3. ОПИСАНИЕ И ФОТОГРАФИИ. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

В этом разделе используется «походное время», которое отличается от московского на один час в большую сторону, т. е. 5 часов по московскому времени соответствует 6 часам по походному.

3.1. Заезд. Утром 29.04.2015 мы прилетели из Москвы в Анталию и успели на утренний автобус в Гереме. Вечером на автостанции договорились о трансфере к водопадам Капузбаши. Ночь провели в заказанной по Интернету недорогой гостинице.

Утром 30.04.2015 выехали в горы. Заезд к началу маршрута проходил через маленький городок Яхьялы на северной окраине Аладаглара.

Ф.1 Дорога из города Яхьялы к водопадам Капузбаши сначала пересекает горное плато, а потом следует по дну ущелья реки Заманты.

Ф.2. В ущелье п. Заманты.

Ф.3. Вырывающиеся из пещеры водопады Капузбаши год от года становятся всё более цивилизованным туристским объектом. Не удивлюсь, если скоро здесь начнут продавать билеты.

Ф.4. На смотровой площадке около верхнего водопада.

Ф.5. Три нижних водопада.

После осмотра водопадов мы снова сели в машину, развернулись назад и проехали еще 3 км до дальней окраины деревни Буйюкчакыр, расположенной на восточном склоне горы Диврик. При этом мы допустили ошибку, нам надо было выгрузиться на ближней окраине деревни и от этой окраины подняться на верхнюю обходную тропу. Нам же пришлось выходить на эту тропу, поднимаясь через огороды, разбитые на очень крутом склоне. При этом мы несколько раз перелезали через проволочные заграждения. И всё это происходило на глазах восторженной ребятни. Наконец, мальчишки вывели нас на основную тропу.

Тропа шла на север и соединяла террасы восточного склона горы Диврик. По ней мы прошли чуть более 4-х км и поднялись на 570 м. Лагерь разбили около ручья на высоте 1415 м в точке с координатами: 37° 48.450'С 35° 25.593'В.

3.2. Перевал Диврик (н.к., 1765, п.п.) и траверс северного отрога вершины Диврик. По космическому снимку был вычислен перевал, высотою 1765 м, расположенный в северо-восточном гребне вершины Диврик (2534). На снимке было хорошо видно, как на северо-запад с перевала спускалась тропа. Тропа на юго-восточном склоне была менее заметна. Говорить о первопрохождении перевала можно лишь в туристско-спортивном смысле, очевидно, что перевал используется местными охотниками и пастухами. Местное название перевала нам неизвестно. Координаты седловины: 37° 49.376'С 35° 25.655'В.

Ф.6-7. Утром 01.05.2015 сразу после рассвета нас накрыл туман.

В тумане мы пропустили начало тропы на перевал. Достигнув высоты 1534 в точке 37° 49.029'С 35° 25.869'В, мы повернули налево и начали подъём на перевал по кулуару с лесистыми склонами. На тропу вышли уже почти на перевале.

Ф.8-10. Тропа среди скал северо-западного склона перевала Диврик.

Ф.9.

Ф.10.

Ф.11. Панорама северо-западного склона вершины Диврик (2534).

Спустившись к ручью (он на фото 8 в нижней части кадра), мы перебродили его и поднялись на лесную дорогу.

Ф.12. Эта дорога поднимается от ручья на водораздел хребта, отходящего на север от вершины Диврик.

В точке 37° 50.468'С 35° 24.358'В дорога переваливает через хребет на высоте 1760 м и спускается далее на юго-запад. Здесь мы сошли с дороги и под дождем продолжили движение по хребту на север.

Ф.13-14. В точке 37° 51.157'С 35° 24.565'В на седловине высотой 1714 мы встали лагерем на обед и от дождя укрылись в палатках.

За водой пришлось спуститься к ручью на западном склоне хребта. До ручья почти 300 метров. Он находится на высоте 1642 м в точке с координатами: 37° 51.248'С 35° 24.427'В.

После обеда мы продолжили движение по хребту. Тропа по лесу западного склона хребта вывела нас на следующую более высокую седловину. Здесь лес закончился. Тропа перевалила через седловину на восточный склон хребта и начала протяженный полутора-километровый траверс восточного склона вершины 1973, при этом тропа не поднималась выше 1810 м.

Ф.15. Завершив траверс, мы спустились к ручью и встали лагерем на высоте 1698 в точке с координатами: 37° 52.823'С 35° 24.706'В.

3.3. Прохождение перевала Акконбет (н.к., 1893). Утром 02.05.2015 мы собрали лагерь и спустились на дорогу, которая проходила в 900 метрах севернее лагеря. Пройдя по дороге на северо-восток около 800 м, не доходя до её первого поворота на серпантин, мы сошли с неё и в точке 37° 53.411'С 35° 25.480'В пересекли овраг с ручьём.

