ОТЧЕТ О НЕКОТЕГОРИРОВАННОМ ГОРНОМ ПОХОДЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПО ЗАПАДНОМУ КАВКАЗУ (РАЙОН ТХАЧЕЙ), СОВЕРШЕННОМ С 28.04 ПО 04.05.2008 г.

НИТКА МАРШРУТА

пос. Новопрохладное - р.Куна - поляна Шестакова - траверс Ю.З. склона в. Малый Тхач - траверс З. склона в. Асбестная - перевал Чертовы Ворота - пер. черт знает какой - истоки левого притока р. Уруштен - седло пер. 2066 в хребте Агиге - траверс южного склона хребта Агиге - траверс в. Агиге (2311, 1А) - траверс в. Сундуки (2199) - дорога по хребту М. Бамбак - пос. Бурный - пос. Псебай.

Руководитель - Лебедев Андрей Александрович.

ОГЛАВЛЕНИЕ

14.02.1956

Максимович Валерия Юрьевна

14.06.1990

1.3. Маршрут в kmz-файле для просмотра в программе Google-Earth загружен ЗДЕСЬ.

1.4. Календарный график движения. В столбце "Подъём H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце L прописан фактически пройденный путь по карте. В столбце L эфф. Прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости).

N

4,39

10,26

01.05

П.т. - пер. Чертовы Ворота (2110) - Ю. плечо (2210) г. В.Ачешбок - вост. склон Ю. плечаю

1857-1948-1900-1990-1950-2150-2030-2110-1980-2210-2065

2784

81,19

109,03

В зачет 81,19 * 1.2 = 97 км.

2. ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ

Известная проблема, как отгулять в горах на майские праздники, но так, чтобы без межсезонья - чтобы погода была получше, отсидок было поменьше. Ведь после зимы так хочется физухи, солнца, радости от общения с природой и с друзьями и совсем не хочется излишнего экстрима.

Одно из надежных решений - это горы Тавра, в Аладаглар мы уже отъездили 6 сезонов подряд. Поэтому в мае 2008 года мы решили поискать что-нибудь на Кавказе.

Предлагаемый маршрут в хорошую погоду легко проходится за пять дней.

Это переход от поселка Новопрохладное до Псебая.

Нитка маршрута у нас получилась такая: пос. Новопрохладное - р.Куна - поляна Шестакова - траверс Ю.З. склона в. Малый Тхач - траверс З. склона в. Асбестная - перевал Чертовы Ворота - пер. черт знает какой - истоки левого притока р. Уруштен - седло пер. 2066 в хребте Агиге - траверс южного склона хребта Агиге - траверс в. Агиге (2311) - траверс в. Сундуки (2199) - дорога по хребту М. Бамбак - пос. Бурный - пос. Псебай.

В поселок Новопрохладное, или, как его называют местные, Сахрай, заезжают по долине реки Белой почти также, как в Гузерипль, только, не доезжая до Гузерипля, надо свернуть по грунтовке налево и проехать по ней около 15 км.

Рано утром мы вылезли с поезда в Армавире, на автобусе добрались до Майкопа и прямо на автовокзале договорились с частниками, которые на паре легковых забросили нас в Сахрай. Вот таким нас встретил Сахрай.

Мы долго не могли найти начало обходной тропы (выделена красным):

Говорят, что в речке Сахрай в начале мая можно реально утонуть (и уже насмерть тонули…), поэтому во избежание бродов через Сахрай для прохода в долину р. Куна рекомендуют эту самую обходную тропу. В конце концов, по какой-то тропе мы зашли в лес, очень быстро с неё сбились и потом как-то непонятно, местами по девственному лесу, но чаще по лесным дорожкам вышли на Куну, перебродили через неё и вышли на наезженную грунтовую дорогу.

У нас был эксперимент. Мы решили выйти на поляну Шестакова, максимально используя эту дорогу. Поэтому мы завернули на мост через Куну там, где обычно продолжают идти прямо. Моста не оказалось, перешли вброд. Вот где-то здесь мы заночевали в первый день, см. красненькую "1".

А вот наша дорога.

Перед спуском к реке Куна дорога становится совсем заросшей. К реке спускается уже не дорога, а лишь следы от дороги 40-летней давности. А за бродом через Куну мы даже и эти следы потеряли. Тут мы полезли на хребет каким-то произвольным образом и в районе синей точки (см. карту выше) вышли на заросшую лесную дорожку,

которая вывела нас к правому притоку Куны выше его каньона. Здесь было много дров, были и места для палаток (на карте - красная цифра 2). К обеду пошел дождь, поэтому в этот день мы уже никуда не пошли.

