КЛАРМОНТ СКРИН

Сэр Клармонт Скрин (Clarmont Percival Skrine [1]) [1888-1974] - английский дипломат, специалист по Персии. С 1922 по 1924 гг. служил британским генеральным консулом в Кашгаре. Путешественник и фотограф - любитель. За три сезона пребывания в Кашгаре совершил 6 походов по Кашгарским горам. К востоку от Конгура Скрин открыл и описал неизученный ранее горный район (Агалистан) с вершинами альпийского типа. Результаты своих путешествий Скрин опубликовал в 1925 году статье "Конгурские Альпы"[1]. Им же составлена первая карта этого района.

Другой заслугой Скрина была идентификация точного местоположения вершин Конгура (7719) и Конгуртюбе (7595). Эти две горы часто путали и неправильно отождествляли с севера и с юга. Поднимаясь на обзорные точки в Агалистане, Скрин произвел фотосъемку верхних 130 метров восточного гребня Конгура и сфотографировал горы к юго-востоку от него. Сопоставив новые данные с наблюдениями Ауреля Стейна (Aurel Stein), Скрин определил местоположение и высотыКонгуртюбе (Конгур-I по Скрину) и Конгура (Конгур-II).

Портрет Клармонта Скрина 1907 г. (из частной коллекции).

В одном из своих путешествий Скрин посетил верховья реки Ойтаг и описал ледники северо-восточной стены высочайшей вершины хребта Улугарттаг - пика Чакрагиль (6760) [2].

Сэр Клармонт Скрин широко известен, как автор фундаментальной книги "Китайская Центральная Азия" [4].

Примечания.

1. В русской литературе утвердилось звучание "Скрайн", что соответствует "обычному восприятию" записи Skrine. Однако в процессе подготовки издания [1] на сайте Турклуба МАИ семья Скрина попросила, чтобы мы, русские, писали именно Скрин, что соответствует истинному звучанию этой фамилии. Иначе говоря, мы имеем здесь дело с исключением. Тем не менее, мы сочли необходимым указать и "старое" написание "Скрайн", чтобы читатели попадали на эту статью с помощью поисковиков.

Первое издание книги Скрина "Китайская Центральная Азия" (1926).

Труды Скрина.

1. C.P. Skrine. The Alps of Qungur. The Geographical Journal Vol. LXVI No. 5 November 1925 (имеется русский перевод).

2. C.P. Skrine. Shiwakte, Qungur and Chakragil. HJ, 1952, Vol. 17, pages 73-79

3. Фотографии К. Скрина

4. C.P. Skrine. Chinese Central Asia. Boston: Houghton Mifflin and Co., 1926, 306 pages.

5. C.P. Skrine. Chinese Central Asia. Oxford University Press, September 1986, 306 pages.

6. Скрайн. Китайская Центральная Азия. М. Молодая гвардия, 1935.

Литература.

1. Waugh, Daniel C. "The making of Chinese Central Asia". Central Asian Survey, Volume 26, Number 2, June 2007 , pp. 235-250(16).