2. Техническая часть маршрута

Так как акклиматизационное кольцо с прохождением перевалов 1Б у нас не получилось, то в качестве первой «единички Б» мы решили пройти самый простой и надежный (из заявленных в запасных вариантах) перевал в хребте Текелик, а именно, перевал Кимиздыкты переметный.

2.1. Перевал Кимиздыкты переметный (4494, 1Б) расположен в хребте Текелик, который разделяет бассейны рек Текелик (на юге) и Коксу (на севере). Перевал ориентирован с юга на север и соединяет ледник N9 (на юге) с ледником N36 (на севере), см. Каталог ледников [1]. На узбекской туристской карте перевал Кимиздыкты переметный (4.7.12) обозначен значительно южнее своего истинного положения. Координаты перевала: 39° 37.675'С 71° 37.45'В .

Ф.60. Утром 16.07 мы вышли в сторону перевала Кимиздыкты переметный. Путь на перевал с юга проходит сначала по заснеженным осыпям, а потом по пологому леднику (фото со склона перевала Столбовой).

Ф.60.1. На небе не было ни одного облачка.

Ф.61. По мере подъёма на перевал, на юге открывались знаменитые вершины Северо-западного Памира.

Ф.62. Поднявшись на ледник N9, который сразу оказался закрытым, мы связались (см. фото 60). Слева (на западе) открылся вид на верховья ледника N8 и седловины (1, 2, 3, 4) перевала Ясный.

Ф.63. На повороте ледника, когда до перевала осталось менее километра, мы уклонились по-ходу влево, к центру ледника. Дело в том, что движение вдоль скал потребовало бы спуска в глубокую мульду.

Ф.64. На подходе к перевалу Кимиздыкты переметный. Вид на юг.

Ф.65. Группа на перевале Кимиздыкты переметный (4494, 1Б).

Ф.66. Спуск с перевала на север идет сначала в сторону перевала Айдарбек, см. фото 65. Это позволяет по дуге обойти сложный ледопад ледника N36 вблизи его левого борта. У нас был выбор: идти по желобу вдоль скал правого борта или ближе к центру, а именно, посередине между упомянутым желобом и ледопадом. Сверху нам показалось, что трещин в желобе было больше, поэтому мы выбрали второй путь.

Ф.67. Но и на втором пути приходилось преодолевать вот такие участки.

Ф.68. Выход из ледопада.

Ф.69. Впереди открывался вид на левый борт долины Коксу.

Ф.70. Ниже ледопада мы спустились на песчаные морены вблизи правого борта ледника, см. фото 69. Далее ледник был открыт, значительных трещин не предвиделось. Поэтому на морене мы сняли обвязки и убрали веревки.

Ф.71. Прохождение правой морены, см. фото 69, завершилось выходом в её заснеженный карман. Спустившись по карману, мы снова вышли на ледник.

Ф.72-73. Открытый ледник мы пересекли по диагонали к морене левого борта.

Ф.74. Затем перешли в карман левой морены и по нему спустились к ручью, который истекал из грота в языке ледника.

Ф.75. У этого ручья на песчаных площадках среди камней мы разбили лагерь. Высота 3859.

2.2. Переправа через Коксу. Рано утром 17.07 в тени было холодно, поэтому, по мере готовности, участники подходили с рюкзаками к озеру со снегомерной вышкой, чтобы здесь погреться на солнышке. Это озеро находилось в 150 метрах севернее лагеря.

Ф.76-77. За озером мы перевалили через левую морену и вышли на террасу правого борта долины Коксу.

Ф.78. 300-метровый спуск с террасы завершился выходом на каменистый берег Коксу. На юго-востоке открылся вид на язык ледника Абрамова.

Ф.79. Вместо того, чтобы обойти Коксу по леднику Абрамова, мы решили устроить учебную переправу. Еще с террасы я приметил место, где река широко разливалась в галечной пойме, течение здесь было не очень сильным.

Ф.80. Было так широко, что для организации «трамвая» пришлось связать две 50-метровых веревки.

