3. По караванной тропе. Джилису - Айдаркен

3.1. Горячие источники в долине реки Джилису очень популярны среди жителей Баткенской области и особенно Айдаркена. В момент нашего прибытия на источниках отдыхало около 70 человек, включая 10 москвичей - тоже киргизов, но с московской пропиской. Ежедневно по тропе Айдаркен-Гаумыш-Джилису в обе стороны движутся караваны. Один такой караван обычно включает 3-4 осла, которые служат для заброски 3-4 отдыхающих. Всего на источниках оборудовано 5 ванн. Две из них прикрыты ветками арчи и еще три находятся внутри каменных домиков.

Ф.133. Вот так выглядит поляна с горячими источниками.

Ф.134. Первая ванна (если считать с верха ущелья) - помывочная, она накрыта сверху шатром из сучьев арчи. Это радоновый источник с большим течением и сравнительно не горячей водой. Температура воды здесь около 40 градусов. Отдыхающие отмываются в этой ванне от дорожной грязи, прежде чем залезть в другие ванны.

Ф.135. Вторая ванна тоже радоновая, но чуть более горячая. Она особенно популярна у женщин, так как помогает от «женских болезней». Эта ванна тоже имеет «крышу» из веток арчи.

Ф.136-137. Третья ванна находится в каменном домике. Это очень горячая серная ванна с температурой воды более 55 градусов. В неё даже трудно опустить пятку ноги. Тем не менее, постепенно привыкаешь и погружаешься целиком.

Четвертая - серная и самая горячая ванна. Говорят, что температурой воды в ней достигает 60 градусов. И, наконец, пятая ванна, самая популярная, «от нервов», построена на радоновом источнике. Четвертая и пятая ванны находятся в домиках.

Вечером я погрузился в 4 ванны, во все, кроме женской. Чемпионами были Саша и Костя, которые посетили все 5 ванн.

3.2. Долины рек Янгидабан и Гаумыш. Утром 22.07 мы никуда не вышли, так как участники группы продолжали активное погружение. Только после обеда мы собрали лагерь и вышли вниз по тропе, которая через полкилометра привела нас к мосту через р. Янгидабан. Река Джилису впадает в Янгидабан в 100 метрах ниже этого моста. Далее мы шли по левому берегу Янгидабана.

Пройдя чуть более 4-х км, мы обнаружили ручей с чистой водой. С большой вероятностью (и эта вероятность оправдалась) это был последний чистый ручей в долине Янгидабана. Поэтому мы решили встать на ночлег.

Ф.138. Расчистка площадки под палатку. Координаты лагеря: 39° 40.145'С 71° 19.98'В , высота 2783.

Ф.139. Утром 23.07 мы продолжили путь по левому берегу р. Янгидабан.

Ф.140. В двух с половиной километрах ниже лагеря 2783 тропа спускается к реке и по мосту переходит на правый берег. Привал на поляне около моста. Координаты моста: 39° 39.995'С 71° 18.405'В , высота 2630.

Ф.141. Правый берег на этом участке крут, река течет в каньоне.

Ф.142. Здесь даже привалить трудно без риска падения рюкзака со склона в реку.

Ф.143. На повороте перед слиянием рек Иилису, Янгидабан и Гаумыш тропа приобретает откровенно экстремальный характер. Мы шли и думали, как здесь идут те бабушки, которых мы видели на горячих источниках?

Ф.144. Слияние рек Иилису и Янгидабан. Гаумыш впадает в 500 метрах правее.

Ф. 145. Вид с тропы на Янгидабан.

После поворота, см. фото 143, тропа поднимается на маленький перевал (2674) в междуречье Янгидабана и Гаумыша, после чего спускается в ущелье реки Гаумыш. Далее тропа круто набирает высоту по левому берегу р. Гаумыш.

Ф. 146. Кусты барбариса в районе перевала 2674.

Ф.147. В 120 метрах выше точки спуска тропы в ущелье реки Гаумыш имеется горячая серная ванна. Температура воды здесь около 45 градусов. Рядом ручей с чистой питьевой водой, здесь возможна установка лагеря. Координаты источника: 39° 39.912'С 71° 16.682'В , высота 2533.

