Ф.1. На Каракорумском шоссе рядом с озером Каракёль. Миша Волков, Андрей Лебедев и Павел Добринский, 08.09.2011

НАШИ КИТАЙСКИЕ ПОХОДЫ С МИХАИЛОМ ВОЛКОВЫМ

Андрей Лебедев, 22.09.2016

Первое моё участие в организации экспедиции Альпклуба МАИ в большие горы состоялось в 2004 году. Тогда я сосватал Мише непокоренную вершину 6384 к востоку от пика Курумды (6613). Это вторая по высоте вершина в восточной части Заалайского хребта. В тот год было 20-летие гибели Заслуженного тренера РФ Льва Николаевича Пучкова, долгие годы возглавлявшего секцию альпинизма МАИ. Поэтому мы решили, в случае успеха, назвать вершину 6384 пиком Пучкова. К сожалению, восхождение не состоялось из-за сильных снегопадов. Ребята повернули вниз с высоты почти 6000 м, чуть-чуть не дойдя до гребня Заалайского хребта. Все спустились живыми и здоровыми, часть участников переехала под пик Ленина (7134) и взошла на него.

Ф.2. Вершина 6384 в Заалайском хребте.

Для меня 2004-й год тоже оказался неудачным. В акклиматизационном походе по Китайскому Памиру я сломал ногу и не смог участвовать в восхождении на Конгур (7719) по маршруту, который придумал и сосватал команде московских альпинистов под руководством Юрия Хохлова. Восхождение было успешным, более того, оно стало вторым восхождением после команды Криса Бонингтона в 1981 году. Более чем 20-летняя цепочка неудач была прервана. Мне оставалось только утешиться моим вкладом в организацию этой экспедиции.

Пребывать в плену навязчивой идеи (а в данном случае это восхождение на Конгур) было опасно, поэтому в 2005 году я решил провести поход с восхождением по новому маршруту на другую высочайшую вершину Китайского Памира - Музтаг-Ату (7546) .

Я предложил Мише Волкову организовать совместную экспедицию Спортклуба МАИ. В ней должна была быть туристская часть - моя команда, главной целью которой являлся поход, и альпинистская часть - команда Миши.

В качестве цели для альпинистов был выбран непокоренный семитысячник - пик Коскулак (7028). Год оказался очень удачным. На пик Коскулак альпинисты МАИ, усиленные Андреем Петровым и Вячеславом Одоховским (оба из конгурской команды Юрия Хохлова 2004 г.), проложили три маршрута, два простых и один сложный.

12 августа состоялось первое восхождение на вершину по северо-западному гребню (4Б к.с.), руководил Михаил Волков, участвовали Александр Воробьёв, Андрей Машенин, Наталья Рулева, Николай Синюшин, Игорь Тарновский и Андрей Петров. 19 августа двойка Андрей Петров и Вячеслав Одоховский поднялась на вершину по юго-западному гребню (4Б к.с.) и, наконец, 27 августа завершилось восхождение по технически сложному северному ребру. Руководил М. Волков, участвовали Н. Синюшин, И. Тарновский, А. Машенин и А. Воробьёв.

Ф.3. Пик Коскулак (7028). Северное ребро.

К этому моменту команда туристов завершала свой 160-километровый путь от Гездарьи до базового лагеря альпинистов под вершиной Коскулак. В походе участвовали Андрей Лебедев (рук.), Олег Янчевский, Владислав Каган (участник восхождения на Конгур в 2004 г.), Дмитрий Чижик, Юрий Максимович (сошел с маршрута после пика Кызылсель), Петр Юдин и Марина Таракановская (а ныне Марина Тарновская). Мы уже прошли 7 перевалов, в том числе траверсы пиков Кызылсель (6525) и непокоренного пика Кокосель (6858). Мы шли уставшие и побитые: на гребне пика Кокосель было два срыва с карнизов. К счастью, все остались живы и без серьёзных повреждений.

В базовом лагере мы застали только троих: М. Волкова, И. Тарновского и А. Воробьёва. Оказывается, альпинисты отказались от завершения экспедиции восхождением на Музтаг-Ату (7546) по южному гребню. Поэтому все разъехались. А эти трое остались чтобы покормить и поухаживать за уставшими туристами. Каково?

Конечно, мы были очень тронуты. С этого момента Миша из приятеля и партнера превратился в моего друга.

Мы прибыли в лагерь альпинистов к обеду 29 августа. И провели в нем еще полтора дня.

Ф.4. Палатка-столовая в лагере альпинистов МАИ у подножия пика Коскулак. Высота 4749.