Ф.81-82. Путь через реку мы проложили наискосок к направлению течения. В этом случае снимаются трудности с преодолением поперечного течения, и вода, как бы, помогает и подталкивает ноги сзади. Так обеспечивается значительно большая устойчивость переправляющихся.

Ф.83. Для страховки последнего мне пришлось перебродить добрую треть реки до острова перед основной протокой. Только отсюда можно было обеспечить правильное направление вектора силы.

Ф.84. Сразу после переправы мы устроились на обед. Воду брали из чистово ручья, стекающего с перевала Конгур. Координаты этой точки (и, соответственно, брода): 39° 39.615'С 71° 34.415'В . Высота 3599.

Ф.85. Было приятно от того, что совсем недалеко, в 4,5 км северо-восточнее нашего брода, мы проходили в 2015 году, поворачивая из долины Коксу к перевалу Алаудин (4295, 1Б) [3].

2.3. Перевал Конгур (4610, 1Б) расположен в водоразделе Алайского хребта, ориентирован с востока на запад и соединяет долину реки Коксу (на востоке) и долину реки Джилису (на западе). Координаты перевала: 39° 40.53'С 71° 32.09'В .

Ф.86. Восточный склон перевала Конгур.

Пообедав на берегу реки Коксу, мы начали подъём к перевалу Конгур. За первый переход мы поднялись по осыпям к распадку между моренными грядами, ограниченными слева и справа ручьями, см. фото 86. За второй (часовой) переход мы поднялись под дождём по распадку до высоты 4000 м, где начинается выполажиние ведущей к перевалу Конгур висячей долины. В конце второго перехода пошел уже мокрый снег с дождем. Взобравшись на левую (южную) морену, мы кое-как нашли место для палаток и разбили лагерь.

Ф.87. Всю ночь шел снег. Утром 18.07 мы увидели вот такую картину. На камнях лежали 15-20 сантиметровые шапки мокрого снега. Выходить на перевал, рискуя в тумане попасть под лавину - слишком опасно. Поэтому мы решили дождаться хорошей погоды.

Ф.88-89. К обеду часа на полтора выглянуло солнце. Мы успели подсушить намокшие вечером вещи и сфотографировать панораму на восток, см. фото 90.

Ф. 90. Вид с восточного склона Алайского хребта на хребет Текелик.

Ф.91. Вечером и всю ночь шел мокрый снег.

Ф.92. Ближе к полудню 19.07 погода улучшилась, мы решили собрать лагерь и выйти на перевал. Как оказалось, мы провели почти двое суток вот на таких камнях.

Ф.93. По запорошенным свежим снегом осыпям мы подошли к леднику перевала Конгур и начали подъём на этот ледник. Однако после полудня снег окончательно раскис, возросла опасность схода мокрых лавин, см. фото 94. К тому же небо стало опять затягиваться тучами, да и тропить было очень тяжело. Поэтому мы отступили и вернулись к ручью, где и разбили лагерь на высоте 4200 м.

Ф.94. Все склоны вокруг нас были в следах от сошедших мокрых лавин.

Ф.95. Ночью ударил мороз. Утро 20.07 было великолепным. Мы собрали лагерь, обошли ледосброс и около правого борта ледника поднялись в цирк перевала Конгур.

Ф.96. Группа поднимается в цирк перевала Конгур.

Ф.97. Подъём из цирка на перевал Конгур проходит по слабо выраженному снежно-ледовому ребру. Перепад высоты около 50 метров. Перед подъёмом мы, на всякий случай, надели кошки.

Ф. 98. Группа на перевале Конгур (4610, 1Б).

Ф. 99. Панорама хребта Текелик с перевала Конгур.

Некрутой спуск с перевала Конгур производится по дуге вдоль осыпей правого борта лежащей к западу от перевала висячей долины. Сначала шли по снегу, потом вышли на осыпи. К правому борту мы близко не прижимались, опасаясь схода мокрых лавин.

Ф.100. Наконец, мы увидели долину реки Джилису. Ручей, вдоль которого мы спускались по осыпям, уходил в каньон левого кармана концевой морены. Правый карман также превращался в каньон. Наипростейший спуск в долину реки Джилису проходит по центру, по скально-осыпному валу между этими каньонами, см., также, фото 102.

