минут спускаемся до удобного места, чтобы перекусить. На гребне выходы скал. под ними от гребня отходит снежный купол. Начинается густой снег, ставим в ложбине палатку. Выходим с обеда в 15.00, видимость плохая. Быстро спускаемся почти до седловины в гребне. Наш спусковой гребень где-то выше за ней. Ничего не видно, ждем на рюкзаках. Около 16.30 вдруг чудом облака расходятся (Ф.56).

Ф.56. Вершина 5998 и начало спускового гребня с главного хребта. На заднем плане вершина 5897.

Ф.56*. Вершина 5897.

От седловины подъем до развилки гребней занимает 20 минут. Выходим на спусковой гребень, прорубив карниз и аккуратно страхуя друг друга. Спускаемся, видимость быстро падает. Сбрасываем около 500 метров, выбираем безопасное место для лагеря. Здесь гребень чуть поворачивает, над поворотом скалы, так что лавина на нас не сойдет. Выкапываем площадку под палатку в 300 склоне (Ф.57). Это у нас уже легко получается, натренировались.

Ф.57. Ночевка на спусковом гребне.

Начинается гроза, на волосах шипят разряды. Сильная метель. Лагерь ставим в 19.00.

09.08. 19 день. Выходим рано, в 8.00. Тем не менее, обмануть погоду нам не удалось. Видимости практически нет. Спускаемся вдоль гребня в густом тумане. Сбрасываем около 300 метров до скального выхода. Здесь наш гребень заканчивается, переходя в разорванный склон с сераками (Ф.58).

Ф.58. Окончание спускового гребня.

По скалам вешаем две веревки перил, закрепляя их на выступах. Садимся на рюкзаки, ждем, пока хоть что-нибудь станет видно. Через какое-то время внезапно облака расходятся, открывая нам весь склон. Выбираем оптимальный путь, чтобы не выходить на широкие лавиноопасные склоны. Быстро проходим траверсом от скал налево и идем вниз по линии падения воды, обходя сераки. Ситуация очень лавиноопасная (Ф.59), в нескольких местах под ногами ухает доска.

Ф.59. Западный склон перевала Предвершинный.

До нижней части склона сбрасываем 600 метров; выходим вниз очень точно – между ледовыми сбросами справа и слева. Под склоном лежат огромные конуса. Из-под склона уходим налево к ледопаду, сверху мы видели в нем проход.

Ф.60. Слияние ледников из-под перевала Предвершинный и пика 5368.

Отдыхаем у края ледопада, дальше спускаемся вниз и направо, проходя под ледовыми стенами. Слева, у края осыпного ребра, лед также разорван. При выходе на ровный ледник приходится надеть кошки для 2-х минутного спуска. Наконец, мы внизу. Гора нас отпустила (Ф.61).

Ф.61. Пик Заря Востока. Вид от озера на правой морене ледника Восточный Кызылсу.

Перекусываем, время около 12. Дальше, развязавшись, движемся по открытому леднику. Еще с гребня мы заметили красивое озеро внизу, на высокой боковой террасе в правом кармане морены, у слияния ветвей ледника. Путь по леднику до озера занимает у нас 1 час, наконец, мы в райском месте – зеленая трава, цветы. Удивительный оазис – ведь под нами морена лежит прямо на льду. Быстро идем за заброской, начинается сильный дождь, к вечеру переходящий в густой снег. Однако, это не омрачает радости от "обжорного" обеда и ужина.

5.8. Перевал “Четырех ледопадов”, перевал Александра Зотова (3Б, 6015).

Перевал Александра Зотова расположен в главном хребте между пиком ТуркВо (6243) и пиком Чорку (6283). Подъем проходит по неявно выраженному снежному ребру с платообразной седловины перевала “Четырех Ледопадов”. При подъеме повсеместно тяжелая тропежка, при выходе на перевальный гребень – 200 метров перил по ненадежному снежному склону. При сквозном прохождении перевала можно ожидать ледопад на спуске, но, по-видимому, не очень сложный.

При подъеме на перевал “Четырех ледопадов” (3А, 5500), как явствует из названия, данного нами необходимо преодолеть четыре ледопада. Первый из них проходится в правой, по ходу движения, части, при этом иногда лазание по недлинным (10 – 15 метров) склонам, крутизной около 700.

Второй ледопад целесообразнее обойти по ледовому галстуку (350 метров перил).