Весь вечер и следующий день мы провели в беседах, рассказывая друг другу о наших приключениях, все продукты альпинистов были в нашем распоряжении. Особенно запомнилась яичница, которую приготовил Миша для нас своими руками.

Всё утро 31 августа в яме пылал костёр - альпинисты собирали лагерь и сжигали мусор. Было очень грустно, мы прощались с друзьями. Грустно еще было и оттого, что кто-то возвращался домой, к родным, в уютные свои квартиры, а нам предстояло еще провести почти неделю в сложном восхождении по целине, по неизвестному маршруту на вершину высотою 7546 метров.

Ф.5. Михаил Волков в лагере у подножия пика Коскулак.

Потом я это всё смонтировал в фильме под трагическую музыку Баха - эпизод несения креста из страстей по Матфею. И там при прощании запечатлена такая особенная Мишина улыбка, которую, возможно благодаря фильму, я помню всю жизнь, а сейчас вспоминаю со слезами...

Через шесть лет мы решили повторить и снова выехать на Китайский Памир с совместной экспедицией альпинистов и туристов МАИ. Это был настоящий ремейк, даже маршрут нашего похода включал всё те же три главных препятствия: траверсы пиков Кызылсель, Кокосель и Музтаг-Аты (подъём по южному гребню и спуск по классике - по западному склону). Однако участники похода были иные: Андрей Лебедев (рук.), Андрей Жаров, Иван Жданов, Алексей Тимошенков, Игорь Штык и Юрий Максимович. В программу альпинистов были включены две вершины: Долкун-Музтаг (6355) и Кокосель с подъёмом по южной стене юго-восточного ребра.

Ф.6. Совместный обед 21.08.2011 на левой морене ледника Кокосель.

После разъезда по своим маршрутам обе команды встретились 21.08.2011 на леднике Кокосель на высоте 5050 м. Вот радости то было! Альпинисты к этому моменту уже сходили на Долкун-Музтаг, а туристы совершили траверс Кызылселя и подходили к Кокоселю. По плану из числа альпинистов в нашу команду здесь переходил Владимир Лавриненко. После совместного обеда мы разошлись. Туристы пересекли ледник к правому борту к началу маршрута на пик Кокосель по его южному гребню, а группа Волкова отправилась по леднику вверх к началу своего маршрута на тот же пик по его юго-восточному ребру. В идеале мы могли бы встретиться на вершине…

Ф.7. Южная стена юго-восточного ребра пика Кокосель.

Известие о несчастном случае застигло нас вечером 23 августа на высоте 6550 м. Мы разбили лагерь на краю ледосброса в основании последнего 300-метрового взлёта южного гребня пика Кокосель. Как только я включил спутниковый телефон, как пришла смс-ка от моего старшего сына Саши: "Позвони маме, она очень волнуется. Группа Волкова попала в камнепад. Двое пострадали - рука и нога".

Весь вечер мы пытались выяснить подробности о случившемся. Непонятно было, что делать с нашим восхождением. Подробностей добиться не удалось. В итоге мы решили, что завтра пойдем на вершину, успокоились и заснули.

Утром, прямо из спальника, я снова позвонил в Москву. "Ребята ночью спустились на ледник. Синюшин со сломанной рукой в сопровождении Добринского своим ходом уходит вниз. Волков остается с Панковым. У Панкова перелом ноги. Волков просит помощи".

Ф.8. Транспортировка Макса Панкова по леднику Кокосель.

Вот теперь ясно, наше восхождение отменяется, нам надо вниз. К вечеру 24.08 мы спустились к языку ледника Кокосель и встали лагерем на высоте 4440 м. Утром 25.08 начались спасработы. Макса Панкова принесли в лагерь только к 23 часам.

Утром 26.08 мы помогли дотащить Макса до тропы, где нас ждали киргизы с мотоциклами. Здесь мы разошлись. Миша с товарищами отправились сопровождать Макса в Кашгар, а я со своей командой поспешил к началу маршрута на Музтаг-Ату.

Ф.9. Миша тащит Макса, сзади помогает Алексей Тимошенков.

Восхождение проходило во время циклона, урывками, в промежутках между снегопадами, всего на него ушло 8 дней. По спутниковому телефону я узнал, что Миша и Павел Добринский вернулись из Кашгара под Музтаг-Ату и начали подъём на вершину «по классике». Однако встретиться наверху нам не удалось. Мы встретились 08.09 уже после восхождений на озере Каракёль у подножия великой горы, см. фото 1. Утомленные и счастливые, мы все вместе отправились в Кашгар.

В статье использованы фотографии Андрея Жарова, Ивана Жданова, Андрея Лебедева, Андрея Машенина и Марины Тарновской.