Ф.16. Далее, двигаясь в северо-восточном направлении, мы поднялись на холм и приспустились на плоские заболоченные луга.

Ф.17. За лугами мы вышли на дорогу, которая вела на север к хребту, поросшему отдельно стоящими арчовыми деревцами. Этот хребет мы должны обойти справа, именно там на обходе будет перевал Акконбет.

Ф.18. Дорога подошла к хребту, повернула на северо-восток и начала плавно подниматься, траверсируя его склоны.

Ф.19. Растущие на камне цветы.

Ф.20. Вдали водохранилище на реке Заманты.

Ф.21. В полутора километрах до перевала Акконбет дорога повернула на запад. В 2005 году здесь была тропа.

Ф.22. Обед на перевале Акконбет.

Ф.23. Лагерь 1810 севернее вершины 2094. Воду брали из расположенного рядом колодца.

3.4. Прохождение перевала Странное плато (2155, 1А, п.п.). Утром 03.05.2015 мы собрали лагерь, обошли озеро и устремились в проход между вершинами 2094 и 2042. Это был очень необычный проход.

Ф.24. Тропинка, по которой мы шли, соединяла маленькие зеленые лужайки, обрамленные светло-серыми выходами скальной породы.

Ф.25. Иногда тропа упиралась в скальную гряду и терялась в ней. Мы перелезали через такие гряды и снова находили тропу.

Ф.26. На привале.

Ф.27. С последней скальной гряды мы увидели широкое плоское пространство, похожее на поле или аэродром. На этом поле мы зафиксировали удивительно сильную магнитную активность. Компас просто сошел с ума. Сильное магнитное поле было зафиксировано, также, датчиком в айфоне Кости Еналеева.

В километре от этого «железного поля» мы подошли к реке, которая текла в никуда. Она текла на юго-восток в углубление со всех сторон окруженное горами. Очень вероятно, что река уходила под землю, в пещеру. Жаль, что у нас не было времени исследовать этот вопрос. Надо будет еще раз туда вернуться и разобраться с этой рекой.

Перебродив речку мы продолжили движение на запад. У подножия вершины 2426 мы повернули направо, на северо-запад, и начали подниматься по узкой долине, ведущей к перевалу в бассейн реки Аксу.

Пройденная нами местность с микроскопическими полянками среди скал, с «железным полем» и с «речкой в никуда» была настолько своеобразной, что мы решили назвать её «Странным плато».

И перевал, ведущий из ущелья Аксу на это плато, получил одноименное с ним название.

Ф.28. Привал на пути к перевалу Странное плато.

Ф.29. Подснежники.

Ф.30. Короткий, 100-метровый спуск с перевала по осыпи его западного склона завершается выходом на тракторную дорогу, которая круто спускается в ущелье Аксу. Дорога эта не достроена, в нижней части она переходит в тропу.

Дорога дважды пересекает по мостикам приток Аксу, и на его левом берегу переходит в тропу, которая круто спускается к домику пастуха. Рядом мост через Аксу. В этом месте Аксу поворачивает на юг и через 300 метров входит в красивый и непростой каньон [2]. А нам надо подниматься по ущелью Аксу на запад к перевалу Кючюк-Демирказык или Керкез.

3.5. Прохождение перевала Кючюк-Демирказык (Керкез, 1А, 3090). От домика пастуха мы спустились к мосту и перешли Аксу на её правый берег.

Ф.31. Тропа входит в ущелье и в 700 метрах от домика пастуха упирается в прижим. Перед прижимом брод на левый берег.

Второй брод находится, примерно, в 100 метрах от первого. Тропа снова возвращается на орографически правый берег реки. И через 550 метров приводит к недостроенному деревянному домику или сараю, который стоит на полянке в пойме реки напротив устья её левого притока. На левом берегу стоит пустующий в мае кош, в 2009 году [1] в этом месте через Аксу был мост, сейчас он снесен. Координаты поляны: 37° 54.542'С 35° 19.050'В. Здесь, на высоте 1690 мы встали на ночлег.

Ф.32. Утро 04.05.2015. Попытка хоть немножечко подсушить (разогреть) ботинки после вчерашнего двойного брода.

В 650 метрах выше недостроенного домика тропа по бревнам переходит на левый берег реки.

Ф.33. Можно продолжить идти и по орографически правому берегу, мы так и шли, когда спускались по ущелью в мае 2009 [1]. Однако путь по правому берегу весьма труден. В местах, где тропа теряется, приходится траверсировать весьма крутые осыпные склоны и лавинные выносы. Основная тропа в этой части ущелья Аксу идет по левому берегу.

