К оглавлению

.

3. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЙОНА

3.1 Географические особенности района.

Хребет Музкол является крупнейшей горной системой Восточного Памира. Он простирается в широтном направлении на 136 км от слияния истоков Бартанга на западе до меридионального участка долины реки Южный Акбайтал на востоке. Высочайшая вершина - пик Советских Офицеров (6233 м).

По рельефу и характеру оледенения хребет Музкол разделяется на два участка - западный и восточный, разделенные перевалом Депше (4346).

Западный участок хребта Музкол простирается с запада на восток на 50 км и служит водоразделом между рекой Кокуйбель (левый исток реки Кудара) на севере и Сарезским озером на юге. Его средняя высота 5370 м, высочайшая вершина - пик 5859.

Восточный участок хребта Музкол имеет сложную орографию. На западе он служит водоразделом между левыми притоками реки Кокуйбель - реками Бозбайтал и Зорташкол (на севере) и рекой Мургаб с её правым притоком - рекой Западный Пшарт (на юге). Восточнее он разделяет бассейн бессточного озера Каракуль (на севере) от бассейна реки Мургаб (на юге). И, наконец, на самом востоке хребет служит водоразделом между правыми притоками Мургаба - реками Южный Акбайтал (на севере) и Восточный Пшарт (на юге).

Восточный участок хребта, по которому проходил наш поход, выше западного, его средняя высота 5720 м, высочайшая вершина - пик Советских Офицеров достигает высоты 6233 м, двенадцать вершин превышают по высоте 6000 м. Самый высокий перевал района – пер. Харченко, имеющий высоту 6101 м.

На восточном участке хребта Музкол от его водораздела на север отходят два мощных отрога - хребты Южный Зорташкол высотой до 6148 м (пик Двуглавый) и Северный Зорташкол высотой до 6128 м (пик Северный Музкол).

Музкол представляет крупнейший узел оледенения Восточного Памира. На склонах хребта находится около 440 ледников общей площадью 328,7 кв. км.

В западной части 74 ледника общей площадью 55,9 кв. км. Самый крупный ледник имеет длину 6 км и расположен на северном склоне хребта Музкол к северу от северо-западной оконечности Сарезского озера.

На восточном участке хребта Музкол находится 267 ледников общей площадью 272,8 кв. км. В бассейне реки Бозбайтал на стыке хребтов Музкол и Зорташкол расположен самый большой ледник хребта Музкол - ледник Советских Офицеров длиной 5,8 км и площадью 15 кв. км.

Высота снеговой границы 5000-5100 м, а концы ледников, как правило, спускаются до высоты 4400-4800 м. Многие ледники Музкола не имеют фирновой зоны питания или имеют фирновую зону, очень малую в сравнении с размерами ледников. На этих ледниках господствует ледяное питание. Снег, выпавший за зиму, в дневные часы летом тает, затем смерзается и к осени наращивает толщу ледника.

Ледники Музкола в своем большинстве имеют спокойный характер, уклон их не велик, трещин немного, ледопады несложные.

Характерной особенностью большинства ледников района является наличие на них кальгаспор, которые хотя и невелики, но создают определенную трудность при передвижении.

Хребет Музкол сложен, главным образом, метаморфическими сланцами, известняками и песчаниками. Наивысшие части имеют резкий горно-ледниковый рельеф. Господствует ландшафт каменистого высокогорья со скалами и осыпями на крутых склонах.

Реки Музкола не так полноводны, как на Западном Памире. Они несоразмерно малы по отношению к своим долинам и трудностей для переправ не представляют.

Многие реки в верхнем течении имеют многокилометровые наледи, толщина которых достигает 3-х метров, и которые не успевают растаять за короткое лето.

В долинах рек много каньонов и прижимов, которые либо обходятся сверху по террасам, либо проходятся прямо по дну.

Если не брать в расчет Сарезское озеро, образовавшееся в результате обвала в 1911 году, то озер в Музколе очень мало. Есть только ледниковые озера, больше похожие на большие лужи.

С востока и северо-востока хребет Музкол огибается Памирским трактом, благодаря чему к восточной части хребта имеются короткий подъезд. В перемычке между северным отрогом хребта Музкол и западным отрогом Сарыкольского хребта находится самый высокий перевал Памирского тракта - перевал Акбайтал (4655 м).

3.2 Особенности климата. Растительный и животный мир.

Общей особенностью климата Восточного Памира является его сухость и резко континентальность. Летом перепад температур достигает 30-40 градусов. В долинах, имеющих лессовый почвенный покров с отсутствием растительности, можно наблюдать смерчи и поземку из пыли.

