5. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.1 Продуктовая раскладка.

Общая таблица раскладки на маршрут.

В походе использовали дифференцированную групповую раскладку. Дневная норма продуктов постепенно увеличивалась. На первой трети маршрута – 530 г, второй – 626 г, третьей – 711 г.

На маршруте было организовано несколько забросок продуктов. Вся еда была заранее распакована и распределена по участкам маршрута, отдельным готовкам и участникам, что сильно экономило время разбора забросок и облегчало учет веса в ходе маршрута.

Чтобы избежать перегруза на перелете Москва-Ош, часть продуктов покупалась на месте. Для этих целей двое участников вылетели в Ош на сутки раньше основной группы. В Оше покупали крупы, шоколад, сухофрукты, орехи, сладкие сухари, сахар и соль. Мы ходили как с горячими обедами (участки долин или простые препятствия), так и с сухими перекусами (участки сложных препятствий, радиальные восхождения, траверсы). В дни перекусов вместо супа брали дополнительную норму сухофруктов и орехов.

С середины маршрута в меню добавили мясные завтраки, которые чередовались с молочными.

На первую неделю похода включили в раскладку перетертый лимон с медом. Такая смесь хорошо помогает на этапе акклиматизации.

В качестве мясной добавки к крупам на ужин взяли пемикан (говядина, вываренная в жиру). Мы считаем, что по питательности и вкусу это наилучший вариант.

Супы брали не готовые пакетированные, а самостоятельно комплектовали суповой набор из различных сушеных продуктов, таких как рыба, мясо, овощи, макароны, бульонные кубики. Получилось очень вкусно.

Вместо традиционного картофельного пюре взяли сушеную картошку.

Крупы покупали обыкновенные, а не быстро разваривающиеся. Так как на наш взгляд они сильно вкуснее и питательнее. Использование автоклава и варочной печки, а также несколько забросок на маршруте позволяли нам не экономить на топливе.

5.2 Аптека.

Серьезных заболеваний на маршруте не было, за исключением фарингита у Андрея Потапенко пред траверсом верш. Удобная (5903). У Андрея поднялась высокая температура. Группа была вынуждена устроить 1,5 дневный отдых больному. За это время больной полностью поправился. Андрей начал пить курс антибиотиков и регулярно полоскал горло фурацилином.

Нескольких участников прихватили нетяжелый бронхит, их лечили антибиотиками (ципролет и азитромецин) и отхаркивающими препаратами (бромгексин). Болезнь не мешала им продолжать нормальное передвижение. Большой популярностью пользовалась мазь Boroplus (обветренные лица, потрескавшиеся губы). У каждого участника была личная аптечка (бинт, пластырь, обезболивающее и любимые лекарства), поэтому к групповой аптечке не обращались по мелочам.

Список аптеки.

5.3 Ремнабор.

Список ремнабора составлен по многолетнему опыту длительных автономных горных походов и немного уточняется каждый раз под специфику конкретного района. Ремнабор имеет необходимый запас расходных материалов и инструментов для ремонта личного и общественного снаряжения. Следует отметить, что все участники в предпоходный период хорошо подготовили и проверили снаряжение, поэтому в самом походе у реммастера работы было немного.

Т.к. предполагалось много технической работы на скалах в кошках, были взяты запасные передняя и задняя дужки (в сборе) и центральная пластина от кошек Grivel, а также напильник для правки зубьев кошек и инструментов.

Из серьёзных поломок можно выделить:

- ремонт разболтавшегося клапана автоклава (чистка и посадка на клей «Поксипол»);

- ремонт телескопической палки (сломана пластиковая распорная цанга, колена были закреплены 2-мя металлическими хомутами и армированным скотчем).

Из мелкого ремонта:

- местами протёртая оплётка динамической верёвки была замотана изолентой;

- швы на мыльницах пластиковых ботинок зашиты толстыми нитками или тонкой проволокой;

- ремонт дужки очков (тонкая проволока и клей «Поксипол»);

- провода и штекеры музыкальных колонок неоднократно чинились (инструменты и изолента);

- за время похода постоянно что-то по мелочи зашивалось.

Часть ремнабора для серьёзного ремонта постоянно находилась в заброске, что сильно облегчало его вес. К концу похода ремнабор «похудел» очень незначительно. Набор инструментов можно считать близким к идеальному.

Список ремнабора.

5.4 Личное снаряжение.

Список одежды носит больше рекомендательный характер. Каждый берет то, в чем ему удобнее и привычней ходить.

При выборе одежды руководствовались тем, чтобы в критический момент была возможность надеть на себя все теплые вещи.

Естественно, что чем легче, снаряжение, тем легче его нести, но не в ущерб комфорту и безопасности, иногда проще взять “лишний” свитер, чем потом весь поход мерзнуть.

Список одежды.

Наименование снаряжения

Кол-во

Рекомендации и пояснения

Рюкзак

Рюкзаки желательно маленькие не брать. Как показывает практика, большой рюкзак быстрее собирается. С маленьким рюкзаком возникнут проблемы на участках, когда нужно нести продукты на весь маршрут. Для мужиков оптимально 120 л, девушкам можно меньше. Обязательно привязать петлю для страховки.

Коврик

Берем по одному коврику, поэтому ковры полноценные, не обрезанные.