Третий и четвертый ледопады имеют чисто “декоративное” значение и легко проходятся. Все разломы засыпаны глубоким снегом.

Спуск с перевала - длинный и крутой ледово-снежный склон.

10.08. 20 день. Утром погода чудесная, ясно, но очень холодно. Снег засыпал все вершины, ледник, долину (Ф.62).

Ф.62. Озеро на правой морене ледника Восточный Кызылсу и панорама главного хребта.

Вся в белом даже Алайская долина и массивы Алайского хребта. Снег долго не тает. Отдыхаем, сушим вещи на ярком солнце. Выходим в 15.00 после обеда. Поднимаемся по заморененному леднику мимо ребра п.Корумды. Впереди, выше по леднику видны 2 ледопада. Отчетливо видны перевал Предвершинный и пик 5368 (Ф.63).

Ф.63. Пик 5368.

Ледник неровный, постоянно поднимаемся и спускаемся по моренным гребням и холмам. За 4 перехода подходим почти под ледопад и ставим лагерь на каменистой площадке. Камни лежат на льду. Ночь лунная, ясно и холодно.

11.08. 21 день. Выходим в 8.30. Яркое солнце скоро освещает левый борт ледника у нашего лагеря. Начинаем подниматься по ледовому склону у края ледника, здесь приходится надеть кошки. За 1,5 перехода от места ночлега подходим к нижнему ледопаду (Ф.64).

Ф.64. Первый из 4-х ледопадов при подъёме на перевал Александра Зотова. Виден путь обхода 2-й ступени.

Начинаем подниматься в его правой (ор.) части, серпантином уходим сначала налево над большим сераком, затем направо над ним. В верхней части ледопада приходится спуститься на дно генерального разлома, засыпанного ледовыми обломками. По разлому уходим вправо и вылезаем наверх по крутому ледовому склону (Ф.65).

Ф.65. Преодоление первой ступени ледопада.

Прохождение ледопада в связках заняло 3 часа. Впереди видна грандиозная ступень второго ледопада. Подходим ближе, обедаем на слегка разорванном леднике. Внимательно рассматриваем ледопад : очевидного прохода по нему не заметно, везде отвесные и даже отрицательные стенки (Ф.66).

Ф.66. Вторая ступень ледопада.

Справа от ледопада есть путь обхода из правого по ходу цирка по ледовому галстуку, он выводит наверх, к правому борту ледопада, на снежные поля, немного смущает скальная пробка в нижней части галстука. Колеблемся – пройти ледопад интересно, но он сложный, а нам нужно экономить время, да и неочевидна логичность такого пути. Решаем обойти ледопад по галстуку (Ф.64). Для входа в цирк нужно подняться на 100-150 метров по некрутому ледовому склону, слегка присыпанному моренной крошкой. За 1 переход от обеда поднимаемся под склон, а затем по нему под скальную пробку. Под пробку поднимаемся по снежному конусу, в нижней его части надеваем кошки, пересекая засыпанный бергшрунд. На скальной пробке по узкой ледовой полосе течет бурный ручей. 1-я связка провешивает здесь веревку, 2-я связка без проблем проходит справа по сильно разрушенным скалам и оказывается выше пробки. Время 16.00. Выше склон ледовый, крутизна порядка 40 – 450. Начинаем провешивать веревки. Семь ледовых веревок выводят нас на верхнюю террасу. Здесь много снега. Быстро холодает. Немного отходим от края склона и ставим лагерь в 19.30.

12.08. 22 день. Выходим в 8.30 и начинаем двигаться по верхним полям ледника. Снег пока подморожен и хорошо держит. За 2 перехода подходим к невысокой ступени ледопада. Легко проходим его в правой части: идем серпантином налево в обход большого серака, затем направо. Снега в ледопаде очень много, тропежка ощутимо выше колена выше колена. Вылезаем наверх, впереди видна следующая ступень ледопада. Под нее подходим еще за 2 перехода. Очень жарко, мы в самом центре громадного вогнутого зеркала снегов. Идется тяжело. Стараемся найти тень для того, чтобы пообедать. Садимся на рюкзаки под маленьким сераком, здесь приятная прохлада (Ф.67).

Ф.67. Серак в верхнем ледопаде пер. Александра Зотова.

Ф.68. Перевал Александра Зотова.

Ф.69. Перевал Александра Зотова.