Хотя район Восточного Памира и отличается стабильной ясной погодой, но в Музколе, особенно в высокогорной его части, бывают периоды, сопровождающиеся снегом и туманом. Несмотря на общую сухость климата, за год в высокогорье выпадает 800-1000 мм осадков. Этим объясняется наличие в Музколе значительного оледенения.

Растительный покров Музкола относится к высокогорно-пустынному типу и представлен разнотравьем. Чаще всего встречаются полынь, памирский желтушник, примула, лапчатка, пария, эдельвейсы, фиалки, лютики. В некоторых долинах попадается радиола розовая. Из кустарников обычен терескен. На высотах свыше 4900 метров растут только лишайники.

Большинство долин Музкола имеют очень редкий растительный покров, а некоторые его практически не имеют. Выделяются долины Западного Пшарта и Мургаба, что связано с относительно мягким микроклиматом и небольшой высотой (устье Мургаба 3200 м). Здесь можно встретить ивняк, тополя, березы и жимолость.

Животный мир довольно разнообразен. Встречаются архары, рыжие волки, медведи, шакалы, очень много длиннохвостых сурков, зайцев, горных козлов. Зимой 2011 года в долине Западного Пшарта мы видели следы барса.

Из птиц обитают альпийские галки, снежные воробьи, гималайские улары. На Сарезском озере гнездятся горные гуси.

3.3 Транспортные возможности. Регистрации, пропуска.

До районов Центрального и Восточного Памира, в том числе и Музкола, можно добраться как из Оша (Киргизия), так и из Душанбе или Куляба (Таджикистан). В этих городах есть международные аэропорты. Дальнейший путь проходит по Памирскому тракту, автомобильной дороге, соединяющей Ош, Хорог и Душанбе.

Заезд в Мургаб (районный центр на востоке Музкола) из Оша немного короче, чем из Душанбе и в среднем занимает один день. На участке от Оша до Мургаба дорога проходит через три главных горных перевалаТалдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и Акбайтал (4655 м). Основная сложность заезда в район с этой стороны – это пересечение киргизско- таджикской границы, а также необходимость доставки каким-то образом в Ош пропуска в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО), выдаваемого только в Душанбе. Без пропуска на территорию Таджикистана въехать проблематично.

Дорога из Душанбе до Мургаба может занимать от полутора до двух дней пути. Она является более сложной, чем отрезок Ош-Мургаб в силу особенностей горного рельефа. Участок от Душанбе до Хорога называется Западным Памирским трактом. Он проходит через высокий перевал Хабуработ (3720). От Хорога начинается Восточный Памирский тракт, на участке до Мургаба проходящий через перевалы Кой-Тезек (4251), Тагаркаты (4168), Найзаташ (4314). Минусом заезда с этой стороны являются регулярные посты на трассе, для проезда через которые каждый раз приходится показывать документы.

Длинные заезды по Памирскому тракту способствуют лучшей акклиматизации перед активной частью маршрута. Мы рекомендуем перед заброской в горы переночевать в Мургабе, высота которого 3600 метров.

Машину до Мургаба можно найти на месте самостоятельно, либо воспользоваться услугами турфирм. Мы заезжали и оформляли документы через компанию Pamir Highway Adventure (Мургабская ассоциация экотуризма www.pamirhighwayadventure.com), работой которой остались довольны.

В Мургабе есть аэропорт, куда раньше летали рейсы из Душанбе. Но в последнее годы авиасообщения нет.

Летом 2012 года гражданам России загранпаспорт для въезда в Таджикистан не требовался. Для посещения Восточного Памира необходимы следующие документы – общегражданский или заграничный паспорт, пропуск в ГБАО, регистрация, разрешение на посещение национального парка. Пропуск в ГБАО выдается только в Душанбе. Документы на пропуск нужно высылать заранее, но не обязательно оригиналы, достаточно копии. Мы рекомендуем пропуск в ГБАО оформлять через турфирмы.

Регистрацию вам может помочь сделать любой житель Таджикистана, зарегистрировав вас на себя в отделении милиции. Нам известно, что регистрацию точно можно сделать в Душанбе, Кулябе, Хороге, Мургабе. Регистрация выдается только по оригиналам документов, т.е. заранее ее сделать невозможно. Срок действия регистрации – не более одного месяца.

Разрешение на посещение национального парка можно получить в Душанбе, Хороге или Мургабе, в администрации парка. Оформлением этого документа фирмы, предлагающие “полный пакет”, обычно пренебрегают, поскольку у работников национального парка нет возможности контролировать всю его огромную территорию.