Ф. 148. Ущелье реки Гаумыш. Типичная картинка - бешеная река с прозрачной водой и березовые заросли.

В ушелье Гаумыш на участке от серного источника (2533) до поляны (3053) невозможно разбить лагерь. Для подъёма на этом участке требуется около 4-х переходов. Это следует учитывать при планировании туристских маршрутов.

Ф. 149. Купание в реке Гаумыш на обеденном привале.

Ф.150. Куст шиповника над тропой.

Ф.151. Поляна 3053 - первая и самая нижняя в среднем течении р. Гаумыш.

Ф.152. Далее поляны чередуются со взлётами на прижимающихся к реке осыпях.

Ф.153. Вторая поляна. Высота около 3100. Здесь через Гаумыш имеется мост, ведущий на правый берег, где близ устья притока с перевала Кольцова стоит кош.

Ф.153.1. На второй поляне распространена арча удивительной формы, деревья здесь имеют вот такую «подставку».

Ф.154. Вид со второй поляны на группу вершин левого борта долины Иилису. Левая вершина - самая высокая (5018).

Вечером к нам пришел пастух и пригласил в кош. От него мы узнали интересные подробности. Оказывается, что все баткенские пастухи и он, в том числе, пригоняют сюда стада баранов снизу по долине Ходжа-Ачкан. Все мосты через могучую реку для этого есть. Исправны и овринги в нижних каньонах. А вот семью таким путем он привести побоялся, его жена и дети пришли из Айдаркена через перевал Гаумыш (4053, 1А).

Интересно, что баткенские пастухи легко отличимы от айдаркенских. Они хуже говорят по-русски или вообще не говорят. В тоже время, практически все жители Айдаркена, в том числе молодежь, хорошо говорят по-русски и многие почти без акцента. Дело в том, что до развала СССР большую часть населения Айдаркена составляли русские, которые работали на металлургическом комбинате - знаменитом ртутном заводе. По-видимому, в Айдаркене сохранились традиции изучения русского языка, в школах работают хорошие учителя.

Ф.155. Утром 24.07 мы продолжили подъём по левому берегу р. Гаумыш.

К обеду мы достигли устья ручья, стекающего с ледника Никасу. Здесь стоит кош, рядом мост, основная тропа переходит по нему на правый берег р. Гаумыш. Следует отметить, что на узбекской карте имеется ошибка. Никакого моста через Гаумыш выше ручья с ледника Тарасу не существует.

Мы отошли от коша вдоль ручья на 50 метров и разбили лагерь на полянке с координатами: 39° 45.140'С 71° 22.252'В . Высота 3350.

Ф.156. Ручей с ледника Никасу фильтруется из-под завала, за которым на высоте 3660 м раскинулось красивое озеро. Красной линией показан путь к этому озеру.

Ф.157. После обеда мы сходили искупаться на озере у ледника Никасу.

Ф.158. Ужин в лагере 3350.

3.3. Перевал Гаумыш (4053, 1А) находится в хребте Куруксай, ориентирован с юга на север и соединяет долину р. Гаумыш (на юге) с долиной р. Алаудин (на севере). Координаты перевала: 39° 45.995'С 71° 25.59'В . Через перевал проходит популярный среди жителей Баткенской области путь из Айдаркена к горячим источникам.

Утром 25.07 мы собрали лагерь, перешли по мосту на правый берег р. Гаумыш и продолжили свой путь вдоль р. Гаумыш. Через 2,5 км на высоте 3425 м тропа отклоняется от реки, и начинается затяжной подъём на пер. Гаумыш. Через 800 метров в точке 3564 с координатами 39° 45.68'С 71° 24.44'В тропа выходит к чистому ручью. Здесь она раздваивается. Нижняя (основная) тропа продолжает траверс южных склонов хребта Куруксай, верхняя тропа круто поднимается вдоль ручья до высоты 3850 м после чего траверсом выходит на перевал Гаумыш. Мы пошли по нижней тропе.

Ф. 158.1. На подъёме к пер. Гаумыш мы увидели необычные, редкие цветы.