Выходим с обеда в 14.30. Ледопад проходится зигзагом в правой (ор.) части – сначала проходим налево в обход сераков, затем за них направо. Проход ледопада занимает 30 минут. После ледопада до перевала остается совсем немного, саму седловину пока не видно, она скрыта за поворотом склона. За 1,5 перехода выходим на перевал. Время около 16.00. Седловина очень широкая, снежная. Погода быстро портится, наверху все затянуто облаками. Пик ТуркВо (6243) уже в густом тумане, а пик Пограничник еще виден (Ф.70).

Ф.70. Пик 5408, пик Пограничник и пик Архар с пер. Четырех ледопадов.

Решаем сегодня не подниматься вверх по гребню на главный хребет, т.к. на гребне нет видимых безопасных мест для ночевки. Ставим лагерь в 17.00 . Пока есть время, складываем тур на маленькой осыпной площадке в северной части большого перевального плато. Удается частично просмотреть путь спуска на ледник Правый Кичкесу, он довольно впечатляющий. Называем перевал "Четырех ледопадов" (3А, 5400).

13.08. 23 день. Выходим в 8.30, начинаем подъем по гребню на главный хребет. Крутизна снежного склона 30 – 350, идется очень тяжело, в нижней части склона тропежка ощутимо выше колена. Через какое-то время снега становится немного меньше, приходится надеть кошки, тонкий слой нового снега не держится на плотном старом. В одном месте при преодолении засыпанного бергшрунда ведущему приходиться рыть траншею метровой глубины. Видимость небольшая, но пока что в разрывах облаков высматривается путь наверх . За 3,5 перехода выходим чуть налево на небольшую ровную площадку над сераком. До седловины основного гребня остается совсем немного. Пока мы отдыхаем, начинает валить густой снег, совершенно не видно, куда подниматься дальше. Решаем пообедать, не торопимся, ясно, что мы при любой погоде скоро сможем подняться на седловину. Действительно, после обеда, сориентировавшись во время небольшого просвета, начинаем движение. Снег очень плохой – тонкая снежная доска лежит на жестком фирне и крошится под ногами. От места обеда вешаем 4 веревки, закрепляя их на ледорубе. Полтора часа и мы на перевале. На платообразной седловине ставим лагерь, т.к. дальше у нас запланировано радиальное восхождение на в.6283. Перевал называем именем Александра Зотова, туриста и горнолыжника. Перевал классическая “тройка Б” Заалайского хребта, такая же (или чуть сложнее) как и Советской Латвии, Кызыл-Агын и т.п. Готовимся выйти в сторону вершины 6283 в 16.00, однако, отсутствие видимости не дает нам это сделать. Идет густой снег. Начинает довольно сильно задувать. Решаем идти на вершину завтра, а сегодня начать отмечать день рождения нашей участницы.

5.9. Пик Чорку (6283).

Пик Чорку (Четыре стороны – тадж.) возвышается скальной пирамидой над главным хребтом примерно на 300 метров. Восхождение на него с пер. Александра Зотова не представляет никаких сложностей и занимает около часа. Вершинная башня перевала очень красива, а с перевала открывается замечательный вид на наш и на Китайский Памир, на озеро Каракуль и Восточно- памирское нагорье.

14.08. 24 день. С утра сильнейший ветер с поземкой и метелью. Выходим в 11.15. Выход поздний – мы ждали погоды и не торопились. Идем налегке, бухты веревки надеты через плечо; с собой только кошки (Ф.71).

Ф.71. Лагерь на перевале Зотова.

Ф.72. Пик Чорку.

В 100 метрах от лагеря складываем перевальный тур на осыпном островке. Гребень, по которому мы поднимаемся, снежный с пятнами осыпи. У в.6283 есть предвершина, снизу мы принимаем ее за основную вершину. Взгляд вверх сильно искажает масштаб, сама вершина снизу кажется недостижимым скальным монстром, нависающим над всем склоном, до которого никак не меньше 500 метров по вертикали. За 1 час от лагеря мы доходим до предвершины, а с нее поднимаемся наверх за 30 минут, так что наши страхи оказываются ложными. Подъем с предвершины проходит по левой части склона, мы обходим скалы слева и вылезаем на снежный гребень. По гребню быстро доходим до высшей точки. Нашей радости нет предела. Сверху видно весь Памир – вдали синеет озеро Каракуль, наперебой показываем друг другу пики Корженевской, Ленина, Коммунизма, вершины китайского Памира. Складываем тур на скалах, вершину решено назвать Чорку – четыре стороны. Едим шоколад, фотографируем, оставляем записку в туре, - и бегом вниз, в лагерь. При спуске со снежного гребня приходится надеть кошки, чтобы спуститься на предвершину. До палатки спускаемся за 40 минут. Здесь обедаем и начинаем спуск на юг, на ветвь ледника Корумды. От лагеря за 15 минут спускаемся до низшей точки седловины в восточном плече ТуркВо (Ф.73), здесь надеваем кошки и идем в связках с большим интервалом.