Накидка для вещей/на рюкзак

Полиэтиленовые мешки 120 л

Ботинки

Можно брать как двойные, так и одинарные. К одинарным нужны бахилы, к двойным можно фонарики.

Сандалии, либо кроссовки

Тут каждый может брать, то, в чем ему удобнее. В сандалиях больше отдыхают ноги, в кроссовках удобнее ходить

Носки трекинговые

Носки шерстяные

Носки х/б

Чуни спальные

Фонарики/бахилы

Если берете бахилы, на них должны хорошо сидеть кошки.

Штаны верхние

Можно взять из мембранной ткани, можно и просто авизент

Штаны термобелье

Штаны винблок или полар

Шорты

Для заездов и ходьбы по низам

Трусы

Футболка

Термобелье верх

Пуховка или синтепоновка

Тяжелую (зимнюю) пуховку брать нет большой необходимости. Можно взять пуховую жилетку.

Куртка ветрозащитная

Можно мембранку, можно авизентовый анорак. Обязательно с капюшоном.

Поларка тонкая

Поларка толстая

Шапка

Балаклава

Нашейник/ маска

Варежки синтепоновые теплые

Варежки винблок или полар

Возможно для поларовых варежек будут полезны капроновые верхонки.

Перчатки полар

Шмотник для одежды

Шапка от солнца

Список специального снаряжения.

Такие вещи как буры, кошки и клювы ледорубов должны быть заточены.

Кошки

На ботинках кошки должны сидеть идеально. Слетающие кошки могут привести к ЧП

Ледоруб

Ледоруб или инструмент нужно брать с прямой, либо так изогнутой ручкой, чтобы можно было на нем делать станцию на снежно-фирновом склоне.

ледобуры

Буры должны быть заточены и нормально крутиться. Желательно стальные.

Карабин без муфты

Как вспомогательный

Карабины

Система верх + блокир.

Блокировку можно брать любую, либо веревку, либо стропу.

Прусы, петли, самостраховка

Блокировка, петля под ногу и усы самостраховки должны быть подогнаны

Жумар

Можно зажим типа кулочка

Спусковуха

Можно как восьмерку, так и реверсо

Палки

По желанию

Система низ

Мешок для железа

Тиблок

По желанию, для петли под ногу.

Каска

Не строительная

Нож

Во избежание проблем с милицией, большие ножи лучше не брать

КЛМ

Желательно, чтобы либо миска, либо кружка была металлической

Фонарик

Ком-кт

Очки солнцезащитные

Зажигалка

Пьезо на высоте не работают

Карта района с маршрутом

Можно 2 км

Веревочка 5 м

Личная аптечка

Бинт, обезболивающее, пластырь, личные таблетки, эластичный бинт

Ксивник

По желанию

Деньги, документы, билеты

Ком-кт

5.5 Общественное снаряжение.

Список общественного снаряжения.

Выводы и рекомендации по общественному снаряжению.

Использовали палатку Пик (шатер) конструкции Виктора Николаева, показавшую при малом весе отличные эксплуатационные качества. Такая палатка позволяет комфортно разместиться в одном «помещении» всей группой с вещами, выделить место для готовки еды и заниматься походным бытом.

Мы использовали мультитопливные горелки и специальный очищенный бензин «Калоша». Для разогрева горелок взяли один газовый баллон 230 мл, которого хватило на весь поход. За время похода из 22 л бензина израсходовали 19, т.е. расход 82 мл на чел в день с учётом топки снега на высотных ночёвках. Экономии топлива способствовало наличие варочной печки из тонкой титановой жести. В долинах, при наличии сухой растительности и достаточного количества собранного собственного мусора, мы готовили на печке.

Использовали дюралевую скороварку на 5 л с накидной поворотной крышкой, доработанную для снижения веса. Были демонтированы массивные эбонитовые ручки. Для установки в печку на обеих ёмкостях для готовки были сделаны юбки из стеклоткани.

Практика показала, что в группе должно быть несколько лопат разного типа (штыковая и совковые).

Для фотосъёмки использовали два зеркальных аппарата Canon. Два активных фотографа за весь поход использовали 6 аккумуляторов на двоих и получили разнообразный качественный материал (макро- и микро- пейзажи, портреты, техническая съёмка). Минусом зеркальной техники является их большой вес и габариты, фотограф обязан заранее продумать способ переноски и оперативного использования аппарата на сложном рельефе.

Расход литиевых батареек в GPS навигаторе Garmin 60Csx при постоянной записи трека – комплект (2 шт) на 5-5,5 дней. Навигатор Garmin 62Csx оказался менее экономным – батарей хватало на 3 дня. При записи трека оптимально установить режим – запись по расстоянию через 20 м.

Использовали спутниковый телефон системы Iridium. Качественная связь была практически в любой точке маршрута. Из 2х аккумуляторов использовали только один, и то не до конца.

На группу из 8 человек брали четыре веревки, 3-статических и 1-динамическую, для сложных скальных участков. Динамическая верёвка сильно истрепалась, но это их общая болезнь.

Активно использовали станционные петли, закладки, френды. Из-за особенностей скальной породы в Музколе крючья использовали мало. Расходный реп, используемый для ледовых проушин и расходных петель, ушёл практически полностью.