Если на самостоятельное оформление документов нет времени, их можно сделать через турфирму.

При выборе начального пункта для заезда в район, рекомендуем следить за общественно-политической ситуацией в регионе в период проведения похода. Обстановка в регионе очень нестабильна. Летом 2010 вспыхнули серьезные волнения в Оше на межнациональной почве, через какое-то время обстановка стабилизировалась. А летом 2012 года проводилась военная спецоперация в Хороге, и дорога из Душанбе была закрыта. Нашей группе очень повезло, что мы выбрали вариант заезда через Ош.

Если говорить о подъездах внутри района, то большинство широких восточных долин Музкола, выходящих на Памирский тракт проезжаемы для автомашин с повышенной проходимостью (джипы, ГАЗ 66, УАЗ 469, УАЗ 452 “буханка”). В верховьях многих долин находятся коши, есть грунтовые дороги. Один из самых часто используемых вариантов заезда с востока – по долине Восточного Пшарта до пер. Акташ (н/к, 4300).

В восточную часть Музкола можно попасть с запада со стороны долины реки Кокуйбель, вдоль которой некоторое время идет дорога на Кудару.

Стоит отметить, что ни на какие спасательные службы в горах Восточного Памира рассчитывать не приходится. Все вертолеты в Таджикистане военные, летом они сдаются в аренду фирмам для заброса людей и грузов в МАЛ на поляне Москвина под пиком Коммунизма (7495). Конечно, можно заранее договориться о возможных авиа спасработах, но, например, летом 2012 года вся техника была задействована в военной операции в Хороге.


Рис.3. Общая схема хребта Музкол. 1- западная часть хребта, 2- восточная часть, 3- хребет Южный Зорташкол, 4- хребет Северный Зорташкол.

3.4 История освоения района.

Горный массив Музкол – малоосвоенный район. Для первопрохождений здесь все еще можно найти логичные перевальные седловины, много нехоженых пятитысячников, остались непройденными и некоторые шеститысячники.

Начало исследованию Музкола было положено геологами. В 1914-1915 годах они определяли строение отдельных участков хребта в районе пер. Акбайтал (работы Гайдена и Наливкина). В 1927-1928 годах советские геологи исследовали долины рек Зорташкол (Музкол) и Кокуйбель. Наиболее широкое изучение Музкола было предпринято в 1932 году в рамках комплексной Памиро-Таджикской экспедиции, проводившей основную работу в районе Сарезского озера. В 1940 году в районе пер. Акбайтал на высоте 5000 две недели действовала биологическая станция по изучению гипоксии. Альпинисты, помогавшие в организации этой станции, под руководством Блещунова А.В. совершили восхождения на пики Райковой (5547) и Погребецкого (5273).

В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов комиссия по поиску голуб-явана (региональное памирское название снежного человека), действовавшая при АН СССР, установила, что к району относится “наибольшее число наиболее достоверных свидетельств” о встречах со снежным человеком. В рамках мероприятий комиссии было совершено первое лыжное путешествие в Музколе, зимой 1957 года, группой ленинградских альпинистов под руководством Андрея Громова.

Спортивное освоение района продолжили туристы. В 1974 году в Музколе проводилась экспедиция московских туристов под руководством А.Ф. Харченко. Две группы в общей сложности прошли 11 новых перевалов. В 1979-1980 район посещают сразу пять групп из Ленинграда (Золотайкин А. (5 к.с.), Кожукова В.(3 к.с.), Лобов В. (6 к.с.), Муравьев (6 к.с.), Устинов (4 к.с.)).

Пик посещения района туристами и альпинистами пришелся на конец 80-х годов. В 1986 году команда В.Жака за восхождение по юго-западной стене верш. Биткая Зап. (6074) получила первое место чемпионата СССР по альпинизму в высотно-техническом классе. В феврале 1988 года группа туристов из Москвы под руководством Стрыгина С.Э. в ходе лыжного похода совершили первовосхождение на высшую точку района – пик Советских Офицеров (6233).

В 90-х годах из-за нестабильной политической обстановки в регионе район посещался редко. В 1996-1998 годах здесь работала британская экспедиция, в состав которой также входили немецкие и английские альпинисты. В ходе экспедиции совершены первовосхождения на вершины – Двуглавый (6160), Белая Пирамида (6038), Северный Музкол (6128) и Снежный Леопард (5875).

За последние годы, после длительного перерыва, кроме нашей команды, район посетили три группы из Москвы (рук. Д.Чижик (2009), С.Романенков (зима 2011)) и Киева (рук. Б.Савчинский (2011)).

.

К оглавлению