Ф.73. Пики ТуркВо т Маркансу.

Ф.73*. Пик ТуркВо.

Первая связка подает второй визуальные сигналы для начала движения. В верхней части склона лежит снежная доска. Руководитель выбирает наиболее безопасный путь – вниз направо на большой бергшрунд (это примерно половина склона), по нему налево, обходя большой сброс, а затем вниз – направо под сброс. Уходим под сброс, чтобы не выходить на лавинный лоток. Вся группа собирается внизу через 40 минут. Оборачиваемся назад, рассматривая склон, где только что спустились.

Ф.74. Ночевка на верхних полях правого притока ледника Курумды. Виден путь спуска с перевала Зотова.

Видно, что при неудачном выборе пути мы не смогли бы обойтись без провешивания перил. Радуемся нашей удаче. Еще немного вниз по леднику, - и мы ставим лагерь на середине ледника напротив поворота на перевал Маркансу. Под склоном пика ТуркВо следы мощных ледовых обвалов. Совсем близко пик Маркансу – единственная вершина, маршрут на которую есть в сборнике (восхождение 1932 года). Время 18.00.

5.10. Перевал Маркансу (3А 5800).

Перевал Маркансу расположен в Южном отроге пика ТуркВо, между пиками ТуркВо и Маркансу (6010). Перевал снежно-ледовый, западный склон довольно длинный и крутой, и требует навески перил. С перевала легко взойти на пики Маркансу и ТуркВо. В нашей ситуации наверно легче и логичнее было заменить прохождение перевала траверсом пика ТуркВо, но нам было интересно пройти через плато южных притоков ледника Корумды и просмотреть начала ледопадов, ведущих на ледник Корумды.

15.08. 25 день. Утро ясное, выходим в 8.30. За 2 перехода по ровным полям ледника подходим под перевальный взлет. Набор на перевал составляет порядка 300 метров, крутизна от 30 до 450 (Ф.76).

Ф.75. Подъём к перевалу Маркансу.

Ф.76. Влёт перевала Маркансу.

Под склоном надеваем кошки и начинаем подъем. Подходим под бергшрунд, расположенный в нижней части склона. Мосты через трещину все ажурные, лед со звоном обваливается под кошками. Приходится уйти влево, обходя трещину, затем над ней пройти направо. Над бергшрундом склон более крутой (450), провешиваем вверх 2 веревки. Немного выше склон выполаживается до 400, в глубоком снегу пробиваем тропу прямо вверх, но ступени ненадежные – часто уезжают под ногами, поэтому способ страховки не меняем – еще одна веревка перил. В 13.00 выходим на перевал. Седловина широкая, снежная. Все небо ясное, вдали небольшие облака. Справа от нас возвышается пик ТуркВо, слева гребень уводит к пику Маркансу. Впереди открывается удивительный вид на весь Памир. Пора обедать, отдыхаем и много фотографируем.

Ф.77. Вершина 5917 с пер. Маркансу.

Двое уходят складывать тур на осыпь в сторону п.Маркансу (примерно 400 метров от низшей точки седловины). Начинаем спуск. При выходе на склон надеваем кошки. Сверху сразу начинаем провешивать перила. Первая веревка крепится на ледобуре, остальные 4 – на ледорубе, последний спускается лицом к склону на три такта, с нижней страховкой. Под нами видны сбросы, выводящие к большому бергшрунду. Траверсируем склон вправо, видно, что в правой часть бергшрунд закрывается. К этому мосту кидаем вниз еще 2 веревки (закреплены на ледорубе). Последняя веревка по мосту через бергшрунд. От моста спускаемся прямо вниз по простому снежному склону. В 18.00 мы внизу, сброс с перевала составил 400 метров (Ф.78).

Ф.78. Спуск с пер. Маркансу.