Ф.159-160. Панорамы хребта, разделяющего долины рек Гаумыш и Джилису.

Ф.161. Группа на перевале Гаумыш (4053, 1А).

Ф.162. Вид с пер. Гаумыш на север.

Ф.163. Спуск с пер. Гаумыш проходит по мелкой осыпи. В полутора километрах севернее перевала тропа пересекает чистый ручей. Здесь, на высоте 3700 м мы встали на обед.

Ф.164. Пустынная долина к северу от перевала Гаумыш, см. фото 162, на высоте 3490 м обрывается на север крутым спуском вдоль сухого русла ручья. Река Алаудин появляется из-под камней только на высоте ~ 3000 м.

Ф.165. Арчовый лес на подходе к лагерю 2982.

Ф.166. На поляне 2982, где мы планировали встать на ночлег, мы обнаружили корову и только что родившегося теленка. У обоих еще свисали окровавленные обрывки пуповины. Корова явно заволновалась от нашего прихода, но ничего не могла сделать - теленок еще только учился стоять. Мы осторожно обошли их по дуге и встали в 20 метрах лагерем, другой свободной от камней площадки здесь не имелось.

Ф.167. Со временем корова привыкла к нашему присутствию. Ближе к вечеру малыш в первый раз в своей жизни попил молочка.

Ф.168. Лагерь 2982 на левом берегу р. Алаудин.

3.4. Долина реки Алаудин и спуск в Айдаркен. Утром 26.07 мы собрали лагерь и пошли вниз вдоль левого берега р. Алаудин.

Ф.169. Привал на тропе.

Ф.170. В трёх с половиной километрах от лагеря 2982 тропа выходит на обширное плато, поросшее мелкой травой.

В северной части плато тропа по оврагу спускается к реке Алаудин, которая, потеряв в камнях много воды, превращается здесь в маленький ручеёк с сомнительной для питья водой. За ручьём тропа идет по его правому берегу еще полкилометра, а потом поднимается на правую террасу, по которой проложена грунтовая дорога.

Ф.171-172. От места выхода на дорогу до арыка Гавиан с чистой водой 10 километров пути. По обе стороны дороги раскинулись поля. Жарко. Воды на этом участке пути нет.

Достигнув сухого русла реки Гавиан, мы пересекли его, поднялись на левый берег, перелезли через бетонный арык Гавиан и рядом с ним в точке 2079 с координатами 39° 54.78'С 71° 21.10'В встали лагерем. Арык с чистой прохладной водой был воспринят нами, как божий дар - все устремились к нему сначала попить, а потом искупаться...

Ф.173-174. Течение в арыке очень быстрое, но воды было мало, её было ровно столько, чтобы кататься в арыке, как в аквапарке.

Ф.175. Спуск по арыку завершался в ванне с глубокой водой. Она впереди, в 20 метрах от меня. Мы специально организовали такую ванну, набросав в арык кучу камней. Течение в ванне было не столь быстрым, и это позволяло остановиться, чтобы вылезти из арыка.

Ф.176. Примерно в 16 часов кто-то наверху включил в арыке большую воду. Кататься стало слишком опасно. Было слышно, что по арыку периодически проносились камни. Да и остановиться в арыке стало слишком трудно, а может быть, и невозможно, никто не пробовал. Единственное, что осталось, это купание в ванне под мощной струей.

Ф.177. Концентрация мыслей... Между прочим, вот из этой «концентрации» возникла грозовая ячейка. Через два часа нас полило дождём из горячих и огромных капель. Таких больших капель я раньше никогда не видел.

Ф.178. Вечером нас начали навещать местные жители. Они приезжали на машинах, открывали залепленные дерном дырки в бетонном арыке и отводили воду для поливки своих огородов.

Ф.179-180. Последний закат в нашем походе.

Рано утром 27.07 мы встали в 5.20, собрали лагерь и в 5.50 без завтрака стартовали в Айдаркен. От лагеря до автобусной остановки в центре города чуть более 4-х километров. Успели на первый микроавтобус в Ош, который отправляется в 7.00.