Ф. 101. С высоты этого вала мы приметили место брода через Джилису (там, где река разливается на три рукава) и чистый ручей за рекой, где можно встать на обед.

Ф. 102. Вот так выглядит этот вал и два окаймляющих его каньона из долины реки Джилису.

2.4. Долина реки Джилису, спуск к горячим источникам. После обеда мы прошли один переход по левому берегу реки Джилису. На повороте реки с северо-западного на западное направление река уходит в теснину с крутыми осыпными бортами. Не доходя до этого места следует подняться по осыпям левого борта долины до высоты, примерно, 3850-3875 м. Тем самым, обеспечивается обход теснины по пологим осыпям. Было поздно, за день мы устали, поэтому на 2-м переходе, достигнув высоты 3800 метров и увидев простой спуск к роднику в пойме реки, мы прервали обход, спустились к реке и разбили лагерь между вытекающим из родника чистым ручьём и грязной Джилису.

Ф.103. Вот так выглядит наш лагерь. Координаты этого чудесного места: 39° 40.865'С 71° 29.655'В . Высота 3750.

Ф.104. У родника.

Ф.105. Джилису в лучах заката.

Ф.106. На ужине.

Утром 21.07 мы свернули лагерь и прямо в лоб за один переход поднялись по травянистому склону до точки 3875 с координатами: 39° 40.71'С 71° 29.61'В . Отсюда начинается путь по пологой осыпи в обход теснины реки Джилису. К концу второго перехода мы прошли около километра по средней осыпи (иногда по курумнику) до конца моренного вала и спустились к реке ниже теснины.

Ф. 107. Вот так выглядит спуск с моренного вала к реке.

На лужайке около реки паслись коровы. Здесь начиналась тропа. Место это очень цветастое.

Ф.108. Кроме незабудок и широкочехольного лука здесь произрастали сразу несколько видов родиолы. На этом снимке родиола холодная.

Ф.109. А это родиола разнозубая.

Ф.110-112. Вот еще три фотки родиол.

Поляны около реки чередовались прижимающимися к реке осыпями, тропа пересекала эти осыпи петляя между камней.

Ф. 113-114. Сразу за 2-й поляной, которая находится в полутора километрах ниже цветастой, мы нашли крупный кусок белого мрамора.

Еще через километр мы перебродили стекающий с ледника левый приток Джилису, после чего поднялись к сужению долины.

Ф.115. Сужение долины Джилису. Река здесь уходит в глубокий каньон шириной до полутора метров!

Ф.116. Вот этот каньон. Справа родники.

Ф. 117. За каньоном долина Джилису расширяется до ущелья. Воображение здесь поражают разноцветные скалы.

Ф.118. Здесь мы обнаружили пустующий домик пастухов.

Ф.119. Вид от домика пастухов назад, в сторону каньона.

Ф.120-121. С появлением арчи ущелье Джилису становится еще живописнее.

Ф.122.Затерянный мир.

Ф.123-123.1. Из растений наше внимание привлекли пижма с очень крупными цветами и вот такие красные пузыри - хлопушки.

Ф.124. Тропа то и дело петляла, огибая огромные валуны.

Ф.125. На привале.

Ф.126. Водопад в скалах правого борта ущелья Джилису.

Ф.127. После водопада очертания долины становятся более мягкими.

Ф.128. Тропа спускается к мосту и поднимается к кошу на правом берегу реки. Координаты моста: 39° 41.915'С 71° 24.41'В . Высота 3110.

Ф.129. После коша тропа идет уже по правому берегу.

Ф.130. Так цветут колючие «ежи» - акантолимоны.

Ф.131. Через 3 км после первого моста тропа снова переходит на левый берег. Координаты этого третьего моста: 39° 41.03'С 71° 22.665'В, высота 2918. Второй мост, который расположен посередине между первым и третьим, надо пропускать.

Ф.132. Полукилометре ниже третьего моста находятся знаменитые горячие источники. Здесь мы разбили лагерь и приступили к знакомству с местными обитателями и горячими ваннами...