Наверху цирк нашей ветви ледника замыкается седловиной в главном хребте, с которой начинается траверс вершины 5917. Чуть ниже по леднику в боковом хребте виден интересный скальный перевал (2Б – 3А), который выводит на следующую к западу ветвь ледника Корумды в обход ледопадов. Он может служить хорошей альтернативой траверсу 5917. Завтра, в случае плохой погоды, мы пойдем этим перевалом. Сейчас мы отходим от склонов и ставим лагерь на середине цирка.

5.11. Траверс пика 5917 (3А).

Траверс пика 5917 планировался нами как достаточно серьезное препятствие, однако в действительности оказалось, что сам траверс не представляет никакой технической сложности. Некоторые трудности при спуске главного хребта на ледник Левый Кичкесу по длинному и крутому снежно-ледовому склону.

Мы не давали ни вершине, ни перевалу названия поскольку в этом случае мы не были первопроходцами за несколько минут до нас на вершину с запада поднялись два лидера немецкой группы.

16.08. 26 день. Утром погода хорошая, значит, нам предстоит траверс. Выходим в 8.30, солнце пока не осветило место нашего лагеря, очень холодно. За 1 переход подходим под склон седловины главного хребта. Решаем подниматься не на самую низшую точку, а чуть западнее, т.к. оттуда путь по гребню будет короче. Надев кошки, преодолеваем нетрудный засыпанный бергшрунд и за 20 минут оказываемся на седловине. Здесь дует сильный ветер, одеваемся потеплее и начинаем подъем по широкому гребню главного хребта к вершине. Подъем кажется бесконечным – бесчисленные перегибы склона каждый раз создают обманчивое впечатление близости вершины; это выматывает последние силы. Тем не менее, за 1 час доходим до вершины. Первая связка, поднявшись, с изумлением обнаруживает там людей. Это немецкие альпинисты, недавно заехавшие в район. Вторая связка подходит через 10 минут. Снимаем виды Памира с вершины, делаем коллективный снимок с немцами. С вершины отчетливо просматриваются все три памирских семитысячника, видно озеро Каракуль. Пожалуй, это самый лучший вид Памира, открывшийся перед нами (Ф.79 и 80).

Ф.79. Вид с вершины 5917 на восток.

Ф.79*. Вид с вершины 5917 на восток.

Ф.80. Вид с вершины 5917 на запад.

Дальше нам только вниз. Быстро спускаемся по гребню на запад, гребень снежно-ледовый, с южной стороны на нем есть выходы осыпи. При спуске встречаем с трудом ползущих вверх немцев. Спустившись с вершины, собираемся на маленькой седловине между вершинами 5917 и 5505. Этот перевал может иметь самостоятельное значение, и соединяет лед. Правый Кичкесу с ветвью лед. Корумды. Вершина 5505, невысоко поднимающаяся над гребнем, является местом развилки главного хребта и гребня северного отрога, который ведет к вершине 5408. Мы сворачиваем на северный гребень и быстро спускаемся к перевалу 51. Снег раскис, ноги глубоко проваливаются, кошки на широком гребне только мешают. Спуск с вершины 5917 до перевала 51 (5200) занял около 40 минут. На перевале стоят палатки немцев, скоро и они сами спускаются с вершины. Едим шоколадку, общаемся с немцами, обмениваясь полезной информацией. Перевал представляет собой естественный балкон, с которого открывается удивительный по красоте вид на пик Пограничник. Яркое солнце, горы напоследок дарят нам чудесную погоду. Спускаться начинаем в 14.00. Сначала с седловины уходим вниз – направо на скальный мыс. Снег сильно раскисший - кидаем вниз до мыса 4 веревки Справа от мыса внизу видна скальная пробка, поэтому уходим влево на склон. Здесь из-под ног ведущего уходят небольшие лавинки, которые потом внизу образуют внушительный конус. Снег плохой, лежит на близком льду. Не держат ни ботинки, ни кошки, которые сразу же залипают раскисшим снегом. Идти без перил совершенно не хочется. Вдобавок ко всему, бур не держит. Лед оказывается непрочным, с пустотами. Вешаем три веревки прямо вниз, закрепляя их на ледорубах. Последний аккуратно спускается в кошках на три такта. Последняя веревка через бергшрунд, при спуске идущий первым проваливается по пояс, но быстро вылезает. Дальше можно идти без веревок. Связывемся и идем вниз по крутым лавинным конусам. Уходим влево, обходя ледовые сбросы и разломы. Наконец, мы внизу. Ледник быстро становится открытым, по нему текут бурные ручьи. У правого кармана ледника видны чудесные моренные площадки, ставим здесь лагерь в 16.00. Мы еще не обедали, погода прекрасная, спускаться сегодня в долину не имеет большого смысла. Наконец-то можно раскидать все вещи на солнце и расслабиться. Это непередаваемое удовольствие после долгого похода в снегах. Перевал, где мы только что спустились, смотрится очень внушительно (Ф.82). С него не меньше 500 метров сброса. Делаем несколько последних кадров – впереди сияет красавец – пик. Пограничник (Ф.81). Он великолепно смотрится при любом освещении. Чувство окончания похода – впереди только выход по долине вниз, а затем в Сарыташ.