Через 3 км тропа спускается к реке и перед прижимом переходит на правый берег. В мае здесь имеется снежный мост, которым мы и воспользовались. В полутора километрах выше ущелье расширяется, его дно становится плоским.

Ф.34. Река здесь здесь исчезает в камнях. Вид вверх по по ущелью.

Ф.35. Из под камней фильтруются маленькие ручейки, сливаясь, они снова образуют Аксу. Вид вниз по ущелью.

Ф.36. Мы поспешили расположиться на перекус у бокового ручейка, ниспадающего водопадом с левого борта ущелья, пока вода не исчезла совсем. Координаты этой точки: 37° 53.603'С 35° 15.891'В. Высота 2054.

Выше этого места мы более километра по полянам среди зарослей арчи на левом берегу реки, пока ущелье не сузилось. Мы спустились к реке, которая в этом месте закрыта снежником. Начался подъём по плотному фирну на ступеньку в дне ущелья Аксу. Этот подъём завершается на высоте 2350 в точке с координатами: 37° 52.847'С 35° 15.382'В.

На следующем участке, длиной около 1300 м, относительно широкое заснеженное дно ущелья плавно набирает высоту. Река лишь изредка в проталинах вырывается из под снега.

Ф.37. На высоте 2510 в точке с координатами 37° 52.276'С 35° 14.970'В начинается узкий и забитый снегом каньон. Длина каньона около 500 м.

В верхней части каньона снежная пробка нам показалась ненадежной. Мы воспользовались открывшейся возможностью вылезти из каньона на орографически правый борт и траверсом снежного склона обошли эту ненадежную верхнюю часть.

Ф.38-39. В 300 метрах выше каньона в точке с координатами 37° 51.972'С 35° 14.604'В мы встали лагерем на ночлег. Высота 2583.

Утро 05.05.2015 выдалось ясным и морозным. Мы одели кошки и начали 200-метровый подъём перпендикулярно руслу реки в маленькую боковую долинку, которая находится западнее основной и параллельна ей. Эта маленькая долина через невысокую перемычку выводит в основную долину в 4-х километрах выше лагеря. Эту перемычку мы назвали перевалом Связной (2898). Её и перевалом то назвать трудно, так как перепад высот на спуске с неё в основную долину не превышает 20 м.

Ф.40. Боковая долина. Впереди вершина Текекалеси (3512).

Ф.41. Группа на повороте при входе в боковую долину. Высота на повороте 2770.

С пустившись с перевала Связной, мы продолжили движение по основной долине. Стало жарко, снег раскис и мы одели снегоступы.

Ф.42. Миша Бабич одел снегоступы, которые он заблаговременно смастерил прямо в походе из арчовых палочек.

На высоте 2955 начался подъём на очередную ступень долины. Посередине этого подъёма имеется проталина с открытым ручьём. Здесь можно набрать воду, мы ночевали здесь в 2007 г. Координаты этой проталины: 37° 51.391'С 35° 12.208'В. Высота 2980.

Ф.43. На обходе проталины с ручьём.

Подъём на ступень завершается на высоте 3000 м в точке: 37° 51.457'С 35° 12.110'В. Отсюда до перевала 1400 м пути по дну широкой и пологой долины. Перевальный взлёт отсутствует, и вообще, высшая точка перевала угадывается с трудом.

На спуске с перевала в точке 37° 52.297'С 35° 11.382'В на высоте 2920 начинается относительно крутой участок, который завершается на высоте 2840. Перепад высоты на этом участке 80 метров.

Ф.44. Спуск на относительно крутом участке между точками 2920 и 2840.

Далее 3,5 км пологого спуска по заснеженной долине до точки 2310 с координатами 37° 53.952'С 35° 10.280'В. В этой точке снег заканчивается, из под снега появляется дорога, которая начинает здесь протяженный траверс левого берега реки Эджемиш.

Однако по дороге мы не пошли, было видно, что впереди она завалена снегом. Вместо этого мы предпочли пройти 800 метров и спуститься вдоль реки до высоты 2180, а потом траверсом левого склона подняться на травянистую террасу. Здесь на высоте 2184 мы встали лагерем на ночлег. Координаты лагеря: 37° 54.172'С 35° 9.714'В.

Ф.45. В лагере на террасе левого берега р. Эджемиш.

Ф.46. С водой проблем нет, по террасе текут ручейки.

Ф.47. Выше лагеря около склона проходит дорога, по которой мы не рискнули идти. Здесь она уже свободна от снега.

Ф. 48. Красная скала в лучах заката.