Воооооооот, как мы проводили время:

На следующее утро был конкретный ливняк, и мы бы и никуда и не пошли бы, если бы не команда опытных пешеходных туристов, которые спустились мимо нас с поляны Шестакова. Лица у них были полны решимости, и все они были в защитной от дождя одежде. Ребята шли четверку, и это была группа из какой-то школы инструкторов. Нам стало стыдно, и, воспользовавшись кратковременным прекращением дождя, мы собрались и устремились по лесной дорожке вверх.

Вот, какая у нас дорожка.

Вот, какое там красивое дерево.

Хороший домик на поляне Шестакова. Мы в нем заночевали (на карте - красная цифра 3).

Хорошее наступило утро.

От поляны Шестакова мы шли уже по маркированной тропе. Тропа иногда шла по гребню хребта, но чаще - недалеко от гребня по южному склону. Наконец, мы увидели Большой Тхач.

Перед горой Малый Тхач тропа повернула направо и пошла траверсом юго-западного склона этой вершины.

За горой Малый Тхач тропа поднялась на гребень.

С гребня Малый Тхач выглядит вполне эффектно.

Иногда попались снежники.

В этот день мы постарались пройти по максимуму. Надо было использовать погожий день. В результате прошли четыре перевала, они показаны на карте синими точками.

На первом перевале, который был в восточном отроге горы Асбестовой, мы обнаружили свежий медвежий след.

Со второго перевала (Чертовы Ворота) мы увидели наш третий перевал (на карте - синяя цифра 3).

Я не знаю, как он называется, он и на картах то не обозначен. Я придумал его идти, чтобы не пересекать границу Кавказского государственного заповедника. На подъеме мы приближались к этой границе на 15 метров, но все же не пересекали её. Так показывал GPS. Оказалось, что за третьим перевалом сразу следует и четвертый.

Но тут ресурс погоды на этот день закончился, и началась гроза. Мы быстро, как смогли, спустились до первого ровного места на берегу ручья и встали на бивуак (на карте - красная цифра 4).

А утром снова хорошая погода.

Вот по этому свободному от леса распадку мы поднялись на перевал 2066.

Вокруг всё парило.

От перевала на восток траверсом южных склонов хребта Агаге отходила тропа, точнее, колея заброшенной тракторной дороги.

Хорошие там места…

Когда мы подошли к горе Агиге (2311), то попали в туман.

Дорога перед горой поднялась на хребет и перевалила на северный склон горы. В разрывы тумана мы увидели, что дорога впереди завалена снегом, Крутые снежники уходили куда-то в туманную бездну. Вдруг впереди за разрывающим дорогу снежником мы увидели парня. Он спросил, куда мы идем и поведал, что его девушка дожидается на дороге на другой стороне горы, а сам он уже два раза сорвался и пролетел в последний раз метров 70.

Я посоветовал ему вернуться и провести девушку траверсом через маковку вершины Агиге (2311). Мы и сами так сделали. После траверса мы увидели эту парочку. Они подошли к нам и расспросили о пути через вершину. Вот, как мы спустились с Агиге. Это вид назад. Справа видны снежники, которые сделали тракторную дорогу столь опасной.

Распрощавшись с влюбленными, мы снова вышли на гребень хребта и по тракторной дороге траверсировали гору Сундуки (2199) до синей точки 5, в которой наша захудалая дорожка вливается наезженную реальную грунтовую дорогу.

Вот как это выглядит на карте.

Только я забыл сказать, что перед траверсом Сундуков мы спустились в лесок пообедать.

А после Сундуков, после выхода в синей точке 5 на большую дорогу мы уже с неё не сходили. Так и спустились по ней до поселка Бурный на Малой Лабе. Ошибиться там трудно.

Кстати конец дороги на карте плохо нарисован. Я подправил её красненьким. Ночевали мы в красной точке 5 на обочине дороги. Там недалеко чистый ручеек с горы стекал.

Рассвет там красивый был.

Утреннее Солнце освещало скалы за Уруштеном.

Весь день мы шли-шли…

И заночевали в километре от поселка Бурного. К вечеру дождь проливной пошел. Поэтому проблемы с водой не было. Кстати речка Бурная была с грязной бурой водой.

Утром от Бурного пришлось пройтись до Псебая и только там мы сели на автобус и разъехались кто куда…

Всего у нас получилось шесть дней, включая весьма насыщенный день заезда. Как физическая тренировка - это пожалуй поэффективнее, чем на высоте попу отсиживать, пережидая кавказскую майскую непогоду.

3. ССЫЛКИ

1. А. Лебедев. Майский Кавказ - очаровательный и гуманный.