Ф.81. Пик Пограничник.

Ф.82. Последний участок спуска с вершины 5917.

5.12. Спуск в Сарыташ.

17.08. 27 день. Утром ясно, но очень холодно, солнце долго не выходит из-за склона. Собираемся, выходим в 9.00. Спускаемся по морене вдоль правого кармана ледника. У поворота ледника направо, на север, перед нами крутой конгломератный склон. Спускаемся аккуратно, стараясь не спускать камни друг на друга. Дальше поворачиваем направо, в карман. Камни в ручье еще покрыты коркой льда, очень скользко. Делаем большой привал, снимаем теплую одежду, хотя зря – с Алайской долины тянет ледяной ветер. Проходим большую "сковороду", затем, придерживаясь правого кармана, доходим до первой площадки с зеленой густой травой. В этом месте в ледник впадает ручей правого притока. Здесь морена кончается. Ниже долина сужается, река устремляется вниз по узкой, V-образной долине. Падение реки здесь довольно значительное – на протяжении 3 км река сбрасывает около 600 м высоты. Справа поток зажат крутым склоном, слева подходит высокий моренный гребень с ледника пика Пограничник. Идем по правому берегу сначала у воды, затем поднимаемся по крупным камням и переваливаем на широкое травянистое плечо. Река под нами входит в узкий скальный каньон. Это очень красивое зрелище. Наше плечо выводит к мощному потоку с лед. Правый Кичкесу. Спускаемся к стрелке рек и бродим речку, по которой мы спускались. Проблем это не вызывает. Каньон великолепно смотрится снизу – красные скальные ворота (Ф.83).

Ф.83. Устьевой каньон р. Левый Кичкесу.

На левом берегу находим чистый ручей и обедаем. К сожалению, погода портится. Небо затягивает густыми тучами, начинает накрапывать дождь. Дальше вниз река образует широкую плоскую "сковороду", быстро идем по ней. На прощание оглядываемся на горы – проглядывается перевал "4 ледопадов" , пер. А.Зотова, вершины Чорку, ТуркВо, красавцы – пики 5408 и Пограничников. Мы вылезаем на террасу левого борта и проходим по ней 500 метров до следующей на запад долины. Эта река стекает с лед. Пограничников. После недолгих размышлений начинаем бродить. Поток мощный, стенку из 4-х человек начинает приподнимать в середине, но тут Данила резким движением выбирается на более мелкое место и мы благополучно выходим на берег. Долина широкая, пересекаем многочисленные мелкие протоки и выходим на террасу левого берега. Здесь глазам предстает странное и дикое зрелище – посреди густой травы бывшего коша, на фоне туч и помрачневших гор высится одинокий тандур (Ф.84).

Ф.84. Тандур на месте старого узбексого коша в Алайской долине, на заднем плане пик Пограничник.

Это загадочно, ведь киргизы тандуров на летовках не строят. Позже выяснилось, что здесь некоторое время жили узбеки, арендовавшие у Киргизстана земли под пастбища. От коша начинается дорога, ведущая на север. Видимо, она выведет нас в Сарыташ. Проходим по ней некоторое время, затем сворачиваем обратно к реке, чтобы поставить лагерь у воды. Других источников воды здесь нет, все мелкие русла ручьев сухие. Ставим лагерь в 20.00. Начинает идти снег и засыпает всю траву, цветы, всю Алайскую долину.

18.08. 28 день. Выходим в 8.00. Кругом снег. Возвращаемся на дорогу, идем по ней в сторону поселка, который отчетливо виден на другой стороне долины. Дорога выходит на шоссе Ош – Хорог у моста через Кызылсу, по шоссе доходим до заставы, где ждем попутку в Ош. На заставе мы в 16.00. Погода весь день переменчивая, из небольших облаков то и дело накрапывает дождь. Через 30 минут нас подбирает военная машина, на которой мы поздно ночью прибываем в Ош.